Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общие положения и обоснование Программы
Город Петропавловск-Камчатский является центром Петропавловск-Камчатского городского округа. В городе сформировалась редкостная концентрация административного ресурса и демографического, социально-инфраструктурного, экономического потенциала края. Здесь сосредоточено более половины населения края, краевые органы законодательной и исполнительной власти, все территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, производство основных объектов промышленной продукции края, значительная часть жилого фонда.
В тоже время Петропавловск-Камчатский выглядит наименее привлекательным из всех административных центров России и Дальнего Востока по внешнему виду, благоустройству и градостроительным решениям в целом. Все "столицы" Дальневосточного федерального округа в этом отношении выглядят более внушительными. В городе практически нет присутствующих в большинстве "региональных столиц" административно-представительной части (делового центра), "парадной" и "торговых" улиц, акцентированных объектов исторического значения, заметных общественно-культурных объектов и т.д. По степени изношенности производственно-инфраструктурных коммуникаций, по требуемым масштабам текущего и капитального ремонта зданий, по необходимости обновления городских дорог и др., Петропавловск-Камчатский почти не имеет себе равных. Решение всех этих проблем осложняется высокой сейсмичностью территории города, что требует на один и тот же объем работ на 30-70% больше ресурсов, чем в других регионах Дальневосточного федерального округа.
Разработка Программы вызвана необходимостью выполнения требований законодательства по обеспечению комфортных условий для жителей Петропавловск-Камчатского городского округа. Кроме того, назрела необходимость развития автомобильных дорог в связи корректировкой генерального плана Петропавловск-Камчатского городского округа, их расположения, улучшения эксплуатационного состояния объектов благоустройства, улучшения экологической обстановки города, сохранения и улучшения внешнего вида объектов культурного наследия, памятных мест.
2.1. Технико-экономическое обоснование Программы.
Сфера благоустройства формирует общее впечатление о городском округе. Основными целями развития благоустройства на муниципальном уровне являются:
- улучшение внешнего облика городского округа;
- увеличение и развитие благоустроенных территорий;
- создание благоприятных и комфортных условий для отдыха и проживания населения;
- улучшение экологической обстановки в городском округе.
Динамика расходов на благоустройство Петропавловска-Камчатского городского округа представлена на рис. 1.
Рис. 1. Расходы на благоустройство города (без капитального ремонта магистральных дорог) (млн. руб.)
Данный Рис. 1. "Расходы на благоустройство города (без капитального ремонта магистральных дорог) (млн. руб.)" в справочной правовой системе не приводится
Расходы на объекты системы благоустройства включают:
- содержание дорожной сети;
- ремонт и реконструкция городских лестниц и подпорных стен;
- обустройство детских площадок, мест общего отдыха, культурно-парковых зон;
- благоустройство центральной исторической части, как визитной карточки города;
- озеленение территорий.
Основными задачами благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа являются:
- восстановление разрушенных элементов благоустройства (детские площадки, лестничные переходы, подпорные стены, малые архитектурные формы);
- осуществление содержания и ремонта объектов благоустройства;
- формирование ночного и вечернего облика города;
- осуществление мер по предотвращению захламления городских территорий строительным мусором и восстановлению благоустройства нарушенного, при производстве работ по капитального ремонту и реконструкции жилищного фонда;
- сохранение исторического и культурного наследия, исторического облика зданий и сооружений, являющихся историко-архитектурными памятниками;
- озеленение городских территорий с учетом улучшения экологической обстановки, использовать насаждения как средоформирующие, санитарно-гигиенические, рекреационные, структурно-планировочные, декоративно-художественные зоны.
2.1.1. Улично-дорожная сеть
Улично-дорожная сеть (далее - УДС) городского округа сформирована из федеральных и городских дорог и улиц общего пользования, которые позволяют осуществлять транспортную связь между жилыми, промышленными, удаленными и планировочными районами. Общая протяженность автодорог в городском округе составляет 426,1 км, в т.ч. 377,3 км площадью 2545,6 тыс. кв. м - муниципальные дороги.
К федеральным дорогам отнесена автодорога дорога "г. Петропавловск-Камчатский - Морской порт - Аэропорт", протяженностью 38 км (в т.ч. в городской черте - 16,4 км).
Протяженность дорог краевого значения в черте городского округа 25,8 км.
Удельный вес дорог с твердым покрытием в общей длине автодорог составляет 71%.
Основу улично-дорожной сети городского округа составляют дороги с четырьмя полосами движения в центральной части и с двумя полосами движения (все остальные). Ширина полос движения 3.5-3.75 м. Поперечный уклон, в среднем, составляет 20%. Основная часть дорог проходит в условиях горной местности.
Состояние автодорог является одним из ключевых показателей развития города. Основные дороги города Петропавловска-Камчатского проектировались в период 1950-70 гг., и на сегодня они не могут удовлетворять современным требованиям. Кроме того, с 1988 года количество автотранспортных единиц в городском округе увеличилось в четыре раза и составило около 90 тыс. транспортных единиц. Если сравнить показатель интенсивности движения, то только по магистральной улице общегородского движения - ул. Ленинградская - фактическая интенсивность движения автомобилей в сутки составляет 45,6 тыс. авт/сутки, что больше расчетной интенсивности в 3,5 раза.
Поэтому, учитывая износ городских дорог, их транспортные характеристики, плохое состояние дорожного полотна, неэффективное построение дорожной сети и, как следствие, перегруженность центральной магистрали, "пробки", отсутствие или неудовлетворительную работу систем ливневой канализации, перед органами исполнительной власти, в ведении которых находятся автомобильные дороги, стоят вопросы модернизации дорожной системы города.
В период с 2005 по 2009 годы было отремонтировано дорог на общей площади 934,5 тыс. кв. метров стоимостью 822,4 млн. рублей (в т.ч. за счет средств городского бюджета 669,3 млн. рублей - более 80%), около 70% этих объемов было выполнено на 34 магистральных улицах города, требующих приведения в нормальное транспортно-техническое состояние в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения, остальные объемы выполнялись на внутриквартальных дорогах. Несмотря на проведенные работы, ремонт по прежнему требуется большому количеству дорог. Результаты комплексной проверки состояния городских дорог, проведенной в мае 2010 года показали, что капитальный ремонт требуется на 308,2 тыс. кв. метров магистральных дорог и на 286,4 тыс. кв. метров внутриквартальных дорог, а текущий ремонт требуется на 26,26 тыс. кв. метров магистральных дорог и на 50,46 тыс. кв. метров внутриквартальных дорог. Кроме того, из существующих 1174 придомовых проезда требуется ремонт более 85% всех проездов.
Дорожными работами в Петропавловск-Камчатском городском округе в настоящее время занимаются МУП "Спецдорремстрой", ФГУП "Камчатавтодор", ООО "Дорстрой", ООО"Дорремстрой", ООО "Камблаго", ООО "Дорожный бетон", ООО "Устой-М" и др. Общее количество специальной дорожной техники в городском округе по состоянию на 01.01.2010 г. составило 190 единиц, в. т.ч. ремонтной техники - 75 единиц.
Повысить эффективность ремонта сегодня удалось благодаря приобретению в 2005 году дорожного комплекса "Ремиксер Rx-4500". Использование этого комплекса позволило перейти от ямочного ремонта к капитальному ремонту дорожного покрытия. Применение технологии терморисайклинга позволяет восстанавливать изношенный слой и одновременно укладывать новый слой из свежей асфальтобетонной смеси с гораздо большей производительностью.
В 2008 году в связи с тем, что имеющиеся в наличии асфальтосмесительные установки устарели и морально и физически (более 23лет# в эксплуатации), была приобретена новая, более эффективная асфальтосмесительная установка КДМ-2013. Уровень автоматизации ее позволил сократить численность обслуживающего персонала. Кроме того, установка более экологична. Только в результате использования уловленной в технологическом процессе пыли и ее повторном использовании экономия составила: за 2008 год - 925,0 тыс. руб., за 2009 год - 407,0 тыс. руб.
Для эффективного содержания асфальтобетонного покрытия и сдерживания его разрушения от трещин был приобретен и испытан в 2009 году комплекс GRUEN-650, CRF-60.1 для разделки и заливки мастикой трещин стоимостью 6,2 млн. руб. Ямочный ремонт, применявшийся до этого, требовал большой подготовительной работы, а также большого объема ручного труда. Данный комплекс позволяет избавиться от этих отрицательных моментов.
В 2011 году продолжится работа по укладке основного слоя асфальта по объекту "Реконструкция ливневой канализации по проспекту Рыбаков".
По данному объекту выполнены работы по перекладке 2600 п.м высоковольтных кабелей, проложено 573 п.м труб канализации, обустроено 18 колодцев, выполнена реконструкция дорожного полотна с укладкой асфальтового покрытия на площади 23800 м2, обустроены тротуары с плиточным покрытием на площади 3700 м2, произведена реконструкция линии наружного освещения с устройством двухстороннего освещения.
Городской округ в 2010 году в рамках предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования закончил реконструкцию магистрали общегородского значения в районе 10 км - ул. Абеля. Стоимость проекта составила 94,0 млн. рублей, из них 46,8 млн. рублей предоставлены федеральным бюджетом и 45,4 млн. рублей из городского бюджета.
Проект предусматривал реконструкцию участка магистрали общей длиной 688 п/м, увеличение проезжей части на одну полосу движения, устройство тротуара по обе стороны дороги, строительство ливневой канализации и линий наружного освещения. Было предусмотрено устройство местного проезда для обслуживания жилых кварталов и общественных зданий.
В целом износ и разрушение дорожного полотна происходит, кроме климатически обусловленных факторов, и по причине отсутствия или плохого состояния ливневой канализации. На 50% автодорог ливневая канализация отсутствует, остальная требует реконструкции или ремонта.
Территория городского округа имеет ярко выраженный горный рельеф, застройка возвышается над уровнем Авачинской бухты до 250-300 м и относится к зоне избыточного увлажнения. В среднем за год выпадает 1200-1600 мм осадков. Большая часть осадков выпадает в холодное время года в виде снега. Высота снежного покрова может колебаться от 0.5м до 3.0 м. Поэтому одним из самых важных мероприятий по инженерной подготовке территории является организация стока поверхностных вод.
Организация стока поверхностных вод - инженерное мероприятие, осуществляемое для сбора поверхностных вод (дождевых, талых, ливневых) и отвода их за городскую территорию или на очистные сооружения. Водосточная система выполнена в открытом и закрытом виде. Открытые водостоки - это лотки, кюветы, каналы. Закрытая система представляет собой городскую водосточную сеть или ливневую канализацию, состоящую из системы подземных трубопроводов.
Состояние канализационной системы.
Городские водостоки - система сооружений, называемая также дождевой (или ливневой) канализацией, обеспечивающая удаление с территории города выпавших осадков и талых вод. Городские водостоки отводят воду с поверхности дорожных покрытий, которая стекает через дождеприемные колодцы с решетками в закрытую водосточную сеть, состоящую из труб и каналов. Движение воды в трубах самотечное.
Всего по г. Петропавловску-Камчатскому протяженность ливневых канализационных сетей составляет:
- магистральные - 37 618 м.п., в том числе открытые сети в виде лотков - 4 545 м.п., закрытые - 33075 м.п.;
- внутриквартальные и придомовые - 25000 м.п. (закрытые и открытые).
Выпуски поверхностных сточных вод осуществляются в ручьи, в бухту или на рельеф с оврагами без очистки.
При строительстве города до 80-х годов не предусматривались мероприятия поверхностного водоотвода сточных вод от придомовых территорий зданий со стороны склонов. Не учитывалось, что со склонов рельефа поверхностные стоки скапливаются у подъездов домов и затапливают их, а также способствуют образованию грязевых оползней. Особо следует обратить внимание на здания, расположенные по ул. Чубарова, ул. Циолковского, ул. Тушканова, ул. Давыдова, ул. Автомобилистов, ул. Солнечная, ул. Пономарева и др., где требуется строительство подпорных стен и лотков вдоль откосов для отвода ливневых стоков. Для принятия решения по данным мероприятиям необходимо дополнительное обследование объектов.
Таким образом, для исключения обводнения грунтов территорий и поступления воды к зданиям и сооружениям необходимо предусмотреть:
- водоотводящие открытые лотки;
- организованный поверхностный сток с прилегающих к домам территорий;
- устройство отмосток с активным уклоном от зданий до дорог или лотков.
В 1992 г. Институтом по проектированию коммунальных дорожно-транспортных сооружений "Гидрокоммундортранс" г. Москвы был выполнен проект схемы развития дождевой канализации г. Петропавловска-Камчатского. В проекте было представлено 2 варианта пусковых комплексов с раздельной закрытой системой канализации, с устройством дождеприемных колодцев в лотках проезжей части улиц. Границы общих бассейнов стока проходят по водоразделам и делят территорию города, в зависимости от рельефа и вертикальной планировки, на 18 главных водосборных бассейнов. В каждом общем бассейне проектируют главный коллектор, который проходит по пониженным местам (тальвегам), от удаленных точек бассейна до мест выпуска, и к нему через смотровые колодцы присоединяются водостоки остальных улиц. В проекте предусмотрены насосные станции, распределительные камеры для сбора условно - чистого стока и определены местоположения комплексов очистных сооружений. При реализации проектной схемы с водосборной площади 5 214 га должно поступать на очистку 27.8 млн. м2 стоков в год. К сожалению, на сегодняшний день данный проект полностью не реализован.
Состояние дренажной системы.
Дренаж застроенных или отведенных под застройку территорий является одним из главных мероприятий по защите зданий и сооружений от подтопления подземными и поверхностными водами.
Глубина залегания подземных вод в Петропавловск-Камчатском городском округе от 0.5 м. и более. К северу и юго-западу от города широко развита верховодка, которая носит временный характер, особенно в весенний период.
Северо-Восточный микрорайон имеет общеплощадочную горизонтальную дренажную систему, обеспечивающую прием подземных вод и отвод их за пределы территории застройки. Ввод в эксплуатацию дренажной системы Северо-Восточной части города произведен в 1993 - 1996 годах.
Существующий дренажный комплекс Северо-Восточного микрорайона состоит из:
- 259 дренажных колодцев, глубина залегания некоторых из них достигает 12 м; 12 выпусков; 8 км дренажных галерей из асбестоцементных труб Д250-Д300.
Все водовыпуски дренажей Северо-Восточной части города сбрасывают воду в мелкие водостоки в реку Кирпичную. Водозаборные дренажные галереи заглублены до 8-12 м. Благодаря дренажной системе снизился уровня подземных вод на территории микрорайона, что обеспечило улучшение сейсмических условий на площадке.
В 2006 году по заданию городской администрации была произведена техническая инвентаризация, в результате которой были отмечены многочисленные дефекты дренажных колодцев и их засорение (например, ул. В.Кручины). Большое количество дренажных колодцев завалено грунтом и на местности не опознаются. Имеются случаи несанкционированных врезок в дренажные колодцы ливневой канализации, хозбытовых стоков и, по-видимому, даже фекальных отходов.
При новой застройке в микрорайоне Северо - Востока района "В" имеются случаи посадки зданий на дренажные сети и не соблюдения норм охранных зон (например, ул. Ларина - застройщик ООО "Владкам").
Дренажные сети по ул. Бохняка 10/1, 10/2, 18 с выпуском в овраг около гостиницы "Гейзер": длина дренажа из асбестовых труб Д200 - 320.0 м. количество колодцев - 7 шт. с глубиной заложения от 5.6 м до 6 м. По ул. Топоркова ведется строительство жилых домов, которые имеют посадку на существующую дренажную систему. На этих участках по проекту необходим перенос дренажных галерей и устройство новых колодцев.
Дренажные сети по ул. Молчанова от жилого дома N 1 к дому N 4 с 2-мя выпусками в зеленую зону: длина дренажа из асбестовых труб Д200 - 320.0м, 3 смотровых колодца. В 2007 году производились ремонтные работы по замене дренажного колодца.
Дренажные сети по ул. Карбышева N 20 с выпуском в зеленую зону: длина дренажа из асбестовых труб Д200 - 120.0 м.
В новых микрорайонах города на территориях с высоким уровнем грунтовых вод застройка (Горизонт - Север, ул. Карбышева, ул. Топоркова и др.) строилась с локальными дренажами для защиты отдельных сооружений с водоотводом в близлежащие овраги или в местную систему ливневой канализации.
Крайне сложно в городском округе решается вопрос ремонта внутриквартальных территорий. В расходы по содержанию жилых домов такие затраты не заложены. Нормативы финансовых затрат на содержание и ремонт внутриквартальных дорог рассчитываются согласно постановлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.09.2009 года N 2933 но при исполнении бюджета городского округа не выдерживаются.
В настоящее время в связи с бурным развитием в последние годы пассажирских перевозок, увеличения количества автотранспорта на дорогах города, увеличилась нагрузка на дорожное полотно и его преждевременный износ, назрела острая необходимость в проектировании полноценных трасс-дублеров, способных разгрузить основную магистраль. Уже проектируются, а некоторые объекты автомобильных дорог проходят экспертизу (табл. 1).
Таблица 1
Проектируемые муниципальные автомобильные дороги Петропавловск-Камчатского городского округа
|
Наименование объектов |
Протяженность трассы. км |
Ориентир. стоимость строительства, млн. руб. |
Состояние проектно-сметной документации (дата внесения изменений) |
1. |
Магистраль общегородского значения в районе 10 км - Сероглазка - 8 км в г. Петропавловске-Камчатском |
4,231 |
846,7 (в ценах 1 кв. 2009 г) |
ПСД выполнена в полном объеме, находится в стадии корректировки |
2 |
Магистраль общегородского значения от II кольца до ул. Кавказской, включая ул. Ломоносова в г. Петропавловске-Камчатском |
3,626 |
249,0 (в ценах 4 кв 2008 г) |
ПСД выполнена в полном объеме, находится на госэкспертизе, корректируется по замечаниям экспертизы |
3 |
Магистраль общегородского значения от поста ГАИ до ул. Академика Королева с развязкой в микрорайоне Северо-Восток в г. Петропавловске-Камчатском |
3,747 |
1400,0 (ориентировочно) |
ПСД выполнена на 50 % |
4 |
Реконструкция дороги местного значения от ул. Автомобилистов до пос. Сероглазка в г. Петропавловске-Камчатском |
1,891 |
500,0 (ориентировочно) |
ПСД выполнена на 85 % |
5 |
Реконструкция участка дороги местного значения по ул. Владивостокской в г. Петропавловске-Камчатском |
0,727 |
70,0 (ориентировочно) |
ПСД выполнена на 50 % |
6 |
Реконструкция пл. Ленина |
|
100,0 (ориентировочно) |
В стадии проектирования, на согласовании |
7 |
Участок общегородской магистрали в районе стадиона "Спартак" |
0,167 |
50,0 (ориентировочно) |
ПСД выполнена на 100%, требует корректировки; не решен вопрос с частной собственностью на территории строительства. |
Тротуары и остановочные павильоны.
Общее количество тротуаров в городском округе составляет около 115 тыс. кв.м, ими оборудованы менее 50% магистралей городского округа. В большинстве покрытия тротуаров выполнены в асфальтобетонном исполнении.
Требуют реконструкции и капитального ремонта 96 тыс. кв.м. тротуарного покрытия (акт обследования автодорог от 05.05.2009 г.).
При реконструкции магистралей в комплексе выполняется замена асфальтобетонного полотна тротуара на покрытие из штучных материалов - тротуарной плитки. Так в 2009 при реконструкции проспекта Рыбаков были обустроены тротуары с плиточным покрытием на площади 3,7 тыс. м2.
По инвестиционному проекту, заключенному между администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа и ОАО "Камчатпродтовары", произведен капитальный ремонт тротуаров с заменой полотна на тротуарную плитку и устройством бордюрного камня на ул. Орджоникидзе на площади 0,3 тыс. м2 и на пр. 50 лет Октября - 0, 78 тыс. м2 на общую сумму 1283,5 тыс. рублей.
Произведена замена покрытия на тротуарную плитку у здания Драмтеатра, у Камчатского выставочного центра и у здания Дома быта "Чайка" на ул. Ленинская.
До 2005 г. в составе улично-дорожной сети Петропавловск-Камчатского городского округа было 126 остановочных павильонов и 122 площадок для посадки - высадки пассажиров общественного транспорта.
За период времени 2005-2010 г.г. было установлено взамен пришедших в негодность 47 шт. павильонов со встроенными киосками, вновь установлено 15 шт. павильонов на площадках посадки - высадки пассажиров, где они отсутствовали вообще. В том числе, 47 шт. павильонов было построено в рамках заключенных инвестиционных договоров с предпринимателями, без финансирования из бюджета. По условиям инвестиционных договоров построенные остановочные павильоны были переданы в собственность ПКГО с последующей передачей их в аренду инвестору.
Проблема обустройства остановочных павильонов для посадки-высадки пассажиров является важнейшей и с точки зрения благоустройства и в целях повышения уровня безопасности дорожного движения, поэтому программой предусмотрено в 2011 году восстановить и отремонтировать 60 павильонов.
Устройство наружного уличного освещения.
Проблема уличного освещения является важнейшей, нарушения освещения влечет за собой не только ухудшение состояния благоустройства, но и ухудшает состояние безопасности людей, в первую очередь при организации дорожного движения. Состояние системы уличного освещения в городе (99,4км) требует комплексной модернизации. Многие участки дорог в городе, даже на федеральной трассе не оборудованы элементами освещения. В течение многих лет проблема оставалась без решения, более того, в целях экономии электроэнергии и сокращения бюджетных расходов линии уличного освещения на некоторых участках отключались и не эксплуатировались.
В рамках целевой программы по модернизации и развитию сетей наружного освещения Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 - 2012 годы, утвержденной решением Городской Думы от 16.04.2008 г. N 122-р, было предусмотрено выполнение мероприятий по обеспечению городских территорий наружным освещением.
За 2007-2010 годы в Петропавловск-Камчатском городском округе были спроектированы и выполнены работы по наружному уличному освещению всего на сумму 29 756,1 т.р., в т.ч.:
- магистрали по пр. Рыбаков протяженностью 600 м.п. плюс 1140 м.п.с каждой стороны проспекта, общей стоимостью 4 774,2 т. руб. (ООО "Камчатэлектромонтажсервис");
- ул. Мишенная (от автобусной остановки "Геологическая" до остановки "Магазин "Сероглазка" стоимостью 1136,4 т.р., протяженностью 1400 м.п. (МУП "Горсеть");
- проспекта Победы (от кольца 11 км до развязки на 8 км) - 9 818,9 т.р. (ООО "Камчатэлектромонтажсервис"), работы продолжаются;
- ул. Кроноцкая стоимостью 1417,05 т. руб., протяженностью 950 м.п. (Камчатэлектромонтажсервис) ;
- ул. П.Ильичева, ул. Обороны 1854 г. п. Завойко стоимостью 2766,1 т.р., протяженностью 1500 м.п. ( ООО"Жилремсервис");
- бульвара Пийпа стоимостью 1305,5 т.р., протяженностью 600 м.п. (ООО "Камчатэлектромонтажсервис");
- дополнительное освещение пешеходных переходов по ул. Владивостокская, Батарейная, пр. Циолковского, ул. Тундровая, пр. К.Маркса, Таранца, ул. Ларина, автобусная остановка Звездная, Торговый центр, ул. Академика Королева, пр. Рыбаков - всего на сумму 782,8 т. руб.
- закуплено, смонтировано и сдано в эксплуатацию оборудование АСУНО (автоматической системы управления наружным освещением) - 6 500,3 т.р.
По состоянию на сентябрь 2010 года разработана и получена проектно-сметная документация на устройство наружного освещения магистральных дорог:
- п. Авача - ул. Приморская, ул. Светлая, ул. Попова в г. Петропавловске-Камчатском - протяженностью 4200 м.п., стоимостью строительства в ценах 2010 г. - 8518,0 т.р.
- ул. Тушканова и пр.50 лет Октября в г. Петропавловске-Камчатском протяженностью 9 350 м.п., стоимостью строительства в ценах 2010 года - 22 722,8 тыс. руб.;
Разработана документация на устройство наружного освещения внутриквартальных дорог:
- ул. Терешковой - протяженностью 600 м.п. и стоимостью строительства в ценах 2010 года 1 494,0 т.р.;
- ул. Кирдищева - протяженностью 500 м.п. и стоимостью строительства в ценах 2010 года 1 846,0 т.р.;
- ул. Первомайская в п. Дальнем - протяженностью 850 м.п. и стоимостью строительства в ценах 2010 года 2 404,0 т.р.;
- ул. Пономарева - протяженностью 900 м.п. и стоимостью строительства в ценах 2010 года 2 287,0 тыс. рублей.
Данной программой предусмотрен ремонт на 14 линиях наружного освещения.
2.1.2. Состояние объектов внешнего благоустройства
Обеспечение безопасных и комфортных условий для учащихся, воспитанников, посетителей и сотрудников в учреждениях социальной сферы Петропавловск-Камчатского городского округа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, антитеррористической защиты зданий требует ускоренного решения вопроса и установки ограждений вокруг объектов и территорий.
Кроме того, необходимо проведение работ по ремонту как внутри территории учреждений, так и прилегающих улиц: восстановление асфальтобетонного покрытия, устройство цементобетонных плит взамен пришедших в неудовлетворительное состояние, устройство искусственных неровностей (замедлителей скорости движения транспортных средств) установка недостающих технических средств (светофоры, дорожные знаки, дорожная разметка) организации дорожного движения на прилегающих улицах.
В городе имеется 46 зданий образовательных школ, 48 зданий детских садов, 4 здания учреждений дополнительного образования, 5 зданий детских домов, 21 здание учреждений здравоохранения, 6 зданий учреждений культуры.
За три последние года ограждения восстановлены в 11 детских садах, частично в 1 школе, детском доме N 5, городском доме ребенка, филиале детской художественной школы. Общая сумма затрат на устройство ограждений в 15 учреждениях составила 22 736,69 тыс. руб. В тоже время, 88,5% учреждений не имеют сегодня необходимых ограждений.
В городе имеется 215 подпорных стены в железобетонном исполнении. С учетом особенностей рельефа районов застройки подпорные стенки являются одним из важнейших элементов обеспечения сейсмобезопасности жилищного фонда и объектов социальной сферы.
В связи с тем, что капитальный ремонт подпорных стен не производился длительное время, (за период с 1994 года до 2005 года только в 2000 году был производен ремонт подпорных стенок по улицам Советская и Ленинская), проблема восстановления объектов является чрезвычайно острой, в некоторых местах произошли разрушения и существует реальная угроза жизни людей.
Горный рельеф городской местности обуславливает необходимость лестничных переходов. В городе, имеется порядка 760 лестничных переходов общей площадью около 19380 кв.м. в вариантах исполнения из деревянных (9,7%), металлодеревянных (9,2%), металлических (2,8%) и железобетонных конструкций (78,3%).
В 2008 году на текущий ремонт лестниц ассигнования бюджетом Петропавловск-Камчатского городского округа не предусматривались, фактически выполнены работы на сумму 645,02 тыс. руб., отремонтировано 865,86 кв. м лестничных переходов.
В 2009 году потребность в ассигнованиях на текущий ремонт лестниц, по оценке, составила 9 163,79 тыс. руб., фактически заключено 6 договоров на общую сумму 1 482,61 тыс. руб. В результате выполнен ремонт 1 402,42 кв. м лестничных переходов.
В 2010 году потребность в средствах на выполнение текущего ремонта лестниц составила 17 032,31 тыс. руб. Из общей суммы на содержание и ремонт объектов благоустройства (26 768,27 тыс. руб.) сумма на ремонт лестниц составила 2 405,46 тыс. рублей - недоремонт лестничных переходов накапливается.
В рамках капитального ремонта объектов благоустройства за период 2006 - 2010 г.г. выполнены работы по реконструкции и капитальному ремонту лестничных переходов на общую сумму 14 214,16 тыс. руб.
По результатам проведенной паспортизации на начало 2010 года в городе имелось 235 детских площадок, в том числе:
- 40 внутриквартальных, площадью 49 432,1 кв.м.;
- 195 придомовых, площадью 94 710 кв.м.
За истекший период дополнительно обустроено 4 детские площадки.
На все площадки оформлены паспорт со схемой, где указано фактическое расположение малых архитектурных форм.
В последние три года работа по сезонному восстановлению малых архитектурных форм детских площадок по муниципальному заказу по причине бюджетного дефицита практически остановлена. Спонсорская поддержка в этой части решает проблему поддержания площадок в надлежащем состоянии лишь частично. Программой предусмотрено восстановить и обустроить 58 детских площадок.
2.1.3. Состояние фасадов жилых домов, административных зданий и социальных объектов
Массовое строительство жилья и объектов соцкультбыта в городе Петропавловске-Камчатском осуществлялось в 1960-80 годы. Территория города застраивалась в основном 4-5 этажными блочными жилыми домами серии 306 и 307 и крупнопанельными жилыми домами серии 464.
В 80-х годах тип жилой застройки несколько изменился с переходом на строительство жилых домов 138 серии.
Общественная застройка выполнялась из шлакоблоков (до 70-х годов), а позднее в серии каркасно-панельной системы.
Наружная отделка фасадов (как жилых домов, общественных зданий, объектов социальной сферы) в этот период предусматривалась "под покраску" кремнеорганическими или масляными красками. Производилась отделка и под так называемую "шубу" с вкраплениями натурального камня. Нормативные сроки службы таких типов наружной отделки составляют от 2 до 5 лет. Имеющиеся эксплуатационные недостатки применяемых наружных конструкций (некачественное выполнение герметичности стыков стеновых панелей, частичное несоответствие толщины панелей наружных стен требованиям природно-климатических условий по морозостойкости) привели к разрушению отделочного слоя, его отшелушиванию и, следовательно, сокращению срока службы наружной отделки до 1-2 лет.
Таким образом, большинство зданий, построенных 30 и более лет назад, имеют обветшалые фасады с трещинами, подтеками по местам разрушений, отслоениями штукатурного слоя и черными межпанельными стыками, промазанными теаколовой мастикой. На фасадах, отделанных "под шубу", произошло отслоение больших площадей штукатурного слоя, который пришлось удалить, что привело к промерзанию данных участков стен, а также попаданию влаги в подштукатурный слой и дальнейшему разрушению фасада.
Во многих зданиях города капитальный ремонт фасадов не производился 15 и более лет. Несвоевременное проведение работ по ремонту фасадов привело к ухудшению их теплотехнических характеристик. Изменение современных требований к теплотехническим характеристикам зданий требует дополнительного утепления ограждающих конструкций.
Внешний облик городской застройки достиг такой степени морального и физического износа, что фасады большинства зданий нуждаются в безотлагательной реставрации.
В то же время, практика показала, что свежеокрашенные фасады сохраняют свой вид в местных климатических условиях, как правило, в течение 2-3 лет. В дальнейшем на фасаде появляются потеки, трещины, окраска выгорает. Поэтому необходимо пересмотреть сам подход к ремонту фасадов, применение новых ремонтных технологий и современных материалов. Навесные вентилируемые фасады с одновременным утеплением стен позволяют получить качественно новый тип застройки, улучшить современный городской дизайн, и привести здания ранних годов постройки к современным требованиям, одновременно повышая их теплотехнические характеристики. Проводимые работы по сейсмоукреплению жилья и объектов социальной сферы предусматривают одновременное выполнение работ по обустройству современных фасадов. Программой в 2011 году предусмотрено устройство фасадов на учреждениях детского дошкольного воспитания.
2.1.4. Сбор и утилизация строительного и бытового мусора
Существующая в городе Петропавловске-Камчатском система сбора и вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) сложилась в конце 1980 г. исходя из существующих конкретных условий застройки города, рельефа местности, количества проживающих, этажности, наличия технических средств, наличие мусоровозов. С 1984 по 1987 года было поставлено 25 новых мусоровозов КО-413 с боковой загрузкой для контейнера 0,75м3.
С 90-х годов в г. Петропавловск-Камчатском основными системами сбора и удаления ТБО были:
1. Контейнерная система несменяемых сборников.
2. Позвонковая система (система сбора отходов путем заезда мусоровоза в определенные дни и часы, когда жители выгружают мусор непосредственно в мусоровоз).
Позвонковая система применялась с 1985 г. по 1995 г. в микрорайонах "Зазеркальный", "Северо-Восток", ул. Чубарова, Молчанова, пр. Победы. Однако по требованию жилищных органов была ликвидирована, т.к. имела недостатки - отсутствие мест для хранения крупно-габаритных отходов (КГО), недобросовестные жители выбрасывали мусор в подвалы и зеленую зону домовладений.
Основной системой сбора отходов на сегодняшний день является контейнерная система, при которой отходы выгружаются непосредственно из контейнеров емкостью 0,75м3 в мусоровоз с боковой загрузкой.
Всего вывоз ТБО осуществляется по 30 графикам, а КГО по 6 графикам, Для обеспечения планового выпуска автомобилей на линию в МУП "Спецтранс" имеется на балансе 45 мусоровозов. Из них десять единиц самосвалов для вывоза КГО. На сегодняшний день износ мусоровозов достигает 83%, а самосвалов, предназначенных для вывоза КГО, - 99%.
Для сбора отходов в г. Петропавловск-Камчатском установлены 1 670 контейнеров емкостью 0,75 куб.м на 565 площадках (из них - специально оборудованных 154 шт.) Объем сбора, вывоза и захоронения ТБО и КГО по годам составил (куб. м):
Таблица 2
N п/п |
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1 |
Захоронение-всего |
510840 |
552433 |
623360 |
605477 |
653769 |
682244 |
2 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
3 |
вывезено собственным транспортом ТБО |
389330 |
403183 |
425065 |
428674 |
441395 |
486395 |
4 |
вывезено собственным транспортом КГО |
27049 |
24223 |
22710 |
22019 |
20565 |
32733 |
5 |
вывезено по талонам сторонними предприятиями |
97461 |
125027 |
175585 |
154784 |
191809 |
163116 |
6 |
Из общего объема захоронения |
|
|
|
|
|
|
7 |
принято от населения |
217710 |
232592 |
263850 |
260518 |
262040 |
284561 |
8 |
принято от бюджетных организаций |
38503 |
38503 |
38503 |
38503 |
38503 |
38503 |
9 |
принято от прочих организаций |
254627 |
281338 |
321007 |
306456 |
353226 |
359180 |
Рис.2. Структура объемов вывоза и захоронения отходов МУП "Спецтранс" за 2004-2009 гг.
Данный Рис. 2. "Структура объемов вывоза и захоронения отходов МУП "Спецтранс" за 2004-2009 гг." в справочной правовой системе не приводится
При определении системы сбора и удаления ТБО и КГО на ближайший период МУП "Спецтранс" исходит из наличия современных технических средств, новых технологический схем, уровня благоустройства жилищного фонда, плана застройки, дальности вывоза ТБО.
В России лидирующее положение занимает система сбора и вывоза с использованием мусоровозов с боковой загрузкой из контейнеров 0,75 м3, которая наиболее приемлема в условиях г. Петропавловск-Камчатский. Данная система позволит подъезжать к труднодоступным местам загрузки отходов в районах с плотной жилой застройкой и узкими проездами, с сложным рельефом. Кроме того, они адаптированы к зимним условиям эксплуатации и не требуют дополнительных площадей для контейнерных площадок. На территории округа ежегодно образуется 664 тыс. куб. метров ТБО.
Учитывая ежегодный рост накопления отходов и возрастающую необходимость обслуживания частного сектора, а также с учетом существующего износа мусоровозов - 83% и потребности списания существующего парка мусоровозов, необходимо произвести поставки новых мусоровозов в течение 2010-2014 г.г. в количестве 24 штук (согласно плану мероприятий по благоустройству - сбор, вывоз, утилизация ТБО и строительных отходов). Приобретение и замена мусоровозов позволит увеличить регулярность вывоза отходов, повысить качество работ и значительно улучшить санитарное состояние города
В Петропавловске-Камчатском в год образуется 375 тыс. куб. метров крупногабаритных отходов. В основном вывоз производится самосвалами с ручной погрузкой.
В соответствии с СаНПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" - контейнера для мусора должны подвергаться мойке 2 раза в сезон. Поэтому программой предусматривается приобретение в 2011 г. 1 машины для мойки контейнеров.
Контейнерная площадка должна быть оборудована контейнерами с крышками.
Планом мероприятий предусматривается строительство контейнерных площадок 2-х типов (бетонные и из легкого ограждения).
В течение 2008-2009 г.г. МУП "Спецтранс" оборудовал ряд контейнеров (30 шт.) по домовладениям Севера-Востока контейнерами с крышками. Однако опыт эксплуатации контейнеров оказался неудовлетворительным по причинам:
1. нежеланию жителей открывать крышки и высыпать мусор;
2. неудобство выгрузки мусора.
Учитывая срок эксплуатации контейнеров - 8 лет, необходимо ежегодно производить замену 200 контейнеров.
При этом, предприятием планируется приобретение контейнеров с крышками и совершенствование технологии сбора мусора для жилых микрорайонов города и социальной сферы.
Ситуация с утилизацией ТБО
Основной объем накопления в структуре отходов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа составляют твердые бытовые отходы или отходы 4 и 5 классов опасности. При этом коэффициент плотности при расчете принят 0,2 тонн / куб.м.
Общий объем накопления отходов на свалках Петропавловска-Камчатского городского округа (куб. м)
Таблица 3
Класс опасности отходов |
2004 г |
2005 г |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
4 |
7836,3 |
31 990,85 |
35 232,3 |
33 059,1 |
35 719,4 |
34 413,6 |
5 |
518676,3 |
520 441,15 |
588 127,7 |
572 417,9 |
618 049,6 |
647 830,4 |
Всего |
510 840,0 (102,2 тыс. тонн) |
552 433,0 (110,5 тыс. тонн) |
623 360,0 (125,1 тыс. тонн) |
605 477 (121,2 тыс. тонн) |
653 769,0 (130,7 тыс. тонн) |
682 244,0 (136,5 тыс. тонн) |
Значительные объемы образования отходов, отсутствие их переработки и неудовлетворительное состояние мест их захоронения подтверждают острую необходимость создания в Петропавловске-Камчатском городском округе эффективной системы управления отходами.
Проведенный анализ состояния сферы обращения с отходами показывает необходимость оперативных и кардинальных изменений в ее структуре, техническом обслуживании и т.д., которые будут способствовать повышению ее эффективности.
Основными проблемами обращения с отходами потребления и производства являются:
1) вывоз твердых бытовых и промышленно-строительных отходов (за 2008 год объем накопления ТБО составил 653,6 тыс. куб.м или 130,7 тыс.тонн) на свалки, отведенные в 1961 году, потенциальные возможности которых в ближайшие годы будут полностью исчерпаны;
2) критическое состояние уровня благоустройства и санитарной очистки городских территорий от отходов производства.
Решение проблем благоустройства городского округа и обращения с отходами требует осуществления следующего комплекса мероприятий:
1. Строительство полигона с комплексом по сортировке, переработке и захоронению твердо-бытовых отходов в районе автодороги в п. Радыгино, отвечающего современным санитарно-эпидемиологическим нормам.
2. Ликвидация несанкционированных свалок и очистка ручьев, зеленых и рекреационных зон на территории города и береговой линии Авачинской бухты.
3. Рекультивация свалки N 2 (южная часть города) и свалки N 1.
4. Строительство мусороперегрузочной станции с сортировкой в районе свалки N 2.
5. Проектирование и строительство дополнительных участков складирования неиспользованных отходов на полигоне.
Строительство объекта "Полигон с комплексом по сортировке, переработке и захоронению твердых бытовых отходов в районе автодороги в поселок Радыгино г. Петропавловск-Камчатского" включено в долгосрочную краевую целевую программу "Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Камчатского края на 2010-2012 годы".
В августе 2010 года проектной организацией ОАО "Экоинж" г. Санкт-Петербург завершена подготовка рабочей документации "Полигон с комплексом по сортировке, переработке и захоронению твердых бытовых отходов в районе автодороги в поселок Радыгино г. Петропавловск-Камчатского". Общая стоимость реализации проекта увеличилась с 371 843 тыс. руб. до 525 686 тыс. руб. В том числе:
- инвестиции на I очередь строительства - 308 433 тыс. руб.
- инвестиции на II очередь строительства - 203 030 тыс. руб.
- прочие - 14 223 тыс. руб.
На полигон ТБО принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов III - IV классов опасности.
Захоронение и обезвреживание твердых, пастообразных отходов промышленных предприятий (I - II классов опасности), в которых содержатся токсичные вещества, тяжелые металлы, а также горючие и взрывоопасные отходы, должно производиться на полигонах, организованных в соответствии с санитарными правилами о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
Прием трупов животных, конфискатов, отходов боен мясокомбинатов на полигоны твердых бытовых отходов не допускается. Их утилизация производится на специализированных установках.
Размещение отходов на полигоне осуществляется таким образом, чтобы предотвратить загрязнение атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, близлежащих водотоков. На полигоне обеспечивается устойчивость статического состояния ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после его закрытия.
Учитывая сложную гидрогеологическую обстановку, предусматривается полная гидроизоляция основания и подстилающих грунтов и грунтовых вод от проникновения загрязнений из отходов в грунт.
На территории Петропавловск-Камчатского городского округа по состоянию на 2009 год находится 150 разрушенных либо требующих демонтажа зданий общей площадью 62 450 м2, из них:
30 зданий - разрушенные и полностью расселенные, их снос позволит высвободить земельные участки для расширения городской инфраструктуры (строительство жилых домов; социально значимых объектов).
55 зданий - не подлежащих сейсмоусилению и требующих сноса в рамках краевой целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Камчатском крае на 2009 г." и реализации мероприятий федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ 2009-2013 гг.".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Федеральная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы"
При осуществлении их сноса в рамках реализации первого этапа программных мероприятий планируется осуществление сноса данных объектов с рекультивацией земельных участков на местах размещения данных объектов.
Общий объем строительного мусора, подлежащего утилизации, составляет 115,4 тыс.м.3
2.1.5. Озеленение и ландшафтное оформление
Общая площадь зеленых насаждений Петропавловск-Камчатского городского округа составляет 13 170 га. По методике ДальНИИЛХ "Лесорастительное районирование Дальнего Востока" территория городских лесов отнесена к Камчатской травяно-лесной лесорастительной области, Тихоокеанско-Камчатскому лесорастительному округу и Тихоокеанско-Камчатскому лесорастительному району.
Территорию зеленых насаждений в городе условно можно разделить на три части: первая - это области горных лесных массивов, вторая - парки, скверы, бульвары, деревья вдоль дорог и т.п. и третья - заросшие растительностью пустыри, остатки лесных массивов в зоне застройки. Основную долю занимают леса (более 40 % территории города), их наличие благоприятно влияет на экологическую обстановку. Вторая часть выполняет декоративную, шумозащитную, рекреационную и другие функции. Таких зеленых насаждений в Петропавловске-Камчатском по 6,5 кв. м на человека.
Объекты озеленения общего пользования расположены в городе дисперсно и неравномерно, без соблюдения нормативной занимаемой площади, радиуса пешеходной доступности. Среди объектов специального назначения отсутствуют некоторые категории: санитарно-защитные, ветро- и снегозащитные насаждения. Возраст части деревьев приближается к физиологической старости.
Основные проблемы современной системы озеленения города:
- низкая по сравнению с нормативной обеспеченность озеленения отдельных городских районов;
- незавершенность формирования единой системы насаждений города, включая систему лесопарков, парков, садов, которая бы отвечала современным градостроительным, санитарно-экологическим и рекреационным требованиям и стала бы основой экологической инфраструктуры;
- неудовлетворительное состояние многих объектов озеленения ограниченного пользования;
- отсутствие эффективной системы защитных, мелиоративных, водоохранных насаждений в структуре объектов озеленения скверов, аллей;
- отсутствие паспортизации объектов зеленого фонда и мониторинга состояния зеленых насаждений;
- неиспользование дифференцированной системы мероприятий по содержанию насаждений с учетом экологической ситуации в районах города;
- весьма ограниченный ассортимент часто используемых в озеленении видов деревьев и кустарника, придающий облик значительной части города.
Район г. Петропавловска-Камчатского относится к зоне, характеризующейся видовой бедностью древесной растительности и трудностью ее культивирования. Доминирующее положение среди древесной растительности в составе зеленых насаждений города в настоящее время занимают относительно быстрорастущие ива и тополь. Учитывая характер плодоношения этих пород деревьев, выражающийся в растянутом по времени (июль-август) распространении семян в виде "пуха", на фоне повышенной способности пуха вызывать аллергические реакции у населения, ценность использования их в озеленении резко снижается.
Из других пород деревьев, которые используются в искусственном озеленении города, можно отметить рябину, ольху, боярышник, лиственницу, ель. Березовые насаждения, как правило, являются остатками естественных лесов, вырубленных под городскую застройку.
В настоящее время, сформированные ранее питомники для выращивания посадочного материала для озеленения городского хозяйства практически утрачены. В связи с этим на ближайшее время следует ориентироваться на массовое использование в зеленом строительстве дичков из мест естественного произрастания. Для этой цели в рекомендуемый ассортимент пород входят 18 видов деревьев и кустарников, произрастающих в районе городов Петропавловск-Камчатский и Елизово.
Тем не менее, в целях получения качественного посадочного материала необходимо предусмотреть создание питомников по выращиванию саженцев деревьев и кустарников. Размещать питомники целесообразнее в черте города, либо в ближайшем пригороде. Для производства посадочного материала можно создать государственное унитарное предприятие, а также предложить идею малому и среднему бизнесу.
В озеленении города используется очень мало кустарников. Это обусловлено также весьма бедным видовым составом кустарников, произрастающих в диком виде. Наиболее часто в озеленении города можно встретить боярышник, культивируемый пузыреплодник и отчасти шиповник. Для расширения видового состава используемых в озеленении кустарников, можно использовать садовые виды, успешно акклиматизированные на Камчатке - например смородину.
Гибель кустарников, как и газонов на улицах гораздо выше, чем деревьев, и гибнут они преимущественно зимой, когда снег с песком с тротуаров и дорог сбрасывают на разделительные и придомовые полосы. В связи с этим целесообразно периодически проводить замену погибших кустарников с целью сохранения первоначальной формы ландшафтной композиции.
В городе практически отсутствуют газоны, клумбы и цветники. Более-менее оформленные клумбы и цветники расположены лишь на площади В.И. Ленина. В цветочном обрамлении преобладают однолетники, которые массово зацветают лишь во второй половине июля, отсутствуют ранневесенние и многолетние дикорастущие цветущие растения. В связи с этим, необходимо вводить в оформление клумб и цветников также и сообщества весенних растений-эфемеров с целью создания цветущих композиций в течение всего теплого периода времени.
Газон является главным фоновым элементом в ландшафтном строительстве в связи с чем, необходимо организовать реконструкцию утраченных газонов, не выполняющих свои защитные функции. Формирование газонов целесообразно проводить путем посева многолетних злаков с целью смены существующего состава сообществ сорных травянистых растений, участвующих в формировании газонной растительности. Газоны необходимо также оформлять элементами декоративного ограждения, с целью отделения их от элементов дорог, тротуаров и пешеходных дорожек.
По существующим градостроительным нормам в составе незастроенных территорий до 50% должно приходиться на зеленые зоны. В Петропавловске-Камчатском к таким могут быть отнесены садово-парковые, лесные, пойменные и лугово-болотные ландшафтные комплексы. Их доля в составе открытых территорий составляет 50,2%. Этот показатель отражает потенциальную возможность для расширения садово-паркового строительства и поддержания экологической стабильности в городе. Следует учесть, что большая часть зеленых зон расположена на окраинах города, тогда как основные селитебные зоны недостаточно обеспечены зелеными насаждениями.
Наиболее важные меры по содержанию и благоустройству зеленых зон включают в себя:
- создание оптимальной модели озеленения города, представляющей единую неразрывную систему всех категорий и форм зеленых насаждений с высокой концентрацией в ней фитомассы, соединенной с лесами зеленого пояса и территориями пригородной зоны;
- использование приемов ландшафтного дизайна для создания экологически устойчивых, эстетически привлекательных и оригинальных проектов озеленения;
- расширение ассортимента цветущих растений за счет одно- и многолетних форм, газонных трав, древесно-кустарниковых пород;
- формирование информационной базы состояния городской растительности (создание банка данных, включая блок справочной и нормативно-правовой документации);
- расширение площади зеленых насаждений и улучшение их качества. Создание санитарно-защитных зон предприятий, транспортных узлов и дорог федерального уровня; озеленение внутренних дворов, детских площадок, школ, больниц и т. д.;
- возобновление и восстановление высаживания посадочного материала древесно-кустарниковой растительности;
- создание нормативной правовой базы, связанной с ведением озеленения городских территорий.
2.1.6. Места массового отдыха, парки, скверы
В Петропавловск-Камчатском городском округе имеются:
- пригородные лесопарки: "Синичкины озера"; "Халактырский пляж";
- городские лесопарки и гидропарки: "Приливное озеро"; памятник природы - "Три брата"; "Петровская сопка"; "Сопка Мишенная"; "Камчатский камень"; "Петропавловская тундра"; "Бухта Бабия"; "Халактырское озеро";
- городские парки: памятник природы - мемориальный парк "Никольская Сопка"; центральный городской парк "Совхозный ручей"; "Сопка Зеркальная"; "Сопка Зазеркальная"; "Медвежье озеро - Безымянный ручей"; "Детский парк" на ул. Пограничной; парк на СРВ; парк "Озеро Култучное"; парк Победы;
Аллеи, скверы, бульвары, пляжи: бульвар Пийпа; бульвар Абеля; сквер "Строителей"; сквер у библиотеки им. Крашенинникова; сквер "гостиницы Петропавловск"; Северо-Восточный бульвар; бульвар в жилой зоне микрорайона Северо-Восток, сектора А и Б; сквер "У Фонтана" на 6 км; сквер у ДК КамчатГТУ; парк у Храма Святой живоначальной Троицы; сквер у здания медицинского колледжа; кладбище 4 км; аллея на верхней террасе от КамчатГТУ до здания ОАО "Океанрыбфлот"; аллея ветеранов; сквер Свободы; аллея 300-летия Российского флота; сквер Коммунальщиков; сквер Морского вокзала; сквер Морского порта; сквер у музея "Боевой славы"; сквер у памятников Беринга и Лаперуза; сквер "Колхоза Ленина"; сквер Университета им. Витуса Беринга; сквер у Дома Российской армии; бульвар Циолковского; пляж "Озерновская коса". Указанный перечень объектов формирует реестр мест массового отдыха горожан.
Территория города имеет уникальные природные условия для организации массового отдыха.
В последние годы начата работа по обустройству мест массового отдыха граждан. С 2007 года на Озерновской косе функционирует парк аттракционов, в 2007-2008 годах проведена частичная реконструкция Детского парка в районе улицы Пограничная, проведена работа по благоустройству территории парка Никольской сопки. С 2009 года оборудована площадка отдыха в Сквере Строителей. С 2008 года ведется проектирование этноцентра на берегу Култушного озера. В 2010 году благоустроена территория сквера у памятника Курильского десанта на ул. Советской, проведено благоустройство зоны отдыха на берегу бухты Завойко, заключен инвестиционный контракт на реконструкцию территории городского фонтана.
Важнейшим объектом города является территория парка Победы. В результате проведенного открытого аукциона N А 090-090605 от 1 июля 2009 года, согласно заключенному муниципальному контракту N 25-к от 15 июля 2009 года ООО АП "AP Group" разработана проектно-сметная документация по объекту "Благоустройство территории парка "Победы" г. Петропавловска-Камчатского".
Общая площадь парковой зоны 3,9322 га. Проектом предусмотрено функциональное зонирование парковой территории, размещение архитектурно-скульптурных композиций, зона отдыха, детская площадка, стоянки для временной парковки легкового транспорта.
Благоустройство парка включает в себя:
- продление центральной аллеи к проспекту Рыбаков,
- устройство дополнительных пешеходных дорожек,
- устройство транзитных пешеходных дорожек в обход памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны,
- устройство наружного паркового освещения, включая художественную подсветку памятников,
- посадка кустарника по периметру парковой зоны,
- разбивка клумб, засев газонов.
Дополнительно разработаны разделы по устройству ливневой канализации диаметром 1000 мм и реконструкции внутриквартальной дороги.
Стоимость строительства согласно сводному сметному расчету в ценах 4 квартала 2009 года 67203,27 тыс. руб. (с НДС), в том числе СМР - 62719,33 тыс. руб.
На данный момент проектно-сметная документация находится на рассмотрении в ГАУ "Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края", получены замечания, которые направлены в ООО АП "AP Group" для внесения исправлений в проект.
Программой также предполагается обустроить территорию парка, расположенного на ул. Пограничная (разработка и создание облагороженной лесопарковой зоны с освещением, местами для отдыха), художественно оформить парк посредством создания арт-объектов - объектов современного искусства.
2.1.7. Объекты культурного наследия и достопримечательные места
Охрана и содержание объектов культурного наследия (памятников истории и культуры, зданий, являющихся историко-архитектурными памятниками) требует особого внимания.
В Петропавловск-Камчатском городском округе расположен 61 объект культурного наследия из них:
- 8 объектов - федерального значения;
- 22 объекта - регионального значения, из них 6 объектов монументального искусства и 16 объектов архитектуры;
- 7 объектов местного значения;
- 24 выявленных объекта, представляющих собой историческую ценность.
Высоким историко-культурным потенциалом обладает исторический центр города. Здания, расположенные по улицах Красноармейской, Ленинской, Красинцев, являются памятниками архитектуры, как дома дореволюционной постройки, выполненные в стиле городского модерна, и составляющие единый городской ансамбль, характеризующий застройку дореволюционного города. Памятником истории является и вся Никольская сопка, расположенная в центре города. На ее склонах установлены памятники федерального значения, сооруженные в честь успешной обороны г. Петропавловска от нападения англо-французской эскадры в 1854 году (Крымская война).
Общее состояние объектов культурного и исторического наследия и прилегающих территорий (площадей) оценивается как неудовлетворительное. В Камчатском крае нет ни одной организации, имеющей лицензию на проведение реставрационных работ, а также на проведение проектных, исследовательских работ, связанных с реставрацией памятников. Без подобной лицензии реставрация, какие-либо ремонтные работы на памятниках истории и культуры осуществлены быть не могут.
При отсутствии в Камчатском крае организации, имеющей лицензию на проведение работ связанных с реставрацией и ремонтом памятников, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа ежегодно осуществляет целый ряд мероприятий в рамках своих полномочий (уборка прилегающих территорий, побелка, покраска, замена бордюрного камня, ремонт асфальтового покрытия, очистка монументов от следов вандализма, озеленение прилегающих территорий, ремонт освещения и др.).
Необходимыми мероприятиями по сохранению объектов культурного наследия являются:
- мониторинг состояния объектов культурного наследия на территории Петропавловск-Камчатского городского округа;
- организация инвентаризации и оценки объектов культурного наследия;
- организация проведения специализированных и (или) ремонтно-реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия с привлечением организации, имеющей лицензию на проведение реставрационных, проектных, изыскательских работ.
Памятники истории и культуры Петропавловск-Камчатского городского округа являются популярным местом отдыха и посещения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа, местом проведения митингов и ритуалов, посвященным памятным датам героической истории нашего городского округа.
Петропавловск-Камчатский отнесен Постановлением Правительства РФ N 815 от 26.11.2001 г. к историческим городам России. Поэтому сохранение исторического облика нашего городского округа должно стать одной из приоритетных задач, решение которой возможно только при достаточном финансировании мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, находящихся на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
Исходя из этого, целями Программы являются - создание дополнительных условий для совершенствования духовно-нравственного содержания жизни населения Петропавловска-Камчатского и обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан.
2.1.8. Ограждение объектов социальной сферы
Благоустройство территорий, обеспечение безопасных и комфортных условий для учащихся, воспитанников, посетителей и сотрудников в учреждениях социальной сферы Петропавловск-Камчатского городского округа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, антитеррористической защиты зданий требует ускоренного решения вопроса установки ограждений вокруг объектов и территорий.
В городе имеется 46 зданий образовательных школ, 48 зданий детских садов, 4 здания учреждений дополнительного образования, 5 зданий детских домов, 21 здание учреждений здравоохранения, 6 зданий учреждений культуры.
За период 2007 - 2009 г.г. ограждения восстановлены в 11 детских садах, частично в 1 школе, детском доме N 5, городском доме ребенка, филиале детской художественной школы, что составляет 11,5% от общего количества зданий учреждений социальной сферы, требующих восстановления ограждений. Общая сумма затрат на устройство ограждений в 15 учреждениях составила 22 736,69 тыс. руб.
В целом в Петропавловск-Камчатском городском округе сложилась проблемная ситуация во всех сферах благоустройства, что требует комплексного, взаимоувязанного решения вопросов благоустройства и обуславливает необходимость применение программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволит:
- определить приоритетность мероприятий и объектов Программы;
- обосновать необходимый объем финансирования объектов Программы;
- выработать оптимальные способы комплексного решения проблем и эффективные механизмы реализации Программы;
- обеспечить методическое единство подходов к реализации мероприятий Программы, концентрацию и наиболее рациональное использование бюджетных и привлеченных средств;
- разработать и реализовать целенаправленную градостроительную политику.
Вопросы комплексного благоустройства необходимо решать с учетом хода реализации федеральной целевой программы "Повышение устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмоопасных районах Российской Федерации на 2009-2014 годы", краевых программ: "Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов в Камчатском крае"; "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Камчатском крае".
Комплексность задачи обуславливает необходимость согласованных совместных действий федеральных, региональных, муниципальных структур и предпринимателей. Проблема носит межведомственный, межотраслевой и комплексный характер.
Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики, разработки единой системы мероприятий.
Необходимость обеспечить эффективное освоение значительных бюджетных средств требует адекватной системы мониторинга и контроля.
Эта группа факторов обуславливает целесообразность разработки долгосрочной целевой программы комплексного благоустройства Камчатского края.
2.2. Цели, задачи и мероприятия программы, сроки реализации, ресурсное обеспечение
2.2.1. Целями Программы являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт конструкций, модернизация, улучшение эксплуатационного состояния объектов благоустройства; улучшение внешнего облика территории городского округа.
2.2.2. Исходя из целей Программы, необходимо решить следующие задачи:
1) создание условий для устойчивого развития территории города Петропавловска-Камчатского, эффективной планировки его территории, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) приведение автомобильных дорог общего пользования и дорожной инфраструктуры города Петропавловска-Камчатского в состояние, отвечающее требованиям технических регламентов;
3) восстановление разрушенных структурно-планировочных элементов благоустройства (лестничные переходы, подпорные стенки, малые архитектурные формы, парки и скверы);
4) комплексная реконструкция и возрождение исторического центра города;
5) улучшение внешнего вида фасадов административных зданий и объектов социальной сферы;
6) озеленение и ландшафтное оформление улиц, парков, площадей города;
7) улучшение санитарно-гигиенических условий, совершенствование процесса сбора и утилизации строительных, промышленных и бытовых отходов.
2.2.3. В рамках Программы будут осуществлены следующие мероприятия:
1) мероприятия по благоустройству улично-дорожной сети;
2) выполнение наружной отделки фасадов зданий и сооружений Петропавловск-Камчатского городского округа в комплексном цветовом решении, достигая при этом обновления внешнего облика города с приведением теплотехнических характеристик ограждающих конструкций зданий к нормативным требованиям;
3) строительство (реконструкция) объектов внешнего благоустройства (лестничные переходы, подпорные стенки, малые архитектурные формы, парки и скверы);
4) модернизация системы сбора, хранения и утилизации строительных и бытовых отходов;
5) озеленение и ландшафтное оформление территорий, в том числе увеличение объема зеленых насаждений, дизайнерское оформление площадей, улиц;
6) благоустройство мест массового отдыха, в том числе исторического центра города, набережных, парков отдыха и скверов;
7) реализация проекта "Арт-Парк":
- благоустройство территории парка, расположенного на ул. Пограничная (разработка и создание облагороженной лесопарковой зоны с освещением, местами для отдыха),
- художественное оформление парка (создание арт-объектов - объектов современного искусства).
2.2.4. Перечень программных мероприятий, с указанием объемов финансирования по основным направлениям реализации Программы, в разрезе по источникам финансирования и главным распределителям средств, приведен в приложениях N 1 - 10 к Программе.
2.2.5. Реализация программных мероприятий будет осуществляться за счет средств федерального и краевого бюджетов, бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа и внебюджетных источников.
Общая потребность в средствах, необходимых для реализации программных мероприятий, составляет 1 149 621,40 тыс. рублей, в том числе средства:
федерального бюджета (по согласованию) - 868 132,67 тыс. рублей;
краевого бюджета - 216 115,05 тыс. рублей;
местного бюджета - 65 186,67 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 187,00 тыс. рублей.
2.2.6. Средства краевого и федерального бюджетов выделяются бюджету Петропавловск-Камчатского городского округа на выполнение мероприятий по муниципальной целевой программе "Комплексное благоустройство Петропавловск-Камчатского городского округа на 2011 год" на основании соглашений, заключаемых администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа с главными распорядителями средств краевого бюджета по выполнению мероприятий согласно долгосрочной краевой целевой программы "Комплексное благоустройство города Петропавловска-Камчатского на 2011 год".
Условия предоставления и расходования субсидий бюджету Петропавловск-Камчатского городского округа из краевого бюджета определены в разделе 3 долгосрочной краевой целевой программы "Комплексное благоустройство города Петропавловска-Камчатского на 2011 год", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 24.02.2011 N 76-П.
2.2.7. Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета подлежат уточнению в соответствии с законом Камчатского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
2.3. Прогноз ожидаемых результатов реализации программы, критерии оценки эффективности ее реализации
2.3.1. Учитывая, что муниципальная целевая программа "Комплексное благоустройство Петропавловска-Камчатского городского округа на 2011 год" представляет собой комплексный план действий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, по формированию благоприятных, комфортных условий для жизнедеятельности населения, эффективность ее реализации будет оцениваться ходом исполнения задач, направленных для достижения данной стратегической цели. Для решения каждой отдельной из задач запланирован комплекс программных мероприятий. Общая доля реализованных мероприятий Программы также послужит критерием оценки эффективности ее реализации. Реализация Программы повысит уровень благоустройства и улучшит эстетический облик города. Помимо этого, реализация данной Программы послужит:
- улучшению эксплуатационного состояния объектов благоустройства;
- развитию и улучшению состояния сети городских автомобильных дорог;
- сохранению и улучшению внешнего вида городских строений, объектов культурного наследия, памятных мест;
- обеспечению комфортных и безопасных условий проживания граждан Петропавловск-Камчатского городского округа;
- улучшению санитарно-гигиенического состояния в городе;
- сохранению и развитию исторического центра города Петропавловска-Камчатского;
- улучшению экологической обстановки в городе;
- формированию положительного образа города;
- созданию благоприятных условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры.
Реализация Программы позволит сохранить целостность, повысить работоспособность и надежность улично-дорожной сети Петропавловск-Камчатского городского округа, снизить количество дорожно-транспортных происшествий, провести работы по благоустройству на объектах социальной сферы.
2.3.2. Степень достижения запланированных результатов и намеченных целей определяется показателями, отражающими отклонения фактических результатов от запланированных. Основные показатели (критерии) оценки эффективности реализации Программы приведены в таблице:
N п/п |
Показатель |
Ед. изм. |
Планируемое значение 2011 год |
Цель: формирование благоприятных, комфортных условий для жизнедеятельности населения, улучшение внешнего облика Петропавловск-Камчатского городского округа | |||
Задача: Приведение автомобильных дорог общего пользования и дорожной инфраструктуры Петропавловск-Камчатского городского округа в состояние, отвечающее требованиям технических регламентов. | |||
1. |
Общая площадь построенных автодорог общегородского значения |
м2 |
11180 |
2. |
Общая протяженность построенных дорог |
км |
1,4 |
3. |
Общая площадь отремонтированных магистральных и внутриквартальных дорог |
м2 |
316 515 |
4. |
Общая площадь отремонтированных придомовых проездов |
м2 |
53 762 |
5. |
Удельный вес отремонтированных дорог в общей протяженности дорог |
% |
14,5 |
6. |
Общая площадь отремонтированных тротуаров |
м2 |
30 254 |
7. |
Общая протяженность замененного барьерного ограждения |
м.п. |
2 410 |
8. |
Общая протяженность отремонтированных линий уличного освещения |
м.п. |
34,08 |
9. |
Общее количество установленных автобусных павильонов |
ед. |
60 |
Задача: Улучшение внешнего вида фасадов административных зданий и социальных объектов. | |||
10. |
Количество отремонтированных муниципальных учреждений социальной сферы |
ед. |
2 |
11. |
Количество отремонтированных фасадов административных зданий |
ед. |
1 |
Задача: Восстановление разрушенных структурно-планировочных элементов благоустройства (лестничные переходы, подпорные стенки, малые архитектурные формы, парки и скверы). | |||
12. |
Количество реконструированных и отремонтированных лестничных переходов |
ед. |
4 |
13. |
Площадь реконструированных и отремонтированных лестничных переходов |
м2 |
655,5 |
14. |
Количество обустроенных и восстановленных детских площадок |
ед. |
58 |
15. |
Площадь обустроенных и восстановленных детских площадок |
м2 |
61 057,20 |
16. |
Общая протяженность установленного ограждения объектов социальной сферы |
м.п. |
817 |
Задача: Озеленение и ландшафтное оформление улиц, парков, площадей города. | |||
17. |
Площадь посаженных деревьев (кустарников) |
м2 |
674 |
18. |
Площадь устроенных газонов, откосов и цветников |
м2 |
3 700 |
Задача: Улучшение санитарно-гигиенических условий, совершенствование процесса сбора и утилизации строительных, промышленных и бытовых отходов. | |||
16 |
Общее количество приобретенной специализированной техники |
ед. |
7 |
17 |
Количество мусорных контейнеров, оборудованных крышками |
ед. |
200 |
18 |
Объем утилизированных строительных отходов |
тыс.м3 |
33,465 |
2.3.3. Социальная эффективность будет заключаться в положительном позиционировании Петропавловск-Камчатского городского округа как центра Камчатского края. Положительный образ города сыграет немаловажную роль при влиянии на такие социально-экономические показатели как:
- уменьшение оттока населения из региона, вызванного неблагоприятными факторами условий проживания;
- увеличение численности населения за счет иммиграции из других менее благоприятных регионов;
- увеличения строительства жилых помещений для вновь прибывшего населения, увеличение объемов ввода в действие площади жилых домов;
- увеличение объемов инвестиций в экономику региона за счет роста рейтинга инвестиционной привлекательности края;
- рост численности туристов как из других регионов России, так и иностранных государств, как следствие - развитие туристической отрасли региона.
2.4. Система организации выполнения программы и контроля за исполнением программных мероприятий.
2.4.1. Общее руководство и контроль за исполнением мероприятий муниципальной Программы осуществляет Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа.
2.4.2. Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа:
- в целях обеспечения полного и качественного выполнения мероприятий Программы координирует деятельность муниципальных заказчиков Программы - Департамента градостроительства и земельных отношений, Комитета городского хозяйства;
- осуществляет контроль за своевременным заключением соглашений, предоставлением муниципальными заказчиками Программы бюджетных заявок на очередной финансовый год и плановый период в Департамент экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа;
- ежемесячно при участии муниципальных заказчиков подготавливает и до 10 числа месяца следующего за отчетным кварталом представляет государственным заказчикам отчет о ходе реализации мероприятий Программы и при необходимости вносит предложения по корректировке Программы.
2.4.3. Муниципальный заказчик в лице Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа как бюджетного распорядителя:
- контролирует выполнение мероприятий программы в рамках своей деятельности;
- заключает контракты с подрядными организациями выигравшими конкурсы на выполнение работ согласно программных мероприятий:
- мероприятия по развитию улично-дорожной сети;
- ремонт фасадов в части муниципальных учреждений;
- мероприятия по ремонту (реконструкции) объектов внешнего благоустройства(подпорные стены, лестничные переходы, детские площадки);
- повышение эффективности, увеличение объемов сбора и утилизации строительного и бытового мусора;
- озеленение и ландшафтное оформление;
- благоустройство мест массового отдыха в части реконструкции улицы Набережная, парка "Победы";
- проект "Арт-парк"
- осуществляет меры по обеспечению полного и качественного выполнения мероприятий Программы, обеспечивают своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на выполнение программных мероприятий в рамках сферы своей деятельности;
- уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по мероприятиям Программы;
- несет ответственность за организацию и проведение организационных мероприятий, связанных с заключением соглашений, государственных контрактов, договоров;
- в праве по отдельным ключевым мероприятиям Программы в соглашении предусмотреть оперативное (еженедельное) предоставление информации о ходе выполнения данных мероприятий; в случае если соглашением предусмотрено предоставление оперативной информации государственному заказчику - координатору.
2.4.4. Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа вправе информировать через средства массовой информации население городского округа о ходе выполнения мероприятий Программы и использовании средств, направленных на ее финансирование.
2.4.5. Информация о ходе и результатах выполнения мероприятий Программы рассматривается на заседаниях под руководством Главы Петропавловск-Камчатского городского округа и его заместителей.
2.4.6. Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа в целях обеспечения полного и качественного выполнения мероприятий муниципальной Программы, а также в рамках предоставленных субсидий по аналогичной краевой Программе, координирует свою работу с государственным заказчиком - координатором Программы - Агентством территориального развития Камчатского края, государственными заказчиками Программы - Агентством транспорта Камчатского края, Министерством строительства Камчатского края.
2.4.7. Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа при реализации программных мероприятий по комплексному благоустройству города в 2011 году руководствуется нормативными правовыми актами, направленными как на улучшение в городе экологии и санитарного состояния, так и благоустройства:
- Положения об организации мероприятий по охране окружающей среды в границах Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.11.2006 N 62-нд;
- Правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд в границах Петропавловск-Камчатского городского округа от 13.06.2007 N 99-нд;
- постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.12.2009 N 4069 "Об организации согласования проведения земляных работ, влекущих нарушение благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа";
- Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 03.09.2009 N 169-нд "О Правилах обеспечения содержания и благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.