Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 4 февраля 2009 г. N 38-П
Положение
о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов в Камчатском крае
1. Общие положения
1.1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов в Камчатском крае (далее - районные (городские) комиссии) являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющими координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав.
1.2. Районные (городские) комиссии в своей деятельности подотчетны образовавшим их органам.
1.3. Районные (городские) комиссии созданы и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Российской Федерации "Об образовании"), Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.67 "Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних", Законом Камчатского края от 11.09.2008 N 114 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Камчатском крае" (далее - Закон Камчатского края "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Камчатском крае"), а также настоящим Положением.
2. Основные задачи и направления деятельности районных (городских) комиссий
2.1. Основными задачами районных (городских) комиссий являются:
1) обеспечение защиты и восстановления прав и законных интересов несовершеннолетних;
2) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и принятие мер по устранению причин и условий, этому способствующих;
3) координация деятельности и обеспечение взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Камчатском крае;
4) иные задачи, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Камчатского края.
2.2.Основными направлениями деятельности районных (городских) комиссий являются:
1) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Камчатского края по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) участие в разработке и реализации целевых и иных программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшение условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, осуществление в пределах их компетенции контроля за их реализацией;
4) выявление и анализ причин и условий, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, определение и осуществление мер по устранению указанных причин и условий;
5) регулярное информирование образовавших их органов о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также о выявленных фактах нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних;
6) прием и рассмотрение жалоб и заявлений несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей, иных лиц по вопросам, связанным с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних, а также по иным вопросам, решение которых входит в компетенцию комиссий;
7) обобщение и распространение положительного опыта работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказание им организационно-методической помощи;
8) ведение учета и анализ материалов (дел), рассмотренных на заседаниях краевой и районных (городских) комиссий;
9) ежегодное обобщение результатов своей деятельности;
10) подготовка заключений, предложений и внесение их в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в органы государственной власти Камчатского края, в органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
11) взаимодействие с общественными объединениями, религиозными организациями, прошедшими государственную регистрацию, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
12) содействие внедрению эффективных современных технологий в деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и предупреждения правонарушений несовершеннолетних;
13) содействие просвещению и информированию несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в области их прав и обязанностей и способов их осуществления;
14) организация работы и обеспечение межведомственной координации по:
а) выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
б) по проведению индивидуальной профилактической работы с родителями или иными законными представителями, которые не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья, а также отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних или жестоко обращаются с ними;
в) проведению с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, реабилитации по программам, в которых применяются современные эффективные технологии;
15) обращение в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Камчатского края;
16) внесение предложений в органы опеки и попечительства и другие органы, на которые законодательством возложены функции оказания государственной помощи, о поддержке несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
17) принятие мер по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического и психического насилия, оскорблений, грубого обращения, от всех форм дискриминации, сексуальной и иной эксплуатации, а также от вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Камчатского края;
18) организация работы с попечительским советом и администрацией воспитательной колонии по вопросам профессиональной ориентации, профессионального образования осужденных несовершеннолетних и жизнеустройства освободившихся из воспитательных колоний;
19) принятие решений:
а) о направлении информации в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Камчатском крае о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними;
б) о направлении материалов в отношении несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, в учреждения здравоохранения для проведения соответствующих лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий;
в) о направлении несовершеннолетних в возрасте от восьми до восемнадцати лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших четырнадцатилетнего возраста, их родителей или иных законных представителей;
20) дача согласия на расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;
21) применение мер воздействия к несовершеннолетним и их родителям или иным законным представителям в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и Камчатского края;
22) применение меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, у которых во время медицинского освидетельствования выявлены заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
23) обеспечение подготовки совместно с соответствующими органами и учреждениями материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Камчатского края;
24) рассмотрение и согласование представления органа управления общеобразовательного учреждения об:
а) оставлении общеобразовательного учреждения до получения общего образования несовершеннолетним, достигшим возраста пятнадцати лет в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании";
б) исключении несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего общего образования, из образовательного учреждения в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании";
25) совместно с органом местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, в месячный срок принятие мер:
а) обеспечивающих трудоустройство несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения, в отношении несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования;
б) обеспечивающих трудоустройство несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении, в отношении несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения;
26) установление причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий;
27) осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению комиссий законодательством Российской Федерации и Камчатского края.
3. Права районных (городских) комиссий
Районные (городские) комиссии имеют право:
1) пользоваться в установленном порядке государственными информационными ресурсами и информационными системами Камчатского края;
2) запрашивать и бесплатно получать от органов государственной власти Камчатского края, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, организаций и учреждений, находящихся в Камчатском крае, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимые для осуществления своих полномочий сведения и информацию;
3) приглашать на заседания комиссии несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей, должностных лиц, граждан, представителей организаций и учреждений, должностных лиц, специалистов, получать от них объяснения, в том числе в письменном виде, и другую информацию по вопросам, возникающим в процессе осуществления своих полномочий;
4) применять меры воздействия к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Камчатского края;
5) для осуществления своих полномочий посещать учреждения и организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их права на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных конституционных прав, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
6) вносить в исполнительные органы государственной власти Камчатского края, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, учреждения и организации, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, постановления (определения) по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;
7) в пределах своей компетенции осуществлять контроль:
а) за выполнением законодательства Российской Федерации и Камчатского края по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних органами и учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Камчатском крае, проводить обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
б) за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за состоянием воспитательной и профилактической деятельности в данных учреждениях;
в) за условиями содержания, обучения и воспитания несовершеннолетних в специальных учреждениях для несовершеннолетних уголовно-исполнительной системы;
г) за соблюдением законодательства при исключении несовершеннолетних из общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего профессионального образования;
д) за соблюдением законодательства администрацией организаций, предприятий, учреждений в сфере трудовой деятельности несовершеннолетних;
8) составлять в пределах своей компетенции протоколы об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатского края об административных правонарушениях;
9) в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, ходатайствовать перед судом:
а) о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа или центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в Камчатском крае;
б) об освобождении от наказания, применении более мягкого наказания, об условном осуждении и применении других мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в отношении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности;
10) вносить предложения в уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства несовершеннолетнего:
а) о дополнении, полной или частичной отмене ранее установленных для условно осужденного несовершеннолетнего обязанностей;
б) о продлении условно осужденному несовершеннолетнему испытательного срока;
в) об отмене условного осуждения и исполнения наказания, назначенного судом;
г) об отмене условного осуждения и снятии с условно осужденного судимости;
11) в пределах своей компетенции давать официальные разъяснения, вести переписку и иметь бланки со своим наименованием, печать, штамп.
4. Порядок деятельности районных (городских) комиссий
4.1. Заседания районных (городских) комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание комиссии является правомочным, если в нем принимает участие не менее половины от установленного числа ее членов.
4.2. На каждом заседании районных (городских) комиссий ответственным секретарем ведется протокол заседания, который подписывается председательствующим на заседании комиссии и ответственным секретарем.
4.3. Районная (городская) комиссия рассматривает поступившие материалы (дела) в срок не позднее пятнадцати календарных дней со дня их поступления в комиссию, после их предварительного изучения председателем комиссии и ответственным секретарем.
Председатель районной (городской) комиссии, признав материалы (дела) подготовленными, определяет лиц, которых необходимо вызвать на заседание комиссии, а также назначает дату, время и место рассмотрения материалов (дел) и уведомляет об этом указанных лиц.
4.4. О дате, времени и месте заседания районной (городской) комиссии извещается соответствующий прокурор.
4.5. При подготовке и рассмотрении материалов (дел) районная (городская) комиссия должна точно установить возраст, занятие, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, факт правонарушения и данные, подтверждающие его совершение, имелись ли совершеннолетние подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия.
4.6. На заседании районной (городской) комиссии обязательно присутствие несовершеннолетнего, в отношении которого рассматриваются материалы (дела), а также его родителей или иных законных представителей, в необходимых случаях - педагога, психолога и иных лиц по усмотрению комиссии.
Материалы (дела) в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей могут быть рассмотрены в их отсутствие при условии своевременного их извещения о дате, месте и времени проведения заседания и не поступления от них ходатайства об отложении рассмотрения материалов (дел) по уважительным причинам, а также, если их отсутствие не скажется на ходе рассмотрения материалов (дел) и не приведет к принятию необоснованного решения.
4.7. Районная (городская) комиссия вправе удалить несовершеннолетнего с заседания на время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него.
4.8. На заседании районной (городской) комиссии составляется протокол с указанием даты и места заседания, содержания рассматриваемых материалов (дел), сведений о явке лиц, участвующих в рассмотрении материалов (дел), и краткой записью их объяснений, других данных, относящихся к рассматриваемым материалам (делам), а также сведений об оглашении принятого постановления (определения) и разъяснения порядка и сроков его обжалования.
4.9. Районная (городская) комиссия принимает решения простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. Никто из членов комиссии не может воздержаться при голосовании. Председательствующий на заседании комиссии голосует последним.
4.10. Решение районной (городской) комиссии объявляется немедленно после окончания рассмотрения материалов (дел) и выносится в форме постановления (определения). Постановление (определение) должно быть изложено в письменной форме и мотивировано. В постановлении (определении) о применении меры воздействия указываются:
1) наименование районной (городской) комиссии;
2) дата рассмотрения материалов (дел);
3) сведения о лице, в отношении которого рассматриваются материалы (дела);
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов (дел);
5) нормативный правовой акт, предусматривающий ответственность за совершенное правонарушение;
6) принятое решение по рассматриваемым материалам (делам), в том числе о:
а) применении меры воздействия;
б) прекращении дела;
в) передаче дела в органы прокуратуры, друге органы по подведомственности.
4.11. Постановление (определение) районной (городской) комиссии подписывается председательствующим и ответственным секретарем и оглашается вслед за его принятием.
4.12. Копия постановления (определения) районной (городской) комиссии вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, либо высылается указанному лицу в течение трех рабочих дней со дня вынесения постановления (определения).
4.13. Постановления (определения) вносятся районной (городской) комиссией в исполнительные органы государственной власти Камчатского края, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, учреждения и организации, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в целях устранения причин безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации и Камчатского края в части защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
5. Полномочия председателя заместителя председателя, ответственного секретаря, членов и специалиста районной (городской) комиссии
5.1. Председатель районной (городской) комиссии возглавляет и организует ее работу, а также:
1) представляет районную (городскую) комиссию в Камчатском крае и за пределами территории Камчатского края;
2) ведет заседания районной (городской) комиссии, обладая правом решающего голоса;
3) подписывает правовые акты, принимаемые районной (городской) комиссией, и другие документы от имени комиссии;
4) представляет Губернатору Камчатского края, главе соответствующего муниципального образования в Камчатском крае предложения о структуре районной (городской) комиссии, о назначении на должности и освобождении от должностей заместителя председателя, ответственного секретаря, специалистов аппарата районной (городской) комиссии, работающих на постоянной основе;
5) распределяет обязанности между членами районной (городской) комиссии в соответствии с регламентом комиссии.
5.2. Заместитель председателя районной (городской) комиссии:
1) участвует в заседаниях районной (городской) комиссии;
2) направляет на рассмотрение членам районной (городской) комиссии документы, подготовленные к заседанию комиссии;
3) координирует в соответствии с распределением обязанностей работу районной (городской) комиссии, дает поручения членам и специалистам, работающим на постоянной основе, и контролирует их деятельность;
4) имеет право вести заседание районной (городской) комиссии по поручению председателя комиссии;
5) исполняет обязанности председателя районной (городской) комиссии в период его временного отсутствия.
5.3. Ответственный секретарь районной (городской) комиссии является лицом, имеющим высшее профессиональное педагогическое или юридическое образование и профессиональный опыт работы с несовершеннолетними не менее 3 лет.
Ответственный секретарь районной (городской) комиссии:
1) обеспечивает организационную деятельность районной (городской) комиссии;
2) осуществляет подготовку документов к заседанию районной (городской) комиссии, обеспечивает контроль за исполнением ее постановлений (определений);
3) ведет протокол заседаний районной (городской) комиссии;
4) подписывает протокол заседания районной (городской) комиссии;
5) осуществляет иные полномочия, возложенные на него председателем районной (городской) комиссии.
5.4. Специалист районной (городской) комиссии выполняет поручения председателя и заместителя председателя в рамках исполнения решений районной (городской) комиссии, а также требований Закона Камчатского края "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Камчатском крае" и настоящего Положения.
5.5. Член районной (городской) комиссии:
1) участвует в заседаниях районной (городской) комиссии;
2) принимает участие в подготовке вопросов, выносимых на рассмотрение районной (городской) комиссии, проектов правовых актов и иных документов, принимаемых районной (городской) комиссией;
3) обеспечивает в обязательном порядке исполнение правовых актов районной (городской) комиссии, принятых по вопросам, относящимся к ведению органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который он представляет в районной (городской) комиссии;
4) при осуществлении полномочий член районной (городской) комиссии подотчетен комиссии, а по вопросам, отнесенным настоящим Законом к полномочиям председателя подотчетен председателю районной (городской) комиссии.
Иные права и обязанности члена районной (городской) комиссии определяются регламентом районной (городской) комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.