Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 20 сентября 2004 г. N 366 в настоящую Программу внесены изменения
Приложение
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 14 марта 2001 г. N 51
Долгосрочная областная целевая Программа
поддержки и развития образования Камчатской области на 2001-2005 годы
17, 25 сентября 2001 г., 7 мая, 3 ноября 2003 г., 20 сентября 2004 г.
Паспорт
долгосрочной областной целевой Программы поддержки и развития образования Камчатской области на 2001-2005 годы
25 сентября 2001 г., 3 ноября 2003 г., 20 сентября 2004 г.
/---------------------------------------------------------------------------\
|Наименование Программы |Долгосрочная областная целевая Программа поддержки|
| |и развития образования Камчатской области на|
| |2001-2005 годы |
| | |
|------------------------+--------------------------------------------------|
|Дата принятия решения о |Распоряжение Губернатора Камчатской области от 20.|
|разработке Программы |10.2000 г. N539-Р. |
| | |
|------------------------+--------------------------------------------------|
|Государственный заказчик|Управление образования администрации Камчатской|
| |области |
| | |
|------------------------+--------------------------------------------------|
|Разработчик Программы |Управление образования, управление физической|
| |культуры и спорта администрации Камчатской области|
| | |
|------------------------+--------------------------------------------------|
|Цели Программы |Развитие системы образования в интересах|
| |формирования личности гражданина России XXI века и|
| |как основы экономического социального развития|
| |региона. |
| | |
|------------------------+--------------------------------------------------|
|Задачи Программы |Программа предусматривает создание|
| |нормативно-правовых, научно-методических и|
| |организационных предпосылок для обеспечения|
| |условий получения обучающимися качественного|
| |образования в соответствии с требованиями Закона|
| |Российской Федерации "Об образовании", на основе|
| |формирующихся федеральных и региональных|
| |образовательных стандартов с учетом специфики|
| |каждого муниципального образования и|
| |общеобразовательного учреждения, личностных|
| |потребностей и возможностей ученика. |
| | |
|------------------------+--------------------------------------------------|
|Основные мероприятия |- Комплексный научный подход к отбору содержания|
|Программы |регионального компонента образования. |
| |- Обеспечение образовательных учреждений области|
| |педагогическими кадрами; |
|------------------------+--------------------------------------------------|
| |- повышение квалификации и переподготовки|
| |педагогических и руководящих работников системы|
| |образования. |
| |- Укрепление материально-технической базы|
| |образовательных учреждений области. |
| |- Организация и обеспечение деятельности|
| |экспериментальных площадок федерального и|
| |регионального уровней; |
| |- внедрение культурно-образовательных инициатив,|
| |направленных на развитие и совершенствование|
| |системы образования Камчатской области. |
| |- Сохранение и укрепление здоровья детей путем|
| |развития физической культуры и спорта. |
| |- Укрепление материальной базы сельских школ;|
| |введение на селе современных технологий обучения. |
| |- Создание условий для получения, обработки и|
| |использования информации при помощи современных|
| |информационных технологий в системе образования|
| |области. |
| |- Поддержка учебных заведений начального|
| |профессионального образования области в части|
| |укрепления материальной базы, установление местных|
| |льгот работникам профессиональных училищ. |
| | |
|------------------------+--------------------------------------------------|
|Сроки реализации |2001-2005 годы |
|Программы | |
| | |
|------------------------+--------------------------------------------------|
|Исполнители Программы |Управление образования, управление физической|
| |культуры и спорта администрации Камчатской|
| |области; |
| |органы управления образованием муниципальных|
| |образований в Камчатской области; образовательные|
| |учреждения Камчатской области. |
| | |
|------------------------+--------------------------------------------------|
|Источники и предельные |Предельный объем финансирования |
|объемы финансирования |Программы - 168,7 млн. рублей, |
|Программы | в том числе за счет: |
| | - средств федерального бюджета - 20,65 млн. руб.;|
| | - средств областного бюджета- 104,1 млн. руб.; |
| | - средств местных бюджетов - 0,05 млн. руб. |
| | (по согласованию); |
| | - внебюджетных источников - 43,9 млн. руб. |
| | (по согласованию). |
| | |
|------------------------+--------------------------------------------------|
|Прогноз ожидаемых |- Издание комплекта учебно-методического|
|конечных результатов |обеспечения регионального компонента содержания|
|Программы |образования. Разработка регионального базисного|
| |учебного плана общеобразовательных учреждений|
| |Камчатской области. |
| |- Формирование системы непрерывного|
| |педагогического образования. Развитие целевой|
| |(контрактной) подготовки учителей для|
| |образовательных учреждений области и в первую|
| |очередь для учителей села. |
| |- Обеспечение учебных кабинетов образовательных|
| |учреждений учебным оборудованием и наглядными|
| |пособиями в соответствии с действующими типовыми|
| |перечнями; полное обеспечение учащихся|
| |образовательных школ, учреждений начального и|
| |среднего профессионального образования учебной|
| |литературой за счет средств бюджета и родительских|
| |средств. |
|------------------------+--------------------------------------------------|
| |- Внедрение в педагогическую практику новых|
| |педагогических технологий, апробация новых|
| |моделей управления и финансово-экономической|
| |деятельности образовательных учреждений,|
| |обновление содержания образования; появление новых|
| |форм сотрудничества между научно-педагогическими и|
| |образовательными учреждениями. |
| |- Массовое привлечение детей и подростков к|
| |физической культуре и спорту; создание условий для|
| |занятий спортом всех групп населения; обеспечение|
| |участия в соревнованиях учащихся|
| |общеобразовательных школ. |
| |- Совершенствование материально-технической базы|
| |образовательных учреждений на селе с привлечением|
| |различных источников финансирования. |
| |- Повышение качества учебно-воспитательного|
| |процесса в учебных заведениях начального|
| |профессионального обучения. |
| | |
|------------------------+--------------------------------------------------|
|Система организации |Общее руководство и контроль за ходом реализации|
|управления Программой |Программы осуществляет государственный заказчик -|
| |управление образования администрации|
| |Камчатской области. |
| | |
\---------------------------------------------------------------------------/
1. Технико-экономическое обоснование (Состояние и основные проблемы развития образования Камчатской области)
Образование Камчатской области представляет собой сложную социальную образовательно-воспитательную систему со сложившимся психолого-педагогическим климатом, сформировавшимися технологиями обучения, воспитания и социализации детей, подростков и учащейся молодежи, относительно устойчивым отношением к инновационной деятельности, достижениями педагогической науки и учету специфики развития региона.
Система образования представляет собой также сложный комплекс, состоящий из 269 детских садов, школ, учреждений начального, среднего, высшего, дополнительного образования, в которых занято 13,5 тысяч работников.
На содержание образования области в 1999 году выделено 860,24 млн. рублей, в 2000 г. - 924,2 млн. рублей. Потребность образовательных учреждений в бюджетных ассигнованиях обеспечена в 2000 г. в целом по всем статьям затрат на 87,9 %, в том числе:
- заработная плата - 100 % (запрошено 278,3 млн. рублей, выделено 353,7 млн. рублей с учетом погашения задолженности за 1999 год и повышения заработной платы работников в 1,2 раза);
- питание учащихся - 42,4 % (запрошено 72,2 млн. рублей, выделено 30,6 млн. рублей);
- оплата коммунальных услуг - 63,4 % (запрошено 235,85 млн. рублей, выделено 149,5 млн. рублей).
Удельный вес расходов на образование в общей сумме затрат на содержание бюджетной сферы области имеет тенденцию к росту и составил в 1999 году 22,6 % против 15,3 % в 1995 году.
Но вместе с тем это не позволяет обеспечить стабильное финансирование системы. Ежегодно снижается объем финансирования, предусмотренный на развитие и укрепление учебно-материальной базы образовательных учреждений.
На 1 сентября 2000 года в Камчатской области функционирует 93 детских дошкольных учреждения, в которых воспитывается 11425 детей. В сравнении с 1999 годом число дошкольных учреждений уменьшилось на 3, прежде всего, за счет сокращения численности детей дошкольного возраста.
В области функционируют 106 общеобразовательных школ и школ-интернатов, в которых получают основное и среднее (полное) образование 45913детей и подростков, в том числе 32 сельских школы с численностью учащихся в них 7552 человека.
Сеть школ представляет собой:
- школ общеобразовательных - 85; учащихся - 43548;
- школ с углубленным изучением предметов - 20; учащихся - 1976;
- лицеев - 1; учащихся 389; в том числе:
- сельские школы, работающие в режиме малокомплектной школы, - 10;
- сельские школы, в которых ведется допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся - 13; учащихся 8-11-х классов -391 чел.
В связи со снижением численности населения области продолжается тенденция сокращения численности учащихся общеобразовательных школ, по сравнению с 1999-2000 учебным годом их число уменьшилось на 5,6% (2559 чел.). За пять последних лет контингент учащихся общеобразовательных школ области снизился на 21,2 % (9727 чел.). Прием детей в первый класс снизился в сравнении с прошлым учебным годом на 477 чел. (13,8 %). Выпуск учащихся из 9-х классов увеличился на 70 чел. (1,5 %). Выпуск учащихся из средней школы выше прошлого учебного года на 196 чел. (6,9 %). За счет снижения численности учащихся процент занимающихся во вторую смену снизился с 26,4 до 23,2 %. Численность детей в группах продленного дня снизилась на 1,6 % (1747 чел.), главным образом, за счет школ г. Петропавловска-Камчатского.
В 2000 году получили аттестаты: 4821 выпускник основной школы; 2830 выпускников средней школы. 70 выпускников общеобразовательных учреждений области награждены медалями "За особые успехи в учении": 17 золотыми и 53 серебряными.
В 41 учреждении дополнительного образования занимаются 22016 учащихся, что составляет 48 % от общей численности детей школьного возраста. Численность занимающихся в учреждениях дополнительного образования в сравнении с прошлым годом снизилась на 4277 чел.
При плане расходов на образование в 1999 г. в 860,243 млн. рублей, фактически израсходовано (кассовые расходы) 725037 тыс. рублей, что составляет 84,3 % от установленного плана. Расходы на оплату труда выполнены на 95,0 % на питание - на 67,6 %, на приобретение оборудования длительного пользования - 42,8 %.
Из общей суммы расходов на выплату заработной платы израсходовано 252155 тыс. руб. (115,0 % к расходам 1998 г.). Среднемесячная заработная плата одного работника в отрасли выросла по сравнению с 1999 г. на 24,7 % (541 руб.) и составляет 2191 руб. В общей сумме затрат расходы на оплату труда в целом по области составляют 34,8 %.
Расходы на питание составили в 1999 г. 35599 тыс. рублей - на 28,5 % выше расходов 1998 г. Увеличились расходы на питание в Усть-Большерецком - 65,1 %, Алеутском - 52 %, Мильковском - 30,4 % районах, в г. Вилючинске - на 57,5 %, Петропавловске-Камчатском - 26,1 %. В то же время выделяемых на питание средств крайне недостаточно, вследствие чего в детских садах и школах не выполняются натуральные нормы питания. Дети не получают кисломолочные продукты, фрукты, овощи. Меню чаще всего состоит из горячего чая и выпечки. Стоимость горячего завтрака одного учащегося составляет в общеобразовательных школах г. Петропавловска-Камчатского и Мильковского района 7,5 руб., Соболевского района - от 2,25 до 3,3 руб., Усть-Большерецкого - от 2,25 до 4,5 руб. В районах области, несмотря на высокие цены на продукты, стоимость питания несколько ниже, чем в школах областного центра за счет того, что школьные столовые переведены на баланс учебных заведений, что позволило снизить стоимость питания за счет снижения налогов, оплаты аренды, уменьшения накладных расходов. Удельный вес расходов на питание в общих расходах составляет 4,9 %.
На приобретение оборудования длительного пользования израсходовано 2201 тыс. рублей, 0,3 % от общей суммы расходов. В г. Петропавловске-Камчатском удельный вес расходов на приобретение оборудования составил 0,2 %, в Елизовском, Соболевском и Алеутском районах - 0,1 %, в г. Вилючинске - 0,5 %, в Усть-Большерецком районе - 0,9 %. Не выделялись в 1999 г. средства на приобретение оборудования в Усть-Камчатском, Мильковском, Быстринском районах, п. Вулканном.
Согласно прогнозам контингент учащихся общеобразовательных школ области к 2005 сократится до 43,8 тыс. чел., к 2010 году до 37,4 тыс. чел. (соответственно 9,6 % и 22,9 % к уровню 2000 года).
Сократится выпуск учащихся из 9 классов общеобразовательных школ в 2005 году на 23 %, а к 2010 году на 41,7 % , на 16,5% к 2010 году уменьшится по прогнозу число выпускников средней школы.
1.1. Дошкольное образование
Практически завершился процесс передачи дошкольных образовательных учреждений от предприятий в ведение органов местного самоуправления, доля муниципальных детских садов составляет 94% общего числа таких учреждений (99 всего, в том числе муниципальных 93).
Виды деятельности дошкольных образовательных учреждений
Вид деятельности | 1998 | 1999 | 2000 | |||
кол-во | числе- нность детей |
кол- во |
числе- нность детей |
кол-во | числе- нность детей |
|
Дошкольные учреждения общеобразовательного значения |
60 | 7475 | 70 | 5782 | 45 | 4284 |
Дошкольные учреждения ухода и присмотра |
1 | 37 | 1 | 35 | 1 | 33 |
Дошкольные учреждения комбинированного типа |
33 | 6628 | 31 | 6427 | 30 | 6251 |
Дошкольные учреждения компенсирующего назначения. |
3 | 213 | 5 | 409 | 5 | 412 |
Дошкольные учреждения, имеющие группы компенсирующего назначения Из них с нарушением |
||||||
слуха | - | - | - | - | - | - |
речи | 34 | 6650 | 32 | 6440 | 31 | 6265 |
зрения | 1 | 76 | 2 | 92 | 2 | 92 |
интеллекта | 3 | 32 | 3 | 32 | 3 | 32 |
опорно-двигательного аппарата |
1 | 8 | 2 | 18 | 1 | 8 |
туберкулезная инфецированность |
5 | 368 | 5 | 353 | 5 | 345 |
С целью оказания педагогической, психологической, медицинской помощи детям используются разнообразные формы работы с детьми, развивается сеть различных видов дошкольных образовательных учреждений.
Месячная оплата родителей за содержание детей в муниципальных дошкольных учреждениях была за последние два года относительно стабильна и составляла 10% от среднемесячной заработной платы по области, что на 01.01.2000 года составляет 274 рубля.
Вместе с тем происходит увеличение платы за содержание детей в ведомственных дошкольных образовательных учреждениях по сравнению с муниципальными. В 1998, 1999 г.г. эта услуга в ведомственных садах (в среднем по области) была на 82% дороже.
Достаточно высок в области общеобразовательный уровень педагогических кадров в дошкольных учреждениях. Почти четверть всех педагогических работников имеют высшее образование (22% в 1997 году), 74% - среднее специальное, из них 66% имеют педагогическое образование. По итогам аттестации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений - 74 педагога имеют высшую квалификационную категорию. В 1999 году потребность в педагогическом персонале удовлетворена на 93%.
Несмотря на то, что ежегодно очное и заочное отделения педагогического училища пополняют кадрами ряды работников дошкольных образовательных учреждений, острой стоит проблема в комплектовании штатов педагогическим персоналом. Одной их причин этого является низкая заработная плата.
Увеличивается в дошкольных учреждениях число освобожденных специалистов: педагогов-психологов, преподавателей ИЗО, музыкальных руководителей, учителей-логопедов, учителей - дефектологов и др. Однако, это ведет к повышению оплаты за содержание детей, что делает подобные образовательные услуги недоступными для малообеспеченных семей.
Дошкольное образовательное учреждение остается наиболее массовой и доступной формой подготовки детей к школе, тем не менее, заметно увеличилось количество детей, которые по тем или иным причинам (в основном финансовым и не занятости родителей) не посещают дошкольные учреждения.
В дошкольных учреждениях Камчатской области идет активный поиск новых подходов к организации педагогического процесса, к обновлению содержания образования, его гуманизации, внедряется в практику работа по альтернативным программам ("Развитие", "Детский сад - дом радости", "Гармония").
Оснащение предметно - развивающей среды для дошкольников не отвечает современным требованиям, что обусловлено не только недостаточным финансированием, но и падением объема отечественного производства игрушек с развивающим потенциалом, насыщение рынка продукцией импортного производства, негативно влияющего на развитие ребенка.
Все большее внимание педагоги уделяют внимание здоровью воспитанников, физическому и валеологическому воспитанию.
На базе ДОУ N4, г. Елизово проводится экспериментальная работа по созданию региональной программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Начата экспериментальная работа по валеологическому воспитанию в УВК N52 г. Петропавловска-Камчатского.
Вместе с тем за последние годы отмечается ухудшение здоровья дошкольников.
Заболеваемость детей по основным группам болезней
Число зарегистрированных заболеваний с впервые установленным диагнозом, всего В том числе: |
1990 | 1999 | ||
% к общему числу детей |
% к общему числу детей |
|||
Инфекционные болезни | 14168 | 14,42 | 11420 | 15,79 |
Новообразования | 184 | 0,18 | 208 | 0,30 |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета |
837 | 0,85 | 787 | 1,1 |
Болезни нервной системы | 12314 | 12,53 | 7289 | 10,1 |
Болезни органов кровообращения | 378 | 0,38 | 216 | 0,29 |
Болезни органов пищеварения | 3913 | 3,98 | 3354 | 4,64 |
Болезни органов мочеполовой системы | 1030 | 1 04 | 1470 | 2 03 |
Болезни кожи и подкожной клетчатки | 9828 | 10 | 11853 | 16,39 |
Врожденные аномалии (пороки развития) |
362 | 0,36 | 465 | 0,62 |
1.2. Общее образование
За последние три года растет число школ, разрабатывающих и внедряющих различные варианты содержания образовательного процесса через реализацию программ углубленного изучения отдельных предметов, развитие сети классов компенсирующего обучения, открытие профильных классов: военных, милицейских, педагогических, экономических, спортивных, введение в школьный компонент учебного плана новых предметов: риторики, психологии, экологии, валеологии, граждановедения, экономики, различных интегрированных курсов.
Муниципальные органы управления образованием уделяют должное внимание созданию условий для выбора учащимися и их родителями типа школы, уровня обучения, вида образовательной программы, учебников, формы получения образования. В общеобразовательных школах Камчатской области по каждому учебному предмету действует более двух вариативных программ, выбор которых обеспечен учебниками более 700 наименований.
Процент обеспеченности учащихся учебной литературой для начальной школы составляет 84 %, для основного - 80 и среднего общего образования 53 %. Вместе с тем, в фонде учебной литературы школьных библиотек 11 % учебников являются морально устаревшими, 60 % - физически изношенными, имеется острая потребность в новых учебниках и особенно для 4-х летней начальной школы. В общем числе школьных учебников доля новых учебников составляет лишь 8 %.
В 1999-2000 учебном году в 17 общеобразовательных школах открыто 69 классов по программам углубленного изучения предметов гуманитарного цикла, в которых изучается 1364 школьника, 34 класса естественнонаучного профиля с контингентом учащихся 680 человек, 4 класса технического профиля углубленно изучающие черчение и 2 класса спортивной направленности.
В школах области успешно реализуются программы начального образования, образовательный процесс в которых строится как на использовании традиционных методик обучения, так и на системах развивающего обучения по методикам Эльконина-Давыдова, Занкова. 43,4 % учащихся в настоящее время обучаются по программам четырехлетней начальной школы.
В области проводится работа по осуществлению постепенного перехода начальной школы на четырехлетний срок обучения. В 2 школах апробируется комплект учебников нового поколения для начальной школы, разработанный Ассоциацией "Школа-2000".
В 60 общеобразовательных школах вечерней и дневной форм обучения функционирует 325 классов компенсирующего обучения, в которых обучаются 4189 школьников.
В 30 школах области открыты классы профильной подготовки учащихся, работающие на основе договоров о сотрудничестве с государственными и негосударственными учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования г.г. Петропавловск-Камчатского, Санкт-Петербурга, Москвы, Хабаровска.
В области накоплен определенный опыт работы по выявлению и созданию условий для самореализации детям, имеющим повышенную мотивацию к познавательной деятельности. Развиваются и совершенствуются областные очно-заочные физико-математическая и эколого-биологическая школы, школа юных литературных дарований при Камчатской писательской организации.
На отделениях математики, физики, химии областной очно-заочной физико-математической школы ежегодно обучается более 300 человек, из которых до 2и % занимаются по заочной форме. В Елизовском филиале открыто отделение математики восьмых, девятых, десятых классов, где обучается 63 человека. В 2000 году физико-математическую школу окончили 51 одиннадцатиклассник, в том числе 16 учащихся сельских школ области. Из них поступили в высшие профессиональные учебные заведения 42 человека (82 %). 5 учащихся девятых и десятых классов уехали продолжать обучение в специализированном учебно-научном центре Новосибирского государственного университета.
На биологическом и экологическом отделениях областной очно-заочной эколого-биологической школы обучаются 94 учащихся 8-11-х классов, из них 42 человека - учащиеся сельских школ. Филиалы школы открыты в с. Мильково, Усть-Большерецком и Быстринском районах. Из 20 выпускников этой школы в 2000 г. в высшие и средние профессиональные учебные заведения биологического и медицинского профиля поступило 7 человек (35 %).
В системе общего и начального профессионального образования Камчатской области ежегодно проводится 14 предметных олимпиад, в которых в 1999-2000 учебном году приняло участие 649 школьников из гг. Петропавловска-Камчатского, Вилючинска, Елизовского, Мильковского, Усть-Большерецкого районов. Трое школьников стали победителями и призерами зонального этапа предметных олимпиад по математике, физике, биологии и один учащийся 10-го класса средней школы N 2 г. Вилючинска Исаков М. занял третье место на финальном этапе Всероссийской олимпиады по биологии.
Широко реализуя принцип вариативности, позволяющий педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать образовательный процесс по любой модели, заниматься научной разработкой и практическим обновлением новых педагогических идей и технологий, ряд образовательных учреждений Камчатской области работают в инновационном режиме, имея статус Федеральной, областной и городской экспериментальных площадок. На Федеральном уровне с 1998 года работает УВК "Детский сад, школа, гимназия" N33 г. Петропавловск-Камчатский по проблеме "Последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка 5-17 лет в условиях отдаленных территорий", в 1999 году статус Федеральной экспериментальной площадки присвоен сш N42 г. Петропавловска-Камчатского по проблеме "Роль гармонизации в развитии личности ребенка в условиях педагогического процесса".
Осуществляя отработку общих подходов к целям и содержанию лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений различных типов и видов, являющихся основой государственной системы контроля, управлением в 1999 году пролицензировано 40 государственных и 32 негосударственных образовательных учреждения, проведена государственная аттестация Камчатского политехнического техникума, лицея N46 г. Петропавловска-Камчатского, общеобразовательных школ Мильковского района.
Практически все образовательные учреждения имеют лицензии, вместе с тем не все образовательные учреждения прошли государственную регистрацию как юридические лица. Обозначилась проблема организации контроля за соблюдением образовательными учреждениями контрольных лицензионных нормативов.
В стадии становления находится система аттестации и аккредитации образовательных учреждений. В соответствии с Законом Камчатской области "О лицензировании и аттестации образовательных учреждений в Камчатской области", отработана методика проведения аттестации общеобразовательных учреждений.
Основными препятствиями для широкого разворачивания процедуры аттестации является отсутствие государственных образовательных стандартов, пробелы в правовом регулировании организации аттестации, ограниченные штатные возможности органов управления образованием в проведении аттестационных процедур, сложность разработки качественных педагогических измерительных материалов, тестов, применяемых для оценки уровня и качества подготовки учащихся по отдельным учебным дисциплинам.
1.3. Специальное (коррекционное) образование
Система специального (коррекционного) образования области представлена учреждениями для детей с интеллектуальными нарушениями (VIII вида), составляющими наиболее многочисленную группу детей с ограниченными возможностями здоровья, учреждением для глухих и слабослышащих детей (1 вида), классами выравнивания при общеобразовательных школах для детей, имеющих задержку психического развития (VII вида).
За последние годы произошли следующие изменения в структуре специального (коррекционного) образования:
- сократилось общее число школ и школ-интернатов для детей с особыми нуждами: с пяти в 1992 году до 4 в 1999 г, соответственно уменьшилась численность воспитанников в них - с 979 в 1992 г. до 606 в 1999;
- значительно увеличилось число специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных школах районов области - если в 1992 г. таких классов было 3, то в 1999 г. их число составило 39, численность обучающихся в них возросла с 31 до 396 человек.
Одной из причин этих изменений является улучшение условий для медико-психолого-педагогической диагностики, что привело к открытию дошкольных групп для умственно отсталых детей, детей с задержкой психического развития, детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях, а также классов выравнивания в общеобразовательных школах. Уже в 1992 г. было открыто 37 классов выравнивания в общеобразовательных школах области, в 1999 г. их насчитывается 43.
Другой причиной структурных изменений в системе специального образования явился процесс интеграции детей с особыми нуждами и нормально развивающихся учащихся, вызванный естественным желанием родителей воспитывать и обучать своих детей в условиях общеобразовательной школы и на территории своего района.
Слаба материально-техническая база коррекционных образовательных учреждений. В школах и школах-интернатах не хватает учебно-производственного оборудования - станков и инструментов, наглядных пособий, что отражается на качестве учебного процесса и трудовой подготовки.
Ощущается острый дефицит профессионально подготовленных кадров в специальных (коррекционных) учреждениях области. В среднем, только 1,8 % от общего числа учителей коррекционных школ и школ-интернатов имеют высшее специальное образование, остальные имеют высшее и среднее профессиональное педагогическое образование, что сказывается на эффективности процесса обучения данной категории детей.
К сожалению, молодежь, обучающаяся в системе специального образования неконкурентоспособна на современном рынке труда. В настоящее время в коррекционных школах и школах-интернатах только создаются условия для получения специальностей, востребованных в области. В то же время лица из числа выпускников специальных (коррекционных) школ не включены законом Камчатской области "О квотировании рабочих мест в Камчатской области" в категорию особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, и, соответственно, не могут рассчитывать на помощь государства.
1.4. Начальное профессиональное образование
В области сохранена система начального профессионального образования. В 12 училищах начального профессионального образования обучается 4018 юношей и девушек, трудятся 616 инженерно-педагогических работников. На базе семи учреждений начального профессионального образования действуют центры профессиональной подготовки, созданные совместно со службой занятости населения области. Два профессиональных училища действуют при исправительно-трудовых учреждениях МВД РФ, где обучается свыше 300 человек.
Ежегодно профессиональными училищами области выпускается около 1540 подростков.
Главной задачей учреждений начального профессионального образования является создание необходимых условий для реализации конституционного права личности на получение начального профессионального образования.
На балансе профессиональных училищ находится более 40 зданий и сооружений учебного, общественно-бытового и коммунального назначения. В училищах сосредоточен мощный производственный потенциал: 88 единиц автотранспорта, 41 единица тракторов, 220 единиц станочного оборудования.
Учреждения начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля располагают 40 га пахотной земли. Имеется 9 голов крупного рогатого скота.
Инженерно-педагогические коллективы училищ активно работают над переходом на новое содержание профессионального образования, направленное на овладение учащимися современными техническими и технологическими знаниями, компьютерной грамотностью и информационными технологиями, основами рыночной экономики и предпринимательской деятельностью.
Преобладающими тенденциями в развитии учреждений начального профессионального образования являются:
- ориентация на качественно высокий уровень подготовки кадров 4-5-го разрядов;
- многоуровневое профессиональное обучение;
- непрерывное профессиональное образование;
- повышение социальной роли профессиональных училищ.
В настоящее время училища области активно расширяют номенклатуру профессий, востребованных на рынке труда. За последний год введено 10 новых специальностей. Ведется обучение по 40 профессиям и специальностям в соответствии с образовательным стандартом.
Несмотря на отсутствие финансирования для организации производственного обучения в производственных мастерских училищами выполнена программа обучения. Обеспечение сырьем и материалами на эти цели училища обеспечивают за счет доходов от производственной деятельности, дополнительных образовательных услуг, арендной платы. За 1999 год доходы от производственной деятельности составили 101279 руб. других услуг- 1071626 руб.
Продолжается работа по развитию животноводческого комплекса на базе ПУ-10 и выращиванию зерна на базе ПУ-12.
Проводится целенаправленная работа по повышению общественного статуса начального профессионального образования, обеспечивающего реализацию прав граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального образования.
На базе училищ осуществляется обучение квалифицированных рабочих повышенного уровня, а также специалистов среднего звена. Важной особенностью профессиональных лицеев является многоуровневое профессиональное обучение, которое открывает путь к профессиональному образованию любого уровня подросткам из наименее социально обустроенных слоев населения.
Неотъемлемой составляющей деятельности учреждений начального профессионального образования является социальная функция. Прорабатывается проект специализации двух-трех профессиональных училищ на обучение подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Профессиональное училище N 5 осуществляет обучение детей-инвалидов.
Основными проблемами в развитии образовательных учреждений начального профессионального образования области остаются: отсутствие финансирования на приобретение учебно-наглядных пособий, учебного оборудования, учебников, учебных планов, программ, повышение квалификации преподавателей спецдисциплин, мастеров производственного обучения, постоянная неуверенность в обеспечении жизнедеятельности училищ, связанная со значительной задолженностью за электроэнергию, тепло и водоснабжение, связью.
1.5. Дополнительное образование детей
Приоритетные направления образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования Камчатской области распределяются в следующей последовательности:
1. Спортивно-оздоровительная (38%)
2. Художественно-эстетическая (24,5%)
3. Различные направления образовательной и воспитательной деятельности (17%)
4. Техническая (9%)
5. Эколого-биологическая (5%)
6. Туристско-краеведческая (4,5%)
7. Культурологическая (2%).
Спортивно-оздоровительная деятельность охватывает самое большое количество детей и подростков. Художественно-эстетическое образование также является традиционно приоритетным в содержании деятельности учреждений дополнительного образования. На третьем месте деятельность учреждений дополнительного образования по различным направлениям. В частности, это раннее развитие детей, подготовка к школе, клубные формы работы с детьми-инвалидами, военно-патриотическое воспитание. Вместе с тем, за истекший год увеличился объем образовательных услуг, и в том числе платных, рассчитанные на детей дошкольного возраста и связанных с изучением различных образовательных программ. Во многих учреждениях проводится исследовательская, экспериментальная работа, осваиваются эффективные методики, формы работы. Камчатский Областной детский туристический Центр и Дом творчества г. Вилючинска в 1999 г. получили статус областной экспериментальной площадки.
В учреждениях дополнительного образования образуются крупные учебно-воспитательные структуры: школы, студии, театры и среди них, театр эстрадной песни "Каприз" Центра внешкольной работы; школа "Русской словесности" ДТ N2 г. Вилючинска, Студия Фитодизайна Центра развития детей г. Вилючинска.
Ежегодно проводятся областные соревнования, конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, в которых представители учреждений дополнительного образования показывают хорошие результаты.
Еще несколько лет назад учреждения дополнительного образования посещали дети и подростки 7-18 лет. В последние 2-3 года все больше внимания уделяется работе с детьми 5-6 летнего возраста, что позволяет заниматься ранним развитием творческих способностей и подготовкой детей к школе. Расширение образовательных услуг вызвано объективной необходимостью и запросами населения. Работа с детьми дошкольного возраста в системе дополнительного образования приобретает достаточно большой масштаб и требует дальнейшей методической и организационной поддержки.
Достаточно высок образовательный уровень работников учреждений дополнительного образования, 87% педагогов этих учреждений имеют специальное образование. Около 10% специалистов имеют высшую квалификационную категорию.
1.6. Физическая культура и спорт
В области функционируют 14 детско-юношеских спортивных школ, в которых занимается 7360 учащихся и 4 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва с численностью занимающихся 1543 человека.
Ежегодно управлением образования, физической культуры и молодежной политики администрации Камчатской области проводятся 50 чемпионатов, первенств, Кубков области по 19 видам спорта, в которых принимает участие до 5000 спортсменов. Соревнования проводились среди различных возрастных категорий: школьников, учащихся и студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, взрослого населения. Свыше 300 детей принимают участие в летней спартакиаде оздоровительных лагерей "Пять малых Олимпийских колец".
Основной проблемой в организации физической культуры и спорта является низкая обеспеченность спортивных и общеобразовательных школ, учебных заведений начального и среднего профессионального образования спортивным инвентарем и оборудованием. Вследствие отсутствия спортивного инвентаря не представляется возможным прием молодых специалистов на тренерско-преподавательскую работу, ограничен прием детей в спортивные секции и кружки. Не в полном объеме выполняются учебные программы по физической культуре в общеобразовательных школах. Еще одна проблема - устаревшая материально-техническая база спортивных школ, что недопустимо с точки зрения обеспечения безопасности и охраны здоровья детей.
1.7. Педагогические кадры
Острой остается обстановка с педагогическими кадрами учреждений образования области. В 1999г. в школы области прибыло 284 учителя, из них 108 - молодые специалисты, в основном, выпускники Камчатского государственного пединститута и Петропавловск-Камчатского педучилища.
В 1998/1999 учебном году из школ области выбыло 432 учителя, из них: выехали за пределы области - 124 чел. (28,7 %) уволились в связи с уходом на пенсию - 56 чел. (13 %) перешли в другие отрасли народного хозяйства - 79 чел. (18,3 %) уволились для ухода за детьми - 45 чел. (10,4 %) уволились по другим причинам - 120 чел. (27,8 %)
Более 70 % выбывших учителей оставили школу по различного рода социальным причинам. Одной из причин оттока педагогических кадров и нежелания выпускников педагогических учебных заведений работать в образовательных учреждениях является низкий уровень оплаты труда. Средняя заработная плата педагогического работника со стажем составляет 2600 рублей в месяц, молодого специалиста - 1100-1300 рублей в месяц.
В целях улучшения обеспечения школ педагогическими кадрами продолжает осуществляться обучение будущих учителей по целевому набору. В 1999 году в школы области направлено 20 молодых специалистов, обучавшихся по целевому набору. В настоящее время в КГПИ обучаются 34 студента по договорам о целевой (контрактной) подготовки специалистов.
Уделяется внимание повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров области. Ежегодно областным институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров на различных курсах повышения квалификации охвачено более 3 тыс. человек. Основное внимание уделяется проблемам обновления содержания образования, освоению слушателями образовательно-развивающих технологий, актуальным вопросам педагогики и психологии, при этом учитываются потребности, как самих педагогов, так и заявки образовательных учреждений и органов управления образованием. Активно используются в ходе курсовых мероприятий деловые игры, защиты проектов, круглые столы, педагогические гостиные.
В условиях ограниченного финансирования и невозможности направления на курсы педагогических работников институт активно стал использовать выездные и очно-заочные курсы для различных категорий учителей и других педагогических работников.
По такой форме обучаются учителя г. Вилючинска, Елизовского, Мильковского, Усть-Большерецкого, Соболевского и Усть-Камчатского районов.
Одним из элементов кадровой политики является моральное поощрение и стимулирование труда работников образования. Признание заслуг, успехов и достижений в развитии, воспитания и становления личности, подготовки специалистов, профессионализма и авторитета среди коллег является награждение работников сферы образования государственными или отраслевыми наградами, аттестация.
По итогам аттестации за последние три года квалификационные категории установлены 4241 педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений или 70 % от числа всех педагогов, работающих в отрасли.
В 1999 году управлением рассмотрены и направлены в комиссию по наградам администрации Камчатской области документы на награждение государственными наградами Российской Федерации на 14 работников образования, в том числе на звание Заслуженный учитель РФ - 10 человек.
Введение в 1999 году отраслевых наград "Почетный работник общего образования Российской Федерации" позволило отметить труд учителей школ, работников дошкольных, специальных учреждений. В управление из образовательных учреждений всех типов поступило 318 представлений на отраслевые награды Министерства образования Российской Федерации.
1.8. Воспитание и дополнительное образование детей
Развитие воспитания в системе образования Камчатской области в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений всех типов и видов.
Это стало возможным, прежде всего потому, что произошли существенные позитивные изменения в обществе и государстве в целом. В основополагающем документе - Национальной доктрине образования в Российской Федерации определены цели воспитания и обучения как единого процесса, пути их достижения посредством государственной политики в области образования.
Социальный заказ государства на воспитание человека, формирование новых жизненных установок личности нашел отражение в утвержденной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
В Камчатской области определены основные подходы к организации воспитания в системе образования. Должна быть активизирована работа по внедрению в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания и гражданского становления детей и молодежи, расширению направлений внеурочной деятельности, развитию системы дополнительного образования детей.
В настоящее время организацию воспитательной деятельности помимо классных руководителей призваны осуществлять такие специалисты, как педагог-организатор, классный воспитатель, социальный педагог, педагог дополнительного образования, старший вожатый. Ключевым вопросом в решении современных задач воспитания детей и подростков является подготовка, переподготовка и повышение квалификации этих кадров.
Для повышения качества воспитательной деятельности и целенаправленного ее развития необходимо повышение качественного уровня и доступности дополнительного образования детей. Необходимо ускорить процесс интеграции общего и дополнительного образования детей в школах Камчатской области, создать условия для всестороннего развития детей и организации их содержательного досуга.
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Программа формирует основные принципы образовательной политики на 2001-2005 годы, которые реализуются на пути консолидации:
- органов законодательной и исполнительной власти различных уровней, рассматривающих образовательную систему в качестве гаранта социальной стабильности и потенциала для дальнейшего развития области;
- всех сфер самой системы образования, школ, профтехучилищ, техникумов, учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений, осуществляющих подготовку кадров и повышение квалификации взрослых.
Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования личности гражданина России XXI века как основы экономического и социального развития региона.
Программа предусматривает создание нормативно-правовых, научно-методических и организационных предпосылок для обеспечения условий получения обучающимися качественного образования в соответствии с требованиями Закона РФ "Об образовании", на основе формирующихся федеральных и региональных образовательных стандартов с учетом специфики каждого города, района и общеобразовательного учреждения, личностных потребностей и возможностей ученика. Программа предусматривает достижения следующих целей:
- углубление и расширение процессов реформирования образования, осуществляемых в соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации и концепцией структуры и содержания общего среднего образования;
- организация взаимодействия органов управления образованием с другими ведомствами и общественными организациями по развитию образования;
- координация деятельности органов государственной власти и управлением образования областного и муниципального уровней, общеобразовательных учреждений; разграничение компетенции между ними в соответствии с Законом РФ "Об образовании";
- создание надежных гарантий реализации государственной политики в области образования, поддержка и развитие базы ресурсного обеспечения системы образования;
- повышение общественного престижа и жизненного уровня работников образовательных учреждений всех типов.
Ожидаемые результаты реализации Программы
- с учетом сложившейся демографической ситуации завершится структурная перестройка системы образования области, проводимая на основе многообразия типов и видов учебных заведений, вариативности образовательных программ, оптиматизации подготовки специалистов в соответствии с реальными потребностями регионального рынка труда.
- будут внедряться в практику деятельности образовательных учреждений государственные образовательные стандарты;
- получат развитие инновационные процессы в образовании, расширится сеть экспериментальных площадок на базе инновационно продвинутых образовательных учреждений;
- произойдет укрепление учебно-лабораторной и материально-технической базы образовательных учреждений;
- улучшится состояние общего образования, включая нормализацию учебной нагрузки учащихся, усиление направленности образовательных программ на воспитание здорового образа жизни, их практической ориентации и последовательной гуманитаризации;
- улучшатся условия содержания детей, нуждающихся в помощи государства;
- при введении новых финансовых и организационно-экономических механизмов наступит стабилизация и укрепление финансового положения системы образования;
- прекратится отток высококвалифицированных педагогических кадров, будут созданы условия для привлечения в учреждения образования молодых специалистов.
3. Направления реализации Программы
3.1. Основные принципы финансирования системы образования
В сложившихся экономических условиях одной из первостепенных задач является проблема оптиматизации управления экономикой в системе образования, которая предполагает проведение организационных преобразований образовательных учреждений, развитие их хозяйственной самостоятельности и адаптации в условиях рыночной экономики.
Финансовое обеспечение системы образования будет осуществляться в двух направлениях:
- постепенное увеличение бюджетного финансирования с осуществлением рационализации и повышением эффективности использования выделенных системе образования бюджетных средств;
- создание условий для привлечения в систему образования дополнительных внебюджетных источников финансирования без снижения норм и нормативов, а также абсолютных размеров бюджетного финансирования.
Для этого необходимо выработать комплекс мер, предусматривающий:
1. Разработку и поэтапный переход на нормативное финансирование образовательных учреждений.
Региональный и муниципальный нормативы финансирования устанавливаются соответственно областным и муниципальными органами исполнительной власти на основе федерального норматива финансирования являющегося составной частью нормативов социально-значимых расходов, утвержденных Правительством РФ. Федеральный норматив будет устанавливать минимальную величину финансовых затрат в расчете на одного обучающегося и воспитанника, обеспечивающих реализацию государственного стандарта общего среднего образования в пределах федеральных норм и условий организации образовательного процесса.
Региональный и муниципальный нормативы должны учитывать специфику образовательного учреждения, т.е. его тип и вид, быть достаточными для покрытия средних по территории текущих расходов, связанных как с образовательным процессом, так и с эксплуатацией зданий, сооружений и имеющегося оборудования образовательного учреждения.
Особое внимание при расчете норматива финансирования должно уделяться сельским малокомплектным, однокомплектным школам, детским домам, учреждениям для детей-сирот и учреждениям специального (коррекционного) образования.
Для малокомплектных сельских школ и детских садов норматив финансирования должен учитывать затраты не зависящие от количества учащихся, т.е. исходя из фактически сложившихся затрат.
В связи с этим необходимо внимательное изучение сложившихся затрат по каждому типу образовательных учреждений, приведение в соответствие с утвержденными стандартами максимальной учебной нагрузки (Базисным учебным планом) штатной численности, приведение в соответствии с действующим законодательством наполняемость классов, групп продленного дня.
В дошкольных образовательных учреждениях нормативы бюджетного финансирования должны обеспечивать безусловное покрытие расходов на заработную плату и ее начисление, питание детей, исходя из набора продуктов, определенных натуральными нормами и учетом сложившихся рыночных цен на продукты питания, необходимого уровня материального обеспечения дошкольных учреждений, включая медикаменты, игрушки, учебные пособия, а также медицинское оборудование, постельные принадлежности, мебель, позволяющее их нормальное функционирование.
Дополнительные образовательные услуги (обучение иностранному языку, хореографии, подготовка к школе и др.), осуществляемые в соответствии с образовательными программами за пределами государственных программ дошкольного образования должны оплачиваться родителями. При этом необходимо применять гибкую систему снижения родительской платы за такие услуги для детей из многодетных и малообеспеченных семей.
Образовательные услуги в общеобразовательных учреждениях, осуществляемые свыше государственных образовательных стандартов, должны оплачиваться родителями, либо за счет привлечения внебюджетных средств.
В учреждениях дополнительного образования детей предоставление образовательных услуг за пределами государственных программ будет оплачиваться за счет средств родителей. В основном, такая форма финансирования должна быть введена в учреждениях дополнительного образования детей по направлениям досугового, развлекательного характера, а также услуги не являющиеся основными в соответствии с уставной деятельностью учреждения.
Приоритетные направления деятельности учреждений, направленные на развитие познавательных, творческих способностей детей в пределах утвержденных образовательных программ будут осуществляться за счет средств бюджета.
Инвентаризация реализуемых в образовательных учреждениях дополнительного образования детей образовательных программ, введение частичной оплаты с наличием системы льгот для детей малообеспеченных семей помимо привлечения дополнительных средств позволит повысить эффективность работы учреждений, приведет к стабилизации контингента занимающихся в них детей.
Предоставляя образовательные услуги за пределами установленного государственного и регионального заказов, учреждения начального и профессионального образования будут иметь возможность привлечения дополнительных средств на развитие и укрепление учебно-материальной базы, решения социальных вопросов для работников и студентов образовательных учреждений.
2. Изыскание дополнительных источников получения финансовых средств за счет активизации деятельности образовательных учреждений во внебюджетной сфере без учета снижения норм и нормативов финансирования, а также абсолютных размеров бюджетного финансирования.
3. Решения вопросов межбюджетных отношений в области финансирования образования и, прежде всего учреждений общего среднего образования и начального профессионального образования.
4. Уточнение системы налогообложения образовательных учреждений, предусматривающее освобождение от налога на добавленную стоимость, зачисляемого в региональные бюджеты на платную деятельность образовательных учреждений, аренду помещений и налога с владельцев транспортных средств.
Разработку совместно с налоговыми органами инструктивно-методического материала о перечне доходов образовательных учреждений, считающихся реинвестициями в образование.
5. Реализацию права самостоятельности образовательного учреждения, предусмотренной Законом РФ "Об образовании", определять направления использования финансовых средств, в том числе по статье оплата труда.
6. Создание регионального фонда поддержки и развития образования, направленного на финансирование региональных программ и проектов, поддержки отдельных образовательных учреждений.
7. Разработку и реализацию долгосрочных областных целевых программ:
- в составе долгосрочной областной целевой программы "Дети Камчатки" подпрограммы "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Дети Севера", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- в составе долгосрочной областной целевой Программы поддержки и развития образования на 2001-2005 годы подпрограммы: "Региональный компонент образования", "Материально техническое оснащение образования", "Педагогические кадры", "Инновационная и экспериментальная деятельность", "Поддержка и развитие школьного спорта", "Сельская школа", "Информатизация и компьютеризация образования", "Поддержка начального профессионального образования".
Реализация данных подпрограмм позволит за счет средств бюджета и внебюджетных источников обеспечить и создать необходимые условия для обучения и воспитания учащихся и воспитанников, организовать работу с детьми, имеющих высокую мотивацию к учебной и исследовательской деятельности, осуществлять подготовку кадров на договорной (контрактной) основе, разработать национально-региональный компонент содержания образования и его программно-методическое обеспечение, осуществить обеспечение образовательных учреждений области учебниками, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения, компьютерной техникой, школьной мебелью, аттестационно-бланочной продукцией.
3.2. Обеспечение реализации и развития образовательных программ
3.2.1. Дошкольное образование
В интересах развития дошкольного образования следует выделить следующие направления:
1. Сохранение и реализация с учетом складывающейся демографической ситуации существующей сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение их общедоступности для детей.
2. Развитие новых форм и структур дошкольных учреждений, отвечающих запросам населения, в том числе, осуществляющих дошкольное образование в условиях кратковременного пребывания детей.
3. Совершенствование содержания дошкольного образования в следующих направлениях:
- охрана здоровья и физического развития ребенка;
- усиление внимания к социально-эмоциональному развитию ребенка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической поддержки;
- введение в действие государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обеспечение дошкольных учреждений новыми программами, рекомендованные Министерством образования РФ, необходимым методическим материалом;
- совершенствование профессионального уровня педагогов дошкольных образовательных учреждений, обусловленной необходимостью переориентацией на не новые педагогические технологии в дошкольном образовании;
- создание гарантий защиты от некачественного дошкольного образования путем совершенствования системы инспекторского контроля, проведения аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений;
- обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием;
- создание условий для развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях различных типов, отработку ее различных моделей включая игры, пособия, игрушки.
4. Ориентация педагогов дошкольных образовательных учреждений на работу с детьми, не посещающими дошкольные учреждения (создание групп выходного дня, пропаганда педагогических знаний среди родителей, имеющих детей дошкольного возраста).
3.2.2. Общее образование
Основные направления деятельности
1. Сохранение, поддержка и развитие действующей сети общеобразовательных учреждений, и обеспечение образовательных потребностей населения Камчатской области, обратив особое внимание на решение этих проблем в сельской местности и отдаленным микрорайонам городской местности.
2. Создание оптимальных условий для реализации принципа вариативности образовательных программ общего образования:
- обеспечить выполнение в общеобразовательных учреждений области Базисного учебного плана, являющегося основой для разработки школьных учебных планов, предусмотрев рациональное сочетание федерального, регионального, школьного компонентов содержания образования;
- на период до утверждения Государственных образовательных стандартов осуществить введение в образовательных учреждениях области обязательных минимумов содержания начального, основного и среднего (полного) общего образования;
- завершить разработку и осуществить апробацию региональных образовательных стандартов;
- осуществить разработку и издание комплектов учебно-методического обеспечения регионального компонента содержания образования;
- разработка программы поэтапного перехода на 12-летнее общее среднее образование, предусмотренное концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе);
- разработка порядка и механизма перехода на 4-летнее начальное образование как первого этапа перехода на 12 летнее обучение;
- разработка и введение порядка обеспечения учебниками учащихся общего среднего, начального и среднего профессионального образования;
- совершенствование структуры организации обучения граждан, сочетающих общее образования с трудовой деятельностью, включая лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах;
- развитие возможностей для образования одаренных учащихся и студентов с учетом индивидуальных особенностей через профильные школы, обеспечение регулярного проведения областных олимпиад, конкурсов по учебным предметам;
- совершенствование системы организационно-методической и финансовой поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений в области общего образования;
- обеспечение общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществить программно-методическое обеспечение школ, где организованно обучение детей в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения;
- совершенствование механизма государственной итоговой аттестации выпускников.
3.2.3. Специальное образование, социально-педагогическая поддержка и реабилитация детей
В целях совершенствования социально-педагогической поддержки и реабилитации детей, специального образования необходимы:
1. Разработка и осуществление комплекса мер по обеспечению государственных социальных гарантий жизнеобеспечения несовершеннолетних, в том числе:
- по обеспечению гарантий получения несовершеннолетними основного общего образования, включая выявление и учет несовершеннолетних школьного возраста, не посещающих образовательные учреждения; установление системы контроля за обязательностью обучения каждого ребенка; предупреждение немотивированного и бесконтрольного исключения обучающихся из образовательных учреждений;
- по выявлению несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи государства, обеспечению их жизнеустройства, включая организацию обучения, оказания соответствующей социальной, медицинской, правовой, психологической помощи, принятию мер по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.
2. Создание и развитие в области системы раннего выявления отклонений в развитии ребенка, психологической службы.
3. Обеспечение специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в учреждениях общего образования.
4. Осуществление планомерного перехода на новый базисный план всем специальным (коррекционным) школам и классам области.
5. Систематическая подготовка и переподготовка педагогических кадров.
6. Пересмотр имеющихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8-го вида профиля трудового обучения с учетом местных потребностей в кадрах.
7. Создание при специальных (коррекционных) учреждениях, профессиональных училищах реабилитационных цехов, подсобных хозяйств для выпускников, не сумевших трудоустроиться.
8. Решение вопроса о квотировании рабочих мест на производстве, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры для выпускников специальных (коррекционных) учреждений.
3.2.4. Дополнительное образование
В целях поддержки, дальнейшего сохранения и развития системы дополнительного образования в области необходимо:
1. Сохранение сети учреждений дополнительного образования детей, не допуская их ликвидации и реорганизации путем механического слияния.
2. Разработать и утвердить в зависимости от направленности деятельности учреждений дополнительного образования детей региональные минимумы образовательных услуг, финансируемые из бюджета.
3. Обеспечение доступности услуг дополнительного образования при максимальном удовлетворении потребностей детей в занятиях по интересам в рамках образовательных программ, соответствующих государственным либо утвержденным авторским образовательным программам.
4. Создание условий для развития на базе учреждений дополнительного образования детей научно-исследовательской работы с детьми подросткового и старшего школьного возраста, учащейся молодежью.
5. Организация форм дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
6. Разработать нормативно-правовую и инструктивно-методическую документацию для различных типов и видов учреждений дополнительного образования детей.
7. Увеличение доли платных образовательных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей, в том числе и для взрослого населения.
8. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для учреждений дополнительного образования детей.
3.2.5. Начальное и среднее профессиональное образование
Для совершенствования системы начального и среднего профессионального образования представляется необходимым:
1. Сохранение и развитие сети образовательных учреждений.
2. Осуществление подготовки квалификационных кадров, отвечающей требованиям регионального рынка труда и работодателей и удовлетворяющей потребностям граждан в получении образования различных уровней и профессий.
3. Обеспечение гарантий доступности бесплатного начального и среднего профессионального образования в соответствии с утвержденными социальными нормативами.
4. Осуществление введения государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования в образовательных учреждениях области.
5. Развитие интеграционных процессов между средним профессиональным образованием и другими уровнями профессионального образования при сохранении качественной определенности и практической направленности среднего профессионального образования.
6. Осуществление подготовки квалификационных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием на основе сформированного государственного и регионального заказа, учитывая при этом:
- подготовку специалистов для предприятий малого бизнеса и индивидуальной трудовой деятельности;
- максимальное использование возможностей учреждений начального и среднего профессионального образования для переподготовки и переобучения высвобождающегося и незанятого населения, военнослужащих;
- увеличение числа подготавливаемых специалистов для сферы обслуживания;
- подготовку квалифицированных рабочих по широкому профилю, позволяющего лучшей адаптацией выпускников к меняющимся условиям современного рынка труда.
7. Введение в действие перечня профессий начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.99г. N 1362.
8. Разработка и введение региональных образовательных стандартов начального профессионального образования по специальностям, отвечающим потребностям регионального рынка труда.
9. Осуществление взаимодействия учреждений начального профессионального образования и основного, среднего (полного) общего образования, органов управления образованием муниципальных образований в организации профессиональной подготовки подростков, не получивших основного общего образования, выпуска продукции, необходимой для образовательных учреждений области.
4. Ресурсное обеспечение Программы
4.1 Кадровое обеспечение
Реализация Программы поддержки и развития образования во многом будет зависеть от создания соответствующих условий для работы педагогов, их профессионального роста, повышения их общественного статуса. В этих целях предстоит:
1. Разработать и реализовать региональную подпрограмму "Педагогические кадры", предусматривающую координацию деятельности органов управления образования, образовательных учреждений и учреждений педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров области, создание и реализация интегрированных программ подготовки учителей - предметников в педагогическом училище и Камчатском государственном педагогическом институте, формирований объемов и направлений подготовки учителей в этих учебных заведениях на основе государственного, регионального и муниципальных заказов.
2. Добиться развития системы повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров в условиях реализации новой структуры и обновления содержания общего образования, используя современные формы, в том числе без отрыва педагогов от основной деятельности, практикуя проведение повышения квалификации непосредственно в районах области.
3. Совершенствовать аттестацию педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием, добиться устранения формализма и повысить стимулирующую роль аттестации в повышении эффективности работы педагогов, повышении квалификации педагогических и руководящих кадров всех уровней.
4. Активно использовать формы морального поощрения и стимулирования труда работников образовательных учреждений как признание их заслуг, успехов и достижений в развитии, воспитании и становлении личности, подготовки квалифицированных специалистов, профессионализма и авторитета среди коллег.
5. В целях повышения общественного статуса педагогов продолжить проведение областного конкурса "Учитель года".
4.2 Материально-техническое обеспечение
Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий осуществления учебного процесса. В условиях отсутствия средств на систематическое проведение капитального и текущего ремонтов материальная база учебных заведений преждевременно изнашивается и быстро стареет. Замены и реконструкции требуют инженерные коммуникации, оборудование и мебель. 60% зданий общеобразовательных школ требуют капитального ремонта, 4 школы находятся в аварийном состоянии.
Более трети зданий дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей также нуждаются в капитальном ремонте.
В последние годы расходы на приобретение оборудования длительного пользования образовательных учреждений области не превышал 0,3 % от общей суммы годовых расходов.
В связи с резким сокращением инвестиций новое строительство зданий образовательных учреждений в области не ведется, тем самым источник поддержания и развития материальной базы образовательных учреждений иссякает.
Практически в последние годы не осуществляются в учреждениях области поставки школьной мебели, что привело к острой нехватке ученических парт и стульев. В среднем школы области обеспечены ими на 85-90%. Неудовлетворительно решается обеспечение образовательных учреждений наглядными пособиями, оборудованием, химическими реактивами. В результате этого низкий уровень оснащенности педагогического процесса отрицательно сказывается на качестве процесса обучения. Если в начальном звене обеспеченность наглядными пособиями в соответствии с действующими типовыми перечнями составляет более 72%, то в основной и средней школе - около 50%.
Для преодоления указанных негативных процессов необходима реализация следующих направлений развития материально-технического обеспечения системы образования:
1. Сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов.
2. Создание за счет консолидированных средств единой системы оснащения образовательных учреждений средствами обучения, инвентарем, школьной мебелью, станочным, лабораторным оборудованием, приборами, вычислительной и оргтехникой.
3. Своевременное проведение ремонта зданий и сооружений образовательных учреждений.
4.3 Социальная поддержка работников образования, учащихся и студентов
В сложившихся экономических условиях, приводящих к несвоевременной выплате заработной платы работникам образования, низким уровнем оплаты их труда, необходимо законодательно закрепить комплекс мер по сохранению установленных в области социальных гарантий для работников образования, разработать новые с учетом имеющихся финансовых ресурсов.
В этих целях необходимо:
1. Разработка дополнительных льгот и гарантий по социальной поддержке работников образования, включающие:
- оплату за проживание в общежитиях;
- предоставление бесплатных долгосрочных ссуд на строительство и приобретение жилья;
- компенсационные выплаты за питание работникам детских дошкольных учреждений;
- компенсацию расходов на содержание детей работников образования в детских дошкольных учреждениях;
- бесплатное выделение путевок для детей работников образования в летние оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей;
- дополнительные формы стимулирования для работающих в оздоровительных лагерях, организуемых органами управления образования, в том числе 100% компенсацию питания сотрудников данных лагерей.
2. Осуществление материальной поддержки студентов из малообеспеченных семей, студенческих семей, студентов, проживающих в общежитиях за счет стипендиальных фондов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.
5. Организация управления Программой и механизм реализации
Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик - управления образования администрации Камчатской области.
Государственный заказчик несет ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на выполнение программных мероприятий. Ежегодно, в установленном порядке, представляет бюджетные заявки на очередной финансовый год, уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей, обеспечивает подготовку и предоставление отчетов о выполнении Программы.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год, за счет средств федерального бюджета - согласовываются государственным заказчиком с Министерством образования российской Федерации.
6. Основные цели и задачи подпрограмм
Программа поддержки и развития образования включает целевые подпрограммы, основной задачей которых является научно-методическое и практическое обеспечение программы, концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях развития образования области.
6.1. Подпрограмма "Региональный компонент образования"
Обеспечение комплексного научного подхода к отбору содержания образования, раскрывающего природные, экономические, социо-культурные особенности региона Камчатской области.
6.2. Подпрограмма "Педагогические кадры"
Научно-методическое обеспечение реформирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования с учетом особенностей Камчатской области.
6.3. Подпрограмма "Материально технического оснащения образования"
Создание нормальных условий для образовательного процесса, оснащение образовательных учреждений необходимой школьной и детской мебелью, учебным оборудованием, наглядными пособиями, спортивным инвентарем.
6.4. Подпрограмма "Поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений "
- создание условий для внедрения культурно-образовательных инициатив, направленных на развитие и совершенствование системы образования Камчатской области;
- обеспечение функционирования сети экспериментальных площадок федерального и регионального уровней.
6.5. Подпрограмма "Поддержка и развитие школьного спорта"
Развитие физической культуры и спорта, как одного из важнейших средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
6.6. Подпрограмма "Сельская школа"
Обеспечение качественного образования в сельских общеобразовательных школах на основе укрепления ее материальной базы, введение современных технологий обучения, сохранение дополнительных социальных гарантий для педагогов сельской школы.
6.7. Подпрограмма "Информатизация и компьютеризация образования"
Создание условий для получения, обработки и использования информации при помощи современных информационных технологий в системе образования области.
Достижение компьютерной и информационной грамотности обучающихся и работников образования.
Использование в образовательном процессе современных информационных технологий.
Создание единого открытого информационно-образовательного пространства на территории Камчатской области, позволяющее обеспечить доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационным ресурсам.
6.8. Подпрограмма "Поддержка начального профессионального образования"
Обеспечение развития системы начального профессионального образования Камчатской области.
6.9. Подпрограмма "Развитие воспитания и дополнительного образования детей"
Активизация мер по повышению социального статуса воспитания в образовательных учреждениях Камчатской области.
Обеспечение систематического повышения уровня подготовки руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной деятельности.
Организация нормативного правового, программно-методического и информационного обеспечения воспитательного процесса.
Повышение социального статуса семьи, ее роли в воспитании детей. Укрепление и развитие учебно-материальной базы учреждений дополнительного образования детей, развитие клубов по месту жительства детей и подростков.";
пункт "Результаты реализации подпрограмм" дополнить абзацем девятым следующего содержания:
"По подпрограмме "Развитие воспитания и дополнительного образования детей":
- активизация работы по внедрению в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания и гражданского становления детей и молодежи;
- расширение направлений внеурочной деятельности детей и подростков, создание условий для всестороннего их развития и организации содержательного досуга;
- развитие системы дополнительного образования детей, повышение ее качественного уровня и доступности;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, осуществляющих воспитательный процесс;
повышение качества воспитательной деятельности и целенаправленного ее развития.
Результаты реализации подпрограмм
По подпрограмме "Региональный компонент образования":
- разработка и апробация обязательного минимума содержания регионального компонента образования и требований к уровню подготовки учащихся по предметам, включенным в региональный компонент образования;
- разработка регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатской области;
- разработка и издание комплекта учебно-методического обеспечения регионального компонента содержания образования.
По подпрограмме "Педагогические кадры"
- расширится перечень специальностей, по которым ведется подготовка кадров для системы образования в педагогических учебных заведениях области;
- в результате интеграции работы педагогического училища, КГПИ, института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров сформируется система непрерывного педагогического образования;
- получит развитие целевая (контрактная) подготовка учителей для образовательных учреждений области и в первую очередь для учителей села;
- произойдут качественные изменения в работе областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
- будет создана в области система оказания необходимой методической помощи педагогическим и руководящим работникам.
По подпрограмме "Материально технического оснащения образования"
- выделение финансовых средств для оснащения образовательных учреждений учебным оборудованием, мебелью, наглядными пособиями, спортивным инвентарем в соответствии с разработанными региональными нормативами;
- обеспечение учебных кабинетов учебным оборудованием и наглядными пособиями в соответствии с действующими типовыми перечнями;
- полное обеспечение учащихся образовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования учебной литературой за счет средств бюджета и родительских средств.
По подпрограмме "Поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений"
- выявление тенденций развития системы образования Камчатской области, своевременное выявление и решение возникающих проблем;
- внедрение в педагогическую практику новых педагогических технологий, апробация новых моделей управления и финансово-экономической деятельности образовательных учреждений, обновление содержания образования;
- появление новых форм сотрудничества между научно-педагогическими и образовательными учреждениями;
- формирование у руководителей и педагогов образовательных учреждений направленности на самостоятельное, творческое решение образовательных проблем;
- привлечение в систему образования новых талантливых специалистов.
По подпрограмме "Поддержка и развитие школьного спорта"
- массовое привлечение детей и подростков к физической культуре и спорту;
- создание подготовительной базы спортсменов высших достижений;
- проведение качественного учебно-тренировочного процесса;
- создание условий для занятий спортом всех групп населения;
- обеспечение участия в соревнованиях учащихся общеобразовательных школ.
По подпрограмме "Сельская школа"
- совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений на селе с привлечением различных источников финансирования;
- улучшение материально-технической базы допрофессиональной подготовки учащихся по специальностям, актуальным для приоритетного направления социально-экономического развития конкретного района;
- организация транспортного обслуживания сельских школ с помощью системы школьных автобусов;
- обеспечение сельских школ молодыми квалифицированными педагогическими кадрами; создание условий их непрерывного образования;
- развитие дистанционного образования (включая Интернет-образование) и соответствующей сети центра дистанционного обучения;
- закрепление молодых специалистов в сельских школах.
По подпрограмме "Информатизация и компьютеризация образования"
- оснащение общеобразовательных учреждений современной компьютерной техникой, позволяющей реализовать образовательные программы курса "Основы информатики и вычислительной техники";
- формирование банка информационно-дидактических программ, методических, учебных и научных материалов, обеспечивающих систему открытого образования по разным направлениям;
- формирование областной электронной библиотеки учебно-методических материалов, объединяющей информационные ресурсы учебных заведений Камчатки;
- создание условий для персонального доступа к информационно-образовательным ресурсам региональной образовательной сети учащимся и преподавателям.
- оснащение муниципальных органов управления образованием компьютерной и оргтехникой и создание областной информационной педагогической сети, способствующей получению и обмену необходимой информацией.
- разработка системы основных баз данных для образовательных учреждений, органов управления образованием, способствующая в дальнейшем построению системы информационно-аналитического обеспечения управления системой образования;
- отработка и совершенствование механизма обновления необходимого системного и прикладного обеспечения компьютерной техники, применяемой в образовательном процессе и телекоммуникационной сети;
- организация сервисного обслуживания и ремонта компьютерной техники;
- разработка механизма и осуществление компьютерного обучения, организация подготовки и переподготовки кадров по проблемам внедрения информатизации в образовательный и управленческий процессы. По подпрограмме "Поддержка начального профессионального образования"
- укрепление учебных заведений начального профессионального образования высококвалифицированными педагогическими кадрами;
- оснащение образовательных учреждений начального профессионального образования необходимым учебным оборудованием и инвентарем; совершенствование учебно-производственного и воспитательного процессов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.