Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ проблемной сферы
1.1. Петропавловск-Камчатский городской округ является крупнейшим населенным пунктом региона, в котором сконцентрировано более 57 процентов (далее %) всех жителей и более половины общего объема промышленного производства Камчатского края. На 01.01.2014 население Петропавловск-Камчатского городского округа (далее городской округ) составило 182,7 тысяч человек, оборот организаций Петропавловск-Камчатского городского округа по всем видам экономической деятельности в действующих ценах - 75, 2 миллиарда рублей (далее - млрд. рублей).
Численность экономически активного населения городского округа составляет 62,6% от общей численности постоянного населения. Ежегодно в экономике городского округа занято до 92,3% от экономически активного населения. Общая численность безработных к экономически активному населению, рассчитанная по методике Международной организации труда составляет 8,8 тысяч человек (7,7%).
Несмотря на улучшение основных показателей рынка труда в последние годы, проблемой остается несоответствие спроса и предложения на рынке труда, в том числе в части соответствия уровня квалификации, образования, навыков соискателей требованиям работодателей. Осложняют полноценное участие населения в развитии экономики городского округа такие проблемы как сезонная занятость, включение в систему трудоустройства значительной части женщин и молодежи.
Доля населения, перешагнувшего пенсионный возрастной рубеж, составила 28,2% (почти треть населения городского округа), при этом после назначения пенсии продолжают работать 27,57 тысяч пенсионеров, то есть более половины от общей численности.
Одним из индикаторов состояния экономики муниципального образования является уровень денежных доходов населения. В 2013 году реальные денежные доходы населения выросли и составили 109,2% к 2012 году. В 2012 году соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума составило 2,4 раза.
Структура доходов населения городского округа из года в год принципиально не меняется - 59 - 62% доходов население получает в качестве оплаты труда, до 18% - в виде социальных трансфертов, в том числе за счет пенсий - 12%.
Основным фактором, поддерживающим рост доходов, остается темп роста реальной заработной платы. По итогам всероссийской переписи населения 2010 года у большей части населения городского округа (91,93 тысяч человек) основным источником средств к существованию является трудовая деятельность, включая работу по совместительству, а из нее заработная плата наемных работников.
По данным статистики в 2013 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий составила 57,43 тысяч рублей с приростом к предыдущему году на 11,8%, темп роста среднемесячной начисленной заработной платы - 112,0%, уровень реальной заработной платы - 106,9%. Средняя заработная плата в 3,9 раза превышает прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный в регионе. При этом, сохраняется высокая межотраслевая дифференциация заработной платы.
Таким образом, сфера доходов населения городского округа характеризуется умеренными темпами роста и развитием платежеспособного потребительского спроса, что способствует улучшению качества его жизни.
Доходы занятого в экономике городского округа населения обеспечиваются в процессе функционирования организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих различные виды экономической деятельности на территории городского округа.
Из общего объема оборота организаций 34,4% приходится на долю организаций оптовой и розничной торговли, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 20,9% на организации рыболовства и рыбоводства, 15,2% на долю организаций по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.
По сравнению с 2012 годом общий оборот организаций снизился на 1,0%. Существенное сокращение оборота организаций произошло в сфере добычи полезных ископаемых, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, рыболовства и рыбоводства. Наблюдается увеличение оборота в организациях, осуществляющих деятельность в сфере строительства, здравоохранения и предоставления услуг, в том числе коммунальных, социальных и персональных услуг.
В 2013 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по фактическим видам деятельности крупных и средних предприятий составил 45,8 млрд. рублей, что в действующих ценах на 1,2% меньше чем в 2012 году. Сводный индекс промышленного производства составил 101,3%.
Промышленность Петропавловск-Камчатского городского округа представлена следующими отраслями: добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии газа и воды.
В структуре отгруженных товаров, выполненных работ и услуг промышленных видов деятельности 74,2% промышленного производства приходится на обрабатывающие производства (преимущественно рыбоперерабатывающей промышленности и судоремонта). Основные объемы обрабатывающих производств формируют предприятия пищевой промышленности. Ими в 2013 году отгружено продукции собственного производства в объеме 20,0 млрд. рублей, или 99,9% к отгрузке 2012 года. Индекс производства составил 103,2%.
Второй по значимости отраслью обрабатывающих производств является производство транспортных средств и оборудования, включающее судоремонт. Отраслью произведено продукции на сумму 1 351,6 миллиона рублей (далее млн. рублей), индекс производства составил 99,4%. Удельный вес судоремонта в объеме обрабатывающих производств составляет 5,4%.
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды составляет 25,5% промышленного производства городского округа. Объем отгруженных товаров собственного производства в 2013 году составил 8,3 млрд. рублей, что на 2,5% ниже уровня 2012 года в действующих ценах. Производство теплоэнергии снизилось по сравнению с уровнем прошлого года на 1,8% и составило 1 842,5 тыс. Гкал, электроэнергии - на 2,0%. Это связано с экономией энергоресурсов вследствие установки приборов учета в жилом фонде и на предприятиях городского округа.
На предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых, приходится 0,3% промышленного производства городского округа. Отгружено продукции на 96,8 млн. рублей, индекс промышленного производства составил 101,3%.
Общий объем добычи нерудных строительных материалов полностью зависит от спроса потребителей. Рост отрасли обеспечивают увеличивающиеся объемы жилищного строительства и реализация мероприятий по ремонту и реконструкции дорожной сети.
Анализ индексов промышленного производства в разрезе трех основных отраслей промышленности показывает неравномерность темпов его роста.
Рост промышленного производства обеспечивается объемами обрабатывающей промышленности (ключевая отрасль - производство продуктов питания). Прочие отрасли промышленности сохранят свою функцию обеспечения потребительского спроса на местном рынке.
Основные проблемы промышленности остаются неизменными. Высокие транспортные издержки и тарифы на энергоресурсы делают местную промышленную продукцию (за исключением продукции рыбопереработки) неконкурентной для экспорта.
Существенно влияет на эффективность промышленного производства износ основных фондов. В обрабатывающей промышленности средний возраст зданий и сооружений в 2012 году превысил 30 лет, машин и оборудования - 12 лет, транспортных средств - 16,5 лет.
В городском округе стимулирование промышленного производства осложнено дефицитом необходимой инфраструктуры (транспортной, инженерной). Исторически сложившиеся производственные зоны в северо-западной части городского округа практически освоены, территории для размещения промышленных площадок в указанном районе отсутствуют.
Генеральным планом городского округа предусмотрено размещение промышленных и коммунальных зон на территориях, прилегающих к жилым массивам, то есть сравнительно обеспеченных транспортной и инженерной инфраструктурой, находящихся в настоящий момент в собственности в восточной части городского округа вне жилой застройки на территориях, которые непригодны для жилищного строительства и, как правило, не имеют надлежащей транспортной и инженерной инфраструктуры.
Для дальнейшего роста промышленного производства необходимо масштабное строительство производственной инфраструктуры, техническое перевооружение действующих предприятий и развитие новых видов производства.
Но, несмотря на объективную необходимость увеличения капитальных вложений в производственные основные фонды, 2013 год, в целом, характеризуется снижением уровня инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, составили 18,9 млрд. рублей против 22,9 млрд. рублей в 2012 году.
Петропавловск-Камчатский городской округ продолжает привлекать большую часть инвестиций, вкладываемых в экономику региона. В 2012 году на городской округ пришлось около 79,4%, в 2011 году 77,1% инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по Камчатскому краю. Основными сферами инвестиционной активности остаются сфера транспорта и связи, операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг.
За период 2007 - 2012 годов на городской округ пришлось 156,7 млн. долларов США инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, что составило 43% всех иностранных инвестиций в экономику Камчатского края за период 2007 - 2012 годов.
Дальнейшего развития требует и такая капиталоемкая сфера, как строительство. Итоги работы строительного комплекса в 2013 году сохранили положительную динамику. За указанный период объем выполненных работ сложился на уровне 11,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 10,9% больше, чем 2012 году.
На территории Петропавловск-Камчатского городского округа в 2013 году построено 59 жилых домов общей площадью 57,6 тысяч квадратных метров. С начала года в эксплуатацию введены объекты производственного назначения и социально-культурной сферы, новые автомобильные дороги с твердым покрытием протяженностью 1,2 км, водоводы протяженностью 1,6 км, торговые предприятия общей площадью 5,4 тысяч квадратных метров, предприятия общественного питания на 75 посадочных мест, общетоварные склады общей площадью 3,7 тысяч квадратных метров.
Ключевую роль в сфере строительства играет частный капитал - на него приходится до 89,8% всех работ, выполняемых по виду деятельности "Строительство". Произошедшее в 2013 году сокращение частных вложений в строительство повлекло спад в отрасли, который продолжил сказываться и в 2014 году.
Значительным фактором, определяющим инвестиционную привлекательность муниципального образования, является его политика в сфере земельных отношений. В 2013 году в собственности городского округа находилось 278,81 га земель. Физическим лицам предоставлено 6,65 га, в том числе во владение и пользование - 0,13 га, юридическим лицам - 188,26 га, в том числе в пользование - 112,89 га. Общая площадь земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа, предоставленных для целей строительства, составила 448,32 тысяч квадратных метров (145 участков).
Основными направлениями предоставления земельных участков продолжают оставаться жилищное строительство, строительство капитальных объектов торговли, строительство и реконструкция автомобильных дорог. Предоставление земельных участков для создания и развития промышленных объектов продолжает оставаться приоритетным, но не активно реализуемым направлением земельной политики городского округа.
Важную роль в инвестиционном процессе играют бюджетные инвестиции. В 2013 году бюджеты всех уровней обеспечили в совокупности 46,2% всех инвестиций в основной капитал, осуществлявшихся крупными и средними предприятиями, 53,8% - собственные средства (прибыль, амортизация) и другие средства (кредитные ресурсы).
Ключевым направлением инвестирования бюджетных средств стала модернизация существующей инженерной, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры городского округа. Именно за счет бюджетных средств осуществляется и планируется продолжать реконструкцию старой и формирование новой городской инфраструктуры. Участие в данном процессе частных инвесторов на текущий момент практически не обеспечено.
Общий объем бюджетных инвестиций Петропавловск-Камчатского городского округа с учетом субсидий из федерального и краевого бюджетов в 2013 году составил 1 999 108,395 тысяч рублей (далее - тыс. рублей). За счет внебюджетных источников обеспечивалась реализация инфраструктурных проектов в сфере водоснабжения и водоотведения городского округа, но внебюджетными средствами в данном случае выступали собственные средства муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Петропавловский водоканал" (далее - МУП "Петропавловский водоканал", а не средства частных инвесторов.
В связи с недостаточностью доходов бюджета городского округа для осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, основные направления инвестиционной деятельности администрации Петропавловск-Камчатского городского округа определяются исходя из выполнения намеченных Правительством Камчатского края на среднесрочный период мероприятий, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, жилищного строительства, строительства и модернизации объектов жилищно-коммунального комплекса, на преобразование социальной инфраструктуры, из числа включенных в государственные программы Камчатского края.
В связи с чем, приоритетными направлениями бюджетных инвестиций городского округа остаются модернизация и строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения, инженерной инфраструктуры для целей жилищного строительства.
Между тем, в процессе формирования и реализации инфраструктурных проектов должны учитываться перспективы и возможности дальнейшего развития территории и экономики городского округа в целом. Капитальные вложения в действующие и создаваемые объекты производственной сферы, сферы приоритетных для развития городского округа услуг, являются необходимым шагом для целостного социально-экономического развития городского округа.
Поэтому определяющим фактором для развития инвестиционной деятельности на территории городского округа, является создание благоприятного инвестиционного климата и формирование механизмов для привлечения частных инвестиций в экономику городского округа, стимулирования потенциальных инвесторов к участию в инфраструктурных проектах.
С целью стимулирования инвестиционной, инновационной и внешнеэкономической активности городского округа в среднесрочной перспективе необходима организация и реализация планомерной работы:
- по совершенствованию нормативно-правовой базы, необходимой для стимулирования инвестиционной деятельности на территории городского округа;
- по формированию и продвижению имиджа городского округа, как перспективного инвестиционного и туристического центра Камчатского края в других регионах Российской Федерации, странах дальнего и ближнего зарубежья;
- по обеспечению взаимодействия городского округа с институтами развития Камчатского края, финансовыми институтами, созданными в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации для реализации приоритетных инвестиционных проектов;
- по совершенствованию механизма координации действий отраслевых органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по осуществлению взаимодействия с потенциальными инвесторами, в том числе для снижения административных барьеров, препятствующих развитию инвестиционной деятельности на территории городского округа;
- по обеспечению участия городского округа в реализации государственных программ Российской Федерации и Камчатского края для дальнейшего привлечения бюджетных средств в капиталоемкие, но необходимые для социально-экономического развития городского округа проекты;
- по созданию для инвесторов удобных и выгодных условий продвижения инвестиционных и инновационных проектов.
Помимо участия в инвестиционной деятельности городского округа средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, крупных и средних предприятий, сохраняется высокий уровень инвестиционной активности малых предприятий. В 2013 году их доля в совокупном объеме инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составила 30,2%.
Малое предпринимательство оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие городского округа в целом. Развитие сферы малого бизнеса помогает обеспечить насыщение потребительского рынка товарами, способствует трудоустройству населения, в том числе создает условия для увеличения рабочих мест и снижения уровня безработицы.
По состоянию на 01.01.2014 на территории Петропавловск-Камчатского городского округа вели хозяйственную деятельность 3531 малых предприятий (с учетом микропредприятий), 7938 индивидуальных предпринимателей и 22 средних предприятия. В 2013 году малое и среднее предпринимательство предоставило рабочие места для 17,2 тыс. жителей городского округа. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий (с учетом микропредприятий) в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций составила 24,46 %. Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве составила 17,44% от общей численности занятого в экономике населения городского округа.
За 2013 год общее количество субъектов малого предпринимательства увеличилось незначительно - на 0,2%, в связи с изменением законодательства в части увеличения с 01.01.2013 тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, что привело к снижению количества индивидуальных предпринимателей на 550 единиц по сравнению с 2012 годом.
Значительная доля малых предприятий (с учетом микропредприятий) представлена в таких видах экономической деятельности как обрабатывающие производства (9%), строительство (15%), транспорт и связь (9%), операции с недвижимым имуществом (17,7%).
Оборот малых предприятий с учетом микропредприятий в действующих ценах в 2013 году сложился в размере 46 996,9 млн. рублей.
Оборот малых предприятий характеризовался положительной динамикой по следующим видам экономической деятельности: обрабатывающих производствах - 108,5%, в оптовой и розничной торговле - 105,7%, на предприятиях транспорта и связи - 102,3%.
Наибольшую долю в обороте малых предприятий (с учетом микропредприятий) составили предприятия оптовой и розничной торговли - 54,6%, строительства - 14,8%, обрабатывающих производств - 5,7%.
На развитие малого бизнеса значительное влияние оказывает индивидуальное предпринимательство. Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей занято в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств (47,5%), что обусловлено сравнительно небольшими стартовыми затратами и быстрой отдачей в связи с быстрой оборачиваемостью капитала. В сфере транспорта и связи занято около 12,4% всех предпринимателей, в строительстве - 8,2%, на производстве - 6,2%. Отраслевая структура индивидуальных предпринимателей достаточно стабильна и существенно не изменчива.
Торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями в последние годы обеспечен рост оборота розничной торговли городского округа, который в 2013 году составил 30354,2 млн. рублей (105,7% к уровню 2012 года в товарной массе). В 2013 году малым и средним бизнесом сформированы 87,7% оборота розничной торговли. Индекс физического объема продаж в данном секторе увеличился на 4,3%.
Розничная торговля городского округа представлена на розничных рынках и ярмарках, а также в стационарных торговых объектах. Удельный вес продаж на розничных рынках и ярмарках в структуре формирования оборота по формам торговли в 2013 году снизился на 3,3%. Сокращение количества рынков, в виду отсутствия капитальных рыночных строений и проведение мероприятий по их реконструкции и модернизации, привели к снижению объема продаж рыночной торговли в розничном обороте на 20,6%.
По состоянию на 01.01.2014 на территории городского округа функционировали 1 469 стационарных магазинов с общей площадью торгового зала 116,7 тысяч квадратных метров, 729 павильонов (25 тысяч квадратных метров), 397 киосков.
В последние годы развитие получила стационарная инфраструктура розничной торговли, в том числе сформированная по сетевому принципу и крупные форматы торговли, сократилось количество объектов мелкорозничной торговли, что способствовало увеличению показателя обеспеченности торговыми площадями населения городского округа, который составил 999 квадратных метров на 1 000 человек, превысив норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в 2,4 раза.
Универсализация торговых предприятий путем обеспечения широкого ассортимента продовольственных и сопутствующих товаров, торговых центров, реализующих непродовольственные группы товаров, способствует увеличению розничного товарооборота и влияет на динамику потребительского спроса на товары и услуги, определяющего потребности населения.
Как и сфера торговли, сфера общественного питания лидирует как по количеству предприятий малого предпринимательства, так и по доле их объемов в общем обороте розничной торговли и общественного питания. Оборот общественного питания в 2013 году составил 2 985,1 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 3,2% ниже уровня 2012 года. Услуги общественного питания населению предоставляют 212 предприятий общественного питания, рассчитанные на 14 701 мест, на долю которых приходится 83,1% оборота общественного питания Камчатского края. Большое значение в пополнении оборота и оказании услуг населению отводится мелкорозничной сети предприятий общественного питания, летним кафе по продаже продукции общественного питания, точкам по продаже прохладительных напитков.
Фактическая обеспеченность предприятиями общественного питания в целом по городскому округу составляет 80 мест на 1 000 жителей против 40 мест по нормативу. Большинство предприятий сосредоточено на "красной линии" городского округа. Расширение сети общественного питания происходит за счет привлечения частного капитала.
В сфере платных услуг доля услуг, оказанных субъектами малого предпринимательства, сохраняет свое преобладание в структуре формирования объема бытовых услуг, в 2012 году она составила 94,6% объема, в 2013 году - 69,4%. Наибольший удельный вес в общем объеме бытовых услуг занимают услуги по ремонту и строительству жилья и других построек - 31,3%, по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, машин и оборудования - 22,4%, парикмахерские и косметические услуги - 15,4%.
Таким образом, малый и средний бизнес имеет свои "ниши" практически во всех отраслях экономики городского округа и, в значительной мере, занимает те позиции, которые приносят высокую добавленную стоимость и характеризуются быстрым оборотом средств. Непроизводственная сфера остается наиболее привлекательным видом деятельности.
Вместе с тем, сложившаяся отраслевая структура малого и среднего бизнеса не отвечает задачам развития экономики городского округа: первое место по численности малых и средних предприятий занимает сфера оптовой и розничной торговли, которая многократно превышает доли малых и средних компаний в других отраслях, в том числе производственных.
Поскольку основная деятельность бизнес сообщества городского округа направлена на работу внутри региона, практически неразвитой остается межрегиональная и международная деятельность городского округа. Наибольшими возможностями и ресурсами по предоставлению непроизводственных услуг на межрегиональном и международном рынках обладают субъекты малого и среднего предпринимательства, работающие в туристической отрасли, развитие которой обозначено как стратегическое.
Согласно Стратегии развития туризма в Камчатском крае на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 02.03.2011 N 122-РП, с учетом ориентации на инновационно-кластерный подход к развитию территории, туристско-рекреационный кластер, основой для которого станет природно-рекреационный потенциал Камчатки, на сегодняшний день считается одним из приоритетов стратегического развития Камчатского края. Согласно распоряжению Правительства Камчатского края от 30.12.2013 N 843-РП "Об утверждении "Дорожной карты" исполнительных органов государственной власти Камчатского края по реализации инвестиционной стратегии Камчатского края до 2020 года", развитие туристско-рекреационных кластеров планируется осуществлять путем формирования соответствующих инвестиционных проектов, включающих создание транспортной, коммунальной, энергетической инфраструктуры, в том числе в Паратунской зоне, в с. Эссо и с. Налычево. Для создания в Петропавловск-Камчатской опорной зоне Авачинской агломерации, центром которой является городской округ, туристско-рекреационного кластера, определена возможность использования уже существующей инфраструктуры морехозяйственного кластера. Планируется, что туристический кластер в своей деятельности будет использовать практически всю "обслуживающую" инфраструктуру морехозяйственного кластера. Помимо этого, из всех населенных пунктов Камчатского края в городском округе наиболее развита туристская инфраструктура, в состав которой входит более 50% организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность в Камчатском крае, 25% коллективных средств размещения (39,9% номерного фонда), основная доля объектов общественного питания (более 50%) и торговли (61% магазинов, около 80% павильонов).
Таким образом, Авачинская агломерация с центром в городском округе обладает возможностями стать одним из базовых центров развития рекреации, активного отдыха и круизного туризма в Камчатском крае. С учетом планов Правительства Камчатского края по созданию территории опережающего социально-экономического развития на территории городского округа, для туристской сферы городского округа открываются новые перспективы, связанные со строительством морского порта, созданием новых современных условий для международного морского пароходства.
В силу сосредоточенности инфраструктурных и кадровых ресурсов в городском округе, большая часть въездного туристского потока посещает город в качестве базовой точки размещения, что препятствует созданию положительного имиджа городского округа как туристического центра Камчатского края, способного предоставить не только проживание, питание, и транспортные услуги, но и сформировать самостоятельный туристский продукт. На сегодняшний день общая концепция презентации природно-рекреационных ресурсов городского округа не выработана. Культурно-исторические объекты, находящиеся на территории городского округа, в единичных случаях включаются в туристский продукт. Отсутствует систематизированная, доступная для туристов информация о туристских продуктах и ресурсах городского округа.
Учитывая специфику территориальной организации городского округа, в туристский продукт, ориентированный на въездной туризм, могут быть включены: сити-туры с посещением музеев и осмотром исторических памятников; круизные туры по Авачинской бухте, на остров Старичков и иные круизные туры; велотуры; горнолыжные туры, сноубординг, туры на снегоходах, на собачьих упряжках; дачный отдых; рыболовные туры и дайвинг; спортивно-оздоровительные туры; деловые и научные туры.
В силу ограниченности финансовых возможностей городского округа его прямое участие в создании туристской инфраструктуры на текущий момент не представляется возможным и, учитывая деятельность регионального правительства по систематизированному развитию туристской отрасли, не является достаточно обоснованным. Поэтому, основные усилия администрации Петропавловск-Камчатского городского округа должны быть направлены на позиционирование города, как центра развития культурно-исторического въездного и внутреннего туризма, в том числе обеспечивающего потребности целевой группы в размещении, питании и транспорте для ознакомления с остальной территорией Камчатского края, через создание благоприятного для развития туризма имиджа городского округа.
Создание условий для развития потребительского рынка, производственной сферы, в том числе путем поддержки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также обеспечение прямого участия городского округа в создании необходимой для функционирования городского округа инфраструктуры и непосредственно в обеспечении осуществления экономических видов деятельности, необходимых для развития инфраструктуры и удовлетворения потребностей населения, является основным инструментом влияния городского округа на экономическую составляющую его жизнедеятельности в процессе решения вопросов местного значения.
Участие городского округа в производстве товаров, работ и услуг для удовлетворения нужд населения, обеспечивается путем создания муниципальных унитарных предприятий, участия в организациях иных форм собственности и за счет координации деятельности муниципальных учреждений по предоставлению платных услуг.
В целях коммерческого использования муниципального имущества для обеспечения потребностей населения и территории городского округа в производстве продукции, работах и услугах созданы 13 муниципальных унитарных предприятий, из которых только 8 продолжают фактическое осуществление деятельности. В производственной сфере свою деятельность осуществляет одно предприятие - МУП "Петропавловский водоканал", занимающееся производством и распределением воды, приемом и переработкой сточных вод. Деятельность 7 предприятий направлена на оказание услуг, в том числе по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов, санитарной очистке и благоустройству территории городского округа, сдаче в аренду муниципального имущества, ремонту жилых помещений, коммунальных, социальных, персональных, бытовых услуг.
Результативность деятельности муниципальных унитарных предприятий влияет не только на обеспечение потребностей населения городского округа, но и должна способствовать увеличению доходной части бюджета городского округа. В 2013 году наблюдается резкое снижение экономической эффективности деятельности предприятий и уменьшение объема средств, поступающих в бюджет городского округа по итогам финансового года. При увеличении прибыли муниципальных предприятий в 2013 году на 62,7% по сравнению с 2012 годом, чистый финансовый результат снизился на 85%, сумма средств, направляемая в бюджет городского округа по итогам года, сократилась с 18 103,0 тыс. рублей до 1 538,6 тыс. рублей.
Оказание платных услуг муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями является составляющей потребительского рынка, регулируемой администрацией городского округа. Для обеспечения финансовых интересов населения городского округа, при удовлетворении его потребностей в платных услугах, предоставляемых муниципальными учреждениями и предприятиями, и баланса указанных интересов и возможностей муниципального сектора экономики, производится тарификация услуг организаций. В 2013 году экономически обоснованные тарифы утверждены на 27 платных услуг четырех муниципальных учреждений и на 137 услуг четырех муниципальных унитарных предприятий, что позволило муниципальному сектору осуществлять жилищно-коммунальные услуги, образовательные, транспортные, бытовые, ритуальные и прочие услуги. Регулирование администрацией городского округа размера платы на указанные услуги должно способствовать получению необходимого для городского округа финансового результата при осуществлении экономической деятельности.
Для пополнения доходной части бюджета городского округа в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения, городской округ участвует в открытых акционерных обществах, ведущих хозяйственную деятельность по производству продуктов питания и оказанию услуг общественного питания, транспортных услуг и услуг по аренде имущества. Из 7 обществ эффективно свою деятельность, обеспечивающую получение учредителем дивидендов, осуществляют 3 организации. Сумма дивидендов, предусмотренных к перечислению в бюджет городского округа, в 2013 году составила 51 905 тыс. рублей от деятельности 4 обществ (по итогам предыдущего финансового года). В связи с реализацией действующими акционерными обществами инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и развитие производства, в 2014 году ожидается снижение поступлений до 37 957 тыс. рублей.
Таким образом, координация и регулирование функционирования муниципального сектора экономики, контроль за эффективностью его работы, являются одной из задач администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в сфере развития экономики.
1.2. Показатели, характеризующие проблемную сферу:
Наименование показателя |
Единица измерения |
Источники данных |
Значение по годам |
Выводы по результатам сравнения показателей |
|
2012 |
2013 |
||||
Общий оборот организаций по всем видам экономической деятельности |
млн. рублей |
Статистические сборники и бюллетени территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю |
75 988,5 |
75 228,6 |
Сокращение объемов производства и результативности реализуемых на территории городского округа видов экономической деятельности препятствует обеспеченности населения необходимыми товарами, работами и услугами, а также создает предпосылки к сокращению доходов населения и сокращению доходной части бюджета, сформированной за счет налоговых поступлений от коммерческой деятельности, что негативно влияет на эффективное решение вопросов местного значения, особенно по развитию социальной сферы. При этом, функционирование муниципального сектора экономики, деятельность организаций и предприятий которого должна осуществляться для сокращения дисбаланса в сфере производства продукции и услуг, обеспечивающих потребительский спрос населения, демонстрирует снижение темпов эффективного использования муниципального имущества в коммерческих целях и характеризуется не достаточным соответствием тем целям, для которых их участие в экономической деятельности городского округа было предусмотрено. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн. рублей |
46 373,5 |
45 817,0 |
||
Доля действующих муниципальных унитарных предприятий в общем количестве муниципальных унитарных предприятий |
проценты |
Данные оперативного учета |
61,5 |
61,5 |
|
Прибыль от основной деятельности муниципальных унитарных предприятий |
тыс. рублей |
Прогноз основных показателей финансово-хозяйственной деятельности и показателей экономической эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий Петропавловск-Камчатского городского округа на 2014 - 2016 годы, на 2015 - 2017 годы |
208 569,0 |
339 449,5 |
|
Чистая прибыль муниципальных унитарных предприятий |
тыс. рублей |
117 180,0 |
17 391,1 |
||
Прибыль, направляемая в бюджет городского округа от основной деятельности муниципальных унитарных предприятий |
тыс. рублей |
18 103,0 |
1 538,6 |
||
Доля открытых акционерных обществ с участием городского округа, эффективно осуществляющих хозяйственную деятельность |
проценты |
Данные оперативного учета |
42,9 |
42,9 |
|
Чистая прибыль от основной деятельности открытых акционерных обществ с участием городского округа |
тыс. рублей |
88058,0 |
87 644,0 |
||
Дивиденды от участия в открытых акционерных обществах |
тыс. рублей |
51905,0 |
37957,0 |
||
Налоговые доходы бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа |
тыс. рублей |
Данные мониторинга, налоговых и неналоговых поступлений в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа |
4 282 275,6 |
4 807 097,5 |
|
Доля налоговых поступлений в бюджет городского округа от ведения предпринимательской и коммерческой деятельности |
проценты |
21,1 |
16,2 |
||
Средний возраст основных средств, используемых в производственной деятельности, в том числе: |
лет |
Прогноз социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на год и плановый период до года, одобренный постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от N |
|
|
Необходима существенная модернизация действующей производственной сферы городского округа и создание инфраструктуры для новых видов производства, как товаров, так работ и услуг, формирование условий для привлечения инвестиций в экономику городского округа, а также частного капитала для реализации инфраструктурных проектов. |
- зданий и сооружений; |
30 |
31 |
|||
- машин и оборудования; |
12 |
10,5 |
|||
- транспортных средств. |
16,5 |
17,1 |
|||
Инвестиции в основной капитал |
млн. рублей |
Статистические сборники и бюллетени территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю |
28 950,8 |
23 789,9 |
|
Доля бюджетных инвестиций в структуре инвестиций в основной капитал |
проценты |
46,2 |
46,2 |
||
Доля частных инвестиций в инфраструктурных проектах городского округа |
проценты |
Данные оперативного учета |
0 |
0 |
|
Количество малых и средних предприятий |
единиц |
|
3700 |
3553 |
При отсутствии динамики в дальнейшем активном расширении, сфера малого и среднего предпринимательства городского округа характеризуется существенным дисбалансом между торговлей и иными видами деятельности. Стимулирование малого и среднего бизнеса к развитию видов экономической деятельности в производственной сфере и в сфере предоставления востребованных, но не предоставляемых в полном объеме услуг, необходимо для обеспечения потребностей населения городского округа. |
Количество индивидуальных предпринимателей |
человек |
|
8581 |
7938 |
|
Доля предприятий оптовой и розничной торговли в обороте малых предприятий |
проценты |
|
52,0 |
54,6 |
|
Доля индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере оптовой и розничной торговли |
проценты |
|
49,3 |
47,5 |
|
Количество вакансий, зарегистрированных в банке вакансий Центра занятости населения |
единиц |
|
3002 |
3151 |
В сфере занятости трудоспособного населения обеспеченность каждого безработного гражданина вакансиями составляет 3,5 предложений по трудоустройству, но при наличии спроса удовлетворенность предложении работодателей остается не достаточно высокой. Наиболее востребованными на рынке труда остаются рабочие специальности, профессии и специальности, требующие высокой квалификации и достаточного опыта работы. На фоне низкой напряженности на рынке труда профессиональный уровень безработных не отвечает его реальным потребностям. При осуществлении предпринимательской деятельности, особенно в индивидуальном порядке, профессионализм и образование представителей предпринимательского сообщества должны являться основным гарантом предоставления качественных услуг и производства соответствующей нормативным требованиям продукции. |
Потребность в рабочих профессиях |
проценты |
|
76,0 |
76,0 |
|
Отношение количества внутренних и въездных туристов по Камчатскому краю к количеству туристов в предыдущем году, из них: |
проценты |
Стратегия развития туризма в Камчатском крае до года, данные Агентства по туризму и внешним связям Камчатского края |
84,8 |
117,8 |
В целом по Камчатскому краю наблюдается увеличение туристического потока. Однако основная масса туристов проводит свой отдых не на территории Петропавловска- Камчатского городского округа. Небольшая доля туристских продуктов, при формировании которых использованы туристские ресурсы городского округа, не способствует формированию конкурентоспособного предложения для стимулирования достаточного спроса на туристском рынке. В данном случае стимулирование туристических операторов к использованию туристских ресурсов при формировании туристских продуктов должно обеспечиваться единой имиджевой основой, позволяющей позиционировать городской округ как туристский центр региона с общей узнаваемой и базирующейся на уникальном туристском потенциале городского округа символикой. |
- российских |
проценты |
89,7 |
108,7 |
||
- иностранных |
проценты |
63,5 |
173,8 |
||
Отношение количества пассажиров на круизных лайнерах, совершающих заход в Петропавловск-Камчатский городской округ к количеству пассажиров в предыдущем году |
проценты |
79,4 |
348,3 |
||
Доля обслуженных однодневных посетителей-экскурсантов городского округа по отношению к общему туристскому потоку Камчатского края |
проценты |
Статистические сборники и бюллетени территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю |
36,2 |
28,7 |
|
Доля туристических компаний, предлагающих туры на территории Петропавловск-Камчатского городского округа по отношению к общему числу туристических компаний Камчатского края |
проценты |
Информационно-аналитические материалы |
26,0 |
32,0 |
1.3. Анализ причин возникновения проблемной ситуации:
Формулировка проблемы |
Описание и причины возникновения |
Обоснование необходимости решения |
1 |
2 |
3 |
Проблема 1: необходимость создания условий для производства товаров, работ, услуг, обеспечивающих потребности населения городского округа, развитие его экономики через решение вопросов местного значения |
Изолированное месторасположение Камчатского края, влекущее возникновение существенных издержек на обеспечение населения городского округа необходимыми товарами, дисбаланс в осуществлении видов экономической деятельности в сторону оптовой и розничной торговли, обеспечение предложения товаров, работ и услуг преимущественно за счет спроса населения территории и значительные препятствия для формирования конкурентоспособных экспорт ориентированных продуктов за счет высоких производственных расходов, транспортных издержек, незначительной местной сырьевой базы и необходимых для ее переработки мощностей, сдерживают развитие экономических видов деятельности, необходимых для обеспечения потребностей населения городского округа в товарах, работах и услугах местного производства и решения вопросов местного значения. |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 27.07.2010 N 332-П, Программа комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа до 2014 года, утвержденная Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.07.2010 N 247-нд. |
Проблема 2: необходимость стимулирования инвестиционной активности в существующей производственной сфере, в сфере реализации инфраструктурных проектов, в сфере развития новых, в том числе инновационных видов экономической деятельности |
Формирование основной части производственной базы до перестроечного периода 90-х годов, финансовая и экономическая нестабильность, недоступность и высокая стоимость кредитных ресурсов, долгое отсутствие институтов развития и государственной поддержки в сфере осуществления капитальных вложений, как для развития действующих предприятий и организаций в производственной сфере, так и для создания новых производственных комплексов, долгое отсутствие и недостаток инвестиций в инженерную, транспортную инфраструктуру городского округа, механизма и стимулов по повышению заинтересованности потенциальных инвесторов в участии в развитии приоритетных для экономики городского округа видах деятельности привели к значительному износу основных средств существующей производственной сферы и инфраструктуры, требующему значительных финансовых вложений. |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Инвестиционная стратегия Камчатского края до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Камчатского края от 07.10.2013 N 473-РП. |
Проблема 3: необходимость создания условий для развития малого и среднего предпринимательства |
Малое и среднее предпринимательство в значительной части обеспечивает насыщение потребительского рынка товарами и услугами, способствует трудоустройству населения, в том числе создает условия для увеличения рабочих мест и снижения уровня безработицы. Но его основное развитие происходит в отношении видов экономической деятельности, требующих незначительных начальных затрат и характеризующихся быстрой оборачиваемостью капитала, что позволяет в довольно короткие сроки получить необходимый финансовый результат. Отсутствие заинтересованности малого и среднего бизнеса в развитии более капиталоемких и долгосрочных видов деятельности обусловлено отсутствием доступа к финансовым ресурсам, значительной налоговой нагрузкой при прозрачном ведении предпринимательской деятельности, ужесточением социальной нагрузки, обеспеченной требованиями, в том числе трудового законодательства, недостатком квалифицированных и обладающих достаточным опытом работы кадров, довольно частым изменением законодательства, регулирующего порядок осуществления деятельности в указанных сферах, низкая конкурентоспособность в ценовом плане производимой продукции, по сравнению с ввозными товарами. |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". |
Проблема 4: необходимость создания условий для использования туристских ресурсов городского округа |
Отсутствие брендового туристского продукта городского округа, обеспечивающего позитивный имидж и узнаваемость муниципального образования в России и за рубежом, а также системного и эффективного взаимодействия органов местного самоуправления городского округа с организациями и общественностью, способствующие продвижению имиджа городского округа как территории, на которой созданы условия для социально-экономического развития. |
Стратегия развития туризма в Камчатском крае до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 22.03.2011 N 122-РП. |
Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 2 июня 2016 г. N 859 пункт 1.4 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после дня официального опубликования названного постановления
1.4. Ранее решение обозначенных проблем проходило в процессе осуществления функций и полномочий отраслевых органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, а также посредством координации и мониторинга происходящих и регулируемых городским округом экономических процессов со стороны Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа и Управления экономики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Управление экономики) *.
В программном формате осуществлялся комплекс мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
* Примечание: в 2016 году функции по координации и мониторингу происходящих и регулируемых городским округом экономических процессов возложены на Управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 2 июня 2016 г. N 859 пункт 1.5 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после дня официального опубликования названного постановления
1.5. Анализ полученных результатов от реализации указанных мер:
Перечень мер |
Наименование органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, органов исполнительной власти Камчатского края, федеральных исполнительных органов, юридических лиц, физических лиц, проводивших реализацию мер до 2014 года |
Наименование аналогичной муниципальной программы, государственной программы Российской Федерации (Камчатского края), получившей действие до 2014 года для решения данной проблемы |
Результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
Проблема 1: необходимость создания условий для производства товаров, работ, услуг, обеспечивающих потребности населения городского округа, развитие его экономики через решение вопросов местного значения | |||
Реализация полномочий по решению вопросов местного значения |
Органы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа |
МДЦП "Развитие образования в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2010 - 2014 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 08.04.2010 N 1111, МДЦП "Развитие дошкольного образования в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012 - 2015 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.09.2011 N 2614, МДЦП "Сохранение и развитие культуры в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2011 - 2015 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 07.09.2010 N 2642, МДЦП "Спортивный Петропавловск на 2010 - 2014 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 06.08.2010 N 2346, МДЦП "Молодежь Петропавловск-Камчатского городского округа на 2011 - 2015 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.07.2010 N 2210, МАП "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Петропавловск-Камчатском городском округе в 2012 - 2013 годах", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 07.03.2012 N 657, МДЦП "Переселение граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012 - 2016 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.09.2011 N 2610, МДЦП "Обеспечение жильем молодых семей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2011 - 2015 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.07.2010 N 2211, МДЦП "Развитие застроенных и освоение новых территорий Петропавловск-Камчатского городского округа на 2013 - 2020 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.03.2013 N 859, МДЦП "Стимулирование развития жилищного строительства в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2013 - 2015 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 07.02.2013 N 324, МАП "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012 - 2013 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.01.2012 N 182, МЦП "Комплексное благоустройство Петропавловск-Камчатского городского округа на 2013 - 2016 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 17.10.2012 N 2740, МДЦП "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2013 - 2016 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.03.2013 N 631, МДЦП "Чистая вода в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012 - 2017 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 25.05.2012 N 1416, ДМЦП "Отходы на 2010 - 2014 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 08.04.2010 N 1112, ДМЦП "Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Петропавловск-Камчатского городского округа на 2010 - 2015 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 02.03.2010 N 635, МДЦП "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2010 - 2020 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.07.2010 N 2305, МДЦП "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа на период 2013 - 2015 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.10.2012 N 2621, МДЦП "Поддержка социально-ориентированных организаций Петропавловск-Камчатского городского округа на 2012 - 2014 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.09.2011 N 2613, МДЦП "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012 - 2015 годы и на перспективу до 2025 года", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.09.2011 N 2607, МДЦП "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2010 - 2014 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 08.12.2009 N 3792, МДЦП "Профилактика правонарушений в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2010 - 2014 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15.03.2010 N 700, МДЦП "Совершенствование гражданской обороны и защиты населения Петропавловск-Камчатского городского округа на 2010 - 2014 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 02.04.2010 N 951, МДЦП "Организация и безопасность дорожного движения в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2013 - 2015 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 17.10.2012 N 2739, ДМЦП "Пожарная безопасность на объектах социальной сферы в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2013 - 2015 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.10.2012 N 2628, МДЦП "Электронный Петропавловск-Камчатский 2010 - 2015 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.08.2009 N 2312, ДМЦП "Развитие архивного дела в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2011 - 2014 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15.06.2010 N 1847 |
Органами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обеспечено программно-целевое планирование и исполнение полномочий, функций и муниципальных услуг, необходимых для решения вопросов местного значения городского округа. Осуществлено регулирование деятельности предприятий и организаций, составляющих муниципальный сектор экономики. Осуществлена координация деятельности органов управления открытых акционерных обществ с участием городского округа по обеспечению его интересов в процессе осуществления организациями коммерческой деятельности. Созданы условия для эффективного расходования бюджетных средств и реализации экономических интересов городского округа в процессе проведения процедур закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд. |
Проблема 2: необходимость стимулирования инвестиционной активности в существующей производственной сфере, в сфере реализации инфраструктурных проектов, в сфере развития новых, в том числе инновационных видов экономической деятельности | |||
Сокращение административных процедур в сфере строительства |
Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа (далее ДГЗО)*, Комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа (далее КГХ)**, Управление экономики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее Управление экономики) |
- |
Проведена работа по упрощению административных процедур при получении разрешений на строительство, а также упрощена процедура присвоения адреса объекту капитального строительства. Общий срок оформления документов и получения разрешения на строительство сокращен на 65 дней и в совокупности снижен с 200 до 125 дней. Разработан проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, предусматривающий сокращения сроков исполнения функций по порубочному билету и введении новой экономически обоснованной оценки восстановительной стоимости зеленых насаждений. |
Внедрение Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании, разработанного Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов |
Управление экономики |
- |
Разработаны и направлены на согласование проекты: - постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о создании Инвестиционного совета при администрации Петропавловск-Камчатского городского округа; - распоряжения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об утверждении "дорожной карты" органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по определению механизма формирования благоприятного инвестиционного климата и развития межрегиональных отношений и международных связей Петропавловск-Камчатского городского округа в приоритетных отраслях экономики; - распоряжения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о создании "горячей линии" для инвесторов. |
Реализация комплекса мер, направленных на создание и развитие инженерной, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры |
ДГЗО, КГХ |
МДЦП "Развитие застроенных и освоение новых территорий Петропавловск-Камчатского городского округа на 2013 - 2020 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.03.2013 N 859, МДЦП "Стимулирование развития жилищного строительства в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2013 - 2015 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 07.02.2013 N 324, МДЦП "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2013 - 2016 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.03.2013 N 631, МДЦП "Чистая вода в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012 - 2017 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 25.05.2012 N 1416, ДМЦП "Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Петропавловск-Камчатского городского округа на 2010 - 2015 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 02.03.2010 N 635, ДКЦП "Развитие застроенных и освоение новых территорий поселений Камчатского края в целях строительства в 2012 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства Камчатского края от 23.07.2012 N 326-П, ДКЦП "Стимулирование развития жилищного строительства в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы", утвержденная Постановлением Правительства Камчатского края от 16.04.2010 N 184-П, ДКЦП "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального значения Камчатского края на 2011 - 2013 годы с прогнозом до 2020 года", утвержденная Постановлением Правительства Камчатского края от 02.09.2011 N 370-П, ДКЦП "Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Камчатского края на 2010 - 2012 годы", утвержденная Постановлением Правительства Камчатского края от 25.12.2009 N 500-П. |
В целях реализации документов территориального планирования начата разработка проектов планировок новых и застроенных территорий городского округа для дальнейшего использования под жилищное строительство. Начаты работы по обеспечению инженерной инфраструктурой перспективных площадок жилищного строительства в микрорайоне 110 квартала (улица Карбышева), микрорайоне 115 квартала (улица Моховая), микрорайонах по улице Дальневосточной, улице Пограничной, улице Семена Удалого, улице Циолковского, в районе улиц Академика Королева и Академика Карбышева, жилого микрорайона в Южном районе городского округа. Продолжена реализация комплекса мер, направленных на реконструкцию, модернизацию действующих объектов и создание новых объектов водоснабжения и водоотведения. Продолжена реализации мероприятий по использованию более экономичных видов топлива при обеспечении населения городского округа услугами теплоснабжения. Осуществлена подготовка проектно-сметной документации и начато строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения. |
Проблема 3: необходимость создания условий для развития малого и среднего предпринимательства, реализующих приоритетные для городского округа виды экономической деятельности | |||
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства |
Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее УВСМСП) |
МДЦП "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа на период 2013 - 2015 годы", утвержденная Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.10.2012 N 2621, ДКЦП "Развитие субъектов малого и среднего в Камчатском крае на 2010 - 2012 годы", утвержденная Постановлением Правительства Камчатского края от 16.10.2012 N 475-П. |
В аренду субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлены 3 помещения муниципальной собственности, включенные в Перечень муниципального имущества, используемого в целях предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.12.2009 N 3952. |
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства |
УВСМСП |
Финансовая поддержка оказана 18 субъектам малого и среднего предпринимательства |
|
Оказание консультационной, организационно-методической и информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
УВСМСП Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства |
Оказана консультационная поддержка 315 субъектам малого и среднего предпринимательства. На сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа размещена информация, необходимая для субъектов малого и среднего предпринимательства, с которой ознакомилось 3287 посетителя. |
|
Создание условий для продвижения продукции местных на потребительском рынке, популяризация деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства |
УВСМСП |
Организовано и проведено 6 выставок-ярмарок, участие в которых приняли 74 субъекта малого и среднего предпринимательства. В средствах массовой информации размещено 3 материала, популяризирующих предпринимательскую деятельность. |
|
Проблема 4: необходимость создания условий для использования туристских ресурсов городского округа | |||
Осуществлена подготовка и распространение презентационных материалов, содержащих информацию о туристском потенциале городского округа, для обеспечения участия городского округа в межрегиональных и международных мероприятиях |
|
- |
Участие городского округа обеспечено в 3 мероприятиях. |
* Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа в 2016 году переименован в Управление архитектуры градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
** Комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа в 2016 году переименован в Управление городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
1.6. Полное или частичное неисполнение администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа полномочий и функций, направленных на решение вопросов местного значения, в том числе в сфере стимулирования развития экономики городского округа повлечет нарушение законных прав и интересов населения городского округа, для обеспечения которых создаются органы местного самоуправления муниципального образования.
1.7. Необходимость решения указанных проблем программно-целевым методом обусловлена следующим:
1.7.1 необходимостью поступательного решения проблем в течение среднесрочного периода;
1.7.2 необходимостью комплексного подхода к решению проблем;
1.7.3 решение проблем требует участия органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа;
1.7.4 решение проблем должно обеспечиваться комплексом систематизированных, строго разграниченных по объемам финансирования мер, координирующих действия исполнителей по реализации отдельных мероприятий, видов и стадий работ, направленных на создание условий для реализации экономической политики Петропавловск-Камчатского городского округа.
Эффективное расходование средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на комплексное решение обозначенных проблем должно обеспечиваться программно-целевым методом планирования деятельности органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на среднесрочный период.
Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 2 июня 2016 г. N 859 в пункт 1.8 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после дня официального опубликования названного постановления
1.8. Исходя из финансовых возможностей расходной части бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период), полномочий, реализация которых закреплена за исполнителями мероприятий настоящей программы, определен следующий варианты решения выявленных проблем:
N пункта |
Наименование варианта |
Краткая характеристика |
Сильные стороны, преимущества |
Слабые стороны, риски |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Обеспечение комплексного исполнения мер, направленных на реализацию экономической политики, инвестиционной, межрегиональной и международной деятельности Петропавловск-Камчатского городского округа |
Комплекс планируемых мер включает: - определение стратегических и приоритетных направлений социально-экономического развития городского округа; - создание условий для развития производственной сферы, потребительского рынка и предпринимательства; - формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику городского округа; - регулирование деятельности предприятий и организаций муниципального сектора экономики; - обеспечение функционирования механизма повышения эффективности расходов бюджета городского округа, направляемых на развитие экономики городского округа. |
Возможность координации деятельности органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с различными отраслевыми и функциональными обязанностями для общего решения проблем, связанных с социально-экономическим развитием городского округа. Повышение эффективности расходования бюджетных средств. Определение конкретных задач, решаемых в четко обозначенном временном периоде для достижения стратегически целей. |
Прямая зависимость результатов реализации выбранного варианта решения проблемной ситуации от финансового обеспечения процесса реализации программы. Влияние исполнительской дисциплины при реализации отдельных программных мероприятий на реализацию комплекса мер в целом. |
1.9. Основаниями, предоставляющими органам администрации Петропавловск-Камчатского городского округа возможности для применения предлагаемых мер, являются:
1.9.1 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
1.9.2 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
1.9.3 Положение об Управлении по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденное решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.12.2009 N 664-р;
1.9.4 Положение о Департаменте по связям с общественностью администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденное постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2012 N 3512;
1.9.5 Порядок принятия решений об установлении тарифов, утвержденный Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.09.2011 N 429-нд;
1.9.6 Порядок установления и исполнения годовых объемов потребления коммунальных услуг, утвержденный постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 24.05.2012 N 1407;
1.10. Целевой группой, в отношении интересов которой предлагается реализовать указанные меры, является население городского округа и российские и иностранные граждане, пребывающие на его территорию.
1.11. Реализацию комплекса мер, направленных на решение обозначенных проблем, с учетом необходимости целевого финансирования и эффективного расходования бюджетных средств необходимо осуществлять путем программно-целевого планирования предлагаемых к реализации мероприятий для обеспечения решения поставленных задач по достижению определенных в среднесрочном периоде целей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.