Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 20 ноября 2009 г. N 452-П
Долгосрочная краевая целевая программа
"Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 2010-2012 годы"
9 июля 2010 г.
Постановлением Правительства Камчатского края от 9 июля 2010 г. N 307-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного постановления
Паспорт
долгосрочной краевой целевой программы
"Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 2010-2012 годы"
(далее - Программа)
Основание для разработки Программы |
|
распоряжение Правительства Камчатского края от 11.06.2009 N 284-РП |
Государственный заказчик Программы |
|
Министерство рыбного хозяйства Камчатского края |
Разработчик Программы |
|
Министерство рыбного хозяйства Камчатского края |
Главные распорядители (распорядители) средств Программы |
|
Министерство рыбного хозяйства Камчатского края |
Цель Программы |
|
создание условий для устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края |
Задачи Программы |
|
расширение ресурсной базы рыболовства; развитие берегового рыбоперерабатывающего комплекса; развитие кадрового потенциала рыбохозяйственного комплекса; повышение эффективности государственного управления в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов |
Основные мероприятия Программы |
|
мероприятия Программы представлены в следующих разделах: 1. Расширение ресурсной базы рыболовства: 1) проведение научных исследований по оценке современного состояния запасов и возможности вовлечения в промысел новых видов гидробионтов; 2) развитие аква- и марикультуры. 2. Развитие берегового рыбоперерабатывающего комплекса: 1) строительство (приобретение) флота для осуществления прибрежного рыболовства, а также доставки уловов водных биоресурсов (в том числе в свежем и охлажденном виде) на береговые перерабатывающие предприятия Камчатского края; 2) строительство и модернизация береговых перерабатывающих производств, увеличение объемов производства продукции с глубокой степенью переработки. 3. Развитие кадрового потенциала рыбохозяйственного комплекса: 1) организация и проведение конкурса "Лучший по профессии"; 2) проведение анализа потребности организаций рыбохозяйственного комплекса в специалистах и рабочих кадрах морских профессий. 4. Повышение эффективности государственного управления рыбохозяйственным комплексом Камчатского края: 1) проведение оценки мощностей рыбоперерабатывающих предприятий Камчатского края; 2) создание информационно-аналитической базы рыбохозяйственного комплекса Камчатского края; 3) разработка и внедрение методики оценки эффективности использования водных биологических ресурсов. |
Сроки и этапы реализации Программы |
|
2010 - 2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) |
|
общий объем финансирования Программы составляет 3 511 862 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 79 425 тыс. рублей, из них: 2010 год - 7 005 тыс. рублей; 2011 год - 37 660 тыс. рублей; 2012 год - 34 760 тыс. рублей; внебюджетных источников (по согласованию) - 3 432 437 тыс. рублей, из них: 2010 год - 2 284 769 тыс. рублей; 2011 год - 745 985 тыс. рублей; 2012 год - 401 683 тыс. рублей |
Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации Программы |
|
реализация Программы в течение 2010-2012 годов позволит: увеличить объем добычи водных биологических ресурсов предприятиями края к 2012 году до уровня 850 тыс. тонн; увеличить долю рыбохозяйственного комплекса в общем объеме промышленного производства в Камчатском крае до 60%; увеличить объем производства рыбной продукции до 775 тыс. тонн; увеличить выпуск продукции на береговых предприятиях до 240 тыс. тонн, производство продукции глубокой степени переработки до 11 тыс. тонн; снизить долю экспорта рыбной продукции низкой степени переработки до 76% от общего объема экспортируемой продукции; повысить среднедушевое потребление рыбной продукции по Камчатскому краю до 31 кг в год; увеличить объем поступления налогов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Камчатского края до 2 млрд. рублей; повысить налоговую отдачу с килограмма выловленных водных биологических ресурсов до 2,4 рублей; увеличить количество занятых в организациях рыбохозяйственного комплекса более чем на 2000 человек |
Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий |
|
общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство рыбного хозяйства Камчатского края |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Описание общего состояния проблемной ситуации и анализ причин ее возникновения
Долгосрочная краевая целевая программа "Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 2010-2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2003 N 1265-р, Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, утвержденной приказом Федерального агентства по рыболовству от 30.03.2009 N 246, федеральной целевой программой "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 606, Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края до 2025 года, во исполнение поручения первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова.
Основанием для разработки Программы является распоряжение Правительства Камчатского края от 11.06.2009 N 284-РП.
Монопродуктовая специализация экономики Камчатского края формирует ее подавляющую зависимость от состояния рыбной промышленности. Исключительная роль рыбной промышленности для экономики Камчатки проявляется в виде наличия тесной корреляционной связи между объемами уловов и объемами промышленного производства. Такая тесная связь вполне объяснима: рыбная отрасль выпускает более 50% объема промышленной продукции края, на долю рыбохозяйственного комплекса приходится более 90% экспортного потенциала края. Ни в одном другом рыбодобывающем регионе Дальнего Востока таких тесных связей нет и не может быть, поскольку их региональные промышленные комплексы являются более диверсифицированными и рыбная отрасль, хотя и занимает существенную роль в экономике, например, Приморского края и Сахалинской области, тем не менее, на нее приходится менее 25% производства, другими словами она не является единственной отраслью специализации.
Несмотря на то, что в Камчатском крае существуют объективные предпосылки для успешного развития рыбохозяйственного комплекса, предприятия отрасли сталкиваются с достаточно серьезными проблемами. Современная ситуация в рыбохозяйственном комплексе не позволяет эффективно реализовать имеющийся природно-ресурсный и производственный потенциал отрасли.
Пик своего качественного развития рыбная промышленность Камчатского края прошла в 1990-е годы, когда на Камчатке добывалось и перерабатывалось свыше 1,3 млн. тонн рыбы и морепродуктов; за период с 1999 по 2008 годы объемы добычи и переработки существенно снизились (хотя в последние годы и отмечена положительная тенденция к росту объемов вылова) и в среднем находятся в пределах от 560 до 730 тыс. тонн (таблица 1).
Таблица 1 - Объем добычи и переработки рыбы в Камчатском крае в 1990, 1999-2008 гг.
|
1990 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Объем добычи, тыс. т |
1 348,1 |
707 |
675,1 |
637,8 |
563,4 |
672,1 |
563,3 |
586,6 |
613,2 |
690,1 |
727,7 |
Производство рыбопродукции (без консервов) тыс. т |
575,0 |
309,5 |
483,3 |
480,8 |
438,2 |
493,2 |
433,1 |
469,3 |
553,6 |
663,5 |
672,5 |
Выпуск консервов, млн. туб |
262,1 |
11,8 |
14,3 |
8,0 |
9,9 |
5,7 |
9,6 |
8,1 |
9,5 |
10,3 |
13,0 |
Отношение готовой продукции к объему вылова |
49% |
44% |
72% |
76% |
78% |
74% |
77% |
80% |
91% |
97% |
92% |
Существенным фактором снижения объемов добычи и переработки водных биоресурсов является ухудшение условий воспроизводства биоресурсов в водах Дальневосточного бассейна. Сложные процессы воспроизводства рыбных ресурсов определяют сокращение общих допустимых уловов и, соответственно, квот на вылов водных биологических ресурсов, в том числе для предприятий Камчатского края.
Более того, до последнего времени отсутствовала стратегическая направленность со стороны государства на расширение сырьевой базы внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также Мирового океана.
Недостаточно изучаются и недоосваиваются ресурсы прибрежной зоны морей России, которые оцениваются в объеме 0,8 - 1,5 млн. т. Отсутствует нормативная база, регламентирующая ресурсные исследования малоиспользуемых и неизученных объектов и районов промысла.
Отсутствие научных исследований и открытия новых гидробионтов является важным фактором в возникновении избыточного промыслового давления на ценные объекты лова и образование значительного объема невостребованных водных биологических ресурсов, промысел которых при сложившихся условиях оказывается для российских производителей низкорентабельным или вовсе нерентабельным. Освоение сырьевой базы ведется преимущественно по принципу добычи либо традиционных и наиболее массовых промысловых объектов, таких как минтай, сельдь и лососи, либо некоторых наиболее ценных в рыночном отношении видов беспозвоночных (что видно из таблицы 2). В то же время частично или полностью оказываются неосвоенными ресурсы водорослей, иглокожих, трубачей, кальмаров, некоторых видов креветок, глубоководных крабов, наваги, камбал, терпуга, макрурусов, лемонемы, мойвы, сайры и млекопитающих. В результате объемы вылова явно не соответствуют имеющимся ресурсам, а состав продукции в целом не отличается большим разнообразием. Более того, некоторые популяции из-за чрезмерного промыслового пресса оказались в депрессивном состоянии.
Таблица 2 - Уловы рыбы по видам, включая добычу морепродуктов (тонн/штук)
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Всего |
672100 |
563340 |
586640 |
613212 |
690100 |
727653 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
сельдь |
40600 |
18492 |
18751 |
22329 |
17724 |
12501 |
сайра |
2225 |
1768 |
2098 |
3617 |
5716 |
4157 |
морской окунь |
531 |
494 |
462 |
410 |
353 |
476 |
терпуг |
17489 |
14860 |
13881 |
11697 |
17398 |
21500 |
мойва |
1352 |
745 |
178 |
194 |
191 |
56 |
камбала |
60867 |
49514 |
67184 |
51045 |
53321 |
45570 |
палтус |
7368 |
7176 |
6302 |
6390 |
5492 |
5421 |
лососевые |
116723 |
102444 |
95545 |
114706 |
122981 |
116539 |
тресковые |
372645 |
322892 |
326259 |
354014 |
427359 |
483760 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
треска |
34179 |
44927 |
36068 |
31489 |
33177 |
42130 |
минтай |
327932 |
240973 |
268639 |
304517 |
376941 |
422060 |
берикс |
- |
- |
297 |
- |
- |
- |
лимонема |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
скаты |
- |
- |
735 |
731 |
838 |
468 |
сардины |
- |
- |
183 |
- |
- |
- |
скумбрия |
- |
- |
181 |
- |
- |
- |
ставрида |
- |
- |
1831 |
- |
- |
- |
морской карась |
- |
- |
17 |
- |
- |
- |
тунец |
- |
- |
5 |
- |
- |
- |
прочая рыба |
19635 |
12451 |
18820 |
9389 |
5680 |
5573 |
морепродукты |
32665 |
32482 |
33910 |
38678 |
33044 |
31596 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
краб |
10425 |
8452 |
6615 |
10756 |
11279 |
8260 |
кальмар |
20836 |
22620 |
26052 |
26812 |
20595 |
22571 |
морской зверь |
- |
22 |
- |
12 |
3 |
36 |
Негативно на состоянии рыболовства, прежде всего, на запасах ценных видов водных биологических ресурсов сказываются существенно возросшие масштабы незаконного промысла водных биоресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж. Масштабы браконьерства сегодня приближаются к промышленным.
Одна из причин крупномасштабного промышленного браконьерства - это превышение возможностей промышленного флота в 2,8 раза по сравнению с объемами выделяемых квот.
В рыбохозяйственном комплексе Камчатского края действует более 350 организаций, из которых 215 имеют суда, в том числе промысловые суда принадлежат 189 компаниям. Численность промыслового флота достигла 507 единиц (без учета "москитного" флота). Большинство предприятий отрасли (152 или 80,4% от общего количества) имеют не более 3-х судов, 98 из них - по одному судну. Но это одна сторона вопроса.
С другой стороны, состояние промыслового флота в целом характеризуется значительным износом. Большинство судов, принадлежащих предприятиям Камчатского края, построены в 70 - 80-е годы, срок службы которых закончен или близок к завершению. Возраст 89% единиц флота рыбной отрасли составляет более 15 лет и 65% более 20 лет. Это малоэффективные, физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 1960 - 1980-х годов, имеющие крайне высокие показатели энергоемкости. По своим технико-эксплуатационным характеристикам они не отвечают современным требованиям.
За последние годы пополнение промыслового флота осуществлялось в основном за счет покупки единиц старого флота зарубежной постройки, учитывая его низкую стоимость.
Промысловый флот рыбного хозяйства края условно можно поделить: на имеющий переработку на борту и не имеющий переработку на борту, который предназначен для сдачи сырца на берег или на плаву. Суммарная суточная перерабатывающая мощность флота Камчатского края составляет около 5000 тонн сырца. Объемы рефрижераторных трюмов флота превышают 52000 тонн единовременного хранения. Большая часть действующих производственных мощностей загружена на 25 - 35%. Простаивающие производственные мощности разрушаются, утрачивая свои потребительские свойства.
Принимая во внимание всю сложность существующей проблемы, одной из основных задач сегодня является обновление и модернизация флота предприятий Камчатского края, оптимизация размеров и приведение структуры флота в соответствие с ресурсной базой рыболовства.
До настоящего времени остается низким и уровень использования береговых рыбоперерабатывающих мощностей.
В целом использование мощностей по производству отдельных видов рыбной продукции по крупным и средним организациям отрасли представлено в таблице 3. Производственные мощности по консервному производству задействованы менее чем на 8%, морозильному производству - менее чем на 50%, производству филе мороженого - менее чем на 20%.
Таблица 3 - Использование мощностей по производству отдельных видов рыбной продукции по крупным и средним организациям отрасли (% использования среднегодовой мощности)
Вид продукции |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Мороженая рыба |
34,4 |
31,4 |
32,9 |
35,5 |
45,3 |
42,4 |
Сельдь мороженая |
|
23,7 |
23,7 |
54,2 |
42,5 |
39,0 |
Филе мороженое |
|
9,1 |
30,5 |
24,9 |
18,8 |
53,0 |
Рыбные консервы |
2,3 |
3,2 |
1,1 |
5,4 |
6,8 |
8,5 |
Рыба копченая, сушено-вяленная и балычные изделия |
3,0 |
3,0 |
22,2 |
28,6 |
34,6 |
35,6 |
Икра |
|
23,3 |
36,5 |
38,1 |
28,9 |
29,9 |
Мука кормовая |
|
16,0 |
24,4 |
20,8 |
29,0 |
31,0 |
Основную долю в выпуске товарной пищевой рыбной продукции составляет продукция низкой степени переработки - рыба мороженая - 63% и рыба живая - 25%, т.е. продукция, прошедшая первичную обработку и не имеющая высокой добавленной стоимости.
Ключевой проблемой отрасли является соотношение береговой и морской переработки рыбы - более 66% мороженой рыбы, 99% рыбного филе и более 99% продукции из морепродуктов производится на судах. Несмотря на то, что многочисленные исследования и расчеты свидетельствуют о более высокой эффективности берегового производства, есть два крупных фактора, работающие против береговой переработки - отсутствие достаточного промыслового флота для загрузки береговых предприятий и удаленность береговых заводов от основных районов массового лова рыбы.
Береговые рыбоперерабатывающие предприятия в значительной степени заняты вторичной переработкой сырья и полуфабрикатов, поступающих с рыбопромыслового флота. Основная часть заводов занимается изготовлением мороженой рыбопродукции (ее доля в общем объеме произведенной на берегу продукции составляет 86%). Глубокой переработкой (изготовлением консервов, вяленой, копченой и иной продукции) занимаются лишь немногие организации и в небольшом количестве (не более 10%).
Большинство береговых рыбоперерабатывающих заводов имеют сезонный характер работы и ориентированы на обработку тихоокеанских лососей в летний период времени. Круглогодичный режим работы имеют в основном береговые перерабатывающие заводы, расположенные в г. Петропавловске-Камчатском и Елизовском муниципальном районе. В основном - это мелкие и средние заводы, производительной мощностью от 10 до 50 тонн в сутки. Но есть и несколько крупных, производительной мощностью более 100 тонн в сутки и емкостью холодильных камер более 2000 тонн.
Несмотря на значительное изменение федерального законодательства, устанавливающего обязательность доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых в целях прибрежного рыболовства, на территории прибрежных субъектов для дальнейшей переработки, береговые заводы Камчатского края по-прежнему испытывают острую потребность в сырье: в результате прошедшего закрепления долей заводы в основной своей массе были лишены права на осуществление вылова водных биоресурсов, поскольку одним из основных критериев наделения долями квот было наличие промысловых судов, а не перерабатывающих мощностей; по условиям конкурса береговые предприятия, расположенные в черте города Петропавловска-Камчатского, были лишены возможности получения рыбопромысловых участков; снижение налогового бремени на организации рыбохозяйственного комплекса в части предоставления им права перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога не коснулось перерабатывающих предприятий, напротив предоставление данной "льготы" предприятиям, осуществляющим вылов водных биоресурсов и сдачу их на береговые заводы для переработки, существенно увеличило налоговую нагрузку на последние.
Низкая степень переработки сырья, недоиспользование возможностей береговых предприятий определяют крупные потери добавленной стоимости и налогов: первичный выход продукции с одной тонны сырца в 2,2 раза ниже, чем в Южной Корее, и в 3,5 раза ниже, чем в Норвегии.
Таким образом, физический и моральный износ берегового перерабатывающего оборудования, несоответствие требованиям международных стандартов качества не позволяют обеспечить существенное улучшение ассортимента рыбной продукции. Значительное количество рыбопродукции, направляемой на внутреннее потребление и на экспорт, реализуется в необработанном виде.
Экспортируется подавляющая часть рыбопродукции (более 50%). При этом, основными статьями экспорта являются виды продукции с низкой степенью переработки - рыба мороженая, икра, крабы. На долю рыбы мороженой приходится: 2002 - 82%; 2003 - 86%, 2004-90%, 2005 - 90%, 2006 - 91%, 2007 - 92%, 2008 - 87%.
Большая часть продукции до 2009 года (до внесения изменений в федеральное законодательство) экспортировалась непосредственно из районов промысла без оформления через органы таможенного контроля, при этом доля ее постоянно возрастала: в 2002 г. - 55%, в 2003 г. - 68%, в 2004 г. -74%, в 2005 г. - 71%, в 2006 г. - 69%, 2007 г. - 77%, 2008 - 85% . Основными потребителями экспортной продукции предприятий Камчатского края являются: Республика Корея (68%), Япония (6,3%), Китай (10%), США (6,6%).
В целом финансовое состояние организаций рыбного хозяйства Камчатского края можно оценить как сложное, несмотря на некоторую стабилизацию и улучшение основных показателей в 2006-2007 годах (таблица 4).
Таблица 4 - Итоги финансово-хозяйственной деятельности организаций рыбной отрасли
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. рублей |
|
|
|
|
|
|
рыболовство |
-607,9 |
492,8 |
-69,3 |
346,6 |
1512,1 |
-1347,5 |
переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов |
-677,8 |
-225,4 |
3,8 |
138,3 |
504,3 |
99,1 |
Уровень рентабельности продукции, процентов: |
|
|
|
|
|
|
рыболовство |
-4,8 |
4,3 |
3,7 |
2,0 |
8,1 |
4,0 |
переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов |
-7,4 |
-1,8 |
5,4 |
8,6 |
17,5 |
7,9 |
Ввиду неустойчивых условий и порядка функционирования в рыбохозяйственном комплексе финансовые итоги работы предприятий отрасли в 2001-2008 годах крайне неоднозначны. В 2002 - 2003 гг. общий сальдированный финансовый результат по рыбной промышленности края составил 2,7 млрд. руб. убытков. В 2004 году итоги работы отрасли становятся рентабельными, размер прибыли составил 267 млн. руб. В 2005 году итоговый результат работы отрасли вновь становится отрицательным, убыток составил - 65,5 млн. рублей. В 2006-2007 годах размер прибыли организаций отрасли достиг 2,5 млрд. рублей. По статистическим данным по итогам 2008 года у организаций отрасли сложился отрицательный финансовый результат в размере 1 248,4 млн. рублей.
Отрасль относится к числу малоэффективных с рентабельностью 4 - 5%. Уровень рентабельности предприятий по виду деятельности "рыболовство" оставался на протяжении рассматриваемого периода низким, в пределах от отрицательного значения 4,8% до положительного 4,3%. Наивысшей рентабельности на уровне 8,1% предприятия, осуществляющие рыболовство, достигли в 2007 году. Показатель рентабельности предприятий, основным видом деятельности которых является "переработка и консервирование рыбо - и морепродуктов", в 2007 году достиг 17,5%, в целом, начиная с 2005 года, уровень рентабельности работы перерабатывающих предприятий превышает данный показатель организаций, занимающихся выловом водных биоресурсов. Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности свидетельствуют о сложном и нестабильном финансовом положении организаций рыбохозяйственного комплекса.
Ситуация усугубляется постоянным ростом цен на энергоносители, горюче-смазочные материалы, дизельное топливо и прочие ресурсы производственного потребления.
Еще одной важной проблемой является отсутствие доступных кредитов на приобретение нового оборудования, внедрение новых технологий глубокой переработки водных биологических ресурсов.
Такой уровень эффективности не позволяет развернуть существенное обновление производственных фондов и провести коренную модернизацию предприятий края. Инвестиции в основной капитал в последние годы существенно снизились. Сегодня в структуре инвестиций по видам экономической деятельности доля инвестиций в основной капитал в рыбной отрасли составляет не более 7%. Все это приводит к тому, что темпы обновления основных фондов отрасли приблизились к критическому уровню. Основу инвестиций составляют собственные средства предприятий.
Остро стоят вопросы обеспечения рыбохозяйственного комплекса специалистами и рабочими кадрами.
За годы реформ произошло существенное сокращение занятых в рыбохозяйственном комплексе. По итогам 2008 года среднегодовая численность работников организаций составила 17,5 тыс. человек, что на 2% ниже уровня 2007 года.
Несмотря на определенный рост заработной платы в рыбной отрасли, о чем свидетельствуют данные статистики (таблица 5), сложившийся в настоящее время уровень межотраслевой дифференциации заработной платы оказывается недостаточным для предотвращения оттока квалифицированных кадров с организаций рыбохозяйственного комплекса. Другими словами, в настоящее время организации отрасли не в состоянии выдержать конкуренцию за кадры на рынке труда с предприятиями других секторов экономики ни по уровню заработной платы, ни по условиям жизни занятых (жилищные условия, обеспеченность услугами отраслей социальной сферы).
Таблица 5 - Показатели заработной платы занятых в отрасли
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, рублей |
|
|
|
|
|
рыболовство |
... |
... |
20059 |
21997 |
25441 |
переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов |
... |
... |
15905 |
17563 |
21111 |
Кроме создания, в том числе и на государственном уровне, условий для повышения заработной платы, необходимо возвращать интерес и престиж морских профессий, обеспечивать сбалансированность спроса и предложения на рынке труда.
Особое внимание необходимо уделить повышению эффективности управления региональным рыбохозяйственным комплексом, в том числе, посредством постоянного взаимодействия с общественными объединениями рыбохозяйственных организаций.
Перечень предпринимаемых ранее мер по решению проблемы и анализ их эффективности
За период с 1999 по 2009 год это первый опыт внедрения программно-целевого метода в сферу государственного управления региональным рыбохозяйственным комплексом на территории бывшей Камчатской области. В Корякском автономном округе была утверждена окружная государственная целевая программа "Развитие прибрежного рыболовства и береговой перерабатывающей базы, поддержка сохранения и развития жизнеобеспечения и социально-экономической сферы, прибрежных сел Корякского автономного округа на 2002-2005 годы". Разработчиком программы являлось Управление по рыболовству и охотничье-промысловому хозяйству Корякского автономного округа, исполнителями программы 19 предприятий округа, а также органы местного самоуправления. Общая стоимость программы предполагалась в сумме 10,6 млрд. рублей, из которых за счет федеральных источников (ресурсное обеспечение) - 10,2 млрд. рублей и 0,366 млрд. рублей за счет средств предприятий-исполнителей программы.
Финансирование мероприятий программы за счет бюджетных средств предполагало гарантированное обеспечение предприятий - исполнителей программы квотами на добычу морских биологических ресурсов на весь период реализации программы.
Исполнению мероприятий в запланированном объеме помешало изменение федерального законодательства в части порядка закрепления ресурсов за пользователями. Однако, можно сказать, что такие предприятия как ООО "Тымлатский рыбокомбинат", ООО "Восточный берег", РК им. Бекерева исполнили основную часть своих обязательств, существенно модернизировав свои береговые перерабатывающие заводы, и продолжают инвестировать средства в развитие собственных производств.
В 2008 году впервые за долгое время была утверждена федеральная целевая программа "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах" (далее - ФЦП), которая предполагает реализацию ряда мероприятий на территории Камчатского края как за счет средств федерального бюджета, так и за счет внебюджетных источников:
реконструкция объектов федеральной собственности морского терминала, предназначенного для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота в Петропавловском морском порту (905 млн. рублей);
строительство двух и реконструкция одного рыбоводного завода (общая сумма - 955,3 млн. рублей);
строительство судов для перевозки охлажденной рыбы (90 млн. рублей).
Сложная экономическая ситуация внесла свои коррективы, финансирование мероприятий ФЦП в 1 полугодии 2009 года не осуществлялось, но по информации получателей федеральных средств, приступить к финансированию планируется во 2 полугодии текущего года.
Анализ возможных вариантов дальнейшего развития проблемной ситуации и ее последствий
Анализ возможных направлений социально-экономического развития Камчатского края свидетельствует о том, что принципиально есть два пути развития: инерционный путь и путь интенсивного инновационного развития. Результаты первого пути уже определены прошлым опытом - это путь неустойчивого и даже деградационного развития. Второй путь предполагает повышение объемов производства и его эффективности, которые позволят обеспечить рост самодостаточности края, увеличение реального уровня доходов населения.
В настоящее время развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края носит инерционный характер, результаты которого рассмотрены ранее.
Инерция развития рыбохозяйственного комплекса будет определяться:
слабой инвестиционной привлекательностью рыбного хозяйства края, низкими темпами обновления основного капитала, а, следовательно, и незначительными возможностями технологической адаптации предприятий к росту цен на ресурсы текущего производственного потребления;
низкой степенью переработки водных биологических ресурсов;
неэффективной корпоративной структурой комплекса, ограничивающей возможности маневра производственными ресурсами, слабостью саморегулируемых организаций, не обеспечивающих внутриотраслевую координацию экономической деятельности;
отсутствием системной государственной поддержки научно-исследовательской и рыбопромысловой деятельности, которая привела бы к возможности использовать новые гидробионты;
большим количеством предприятий отрасли, деятельность которых носит сезонный характер (во время путины).
Мероприятия по обновлению и модернизации материально-технической базы рыбного хозяйства и, в первую очередь, рыбопромыслового флота будут, по-прежнему, носить ограниченный, случайный характер.
Государственное управление рыбохозяйственным комплексом Камчатского края в рамках инерционного сценария будет сводиться преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ его функционирования в соответствии с принимаемыми федеральными законами, что способно принести определенные положительные результаты. Так, приведение объемов выделяемых ресурсов в соответствие с производственными характеристиками имеющегося флота может обеспечить рост рентабельности рыбопромысловой деятельности за счет более полной загрузки. Однако без внедрения новых принципов экономической деятельности, механизмов государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса, без государственной поддержки и стимулирования инновационной и инвестиционной активности и без целенаправленных усилий по формированию эффективных механизмов реализации рыбной продукции отмеченных прогрессивных изменений будет недостаточно для преодоления негативных тенденций.
Необходимо подчеркнуть, что в полной мере негативные последствия инерционного сценария развития проявятся за пределами рассматриваемого в концепции периода, то есть инерционное развитие в 2010 - 2012 годах не позволит в дальнейшем не только существенно нарастить производство продукции из водных биологических ресурсов, но и поддержать его на достигнутом уровне вследствие технологической деградации и сокращения производственных мощностей, снижения ресурсной базы рыболовства.
Обоснование необходимости и целесообразности решения проблемы в приоритетном порядке в настоящее время на программной основе
Для выживания в условиях острой конкуренции необходим быстрый переход рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на новую модель развития, которая предполагает реализацию на региональном уровне комплекса программных мероприятий.
Цели и задачи программы полностью соответствуют курсу Правительства Российской Федерации в части развития рыбохозяйственного комплекса страны, поддержки обновления добывающего флота, модернизации и строительства современных береговых перерабатывающих заводов, реконструкции береговой инфраструктуры, обеспечения населения доступной качественной рыбопродукцией, повышения занятости населения прибрежных регионов и увеличения налоговых поступлений федерального и региональных бюджетов.
Необходимость решения проблем, препятствующих развитию рыбохозяйственного комплекса, посредством программно-целевого метода определена на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса в июле 2008 года. Первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубковым прибрежным субъектам Российской Федерации было рекомендовано разработать региональные программы по развитию рыбоперерабатывающего комплекса.
В соответствии с проектом Стратегии развития Камчатского края на период до 2025 года рыбная отрасль является одной из приоритетных в социально-экономическом развитии Камчатского края.
Решение проблем, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, не просто согласуется со стратегическими целями и приоритетными задачами социально-экономического развития Камчатского края, но и является тем вопросом, без решения которого социально-экономическое развитие региона будет недостаточно эффективным.
Программный подход к решению проблем, возникших в рыбной отрасли, позволит обеспечить реализацию стратегии развития региона и будет способствовать социально-экономическому развитию и повышению уровня жизни населения прибрежных населенных пунктов, увеличению собираемости налогов в региональный и местные бюджеты, обеспечению занятости населения Камчатского края.
Постановлением Правительства Камчатского края от 9 июля 2010 г. N 307-П в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного постановления
2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
2.1. Конечной целью Программы является создание условий для устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края.
2.2. Задачи Программы:
1) расширение ресурсной базы рыболовства;
2) развитие берегового рыбоперерабатывающего комплекса;
3) развитие кадрового потенциала рыбохозяйственного комплекса;
4) повышение эффективности государственного управления в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
2.3. Мероприятия Программы представлены в следующих разделах:
2.3.1. Расширение ресурсной базы рыболовства.
В рамках данного направления предполагается проведение научных исследований по оценке современного состояния запасов и возможностей вовлечения в промысел новых видов гидробионтов, а также реализация инвестиционных проектов по развитию аква- и марикультуры в регионе.
В рамках данного раздела в Программе предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) проведение научных исследований по оценке современного состояния запасов и возможности вовлечения в промысел новых видов гидробионтов, которые предполагается проводить по двум темам:
а) обоснование рыбохозяйственной деятельности в 5-мильной прибрежной зоне северной части о. Беринга (Алеутский район).
Необходимость проведения этих исследований определяется тем, что до сих пор у побережья Командорских островов слабо изучены ихтиофауна и альгофлора, не определены точные запасы промысловых видов, не изучены особенности их распространения и распределения вдоль побережья. К настоящему времени имеющиеся на этот счет представления носят весьма общий характер и не достаточны для разработки рекомендаций по организации рационального неистощительного промысла в этом районе.
Исследование нацелено на получение информации о современном состоянии ресурсов прибрежного рыболовства на Командорских островах для включения этих ресурсов в общие допустимые уловы по Петропавловск-Командорской подзоне отдельной строкой и разработка рекомендаций по их рациональному использованию.
б) оценка запасов и подготовка рекомендаций по общим допустимым уловам пресноводных видов рыб, обитающих во внутренних водоемах Камчатского края.
Целью планируемых исследований следует определить продолжение и организацию полносистемного мониторинга пресноводной промысловой ихтиофауны, а также разработку полноценных прогнозов изъятия. Исследованность, за исключением типично пресноводных лососевидных рыб, крайне неудовлетворительная.
В качестве основной задачи представляется целесообразным в ходе предстоящих исследований провести ревизию состояния запаса промысловой пресноводной ихтиофауны Камчатки для формирования четкого представления о ее потенциале и перспективах развития промышленного пресноводного рыболовства.
Ожидаемым результатом будет оценка сырьевой базы пресноводного рыболовства и рекомендации по ее использованию.
Всего на данные мероприятия планируется выделить из краевого бюджета 6 044 тыс. рублей.
Реализация данных мероприятий будет осуществляться в 2010-2011 годах.
2) развитие аква- и марикультуры.
В рамках данного мероприятия предполагается реализация инвестиционных проектов "Развитие марикультуры в Камчатском крае" (развитие марикультуры в части культивирования гидробионтов: водорослей, моллюсков, иглокожих, садковое выращивание трески, форели; организация культивирования и переработки объектов марикультуры; воспроизводство тихоокеанских лососей путем восстановления естественных нерестилищ и установки инкубационных закрытых модулей на р. Вилюча), "Плавучий комплекс для воспроизводства и передержки камчатского краба бассейновым способом" (Искусственное воспроизводство камчатского краба с целью пополнения и поддержания в максимально стабильном состоянии популяций крабов восточного и западного побережья Камчатки) и иных инвестиционных проектов, направленных на развитие аква- и марикультуры.
Реализация данного мероприятия будет осуществляться посредством предоставления из краевого бюджета субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим промышленное рыбоводство, для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в соответствии с Порядком, установленным приложением N 4 к настоящей Программе.
В целом для реализации настоящего мероприятия предполагается направить - 231 766 тыс. рублей, в том числе:
из краевого бюджета - 2 322 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (по согласованию) - 229 444 тыс. рублей.
Реализация данного мероприятия будет осуществляться в течение всего срока Программы с 2010 по 2012 годы.
2.3.2. Развитие берегового рыбоперерабатывающего комплекса.
В рамках данного направления предполагается реализация мероприятий, направленных на увеличение объемов уловов водных биологических ресурсов, доставляемых на береговые перерабатывающие заводы Камчатского края, а также модернизацию береговых перерабатывающих производств, увеличение объемов производства продукции с глубокой степенью переработки.
В рамках данного раздела в Программе предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) строительство и приобретение флота для осуществления прибрежного рыболовства, а также доставки уловов водных биоресурсов (в том числе в свежем и охлажденном виде) на береговые перерабатывающие предприятия Камчатского края.
При осуществлении данного мероприятия предполагается реализация инвестиционных проектов организаций рыбохозяйственного комплекса по строительству и приобретению судов для поставки уловов водных биоресурсов в свежем и охлажденном виде на береговые перерабатывающие предприятия Камчатского края - 3 инвестиционных проекта, а также инвестиционных проектов организаций рыбохозяйственного комплекса по приобретению маломерного промыслового флота - 2 инвестиционных проекта.
Средства краевого бюджета для реализации рассматриваемого мероприятия будут предоставляться в форме субсидий рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на строительство, приобретение и модернизацию рыбопромысловых судов, в соответствии с Порядком, установленным приложением N 5 к настоящей Программе.
В целом для реализации настоящего мероприятия предполагается направить - 602 583 тыс. рублей, в том числе:
из краевого бюджета - 20 406 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (по согласованию) - 582 177 тыс. рублей.
Реализация данного мероприятия будет осуществляться в течение всего срока Программы с 2010 по 2012 годы.
2) строительство и модернизация береговых перерабатывающих производств, увеличение объемов производства продукции с глубокой степенью переработки.
В рамках данного мероприятия предполагается реализация по меньшей мере 10 проектов рыбохозяйственных организаций, основной целью которых является увеличение объема, расширение ассортимента, углубление переработки выпускаемой рыбной продукции, и рост поставок высококачественной рыбопродукции на внутренний рынок Российской Федерации.
Средства краевого бюджета для реализации рассматриваемого мероприятия будут предоставляться в форме субсидий рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, в соответствии с Порядком, установленным приложением N 5 к настоящей Программе.
В целом для реализации настоящего мероприятия предполагается направить - 2 668 825 тыс. рублей, в том числе:
из краевого бюджета - 48 389 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (по согласованию) - 2 620 436 тыс. рублей.
Реализация данного мероприятия будет осуществляться в течение всего срока Программы с 2010 по 2012 годы.
2.3.3. Развитие кадрового потенциала рыбохозяйственного комплекса.
Мероприятия данного раздела Программы нацелены на улучшение ситуации в отрасли в части обеспечения ее специалистами и кадрами рабочих профессий, повышение престижа морских специальностей, "совершенствование" количества и качества занятых в рыбохозяйственном комплексе.
В рамках данного раздела в Программе предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) организация и проведение конкурса "Лучший по профессии".
Конкурс проводится в соответствии с положением о порядке проведения конкурса "Лучший по профессии", утвержденным постановлением Правительства Камчатского края.
В целом для реализации настоящего мероприятия предполагается направить - 855 тыс. рублей, в том числе:
из краевого бюджета - 475 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (по согласованию) - 380 тыс. рублей.
Реализация данного мероприятия будет осуществляться в течение всего срока действия Программы с 2010 по 2012 годы.
2) проведение анализа потребности рыбохозяйственных организаций в специалистах и рабочих кадрах морских профессий.
В рамках реализации данного мероприятия предполагается проведение ежегодного мониторинга потребности кадров, направленного на выявление потребности в квалифицированных кадрах трудоспособного возраста для работы в рыбной отрасли Камчатского края на перспективу с целью составления "карты потребности" и сопоставления ее с "картой выпускаемых специалистов".
Реализацию данного мероприятия осуществляет Агентство по занятости населения Камчатского края совместно с Министерством рыбного хозяйства Камчатского края, рыбохозяйственным организациями.
Агентство по занятости населения Камчатского края, Министерство рыбного хозяйства Камчатского края оказывают методическую, консультационную, правовую и иную помощь в реализации настоящего мероприятия как рыбохозяйственным организациям, так и образовательным учреждениям, готовящим специалистов для нужд рыбохозяйственного комплекса.
Реализация данного мероприятия не предполагает выделение средств из краевого бюджета.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение всего срока действия Программы с 2010 по 2012 годы.
2.3.4. Повышение эффективности государственного управления рыбохозяйственным комплексом Камчатского края.
Мероприятия данного раздела нацелены на повышение качества и достижение своевременности принимаемых исполнительными органами государственной власти управленческих решений в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
В рамках данного раздела в Программе предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) проведение оценки мощностей рыбоперерабатывающих предприятий Камчатского края.
В рамках реализации данного мероприятия предполагается сплошное обследование мощностей береговых перерабатывающих заводов Камчатского края в целях обновления информации о современном состоянии (с учетом реконструкции и модернизации) действующих мощностей и получения данных о строящихся заводах.
Реализацию мероприятия осуществляет Министерство рыбного хозяйства Камчатского края совместно с рыбохозяйственными организациями.
На реализацию данного мероприятия из краевого бюджета будут направлены средства в размере 289 тыс. рублей.
Осуществление мероприятия намечено на 2011 год.
2) создание информационно-аналитической базы рыбохозяйственного комплекса Камчатского края.
В рамках данного мероприятия предполагается создание автоматизированной отраслевой информационно-аналитической системы, которая будет аккумулировать (систематизировать и хранить) в себе огромные массивы электронной информации, позволяя любому пользователю получить в максимально короткие сроки необходимую информацию о показателях деятельности как отдельно взятого предприятия, так и рыбохозяйственного комплекса в целом в различных аспектах, а также осуществлять системный анализ и прогнозирование развития ситуации при влиянии различных факторов.
Данная система создается как система поддержки принятия управленческих решений и является инструментом для более эффективного использования экономических методов в управлении отраслью.
Финансирование данного мероприятия предполагается осуществлять за счет средств краевого бюджета. На реализацию данного мероприятия предполагается выделение из краевого бюджета 1 500 тыс. рублей.
Реализация мероприятия намечена на 2010 год.
3) разработка и внедрение методики оценки эффективности использования водных биологических ресурсов.
В рамках данного мероприятия предполагается разработка системы "коэффициентов перевода в условные тонны", позволяющих приводить стоимость водных биологических ресурсов к единому "измерителю". Создание такой системы позволит повысить качество аналитической работы по оценке эффективности использования пользователями выделяемых им водных биологических ресурсов.
Реализацию данного мероприятия осуществляет Министерство рыбного хозяйства Камчатского края совместно с организациями рыбохозяйственного комплекса и их объединениями. Предполагается согласование и утверждение системы коэффициентов на заседании Камчатского рыбохозяйственного совета.
Реализация данного мероприятия не предполагает выделение средств из краевого бюджета.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение всего срока действия Программы с 2010 по 2012 годы.
2.4. Реализация Программы рассчитана на среднесрочную перспективу - в течение 2010-2012 гг.
2.5. Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять за счет средств краевого бюджета, а также внебюджетных источников.
Общий объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составляет 3 511 862 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 79 425 тыс. рублей, из них:
2010 год - 7 005 тыс. рублей,
2011 год - 37 660 тыс. рублей,
2012 год - 34 760 тыс. рублей;
внебюджетных источников (по согласованию) - 3 432 437 тыс. рублей, из них:
2010 год - 2 284 769 тыс. рублей,
2011 год - 745 985 тыс. рублей,
2012 год - 401 683 тыс. рублей.
Распределение средств по мероприятиям Программы приведено в приложении N 1 к настоящей Программе.
Объемы финансирования за счет средств краевого бюджета ежегодно подлежат уточнению и утверждению законом Камчатского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Для реализации программных мероприятий могут по согласованию привлекаться внебюджетные источники (средства рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей), которые подлежат ежегодному уточнению.
3. Субсидии местным бюджетам
В рамках мероприятий Программы выделение субсидий местным бюджетам не предполагается.
4. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки ее реализации
Основным итогом осуществления программных мероприятий должно стать создание условий для устойчивого развития самого рыбохозяйственного комплекса, который, по-прежнему, наряду с другими отраслями будет составлять основу экономики Камчатского края.
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить рациональность и повысить эффективность использования водных биологических ресурсов, осваиваемых организациями рыбохозяйственного комплекса Камчатского края за счет вовлечения в промысел новых видов биоресурсов, освоения низкорентабельных объектов промысла, искусственного разведения отдельных видов гидробионтов, пользующихся спросом на внутреннем и внешнем рынках, увеличения объемов уловов, доставляемых на территорию края в свежем и охлажденном виде, более глубокой переработки осваиваемых ресурсов, прежде всего, на современных береговых рыбоперерабатывающих заводах.
Вовлечение в промысел новых видов водных биологических ресурсов, осуществление мероприятий по развитию аква- и марикультуры позволит увеличить объем добычи водных биологических ресурсов предприятиями края к 2012 году до 850 тыс. тонн.
Реализация мероприятий по развитию берегового рыбоперерабатывающего комплекса создаст условия для увеличения его доли в общем объеме промышленного производства в крае до 60%. Объем производства рыбной продукции увеличится и составит более 770 тыс. тонн. Выпуск продукции на береговых предприятиях составит более 230 тыс. тонн, при этом производство продукции глубокой степени переработки составит не менее 11 тыс. тонн.
Увеличение глубины переработки водных биологических ресурсов, прежде всего, на береговых предприятиях, позволит повысить долю отечественной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью на внутреннем и внешнем рынках, что проявится в росте эффективности внешней торговли. Доля экспорта рыбной продукции низкой степени переработки составит не более 76% от общего объема экспортируемой продукции. Кроме того, это позволит удовлетворить растущий внутренний спрос на рыбную продукцию и одновременно увеличить долю отечественной продукции в общем объеме производства: среднедушевое потребление рыбной продукции в год по Камчатскому краю увеличится до 31 кг (2008 год - 28,4 кг).
Развитие берегового комплекса позволит увеличить поступление налогов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Камчатского края, объем которых к 2012 году превысит 2 млрд. рублей.
Реализация мероприятий по развитию кадрового потенциала рыбохозяйственного комплекса позволит увеличить количество занятых на предприятиях более чем на 2000 человек.
Количественным показателем повышения эффективности государственного управления рыбохозяйственным комплексом может стать налоговая отдача предприятий в консолидированный бюджет, которая к 2012 году составит около 2,4 рублей с килограмма выловленных водных биологических ресурсов.
Реализация намеченных в Программе мероприятий по развитию флота, прибрежного рыболовства и береговой переработки будет иметь эффект в сопряженных отраслях экономики края (тарное производство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, торговля) и будет способствовать решению задачи повышения темпов социально-экономического развития Камчатского края.
Предполагается ежегодное планирование и корректировка планов, оценка хода реализации программы и достигнутых результатов.
Основные целевые показатели эффективности реализации Программы приведены в приложении N 3 к настоящей Программе.
5. Система организации выполнения Программы и контроля за выполнением программных мероприятий
Общее руководство и контроль за исполнением, а также текущее управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы - Министерство рыбного хозяйства Камчатского края (далее - государственный заказчик).
Государственный заказчик принимает меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы, обеспечивает своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на выполнение программных мероприятий. В установленном порядке предоставляет бюджетные заявки на финансовый год, утоняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
Информация о ходе и результатах выполнения мероприятий Программы по решению Губернатора Камчатского края может рассматриваться на заседании Правительства Камчатского края.
Реализация мероприятий Программы осуществляется в установленном порядке на основе заключенных Соглашений о комплексном участии в Программе с участниками мероприятий Программы, предусматривающих предоставление государственной поддержки с целью достижения конечных результатов реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.