Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 23 октября 2009 г. N 390-П
Долгосрочная краевая целевая программа
"Развитие туризма в Камчатском крае на 2010-2012 годы"
30 марта, 16 июля, 7 сентября, 24 декабря 2010 г.
г. Петропавловск-Камчатский
2009 год
Постановлением Правительства Камчатского края от 7 сентября 2010 г. N 370-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного постановления
Паспорт долгосрочной краевой целевой программы
"Развитие туризма в Камчатском крае на 2010-2012 годы"
(далее - Программа)
Основание для разработки Программы |
|
распоряжение Правительства Камчатского края от 05.06.2009 N 262-РП |
Государственный заказчик (заказчик-координатор) Программы |
|
Агентство по туризму Камчатского края |
Государственные заказчики Программы |
|
Министерство культуры Камчатского края; Агентство по информатизации и связи Камчатского края |
Разработчик Программы |
|
Агентство по туризму Камчатского края |
Главные распорядители (распорядители) средств Программы |
|
Агентство по туризму Камчатского края; Министерство культуры Камчатского края; Агентство по информатизации и связи Камчатского края; организации туристской индустрии Камчатского края (по согласованию); Ассоциация туриндустрии Камчатского края (по согласованию) |
Цели Программы |
|
формирование эффективного конкурентоспособного регионального туристского продукта и поддержание устойчивого спроса на туристские услуги; развитие туристской инфраструктуры; повышение качества туристских услуг в регионе; совершенствование управлением туристским комплексом Камчатского края |
Задачи Программы |
|
поддержка имиджевой деятельности туристской индустрии и продвижение туристского бренда Камчатского края, как уникальной природной территории мирового масштаба; популяризация отдельных видов туризма; совершенствование информационного обслуживания туристов; оказание содействия реализации инвестиционных проектов в сфере туризма; создание нормативной правовой базы, регулирующей туристскую деятельность в Камчатском крае; повышение квалификации работников туристской индустрии; создание системы анкетирования туристов о качестве полученных услуг; повышение квалификации работников Агентства по туризму Камчатского края (обмен опытом) |
Основные мероприятия Программы |
|
издание презентационной полиграфической продукции о туристских ресурсах и потенциале Камчатского края; участие в международных и региональных туристских выставках, форумах, конференциях, семинарах; освещение в СМИ возможностей туристско-рекреационного комплекса Камчатского края; предоставление субсидий субъектам туристской деятельности с целью возмещения части затрат в связи с производством, реализацией и оказанием услуг в сфере социального туризма; установка средств сопровождения и информирования туристов; проведение курсов подготовки и переподготовки инструкторов-проводников, обслуживающего персонала гостиничной сферы и предприятий общественного питания; подготовка паспортов инвестиционных проектов в сфере туризма и представление их на инвестиционных форумах; разработка проекта Правил осуществления отдельных видов туризма и паспортизация туристских маршрутов на территории Камчатского края; внедрение системы мониторинга туристских потоков и проведение маркетинговых исследований в области въездного и внутреннего туризма |
Сроки и этапы реализации Программы |
|
2010-2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) |
|
общий объем финансирования Программы составляет 52 418,00 тыс. руб., в том числе: краевой бюджет - 37 015,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2010 год - 5 357,00 тыс. руб.; 2011 год - 15 809,00 тыс. руб.; 2012 год - 15 849,00 тыс. руб. внебюджетные источники (по согласованию) - 15 403,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2010 год - 3 967,00 тыс. руб.; 2011 год - 5 497,00 тыс. руб.; 2012 год - 5 939,00 тыс. руб. |
Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы |
|
увеличение в 2012 году въездного и внутреннего туристских потоков в Камчатском крае на 21% по отношению к уровню 2008 года; ежегодный прирост среднесписочной численности работников, занятых в сфере туризма (с учетом смежных отраслей), на 100 человек; рост объемов потребления российских и иностранных туристов в среднем в 1,2 раза по отношению к уровню 2008 года; объем реализации туристских услуг к 2012 году составит 510 млн рублей; планируемое поступление доходов в консолидированный бюджет Камчатского края от деятельности туристских предприятий к 2012 году составит 74 млн рублей; количество специалистов, прошедших обучение на курсах подготовки и переподготовки кадров - инструкторов-проводников, обслуживающего персонала гостиничной сферы и предприятий общественного питания, к 2012 году составит 70 человек в год; количество региональных, межрегиональных семинаров, конференций, форумов с участием субъектов туристской индустрии, Агентства по туризму Камчатского края, к 2012 году составит 5 единиц в год |
Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий |
|
общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет Агентство по туризму Камчатского края. |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Долгосрочная краевая целевая программа "Развитие туризма в Камчатском крае на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", на основании распоряжения Правительства Камчатского края от 05.06.2009 N 262-РП, в соответствии с основными целями, задачами и направлениями Стратегии развития туризма в Камчатском крае до 2025 года.
Программа носит комплексный характер и призвана создать правовую, организационно-управленческую и экономическую среду, благоприятную для обеспечения устойчивого развития въездного и внутреннего туризма в Камчатском крае и увеличения вклада туризма в социально-экономическое развитие региона.
Разработчиком и государственным заказчиком-координатором Программы выступает Агентство по туризму Камчатского края.
Программа базируется на следующих принципах:
- Правительство Камчатского края признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
- приоритетными направлениями государственной поддержки туризма в Камчатском крае являются развитие въездного и внутреннего туризма, содействие деятельности предприятий, осуществляющих прием туристов на территории Камчатского края, а также деятельности по инвестированию средств в инфраструктуру и материально-техническую базу туризма на территории Камчатского края.
Основным инструментом государственной поддержки туристской сферы в Камчатском крае по 2008 год являлась долгосрочная областная целевая программа "Развитие туризма на Камчатке в 2002 - 2010 гг." утвержденная постановлением Совета народных депутатов Камчатской области от 12.03.2003 N 420. Государственным заказчиком Программы являлось Управление внешнеэкономических связей и туризма администрации Камчатской области.
Оценка эффективности результатов реализации предшествующей программы показывает, что благодаря осуществлению ряда туристских проектов, проведению семинаров, периодическому участию Камчатской области (Камчатского края) в крупнейших международных туристских выставках, изданию презентационного Информационного справочника и другой рекламной продукции удалось повысить привлекательность Камчатской области (Камчатского края) для туристов и увеличить турпотоки и инвестиционную активность.
Укрепление полученных за период реализации предыдущей программы результатов, а также дальнейшее развитие туристской отрасли невозможно без преемственности в реализации государственной политики в сфере управления туризмом и дальнейшего применения различных мер его государственной поддержки.
В настоящее время разрабатывается проект Закона Камчатского края "О туристской деятельности в Камчатском крае", который определит принципы, цели, задачи и меры государственной поддержки развития туризма в Камчатском крае, законодательно обусловит усиление роли региональной политики в формировании туристской отрасли региона, а так же установит правила, права и обязанности для субъектов туристской индустрии.
Туристско-рекреационные возможности Камчатки составляют особый ресурсный потенциал, который делает край перспективной территорией для развития въездного и внутреннего туризма. Базируясь на этом потенциале, туризм может и должен стать одной из ведущих отраслей специализации экономики региона.
С целью формирования интереса и повышения престижа Камчатского края, как региона благоприятного для туризма, образования устойчивых потоков въездного и внутреннего туризма, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на поддержку и продвижение регионального туристского продукта, туристского бренда Камчатского края, как уникальной природной территории мирового масштаба.
Благодаря климатическим условиям и особенностям рельефа, особую популярность в последнее время в Камчатском крае завоевывают такие направления зимних видов спорта и туризма, как катание на горных лыжах, снегоходах, сноубординг, лыжный треккинг, хели-ски, биатлон, путешествия и гонки на собачьих упряжках, зимняя охота и рыбалка, поездки в оленеводческие хозяйства.
Стимулирование развития зимних видов спорта и туризма в Камчатском крае, их популяризация на различных международных и региональных туристских выставках, освещение в СМИ возможностей туристско-рекреационного комплекса региона, модернизация инфраструктуры этого вида отдыха будут являться одним из наиболее значимых направлений развития въездного и внутреннего туризма, что позволит в значительной мере снизить сезонную неравномерность туристских потоков.
Приоритетным направлением в реализации мероприятий Программы должно стать возрождение и развитие социального туризма для различных социально-демографических категорий и групп населения в Камчатском крае.
Развитие и поддержка Правительством Камчатского края социального туризма, одновременно с введением системы преференций для предприятий различных форм собственности, организующих за счет собственных средств (либо частично) корпоративный отдых для своих сотрудников, приобретая с помощью туристских компаний края коллективные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы, а также различные путешествия и экскурсии, даст толчок развитию внутреннего туризма и позволит сделать туризм в регионе максимально доступным для большинства жителей.
Создание нормативной правовой базы Камчатского края в сфере социального туризма позволит законодательно регулировать и стимулировать развитие данного направления туризма, и будет являться фундаментом для дальнейшего построения механизма субсидирования субъектов туристской индустрии, предоставляющих услуги социально незащищенным слоям населения.
Развитие и поддержка Правительством Камчатского края социального туризма, в свою очередь, будет способствовать созданию современной инфраструктуры туристской отрасли на неосвоенных территориях, устойчивому развитию существующей материально-технической базы и повышению инвестиционной привлекательности туристской и смежных отраслей региона в целом.
В Камчатском крае по состоянию на 1 января 2009 года зарегистрировано 96 фирм, оказывающих туристские и экскурсионные услуги: количество туроператоров по международному и внутреннему туризму - 61, количество турагентов, осуществляющих деятельность на территории Камчатского края, составляет 35 юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица.
Туристская отрасль Камчатки в подавляющем большинстве своем представляет малый бизнес. Отсутствие достаточного количества крупных туроператоров по внутреннему туризму, имеющих собственный инвестиционный потенциал, свидетельствует о крайне низкой активности по инвестированию средств в инфраструктуру и материально-техническую базу туризма на территории Камчатского края.
Повышению инвестиционной привлекательности туристской и смежных отраслей, распространению активной туристской деятельности на всю территорию региона будет способствовать реализация мероприятий Программы в рамках содействия развитию туристской инфраструктуры в Камчатском крае.
Количество гостиниц и других коллективных средств размещения на территории Камчатского края составляет 100 единиц общей вместимостью 4 994 мест.
Сеть санаторно-курортных организаций, организаций отдыха и туристских баз для отдыхающих включает: Военный санаторий "Паратунка" на 250 мест, 3 санатория-профилактория на 303 места, 1 профилакторий "Фламинго" на 120 мест, 9 баз отдыха на 518 мест, 11 гостевых домов на 208 мест (включая 1 туристскую базу, 1 туристский приют).
Гостиничный комплекс Камчатского края насчитывает 33 учреждения разного уровня классности, из которых только 5 отвечают требованиям 2 - 4 класса обслуживания, что делает крайне проблематичным соответствие средств размещения региона мировым стандартам качества.
Учитывая, что развитие туризма непосредственно зависит от состояния гостиничной инфраструктуры, которая является одним из важнейших факторов, определяющих объемы въездного туристского потока, сложившаяся ситуация требует быстрых и качественных преобразований путем создания благоприятного инвестиционного климата в данном секторе экономики региона.
Основные показатели, характеризующие туристскую сферу деятельности в Камчатском крае:
В 2008 г. услугами туристских фирм Камчатского края воспользовались порядка 24300 граждан России (включая жителей Камчатского края - 20 000 человек), количество туристов-граждан России, путешествующих по Камчатке, составило порядка 103,4% к уровню 2007 г.
Основными регионами по прибытию туристов в Камчатский край стали: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Новосибирск, города дальневосточного региона.
По результатам обработки и анализа данных, полученных от туристских фирм по итогам деятельности за 2008 год, Камчатский край посетило порядка 14 000 иностранных граждан с целью туризма, что составило 112% к уровню 2007 года.
Основная часть иностранных туристов - граждане Дальнего Зарубежья, доля граждан СНГ составляет не более 2%.
Основные страны, генерирующие туристские потоки в Камчатский край
N п/п |
Страна |
Кол-во посетителей, чел. |
% к предыдущему году |
1 |
США |
4900 |
159 |
2 |
Япония |
3500 |
152 |
3 |
Германия |
1050 |
109 |
4 |
Австралия |
450 |
266 |
5 |
Франция |
450 |
174 |
6 |
Великобритания |
340 |
148 |
7 |
Республика Корея |
300 |
130 |
Рост числа прибытий иностранных туристов связан со следующими причинами:
- осуществление компанией "Владивосток Авиа" в период с июля по сентябрь 2008 года прямого международного авиарейса, связывающего города Японии и США с городом Петропавловск-Камчатский;
- расширение круизных программ.
Круизные суда заходят в порт Петропавловск-Камчатский на 8-9 часов. Туристскими фирмами заранее готовятся программы, и прорабатывается с экипажем их выполнение на берегу. Но сход туристов на берег занимает 5-6 часов, это связанно с отсутствием обустроенного пункта пропуска и сложной процедурой оформления.
В рамках поручений Президента Российской Федерации от 16.10.2008 года N ПР-2191 Правительством Камчатского края подготовлены и направлены в адрес Пограничной службы ФСБ России предложения по упрощению порядка оформления иностранных туристов круизных судов при пересечении государственной границы Российской Федерации в Камчатском крае.
Чрезвычайно остро в регионе стоит проблема развития транспортной схемы доставки туристов: отсутствие прямого регулярного авиасообщения с США, Японией, Республикой Корея и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона значительно влияет на рост турпотоков иностранных туристов, а высокие тарифы на авиаперевозки сказываются на динамике прибытия туристов по внутренним авиалиниям.
Степень участия туристских фирм в социально-экономическом развитии Камчатского края могут охарактеризовать следующие данные:
Общий объем реализации туристских услуг в 2008 году составил более 391,73 млн рублей, что составляет 3,24% от общего объема платных услуг населению региона.
Чистые туристские услуги сегодня составляют 1,7% валового регионального продукта. Это не соответствует имеющимся возможностям Камчатского края, доля туризма в ВРП которого, по экспертным оценкам, может составлять не менее 5%. Для достижения такой значимости туристской индустрии в экономике региона необходимо формирование межотраслевой сферы туризма и отдыха как полноценной и высокоэффективной индустрии, позволяющей дать толчок развитию и других важнейших отраслей хозяйства.
Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, сборы за пользование объектами животного мира, различные лицензионные и рекреационные сборы в 2008 году составили порядка 57 млн рублей.
Объемы потребления иностранных посетителей в 2008 году в среднем составили 11 484,0 тыс. долл. США (из расчета среднего курса доллара за 2008 г. - 24,26 руб.) - 97,83% к уровню 2007 года. Объемы потребления российских посетителей в среднем составили 7 430,0 тыс. долл. США - 128,1% к уровню 2007 года. Объемы затрат жителей региона на поездки в среднем составили 13 268,76 тыс. долл. США - 111,5% к уровню 2007 года.
Если количественные показатели характеризуют положительную тенденцию развития туризма в Камчатском крае в последние годы, то качественные характеристики туристской инфраструктуры, представленной средствами размещения, транспорта, включая дороги, объектами показа и экскурсионными услугами, свидетельствуют о необходимости модернизации большинства объектов и оказания государственной поддержки развития туристской инфраструктуры региона.
Влияние туризма на занятость населения и создание новых рабочих мест очевидно: численность занятых в сфере туризма (среднесписочная численность работников с учетом смежных отраслей) составляет 5 558 человек.
В настоящее время, проблемным вопросом развития туризма в Камчатском крае остается обеспеченность предприятий туристской отрасли квалифицированными кадрами, а именно обслуживающим персоналом среднего звена гостиничной сферы и предприятий общественного питания.
В рамках Программы предусмотрена организация курсов подготовки и переподготовки инструкторов-проводников, специалистов гостиничного хозяйства и предприятий общественного питания для обучения 50 - 70 специалистов ежегодно с участием привлеченных преподавателей, реализацией тренинговых программ без отрыва персонала от производственной деятельности посредством внедрения системы корпоративных заказов на подготовку специалистов.
Создание условий для получения профессиональных навыков в сфере туризма, повышение профессионального мастерства, обмен опытом ведения профессиональной деятельности будут в дальнейшем способствовать повышению компетентности субъектов туриндустрии в понимании процесса формирования модели туристского бренда и его продвижения.
Решение вопросов повышения безопасности туристов и туристских услуг в Камчатском крае требует нормативного правового регулирования в этой области.
Главными мерами по повышению уровня безопасности будет являться разработка и принятие единых и четких правил осуществления отдельных видов туризма на территории Камчатского края, основанных на специфике региона и в соответствии с накопленным мировым опытом; паспортизация туристских маршрутов совместно с ГУ МЧС России по Камчатскому краю; разработка проектов нормативных правовых актов Камчатского края, способствующих упорядочению деятельности инструкторов-проводников, гидов-переводчиков и экскурсоводов, обеспечению безопасности туристов, предупреждению бедствий туристских групп и оказанию им своевременной помощи.
Таким образом, анализ современного состояния туристской отрасли в Камчатском крае позволяет сделать вывод о том, что основными сдерживающими факторами развития туризма в регионе являются:
- недостаточная туристская известность Камчатского края на внутреннем и внешнем рынках;
- отсутствие прямого регулярного авиа сообщения с США, Японией, Республикой Корея и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
- ежегодный рост цен на авиаперевозки;
- отсутствие федеральных нормативных правовых актов, регулирующих упрощенный временный порядок осуществления паспортно-визового контроля на круизных судах под иностранным флагом на Камчатке;
- высокая стоимость вертолетных туров;
- острый недостаток средств размещения;
- несоответствие цены и качества гостиничных услуг;
- недостаточное количество объектов инфраструктуры туризма и отдыха;
- неразвитость транспортной инфраструктуры (включая отсутствие морского и несоответствие воздушного пунктов пропуска);
- недостаток квалифицированных кадров в сфере туризма и гостеприимства;
- отсутствие благоприятной информационной среды для туристов.
Анализ состояния индустрии туризма в Камчатском крае требует определения перспектив развития туризма, разработки механизмов привлечения инвестиций в индустрию туризма, а также формирования конструктивного подхода в реализации задач по развитию внутреннего и въездного туризма.
Должно быть обеспечено рекламно-информационное и имиджевое продвижение Камчатского края как региона, благоприятного для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках, формирование эффективного конкурентоспособного регионального туристского продукта через стимулирование развития приоритетных туристских направлений и территорий, повышение качества туристских услуг, создание условий для привлечения российских и иностранных инвестиций в туристскую инфраструктуру, совершенствование информационного обслуживания туристов и системы управления туристским комплексом Камчатского края, в целом.
Многообразие проблем, стоящих перед туристской отраслью Камчатского края, делает невозможным решение их без применения программно-целевых методов, новых подходов и конкретных проектов, позволяющих повысить конкурентоспособность, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги.
Программа содержит наиболее важные направления развития туризма и мероприятия для создания условий и среды, благоприятной для обеспечения устойчивого развития туристской индустрии в Камчатском крае.
2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
2.1. Цели и задачи Программы:
1) для достижения цели Программы по формированию эффективного конкурентоспособного регионального туристского продукта и поддержанию устойчивого спроса на туристские услуги, необходимо решение следующих задач:
а) поддержка имиджевой деятельности туристской индустрии и продвижение туристского бренда Камчатского края, как уникальной природной территории мирового масштаба;
б) популяризация отдельных видов туризма;
2) для достижения цели Программы по развитию туристской инфраструктуры в Камчатском крае необходимо решение следующих задач:
а) совершенствование информационного обслуживания туристов;
б) оказание содействия реализации инвестиционных проектов в сфере туризма.
3) для достижения цели Программы по повышению качества туристских услуг в регионе необходимо решение следующих задач:
а) создание нормативной правовой базы, регулирующей туристскую деятельность в Камчатском крае;
б) повышение квалификации работников туристской индустрии;
в) создание системы анкетирования туристов о качестве полученных услуг;
4) для достижения цели Программы по совершенствованию системы управления туристским комплексом Камчатского края, необходимо решение задачи по повышению квалификации работников Агентства по туризму Камчатского края (обмен опытом).
Постановлением Правительства Камчатского края от 30 марта 2010 г. N 140-П в часть 2.2 внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного постановления
2.2. В рамках решения задачи Программы по поддержке имиджевой деятельности туристской индустрии и продвижению туристского бренда Камчатского края, как уникальной природной территории мирового масштаба, предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) оформление информационного стенда и участие объединенным информационным стендом Камчатского края в крупнейших международных туристских выставках: "Интурмаркет", "MITF","JATA", "ХМТЭЯ", "WTM", "ITB"; региональных туристских выставках;
2) организация и проведение ежегодных туристских выставок "Летний отдых", "Зимний отдых" в КГУ Камчатский выставочный центр.
Одной из активных форм популяризации туристского потенциала Камчатского края, поддержки и увеличения туристского потока является участие в специализированных выставках, ярмарках. В последние годы участие Камчатского края в подобных мероприятиях становится все более активным, расширяя горизонты специализации выставок.
Присутствие на выставках представителей международных туристских организаций, СМИ, ведущих туроператоров, региональных туристских администраций, профессиональных ассоциаций, гостиниц, а также крупных транспортных компаний содействует развитию внутреннего и въездного туризма в России и установлению прямых деловых контактов между российскими участниками и зарубежными экспонентами.
Совместное участие Правительства Камчатского края и туристских компаний объединенным информационным стендом в крупнейших международных выставках в России, таких как "Отдых", "Интурмаркет" и "MITF", а также за рубежом (выставки "WTM" - Великобритания, "ITB" - Германия, "JATA" - Япония, ХМТЭЯ - КНР, и др.), региональных туристских выставках направлено на достижение конкретных целей, а именно на продвижение туристского бренда региона.
Использование на выставках современных средств презентации: медиакомплексов, стендов современной конструкции и дизайна, участие представителей средств массовой информации открывают перед экспонентами реальные возможности представить туристско-рекреационный потенциал Камчатского края, туристский продукт, предлагаемый камчатскими туристскими фирмами, организовать широкое освещение своей деятельности в СМИ, достичь определенных договоренностей с потенциальными партнерами.
Агентство по туризму Камчатского края формирует состав участников специализированных туристических выставок, осуществляет финансирование аренды выставочной площади, оборудования и регистрационного взноса в пределах средств краевого бюджета, предусмотренных настоящей Программой.
Туристские компании Камчатского края несут расходы транспортные, гостиничные и на подготовку рекламной продукции.
Всего на участие в выставочно-ярмарочной деятельности из внебюджетных источников (туроператоры) будет привлечено 3 076,0 тыс. рублей.
3) подготовка и издание презентационных раздаточных материалов о туристских ресурсах края (буклеты, справочники, проспекты, путеводители, туристские презентационные карты, CD и DVD).
Необходимым условием успешного проведения выставки, презентационного мероприятия и рекламной кампании, в целом, является наличие большого количество разнообразно представленного раздаточного материала рекламно-имиджевого характера: буклеты, справочники, проспекты, путеводители, туристские презентационные карты, CD и DVD с использованием соответствующей символики Камчатского края.
Всего на издание печатных материалов, пропагандирующих туристские возможности и достижения региона, из внебюджетных источников (туроператоры) будет привлечено 875,0 тыс. рублей.
4) организация пропаганды и освещение в СМИ возможностей туристско-рекреационного комплекса края (газеты, журналы, фильмы).
Также запланировано размещение информации о туристском потенциале Камчатского края в российских и зарубежных печатных СМИ, каталогах и справочниках; подготовка и размещение сюжетов о туризме в регионе на телевидении, радио, иных средствах размещения и носителях информации.
Всего на организацию пропаганды и освещение в СМИ возможностей туристско-рекреационного комплекса края, из внебюджетных источников (туроператоры) будет привлечено 916,0 тыс. рублей.
Грамотная реализация комплекса спланированных рекламных мероприятий должна положительно сказаться на увеличении туристских потоков в Камчатский край, дать быстрый отклик от потенциальных партнеров, оказать мощное рекламное воздействие на потребителей в части формирования положительного имиджа серьезной и процветающей туристской отрасли в регионе.
5) проведение рекламных и пресс-туров по территории края для представителей туроператоров и центральных СМИ.
Одним из важных направлений укрепления положительного имиджа региона, привлечения интереса крупных туроператорских компаний к региональным турпродуктам, выведения регионального продукта на российский и международный рынки должна стать организация рекламных туров по полуострову для представителей туроператоров и центральных СМИ.
Эффект подобного мероприятия заключается в ориентации на определенную целевую аудиторию, когда приглашаются конкретные российские или зарубежные туроператоры, заинтересованные в сотрудничестве с камчатскими туристскими компаниями, в рекламный тур по Камчатскому краю. Рекламный тур проводится один раз в год, количество участников в среднем составляет 20 человек.
Всего на проведение рекламных туров по территории края для представителей туроператоров и центральных СМИ, из внебюджетных источников (туроператоры) будет привлечено 430,0 тыс. рублей.
6) организация подготовки и проведения презентаций туристского потенциала региона в России и за рубежом.
Оптимальным решением для продвижения туристского бренда Камчатского края является использование презентации - динамичной и продуманной подачи информации с использованием различных мультимедийных технологий, раздаточного и иллюстрирующего материала.
Затраты на организацию и проведение масштабной презентации включают в себя комплекс мероприятий: разработка сценария, оформление помещений, подбор артистов и ведущих, снабжение мероприятия специальной аппаратурой: проектор, презентационное оборудование; обеспечение информационной поддержкой, розыгрыши призов, конкурсы, организация фуршетов и т. д.
Это наиболее затратный, но эффективный способ воздействия на аудиторию, который максимально обосновано и подробно позволит преподнести все преимущества туристско-рекреационного комплекса Камчатки, тем самым продвигая имидж региона на международный уровень.
7) проведение туристских слетов, соревнований.
В период реализации Программы планируется ежегодное проведение туристских слетов и соревнований среди туристских организаций, клубов и объединений по всей территории края.
Всего на проведение данных мероприятий из внебюджетных источников (туроператоры) будет привлечено 174,0 тыс. рублей.
8) проведение праздника Камчатского края "Дни туризма в Камчатском крае".
Планируется ежегодное проведение ряда мероприятий в рамках праздника Камчатского края "Дни туризма в Камчатском крае". Проект, впервые представленный в мае 2009 года, направлен на повышение профессионального уровня персонала турфирм, качества услуг и безопасности, на создание привлекательного имиджа Камчатского края, активное продвижение регионального туристского продукта и бренда Камчатского края, укрепление межрегиональных связей, развитие внутреннего и въездного туризма.
Всего на проведение мероприятий в рамках праздника Камчатского края "Дни туризма в Камчатском крае", из внебюджетных источников (туроператоры) будет привлечено 174,0 тыс. рублей.
9) проведение праздника Камчатского края "День вулкана".
В период реализации Программы планируется ежегодное проведение праздника Камчатского края "День вулкана", в рамках которого предусмотрен ряд мероприятий: массовое восхождение, проведение турниров по гольфу, просмотр научно-популярных фильмов, викторины, конкурсы, концерты бардов, культурно-развлекательная программа с участием творческих коллективов Камчатского края.
Всего на проведение праздника Камчатского края "День вулкана" из внебюджетных источников (туроператоры) будет привлечено 174,0 тыс. рублей.
Все выше перечисленные мероприятия позволят задействовать все существующие основные каналы продвижения совокупного туристского продукта Камчатского края и успешно конкурировать региону на российском и международном туристских рынках.
2.3. Для решения задачи Программы по популяризации отдельных видов туризма предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) разработка проектов нормативных правовых актов Камчатского крае, регулирующих и стимулирующих развитие социального туризма среди различных социально-демографических категорий и групп населения;
2) субсидии субъектам туристской деятельности с целью возмещения части затрат в связи с производством, реализацией и оказанием услуг в сфере социального туризма.
Мероприятия Программы в рамках решения этой задачи будут нацелены на стимулирование развития социального туризма на территории Камчатского края для различных социально-демографических категорий и групп населения, а также на развитие туристской инфраструктуры региона.
К приоритетным видам социального туризма относятся: лечебно-оздоровительный, экологический и культурно-познавательный туризм для пенсионеров, ветеранов, инвалидов и детско-юношеский туризм.
Крайне важным является построение надежного правового фундамента для формирования и стимулирования развития общедоступного, социально ориентированного туризма.
Государственная поддержка в форме субсидии за счет средств краевого бюджета субъектов туристской деятельности предусматривается с целью возмещения части затрат в связи с производством, реализацией и оказанием услуг в сфере социального туризма на территории Камчатского края.
Реализация данного мероприятия осуществляется в соответствии с Порядком предоставления государственной поддержки субъектам туристской деятельности в сфере социального туризма на территории Камчатского края в форме субсидий, предусмотренным Приложением 4 к настоящей Программе.
Развитие социального туризма в обозначенном направлении будет способствовать созданию крайне необходимой инфраструктуры на неосвоенных территориях и устойчивому развитию существующей материально-технической базы.
Всего на реализацию мероприятий по субсидированию субъектов туристской деятельности с целью возмещения части затрат в связи с производством, реализацией и оказанием услуг в сфере социального туризма на территории Камчатского края, из внебюджетных источников (туроператоры) будет привлечено 7 500,0 тыс. рублей. Объем финансирования за счет средств внебюджетных источников подлежит ежегодному уточнению.
2.4. Для решения задачи Программы по совершенствованию информационного обслуживания туристов предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) разработка и создание единого туристского сайта в целях продвижения туристских возможностей края в сети Интернет.
Создание единого регионального информационного туристского сайта, постоянная информационная поддержка, а также продвижение сайта в поисковых системах должны совершенствовать информационное обеспечение туристской отрасли региона, обеспечить продвижение туристского бренда Камчатского края в глобальной сети.
2) создание электронной базы данных экскурсоводов, инструкторов-проводников, гидов-переводчиков и размещение информации на едином туристском сайте.
Это позволит обеспечить моментальный доступ к информации о высококвалифицированных специалистах туриндустрии в Камчатском крае и впоследствии воспользоваться услугами предложенного персонала.
3) установка наружных средств сопровождения туристов на русском и английском языках: баннеров, информационных щитов, табличек.
Для информационного сопровождения гостей полуострова, облегчения ориентации туристов в местах массового посещения, будут установлены информационные щиты, баннеры и таблички с информацией о туристских достопримечательностях Камчатского края на русском и английском языках.
4) организация функционирования сети презентационных медиакомплексов и туристских электронных информационных киосков самообслуживания.
В целях предоставления оперативной и доступной информации о туристских ресурсах края и объектах туристского показа, планируется организация функционирования сети презентационных медиакомплексов и туристских электронных информационных киосков самообслуживания.
Внедрение прогрессивных методов информирования туристов с использованием мультимедийных сенсорных систем будет являться одним из способов решения поставленной задачи по информационному обеспечению населения края и приезжающих туристов о туристско-рекреационных возможностях Камчатского края в рамках современной маркетинговой стратегии по поддержке и продвижению регионального туристского продукта.
2.5. Программой предусмотрена реализация мероприятий для решения задачи Программы по оказанию содействия по реализации инвестиционных проектов в сфере туризма:
1) подготовка паспортов инвестиционных проектов в сфере развития индустрии туризма;
2) ведение информационной базы данных инвестиционных проектов в сфере развития индустрии туризма;
3) участие в инвестиционных презентационных мероприятиях в сфере развития индустрии туризма.
Обеспечение туристской привлекательности напрямую зависит от состояния общей инфраструктуры региона, что требует значительных затрат, комплексного подхода для укрепления туристской известности, стимулирования инвестиционной активности и насыщения туристского комплекса края объектами инфраструктуры.
Реализация данных мероприятий будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности туристской и смежных отраслей, распространению активной туристской деятельности на всю территорию региона.
2.6. Для решения задачи Программы по созданию нормативной правовой базы, регулирующей туристскую деятельность в Камчатском крае, предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) разработка проекта Правил осуществления отдельных видов туризма на территории Камчатского края, таких как сплавы, хейли-ски, восхождения;
2) паспортизация туристских маршрутов совместно с ГУ МЧС России по Камчатскому краю;
3) разработка проектов нормативных правовых актов Камчатского края, способствующих упорядочению деятельности инструкторов-проводников, гидов-переводчиков и экскурсоводов, обеспечению безопасности туристов, предупреждению бедствий туристских групп и оказанию им своевременной помощи, а так же в целях повышения качества приема и обслуживания туристов в Камчатском крае.
2.7. Для решения задачи Программы по повышению квалификации работников туристской индустрии предполагается осуществление мероприятий, позволяющих выявить потребности организаций сферы туризма и гостеприимства в специалистах различной квалификации, привлечь преподавателей и будущих специалистов к решению текущих задач развития туризма в Камчатском крае, повысить качество и эффективность обслуживания туристов на территории региона:
организация и проведение курсов подготовки и переподготовки инструкторов-проводников, обслуживающего персонала гостиничной сферы и предприятий общественного питания.
Всего на обучение из внебюджетных источников (предприятий общественного питания и сферы гостеприимства) будет привлечено 2 084 тыс. рублей.
2.8. В рамках решения задачи по созданию системы анкетирования туристов о качестве полученных услуг, предусмотрены мероприятия:
1) внедрение системы мониторинга туристских потоков и проведение маркетинговых исследований в области въездного и внутреннего туризма.
Проведение данных исследований диктуется необходимостью постоянного отслеживания состояния туристской индустрии региона и ситуации на туристском рынке.
2) организация Интернет on-line мониторинга-опроса по отдыху и туризму в Камчатском крае на едином туристском сайте.
В целях определения уровня качества предоставляемых туристских услуг, выявления туристской известности и предпочтений, направленности турпотоков, учета эффективности использования туристских ресурсов, повышения обеспечения безопасности туристов, планируется проведение исследований и опросов, включая Интернет on-line мониторинг-опрос на едином региональном туристском сайте.
Также будет осуществляться сбор и обобщение анкетных данных туристов, характеризующих состояние индустрии туризма в Камчатском крае, определяющих тенденции и пути развития.
2.9. Для решения задачи Программы по повышению квалификации работников Агентства по туризму Камчатского края предусматривается реализация следующего мероприятия:
организация, проведение и участие в межрегиональных и региональных семинарах, конференциях, форумах.
Предполагается осуществление мероприятий с различными субъектами туристской индустрии и обмена опытом ведущих специалистов в сфере туризма. Это позволит рассмотреть конкретную проблематику развития туризма в регионах, актуальные вопросы правового регулирования туризма, содействовать информационному обеспечению регионального туризма, распространению и освещению опыта развития туристской отрасли и эффективных способов управления туристским комплексом.
2.10. Реализация Программы рассчитана на среднесрочную перспективу - в течение 2010-2012 гг.
Постановлением Правительства Камчатского края от 7 сентября 2010 г. N 370-П часть 2.11 раздела 2 настоящего приложения изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после официального опубликования названного постановления
2.11. Финансирование Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников.
Общая потребность в средствах, необходимых для реализации Программы в 2010-2012 годах, составляет 52 418,0 тыс. рублей, в том числе:
краевой бюджет - 37 015,0 тыс. руб., в том числе по годам:
2010 год - 5 357,00 тыс. руб.;
2011 год - 15 809,00 тыс. руб.;
2012 год - 15 849,00 тыс. руб.;
внебюджетные источники (по согласованию) - 15 403,0 тыс. руб., в том числе по годам:
2010 год - 3 967,00 тыс. руб.;
2011 год - 5 497,00 тыс. руб.;
2012 год - 5 939,00 тыс. руб.
2.12. Конкретный перечень мероприятий Программы с указанием расчетов по каждому мероприятию, сроков, источников финансирования, главных распорядителей бюджетных средств изложен в Приложении N 1 к настоящей Программе.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета подлежат уточнению и утверждению в установленном порядке законом Камчатского края о краевом бюджете на очередной финансовый год.
Объемы финансирования за счет средств внебюджетных источников уточняются и устанавливаются в зависимости от степени вовлечения к участию предприятий туриндустрии и сферы гостеприимства в реализации мероприятий Программы.
3. Субсидии местным бюджетам
Программа не предусматривает предоставление субсидий местным бюджетам.
4. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности ее реализации
Реализация мероприятий Программы будет способствовать повышению конкурентоспособности регионального туристского продукта и качества предоставляемых туристских услуг, продвижению туристского бренда Камчатского края, как уникальной природной территории мирового масштаба, положительной динамике вклада туристской отрасли в социально-экономическое развитие Камчатского края, обеспечению занятости населения, созданию новых рабочих мест и достойных условий труда, совершенствованию системы управления туристским комплексом Камчатского края.
Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в:
1) увеличении в 2012 году въездного и внутреннего туристских потоков в Камчатском крае на 21% по отношению к уровню 2008 года;
2) ежегодном приросте среднесписочной численности работников, занятых в сфере туризма (с учетом смежных отраслей), на 100 человек;
3) увеличении количества специалистов, прошедших обучение на курсах подготовки и переподготовки кадров - инструкторов-проводников, обслуживающего персонала гостиничной сферы и предприятий общественного питания, к 2012 году до 70 человек в год;
4) увеличении количества региональных, межрегиональных семинаров, конференций, форумов с участием субъектов туристской индустрии, Агентства по туризму Камчатского края, к 2012 году до 5 единиц в год.
Бюджетная эффективность мероприятий будет заключаться в увеличении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Планируемое поступление доходов в консолидированный бюджет Камчатского края от деятельности туристских предприятий к 2012 году составит 74 млн рублей (рост к уровню 2008 года на 30%).
Объем реализации туристских услуг к 2012 году составит 510 млн рублей (рост к уровню 2008 года в 1,3 раза). В результате реализации Программы в 2012 году объемы потребления российских и иностранных туристов вырастут в среднем в 1,2 раза по отношению к уровню 2008 года.
Показатели (критерии) эффективности, позволяющие оценивать ход реализации Программы по годам, приведены в Приложении N 2 к настоящей Программе.
5. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет Агентство по туризму Камчатского края.
Государственный заказчик-координатор Программы несет ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, обеспечивает подготовку обобщенной информации о ходе реализации Программы и эффективности проводимых мероприятий в установленные сроки.
Исполнители программных мероприятий несут ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, обеспечивают своевременный учет и предоставление необходимой финансовой отчетности при реализации мероприятий Программы.
Государственный заказчик-координатор на основании пункта 5.9. раздела 5 приложения к постановлению от 23.09.2008 N 281-П "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ" ежеквартально проводит оценку эффективности реализации Программы и в течение 15 дней после окончания квартала представляет отчет о выполнении Программы Министерству экономического развития Камчатского края.
Государственный заказчик-координатор на основании пункта 5.10. раздела 5 приложения к постановлению от 23.09.2008 N 281-П "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ" до 1 февраля года, следующего за отчетным, проводит оценку степени достижения поставленных задач по итогам реализации Программы, формирует и представляет в Министерство экономического развития Камчатского края и Министерство финансов Камчатского края отчет о ее выполнении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.