Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 26 августа 2003 г. N 333 приложение к настоящему постановлению изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Губернатора
Камчатской области
26 июля 2001 г. N 234
Долгосрочная областная целевая программа
"Улучшение условий и охраны труда в Камчатской области на 2002-2005 годы"
26 августа 2003 г.
1. Паспорт
долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Камчатской области на 2002-2005 годы"
Наименование программы | Долгосрочная областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Камчатской области на 2002-2005 годы". |
Наименование, дата и номер принятия решения о разработке программы |
Постановление Губернатора Камчатской области от 15.11.99 г. N 267 "О реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации"; статья 11 Закона Камчатской области "Об охране труда в Камчатской области" от 06.04.99 г. N 36. |
Государственный заказчик программы |
Управление труда и социального развития администрации Камчатской области. |
Основные разработчики программы |
Управление труда и социального развития администрации Камчатской области; Государственная инспекция труда в Камчатской области; Органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области; Федерация профсоюзов Камчатки. |
Цель и задачи программы | Целью программы является снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Основные задачи программы: - повышение экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий и предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний; - содействие гарантированному выполнению обязательств по социальной защите пострадавших на производстве независимо от финансового положения работодателей; - Улучшение организации обучения и проверки знаний руководителей и специалистов предприятий и организаций в районных муниципальных образованиях в Камчатской области; - продолжение работы по приведению нормативных правовых актов по охране труда в Камчатской области в соответствие с федеральным законодательством об охране труда; - Развитие отношений социального партнерства в рамках областного (регионального) трехстороннего соглашения между администрацией Камчатской области, Федерацией профсоюзов Камчатки и объединениями работодателей. |
Перечень основных мероприятий |
- совершенствование нормативно-правового обеспечения условий и охраны труда; - организационное и техническое обеспечение условий и охраны труда; - социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве; - информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования. |
Сроки реализации программы |
2002 - 2005 годы |
Исполнители основных мероприятий |
- управление труда и социального развития администрации Камчатской области; - Государственная инспекция труда в Камчатской области; управление здравоохранения администрации Камчатской области; - Департамент финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области; - Комитет по экономике администрации Камчатской области; с участием: - управления здравоохранения администрации г. Петропавловска-Камчатского; - Федерации профсоюзов Камчатки; - Камчатского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; - Центра Госсанэпиднадзора в Камчатской области; - Камчатского государственного фонда поддержки малого предпринимательства; - Муниципальных образований в Камчатской области; - Организаций и предприятий Камчатской области. |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования программы на 2002-2005 гг. -1 160 тыс. руб. Источник финансирования - средства областного бюджета. |
Организация управления и контроль за ходом выполнения программы |
Управление и контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляет управление труда и социального развития администрации Камчатской области |
Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации программы |
Прогноз ситуации на ближайшие годы показывает, что снижение производственного травматизма к 2005 году в пределах 3% позволит полностью окупить затраты на реализацию мероприятий программы. |
2. Технико-экономическое обоснование (Анализ исходного состояния проблемы)
2.1. Введение
Долгосрочная областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Камчатской области на 2002-2005 годы" разработана управлением труда и социального развития администрации Камчатской области с участием государственной инспекции труда в Камчатской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, Федерации профсоюзов Камчатки во исполнение постановления Губернатора Камчатской области от 15.11.1999 г. N 267 "О реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", ст. 11 Закона Камчатской области "Об охране труда в Камчатской области" от 06.04.99 г. N 36,
Программа ориентирована на реализацию государственной политики в области охраны труда: снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности; повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессиональных рисков.
Программа обеспечивает развитие государственной системы управления охраной труда в Камчатской области, координацию деятельности органа управления охраной труда, государственной экспертизы условий труда, входящими в состав Управления труда и социального развития администрации Камчатской области, Государственной инспекции труда, а также инспекций, осуществляющих надзор и контроль в области охраны труда, Федерации профсоюзов Камчатки, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, организаций и предприятий по реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г., N 181-ФЗ.
При разработке программы учтены результаты реализации областной программы "Улучшение условий и охраны труда в Камчатской области на 1998-2001 годы".
2.2. Итоги выполнения программы "Улучшение условий и охраны труда в
Камчатской области на 1998 - 2001 годы"
Управлением труда и социального развития администрации Камчатской области проведен комплекс мероприятий по стабилизации положения дел в области условий и охраны труда.
В целях создания правовой базы принят Закон Камчатской области "Об охране труда в Камчатской области" от 06.04.99 г. N 36; постановлениями Губернатора Камчатской области от 28.05.1999 г. N 136 утверждено "Положение о системе органов, осуществляющих государственную политику в сфере охраны труда в Камчатской области", от 20.09.2000 г. N 224 утверждено в новой редакции "Положение о вневедомственной комиссии по охране труда Камчатской области"; разработаны "Положение о порядке проведения оценки соответствия лицензионной деятельности организаций (предпринимателей) условиям безопасности", "Положение о порядке проведения соответствия работ по охране труда организации, компании требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ)", утвержденные начальником управления труда и социального развития администрации Камчатской области 15.06.1998 г. и 05.01.2001 г.
Управлением труда и социального развития администрации Камчатской области ежегодно проводился анализ состояния условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях Камчатской области, на основе которого подготавливалась информация для администрации Камчатской области и Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Результаты работы по охране труда ежегодно обсуждались на областных совещаниях руководителей предприятий, учреждений и организаций. Для решения наиболее острых проблем, разрабатывались рекомендации по улучшению работы в области охраны труда. За три года на заседаниях областной трехсторонней комиссии, заседаниях межведомственной комиссии было рассмотрено 6 вопросов по проблемам условий и охраны труда. Проведено 14 выездных семинаров совещаний и проверок знаний по охране труда в районах Камчатской области.
Ежегодно проводились рабочие совещания специалистов аккредитованных исследовательских лабораторий о практике проведения работ по аттестации рабочих мест. С 1998 по 2000 год в организациях Камчатской области проведена аттестация около 4 тысяч рабочих мест с количеством работников около 6 тысяч человек. В рамках программы проведена сертификация работ по охране труда на 15 предприятиях Камчатской области.
Продолжена работа по совершенствованию системы обучения и проверки знаний руководителей и специалистов различных отраслей экономики. За три года в 8 учебных центрах по обучению и проверке знаний по охране труда прошли обучение более 23 тысяч человек.
Постоянно использовались средства массовой информации для информирования населения о состоянии условий и охраны труда в организациях, в Камчатской области.
На выполнение мероприятий программы в 1999 году из областного бюджета было выделено 50 тыс. рублей, в 2000 году - 78 тыс. руб.
Вместе с тем, в 1998 - 2000 годах не удалось добиться изменений в области условий и охраны труда, обеспечивающих снижение производственного травматизма.
2.3. Современное состояние условий и охраны труда в Камчатской области
Состояние условий труда на предприятиях Камчатской области в 2000 году, несмотря на принимаемые меры, оставалось неудовлетворительным. В отраслях экономики при численности работающих 139,4 тыс. человек в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности, работало 43,5 тыс. человек или 31,2% от общего числа работающих.
В 2000 году в Камчатской области зарегистрировано 2 случая профессиональных заболеваний.
В целом по Камчатской области охват работающих профилактическими медицинскими осмотрами колеблется в пределах 84% - 90%. Несмотря на относительно высокий процент охвата работающих медицинскими осмотрами, их качество остается низким, в лечебно-профилактических учреждениях не хватает диагностического оборудования, упразднены цеховые врачебные участки.
Остается неблагополучным положение в области охраны труда женщин и подростков, 16,7% женщин занято в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
На предприятиях и в организациях Камчатской области в 2000 году произошло 390 несчастных случаев. В целом по Камчатской области коэффициент частоты травматизма на 1000 работающих (Кч) составил 5,6. Самый высокий травматизм допущен на судоремонтных предприятиях Кч=12,9; в строительстве Кч=8,9; в лесной и деревообрабатывающей промышленности Кч=8,7; на транспорте Кч=8,6 и в жилищно-коммунальном хозяйстве Кч=7,2.
Наиболее неблагополучным показателем в Камчатской области является смертельный травматизм. В 2000 году в области произошло 30 несчастных случаев со смертельным исходом, в которых погибло 30 работников. Коэффициент смертельного травматизма на 1000 работающих 0,43 (по Российской Федерации 0,15).
Наиболее высокими показателями характеризуется смертельный травматизм в рыбной отрасли Кч=1,3; в строительстве Кч=1,24; в промышленности Кч=0,77; в жилищно-коммунальном хозяйстве Кч=0,72.
Увеличился показатель тяжести последствий от несчастных случаев. В 2000 году на одного пострадавшего приходилось 32,3 дня нетрудоспособности (в 1999 году - 26,2 дней).
Материальные затраты в связи с несчастными случаями на производстве в 2000 году возросли и составили 42 714, 4 тыс. рублей.
Наиболее характерными являются травмы, связанные с обслуживанием технологического оборудования с нарушением соответствующих норм и правил, без проведения инструктажа и обучения работающих. Одной из серьезнейших причин травматизма являются конструктивные недостатки оборудования, недостаточная эффективность используемых средств защиты, ограждений, блокировок, тормозных устройств, сигнализации.
На многих предприятиях рост травматизма и тяжести травм в значительной степени вызывается снижением профессиональной подготовки рабочих.
Решение многих проблем по охране труда сдерживается отсутствием соответствующей нынешним условиям законодательной, нормативной и методической базы в этой области, в том числе определяющей структуру системы государственного управления охраной труда на всех уровнях.
Проведенный анализ фактического состояния условий труда, производственного травматизма на предприятиях Камчатской области определяет необходимость разработки и осуществления областной государственной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Камчатской области на 2002-2005 годы".
2.4. Подходы к формированию программы
Настоящая программа подготовлена исходя из необходимости реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. N 181-ФЗ, с учетом фактического состояния условий и охраны труда, анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях Камчатской области.
Отдельные разделы программы могут корректироваться с учетом социально-экономического развития Камчатской области, а также на основе результатов научно-исследовательских разработок, проводимых по вопросам охраны труда.
3. Цель и задачи программы
Основной целью долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Камчатской области на 2002-2005 годы" является снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Основные задачи программы:
- повышение экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий и предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- содействие гарантированному выполнению обязательств по социальной защите пострадавших на производстве независимо от финансового положения работодателей;
- улучшение организации обучения и проверки знаний руководителей и специалистов предприятий и организаций в муниципальных образованиях в Камчатской области;
- продолжение работы по приведению нормативных правовых актов по охране труда в Камчатской области в соответствие с федеральным законодательством об охране труда;
- развитие отношений социального партнерства в рамках областного (регионального) трехстороннего Соглашения между администрацией Камчатской области, Федерацией профсоюзов Камчатки и объединениями работодателей.
4. Система программных мероприятий
Настоящей программой предусмотрены следующие разделы:
1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения условий и охраны труда.
2. Организационное и техническое обеспечение условий и охраны труда.
3. Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве.
4. Информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования.
4.1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения условий и охраны труда
Важнейшим элементом региональной политики по обеспечению безопасных условий труда является создание развитой нормативной правовой базы. Мероприятиями данного раздела предусматривается разработка законодательных и нормативных актов, обеспечивающих с одной стороны, заинтересованность и ответственность работодателей в улучшении условий и охраны труда, с другой стороны - государственные гарантии права на охрану труда и необходимый уровень социальной защиты работников, участвующих в производственном процессе.
4.2. Организационное и техническое обеспечение условий и охраны труда
Мероприятия данного раздела программы нацелены, прежде всего, на совместные действия органов государственной власти, работодателей, профсоюзов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний посредством организационных, методических и практических мер.
По данному направлению программы важное место отводится организационно-методическим, контрольно-экспертным, аналитическим и консультативным функциям по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда.
4.3. Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве
Основной целью данного направления является, социальная, медицинская и профессиональная реабилитация. Программой запланировано осуществление гарантированной социальной защиты работников, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание.
4.4. Информационное обеспечение охраны труда в совершенствовании системы непрерывного образования
Мероприятия данного раздела предусматривают создание на областном и муниципальных уровнях системы информирования работников о законодательстве об охране труда, состоянии условий и охраны труда на предприятиях, о полагающихся работникам компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда.
Главная цель мероприятий раздела - улучшение информационной базы охраны труда, повышение знаний по охране труда всех участников производства и содержит мероприятия, касающиеся как совершенствования методов обучения, так и разработку пособий в области охраны труда, выпуск плакатов, знаков безопасности, проведение выставок, конференций, семинаров.
Механизм реализации данного направления предусматривает:
- создание системы непрерывного повышения знаний в области охраны труда на всех уровнях образования и профессиональной деятельности работников;
- совершенствование деятельности учебных центров охраны труда;
- дальнейшее развитие системы переподготовки работодателей и специалистов по охране труда в учебно-методических центрах;
- обучение по охране труда представителей общественного контроля за состоянием условий и охраны труда в организациях.
5. Ресурсное обеспечение
Стоимость программных мероприятий составляет 1160 тыс. рублей. Финансовое обеспечение осуществляется за счет средств, выделяемых из областного бюджета.
Объемы финансирования мероприятий ежегодно подлежат уточнению и утверждению в установленном порядке законом Камчатской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
6. Организация управления и контроль за ходом выполнения программы
Государственным заказчиком, возглавляющим управление реализацией программы, является управление труда и социального развития администрации Камчатской области. Оперативное управление программой осуществляет отдел государственной экспертизы условий и охраны труда управления труда и социального развития администрации Камчатской области.
Структурные подразделения администрации Камчатской области, к компетенции которых относится подготовка соответствующих законов, положений, рекомендаций, постановлений Губернатора Камчатской области, обеспечивают их разработку, рассмотрение и утверждение. Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерация профсоюзов Камчатки выполняют мероприятия программы самостоятельно и направляют информацию управлению труда и социального развития администрации Камчатской области.
Отчеты о ходе выполнения мероприятий программы ежегодно заслушиваются на заседаниях межведомственной комиссии по охране труда.
7. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации программы
Реализация долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Камчатской области на 2002-2005 годы" направлена на улучшение условий труда, сокращение травматизма и профессиональной заболеваемости, особенно в отраслях с наиболее опасными условиями труда, обеспечение профессиональной, медицинской и социальной реабилитации пострадавших на производстве.
Конечный результат использования средств на финансирование мероприятий программы выражается в увеличении поступлений, вызываемом ростом доходов предприятий и в уменьшении объема выплат по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим или их родственникам в связи с потерей кормильца, в сокращении расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, специальный медицинский и бытовой уход и других аналогичных выплат.
Оценка, опирающаяся на данные относительно затрат по возмещению вреда, причиненного работникам трудовым увечьем или профессиональным заболеванием показывает, что только прямые экономические потери от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2000 году составили 42,7 млн. руб. Прогноз ситуации на ближайшие годы показывает, что снижение производственного травматизма к 2005 году в пределах 3% позволит полностью окупить затраты на реализацию мероприятий программы в сумме 1180 тыс. руб.
Список сокращений
к мероприятиям долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Камчатской области на 2002-2005 годы"
1. ВЦОТ - Всероссийский центр охраны труда
2. КРО ФСС РФ - Камчатское региональное отделение Фонда социального
страхования Российской Федерации
3. МСЭ - медико-социальная экспертиза
4. НИИОТ - научно-исследовательский институт охраны труда
5. ПЭВМ - персональные электронно-вычислительные машины
6. РИСОТ - Российская информационная система охраны труда
7. СИЗ - средства индивидуальной защиты
8. ФПК - Федерация профсоюзов Камчатки
9. ГСЭН - Центр Госсанэпиднадзора в Камчатской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.