Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общие положения и обоснование Программы
2.1. Технико-экономическое обоснование программы
Малое предприятие как субъект экономики существует в России более 15 лет и продолжает оставаться неотъемлемым элементом современной рыночной схемы хозяйствования.
Сектор малых и средних предприятий является тем элементом любой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Если уровень научно-технического и производственного потенциала определяют крупные предприятия, то основой жизни являются малые и средние предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно малые предприятия обслуживают основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Основная концентрация субъектов малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае сосредоточена в Петропавловск-Камчатском городском округе, обладающем научно-техническим потенциалом, трудовыми ресурсами, преимуществами транспортной инфраструктуры и более широкими возможностями потребительского рынка по сравнению с другими районами края, что является благоприятным фактором для дальнейшего развития частного сектора экономики.
По состоянию на 1 января 2009 года в Петропавловск-Камчатском городском округе общее количество малых предприятий с учетом микропредприятий составило 1 815 единиц. Этот показатель на 9,5 % ниже, чем в 2007 году (2005 единиц). Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в Статистическом регистре - 7 890 человек, что на 6,7 % больше, чем в 2007 году.
Вместе с тем, уровень развития малого предпринимательства малого предпринимательство# в Петропавловск-камчатском городском округе недостаточен с точки зрения требований рыночной экономики: число малых предприятий в несколько раз ниже уровня, который требуется для включения механизма рыночного саморегулирования. Об этом свидетельствует принятый в мировой практике показатель уровня развития предпринимательства - число малых предприятий на 1 000 жителей. Так, в странах ЕЭС и Японии этот показатель достигает 45-50 предприятий. В Петропавловск-Камчатском городском округе на 1 000 жителей приходится 9,4 предприятия. По информационному сообщению Территориальной службы государственной статистики по Камчатскому краю к началу 2008 г. число малых предприятий на 1 000 жителей в среднем по России составил 8 малых предприятий, в Москве - 20, Санкт-Петербурге - 28.
Принимая во внимание тот факт, что основная масса субъектов малого и среднего предпринимательства применяет специальные налоговые режимы, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации, рост налоговых доходов бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа за счет уплаты налогов на совокупный доход в 2008 году по отношению к 2007 году составил 42,8 млн. рублей. Рост поступлений налогов на совокупный доход в относительном выражении составил 21,0 % (4,2 % - рост аналогичного показателя 2007 года по отношению к 2006 году) (табл. 3.9).
Таблица 3.9
Динамика поступления налогов со специальным налоговым режимом
Вид налога |
2006 |
2007 |
Рост к 2007 г. году в % |
2008 |
Рост к 2007 г. году в % |
Единый налог на вмененный доход |
163 369,2 |
159 242,4 |
-2,5 |
182 415,7 |
14,6 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
32 696,0 |
44 924,9 |
37,4 |
64 618,6 |
43,8 |
Единый сельскохозяйственный налог |
8,2 |
68,6 |
736,6 |
49,2 |
-28,3 |
Итого налогов на совокупный доход |
196 073,4 |
204 235,9 |
4,2 |
247 083,5 |
21,0 |
Структура малого бизнеса по видам экономической деятельности в Петропавловск-Камчатском городском округе довольно устойчива.
В существующей структуре экономики Петропавловск-Камчатского городского округа преобладают отрасли "самообслуживания" и "самообеспечения" (замкнутость большинства экономических связей внутри города, максимум - в пределах Камчатского региона). Еще в большей степени это отражено в отраслевой структуре малого предпринимательства, которая характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли - 34,7% от общего количества организаций. Значительна доля малых предприятий в таких видах экономической деятельности как обрабатывающие производства (12,37%), строительство (8,7%), операции с недвижимым имуществом (16,4%).
Наименее развито на территории Петропавловск-Камчатского городского округа сельскохозяйственное производство. Объем реализованной продукции на душу населения составляет по мясу 1,2%, по молоку - 0,84% от нормы потребления, что в 10 и более раз ниже соответствующих показателей по Камчатскому краю (исключая КАО). При этом на территории города отсутствуют крупные и средние сельскохозяйственные организации. Агропромышленный комплекс города представлен двумя подсобными хозяйствами несельскохозяйственных организаций, одним малым предприятием, 8 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, 3 индивидуальными предпринимателями и многочисленным сектором малых форм хозяйствования - это личные подсобные хозяйства, садовые и садово-огороднические некоммерческие объединения граждан.
По итогам сельскохозяйственной переписи 2006г. в хозяйствах малых предприятий, с учетом хозяйств индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, находилось 77 % стада крупного рогатого скота, 20,5% - свиней, 30,8% - мелкого скота, 18,4% - птицы.
Удельный вес малого бизнеса в общем объеме производства основных видов сельскохозяйственной продукции достаточно высок. Однако производственная база хозяйств - слабая. Большинство хозяйств не имеют полного набора техники для возделывания культур. Машинно-тракторный парк изношен как физически, так и морально. Много лет не проводится полный комплекс мероприятий по приостановке деградации и восстановлению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Приоритетными для Петропавловск-Камчатского городского округа видами деятельности, для привлечения в них субъектов малого предпринимательства, являются:
- переработка рыбной продукции;
- оказание населению бытовых услуг;
- оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- строительство и ремонт объектов жилищного, производственного и социального значения;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- обрабатывающие производства;
- развитие туризма и гостиничного бизнеса;
- инновационная деятельность;
- ремесленническая деятельность.
Оборот организаций по малым предприятиям по всем видам экономической деятельности в действующих ценах каждого года сложился следующим образом: в 2005 году - 9 573,1 млн. рублей, в 2006 году - 11 267,54 млн. рублей, в 2007г. - 15 639,00 млн. рублей, в 2008 г. - 19 860,48 млн. рублей. В 2008 г. оборот организаций по малым предприятиям составил 33,0% от оборота по полному кругу организаций Петропавловск-Камчатского городского округа.
Создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства является важной задачей Петропавловск-Камчатского городского округа.
Динамичное развитие малого предпринимательства обеспечивает занятость населения и формирует самозанятость.
В 2008 году доля работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике города составила 17,3%.
Среднесписочная численность работающих в организациях малого предпринимательства-17,8 тыс. чел., что составляет 118% к 2007 году.
В 2009 году в Петропавловск-Камчатском городском округе оказание поддержки СМСП осуществляется в рамках реализации долгосрочной муниципальной целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2009-2020 годы.
Программа утверждена Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 22 октября 2008 года N 317. Основными целями программы является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа и повышение эффективности его деятельности.
Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.04.2009 N 467-р "О принятии Решения о внесении изменений в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа на 2009 год" действие долгосрочных муниципальных целевых программ на 2009 год приостановлено. И, как следствие, реализовались программные мероприятия, не требующие финансирования, а перечень мероприятий предусмотренных к финансированию по утвержденной программе был сокращен.
В рамках выполнения программных мероприятий проводится анализ состояния развития малого и среднего предпринимательства в Петропавловск-Камчатском городском округе, который включает в себя проведение мониторинга количественного и качественного состояния малого предпринимательства в Петропавловск-Камчатском городском округе, обобщение полученной информации в целях разработки программы и прогноза комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на перспективу.
Одно из программных мероприятий - подготовка нормативных правовых актов Петропавловск-Камчатского городского округа по вопросам развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, порядка предоставления различных видов поддержки.
По этому направлению в IV квартале 2009 года специалистами Управления был подготовлен проект Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа "О внесении изменений в Решение Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 18.11.2005 N 233-р "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Петропавловск-Камчатского городского округа", который был принят на 19-ой внеочередной сессии Решением от 25.11.2009 N 634-р и вступит в силу с 1 января 2010 года.
Данное решение направлено на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства по приоритетным отраслям экономики за счет перераспределения налоговой нагрузки в виде уплаты единого налога на вмененный доход между отдельными видами деятельности.
Дополнительные поступления в 2010 году составят около 1,0 млн. рублей.
В целях реализации программных мероприятий по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства по разделу "Выделение грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства для начала предпринимательской деятельности" специалистами Управления было разработано и утверждено Главой Петропавловск-Камчатского городского округа постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 14.09.2009 N 2774 "Об утверждении Временного положения о порядке предоставления из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа грантов (субсидий) субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса".
Победителем конкурса на право получения гранта из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа признан индивидуальный предприниматель Кошкарев Алексей Александрович, представивший бизнес-план, связанный с развитием производства (организация минипроизводства по изготовлению топливных брикетов из древесной стружки). Сумма выделенного гранта составила 250,0 тыс. рублей, в том числе 82,6 тыс. рублей - средства краевого бюджета.
В рамках реализации мероприятия "Организация выставочно-ярмарочной деятельности" с целью содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении продукции, налаживания связей с потребителями было проведено 2 сельскохозяйственные ярмарки с привлечением к участию местных сельхозтоваропроизводителей. Общие расходы из средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на организацию и проведение ярмарок составили 82,6 тыс. рублей. На ярмарках в широком ассортименте была представлена продукция местных товаропроизводителей: мясная и молочная продукция, овощи и прочие продукты растениеводства, рыбная продукция. Всего в ярмарках приняло участие 69 организаций, индивидуальных предпринимателей и личных подсобных хозяйств. Общий объем выручки составил около 2,0 млн. рублей.
В целях оказания информационно-консультационной поддержки малого бизнеса на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и в газете "Град Петра и Павла" регулярно размещается информация о реализации долгосрочной целевой муниципальной программы развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, о мерах государственной и муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимых конкурсах и семинарах. За период с 01.07.2009 опубликовано 22 сообщения. Публикуется и регулярно обновляется реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.
Всего в течение 2009 года на реализацию программных мероприятий из бюджета выделено 332,6 тыс. рублей, в том числе 82,6 тыс. рублей - средства краевого бюджета.
Несмотря на определенный прогресс в развитии предпринимательской среды, существует ряд проблем, требующих разрешения.
Одной из самых острых проблем на пути предпринимательства остаются административные барьеры, к которым относятся специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля, либо сознательным ущемлением интересов субъектов малого предпринимательства со стороны государственных органов и отдельных чиновников.
Несмотря на предпринимаемые федеральными органами власти в отношении поддержки и развития субъектов малого и среднего бизнеса меры, выразившиеся в разработке и принятии пакета законодательных актов, регулирующих правоотношения субъектов предпринимательства с органами власти всех уровней, проблема преодоления административных барьеров остается достаточно острой.
С точки зрения организации взаимодействия между администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа и субъектами малого и среднего бизнеса, основной проблемой является обеспеченность субъектов предпринимательства производственными площадями и земельными участками в достаточном объеме.
Администрацией городского округа проведена работа по инвентаризации объектов недвижимого имущества и земельных участков, подлежащих сдаче в аренду или отчуждению, для субъектов предпринимательства, максимально сокращен срок рассмотрения заявок на предоставление в аренду земельных участков или объектов недвижимого имущества.
С 2008 года в Петропавловск-Камчатском городском округе ведется работа по реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение по льготному режиму арендуемого ими недвижимого имущества в рамках Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
По состоянию на 10.10.2009 года Главой Петропавловск-Камчатского городского округа принято 35 решений об условии приватизации объектов муниципальной собственности путем реализации преимущественного права выкупа, 23 арендатора воспользовались рассрочкой платежа сроком от 1 года до 3 лет.
До конца 2009 года преимущественное право выкупа арендуемых помещений будет предоставлено еще 19 арендаторам, отвечающим требованиям вышеуказанного Федерального закона.
Учитывая, что многие субъекты малого и среднего предпринимательства вследствие преобразования муниципальных предприятий "Дирекция по эксплуатации зданий" и "Богородское озеро" в ОАО, юридически лишились возможности реализовать свое преимущественное право на приобретение муниципального имущества, поскольку Федеральный закон N 159-ФЗ от 22.07.2008 не распространяется на имущество акционерных обществ, Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, как единственным акционером, были утверждены Положения об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности ОАО "Дирекция по эксплуатации зданий" и ОАО "Единая городская недвижимость", арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, определяющие условия и порядок выкупа арендованного имущества.
Кроме того, утверждены Положения о порядке передачи в аренду недвижимого имущества ОАО "Дирекция по эксплуатации зданий" и ОАО "Единая городская недвижимость", регулирующие порядок и условия сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности данных акционерных обществ.
Все это позволяет малому предпринимательству быть более защищенным с позиции реализации своих имущественных интересов.
Таким образом, проводимая Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа политика в области имущественных отношений, создает благоприятную атмосферу для становления и развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Наряду с административными барьерами на пути своего становления и развития субъекты малого и среднего бизнеса сталкиваются с трудностями, обусловленными экономическим развитием региона, особенностями его территориального расположения.
Основная проблема - недостаток собственных финансовых ресурсов и ограниченный доступ к заемным средствам вследствие высокой стоимости банковских кредитов и требований по их обеспеченности.
В условиях кризиса банки ужесточили требования к заемщикам, в том числе подняли процентные ставки по кредитам. Это привело к тому, что не все субъекты малого предпринимательства могут рассчитывать на получение кредита.
Для решения этой проблемы необходимо выработать комплекс мер, устанавливающих механизм предоставления муниципальных гарантий для субъектов малого и среднего бизнеса при получении кредитов.
Второй по степени значимости является проблема высокой зависимости малого бизнеса от внутреннего спроса, обусловленного обособленным географическим расположением Камчатского края и низкий транспортной доступностью.
Снижение спроса из-за низкой платежеспособности на товары и услуги оказывает значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так сокращение спроса приводит к уменьшению оборотных средств, что в свою очередь заставляет предприятие снижать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции и штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
Решением этой проблемы отчасти стало вовлечение субъектов малого и среднего бизнеса в процесс размещения муниципального заказа.
Условия размещения муниципального заказа (в частности размеры лотов) дают возможность субъектам малого предпринимательства стать равноправными участниками заказа и претендовать на заключение муниципального контракта.
Доля муниципальных заказов, размещенных у субъектов малого предпринимательства за 2008 год, составила 32,7% или 473 млн. рублей.
Предметом закупок явились: поставка продовольствия, оборудования, лекарственных средств и изделий медицинского назначения для нужд муниципальных образовательных и медицинских учреждений, выполнение работ по ремонту, реконструкции и сейсмоукреплению зданий и сооружений, ремонту коммунальных сетей.
Почти треть муниципального заказа, размещенного у субъектов малого и среднего предпринимательства (31,5%) была размещена в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Это объяснимо: реформирование жилищно-коммунального комплекса городского округа, развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания многоквартирными жилыми домами привлекли в эту сферу малый и средний бизнес.
Также, определенным препятствием на пути развития малого бизнеса является низкий уровень развития предпринимательской среды, обусловленный недостатком организационно-экономических, правовых знаний, культуры рыночных отношений, навыков ведения бизнеса и опыта управления.
Решением этой проблемы может стать организация на территории Петропавловск-Камчатского городского округа обучающих семинаров, тренингов, выставок с привлечением организаций и учреждений, обеспечивающих инфраструктуру малого бизнеса, при поддержке администрации городского округа.
В предпринимательском сообществе городского округа существует проблема недобросовестной конкуренции, проявляющаяся в различных отраслях предпринимательской деятельности. В основном эта проблема выражается в торговле, общественном питании и оказания бытовых услуг населению путем несанкционированного размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, некапитального характера (палатки, киоски, ларьки) и дискредитации добросовестного предпринимателями посредством необоснованного обращения с жалобами в органы власти и с привлечением средств массовой информации.
На пути развития малого бизнеса острой остается проблема ухода субъектов малого бизнеса в "теневую" экономику, которая выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации (оказание услуг по ремонту транспортных средств в гаражных кооперативах, ремонт квартир, услуги нянь, репетиторов).
В целях более тесного и эффективного взаимодействия администрации городского округа и предпринимательской среды, при администрации создано Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства, основными целями которого являются:
реализация городской политики в сфере развития и защиты субъектов предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа;
создание и развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства;
участие в формировании доходной части бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа.
Также, при Главе Петропавловск-Камчатского городского округа на постоянной основе действует Общественный Совет по предпринимательству, созданный, в соответствии с постановлением градоначальника г.Петропавловска-Камчатского от 01.09.2005 N 1093 "О создании общественного Совета по предпринимательству при Главе Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования - градоначальнике". Совет призван формулировать основные проблемы бизнеса и находить пути их решения в рамках полномочий, определенных для органов местного самоуправления Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2.2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Основными целями Программы являются:
1. Создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа;
2. Усиление рыночных позиций малого предпринимательства в отдельных отраслях экономики с учетом социально-экономических приоритетов развития территории городского округа
Для достижения цели Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы Петропавловск-Камчатского городского округа, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства;
2. Организация всех видов поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
3. Развитие частно-государственного партнерства малых и средних предприятий и администрации Петропавловск-Камчатского городского округа;
4. Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в отдельных отраслях экономики с учетом социально-экономических приоритетов развития территории городского округа;
5. Пропаганда предпринимательства.
Решение этих задач позволит существенно повлиять на развитие малого и среднего предпринимательства на территории городского округа и оказать ему поддержку со стороны органов местного самоуправления.
Программа взаимосвязана с федеральными и краевыми целевыми программами по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
С 2005 года реализуется федеральная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства"), в рамках которой осуществляются следующие направления государственной поддержки малого предпринимательства:
а) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
б) поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
в) развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
г) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
д) реализация иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства;
е) ведение реестров малых предприятий - получателей государственной поддержки.
Средства федерального бюджета на осуществление государственной поддержки малого предпринимательства выделяются субъектам Российской Федерации на конкурсной основе, на условиях софинансирования.
В 2009 году в Камчатском крае оказание государственной поддержки СМСП осуществляется в рамках реализации краевой целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае на 2009 год", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 20.10.2008 N 317-П. В результате конкурсного отбора на предоставление субсидий местным бюджетам на поддержку муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, Петропавловск-Камчатский городской округ получил право на финансовую поддержку в размере 250,0 тыс. рублей. На момент разработки данной муниципальной Программы Правительством Камчатского края разрабатывается аналогичная программа на 2010-2012 годы, в которой также предусмотрено предоставление субсидии местным бюджетам на конкурсной основе.
Программа рассчитана на 3 календарных года (2010 - 2012).
2.3. Мероприятия по реализации Программы и ее ресурсное обеспечение
Система программных мероприятий включает в себя 2 раздела, соответствующих задачам Программы.
Раздел 1. Создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
Мероприятия данного раздела направлены на достижение следующих целей:
- Совершенствование правового обеспечения предпринимательской деятельности;
- Подготовка проектов нормативных актов по вопросам малого предпринимательства;
- Формирование условий, обеспечивающих устойчивый рост количества субъектов малого предпринимательства, численности занятого населения;
- Популяризация и пропаганда идей малого предпринимательства, формирование среди населения положительного имиджа предпринимательства.
Программные мероприятия данного раздела включают в себя:
1. Правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства
1.1. Подготовка предложений по совершенствованию нормативных и правовых актов Петропавловск-Камчатского городского округа, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное мероприятие подразумевает под собой совершенствование действующих и разработка новых (по мере необходимости) нормативных правовых актов Петропавловск-Камчатского городского округа по следующим направлениям:
- оптимизация налогообложения в части:
- применения субъектами малого и среднего предпринимательства единого налога на вмененный доход за счет изменения корректирующих коэффициентов базовой доходности;
- уплаты субъектами малого и среднего предпринимательства земельного налога за счет рационального установления системы ставок и льгот.
- определения порядка и условий предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- разработка и реализация механизма предоставления льгот по аренде муниципального имущества (в том числе зданий, помещений, земельных участков) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Предоставление льгот по арендной плате должно учитывать социальную значимость деятельности СМСП;
- определение порядка и условий предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- гарантированное участие субъектов малого и среднего предпринимательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа;
- формирование информационных ресурсов о состоянии и количестве объектов торговли, общественного питания, службы быта и прочих объектах предпринимательской деятельности;
- создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
1.2. Анализ состояния развития малого и среднего предпринимательства в Петропавловск-Камчатском городском округе включает в себя проведение мониторинга количественного и качественного состояния малого предпринимательства в Петропавловск-Камчатском городском округе, обобщение полученной информации в целях разработки программы и прогноза комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на перспективу.
1.3. Проведение семинаров, совещаний, круглых столов, встреч с предпринимателями по актуальным вопросам осуществления предпринимательской деятельности, в том числе с участием представителей контролирующих органов. Данные мероприятия планируется проводить не менее 2-х раз в год. Финансовое обеспечение на весь период реализации Программы составляет 39,8 тыс. рублей (за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа - 19,9 тыс. рублей, за счет средств бюджета Камчатского края - 19,9 тыс. рублей) и включает в себя расходы на организацию семинаров, совещаний и т.д. (представительские расходы, информационная поддержка).
1.4. Обеспечение проведения Общественного Совета по предпринимательству при Главе Петропавловск-Камчатского городского округа (не реже 2-х раз в квартал). Целью данного мероприятия является выработка совместных решений, направленных как на поддержку малого предпринимательства, так и на решение социально-экономических задач городского округа. Финансовое обеспечение на весь период реализации Программы составляет 66,2 тыс. рублей (за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа) и включает в себя организационные мероприятия по проведению заседаний Общественного Совета (представительские расходы);
1.5. Осуществление мер по обеспечению участия субъектов малого предпринимательства в выполнении муниципальных заказов (не требует финансового обеспечения). Целью настоящего мероприятия является гарантированное предоставление субъектам малого предпринимательства возможности участия в конкурсах по размещению муниципальных заказов для нужд городского округа.
2. Пропаганда предпринимательства
2.1. Проведение конкурса "Предприниматель года". Конкурс проводится 1 раз в год. Целью проведения конкурса является популяризация передового опыта субъектов малого и среднего предпринимательства. Конкурс направлен на определение предприятий малого бизнеса, добившихся наибольших успехов в предпринимательской деятельности. Финансовое обеспечение на весь период реализации Программы составляет 508,0 тыс. рублей (за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа - 254,0 тыс.рублей, за счет средств бюджета Камчатского края - 254,0 тыс. рублей) и включает в себя расходы на организацию и информационную поддержку конкурса, приобретение призов для победителей конкурса.
2.2. Проведение конкурсов профессионального мастерства среди ремесленников, кулинаров, хлебопекарей, работников строительных специальностей и т.д. Целью проведения конкурсов является повышение квалификационного уровня и престижа профессий на рынке труда городского округа, выявление лучших представителей профессии, совершенствование профессиональных навыков работников и развитие отрасли, формирование позитивного общественного мнения о массовых профессиях, стимулирование легализации предпринимательской деятельности среди ремесленников, строителей и т.д.
Финансовое обеспечение на весь период реализации Программы составляет 1 232,8 тыс. рублей (за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа - 616,4 тыс. рублей, за счет средств бюджета Камчатского края - 616,4 тыс. рублей) и включает в себя расходы на организацию и информационную поддержку конкурса, приобретение призов для победителей конкурса.
2.3. Проведение конкурса "Молодой предприниматель Петропавловска". Целью проведения конкурса является популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи. Финансовое обеспечение на весь период реализации Программы составляет 266,0 тыс. рублей (за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа - 133,0 тыс. рублей, за счет средств бюджета Камчатского края - 166,0 тыс. рублей) и включает в себя расходы на организацию и информационную поддержку конкурса, приобретение призов для победителей конкурса.
Примечание: ресурсное обеспечение мероприятий по п. 2.1-2.3 Программы может предусматривать привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов за счет спонсорской помощи.
2.4. Информационно-консультационная поддержка малого бизнеса. Содержание работ по данному мероприятию включает в себя освещение деятельности малого предпринимательства, информирование населения о товарах, работах и услугах малых предприятий через средства массовой информации (официальный сайт Петропавловск-Камчатского городского округа, газета "Град Петра и Павла").
2.5. Издание справочно-информационной литературы по вопросам малого предпринимательства. Целью данного мероприятия является повышения уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам ведения предпринимательской деятельности. Издание справочника планируется ежегодно тиражом не менее 1 000 экземпляров. Финансовое обеспечение на весь период реализации Программы составляет 200,0 тыс. рублей (за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа - 100,0 тыс. рублей, за счет средств бюджета Камчатского края - 100,0 тыс. рублей), исходя из стоимости затрат на единицу тиража в размере 60,0 рублей (в ценах 2010 года).
Раздел 2. Усиление рыночных позиций малого и среднего предпринимательства
Мероприятия данного раздела направлены на достижение следующих целей:
- Обеспечение субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями;
- Развитие малого предпринимательства в инновационной сфере, продвижение малого бизнеса на рынок инноваций и наукоемкой продукции;
- Информационное обеспечение малого предпринимательства;
- Максимальное удовлетворение потребностей малого бизнеса в комплексных консультационных услугах по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности путем развития и совершенствования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- Организация подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Содействие в продвижении товаров и услуг субъектов малого предпринимательства городского округа на региональные и зарубежные рынки;
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий и качества выпускаемой продукции;
- Активное вовлечение молодежи и незанятого населения в предпринимательскую деятельность.
Программные мероприятия данного раздела включают в себя:
1. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
1.1. Передача муниципального имущества в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства, имеющим преимущественное право выкупа в соответствии с федеральным законодательством. Срок исполнения данного мероприятия - до 01.07.2010 года. Общая площадь муниципального имущества, планируемого к передаче в собственность на условиях преимущественного права выкупа, составляет 3 155,0 кв.м.
1.2. Передача в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений на возмездной и (или) безвозмездной основе в соответствии с действующим законодательством. Общая площадь объектов недвижимости, планируемого к передаче в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства - 731,6 кв.м.;
2. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
2.1. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части стоимости присоединения и (или) подключения к сетям: электрическим, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод при строительстве (реконструкции) объектов, предназначенных для производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях экономики, на конкурсной основе. Размер субсидии составляет 50 процентов затрат, связанных с присоединением и (или) подключением к сетям, либо одной из сетей, но не более 150,0 тыс. рублей.
Порядок предоставления субсидий утверждается Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Общий объем финансирования на выполнение данного мероприятия на весь период реализации Программы составляет 4 500,0 тыс. рублей (за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа).
2.2. Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам. Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам, предоставляется по действующим кредитным договорам, в части суммы кредита, не превышающей 5,0 млн. рублей. Субсидии предоставляются в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день принятия решения о предоставлении субсидии. Порядок субсидирования утверждается Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. Общий объем финансирования на выполнение данного мероприятия на весь период реализации Программы составляет 4 500,0 тыс. рублей (за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа).
2.3. Предоставление муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Объем муниципальных гарантий для СМСП определяется в соответствии с программой муниципальных гарантий на очередной финансовый год. Минимальный объем муниципальных гарантий, необходимых для удовлетворения потребности субъектов малого и среднего предпринимательства в привлечении кредитных ресурсов, на 2010 год составляет 6,0 млн. рублей.
3. Расширение деловых возможностей малого и среднего бизнеса
3.1. Развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства. Целью данного мероприятия является обеспечение продвижения товаров и услуг малых предприятий на рынки российских регионов и международные рынки. Развитие межрегионального и международного сотрудничества включает в себя создание условий для поиска торговых и производственных партнеров; осуществление совместных мероприятий в рамках межрегионального и международного сотрудничества, представление проектов малых предприятий в межрегиональных и международных мероприятиях, встречах деловых кругов, конференциях, форумах. Финансовое обеспечение мероприятия на весь период реализации Программы составляет 1 986,0 тыс. рублей (за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа - 993,0 тыс. рублей, за счет средств бюджета Камчатского края - 993,0 тыс. рублей) и включает в себя представительские, командировочные расходы и расходы на подготовку экспозиционных стендов.
3.2. Проведение выставочно-ярмарочных мероприятий с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. Целью мероприятия является - содействие малым предприятиям в продвижении продукции на рынке, налаживание связей с потребителями и демонстрация достижений малого бизнеса. Общий объем финансирования за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на весь период реализации Программы составляет 1 344,0 тыс. рублей (за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа - 672,0 тыс. рублей, за счет средств бюджета Камчатского края - 672,0 тыс. рублей) и включает в себя организационные расходы на проведение выставок и ярмарок.
4. Стимулирование приоритетных направлений развития предпринимательства.
4.1. Развитие малого предпринимательства в молодежной среде. Данное мероприятие включает в себя выполнение следующих работ:
- содействие обучению молодежи основам предпринимательства и получению практических навыков ведения собственного дела, обучению начинающих предпринимателей;
- оказание информационно-консультативной помощи молодым предпринимателям;
- организация встреч молодежи с успешными предпринимателями городского округа, представителями территориальных органов исполнительной власти;
- проведение конкурсов предпринимательских проектов среди учащейся и студенческой молодежи, конкурсов перспективных инвестиционных проектов молодежи.
Общий объем финансирования на весь период реализации Программы - 674,0 тыс. рублей (за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа - 337,0 тыс. рублей, за счет средств бюджета Камчатского края - 337,0 тыс. рублей) и включает в себя представительские расходы на проведение мероприятий, организацию конкурсов (призы и т.д.) и проведение семинаров.
4.2. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и промышленного производства в виде разработки механизма привлечения финансовых средств на финансирование инновационных проектов, в том числе с использованием частных инвестиций и банковского капитала. Мероприятие представляет собой координацию деятельности СМСП, кредитных учреждений и частных инвесторов в сфере реализации инновационных проектов.
4.3. Привлечение субъектов малого предпринимательства к осуществлению функции управления жилищным фондом посредством информирования предпринимателей, оказания консультационной помощи СМСП по данному направлению. Общий объем финансирования на весь период реализации Программы - 674,0 тыс. рублей (за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа - 337,0 тыс. рублей, за счет средств бюджета Камчатского края - 337,0 тыс. рублей) и включает в себя расходы на размещение рекламы, публикацию статей в СМИ и т.д.
4.4. Содействие частным управляющим и обслуживающим организациям в разработке технической документации на многоквартирные дома, находящиеся у них в управлении либо на обслуживании; формировании и проведении государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами, находящимися у них в управлении либо на обслуживании; проведении общих собраний по выбору (изменению) собственниками помещений способа управления многоквартирным домом.
Источником финансирования Программы является:
- бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа;
- бюджет Камчатского края.
Общий объем финансирования Программы - 35 966,8 тыс. рублей, в том числе:
2010 год - 11 330,0 тыс. руб.;
2011 год - 12 217,0 тыс. руб.;
2012 год - 12 419,8 тыс. руб.;
Средства, предусмотренные для реализации программных мероприятий из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, составляют - 32 504,5 тыс. руб.,
в том числе по годам:
2010 год - 10 300,0 тыс. руб.;
2011 год - 11 052,0 тыс. руб.;
2012 год - 11 152,5 тыс. руб.;
Средства, предусмотренные для реализации программных мероприятий из бюджета Камчатского края, составляют - 3 462,3 тыс. руб., в том числе:
2010 год - 1 030,0 тыс. руб.;
2011 год - 1 165,0 тыс. руб.;
2012 год - 1 267,3 тыс. руб.;
Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджета города на соответствующие годы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.6. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы прогнозируется достижение следующих социально-экономических показателей:
N п/п |
Наименование целей и показателей достижения целей (целевых ориентиров) |
Значения базовых показателей Программы 2009 год |
Значения прогнозных показателей (индикаторов) Программы |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
Цель 1: Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа | |||||
1 |
Доля муниципальных заказов, размещенных у субъектов малого и среднего предпринимательства, в % |
32,7% |
не менее 40% |
не менее 40% |
не менее 40% |
2 |
Площадь объектов недвижимости, находящихся в собственности городского округа и переданных в аренду субъектам малого предпринимательства, тыс. кв.м. |
16,9 |
не менее 0,7 |
не менее 0,7 |
не менее 0,7 |
3 |
Площадь объектов недвижимости, находящихся в собственности городского округа, дополнительно переданных в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства по преимущественному праву выкупа в срок до 01.07.2010 г., тыс. кв.м |
11,8 |
3,2 |
|
|
Цель 2 Усиление рыночных позиций малого и среднего предпринимательства | |||||
1 |
Количество индивидуальных предпринимателей, ед |
7890 |
8000 |
8400 |
8800 |
2 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства-получателей поддержки, ед. |
40 |
50 |
100 |
150 |
3 |
Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа, ед |
4 |
6 |
10 |
15 |
4 |
Количество субъектов малого предпринимательства-участников некоммерческих организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ед |
300 |
350 |
400 |
450 |
5 |
Удельный вес количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики, в % |
55,3 |
57,6 |
59,9 |
62,3 |
2.7. Система организации выполнения Программы и контроля исполнения программных мероприятий
Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа:
- осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы;
- обеспечивает своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на выполнение программных мероприятий
- в установленном порядке представляет бюджетные заявки на финансовый год;
- осуществляет координационную роль между исполнителями;
- уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей;
- делает запросы исполнителям о ходе выполнения Программы;
- ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет отчет главе Петропавловск-Камчатского городского округа о ходе реализации Программы и эффективности проводимых мероприятий;
- информирует через средства массовой информации о ходе выполнения мероприятий Программы и использовании средств, направленных на ее финансирование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.