Решение Камчатского областного суда
от 25 мая 2005 г. N 3-8/05
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2005 г. N 60-Г05-4 настоящее решение изменено
Камчатский областной суд в составе:
председательствующего А.А. Миронова
при секретаре Е.А. Денщик
с участием прокурора Н.Б. Симак
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 25 мая 2005 года гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Камчатской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Камчатской области от 24 июня 1996 года N 42 "Об органах государственной власти Камчатской области" в редакции Закона Камчатской области от 28 марта 2003 года N 81 (с изменениями от 24 февраля 2004 года и 11 января 2005 года), установил:
Исполняющий обязанности прокурора Камчатской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению: части 2 пункта 2 статьи 4; пункта "м" части 2 статьи 5; пункта "н" части 3 статьи 5; пункта "г" части 5 статьи 14; абзаца 1 пункта 2, пункта 3 статьи 15; пунктов "а", "и" части 1, частей 4, 7, 8, 9 статьи 19; пункта 3 статьи 20 в части слов "законом Камчатской области" Закона Камчатской области от 24 июня 1996 года N 42 "Об органах государственной власти Камчатской области" в редакции Закона Камчатской области от 28 марта 2003 года N 81 (далее - Закон Камчатской области), мотивируя тем, что названные положения закона субъекта РФ противоречат нормам Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) и Федеральному закону от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 188-ФЗ).
В судебном заседании представитель и.о. прокурора Камчатской области прокурор отдела прокуратуры Камчатской области Симак Н. Б. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям. При этом уточнила, что поименованные в тексте заявления как пункты с буквенным обозначением надлежит считать подпунктами, части - абзацами, а части с цифровым обозначением считать пунктами. В окончательном варианте просила признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению следующие положения Закона Камчатской области:
- подпункт "м" пункта 2 статьи 5 в части слов " а также выборов Губернатора области";
- подпункт "н" пункта 3 статьи 5 в части слов " а также дата выборов Губернатора области";
- подпункт "г" пункта 5 статьи 14;
- абзац 1 пункта 2 и пункт 3 статьи 15;
- подпункты "а", "и" пункта 1, пункты 4, 7, 8, 9 статьи 19;
- пункт 3 статьи 20 в части слов "законом Камчатской области".
Представитель Совета народных депутатов Камчатской области Кошелева Ю.Г. требования прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 2 пункта 2 статьи 4; пункта 3 статьи 20 в части слов "законом Камчатской области" не признала, ссылаясь на их необоснованность. В остальной части, с учетом внесенных представителем прокурора в судебном заседании уточнений, заявленные требования признала, считая их обоснованными.
Аналогичную позицию высказала и представитель администрации Камчатской области Курасова Т.Б.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив соответствие оспариваемых норм Закона Камчатской области федеральному законодательству, суд пришел к следующему.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как видно из материалов дела на территории Камчатской области принят и действует Закон Камчатской области от 24 июня 1996 года N 42 "Об органах государственной власти Камчатской области" в редакции Закона Камчатской области от 28 марта 2003 года N 81 (с изменениями от 24 февраля 2004 года и 11 января 2005 года).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 2 и подпунктом "н" пункта 3 статьи 5 Закона Камчатской области к полномочиям Совета народных депутатов отнесено установление порядка проведения выборов в Совет народных депутатов, а также выборов Губернатора области и назначение даты выборов в Совет народных депутатов, а также даты выборов Губернатора области.
Однако федеральным законодательством установлен иной порядок наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской федерации.
Так, согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 184-ФЗ гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а.1" пункта 3 статьи 5Федерального закона N 184-ФЗ решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации" оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 5 статьи 14 Закона Камчатской области установлено, что полномочия Совета народных депутатов могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу федерального закона о роспуске Совета народных депутатов.
Между тем основания и порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации установлены статьей 9 Федерального закона N 184-ФЗ, которой такое основание для досрочного прекращения полномочий Совета народных депутатов, как вступление в силу федерального закона о роспуске Совета народных депутатов, не предусмотрено.
Абзацем 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 15 Закона Камчатской области установлены нормы, касающиеся избрания губернатора области, порядка проведения выборов губернатора области и вступления его в должность.
Так в соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 15 Закона Камчатской области Губернатор области избирается населением области на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием. Срок полномочий Губернатора области истекает через 5 лет со дня избрания Губернатора области. Днем избрания Губернатора области считается день голосования по выборам Губернатора области, в результате которых он был избран. Губернатор области не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона Камчатской области порядок выборов Губернатора области и вступления его в должность определяется законами Камчатской области.
Данные положения Закона Камчатской области противоречат вышеназванному пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 184-ФЗ, устанавливающему, что гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Подпунктами "а", "и" пункта 1 статьи 19 Закона Камчатской области определены такие основания досрочного прекращения полномочий Губернатора области как отзыв избирателями на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством (подпункт "а"), а также отставка Губернатора в связи с выражением ему недоверия Советом народных депутатов (подпункт "и").
Между тем пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 184-ФЗ, устанавливающим перечень оснований досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), указанные в Законе Камчатской области основания досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона Камчатской области решение Совета народных депутатов о недоверии Губернатору области влечет за собой немедленную отставку Губернатора области и возглавляемой им администрации области. В случае отставки администрации области она продолжает действовать до сформирования нового состава администрации области.
Однако данная норма противоречит пунктам 5, 6, 7 статьи 19 Федерального закона N 184-ФЗ, которыми установлено, что решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности. При этом только решение Президента Российской Федерации об отрешении высшего должностного лица субъекта Российской федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае же отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по вышеуказанному основанию он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Тем самым федеральным законом предусмотрены иные последствия при принятии Советом народных депутатов решения о недоверии Губернатору области.
Пунктами 7, 8, 9 статьи 19 Закона Камчатской области регулируются вопросы, касающиеся проведения выборов Губернатора области в случае досрочного прекращения его полномочий.
Так, пунктом 7 названной статьи установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий Губернатора Камчатской области, уполномоченные на то органы либо должностные лица в соответствии с федеральным законодательством, Уставом Камчатской области и (или) законом Камчатской области назначаются внеочередные выборы Губернатора Камчатской области. Указанные выборы проводятся не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий Губернатора Камчатской области.
Согласно пункту 8 названной статьи после истечения срока полномочий, на который Губернатор области избран, полномочия Губернатора области прекращаются со дня вступления в должность вновь избранного Губернатора области, но не позднее чем через 3 недели после избрания.
Согласно пункту 9 этой же статьи в случае признания выборов Губернатора Камчатской области несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран, исполнение обязанностей Губернатора Камчатской области осуществляется в соответствии с Уставом Камчатской области. При этом повторные выборы проводятся в срок не позднее чем через четыре месяца после официального объявления результатов предыдущих выборов.
Указанные положения Закона Камчатской области не соответствуют пункту 11 статьи 19 Федерального закона N 184-ФЗ, которым установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) вносится Президентом Российской Федерации не позднее 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской федерации).
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором подпункт "м" пункта 2 статьи 5 в части слов "а также выборов Губернатора области"; подпункт "н" пункта 3 статьи 5 в части слов "а также дата выборов Губернатора области"; подпункт "г" пункта 5 статьи 14; абзац 1 пункта 2 и пункт 3 статьи 15; подпункты "а", "и" пункта 1, пункты 4, 7, 8, 9 статьи 19 противоречат федеральному законодательству, в силу чего в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ подлежат признанию недействующими.
Вместе с тем заявленные прокурором требования о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 2 пункта 2 статьи 4 и пункта 3 статьи 20 Закона Камчатской области суд считает не подлежащими удовлетворению.
Так, в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 4 Закона Камчатской области порядок созыва, подготовки и проведения сессии Совета народных депутатов, правомочность заседания Совета народных депутатов устанавливаются Регламентом Совета народных депутатов.
Оспаривая данное положение в части того, что правомочность заседания Совета народных депутатов устанавливается Регламентом Совета народных депутатов, прокурор указывает на несоответствие нормы Закона Камчатской области в указанной части пункту 11 статьи 4 Федерального закона N 184-ФЗ. При этом представитель прокурора в судебном заседании считал, что правомочность заседания Совета народных депутатов должна быть названа непосредственно в тексте самого Закона Камчатской области.
Согласно пункту 11 статьи 4 Федерального закона N 184-ФЗ правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации.
Сопоставив вышеуказанные нормы Закона Камчатской области и Федерального закона N 184-ФЗ, суд не усматривает несоответствия оспариваемой нормы Закона Камчатской области положениям федерального закона.
Из содержания пункта 11 статьи 4 Федерального закона N 184-ФЗ следует, что правомочность должна быть определена законом субъекта, что не равнозначно тому, что она устанавливается и прописывается непосредственно в самом законе субъекта РФ. Тем самым следует признать, что в той форме как это изложено в абзаце 2 пункта 2 статьи 4 Закона Камчатской области правомочность заседания Совета народных депутатов как законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ законом субъекта РФ определена. То обстоятельство, что данная норма носит отсылочный характер, по мнению суда, не может служить основанием для признания ее несоответствующей федеральному законодательству, поскольку указанное допускается при правовом регулировании. Обязательность установления правомочности заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ непосредственно в тексте самого закона субъекта РФ из содержания Федерального закона N 184-ФЗ прямо не вытекает.
Тем самым оснований для признания абзаца 2 пункта 2 статьи 4 Закона Камчатской области в оспариваемой части не соответствующим федеральному законодательству не имеется.
Оспаривая пункт 3 статьи 20 Закона Камчатской области, согласно которому полномочия, порядок деятельности мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законом Камчатской области, в части слов "законом Камчатской области", прокурор указывает на несоответствие правовой нормы в этой части пункту 1 статьи 1 Федерального закона N 188-ФЗ, согласно которому, по мнению заявителя, субъекту РФ не предоставлено право регулировать и устанавливать полномочия и порядок деятельности мировых судей. По мнению представителя прокурора законом субъекта РФ может устанавливаться только порядок назначения мировых судей, тогда как регулирование и установление полномочий и порядка деятельности мировых судей осуществляется федеральным законодательством и не может осуществляться законом субъекта РФ.
Однако такой вывод не основан на нормах действующего федерального законодательства, так как пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 188-ФЗ прямо определено, что порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
Более того, оспариваемая норма закона Камчатской области полностью соответствует пункту 2 статьи 28 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", согласно которой полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного суд находит заявленные требования и.о. прокурора Камчатской области подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление и.о. прокурора Камчатской области удовлетворить частично.
Признать:
подпункт "м" пункта 2 статьи 5 в части слов "а также выборов Губернатора области";
подпункт "н" пункта 3 статьи 5 в части слов "а также дата выборов Губернатора области";
подпункт "г" пункта 5 статьи 14;
абзац 1 пункта 2 и пункт 3 статьи 15;
подпункты "а", "и" пункта 1, пункты 4, 7, 8, 9 статьи 19 Закона Камчатской области от 24 июня 1996 года N 42 "Об органах государственной власти Камчатской области" в редакции Закона Камчатской области от 28 марта 2003 года N 81 (с изменениями от 24 февраля 2004 года и 11 января 2005 года) противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части и.о. прокурора Камчатской области в удовлетворении заявления отказать.
Сообщение о настоящем решении, после вступления его в законную силу, подлежит опубликованию в газете администрации Камчатской области "Официальные ведомости".
На решение после его составления в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Камчатский областной суд.
Председательствующий судья Камчатского
областного суда |
А.А. Миронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Камчатского областного суда от 25 мая 2005 г. N 3-8/05
Текст решения опубликован в газете "Официальные ведомости" от 13 октября, 10 ноября 2005 г. NN 79, 87
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2005 г. N 60-Г05-4 настоящее решение изменено
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника