Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 15 сентября 2003 г. N 366
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие и поддержка малого предпринимательства в Камчатской области на 2004-2006 годы"
16 сентября 2004 г., 20 октября, 30 ноября 2005 г.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 30 ноября 2005 г. N 471 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Камчатской области на 2004-2006 годы"
/--------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Наименование Программы |Долгосрочная областная целевая программа "Развитие и поддержка малого|
| |предпринимательства в Камчатской области на 2002-2003 годы" (далее|
| |Программа). |
|-------------------------------+------------------------------------------------------------------------|
|Основание для разработки |Распоряжение Губернатора Камчатской области от 01.04.2003 г.|
|Программы |N 295-р. |
|-------------------------------+------------------------------------------------------------------------|
|Государственный заказчик - |Управление промышленной политики, развития предпринимательства и|
|координатор Программы |инвестиций администрации Камчатской области. |
|-------------------------------+------------------------------------------------------------------------|
|Основной разработчик Программы |Камчатский государственный технический университет |
|-------------------------------+------------------------------------------------------------------------|
|Исполнители Программы |Управление промышленной политики, развития предпринимательства и|
| |инвестиций администрации Камчатской области; |
| |Государственный фонд развития и поддержки малого предпринимательства в|
| |Камчатской области (далее -ГФРПМП); |
| |Комитет по экономике администрации Камчатской области; Департамент|
| |финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области; |
| | Управление внешнеэкономических связей и туризма администрации|
| |Камчатской области; |
| |Комитет сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации|
| |Камчатской области; |
| |Управление по связям с общественностью и работе с обращением граждан|
| |администрации Камчатской области; |
| |Торгово-промышленная палата Камчатской области (далее - ТИП) (по|
| |согласованию); |
| |Государственное учреждение "Камчатский центр научно-технической|
| |информации" (далее - ЦНТИ) (по согласованию); |
| |Некоммерческое партнерство "Ассоциация предприятий и предпринимателей|
| |Камчатки" (далее - НПАППК) (по согласованию); |
| |Государственное унитарное предприятие "Камчатский выставочный центр"|
| |(далее - КВЦ) (по согласованию); |
| |Общество с ограниченной ответственностью "Камчатский Бизнес Центр" (по|
| |согласованию); |
| |Русско-американский центр содействия малому и среднему бизнесу (далее -|
| |РАЦ СМСБ) (по согласованию); |
| |Государственное учреждение "Камчатский областной центр содействия|
| |занятости и информационного обеспечения молодежи" (по согласованию); |
| |Камчатское территориальное управление Министерства по антимонопольной|
| |политике и развитию предпринимательства Российской Федерации (далее -|
| |КТУ МАП РФ) (по согласованию); |
| |Департамент федеральной государственной службы занятости населения по|
| |Камчатской области (далее - Департамент ФГСЗН по Камчатской области) (по|
| |согласованию); |
| |Федеральное государственное учреждение "Камчатский центр стандартизации|
| |и метрологии" (далее - КЦСМ) (по согласованию); |
| |Автономная некоммерческая организация "Стратагема" (далее - АНКО|
| |"Стратагема") (по согласованию); |
| |Камчатский государственный технический университет (далее - Камчат ГТУ)|
| |(по согласованию); |
| |Открытое акционерное общество "Камчатагропромснаб" (по согласованию); |
| |Камчатский областной союз потребительских обществ (по согласованию); |
| |Органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской|
| |области (по согласованию). |
|-------------------------------+------------------------------------------------------------------------|
|Цель Программы |Формирование благоприятной экономической среды, правовых и|
| |организационных условий стимулирующих повышение деловой активности|
| |населения, создание и стабилизацию деятельности субъектов малого|
| |предпринимательства в Камчатской области на основе повышения качества и|
| |эффективности мер государственной поддержки. |
|-------------------------------+------------------------------------------------------------------------|
|Задачи Программы |- создание нормативных правовых условий и механизмов государственного|
| |регулирования, гарантирующих эффективное взаимодействие субъектов малого|
| |предпринимательства и государственных органов, проведение активной|
| |антимонопольной политики и защита субъектов малого предпринимательства|
| |от недобросовестной конкуренции; |
| |- создание, развитие и повышение эффективности использования|
| |инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных|
| |систем обеспечения малого предпринимательства, с предоставлением|
| |методической, производственной и учебно-образовательной поддержки; |
| |- обеспечение тесного взаимодействия органов государственной власти и|
| |органов местного самоуправления в Камчатской области с|
| |предпринимательскими структурами; |
| |- введение стабильных нормативов отчислений из местных бюджетов на|
| |реализацию местных программ поддержки и развития малого|
| |предпринимательства; |
| |- создание благоприятного инвестиционного климата, отработка и внедрение|
| |прогрессивных финансовых технологий, направленных на развитие сектора|
| |малого предпринимательства; |
| |- концентрация и обеспечение эффективного использования финансовых,|
| |материальных и интеллектуальных ресурсов, направляемых из различных|
| |источников на поддержку малого предпринимательства; |
| |- устранение административных, законодательных и иных барьеров|
| |препятствующих развитию малого предпринимательства; |
| |- практическое содействие созданию новых и повышение эффективности|
| |деятельности, уже существующих малых предприятий, создание новых рабочих|
| |мест в Камчатской области и повышение благосостояния вовлеченных в|
| |предпринимательство широких слоев населения; |
| |- развитие производственно-маркетинговой поддержки малого|
| |предпринимательства; |
| |- организация доступа субъектов малого предпринимательства к|
| |незагруженным мощностям и неиспользуемым площадям; |
| |- развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей, привлечение|
| |иностранных инвестиций; продвижение продукции малых предприятий на|
| |региональные и внешний рынки; |
| |- проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого|
| |предпринимательства и разработка на этой основе мер государственной|
| |поддержки малого предпринимательства в Камчатской области; |
| |- укрепление социального статуса и повышение престижа|
| |предпринимательской деятельности в Камчатской области. |
|-------------------------------+------------------------------------------------------------------------|
|Сроки реализации Программы |2004-2006 годы |
|-------------------------------+------------------------------------------------------------------------|
|Перечень основных мероприятий |- совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства; |
|Программы |- развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка|
| |малого предпринимательства в Камчатской области; |
| |- повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки|
| |малого предпринимательства и его информационное обеспечение; |
| |- производственное и организационное обеспечение малого|
| |предпринимательства в Камчатской области; |
| |- развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе|
| |Камчатской области; |
| |- научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства|
| |в Камчатской области; |
| |- участие в реализации программ социально-экономического развития|
| |Камчатской области. |
|-------------------------------+------------------------------------------------------------------------|
|Объемы и источники |Общий объем финансирования Программы - 57594 тыс. рублей, |
|финансирования Программы (в |в том числе: |
|ценах 2004 года) |- федеральный бюджет (по согласованию) - 8000 тыс. рублей; |
| |- областной бюджет - 22394 тыс. рублей; |
| |- внебюджетные источники (по согласованию) - 27200 тыс. рублей. |
|-------------------------------+------------------------------------------------------------------------|
|Прогноз ожидаемых конечных |- увеличение объема выпуска продукции, товаров и услуг на 8-10 %; |
|результатов реализации |- увеличение общего числа граждан, занимающихся индивидуальной|
|Программы |предпринимательской деятельностью на 1,5 тыс. человек; |
| |- обеспечение становления и развития 80 новых малых предприятий и 20|
| |крестьянско-фермерских хозяйств; |
| |- создание новых 750 рабочих мест на малых предприятиях и смягчение|
| |проблемы занятости населения; |
| |- расширение налогооблагаемой базы, увеличение доли налоговых|
| |поступлений в бюджеты всех уровней на 4-6%; |
| |- формирование конкурентной среды; |
| |- улучшение инвестиционного климата; |
| |- повышение уровня благосостояния населения. |
|-------------------------------+------------------------------------------------------------------------|
|Система организации контроля за|Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет|
|исполнением Программы |государственный заказчик - управление промышленной политики, развития|
| |предпринимательства и инвестиций администрации Камчатской области в|
| |установленном порядке. |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------------/
1. Технико-экономическое обоснование Программы (содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами)
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Камчатской области на 2004-2006 годы" разработана в соответствии с Законом Камчатской области "О малом предпринимательстве в Камчатской области" N 64 от 25.12.96 г., на основании распоряжения Губернатора Камчатской области от 01.04.2003 г. N 295-р и ориентирована на государственную поддержку и содействие развитию малого предпринимательства как сектора экономики Камчатской области на период до 2006 года.
По данным Камчатского областного комитета государственной статистики на конец 2002 года в Камчатской области зарегистрировано 1540 малых предприятий, что на 2,2 процента меньше, чем на начало года и составило 12,6% от общего числа предприятий и организаций Камчатской области. Динамика развития малых предприятий - юридических лиц имеет тенденцию к сокращению, что обусловлено как их ликвидацией, так и, преимущественно, перерегистрацией в другую юридическую форму - в предпринимателей без образования юридического лица (что объясняется наличием ряда льгот и преимуществ в организации управления и при формировании отчетности, отсутствием ограничений на число наемных работников). Так за 2002 год количество предпринимателей без образования юридического лица увеличилось на 18% и составляет более 11,6 тыс. человек.
Общая динамика развития малого предпринимательства в Камчатской области показана в таблице.
Показатели | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Количество малых предприятий, ед. | 2054 | 1964 | 1575 | 1540 |
Количество предпринимателей без образования юридического лица, ед. | 6370 | 8213 | 1 9847 | 11618 |
Общая численность занятых на малых предприятиях, чел. | 19662 | 19093 | 15930 | 15056 |
Общий выпуск товаров и услуг в фактических ценах (без НДС и акциза) по всем видам деятельности (млн. руб.) |
3167,3 | 4075,1 | 5293 | 4974,5 |
Объем платных услуг (млн. руб.) | 193,4 | 337,9 | 341,2 | 319,6 |
Прибыль (убыток) (млн. руб.) | 406,4 | 597,3 | 42,4 | -359,6 |
Объем инвестиций в основной капитал (млн. руб.) | 272,4 | 235 | 253,9 | 285,5 |
Малый бизнес имеет свои "ниши" практически во всех отраслях экономики области, в то же время в значительной мере занимает те позиции, которые приносят высокую добавленную стоимость и характеризуются быстрым оборотом. В отраслевой структуре малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица практически не произошло изменений. Непроизводственная сфера остается наиболее привлекательным видом деятельности. Так на конец 2002 года наиболее распространенными видами деятельности были:
торговля и общественное питание - 56,3%, а также оказание транспортных услуг - 18,3%. В области промышленной сферы производства заняты 11,6% субъектов малого предпринимательства и около 3% - в строительстве.
Общий выпуск товаров и услуг малыми предприятиями (без НДС и акциза) по всем видам деятельности в 2002 году составил 4974,5 млн. рублей, что в действующих ценах на 6 процентов меньше чем в 2001 году.
В отраслевой структуре промышленного производства предприятий малого бизнеса значительна доля предприятий пищевой промышленности - 78,7%, металлообработки - 19,9 %, лесной и деревообрабатывающей промышленности - 3,1%, промышленности строительных материалов - 2%.
На создание и воспроизводство основных фондов субъектами малого предпринимательства в 2002 году направлено 285,5 млн. рублей, что составило 9% от общего объема инвестиций в области (в 2001 году - 7,5%).
Общий объем оборота розничной торговли всех отраслей экономики сложился в сумме 756,3 млн. рублей, что в сопоставимой оценке на 2,4 % выше уровня прошлого года.
По итогам 2002 года 58,4% малых предприятий оказались прибыльными, 41,6% предприятий имели убыток на сумму 888,0 млн. рублей. Больше всего убыточных предприятий наблюдалось в промышленности, в информационно - вычислительном обслуживании и транспорте.
Немаловажным является то обстоятельство, что темпы роста производства значительно превышают темп роста занятых работников на малых предприятиях, то есть увеличение объемов происходит за счет роста производительности труда, и, следовательно, это свидетельствует об увеличении эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства.
За счет средств областного бюджета малым предприятиям и предпринимателям области предоставлялись льготные тарифы на электрическую энергию от 50 до 80 %. На эти цели из областного бюджета в 2002 году была предоставлена льгота по оплате за электроэнергию 77 малым предприятиям на сумму 22,7 млн. рублей.
В течение 2002 года при содействии Департамента федеральной государственной службы занятости населения в Камчатской области создали собственное дело 13 граждан из числа безработных. Из них 9 человек стали индивидуальными предпринимателями по следующим видам деятельности: транспортные услуги, изготовление рекламы, торгово-закупочная деятельность.
За последние 2 года отмечаются изменения не столько в количественном составе субъектов малого предпринимательства, сколько в качественном их отношении к самому процессу ведения бизнеса. Растет профессионализм многих предпринимателей и управленцев, все более заметно их стремление к ведению цивилизованного, гарантированного бизнеса. На первый план вышли вопросы: развитие новых направлений деятельности, новых технологий; стратегическое бизнес-планирование; пополнение оборотных средств и обновление основных фондов.
В 2002 году действовала и в настоящее время продолжает действовать долгосрочная областная целевая программа "Развития и поддержки малого предпринимательства в Камчатской области на 2002-2003 годы", на реализацию которой в 2002 году и за I полугодие 2003 года было использовано 12012,6 тыс. рублей. Из них было выделено: федеральным бюджетом - 4000 тыс. рублей, областным бюджетом - 4395 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 3617,6 тыс. рублей.
В рамках реализации программы в 2002 году и в I полугодии 2003 года финансовая кредитная поддержка малым предприятиям оказана на общую сумму - 6554 тыс. рублей. В основном это малые предприятия специализирующиеся в рыбной промышленности, деревообработке, в сфере бытового обслуживания населения, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции.
В целях повышения эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств была проведена реорганизация Камчатского государственного фонда поддержки малого предпринимательства и Камчатского государственного сельскохозяйственного фонда поддержки малого предпринимательства "Село" путем слияния в Государственный фонд развития и поддержки малого предпринимательства в Камчатской области.
В 2002 году и в I полугодии 2003 года организационная и финансовая помощь (в размере 1985 тыс. руб.) оказывалась Камчатскому выставочному центру. В течение этого периода в нем были проведены 17 выставок-ярмарок различной тематики и продолжительностью от 2 дней до месяца. Кроме этого предприятия и предприниматели Камчатской области приняли участие в девяти Всероссийских и двух международных выставках при непосредственной организационной и финансовой помощи администрации Камчатской области.
В 2002 году издан сборник "Если к вам пришли с проверкой", где даны практические советы предпринимателям по их правам и обязанностям во взаимоотношениях с контролирующими органами, в августе 2003 года выйдет учебно-методическое пособие "Рабочая тетрадь предпринимателя - Как составить бизнес-план".
Регулярно, по обращениям предпринимателей, специалистами управления промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций администрации Камчатской области оказываются консультации по юридическим и экономическим вопросам, проводятся обучающие семинары по вопросам финансово-кредитной поддержки, налогообложения, пенсионного страхования, бизнес планирования. На десяти семинарах, проведенных за 2002 год и I полугодие 2003 года, обновили свои знания и получили новые более 450 предпринимателей.
С целью оказания консультационной, информационной, методической и другой помощи предпринимателям Камчатки на базе Торгово-промышленной палаты Камчатской области в г. Петропавловске-Камчатском создан информационно-технологический центр.
При администрации Камчатской области действуют: Общественный Совет по предпринимательству при Губернаторе Камчатской области и Координационный Совет по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства в Камчатской области. Их деятельность направлена на создание условий для эффективного развития малого бизнеса и максимальное сокращение возникающих барьеров, однако, несмотря на то, что в них входят представители общественных объединений предпринимателей и сами предприниматели, эффективность их работы недостаточна.
В 2003 году во второй раз проводился конкурс "Лучший предприниматель года", в июне 2003 года были определены и награждены победители конкурса. Если в 2002 году в данном конкурсе приняло участие 6 предприятий, в 2003 году -13 предприятий.
В Камчатской области сформирована инфраструктура поддержки малого бизнеса. В ее состав входят такие организации как: Государственный фонд развития и поддержки малого предпринимательства в Камчатской области, Торгово-промышленная палата Камчатской области, Государственное унитарное предприятие "Камчатский выставочный центр", Некоммерческое партнерство "Ассоциация предприятий и предпринимателей Камчатки" и еще восемь общественных объединений предпринимателей, призванных решать проблемы малого предпринимательства.
Камчатским информационно-техническим центром реализуется Программа международного сотрудничества с Соединенными Штатами Америки, которая заключается в создании Русско-американского центра содействия развитию малому и среднему бизнесу на Камчатке. Основной целью этого центра является создание благоприятного бизнес климата с помощью мероприятий, направленных на повышение эффективной деятельности вновь образованных и уже работающих на Камчатском рынке. Данная организация проводит подготовку управленческих кадров для предприятий путем проведения специфических бизнес тренингов и семинаров. Основными банками, осуществлявшими в 2002 году кредитование малых предприятий в Камчатской области, являются: Камчатское отделение N 8556 Сбербанка России, АКБ "Камчаткомагропромбанк", ОАО "Камчатпромбанк", АКБ "Муниципальный Камчатпрофитбанк". Именно через эти банки малым предприятиям Камчатской области были выданы кредиты более чем на 500 млн. рублей.
В настоящее время идет доработка Интернет-сайта "Малый бизнес Камчатки", где для субъектов малого предпринимательства будет размещаться информация о законодательной базе, регулирующей деятельность малого предпринимательства, о мерах государственной поддержи (финансово-кредитной, организационной, методической и иной), о конкретных мероприятиях, о выставках проводимых как в области, в России, так и за рубежом, коммерческие предложения других регионов, инвестиционные проекты малых предприятий Камчатской области.
Являясь государственным заказчиком Программы, управление промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций администрации Камчатской области осуществляет координацию деятельности объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса и других соисполнителей мероприятий Программы. Однако меры, принимаемые администрацией Камчатской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области по созданию благоприятного климата для развития малого предпринимательства недостаточны. Кроме того, регламентация деятельности субъектов малого предпринимательства в большей степени зависит от нормативной базы и действий федеральных структур, так как контролирующие органы Камчатской области в своей работе непосредственно подчиняются различным федеральным министерствам и ведомствам.
Моноукладная экономика Камчатской области накладывает ряд региональных особенностей, наиболее яркие из них следующие:
- географическое распределение субъектов малого предпринимательства имеет явное тяготение к Петропавловск-Камчатскому городскому и Елизовскому районному муниципальным образованиям, обладающими научно-техническим потенциалом, трудовыми ресурсами, преимуществами транспортной инфраструктуры и возможностями потребительского рынка, что ставит данные муниципальные образования в привилегированное положение. В отдельных муниципальных образованиях количество малых предприятий определяется единицами (Алеутское районное муниципальное образование), или десятками (Мильковское районное муниципальное образование). Отраслевая структура малых предприятий в районах области незначительно отличается от общих тенденций: подавляющее большинство малых предприятий занимаются торговлей и общественным питанием. Фактически не развита сфера бытовых услуг. Потенциал малого предпринимательства в муниципальных образованиях в Камчатской области востребован слабо. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области уделяют недостаточно внимания вопросам развития и поддержки малого предпринимательства в части создания новых рабочих мест, создании равных условий деятельности субъектов малого предпринимательства;
- определенное количество малых предприятий формально зарегистрированы в районах области, а непосредственную деятельность осуществляют в г. Петропавловске-Камчатском;
- ориентация камчатской экономики на рыбную промышленность предполагает сезонною деятельность многих предприятий, особенно это характерно для районных муниципальных образованиях в Камчатской области;
- введение рыбных аукционов при распределении рыбных квот фактически вывело малые предприятия из отрасли рыбодобычи из-за отсутствия достаточных оборотных средств для приобретения квот на вылов биоресурсов на аукционе;
- особенность географического расположения области накладывает свой негативный отпечаток на развитие Камчатки, как следствие: отсталость развития рыночной инфраструктуры региона, рост цен на продукцию (вследствие роста транспортных составляющих, высоких цен на энергоносители, сырье и услуги естественных монополий) что делает местную продукцию не конкурентоспособной на внутреннем рынке страны и затрудняет ее продвижение на внешнем рынке.
Инфраструктура поддержки малого бизнеса в области развита недостаточно, отдельные ее объекты функционируют разрознено. До сих пор не удается, по ряду объективных причин, реализовать решение о создании в Камчатской области регионального бизнес центра, способного стать центром активности малого бизнеса, местом, где идет постоянное результативное взаимодействие камчатских предпринимателей с заинтересованными организациями в том числе и органами государственной власти области.
При разработке мер государственной поддержки малого предпринимательства целесообразно и необходимо сделать акцент на развитие малого предпринимательства прежде всего в районных муниципальных образованиях в Камчатской области. При этом необходимо особое внимание уделить координации совместных усилий администрации Камчатской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области.
Переход к ускоренному развитию малого предпринимательства требует, прежде всего, совершенствования "внешней" среды, в которой осуществляет свою деятельность малый бизнес - в первую очередь нормативной правовой базы.
Другим необходимым требованием для успешного развития малого предпринимательства является стабильная и хорошо действующая налоговая система. Чрезмерное налоговое бремя лишает малый бизнес возможности своевременно формировать необходимый запас оборотных средств, отвлекая значительную часть финансовых ресурсов на покрытие налоговых обязательств. Более того, малые предприятия часто несут дополнительные расходы в виде оплаты консультационных услуг для того, чтобы действовать ,в рамках закона.
Несмотря на решение ряда проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, наиболее острой проблемой остаются административные барьеры со стороны 42 контролирующих органов на территории Камчатской области. Существующая неэффективная и трудоемкая система контроля деятельности субъектов малого предпринимательства является для последних одним из административных препятствий для нормального развития и требует совершенствования. Основным инструментом в механизме устранения барьеров в развитии предпринимательства должна стать согласованная работа органов государственной власти всех уровней с учетом реальных общественных интересов и интересов хозяйствующих субъектов и их объединений.
Острейшей проблемой является разрешение вопросов связанных с арендными отношениями. Процедуры, связанные со строительством новых помещений, требуют длительного времени и больших денежных средств, непосильных для предпринимателей, в связи, с чем им приходится отказываться от намерения вести строительно-монтажные работы и расширять собственное производство.
Недостаток финансов представляет собой одну из основных трудностей, с которыми сталкиваются предприниматели, хотя это ключевой фактор начала и развития любого бизнеса. Банковские кредитные ресурсы фактически остаются недоступными для малого предпринимательства из-за высокой процентной ставки.
На основании данных, полученных в результате анкетирования субъектов малого предпринимательства, проводимого специалистами управления промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций администрации Камчатской области, можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства:
- отсутствие последовательной, целенаправленной государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства;
- несовершенство и нестабильность нормативной правовой базы в сфере малого предпринимательства, особенно в части налогообложения малого бизнеса;
- несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства;
- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства, неразвитость механизмов самофинансирования;
- отсутствие достаточного капитала для приобретения и обновления основных фондов;
- организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с государственными структурами, административные барьеры на пути развития малого предпринимательства;
- недобросовестная конкуренция;
- неразвитость системы информационной поддержки малого предпринимательства;
- ограничение доступа субъектов малого предпринимательства к производственным мощностям;
- недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей;
- отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей.
Данные проблемы носят системный характер, для решения которых необходим комплексный подход, так как отдельные мероприятия не смогут кардинально изменить ситуацию в развитии малого предпринимательства.
Сложившаяся в последние годы ситуация в производственном секторе экономики требует значительной активизации специальных мер государственной поддержки малого предпринимательства. При создании благоприятных условий предпринимательство в целом будет носить цивилизованный характер и все большее количество субъектов малого предпринимательства будет выходить из "теневой" экономики, легализуя свой бизнес и увеличивая пополнение бюджетов всех уровней.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся опыт реализации предшествующих программ, в то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства.
2. Основные цель и задачи Программы, сроки ее реализации
Основной целью Программы является формирование благоприятной экономической среды, правовых и организационных условий стимулирующих повышение деловой активности населения, создание и стабилизацию деятельности субъектов малого предпринимательства в Камчатской области на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки.
Достижение цели Программы требует от представительных и исполнительных органов государственной власти в Камчатской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, общественных объединений предпринимателей решения следующих первоочередных задач:
- создание нормативных правовых условий и механизмов государственного регулирования, гарантирующих эффективное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и государственных органов, проведение активной антимонопольной политики и защита субъектов малого предпринимательства в Камчатской области от недобросовестной конкуренции;
- создание, развитие и повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем обеспечения малого предпринимательства в Камчатской области, с предоставлением методической, производственной и учебно-образовательной поддержки;
- обеспечение тесного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с предпринимательскими структурами;
- введение стабильных нормативов отчислений из местных бюджетов на реализацию местных программ поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание благоприятного инвестиционного климата, отработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринимательства в Камчатской области;
- концентрация и обеспечение эффективного использования финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов, направляемых из различных источников на поддержку малого предпринимательства в Камчатской области;
- устранение административных, законодательных и иных барьеров препятствующих развитию малого предпринимательства в Камчатской области;
- практическое содействие созданию новых и повышение эффективности деятельности, уже существующих малых предприятий, создание новых рабочих мест в Камчатской области и повышение благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения;
- развитие производственно-маркетинговой поддержки малого предпринимательства в Камчатской области;
- организация доступа субъектов малого предпринимательства к незагруженным мощностям и неиспользуемым площадям на территории Камчатской области;
- развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей, привлечение иностранных инвестиций;
- продвижение продукции малых предприятий на региональные и внешний рынки;
- проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в Камчатской области и разработка на этой основе мер государственной поддержки малого предпринимательства в Камчатской области;
- укрепление социального статуса и повышение престижа предпринимательской деятельности в Камчатской области.
Каждая из задач имеет взаимообусловленные связи с другими, которые, в зависимости от функций государственной поддержки малого предпринимательства, решаются по следующим направлениям:
- совершенствование внешней среды малого предпринимательства;
- развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства в Камчатской области;
- повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и его информационное обеспечение; производственное и организационное обеспечение малого предпринимательства в Камчатской области;
- поддержка малого предпринимательства в агропромышленном комплексе в Камчатской области;
- научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства в Камчатской области;
- участие в реализации программ социально-экономического развития Камчатской области.
В сложившейся социально-экономической ситуации в Камчатской области, исходя из программы социально-экономического развития региона, приоритетными видами предпринимательской деятельности являются:
- глубокая переработка рыбы и морепродуктов;
- производство продовольственных товаров;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство товаров народного потребления;
- оказание потребительских услуг населению;
- деревообработка;
- развитие туризма и гостиничного бизнеса;
- строительство и ремонт объектов жилищного, производственного и социального значения;
- художественные промыслы;
- общественное питание и торговля;
- оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- добыча и переработка не древесных ресурсов леса; инновационная деятельность.
Мероприятия Программы строятся,, исходя из насущных потребностей субъектов малого предпринимательства в улучшении нормативной правовой базы и условий регистрации, лицензирования, сертификации, учета, отчетности, налоговой и финансово-кредитной политики, по организации рекламно-выставочной деятельности, информационного и консультационного обслуживания, подготовки предпринимательских кадров. При этом учтены потребности органов управления - в обеспечении мониторинга и экономического анализа развития малого предпринимательства, информационного обмена, проведении исследований по проблемам малого предпринимательства, а субъектов малого предпринимательства - в создании объектов инфраструктуры поддержки и расширении возможностей малого предпринимательства.
Сроки реализации Программы - 2004-2006 годы.
3. Мероприятия по реализации Программы
Система программных мероприятий включает в себя 7 разделов. Данная структура обеспечивает преемственность развития системы государственной поддержки малого предпринимательства в Камчатской области, при этом в каждом направлении ставятся свои внутренние цели и задачи, решаемые в рамках реализации мероприятий.
3.1. Совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства.
Реализация данного направления предусматривает:
- проведение анализа действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Камчатской области, разработку предложений о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации и Камчатской области, регулирующее деятельность субъектов малого предпринимательства. Подготовка нормативных правовых актов Губернатора Камчатской области, касающихся развития предпринимательства в Камчатской области;
- выработку совместных мер по упорядочению и координации деятельности контролирующих органов в Камчатской области, активную антимонопольную политику и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям в Камчатской области;
- проверку обоснованности и правильности формирования цен на платные услуги, оказываемых государственными предприятиями и контролирующими органами в Камчатской области;
- создание положительного общественного мнения о предпринимательской деятельности, освещение роли предпринимательского сектора экономики в социально-экономическом развитии Камчатской области, освещение деятельности субъектов малого предпринимательства, объектов инфраструктуры, мер, принимаемых государственными органами исполнительной власти в Камчатской области по поддержке малого предпринимательства в Камчатской области.
3.2. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка малого предпринимательства в Камчатской области.
Главной целью данного направления является упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, разработка финансовых схем, что планируется достигнуть при помощи:
- взаимодействия со структурными подразделениями администрации Камчатской области и Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства в обеспечении финансирования мероприятий Программы;
- развития системы микрокредитования (через общественные объединения предпринимателей), лизинга, франчайзинга, страховой деятельности, венчурного финансирования;
- привлечения внебюджетных ресурсов зарубежных грантов и программ финансовой помощи, с отработкой оптимальных схем использования средств программ кредитования малого бизнеса;
- оказания финансовой помощи субъектам малого предпринимательства, имеющим новые идеи и разработки, посредством финансовой поддержки их венчурных проектов;
- разработки цикла мероприятий, направленных на улучшение ситуации с кредитованием малого бизнеса, данные мероприятия включают в себя выработку стратегии поддержки кредитных организаций, проведение обучающих курсов для работников кредитных организаций, привлечение дополнительных средств международных фондов;
- разработки действенного механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями.
Финансирование на конкурсной основе перспективных инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства предполагается, в том числе на:
- производство импортозамещающих товаров, в том числе товаров широкого потребления;
- реконструкцию предприятий, цехов, а также приобретение оборудования малых предприятий;
- оказание туристических услуг на местных маршрутах;
- развитие малой строительной индустрии и малых предприятий по обслуживанию и ремонту жилищного фонда;
- развитие предприятий, специализирующихся в области традиционных народных промыслов, переработке не древесных ресурсов леса.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 30 ноября 2005 г. N 471 пункт 3.2. раздела 3 настоящей Программы дополнен абзацем
Финансирование на конкурсной и возвратной основе разработки технико-экономического обоснования социально-значимых и перспективных инвестиционных проектов производится после принятия соответствующего решения на расширенном заседании Попечительского Совета Государственного фонда развития и поддержки малого предпринимательства в Камчатской области с приглашением депутатов Совета народных депутатов Камчатской области, руководителей структурных подразделений администрации Камчатской области, руководителей общественных объединений, глав муниципальных районов и городских округов и представителей иных заинтересованных организаций. Подготовка, рассмотрение и принятие решений по финансированию разработки технико-экономического обоснования инвестиционных проектов производится в соответствии с Положением о порядке разработки ТЭО инвестиционных проектов, утвержденным постановлением Губернатора Камчатской области.
3.3. Повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и его информационное обеспечение.
В рамках данного направления будут реализованы мероприятия по рациональному использованию уже действующих объектов инфраструктуры и создание новых, в том числе и Камчатского регионального бизнес центра, с целью сосредоточения всех разрозненных организаций, занимающихся проблемами предпринимательства в одном месте, и формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов.
Одной их возможностей развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства может стать создание бизнес инкубатора, с помощью которого предприниматели, выдвигающие новаторские деловые идеи, могут получить поддержку, особенно в случае создания предприятия, основанного на новых технологиях.
Также в рамках Программы планируется создание эффективной и доступной информационной сети, поскольку информация (о потенциальных клиентах, поставщиках и источниках финансирования) является основной потребностью в бизнесе.
Одним из направлений данного раздела является развитие информационных систем обеспечения малого предпринимательства, которое предполагает расширение информационного поля путем продвижения и доступности информационной поддержки более широким слоям предпринимателей Камчатской области. В частности поддержание в сети "Интернет" информации делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, инвестиционных и иных предложениях.
Также планируется провести работу по изданию информационно-методических пособий по вопросам создания и осуществления деятельности субъектов малого предпринимательства с доведением материалов до органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области.
3.4. Производственное и организационное обеспечение малого предпринимательства в Камчатской области.
Для составления достоверной картины развития предпринимательства и выявления проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, а также выработки рекомендаций по устранению административных барьеров, планируется организация и проведение заседаний Общественного Совета по предпринимательству при Губернаторе Камчатской области, ежегодных областных совещаний, конференций по актуальным вопросам представителей малых предприятий.
В данное направление включен комплекс мероприятий, способствующих упрощению доступа субъектов малого предпринимательства к неиспользуемым основным фондам, прежде всего к помещениям и оборудованию, повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства.
В целях стимулирования выпуска более конкурентоспособной продукции и продвижения ее на региональный и внешний рынок необходимо продолжить оказание содействия в организации и проведении областных выставок, обеспечить участие камчатских предприятий и предпринимателей во всероссийских и международных выставках.
Распространению опыта успешно работающих предприятий, формированию положительного имиджа и повышению социального статуса предпринимателей, будут способствовать мероприятия по организации и проведению конкурса "Лучший предприниматель года" и конкурса на соискание премии Губернатора Камчатской области в области качества.
3.5. Развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе Камчатской области.
Поддержка малого предпринимательства в агропромышленной комплексе в Камчатской области является важным направлением в обеспечении роста производства сельскохозяйственной продукции, занятости населения Камчатской области и его жизнеобеспечения.
Основными задачами государственной поддержки малого предпринимательства в данном разделе на 2004-2006 годы являются:
- содействие продвижению производимых товаров субъектами малого предпринимательства в агропромышленном комплексе на региональный рынок;
- формирование сельской инфраструктуры по заготовке, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, дикоросов в Камчатской области на основе кооперирования сельхозтоваропроизводителей, потребительской кооперации и других форм малого предпринимательства путем предоставления льготных займов;
- поддержка и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, сельхозкооперативов и других форм малого предпринимательства в агропромышленном комплексе;
- информационное обеспечение деятельности фермерских хозяйств, сельхозкооперативов и других форм малого предпринимательства, выпуск методической литературы.
3.6. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства в Камчатской области.
В целях обеспечения своевременного доступа к законодательным актам, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства на федеральном, региональном, областном и муниципальном уровне планируется актуализация созданного информационно-справочного массива по федеральному и региональному законодательству.
Необходимо активизировать работу с учебными заведениями, располагающими соответствующей базой, для проведения специализированных семинаров и курсов по интересующим предпринимателей вопросам.
В данном направлении предполагается привлечение профессиональных организаций для проведения маркетинговых исследований с периодической публикацией полученных результатов и распространение их через местные союзы и ассоциации предприятий и предпринимателей.
В результате выполнения мероприятий этого направления предполагается достичь повышения уровня подготовки руководителей и специалистов региональных и муниципальных органов власти по вопросам управления развитием малого предпринимательства и предпринимателей.
В рамках данного направления требуется организовать систему постоянного изучения и мониторинга социально-экономических процессов и социально-психологического климата в малом бизнесе Камчатской области. Также необходимо усилить методическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства, поскольку представители малого бизнеса слабо владеют навыками учета, бизнес-планирования, маркетинга, финансового анализа, правовой культуры.
Для дальнейшего развития малого предпринимательства, повышения занятости населения путем развития малого предпринимательства одним из приоритетных направлений в сфере подготовки кадров является обучение основам предпринимательской деятельности безработных граждан.
3.7. Участие в реализации программ социально-экономического развития Камчатской области.
В целях повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства необходимо обеспечить участие субъектов малого предпринимательства в выполнении отдельных мероприятий программ социально-экономического развития Камчатской области.
Учитывая, что потенциал и возможности малых предприятий, используются слабо, предстоит разработать механизм привлечения малых предприятий Камчатской области к выполнению мероприятий долгосрочных областных целевых Программ, реализуемых на территории Камчатской области.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 30 ноября 2005 г. N 471 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации настоящей Программы предполагается привлечение и эффективное использование финансовых ресурсов федерального, областного и местных бюджетов и внебюджетных источников. Общая потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий Программы определяется в размере 57594 тыс. рублей, в том числе средств федерального бюджета - 8000 тыс. рублей, областного бюджета - 22394 тыс. рублей, внебюджетных источников - 27200 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета ежегодно подлежат уточнению и утверждению в установленном порядке Законом Камчатской области об областном бюджете на соответствующий финансовых год, за счет федеральных средств - согласовываются государственным заказчиком Программы - управлением промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций администрации Камчатской области с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства.
5. Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет содействовать позитивным изменениям в социально-экономической ситуации в области, улучшению инвестиционного климата, расширению налогооблагаемой базы и, как конечному итогу увеличению объема валового регионального продукта:
- увеличение объема выпуска продукции, товаров и услуг на 8-10 %;
- увеличение общего числа граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью на 1,5 тыс. человек;
- обеспечение становления и развития 80 новых малых предприятий и 20 крестьянско-фермерских хозяйств;
- создание новых 750 рабочих мест на малых предприятиях и смягчение проблемы занятости населения;
- расширение налогооблагаемой базы, увеличение доли налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на 4-6%;
- формирование конкурентной среды;
- улучшение инвестиционного климата;
- повышение уровня благосостояния населения.
6. Система организации контроля за исполнением программных мероприятий
Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик - управление промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций администрации Камчатской области.
Государственный заказчик несет ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на выполнение программных мероприятий. Ежегодно, в установленном порядке, предоставляет бюджетные заявки на очередной финансовый год, уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей, заключает Договоры и соглашения с исполнителями отдельных мероприятий Программы.
Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, в том числе и предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.
Отчеты о ходе реализации Программы предоставляются первому заместителю Губернатора Камчатской области Грибкову В.В. ежеквартально в течение месяца после отчетного периода.
Управление промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций администрации Камчатской области информирует через средства массовой информации о ходе выполнения мероприятий Программы и использовании средств, направленных на ее финансирование.
Информация о ходе и результатах выполнения мероприятий Программы по решению Губернатора Камчатской области может рассматриваться на коллегии администрации Камчатской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.