Текст наименования настоящего постановления в редакции от 26 января 2000 г.
Постановление Губернатора Камчатской области от 26 января 2000 г. N 26
"Об областной государственной целевой программе
"Развитие земельной реформы в Камчатской области
на 2000-2002 гг."
Текст пункта 1 в редакции от 16 июля 2002 г.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 16 июля 2002 г. N 309 пункт 1 настоящего постановления изложен в новой редакции
1. Принять прилагаемую областную государственную целевую программу "Развитие земельной реформы в Камчатской области на 2000-2002 годы" (далее именуется - Программа).
Текст Программы в редакции от 26 января 2000 г.
Областная государственная целевая программа
"Развитие земельной реформы в Камчатской области
на 2000-2002 гг.
(утв. постановлением Губернатора Камчатской области от 26 января 2000 г. N 26)
Паспорт Программы
Введение
1.Основные положения Программы
1.1.Основные итоги земельных преобразовании в Камчатской области
в 1991-1998 годах
1.2.Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации
1.3.Место и взаимосвязь Программы с другими федеральными и областными
программами
2.Система программных мероприятий
2.1.Стабилизация отношений собственности на землю
2.2.Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
2.3.Развитие рынка земли и другой недвижимости
2.4.Земельные преобразования в сельской местности. Государственное
регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
2.5.Развитие ипотечного кредитования
2.6.Совершенствование системы земельных платежей
2.7.Ведение государственного земельного кадастра
2.8.Оценка земель
Текст Программы в редакции от 26 января 2000 г.
Областная государственная целевая программа
"Развитие земельной реформы в Камчатской области
на 2000-2002 гг.
(утв. постановлением Губернатора Камчатской области от 26 января 2000 г. N 26)
Паспорт Программы
Введение
1.Основные положения Программы
1.1.Основные итоги земельных преобразовании в Камчатской области
в 1991-1998 годах
1.2.Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации
1.3.Место и взаимосвязь Программы с другими федеральными и областными
программами
2.Система программных мероприятий
2.1.Стабилизация отношений собственности на землю
2.2.Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
2.3.Развитие рынка земли и другой недвижимости
2.4.Земельные преобразования в сельской местности. Государственное
регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
2.5.Развитие ипотечного кредитования
2.6.Совершенствование системы земельных платежей
2.7.Ведение государственного земельного кадастра
2.8.Оценка земель
2.9.Земельные преобразования в городах и других поселениях
2.10.Информационно-консультационное обеспечение Программы
2.11.Комплекс работ по землеустроительному и картографо-геодезическому
обеспечению
Текст Программы в редакции от 26 января 2000 г.
Областная государственная целевая программа
"Развитие земельной реформы в Камчатской области
на 2000-2002 гг.
(утв. постановлением Губернатора Камчатской области от 26 января 2000 г. N 26)
Паспорт Программы
Введение
1.Основные положения Программы
1.1.Основные итоги земельных преобразовании в Камчатской области
в 1991-1998 годах
1.2.Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации
1.3.Место и взаимосвязь Программы с другими федеральными и областными
программами
2.Система программных мероприятий
2.1.Стабилизация отношений собственности на землю
2.2.Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
2.3.Развитие рынка земли и другой недвижимости
2.4.Земельные преобразования в сельской местности. Государственное
регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
2.5.Развитие ипотечного кредитования
2.6.Совершенствование системы земельных платежей
2.7.Ведение государственного земельного кадастра
2.8.Оценка земель
2.9.Земельные преобразования в городах и других поселениях
2.10.Информационно-консультационное обеспечение Программы
2.11.Комплекс работ по землеустроительному и картографо-геодезическому
обеспечению
1
Текст Программы в редакции от 26 января 2000 г.
Областная государственная целевая программа
"Развитие земельной реформы в Камчатской области
на 2000-2002 гг.
(утв. постановлением Губернатора Камчатской области от 26 января 2000 г. N 26)
Паспорт Программы
Введение
1.Основные положения Программы
1.1.Основные итоги земельных преобразовании в Камчатской области
в 1991-1998 годах
1.2.Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации
1.3.Место и взаимосвязь Программы с другими федеральными и областными
программами
2.Система программных мероприятий
2.1.Стабилизация отношений собственности на землю
2.2.Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
2.3.Развитие рынка земли и другой недвижимости
2.4.Земельные преобразования в сельской местности. Государственное
регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
2.5.Развитие ипотечного кредитования
2.6.Совершенствование системы земельных платежей
2.7.Ведение государственного земельного кадастра
2.8.Оценка земель
2.9.Земельные преобразования в городах и других поселениях
2.10.Информационно-консультационное обеспечение Программы
2.11.Комплекс работ по землеустроительному и картографо-геодезическому
обеспечению
2.12.Мониторинг земель
2.13.Усиление контроля за использованием и охраной земель
2.14.Совершенствование системы государственного управления земельными
ресурсами
3.Правовое обеспечение Программы
4.Ресурсное обеспечение Программы
5.Организация управления и контроля за ходом реализации Программы
6.Социальная, экономическая и экологическая эффективность
реализации программных мероприятий
Приложение к Программе
Паспорт
областной государственной целевой программы
"Развитие земельной реформы в Камчатской области
на 2000 - 2002 годы"
/----------------------------------\---------------------------------------\
| Наименование Программы | |Областная государственная целевая |
| | |программа "Развитие земельной рефор|
| | |мы в Камчатской области на |
| | |2000-2002 годы |
|----------------------------------|---|-----------------------------------|
|Дата принятия решения о разработке| |Распоряжение администрации |
|Программы | |Камчатской области от 08.10.1999г.|
| | |N 480-р |
|----------------------------------|---|-----------------------------------|
|Государственный заказчик Программы| |Комитет по земельным ресурсам и зем|
| | |леустройству Камчатской области |
|----------------------------------|---|-----------------------------------|
|Разработчик Программы | |Комитет по земельным ресурсам и зем|
| | |леустройству Камчатской области |
|----------------------------------|---|-----------------------------------|
|Цели и задачи Программы | |повышение эффективности использова-|
| | |ние земли, создание условий для уве|
| | |личения социального, инвестиционно-|
| | |го, производительного потенциала |
| | |земли и превращение ее в самостоя- |
| | |тельный фактор экономического роста|
|----------------------------------|---|-----------------------------------|
|Сроки и этапы реализации Программы| |2000-2002 годы: |
| | |1 этап - 2000 год |
| | |2 этап - 2001-2002 годы |
|----------------------------------|---|-----------------------------------|
|Перечень основных мероприятий | |разработка и совершенствование пра-|
|Программы | |вовой и нормативной базы регулирова|
| | |ния земельных отношении; |
| | |внедрение механизма, реализующего |
| | |права собственников земельных долей|
| | |реализация механизма, обеспечивающе|
| | |го приватизацию городских земель |
| | |при приватизации государственных и |
| | |муниципальных предприятий и разви- |
| | |тие оборота земель в городах и посе|
| | |лениях: |
| | |разграничение земель, находящихся |
| | |в федеральной, областной и муници- |
| | |пальной собственности; |
| | |создание инфраструктуры рынка земли|
| | |развитие механизма ипотечного креди|
| | |тования; |
| | |ведение государственного земельного|
| | |кадастра; |
| | |совершенствование системы земельных|
| | |платежей; |
| | |зонирование территорий; |
| | |проведение массовой оценки земель; |
| | |картографическое, геодезическое и |
| | |землеустроительное обеспечение зе- |
| | |мельной реформы; |
| | |ведение мониторинга земель; |
| | |техническое оснащение службы госуда|
| | |рственного контроля за использова- |
| | |нием и охраной земель, создание де-|
| | |нежного фонда охраны земель; |
| | |проведение информационно-разъясни- |
| | |тельной работы среди населения; |
| | |создание специализированных инфор- |
| | |мационно-консультационных центров; |
| | |подготовка и переподготовка кадров |
|----------------------------------|---|-----------------------------------|
|Исполнители Программы |- |Комитет по земельным ресурсам и |
| | |землеустройству Камчатской области;|
| | |Органы исполнительной власти Кам- |
| | |чатской области; |
| | |Органы местного самоуправления му -|
| | |ниципальных образований Камчатской |
| | |области (по согласованию), |
| | |Организации, предприятия, учрежде -|
| | |ния, граждане - исполнители мероп- |
| | |риятий Программы |
|----------------------------------|---|-----------------------------------|
|Объемы и источники финансирования | | (млн. руб.)|
| |- |2000-2002 годы 2000 год |
|Всего | |48,07 15,25 |
|в том числе: | | |
|федеральный бюджет | |15,20 5,20 |
|областной бюджет | | 6,58 1,12 |
|местные бюджеты | |25,29 8,63 |
|прочие источники | | 1,0 0,30 |
|----------------------------------|---|-----------------------------------|
|Ожидаемые конечные результаты реа-| |закрепление конституционных прав |
|лизации Программы | |граждан свободно распоряжаться уча-|
| | |стком земли и земельной долей под |
| | |жестким контролем государства; |
| | |разграничение земель, находящихся в|
| | |федеральной, областной и муниципаль|
| | |ной собственности; |
| | |создание рынка земли и недвижимости|
| | |как единого имущественного комплек-|
| | |са; |
| | |развитие ипотеки земли и создание |
| | |благоприятных условий для инвести- |
| | |ций; |
| | |эффективное и рациональное использо|
| | |вание земельных ресурсов на всех |
| | |уровнях управления ими; |
| | |повышение поступлений от платежей |
| | |за землю в доходную часть бюджетов |
| | |всех уровней. |
\--------------------------------------------------------------------------/
Введение
Камчатская область как субъект Российской Федерации занимает в своих административных границах территорию общей площадью 17171367 гектаров (без Корякского Округа).
В состав Камчатской области, в соответствии с Законом Камчатской области "О территориях муниципальных образований в Камчатской области" и Уставом Камчатской области, принятыми в 1996 году, входят десять муниципальных образований, из них два - городских: г. Петропавловск - Камчатский, г. Вилючинск - город областного подчинения (ЗАТО), однопоселковое: п. Вулканный - поселок областного подчинения, семь - районных муниципальных образований. Административный центр Камчатской области -город Петропавловск-Камчатский.
В разрезе категорий по состоянию на 1 января 1999 года земельный фонд Камчатской области представлен следующим образом:
- земли сельскохозяйственного назначения - 179571 га;
- земли населенных пунктов - 96965 га;
- земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения - 126345га;
- земли особо охраняемых территорий - 1155937га;
- земли лесного фонда - 15075967га;
- земли водного фонда - 70га;
- земли запаса - 536512га.
Земельная реформа в Камчатской области, начатая в 1991 году, к началу 1999 года не была доведена до конца по многим причинам. В области не создана нормативно-правовая база земельных правоотношений. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Более двух тысяч гектаров пахотных земель Камчатской области переведено в земли запаса. Более трех тысяч гектаров пашни выведены из хозяйственного использования, зарастают дикоросами и кустарником, заболачиваются. При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения как в целом по России, так и в Камчатской области крайне политизированы.
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Камчатской области.
В настоящее время стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Областная целевая программа "Развитие земельной реформы в Камчатской области на 2000-2002 годы" разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" от 26.06.99г. N 694 и распоряжением Администрации Камчатской области от 08.10.1999 года N480-р.
1. Основные Положения Программы
1.1. Основные итоги земельных преобразовании
в Камчатской области в 1991 - 1998 годах
В Камчатской области, как и в целом по России завершается первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Земля из исключительной собственности государства переходит в собственность граждан и юридических лиц. За восемь лет земельной реформы в Камчатской области появились новые категории собственников и пользователей земли, такие как хозяйственные товарищества и общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, ассоциации коммерческих предприятий и др. Сельским и городским жителям, в том числе работникам сельскохозяйственных предприятий бесплатно передано в собственность более тридцати тысячи гектаров продуктивных земель.
Граждане получили земельные участки для ведения садоводства, огородничества, под строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
Так для ведения 477 крестьянских хозяйств в Камчатской области предоставлено 11,4 тыс. га земель; под личные подсобные хозяйства 8893 семей граждан предоставлено 2,6 тыс. гп; пол личное и коллективное садоводство на 65,2 тыс. участках предоставлено 7,0 тыс. га; для ведения огородничества предоставлено 22,4 тыс. участков на площади 0,9 тыс. га, кроме того, гражданам ежегодно в весенне-осенний период дополнительно предоставляется еще порядка 10 тыс. участков под огороды; под индивидуальную жилую застройку 10,6 тыс. гражданам предоставлено 1,1 тыс. га земель. Более пяти тысяч работников бывших совхозов стали собственниками земельных долей. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,10 га до 8,0 гектаров, для садоводства с 0,05 до 0,10 га.
Органам местного самоуправления передано в ведение более 90 тыс. га земель (70 населенных пунктов с прилегающими территориями).
Во всех районах Камчатской области проблема обеспечения граждан земельными участками практически снята. В настоящее время общая площадь специального резервного фонда области составляет 9,66 тыс. гектаров.
Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. В целом процент выдачи документов на землю составил: по сельскохозяйственным предприятиям - 92,3%, по прочим предприятиям - 93,6%, по крестьянским хозяйствам - 86,2%, по личным подсобным хозяйствам - 42,8%, по садовым участкам - 68,5%, по индивидуальному жилищному сектору - 27,6%, по дачным участкам - 100%.
Продолжается процесс выдачи документов, удостоверяющих право собственности на земельные доли; передачи земель в уставные капиталы предприятий; заключение договоров аренды и права пользования земельными долями сельскохозяйственными предприятиями.
Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы в крупных населенных пунктах области, а также на землях сельскохозяйственного назначения Елизовского района Камчатской области дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков. В Елизовском районе проведена оценка земель сельскохозяйственного назначения. Работы по оценке земель и ценовому зонированию территорий предполагается продолжить и в других районах области.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году-4.69 млн. руб., в 1996 году- 11.47 млн. руб., в 1997 году-17,55 млн. руб., в 1998 году- 16,98 млн. рублей.
Формируются основы земельного рынка Камчатской области и его инфраструктуры. В течение нескольких лет органами местного самоуправления производилась продажа земельных участков, в основном для строительства индивидуального жилья, а также для предпринимательской деятельности. Сделки между гражданами осуществлялись в основном на землях, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства. Количество сделок с землей постоянно возрастает, и в настоящее время достигло 1096 в год.
Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В области начаты работы по осуществлению государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними. Государственную регистрацию прав на землю и сделок с ней в течение девяти месяцев текущего года оформили 2084 граждан и юридических лиц Камчатской области.
Несмотря на финансовые трудности в области начаты работы по внедрению единой системы ведения государственного реестра земель и разграничению их по видам собственности - федеральной и субъекта РФ. Принято постановление Администрации Камчатской области "О разграничении государственных земель по формам собственности" от 08.10.99 г. N 250.
В 1998 году были практически завершены работы по изготовлению районных дежурных кадастровых карт и выполнены работы по составлению дежурных кадастровых планов на четыре населенных пункта включая, г. Петропавловск-Камчатский и г. Елизово. Продолжаются работы по присвоению кадастровых номеров земельным участкам. Работы по инвентаризации земель населенных пунктов в связи с проблемами финансирования из местных бюджетов ведутся в очень малых объемах, в основном в областном центре и городе областного подчинения Елизово.
В 1998 году начаты работы по передаче лесов в безвозмездное пользование сельскохозяйственным предприятиям и Министерству обороны РФ.
По состоянию на 01 января 1999 года передано в безвозмездное пользование 9024 га участков лесного фонда сельскохозяйственным предприятиям Усть-Большерецкого района Камчатской области. Ведутся подготовительные работы и в сельскохозяйственных предприятиях других районов области.
Работы по упорядочению лесов Минобороны РФ находятся в стадии предварительных согласовании и увязок между заинтересованными в упорядочении земель государственными органами и структурами Минобороны.
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы в Камчатской области, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.
В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации в области не создана стройная система земельного законодательства. Правовой вакуум в области земельных правоотношений в связи с прекращением действия большинства статей Земельного кодекса РСФСР и нестыковка целого ряда положений в части земельных правоотношений других федеральных законов крайне затрудняет и усложняет государственное управление земельными ресурсами в Камчатской области.
На областном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики.
Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации земли, не смогли не только увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий, но значительно ухудшили ее; часть реорганизованных сельхозпредприятий Камчатской области находятся в настоящее время в стадии ликвидации.
Крайне медленно идет приватизации земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.
Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению, что нарушает действующее законодательство Российской Федерации.
Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ осуществляется крайне плохо. В итоге в последние годы были практически свернуты все виды землеустроительных работ, тормозится создание государственного земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ. В связи с правовым вакуумом в земельной законодательстве затруднены работы по осуществлению действенного государственного контроля за использованием и охраной земель. Практически прекращены все виды работ по ведению мониторинга земель Камчатской области: последние исследования качественного состояния земель сельскохозяйственного назначения, проведенные ДальНИИгипроземом в 1992 году, в настоящее время практически устарели и не соответствуют действительному положению дел в сельском хозяйстве полуострова.
Неудовлетворительно организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений.
1.2. Цели и задачи Программы
Сроки и этапы ее реализации
Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Основными задачами Программы являются:
осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством государственной регистрации и гарантирования прав;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание на территории Камчатской области регулируемого государственного земельного рынка и его инфраструктуры;
перераспределение в Камчатской области земли в руки эффективно хозяйствующим субъектам;
повышение плодородия почв и охрана земель;
приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;
разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, собственности Камчатской области как субъекта РФ, и муниципальной собственности;
создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой кадастровой оценки земли на территории Камчатской области.
Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, (финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, которые позволят к 2003 году в основном завершить осуществление земельной реформы на территории Камчатской области и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
Выделяются два этапа реализации Программы:
На 1 этапе (2000год) в основном осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского, технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требуют значительных финансовых затрат и обеспечивают экономическую базу проведения второго этапа.
На 2 этапе (2001-2002гг.) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.
1.3. Место и взаимосвязь Программы
с другими федеральными и областными программами
Настоящая Программа развивает положения Программы действий администрации Камчатской области по социально-экономическому развитию области в 1997-2000 годах, утвержденной постановление Администрации Камчатской области от 16 июня 1997г. N 162 в области земельных отношений и развития агропромышленного комплекса Камчатки.
Областная государственная целевая Программа конкретизирует положения Федеральной программы Правительства Российской Федерации "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" в соответствии с нуждами и потребностями Камчатской области в области развития и преобразования земельных правоотношений, управления земельными ресурсами.
В Программе определены направления реализации Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 932, ориентированные на обеспечение взаимосвязи ведения государственного земельного кадастра с кадастровым учетом объектов недвижимости в целях создания и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Программа развивает положения Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18.06.96 г. N 933, и Федеральной целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.96 г. N 1499, в части совершенствования земельных отношений в сельскохозяйственной отрасли Камчатской области.
2. Система программных мероприятий
2.1. Стабилизация отношений собственности на землю
Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям:
передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота);
осуществление разграничения земель на земли федеральной, областной и муниципальной собственности в соответствии с установленными на федеральном уровне принципами;
дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях;
инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц;
управление и распоряжение в установленном порядке землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
В этих целях предусматривается разработка и принятие нормативных правовых актов государственных органов власти Камчатской области по реализации принятых и вновь принимаемых федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства Российской Федерации в части упорядочения и совершенствования земельных правоотношений.
2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает:
обеспечение всем гражданам возможности получить земельный участок в собственность, владение, пользование;
обеспечение права граждан приватизировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке законно используемую ими землю;
обеспечение всем гражданам - собственникам земельных участков и земельных долей свободы в распоряжении этими участками и земельными долями (в той мере, в какой их оборот допускается Федеральным законодательством Российской Федерации);
активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и земельных долей.
2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости
Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике страны, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли.
Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают в себя:
развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;
создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;
информационное обеспечение земельного рынка.
Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на:
установление категорий земель Камчатской области, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота;
введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков;
стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации, принципа "предприятие - имущественный комплекс";
повышение эффективности управления - земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях;
переход в городских поселениях области в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
развитие в Камчатской области ипотечного кредитования граждан и других участников рынка, инвестирующих свои средства в приобретение либо воспроизводство недвижимости, повышение плодородия почв, обеспечение государственного контроля за рынком земельных закладных;
расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности;
обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг;
совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство;
законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях, а также процедур правового зонирования территорий населенных пунктов.
Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости будет осуществлено путем:
участия в создании механизма сформирования земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, а также развития рынка землеустроительных услуг;
участия в создании системы ведения государственного земельного кадастра и на его основе - государственного кадастра недвижимости;
проведения рыночной оценки земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения;
участия в создании системы ведения государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними.
В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой недвижимости осуществляются:
ведение и использование баз данных государственной системы регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними, а также государственного кадастра недвижимости, объединяющего данные о земле и другом недвижимом имуществе; использование всеми участниками рынка земли и другой недвижимости и государственными органами единых общероссийских стандартов и параметров программно-технических комплексов, форматов обмена данными, классификаторов, технологических процедур;
расширение доступа граждан Российской Федерации и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них;
создание информационной базы о земельных участках и другой недвижимости с использованием современных технологий, а также организация защиты информации и баз данных.
2.4. Земельные преобразования в сельской местности
Государственное регулирование оборота земель
сельскохозяйственного назначения
В условиях рынка земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она все больше вовлекается в гражданский оборот. Однако при проведении земельной реформы практически не решались проблемы повышения эффективности использования и охраны земель, развития агропромышленного производства. Земельные преобразования проводились без кардинального изменения экономических и производственных отношений, без учета трудовых и материальных ресурсов, возможности кооперации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального обустройства территории, без тщательного правового, экономического и экологического обоснования решений по перераспределению земель. Большая площадь приватизированных земель сельскохозяйственного назначения перешла в собственность лиц, не обрабатывающих землю (пенсионеры, работники социальной сферы, бывшие работники сельхозорганизаций и т.д.).
С целью совершенствования в Камчатской области земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель на 1 этапе реализации настоящей Программы необходимо:
провести работы по уточнению числа сельскохозяйственных предприятий и организаций, находящихся в федеральной и областной собственности, и приватизация которых запрещена, и уточнить списки сельхозорганизаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации:
создать в результате рационального перераспределения земель сельскохозяйственного назначения условия для сокращения миграции сельских жителей в районах области;
сформировать в составе имеющегося в Камчатской области фонда перераспределения земель специальный земельный фонд для предоставления в сельской местности земельных участков казачьим обществам;
содействовать процессу концентрации земельных долей в руках эффективных хозяйствующих субъектов;
осуществить нормативно-методическое обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договоров;
принять меры по систематическому составлению и представлению списков лиц, не получивших свидетельства о праве собственности на земельные доли и не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их.
На 2 этапе реализации Программы осуществляется комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей (включая реорганизованные сельхозпредприятия) в целях обеспечения территориальных условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. При этом мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках целевой программы "Повышение плодородия почв России" ("Плодородие").
2.5. Развитие ипотечного кредитования
Развитие системы ипотечного кредитования затруднено по нескольким причинам. Экономическая ситуация не способствует заключению долгосрочных кредитных договоров, обязательства по которым, как правило, обеспечиваются залогом недвижимости, в том числе земли. Система подтверждения права на заложенное имущество посредством его государственной регистрации недостаточно развита и не может на данном этапе обеспечить должного уровня гарантий для залогодержателя (кредитора). Для большинства граждан ипотечный кредит недоступен в связи с большими процентами по кредиту, отсутствием дохода, позволяющего вернуть заложенную землю. Сложен порядок обращения взыскания на заложенную землю.
В целях использования всего потенциала земельной ипотеки на 1 этапе реализации настоящей Программы обеспечивается:
учет особенностей регистрационных действий при ипотечных отношениях, гарантирующих в итоге соблюдение интересов залогодержателя;
внедрение разработанного федеральными органами исполнительной власти механизма, реально позволяющего залогодержателю при неисполнении обеспеченного ипотекой обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества, а также гарантировать риск отсрочки возврата кредита;
использование ипотеки в качестве обеспечения обязательств по договорам купли-продажи, аренды, подряда, иным договорам, налоговых обязательств.
Необходимо при этом учитывать специфику залога земель сельскохозяйственного назначения. Целесообразно ограничить случаи залога земель сельскохозяйственного назначения предоставлением кредита, непосредственно связанного с сельскохозяйственным производством и развитием социальной инфраструктуры в сельской местности. Преимущественное право покупки на публичных торгах заложенных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения при их реализации следует предоставлять гражданам и организациям, владеющим соседним участком. Реализация заложенных земельных участков допускается только на торгах, в том числе публичных.
Для развития ипотечных отношений планируется использовать возможности инструментов фондового рынка, в частности закладных ценных бумаг. На этапе становления рынка закладных в соответствии с федеральной программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" предусматривается запрет на выпуск закладных, удостоверяющих право залога на уже заложенное по иному договору об ипотеке имущество.
2.6.Совершенствование системы земельных платежей
Действующая система земельных платежей в Камчатской области регулируется Законом Российской Федерации "О плате за землю" и Законом Камчатской области "О земельном налоге на территории Камчатской области" от 07.10.96, N 47, по которым формами платежей за землю являются земельный налог и арендная плата. Существующая система несовершенна с точки зрения фискальной политики и рационального землепользования. Главным недостатком системы является ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников. От уплаты земельных платежей освобождены целые отрасли. Значительная разница между ставками земельного налога и арендной платы за использование государственных и муниципальных земель препятствует процессу приватизации земель.
Проведение реформы предполагает исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования.
Совершенствование земельных платежей в рамках реализации настоящей Программы предполагает:
установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременении правами иных лиц;
расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах области исходя из направлений градостроительного использования городских земель;
выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель.
Наиболее полное использование налогового потенциала земли на 1 этапе реализации Программы предполагает:
ужесточение контроля за сбором земельных платежей, их централизацией в областной и федеральный бюджета;
инвентаризацию земель несельскохозяйственного назначения, в том числе продолжение инвентаризации земель населенных пунктов области, проведение их оценки, учета и государственной регистрации;
существенное сокращение льгот по земельному налогу и арендной плате.
На 2 этапе реализации Программы с развитием системы государственного земельного кадастра, завершением инвентаризации земель области и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли.
2.7. Ведение государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержки гражданского оборота земли и недвижимости.
На 1 этапе реализации настоящей Программы к основным мероприятиям в этой области относятся:
проведение кадастрового зонирования территории Камчатской области в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;
обеспечение на территории Камчатской области, в том числе и муниципальных образований, единого порядка ведения государственного земельного кадастра, установленного в целом по Российской Федерации;
формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о Федеральных землях, областных и муниципальных землях Камчатской области;
обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов оплаты за ее получение;
приобретение программно-технических средств, включая программное обеспечение и расходные материалы;
внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию всей технологической цепочки земельного кадастра от формирования объекта недвижимости до государственной регистрации прав на землю;
информационное обеспечение автоматизированной системы государственного земельного кадастра, включая выполнение кадастрового картографирования и инвентаризацию земель;
организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур;
обеспечение постепенного перехода к работе во вновь создаваемой системе передачи земельно-кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов, обмена данными, классификаторов и технологических процедур;
организация разработанной в установленном порядке системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных на основе обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения.
На 2 этапе реализации настоящей Программы предусматриваются следующие мероприятия:
введение в населенных пунктах области единой системы идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости;
завершение создания системы передачи кадастровых данных и обеспечение на этой основе периодического уточнения данных государственного земельного кадастра;
создание государственного кадастра недвижимости Камчатской области путем интеграции на геоинформационной основе государственного земельного кадастра и других отраслевых баз данных недвижимости и интеграция этой системы в единое информационно-коммуникационное пространство полуострова и в целом - Российской Федерации;
создание информационных баз данных о федеральных землях, расположенных на территории области, государственных и муниципальных землях Камчатской области.
2.8. Оценка земель
Введение платного землепользования и реформирования принципов налогообложения земли, развитие земельного рынка в России, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости.
Основными направлениями государственной политики в этой области на 1 этапе реализации настоящей Программы являются:
внедрение в Камчатской области единого, установленного для всех субъектов Российской Федерации, порядка проведения территориального оценочного зонирования с целью последующего определения нормативной цены земли;
проведение в соответствии с установленным порядком и разработанными методиками оценки рыночной стоимости земельных участков;
апробация на территории области вновь разработанных методик массовой государственной кадастровой оценки земель различных категорий, в том числе для целей налогообложения, в первую очередь - в областном центре;
организация учета реальных цен сделок с землей и отражения полученных данных в государственном земельном кадастре;
государственная поддержка деятельности частных земельных оценщиков для обслуживания формирующегося рынка земли, организация государственного регулирования их деятельности, законодательное определение их ответственности за достоверность результатов оценки.
Результаты оценки земель являются составной частью государственного земельного кадастра.
На 2 этапе реализации настоящей Программы:
проводится массовая оценка земли для целей налогообложения: в первую очередь земель г. Петропавловска-Камчатского, затем на всей территории Камчатской области.
2.9. Земельные преобразования в городах и других поселениях
Земельная реформа в городах и других поселениях в основном осуществлялась без учета социально-экономической значимости этих земель в формировании благоустроенной среды проживания. Не способствовала земельным преобразованиям в поселениях и медленная реформа в градостроительстве. Градостроительная документация до сих пор не учитывает в достаточной степени экономическую ценность земли, не дает необходимых вариантов определения градостроительных условий использования земельных участков. Отсутствие зонирования земель создает правовую неопределенность для инвесторов при приобретении и обустройстве земельных участков, лишая их возможности выбрать рациональный вид использования земли. Инвестиционная активность владельцев недвижимости очень низкая, органы местного самоуправления теряют эффективный инструмент регулирования социально-экономического развития городов и других поселении области.
Земельные преобразования в городах и других поселениях Камчатской области в рамках настоящей Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условии для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально-экономических и градостроительных решений. Реформа в градостроительстве должна проводиться в Камчатской области одновременно с земельными преобразованиями.
На 1 этапе реализации настоящей Программы проводятся следующие мероприятия:
инвентаризация и оценка земель населенных пунктов (I этап), межевание застроенных и подлежащих застройке территории в границах красных линий, уточнение и вынесение в натуру (на местность) черты городских и сельских поселений;
приватизация на территориях поселений земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, прежде всего под приватизированными и приватизируемыми предприятиями. Передаются (продаются), как правило, на конкурсной или аукционной основе земли, не предназначенные для обеспечения государственных или муниципальных функций, а также общественных нужд, и в первую очередь под индивидуальное жилищное строительство и для реализации инвестиционных проектов. При этом допускается снижение цены земли, по которой она продается собственникам приватизируемых объектов недвижимости. Продажа земли в поселениях осуществляется при соблюдении градостроительных требований, в том числе по функционированию инженерной и транспортной инфраструктуры;
обеспечение возможности получения от органов местного самоуправления информации о размерах однократных и периодических платежей, взимаемых в связи с занятием и освоением земельного участка;
разработка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих застройке земель,
внедрение вновь разработанного классификатора публичных и частных обременении (сервитутов).
2 этап реализации Программы предусматривает:
завершение работ по инвентаризации земель населенных пунктов;
проведение массовой кадастровой оценки земель населенных пунктов;
переход к системе зонального регулирования землепользования, предполагающей разработку долгосрочных планов использования земель городов (как составных частей стратегических планов их развития) и на их основе схем городского землепользования;
разработку в увязке с градостроительной документацией правил землепользования в поселениях;
обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках и их участия в принятии решений по зональному регулированию в городах.
2.10. Информационно-консультационное обеспечение Программы
На 1 этапе реализации Программы в средствах массовой информации проводится систематическая работа по информированию населения о сущности, направлениях и ходе земельной реформы в Камчатской области, федеральном и региональном законодательстве по вопросам земельных отношений, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли, механизмах защиты прав на землю.
В целях активизации разъяснительной работы среди населения предусматривается создать на региональном уровне самостоятельный специализированный информационно-консультационный центр с финансированием его деятельности из областного бюджета.
Задачей Центра должны стать: проведение консультаций и оказание практической, организационной и правовой помощи гражданам в реализации их прав на земельные участки и земельные доли, выборе наиболее целесообразного варианта распоряжения земельной собственностью, юридическом о4юрмлении совершаемых сделок, документальном оформлении договорных отношений между пользователями и собственниками земельных участков и долей, а также осуществление других операций.
Организуется также систематическая публикация в периодических изданиях нормативно-правовых актов по земельным вопросам, содержащих краткие комментарии специалистов, и статей по освещению опыта земельных преобразований в Камчатской области и других регионах Российской Федерации.
2.11. Комплекс работ но землеустроительному
и картографо-геодезическому обеспечению
В целях осуществления в Камчатской области земельных преобразований в рамках настоящей Программы, исходя из потребностей в обеспечении землеустроительной документации, предусмотрено провести:
подготовку каталогов земель, находящихся в фонде перераспределения;
разработку землеустроительных проектов перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в сельской местности в собственность граждан и юридических лиц;
землеустроительные мероприятия, направленные на выявление земель, неиспользуемых сельскохозяйственными предприятиями и организациями, а также невостребованных земельных долей и земельных долей, находящихся в общей собственности ее членов и иных граждан, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими;
инвентаризацию земель (включая земли населенных пунктов), в том числе выявление неиспользуемых земель;
работы по составлению дежурных карт ограничений использования земель и обременении (сервитутов) земель, карт кадастрового зонирования территории области;
разработку программ (схем) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановление, и перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий в соответствии с установленным порядком;
установление (восстановление) границ административно-территориальных образований (АТО);
установление границ территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель;
комплекс землеустроительных работ, связанных с установлением земель, относящихся к федеральной собственности, собственности субъекта и муниципальной собственности;
установление (восстановление) в натуре (на местности) границ вновь предоставляемых (перерегистрируемых) юридическим и физическим лицам земельных участков,
уточнение и вынос в натуру черты городских и сельских поселений;
комплекс землеустроительных работ, связанных с ведением северного оленеводства и традиционных промыслов в районах проживания малочисленных народов Севера, а также другие мероприятия в рамках настоящей Программы.
Эти мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ (внедрением полевых портативных компьютеров, навигационных приборов и мобильных автоматизированных комплексов); предусматривается приобретение автотранспорта и программно-технических комплексов и средств.
2.12. Мониторинг земель
В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается на первом этапе реализации настоящей Программы разработать правовые и нормативно-технические акты, регулирующие организацию и ведение государственного мониторинга земель.
Предусматривается обеспечить:
своевременное выявление изменения состояния земель, оценку и прогноз этих изменений;
разработку мероприятий по предупреждению и устранению последствии негативных процессов на основе рекомендаций Госкомзема России;
внедрение на территории Камчатской области новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.
Ведение мониторинга земель в Камчатской области в 2000-2002 г.г. планируется в рамках настоящей Программы. Предусматривается проведение следующих видов работ: мониторинг земель сельскохозяйственного назначения (включая мелиорированные земли), предусматривающий выявление негативных, в том числе эрозионных процессов, прогноз и оценку земель; мониторинг нарушенных земель.
Предусматривается составление и издание ежегодного регионального "Доклада о состоянии и использовании земель Камчатской области".
2.13. Усиление контроля за использованием н охраной земель
В процессе осуществления земельной реформы отмечены факты нарушения земельного законодательства и злоупотребления при совершении сделок с земельными участками. Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, имеются случаи уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы.
Это обусловлено несовершенством нормативно-правовой базы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.
В целях усиления контроля за использованием и охраной земель на 1 этапе реализации настоящей Программы предусматривается:
разработать на основе с федеральных законов необходимые для Камчатской области нормативные правовые акты, в том числе предусматривающие уточнение порядка осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Камчатской области;
разработать программу мероприятий по усилению действенности государственного контроля за использованием и охраной земель в Камчатской области;
обеспечить в течение 2000-го и последующие годы планомерное выполнение обследовательских работ, проведение контрольных съемок и обмеров земельных участков;
совершенствовать механизм определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства;
улучшить профилактическую работу по предотвращению нарушений земельного законодательства и информированность населения о деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель;
укрепить взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, и органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных целевых проверок по соблюдению земельного законодательства.
На 2 этапе планируется создать специальный денежный фонд охраны земель для использования его в целях экономического стимулирования охраны земель, материально-технического обеспечения органов государственного контроля за использованием земель, и материального стимулирования деятельности государственных и общественных инспекторов по контролю за использованием и охраной земель Камчатской области.
2.14. Совершенствование системы государственного управления
земельными ресурсами
Одним из основных условий осуществления программных мероприятий является наличие рациональной и эффективно функционирующей системы органов государственного управления, на которые возлагаются полномочия и ответственность за проведение земельной реформы в России.
Государственное управление земельными ресурсами Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по земельной политике" от 22.09.99 г. N 1056, возложено на Государственный Комитет Российской Федерации по земельной политике и его территориальные органы.
В целях усиления государственного регулирования земельных отношений при реализации Программы, предусматривается:
укрепление материально-технической базы Комитета и его структурных подразделений;
содействие в создании в Камчатской области государственных учреждений и организаций системы Госкомзема России с передачей им части функций по оказанию услуг при проведении землеустроительных и кадастровых работ, а также функций по оценке земель для государственных и иных нужд.
В системе государственного управления земельными ресурсами важное значение придается вопросам государственной политики в области рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и воспроизводства плодородия почв. При этом планируется повышение роли соответствующих органов исполнительной власти в сфере осуществления государственной политики в области мелиорации земель, организации разработки, экспертизы и реализации программ проведения земельных преобразований в сельской местности, оказания помощи местным органам власти в организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
3. Правовое обеспечение Программы
Правовое обеспечение развития земельной реформы в Камчатской области будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность правового регулирования земельных отношении.
В этих целях предусматривается разработка и внесение на рассмотрение государственных органов власти Камчатской области соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, необходимых для наиболее эффективной реализации на территории Камчатской области федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, в том числе:
- об особенностях землеустройства в Камчатской области,
- о государственном, муниципальном, производственном и общественном контроле за использованием и охраной земель,
- о порядке управления государственными землями на территории Камчатской области;
- о порядке предоставления государственных и муниципальных земель для различного целевого использования;
- о порядке проведении работ по отнесению земельных участков к областной муниципальной собственности;
- о проведении работ по оценке земель на территории Камчатской области;
- о совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Камчатской области.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение мероприятии настоящей Программы осуществляется государственным заказчиком Программы за счет различных источников финансирования. Расчеты выполнены в ценах соответствующих лет с учетом коэффициентов-дефляторов.
Затраты на реализацию Программы делятся на следующие виды:
Капитальные вложения предусматриваются на уровне Госкомзема России исключительно в рамках федеральной программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы".
По статье "прочие нужды" настоящей Программы предусматривается финансирование следующих мероприятий:
проведение оценки земель на сумму 1.13 млн. рублен, в том числе за счет федерального бюджета на сумму 0,2 млн. руб., за счет областного бюджета - 0,06 млн. руб., за счет бюджетов муниципальных образований (по согласованию с ними) на сумму 0,87 млн. рублей;
ведение мониторинга земель на сумму 0,61 млн. рублей, из них за счет областного бюджета на сумму 0,61 млн. руб.;
проведение землеустроительных работ всего на сумму 21 02 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 3,0 млн. рублей, за счет областного бюджета на сумму 2,4 млн. рублей, за счет бюджетов муниципальных образовании (по согласованию) - 15,62 млн. рублей;
осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель всего на сумму 1,5 млн. рублей, за счет областного бюджета на сумму 0,8 млн. рублей, за счет местных бюджетов (по согласованию) - 0,7 млн.рублей;
информационно-просветительская и консультационная деятельность на сумму 1,11 млн. рублей, в том числе за счет областного бюджета на сумму 1,11 млн. рублей;
организация управления и контроль за реализацией Программы на сумму 0,75 млн. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 0,75 млн.рублей;
картографо-геодезическое обеспечение: предусматривается выполнить кадастровое картографирование городов и других поселений, а также земель сельскохозяйственного назначения, восстановить границы и провести необходимые работы по разграничению земель по уровням собственности 10 административно-территориальных образований Камчатской области, осуществить межевание земель и др. виды работ и мероприятия, в том числе приобретение программно-технических средств для автоматизированной обработки кадастровой информации и создания электронных кадастровых карт на общую сумму 21,95 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета- 12,0 млн. рублей, за счет областного бюджета 0,85 млн. рублей, за счет местных бюджетов 8,10 млн. руб. (по согласованию), за счет внебюджетных источников - 1,0 млн. рублей.
Финансирование настоящей Программы, осуществляемое за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, представлено в таблице:
Показатели | Всего за 2000 - 2002 г.г |
В том числе по годам |
||
млн.руб | в% | 2000 г. | 2001- 2002 |
|
Всего по программе: | 48,07 | 100 | 15,25 | 32,82 |
Из них: Федеральный бюджет: В том числе: - НИОКР капвложения прочие нужды |
15,20 - - 15,20 |
31,6 - - 31,6 |
5,20 - - 5,20 |
10,00 - - 10,00 |
Бюджет Камчатской обл: В т.ч. за счет поступления платежей за землю: Из них: - Областной бюджет - Бюджеты муниципальных образований |
31,87 31,87 6,58 25,29 |
66,3 13,7 52,6 |
9,75 9.75 1,12 8,63 |
22,12 22,12 5,46 16,66 |
Прочие источники | 1,0 | 2,1 | 0,3 | 0,7 |
Реализация Программы будет осуществляться в две очереди:
I очередь -2000 год - 15,25 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 5,20 млн. рублей, за счет областного бюджета - 1,12 млн. рублей, за счет местных бюджетов (по согласованию) - 8,63 млн. рублей, за счет внебюджетных источников - 0,3 млн. рублей.
II очередь - 2001-2002 гг. - 32,82 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 10,00 млн. руб., за счет областного бюджета - 5,46 млн. рублей, за счет местных бюджетов (по согласованию) - 16,66 млн. рублей, за счет внебюджетных поступлений - 0,7 млн. рублей.
Финансирование из областного и местных бюджетов предполагается с 2000 года в соответствии с принятыми бюджетами.
Средства федерального бюджета направляются:
- по статье "прочие нужды" - 15,20 млн. руб. или 100%. Средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований направляются:
на картографическое, землеустроительное и кадастровое обеспечение земельной реформы - 26,97 млн. рублей или 84,6%;
на ведение государственного контроля и мероприятия по охране земель - 1,5 млн.рублей или 4,7%;
на мониторинг земель - 0,61 млн. руб. или 1,9%;
на кадастровую оценку земель - 0,93 млн. рублей или 2,9%;
на информационно-консультационную деятельность - 1,11 млн. руб. или 3,5%;
на организацию и контроль за ходом реализации Программы - 0,75 млн. рублей или 2,4%.
Прочие источники, в основном, будут сформированы за счет участников рынка земли и другой недвижимости.
5. Организация управления и контроля
за ходом реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Камчатской области.
Намеченные Программой мероприятия реализуются в рамках настоящей Программы, а также через другие программы, разрабатываемые органами государственной власти Камчатской области и Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Камчатской области.
Для организации выполнения намеченных Программой мероприятий на основе действующего земельного законодательства разрабатываются и вводятся в действие отраслевые и региональные нормативно-технические документы.
Мероприятия Программы реализуются:
Государственным Заказчиком путем организации работ и распределения средств, ежегодно выделяемых из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (государственных контрактов);
Администрацией Камчатской области и Администрациями муниципальных образовании путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников и осуществления контроля за их целевым использованием.
План основных мероприятий по реализации Программы, проводимых в 2000 году, прилагается.
В качестве соисполнителей при реализации части программных мероприятий привлекаются организации Федеральной службы геодезии и картографии России.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров (государственных контрактов) между государственным Заказчиком и исполнителями мероприятий.
Отбор организаций, предприятий и учреждений для выполнения программных мероприятий определяется путем проведения открытых торгов (конкурсов).
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с порядком разработки, согласования, утверждения и реализации областных государственных целевых программ, утвержденным постановлением Администрации Камчатской области от 25.02.98 г. N 51.
Заказчик Программы ежегодно в установленные сроки направляет в Комитет по экономике и Финансовое управление администрации области согласованные предложения (бюджетную заявку) по объемам финансирования конкретных мероприятий. Согласованные объемы финансирования мероприятий включаются в проект областного бюджета. Аналогичные бюджетные заявки по конкретным видам работ и мероприятиям в установленные сроки представляются в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований Камчатской области.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Камчатской области как Государственный Заказчик анализирует ход реализации программы и представляет:
ежегодно в установленные сроки в Комитет по экономике и Финансовое управление администрации Камчатской области отчет о ходе работы по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств;
ежегодно в установленные сроки в Комитет по экономике администрации области и в Госкомзем России - статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы.
Государственный заказчик участвует в подготовке Комитетом по экономике доклада (отчета) о ходе реализации Программы, представляемого в администрацию Камчатской области.
При необходимости Государственный заказчик вносит в Комитет по экономике и Финансовое управление администрации области и в администрации муниципальных образований предложения о продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий или о нецелесообразности дальнейшей реализации ее в целом или отдельных мероприятий.
6. Социальная, экономическая и экологическая эффективность
реализации программных мероприятий
Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться приобретенным (предоставленным) участком земли и земельной долей в общей собственности сельскохозяйственной коммерческой организации под жестким контролем государства.
Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать становлению и развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственное регулирование рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит:
обеспечить целевое использование земель,
решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан при реализация ими права собственности на земельные участки и земельные доли, а также защиты первоочередного права сельских товаропроизводителей и особенно права соседа в процессе купли-продажи земельных участков;
создать экономичный механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения в руках эффективных хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и материально-технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемом продукции, товарности и эффективности производства.
Рой доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в крупных и средних товарных частных хозяйствах позволит обеспечивать, в значительной мере за счет собственных доходов при определенной помощи со стороны государства и муниципальных образований, поддержание и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Создание необходимых условий для введения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство хозяйственное обустройство, приобретение активных средств производсгва и т.д.
Развитие рынка земли и другой недвижимости в городах и других поселениях будет способствовать наращиванию жилищного строительства, даст стимул развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест.
Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков и земельных долей к использованию земель. С другой стороны это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от платежей за землю в доходной части бюджетов всех уровней.
В качестве интегрированного показателя экономической эффективности реализации проектов и программ обычно принимаются соотношение затрат на их создание, внедрение и получение экономических результатов, а также срок окупаемости этих затрат. Учитывая, что настоящая Программа не является инвестиционным проектом, а ее интерес и цели лежат в области структурной и инвестиционной политики государства, включая инфраструктуру экономики, эффективность Программы выражается в улучшении макроэкономических показателей экономического роста, а также в социальной и экологической сферах.
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, позволит получить экономический эффект в размере 49,44 млн. рублей, в основном за счет дальнейшей приватизации земель, находящихся в пользовании государственных и муниципальных предприятий; обеспечения гражданам свободы права распоряжения своими земельными долями; развития ипотеки земельных участков, включая зоны сельскохозяйственного назначения;
перехода на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков; дифференциации ставок земельного налога в городах и других поселениях; проведения массовой оценки земель и совершенствования системы платы за землю и сокращению льгот за пользование земельными участками в городских поселениях.
Приложение N 1
План основных мероприятии
по реализации областной государственной целевой программы
" Развитие земельной реформы в Камчатской области на
2000-2002 годы", проводимых в 2000 году
/-----------------------\-----------------/----------------------------------
| Мероприятия | Исполнитель | Срок реализации предприятия |
| | | или представления документов в |
| | | администрацию области |
\-----------------------------------------/---------------------------------/
I. Мероприятия по нормативному правовому обеспечению
/--------------------------------\--------------------/-----------------------------
|Проект закона Камчатской области|Комитет по земельным|После принятия федерального |
|о порядке управления государст- |ресурсам и землеуст-|закона "О государственных и |
|венными землями на территории |ройству Камчатской |муниципальных землях |
|Камчатской области. |области Комитет по | |
| |управлению государст| |
| |венным имуществом | |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
|Проект закона Камчатской области|Комитет по земельным|После принятия федерального |
|о порядке предоставления государ|ресурсам и землеуст-|закона "О государственных и |
|ственных и муниципальных земель |ройству Камчатской |муниципальных землях" |
|для различного целевого использо|области. | |
|вания. |Комитет по управле- | |
| |нию государственным | |
| |имуществом. | |
| |Комитет сельского хо| |
| |зяйства, продовольст| |
| |вия и торговли Адми-| |
| |нистрации Камчатской| |
| |области. | |
| |Управление лесами | |
| |Камчатской области | |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
|Проект закона Камчатской области|Комитет по земель- |IV квартал 2000г. |
|о государственном, муниципаль- |ным ресурсам и земле| |
|ном, производственном и общест- |стройству Камчатской| |
|венном контроле за использовани-|области. | |
|ем и охраной земель. |Комитет по охране ок| |
| |ружающей среды Кам | |
| |чатской области | |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
|Проект закона Камчатской области|Комитет по земельным|После принятия федерального |
|об особенностях землеустройства |ресурсам и землеуст |закона о землеустройстве |
|в Камчатской области |ройству Камчатской | |
| |области | |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
|Проект постановления Администра-|Комитет по земельным|II квартал 2000 г. |
|ции Камчатской области о порядке|ресурсам и землеуст-| |
|проведения работ по отнесению |ройству Камчатской | |
|земельных участков к областной и|области. | |
|муниципальной собственности. |Комитет по управле- | |
| |нию государственным | |
| |имуществом Камчатс- | |
| |кой области. | |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
|Проект постановления Администра-|Комитет по земельным|II квартал 2000 г. |
|ции области о проведении работ |ресурсам и землеуст-| |
|по оценке земель на территории |ройству Камчатской | |
|Камчатской области |области. | |
| |Комитет по управле- | |
| |нию государственным | |
| |имуществом. | |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
|Проект постановления Администра-|Комитет по земельным|После принятия федерального |
|ции области о совершенствовании |русурсам и землеуст-|закона "О гогсударственном |
|ведения государственного земель-|ройству Камчатской |земельном кадастре" и поста-|
|ного кадастра в Камчатской обл. |области. |новления Правительства РФ "О|
| |Комитет по управле- |совершенствовании ведения |
| |нию государственным |государственного земельного |
| |имуществом |кадастра" |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
II. Мероприятия по инструктивно-методическому обеспечению
/--------------------------------\--------------------/-----------------------------
|Разработка рекомендаций практи- |Комитет по земельным|II квартал 2000 г. |
|ческого ведения землеустройства |ресурсам и землеуст-| |
|применительно к новым формам вла|ройству Камчатской | |
|дения и пользования землей на |области | |
|территории Камчатской области | | |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
|Установление порядка проведения |Комитет по земельным|II квартал 2000 г. |
|работ по отнесению земельных |ресурсам и землеуст-| |
|участков к областной и муниципа-|ройству Камчатской | |
|льной собственности. |области | |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
|Установление порядка проведения |Комитет по земельным|III квартал 2000 г. |
|оценочного зонирования на терри-|ресурсам и землеуст-| |
|тории Камчатской области |ройству Камчатской | |
| |области с ячастием | |
| |заинтересованных ор-| |
| |ганов исполнительной| |
| |власти | |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
|Установление порядка предоставле|Комитет по земельным|По принятию федерального за-|
|ния государственных и муниципаль|ресурсам и землеуст-|кона "О государственных и му|
|ных земель для различного целево|ройству Камчатской |ниципальных землях |
|го использования на территории |области. | |
|Камчатской области |Комитет по управле- | |
| |нию государственным | |
| |имуществом. | |
| |Управление лесами | |
| |Камчатской области | |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
|Установление порядка оформления |Комитет по земельным|IV квартал 2000 г. |
|договоров между пользователями |ресурсам и землеуст | |
|земель сельскохозяйственного наз|ройству Камчатской | |
|начения (земельных долей) и их |области. | |
|собственниками |Комитет сельского хо| |
| |зяйства, продовольст| |
| |вия и торговли Адми-| |
| |нистрации Камчатской| |
| |области | |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
III. Мероприятия по организационному обеспечению
/--------------------------------\--------------------/-----------------------------
|Обеспечение развития информацион|Комитет по земельным|II - III квартал 2000г. |
|но-консультативной работы среди |ресурсам и землеуст-| |
|граждан по вопросам земельных от|ройству Камчатской | |
|ношений |области | |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
|Обеспечение земельнык преобразо-|Комитет по земельным|Постоянно |
|ваний в сельской местности |ресурсам и землеуст-| |
| |ройству Камчатской | |
| |области. | |
| |Комитет сельского хо| |
| |зяйства, продовольст| |
| |вия и торговли Адми-| |
| |нистрации Камчатской| |
| |области. | |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
|Организация работ по землеустрои|Комитет по земельным|Постоянно |
|тельному, картографо-геодезичес-|ресурсам и землеуст-| |
|кому обеспечению земельных преоб|ройству Камчатской | |
|разований |области. | |
| |Организации Роскарто| |
| |графии | |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
|Проведение совместных комплекс- |Комитет по земельным|Ежегодно |
|ных проверок соблюдения земельно|ресурсам и землеуст-| |
|го законодательства |ройству Камчатской | |
| |области совместно с | |
| |заинтересованными | |
| |территориальными ор-| |
| |ганами федеральных | |
| |органов исполнитель-| |
| |ной власти. | |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
|Проведение инвентаризации и уточ|Комитет по земельным|Ежегодно |
|нение списков плательщиков земе-|ресурсам и землеуст-| |
|льного налога и арендной платы |ройству Камчатской | |
| |области с участием | |
| |заинтересованных ор-| |
| |ганов. | |
|--------------------------------|--------------------|----------------------------|
Постановлением Губернатора Камчатской области от 16 июля 2002 г. N 309 настоящее постановление дополнено приложением N 2
"Приложение N 2
к областной государственной целевой программе
"Развитие земельной реформы в Камчатской
области на 2000-2002 годы"
Программа
основных мероприятий по реализации областной государственной целевой
программы "Развитие земельной реформы в Камчатской области
на 2000-2002 годы", проводимых в 2003 году
Наименование мероприятий |
Источники финансиро- вания |
Объемы финансирования (тыс. руб.) |
Заказчики программы |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел I. Мероприятия по землеустройству и государственному земельному кадастру | ||||
1.1. Землеустроительное обеспечение разграничения земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности |
Областной бюджет |
830,0 | Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области |
Исполнители на конкурсной основе |
1.2. Инвентаризация земельных участков, занятых предприятиями, организациями и учреждениями не сельскохозяйственного назначения, на которые до 2002 года не были выданы правоустанавливающие документы и сведения о которых не были внесены в ГЗК. Формирование объектов государственного кадастрового учета |
Областной бюджет |
590,0 | Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области |
Исполнители на конкурсной основе |
1.3. Инвентаризация сведений о ранее учтенных земельных участках, внесение их в банк данных АСГЗК |
Областной бюджет |
200,0 | Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области |
Исполнители на конкурсной основе |
1.4. Межевание земель, отнесенных к областной собственности, по результатам инвентаризации земель и разграничению государственной собственности на землю |
Областной бюджет |
700,0 | Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области |
Исполнители на конкурсной основе |
1.5. Кадастровое картографирование: создание планово-картографической основы для ведения государственного земельного кадастра (ГЗК) и государственного учета объектов недвижимости |
Областной бюджет |
1500,0 | Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области |
Камчатское топографо-геодези- ческое предприятие ДВ АГП (Роскартография) |
1.6. Государственная кадастровая оценка земель несельскохозяйственного назначения для целей налогообложения и иных целей |
Областной бюджет |
1500,0 | Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области |
ФГУП <ДальНИИгипрозем> (Росземкадастр) |
Итого по разделу I: | 5320,0 | |||
Раздел II. Информационное обеспечение ведения государственного учета объектов недвижимости | ||||
2.1. Приобретение планово-картографической основы по населенным пунктам Камчатской области для целей ведения государственного учета объектов недвижимости |
Областной бюджет |
40,5 | Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области |
Камчатское топографо-геодези- ческое предприятие ДВ АГП (Роскартография) |
2.2. Создание электронной карты Камчатской области для целей государственного учета объектов недвижимости |
Областной бюджет |
700,0 | Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области |
Исполнители на конкурсной основе |
2.3. Проведение работ, связанных с разграничением государственной собственностью на землю и формирование баз данных по земельным участкам: в т.ч. регистрация права собственности Камчатской области на земельные участки |
Областной бюджет |
8,5 | Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области |
Учреждение юстиции Камчатский областной центр по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним |
Итого по разделу II: | 749,0 |
Раздел III. Информационное обеспечение эксплуатации системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости |
||||
3.1. Приобретение и внедрение технических средств (ПТК) для обеспечения и поддержки эксплуатации информационной системы. Эксплуатация системы: эксплуатационно-техническое обеспечение, в т.ч. техническое обслуживание оборудования и вычислительной техники |
Областной бюджет -"- |
110,0 300,0 |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области |
Исполнители на конкурсной основе -<- Исполнители на конкурсной основе |
Итого по разделу III: | 410,0 | |||
Раздел IV. Кадровое обеспечение | ||||
4.1. Подготовка кадров по управлению земельными ресурсами и иной недвижимостью. |
Областной бюджет -"- |
110,0 150,0 |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области |
Учебные центры |
Итого по разделу IV: | 260,0 | |||
Итого по программе: | 6739,0 | |||
в том числе по заказчикам Программы: | 5540,0 | Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области |
||
1199,0 | Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.