Решение Петропавловск-Камчатского городского суда
от 14 апреля 2006 г. N 2-702/06
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатской области в лице судьи: Цукановой В.И.
при секретаре: Семенковой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Петропавловска-Камчатского о признании несоответствующим федеральному закону, недействующим со дня принятия решения Городской Думой абзаца 4 статьи 4 Положения о земельном налоге на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного решением Городской Думы от 16 ноября 2005 года N 222-р установил:
Прокурор города Петропавловска-Камчатского обратился в суд с заявлением о признании несоответствующим федеральному закону, недействующим со дня принятия решения Городской Думой абзаца 4 статьи 4 Положения о земельном налоге на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного решением Городской Думы от 16 ноября 2005 года N 222-р. Из заявления следует, что утвержденное решением Городской Думой Положение о земельном налоге на территории Петропавловск-Камчатского городского округа противоречит требованиям действующего федерального законодательства, а именно части 2 статьи 3 Налогового кодекса РФ и должно быть признано недействительным, недействующим и не влекущим правовых последствий со дня принятия.
В судебном заседании помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Ближникова В.И. пояснила, что указанные в заявлении нормы Положения противоречат действующему законодательству и должны быть признаны недействующими со дня их принятия по изложенным в заявлении основаниям, поскольку принятием части положения, не соответствующей закону, нарушаются права государства и других субъетов налоговых правоотношений.
В судебном заседании представитель Городской Думы Петропавловска-Камчатского городского округа Новицкая Е.Ю. пояснила, что оспариваемое решение Городской Думы принято в пределах компетенции представительного органа местного самоуправления в соответствии со статьями 387-398 Налогового кодекса РФ. Абзацем 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при установлении местного налога представительными органами могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. На основании указанных норм Налогового кодекса РФ решением Городской Думы от уплаты земельного налога освобождены, в том числе, учреждения, финансируемые из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа. Положение не противоречит закону, поскольку форма собственности в нем не указана, при этом производится финансирование не только муниципальных учреждений.
Выслушав указанных лиц, оценив содержание оспариваемого нормативного акта, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 15, части 1 статьи 19 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления принимают (издают) правовые акты по вопросам своего ведения.
Решением Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа N 222-р от 16 ноября 2005 года утверждено Положение о земельном налоге на территории Петропавловск-Камчатского городского округа. Решение опубликовано 23 ноября 2005 года в газете "Вести + ТВ" N 47.
Статьей 4 Положения установлены налоговые льготы. В абзаце 4 указанной статьи указано, что учреждения, финансируемые из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, освобождаются от уплаты земельного налога.
Главой 31 Налогового кодекса РФ представлены полномочия представительным органам местного самоуправления для принятия нормативного правового акта о земельном налоге.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Налогового кодекса РФ не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности.
Право собственности представляет собой правомочия владения, пользования, распоряжения (п.1 ст. 209 ГК РФ). Под правомочием владения понимается основанная на законе возможность иметь у себя имущество, содержать в своем хозяйстве (фактически им обладать, числить на своем балансе и т.п.). Статья 210 ГК РФ подчеркивает необходимость для собственника нести бремя содержания своего имущества. Учреждение не является собственником своего имущества (статья 120 ГК РФ), финансируются учредителями-собственниками по смете, в которой фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему собственником сумм. Указание на финансирование учреждений средствами местного бюджета, составляющими муниципальную казну муниципального образования (ч. 3 ст. 215 ГК РФ), является указанием на форму собственности.
Ссылка представителя Думы о том, что из средств местного бюджета происходит передача денежных средств в виде субсидий и т.п. некоторым государственным учреждениям, сама по себе не служит доказательством финансирования этих учреждений, поскольку их финансирование производится другим собственником.
Реализовывая право установления налоговых льгот, основания и порядок их применения, представительные органы местного самоуправления могут определять категории налогоплательщиков, не ставя их в зависимость от формы собственности.
Согласно статье 212 ГК РФ признается равная защита прав всех собственников в виде признания за любым из них одинаковых юридически признанных возможностей в соответствии с п.п. 1 и 2 статьи 209 ГК РФ.
Оценив вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что нормы права, изложенные в абзаце 4 статьи 4 Положения о земельном налоге на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного решением Городской Думы от 16 ноября 2005 года N 222-р, установив налоговые льготы в зависимости от формы собственности, противоречат требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы других субъектов регулируемых ими правоотношений.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В части 2 статьи 44 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
Суд полагает, что необходимо признать противоречащим федеральному закону, недействующим со дня принятия решения Городской Думой абзац 4 статьи 4 Положения о земельном налоге на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного решением Городской Думы от 16 ноября 2005 года N 222-р.
На основании статьи 206, части 3 статьи 253 ГПК РФ следует обязать Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа опубликовать сведения о данном решении в газете "Вести" в 14-дневный срок со дня вступления данного решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Прокурора г. Петропавловск-Камчатского о признании несоответствующим федеральному закону, недействующим со дня принятия решения Городской Думой абзаца 4 статьи 4 Положения о земельном налоге на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного решением Городской Думы от 16 ноября 2005 года N 222-р удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному закону, недействующим со дня принятия решения Городской Думой абзац 4 статьи 4 Положения о земельном налоге на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного решением Городской Думы от 16 ноября 2005 года N 222-р.
Обязать Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа опубликовать в газете "Вести + ТВ" сообщение о данном решении в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Камчатский областной суд в течение 10 дней.
Судья |
В.И. Цуканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 14 апреля 2006 г. N 2-702/06
Текст сообщения опубликован в газете "Вести" от 21 - 27 июня 2006 г. N 25
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника