Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общие положения и обоснование Программы
В настоящее время государственный заказ на образование определен в основополагающих законодательных актах Российской Федерации: законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральной программе развития образования в Российской Федерации, Концепции модернизации Российского образования.
Чтобы эффективно и результативно выполнить социальный заказ государства и социума - обучение и воспитание подрастающего поколения которому суждено жить и трудиться в XXI веке, следует привлечь внимание к обоснованному развитию системы образования города, возможное через научно обоснованное и оптимальное управление процессом развития образования.
Этому поможет долгосрочная целевая программа "Развитие системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2010 годы" определяет приоритетные стратегические направления, цели и задачи в развитии системы образования города.
Исходные позиции при разработке программы, ее методология основывается на следующих положениях:
1. Образование призвано обеспечить формирование сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократизации, умеющего отстаивать свои права, терпимого к чужому мнению.
2. Образование рассматривается в качестве одного из важнейших факторов, способного оказать противодействие негативным социальным процессам (алкоголизму, наркомании, криминогенности в молодежной середе, беспризорности и т.д.).
Мероприятия Программы являются дополнительными мерами для перехода системы образования города из режима функционирования в режим развития.
2.1. Состояние проблемы
Развитие системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа происходит в сложной ситуации. На деятельность муниципальных образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, которые сдерживают развитие системы образования в городе. Среди них основными являются: социальная и экономическая нестабильность в обществе; дефицит финансовых средств для поддержки образовательной инфраструктуры города.
Анализ состояния системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа позволяет выделить следующие проблемы, которые ввиду указанных причин до настоящего времени остаются нерешенными:
1) неполный охват детей пятилетнего возраста организованными формами дошкольного образования, вследствие чего отсутствуют равные стартовые возможности при поступлении детей в 1 класс;
2) наличие дефицита педагогических кадров по ряду предметов, недостаточная поддержка молодых специалистов;
3) низкий уровень готовности образовательных учреждений к использованию информационных технологий и современных методов обучения, отвечающих требованиям нового содержания образования;
4) отсутствие целостной системы воспитания и сохранения здоровья детей и подростков;
5) слабое сотрудничество с общественными и частными организациями, оказывающими финансовую, организационную и моральную поддержку образовательным учреждениям города;
6) отсутствие модели профильного обучения с учетом сложившейся в городе практики взаимодействия с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;
7) слабое развитие сети комплексных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также образовательных учреждений для одаренных, высокомотивированных детей и детей с проблемами в развитии.
2.2. Цели и задачи Программы
Цель Программы: создание на муниципальном уровне условий сохранения и развития системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа для формирования личности ребенка, адаптированного к современным условиям жизни в обществе.
Задачи Программы:
1) Развитие материально-технической базы образовательных учреждений.
2) Подготовка педагогических кадров к решению перспективных задач муниципальной системы образования, совершенствование их социальной защиты и поддержки (в т.ч. молодых специалистов).
3) Обеспечение оптимальных условий для физического и нравственного совершенствования детей и подростков, формирование у них умений и навыков здорового образа жизни.
4) Расширение масштабов и повышение уровня общественной поддержки системы образования на основе сотрудничества образовательных учреждений с социальными партнерами, в т.ч. с родительской общественностью.
5) Создание условий для повышения качества обучения и воспитания учащихся и воспитанников, расширение их возможностей с целью самореализации в социокультурной среде.
6) Создание и совершенствование системы профильного обучения.
7) Создание социальных и организационно-педагогических условий для реализации в полном объеме права детей на образование: выбор образовательной программы; выбор образовательного учреждения; уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения; получение дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг; социально-педагогическое и психологическое сопровождение в процессе обучения и воспитания; поддержку наиболее одаренных и талантливых и т.д.
2.3 Технико-экономическое обоснование
Общие финансовые расходы, необходимые для реализации мероприятий Программы, рассчитаны исходя из норм законодательства об образовании, а также с учетом потребности на поддержание и развитие материально-технической базы учреждений и информационное обеспечение.
Средства бюджетов всех уровней, выделяемые на образование в настоящий период не обеспечивают развитие материально-технической, учебной базы образовательных учреждений, не позволяют выполнять положения законодательства в области образования по обеспечению образовательного процесса на уровне современных требований.
Предлагается обеспечить постепенное увеличение ассигнований из бюджетов всех уровней как на функционирование системы образования города, так и на осуществление установленных Программой мероприятий.
Финансовое обеспечение системы образования и установленных программой мероприятий необходимо осуществлять по двум основным направлениям:
- увеличение бюджетного финансирования при условии повышения эффективности использования выделяемых образовательным учреждениям бюджетных средств;
- создание условий для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования образования без снижения норм, нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования.
Структура расходов на установленные Программой мероприятия по годам представлена в таблице.
Направления расходов |
Сумма всего, тыс. руб. |
в том числе по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Материально-техническое обеспечение |
19 939,7 |
2421,8 |
6421,7 |
3776,6 |
3645,3 |
3674,3 |
Информационное обеспечение |
2 375,0 |
475,0 |
475,0 |
475,0 |
475,0 |
475,0 |
Обучение специалистов | 350,0 | 135,0 | 141,0 | 74,0 | ||
ВСЕГО расходов | 22 664,7 | 3031,8 | 7037,7 | 4325,6 | 4120,3 | 4149,3 |
2.4. Основные понятия (термины) Программы
Система образования включает совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, форм собственности, типов и видов;
муниципальный орган управления образованием;
иные специализированные предприятия, учреждения и организации, обеспечивающие деятельность образовательных учреждений на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
Качество образования - совокупность характеристик и свойств результатов образования, удовлетворяющих соответствующие потребности и интересы потребителей образовательных услуг и продукции, личности, общества, государства, а также образовательных условий, влияющих на результаты образования.
Мониторинг - это специальным образом организованная информационная технология переработки системной информации, включающая сбор, учет, хранение, обработку, экспертный системный анализ и оценку данных по учитываемым показателям, позволяющая построить модель ситуации, объекты и формировать на основе модели прогнозные ориентиры для управленческого воздействия при том или ином развитии ситуации.
2.5. Ожидаемый результат
Реализация комплекса мер, предусмотренной долгосрочной целевой Программой развития системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа способствует:
1) Созданию материально-технической базы образовательных учреждений, отвечающей требованиям нового содержания образования;
2) Созданию системы поддержки, защиты и непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, готовых к решению перспективных задач муниципального образования;
3) Созданию муниципальной воспитательной системы на основе историко-культурного наследия и традиций г.Петропавловска-Камчатского;
4) Созданию муниципального образовательного центра статистики и мониторинга на основе современных информационных технологий;
5) Созданию государственно-общественных органов для поддержки в управлении развитием образовательных учреждений;
6) Созданию образовательной системы, эффективно содействующей подготовке выпускников муниципальных образовательных учреждений, которые обладают важнейшими компетентностями: коммуникативными, толерантными, способностью к самоорганизации и саморазвитию, конкурентноспособностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.