Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 2 ноября 2009 г. N 407-П
Долгосрочная краевая целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Камчатского края на 2010-2012 годы"
г. Петропавловск-Камчатский
2009 год
Паспорт
долгосрочной краевой целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Камчатского края на 2010-2012 годы"
(далее - Программа)
Основание для разработки Программы |
|
распоряжение Правительства Камчатского края от 08.06.2009 N 272-РП |
Государственный заказчик - координатор Программы |
|
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю (по согласованию) |
Государственные заказчики Программы |
|
Министерство образования и науки Камчатского края Министерство общественных отношений Камчатского края Министерство здравоохранения Камчатского края Министерство культуры Камчатского края Управление пресс-службы Губернатора и Правительства Камчатского края Агентство по молодежной политике Камчатского края Агентство по физической культуре и спорту Камчатского края |
Разработчик Программы |
|
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю (по согласованию) |
Главные распорядители (распорядители) средств Программы |
|
Министерство образования и науки Камчатского края Министерство общественных отношений Камчатского края Министерство здравоохранения Камчатского края Министерство культуры Камчатского края Управление пресс-службы Губернатора и Правительства Камчатского края Агентство по молодежной политике Камчатского края Агентство по физической культуре и спорту Камчатского края |
Цель Программы |
|
сокращение незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ и снижение уровня заболеваемости населения наркоманией |
Задачи Программы |
|
- проведение профилактических мероприятий по сокращению незаконного потребления наркотиков; - внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-педагогической реабилитации больных наркоманией |
Основные мероприятия Программы |
|
Программа предусматривает организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, мероприятия по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, а также меры, направленные на лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией |
Сроки и этапы реализации Программы |
|
2010-2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) |
|
Мероприятия Программы реализуются за счет средств краевого бюджета в сумме 3572,6 тыс. рублей, из них: в 2010 году - 1025,0 тыс. рублей; в 2011 году - 1227,6 тыс. рублей; в 2012 году - 1320,0 тыс. рублей |
Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы |
|
в результате реализации Программы предполагается: - снизить уровень заболеваемости населения наркоманией на 6% - 8% по сравнению с 2008 годом, что соответствует уменьшению количества больных наркоманией на 18 - 24 человека; - сократить масштабы незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ на 6% - 8% по сравнению с 2008 годом, что соответствует уменьшению количества лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества на 110 - 145 человек; - охватить профилактическими мероприятиями 25% несовершеннолетних и молодежи в возрасте 11-24 лет; - получить наиболее полную и достоверную информацию о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества |
Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий |
|
Общее руководство и контроль за выполнением Программы осуществляет государственный заказчик - координатор Программы - Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю (по согласованию) |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Программа разработана в соответствии с положениями Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 N 5494-1, Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Указом Президента Российской Федерации от 18.10.2007 N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" и концепцией Государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации, одобренной на заседании Государственного антинаркотического комитета 3 декабря 2008 года.
Наркоситуация в Камчатском крае определяется в основном двумя факторами - географическим положением и высокой доходностью криминального наркобизнеса, обусловленным сложившимися высокими ценами на наркотики. Отсутствие железнодорожного и автомобильного сообщения с другими субъектами Российской Федерации, а также климатические условия, не позволяющие в большинстве муниципальных районов Камчатского края выращивать наркосодержащие растения в открытом грунте, являются сдерживающим фактором в распространении наркотиков.
С 2007 года в Камчатский край стали поступать синтетические наркотики из Москвы и Санкт-Петербурга. Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю (далее - УФСКН России по Камчатскому краю) в 2007-2008 годах перекрыты 4 канала поставки наркотиков данного вида. Из незаконного оборота изъято около 600 таблеток амфетаминного ряда "экстази".
В период с 2005 года по 2008 год правоохранительными органами Камчатского края выявлено 1863 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, из них доля тяжких и особо тяжких составляет более 50%. За 9 месяцев 2009 года количество выявленных преступлений увеличилось на 15% к уровню 2008 года. На 35% увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений. Свыше 53% выявленных преступлений, связаны со сбытом наркотиков. В аналогичном периоде 2008 года данный показатель составлял 40%.
Правоохранительными органами Камчатского края привлекается к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков около 223 человек ежегодно.
Увеличиваются поставки наркотиков опийной группы. За 9 месяцев 2009 года правоохранительными органами Камчатского края изъято более 300 грамм героина, тогда как за весь 2008 год было изъято 142 грамма героина и 19 грамм других наркотиков, производных опия.
В связи с эффективной работой правоохранительных органов по перекрытию каналов поставки наркотиков в Камчатский край и увеличившимися рисками для наркокурьеров, часть потребителей и распространителей наркотиков организовали выращивание наркосодержащих растений на территории Камчатского края. Доля изъятых в 2009 году наркотических средств, изготовленных из местного сырья, составила более 50%, тогда как в 2005 -2008 годах данный показатель не превышал 15%.
О сохраняющемся высоком спросе на наркотики в Камчатском крае свидетельствуют результаты административной практики УФСКН России по Камчатскому краю. За 9 месяцев 2009 года составлено 382 административных протокола за незаконное потребление наркотических средств, что на 24% превышает уровень 2008 года (289).
С целью координации действий, направленных на снижение спроса и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, снижение масштабов незаконного оборота наркотиков в Камчатском крае в период 2005-2009 годов действовали целевые программы: "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Камчатской области на 2005-2009 годы", действие которой закончено в 2008 году, и "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Камчатского края на 2009 год".
В соответствии с Указом Президента РФ от 18 октября 2007 года N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" в 2007 году создана Антинаркотическая комиссия Камчатского края (далее АНК). АНК осуществляет координацию деятельности по противодействию незаконному обороту и потреблению наркотических средств и психотропных веществ органов исполнительной власти Камчатского края, федеральных органов исполнительной власти, организаций и учреждений, расположенных на территории Камчатского края, независимо от форм собственности. Наиболее важные вопросы, требующие административной поддержки или согласованности совместных действий, ежеквартально рассматриваются на заседаниях АНК, которая осуществляет контроль за ходом исполнения целевой программы и принятых на заседании комиссии решений.
Выполнение программных мероприятий и исполнение решений, принятых на заседаниях АНК, способствовали стабилизации ситуации с незаконным потреблением и распространением наркотиков в Камчатском крае.
По данным Камчатского краевого наркологического диспансера в 2008 году число потребителей наркотических средств с вредными последствиями впервые за последние 5 лет снизилось к уровню прошлого года, причем существенно - на 16,5% (с 1548 в 2007 году до 1294 в 2008 году), что даже ниже уровня 2006 года. Количество потребителей наркотиков в возрасте до 18 лет в 2008 году снизилось на 23,8%, к уровню 2007 года (с 316 в 2007 году до 244 в 2008 году). Число потребителей ненаркотических средств с вредными последствиями уменьшилось со 142 в 2007 году до 119 в 2008 году (-16,2%). На 14,3% уменьшилось количество потребителей наркотических средств с вредными последствиями среди женщин (со 126 в 2007 до 108 в 2008 году). Положительным результатом является уменьшение больных наркоманией, имеющих зависимость от наркотиков "опийной" группы с 46 человек в 2007 году до 30 в 2008 году (-35%).
Вместе с тем, в результате реализации предыдущих программ не удалось добиться снижения количества больных наркоманией, в том числе поставленных на учет с впервые в жизни установленным диагнозом "наркомания". По данным Минздравсоцразвития России число больных наркоманией в Камчатском крае увеличилось с 293 в 2005 году до 305 человек в 2008 году. Число больных с впервые в жизни установленным диагнозом "наркомания" в течение последних четырех лет остается на уровне 13 - 15 человек. Таким образом, первичная заболеваемость в Камчатском крае не уменьшается.
В 2009 году завершено развертывание стационарного отделения реабилитации несовершеннолетних в Краевом государственном образовательном учреждении "Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" (далее - Центр). При проведении профилактической работы Центром используются следующие программы: "Подготовка подростков к нравственному и здоровьесберегающему образу жизни"- комплексная профилактическая программа для подростков, "Я сам строю свою жизнь" - программа социально-педагогической поддержки подростков, "Путь к успеху" - программа психолого-педагогического сопровождения подростков. Центр обеспечен квалифицированным персоналом, имеет тренинговый зал, кабинет биологической обратной связи, кабинет для индивидуальной диагностики, массажа.
В системе образования Камчатского края активно развивается служба практической психологии, в различных структурных подразделениях которой работают 149 педагогов-психологов. Психологи образовательных учреждений занимаются вопросами профилактики ранней алкоголизации и наркомании, коррекции эмоционально-волевой сферы детей и подростков.
Проведение ежегодных мониторингов позволило получить реальную картину распространения наркотиков среди молодежи и принять меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Камчатском крае. Результаты мониторинга 2006 года послужили основанием для проведения УФСКН России по Камчатскому краю, совместно с Управлением внутренних дел по Камчатскому краю комплексной оперативно-профилактической операции "Рикша", направленной на противодействие немедицинскому потреблению и распространению наркотиков водителями транспортных средств, оказывающих услуги по перевозке населения в режиме такси. Результаты мониторинга 2007 года подтвердили оперативную информацию о поступлении в Камчатский край синтетических наркотиков амфетаминного ряда, что способствовало принятию дополнительных мер по выявлению и пресечению каналов поставки наркотиков данного вида на территорию Камчатского края.
Данные мониторинга 2008 года свидетельствуют о стабилизации и даже некотором снижении уровня незаконного потребления и распространения наркотических средств среди учащихся школ и студентов средних и высших учебных заведений. Увеличилось число респондентов, ответивших, что беседы о вреде наркотиков проводились с ними учителями (38% в 2008 году к 8% в 2006 году). Таким образом, заметна усиливающаяся роль учителей в профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ учащимися. Этому способствует введение в общеобразовательных учреждениях Камчатского края превентивного курса "Все цвета, кроме черного", организация конкурсов на лучшую программу образовательного учреждения по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами. В качестве положительной тенденции можно отметить и тот факт, что на 4% уменьшилось количество респондентов, имеющих опыт незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ по сравнению с данными 2005 года. На 8% по сравнению с 2005 годом уменьшилось число опрошенных учеников, которые считают, что при необходимости легко смогут приобрести наркотики.
Изготовление и распространение печатной продукции позволяет повысить информированность населения о последствиях незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, привлекать родителей к участию в профилактической деятельности.
В рамках реализации мероприятий Программы проведена работа по обеспечению образовательных учреждений Камчатского края наглядными пособиями и методической литературой по вопросам профилактики наркомании. В 2008 году направлена учебно-методическая литература в следующие муниципальные районы: Карагинский, Мильковский, Пенжинский, Усть-Большерецкий, Соболевский.
Специалистами Центра подготовлен и издан сборник правовых документов и методических материалов по профилактике правонарушений и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, который в марте 2008 года направлен во все образовательные учреждения Камчатского края.
С целью организации реабилитации больных наркоманией при государственном учреждении здравоохранения "Камчатский краевой наркологический диспансер", функционирует отделение медицинской и социальной реабилитации, в котором выделено 10 мест для реабилитации больных наркоманией.
Средства, выделенные на проведение программных мероприятий, позволили Министерству здравоохранения Камчатского края приобрести функциональные кровати и мебель для Камчатского краевого наркологического диспансера, укрепив материально-техническую базу реабилитационного отделения, а также изготовить печатную продукцию.
Таким образом, несмотря на постоянно усиливающийся поток наркотиков на территорию Камчатского края, правоохранительным органам Камчатского края во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Камчатского края удается сдерживать рост числа лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества.
Необходимость подготовки Программы на 2010-2012 годы и ее последующей реализации вызвана тем, что несмотря на достигнутые результаты ситуация с незаконным потреблением наркотиков в Камчатском крае продолжает оставаться напряженной. В расчете на 100 тыс. населения число потребителей наркотических средств с вредными последствиями в Камчатском крае в 2 раза выше среднего аналогичного показателя по Дальневосточному федеральному округу и почти в три раза выше, чем в среднем по Российской Федерации.
В 2008 - 2009 годах увеличился приток рабочей силы в Камчатский край из Приморского, Хабаровского краев и Амурской области, а также из стран Средней Азии: Узбекистана, Таджикистана, Казахстана. Наркодиллеры зачастую используют мигрантов для налаживания новых каналов поставки наркотиков в регион. В 2008 году количество иностранных граждан, привлеченных к уголовной ответственности за распространение наркотиков, увеличилось в 4 раза. В 2009 году данная тенденция сохраняется. Так, в марте 2009 года сотрудниками УВД по Камчатскому краю задержаны четверо граждан Узбекистана, организовавших поставку героина из указанного государства. Из незаконного оборота изъято около 140 грамм героина. В июне 2009 года сотрудниками УФСКН России по Камчатскому краю задержаны граждане Таджикистана, у которых изъято более 40 грамм героина.
Результативность профилактической работы во многом определяется ее последовательностью и непрерывностью. Разработанная программа обеспечивает преемственность и последовательность противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Камчатского края в 2010 - 2012 годах.
Программа разработана с учетом опыта программно-целевого планирования борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, на основе предложений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Камчатского края, других заинтересованных учреждений и организаций.
В Программу включены мероприятия по приоритетным направлениям борьбы с наркопреступностью и противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, выполнение которых требует серьезного государственного подхода, концентрации усилий правоохранительных органов Камчатского края, исполнительных органов государственной власти Камчатского края, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, общественных объединений и граждан.
2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
2.1. Целью Программы является сокращение незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ и снижение уровня заболеваемости населения наркоманией.
2.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) проведение профилактических мероприятий по сокращению незаконного потребления наркотиков;
2) внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией.
2.3. В рамках решения задачи "Профилактика распространения наркомании и связанных с ней правонарушений" предусматривается выполнение следующих основных мероприятий:
1) проведение акций на базе КГОУ "Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции", направленных на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними, проявляющими асоциальное поведение и склонными к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ;
2) проведение краевого форума по профилактике наркомании среди несовершеннолетних и молодежи;
3) оказание содействия в организации волонтерского движения в Камчатском крае, с целью чего проводить ежегодные конкурсы на лучшую организацию волонтерского движения в образовательных учреждениях Камчатского края с изданием сборника волонтерского движения в 2012 году;
4) приобретение кинопродукции антинаркотической направленности, для повышения эффективности профилактических мероприятий в образовательных учреждениях Камчатского края;
5) проведение мониторинга наркоситуации на территории Камчатского края, что позволит выяснить истинные масштабы распространения наркотиков в Камчатском крае, причины и условия, способствующие распространению наркотиков в Камчатском крае и принять своевременные меры по устранению этих причин и условий;
6) тиражирование печатной продукции для различных групп населения (буклетов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, сборника аналитических материалов по результатам проведения мониторинга наркоситуации в образовательных учреждениях Камчатского края баннеров, плакатов антинаркотической рекламы) позволит довести информацию о последствиях употребления наркотических средств, а также информацию, направленную на пропаганду здорового образа жизни до населения Камчатского края;
7) оснащение библиотек Камчатского края методической литературой и наглядными пособиями по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами позволит повысить количество населения Камчатского края, вовлеченного в профилактические мероприятия;
8) проведение краевой научно-практической конференции по актуальным вопросам профилактики и лечения наркомании;
9) проведение открытого конкурса санбюллетеней по антинаркотической тематике;
10) проведение циклов бесед, конференций, лекций, конкурсов сочинений и плакатов, других тематических мероприятий в библиотеках Камчатского края по проблемам злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами;
11) организация и проведение ежегодных семинаров по вопросам защиты прав и интересов молодежи, профилактики наркомании и алкоголизма;
12) организация и проведение информационно-пропагандистской акции "За здоровый образ жизни", посвященной Международному дню борьбы с наркоманией позволит провести массовые, зрелищные профилактические мероприятия на всей территории Камчатского края;
13) проведение краевых конкурсов профилактической направленности позволит вовлечь в профилактические мероприятия максимально возможное количество молодежи, общественные организации и средства массовой информации Камчатского края, а также повысить качество профилактических передач и публикаций;
14) организация проката роликов, победителей конкурса создателей роликов социальной рекламы по антинаркотической тематике, пропаганде здорового образа жизни;
15) организация и проведение спортивных соревнований среди дворовых команд под девизом "Спорт против наркотиков!" позволит вовлечь в занятия спортом детей "группы риска", как альтернативы злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами.
2.4. В рамках решения задачи "Внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-педагогической реабилитации больных наркоманией" планируется проведение следующих основных мероприятий:
1) оснащение необходимым оборудованием химико-токсикологической лаборатории Камчатского краевого наркологического диспансера для проведения полного анализа наркотических веществ в биологических жидкостях;
2) приобретение тестов для экспресс-диагностики наркотиков в биологических средах, что позволит провести экспериментальное тестирование с целью установления реальных масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в одном из камчатских вузов.
2.5. Полный перечень мероприятий Программы приведен в приложении 1 к настоящей Программе.
2.6. Программа рассчитана на 2010-2012 годы и реализуется без выделения этапов.
2.7. Мероприятия Программы выполняются за счет средств краевого бюджета. Общий объем финансирования Программы на 2010-2012 годы - 3572,6 тыс. рублей. Из них в 2010 году - 1025,0 тыс. рублей, в 2011 году - 1227,6 тыс. рублей, в 2012 году - 1320,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета ежегодно подлежат уточнению и утверждению в установленном порядке законом Камчатского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Субсидии местным бюджетам
Субсидии местным бюджетам Программой не предусмотрены.
4. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки ее эффективности
В результате реализации Программы предполагается:
- снизить уровень заболеваемости населения наркоманией на 6% - 8% по сравнению с 2008 годом, что соответствует уменьшению количества больных наркоманией на 18 - 24 человек;
- сократить масштабы незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ на 6% - 8% по сравнению с 2008 годом, что соответствует уменьшению количества лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества на 110 - 145 человек;
- охватить профилактическими мероприятиями 25% несовершеннолетних и молодежи в возрасте 11-24 лет;
- получить наиболее полную и достоверную информацию о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества.
Показатели (критерии) эффективности реализации Программы приведены в приложении 3 к настоящей Программе.
5. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Общее руководство и контроль за выполнением Программы осуществляет государственный заказчик - координатор Программы - УФСКН России по Камчатскому краю (по согласованию), которое обеспечивает:
- представление в Антинаркотическую комиссию Камчатского края обобщенной информации (доклада) о ходе реализации Программы и эффективности проводимых мероприятий;
- координацию выполнения основных мероприятий Программы государственными заказчиками.
Государственные заказчики Программы несут ответственность за своевременное и целевое использование средств краевого бюджета, выделяемых на выполнение основных мероприятий Программы.
По решению Губернатора Камчатского края ход и результаты выполнения основных мероприятий Программы могут быть рассмотрены на заседаниях Правительства Камчатского края или Антинаркотической комиссии Камчатского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.