Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Правительства
Камчатского края
от 12 октября 2012 г. N 398-РП
Стратегия
действий в интересах детей в Камчатском крае на период до 2017 года
1. Положение детей в Камчатском крае. Основные проблемы в сфере детства
1.1. Общая характеристика ситуации
По состоянию на 1 января 2012 года в Камчатском крае проживает около 46,0 тыс. семей, в которых воспитывается более 66,0 тыс. детей, из которых 18,0 тыс. проживают в малообеспеченных семьях. Среди малоимущих значительная часть - неполные и многодетные семьи.
С уверенностью можно констатировать факт уменьшения случаев рождения детей несовершеннолетними мамами. В 2011 году доля родившихся младенцев у матерей этой возрастной группы в общем числе составила 1,3% (в 2010 - 1,4%, в 2009 - 1,8%).
Остается весомым уровень внебрачной рождаемости. В 2011 году в Камчатском крае в статусе внебрачных детей родилось 1 228 малышей (в 2010 - 1 258, в 2009 - 1 357).
В 2011 году в Камчатском крае зарегистрировано 3 459 брачных союзов (в 2010 - 3 329, в 2009 - 3 448).
За прошлый год 2 228 семейных пар расторгли брак (в 2010 - 2 245, в 2009 - 2 428). На 1 000 браков пришлось 664 развода. После развода в 150 неполных семьях на воспитании остались по одному ребенку, в 30 неполных семьях с двумя и более детьми осталось 64 ребенка.
По прогнозам в ближайшие годы не ожидается резкого роста рождаемости, что связано с демографическим провалом в 90-е годы, выросшее поколение которых вступило сегодня в репродуктивный возраст.
Вместе с тем, в результате принятия в последние годы таких мер, как "Материнский капитал", ипотечное кредитование, обеспечение земельными участками многодетных семей в Камчатском крае, наметились положительные тенденции в рождаемости второго и последующего ребенка.
Большая часть детей проживает в городах (76,6%), в сельских населенных пунктах - 23,3%.
Численность школьников в динамике за 4 года уменьшилась в 1,06 раза и по состоянию на 01.01.2012 составила 34 424 человека в 125 общеобразовательных учреждениях.
Сеть учреждений дополнительного образования детей в Камчатском крае составляет 89 образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности с численностью обучающихся 34 347 человек.
На территории Камчатского края расположены 8 учреждений начального профессионального образования, в которых обучается 1 712 человек, 8 учреждений среднего профессионального образования (в том числе одно негосударственное), с численностью обучающихся 3 236 человек.
В 9 учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается 450 человек.
В 2011 году было зафиксировано 663 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, 445 детей-инвалидов.
Проведение комплексной профилактической работы с несовершеннолетними в последние годы позволило сократить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними.
В 2011 году зарегистрировано 216 преступлений, совершенных подростками, на учете в ОВД Камчатского края состоит 958 несовершеннолетних.
Наблюдается рост преступлений против несовершеннолетних, в том числе уклонение граждан от уплаты средств на содержание детей (136,1%), и снижение таких преступлений, как неисполнение гражданами обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (10%), вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (95%), действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста (8%).
1.2. Уровень жизни семей с детьми. Ребенок в семье.
Сложившиеся в последние годы изменения в уровне жизни населения свидетельствуют о позитивной направленности тенденций в этой области. Вместе с тем, для большинства населения уровень жизни Камчатского края остается по-прежнему невысоким.
В 2011 году номинальный среднедушевой денежный доход в Камчатском крае сложился в сумме 30 263,4 рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 2010 года на 12,7%, превысив среднероссийский показатель в полтора раза.
Реальные денежные доходы населения за указанный период времени составили 102,9% от величины денежного дохода за 2010 год.
За IV квартал 2011 года размер прожиточного минимума в среднем на душу населения в Камчатском крае составил 12 584 рублей, для трудоспособного населения - 13 139 рублей, пенсионеров - 10 489 рубля, детей - 12 013 рублей. В сравнении с IV кварталом 2010 года величина прожиточного минимума в среднем на душу населения выросла на 2,8 процента.
Размер прожиточного минимума в Камчатском крае самый высокий не только в Дальневосточном федеральном округе, но и в 2 раза превышает средний по России прожиточный минимум.
Среднедушевой доход по краю в 2011 году составил 2,53 величины прожиточного минимума. Это отношение выше, чем в 2010 году на 7,2 процента.
По экспертным оценкам в 2011 году уровень бедности, регистрируемый органами статистики, составил 17,7% населения края (за 2010 год - 18,47%, за 2009 год - 23,1%).
В целях сокращения бедности среди семей с детьми, обеспечения всесторонней социально-экономической поддержки семей с детьми, повышения качества жизни семей с детьми, необходимо:
- содействие укреплению института семьи и брака, повышение значимости семьи и семейного воспитания, развитие и формирование семейных ценностей у молодых супругов, пропаганда позитивного опыта супружеских пар старшего поколения
- обеспечение всесторонней социально-экономической поддержки семей с детьми:
- доведение ежемесячного пособия для детей в возрасте до 18 лет из малообеспеченных семей до 1500 рублей с последующей индексацией;
- формирование системы кредитования семей;
- обеспечение гарантий занятости на рынке труда для родителей из неполных и многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.3. Основные проблемы в сфере детства
Основными направлениями деятельности Правительства Камчатского края в сфере защиты прав детей в Камчатском крае являются: создание безопасных условий для обучения и воспитания обучающихся, доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и попавших в трудную жизненную ситуацию, условий для развития творческих способностей у детей и подростков.
Вместе с тем, требует совершенствования работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса одаренных детей, поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданию доступной среды и возможностей для получения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательных учреждениях недостаточно эффективно внедряются формы работы, обеспечивающие доступность качественного образования, в том числе дополнительного образования.
Недостаточно внимания уделяется организации участия детей в общественной жизни, созданию условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов: дистанционные олимпиады, открытые образовательные проекты, виртуальные школы.
Низкая эффективность работы по профилактике семейного неблагополучия, позднее выявление семейного неблагополучия, отсутствие индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, способствует сохранению значительной доли социальных сирот в Камчатском крае.
Недостаточна работа органов местного самоуправления муниципальных образований Камчатского края, осуществляющих переданные государственные полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей в Камчатском крае, что приводит к серьезной нагрузке на краевой бюджет по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах и интернатных учреждениях.
1.4. Первоочередные меры
Совершенствование форм работы, обеспечивающих предоставление качественных образовательных услуг.
Разработка и утверждение региональных стандартов минимальных гарантий доступа к доходам и социальным услугам, определяющих основные показатели качества жизни детей, включая минимальный гарантированный доход, гарантированное социальное жилье, семейный отдых и качество питания.
Содействие реализации в Камчатском крае глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям".
Организация межведомственного взаимодействия по выявлению, учету, устройству и помощи детям, находящимся в социально-опасном положении. Широкое внедрение Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению, учету, устройству детей, оставшихся без попечения родителей и/или пострадавших от жестокого обращения (находящихся в социально опасном положении) в Камчатском крае, утвержденного на заседании Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в декабре 2011 года.
Активизация семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение информационной поддержки жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработка мер социальной поддержки граждан, желающих усыновить (удочерить) ребенка.
Подготовка и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть "Интернет", организации и учреждения для детей.
Разработка и принятие программы, пропагандирующей ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей через средства массовой информации, систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры.
Разработка и нормативное закрепление региональных стандартов оказания специализированных услуг по профилактике жестокого обращения с детьми, преодолению семейного неблагополучия и социального сиротства, реабилитационной помощи детям (их семьям), пострадавшим от жестокого обращения.
Повышение доступности услуг для семей с детьми за счет активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций.
Продолжение общенациональной информационной кампании в Камчатском крае по противодействию жестокому обращению с детьми.
Формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.
Формирование региональной системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.
1.4.1. Меры, направленные на профилактику социального сиротства
Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми, организация комплексной работы с семьями по предотвращению распада семьи и лишения родителей родительских прав.
Формирование региональной базы данных неблагополучных семей, утверждение планов их психолого-педагогического сопровождения.
Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, участковых социальных служб, мобильных бригад, кризисных центров для детей, пострадавших от жестокого обращения, и кризисных центров для матерей с детьми в целях осуществления работы с ними по предотвращению отказа от ребенка.
Обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми.
Организация межведомственного взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов по защите имущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на получение алиментных выплат от родителей, лишенных родительских прав.
Проведение мероприятий, способствующих восстановлению кровных семей, в том числе предоставление услуг кодирования от алкогольной зависимости лицам, лишенным (ограниченным) родительских прав.
Обеспечение сопровождения семей, принявших на воспитание в свою семью под опеку (попечительство), усыновивших (удочеривших) детей.
Организация работы медицинских, социальных служб по профилактике отказов от детей при рождении и (или) помещении их в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей.
1.5. Ожидаемые результаты
Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства.
Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.
Сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме.
Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.
2. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей
2.1. Основные направления развития системы образования
Система образования Камчатского края развивается в русле общероссийских тенденций и в соответствии со Стратегией развития образования Камчатского края на период до 2025 года.
Основные направления развития системы образования Камчатского края в 2012 году:
Предоставление доступного качественного дошкольного образования в соответствии с потребностями населения.
Обеспечение доступности обязательного качественного общего образования.
Создание безопасных и комфортных условий нахождения учащихся в образовательном учреждении.
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей.
Обеспечение качественного начального и среднего профессионального образования.
В 2011 - 2012 годах продолжена реализация приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО), планов действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", долгосрочных краевых целевых программ: "Развитие образования в Камчатском крае на 2013 - 2015 годы", "Семья и дети Камчатки".
Распоряжением Правительства Камчатского края от 22.07.2011 N 348-РП утвержден Комплекс мер по модернизации общего образования в Камчатском крае на 2011 год.
Несмотря на принимаемые меры, действующая сеть дошкольных образовательных учреждений в Камчатском крае не удовлетворяет потребность родителей в дошкольном воспитании и образовании. Как результат этого - появление очередей на устройство в детские дошкольные образовательные учреждения.
2.2. Цели и задачи в сфере обеспечения доступности и качества образования
Конкурентоспособность региональной системы образования требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося общества. Одновременно, возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Стратегическими целями обеспечения доступности и качества образования в Камчатском крае являются:
1) создание условий для формирования личности, способной гарантировать устойчивое повышение качества жизни путем непрерывного образования и поддержания высокой готовности к самообучению, социальной и профессиональной мобильности и владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и межличностного взаимодействия;
2) обновление содержания и форм организации образовательного процесса, развитие практической направленности образовательных программ, развитие государственно-общественного управления образованием, формирование системы непрерывного образования, внедрение новых экономических механизмов.
Для достижения стратегических целей необходимо решение следующих задач:
1) проведение оптимизации сети образовательных учреждений, создание базовых школ, ресурсных центров дистанционного обучения, новых видов общеобразовательных учреждений для получения доступного и качественного образования;
2) создание оптимальной сети образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования с учетом демографической ситуации и образовательных запросов населения;
3) создание автономных дошкольных образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги в сфере дошкольного образования, автономных образовательных учреждений среднего профессионального образования, предоставляющих образовательные услуги в сфере среднего профессионального образования, и автономных образовательных учреждений, предоставляющих услуги в сфере дополнительного образования детей;
4) создание в общеобразовательных учреждениях края условий, обеспечивающих поэтапный переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);
5) создание региональной системы оценки качества образования, в той числе с привлечением общественности;
6) внедрение новых федеральных государственных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода;
7) расширение использования современных образовательных технологий, особенно информационных;
8) создание условий для выявления и развития творческих способностей детей и молодежи;
9) развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров для всех уровней системы образования.
2.3. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи
Разработка региональной нормативной правовой базы, обеспечивающей закрепление особых образовательных запросов одаренных детей; поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми.
Создание регионального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе и в специализированных школах для одаренных детей.
Развитие системы поиска одаренных детей:
- организация краевых конкурсов и иных мероприятий (олимпиад, фестивалей, соревнований) регионального уровня в системе общего и дополнительного образования детей в Камчатском крае;
- обеспечение участия победителей регионального этапа олимпиад и краевых конкурсов во всероссийских олимпиадах и конкурсах;
- формирование базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи.
Обеспечение развития системы поддержки и сопровождения одаренных детей:
реализация модульной программы повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений в Камчатском крае "Технологии работы с одаренными учащимися в общеобразовательной школе".
Обеспечение специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями) на базе КГБОУ ДОВ "Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров".
Обеспечение информационной поддержки по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.
2.4. Меры, направленные на развитие воспитания и социализации детей
Внедрение в региональной системе образования современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Укрепление ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материально-технического, финансового, кадрового, информационнометодического) и организации контроля за условиями, созданными в образовательных учреждениях для воспитания и социализации детей.
Обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей.
Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.
2.5. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей
Развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей способствуют 89 учреждений дополнительного образования.
Приоритетные задачи:
1. Обновление содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей.
2. Развитие инфраструктуры и материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей.
3. Развитие информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение, в учреждениях дополнительного образования детей.
4. Создание условий, обеспечивающих взаимодействие учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений по реализации внеурочной деятельности, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом.
5. Повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей.
Мероприятия по обеспечению качественного дополнительного образования детей:
1. Создание базовых площадок по различным направлениям деятельности дополнительного образования детей.
2. Формирование на региональном уровне банка программ нового поколения.
3. Реализация региональных пилотных проектов по внедрению новых организационных форм дополнительного образования детей, в том числе по созданию автономных учреждений дополнительного образования.
4. Координация деятельности по повышению квалификации и подготовке кадров для системы дополнительного образования различной ведомственной принадлежности.
2.6. Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства
Внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах.
Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативноправового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.
Создание региональных порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет".
2.7. Ожидаемые результаты
Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации.
Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов. Развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью).
Повышение рейтинга камчатских школьников за счет участия в межрегиональных и всероссийских олимпиадах школьников.
Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.
Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.
Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ.
Доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.
Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.
Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.
Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий.
Увеличение вариативности программ дополнительного образования, реализуемых музеями и культурными центрами.
Рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров, театров.
Создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.
Сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде.
3. Развитие здравоохранения, дружественного к детям, и здорового образа жизни
3.1. Краткий анализ ситуации и основные задачи
Одним из важнейших показателей демографической ситуации, качества жизни населения является уровень материнской и младенческой смертности.
Коэффициент младенческой смертности в Камчатском крае не стабильный: 2008 - 7,5%; 2009 - 11,4%, 2010 - 9,03%; 2011 - 9,5% на 1000 детей, родившихся живыми, и превышает показатель РФ в среднем на 17 - 20%.
В 2011 году родилось живыми 3997 человек.
Умерло до года 39 детей (9,5%) по данным Камчатстата, по данным лечебно-профилактических учреждений - 37 (9,2%), 2 ребенка умерли за пределами Камчатского края (свидетельства о смерти выданы в Камчатском крае).
Показатель младенческой смертности в Камчатском крае нестабилен. В связи с небольшим числом родов, каждый случай смерти ведет в значительному колебанию показателя. Так, в 2009 году он составил 11,8%. (умерло 46 детей), в 2010 году - 9,0% (умерло 35 детей), в 2011 году - 9,2% (умерло 37 детей).
В структуре младенческой смертности основной составляющей продолжает оставаться ранняя неонатальная смертность. Показатель ранней неонатальной смертности в 2011 году вырос на 18,5% и составил 5,4%.
В структуре причин ранней неонатальной смертности продолжают превалировать внутриутробные инфекции, врожденные пороки развития, асфиксии, синдром дыхательных расстройств.
В Камчатском крае, как и в Российской Федерации, в целом, отмечаются случаи суицидов среди подростков. В 2010 и 2011 годах было выявлено четыре случая. По состоянию на 01.08.2012 года случаев суицидов среди несовершеннолетних не выявлено.
Необходима разработка и утверждение комплекса мер, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся в образовательных учреждениях в Камчатском крае.
Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма (включая "пивной алкоголизм"), наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста.
Распространение опыта работы КГБОУ "Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" по формированию негативного отношения у детей и подростков к потреблению наркотических средств, алкоголя и табака, развитию волонтерского движения среди детей и молодежи по формированию здорового образа жизни.
Создание волонтерских отрядов во всех образовательных учреждениях Камчатского края, установление взаимодействия с лечебными учреждениями и краевым наркологическим диспансером.
Развитие подростковой медицины, стимулирование потребности в здоровом образе жизни.
Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями.
Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства.
Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.
3.2. Меры по сохранению и укреплению здоровья ребенка
Снижение рисков для здоровья детского населения должно осуществляться на основе предупреждения и устранения вредного воздействия среды обитания.
Одним из наиболее важных факторов охраны здоровья детей является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, включающее реализацию следующих мероприятий:
- борьба с инфекционными и паразитарными заболеваниями;
- снижение и стабилизация уровней заболеваемости по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики за счет иммунизации детского населения в строгом соответствии с Национальным календарем профилактических прививок;
- совершенствование профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С.
Продолжение внедрения организационных и медицинских технологий на основе порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
Продолжение реализации ранее начатых программ по неонатальному и аудиологическому скринингу, профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку.
Совершенствование оказания акушерской и неонатальной помощи, путем создания в крае службы родовспоможения 3 уровня на базе многопрофильного лечебного учреждения.
Расширение доступности системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях края, в целях своевременного выявления задержки развития, патологических состояний и оказания медицинской помощи.
Продолжение осуществления комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности: развитие материально-технической базы, обучение кадров (акушеров-гинекологов, неонатологов, педиатров, анестезиологов-реаниматологов).
Осуществление экстренной транспортировки больных детей из районов края, с целью оказания своевременной специализированной медицинской помощи в лечебных учреждениях краевого центра.
Организация работы врачебных бригад в отдаленных районах края для профилактической работы с детьми.
Создание и развитие современной лаборатории скрининг диагностики, с целью перинатальной диагностики врожденной патологии.
Организация мер по обеспечению нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения края.
Расширение доступности детей к оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой за пределами Камчатского края.
Создание в Камчатском крае регионального регистра детей с редкими заболеваниями и обеспечением их специальным лечением, питанием и реабилитационным оборудованием, а также обеспечение контроля за его ведением.
Оказание паллиативной медицинской помощи детям, страдающими неизлечимыми заболеваниями в лечебных учреждениях края, а также обучение родителей (законных представителей) особенностям ухода за такими детьми.
Продолжение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях, а также находящихся на семейном воспитании.
Доступность всех медицинских услуг системы здравоохранения для детей с особыми потребностями.
Развитие комплексных реабилитационных мероприятий для уязвимых категорий детей (дети-инвалиды, дети из групп риска, дети с хроническими заболеваниями).
Активное взаимодействие реабилитационных отделений с санаторно- курортными учреждениями для предоставления качественных услуг детям- инвалидам и детям с хроническими заболеваниями.
Активное участие медицинских работников из лечебных учреждений края в ежегодных летних оздоровительных компаниях детей и подростков.
3.3. Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков
Обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть "Интернет", телефоны службы анонимного консультирования.
Привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью.
Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни.
Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций.
Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения.
Активизация деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек.
Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни.
Проведение мониторинга по стандартной оценке качества жизни ребенка, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты.
Внедрение регулярного государственного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков.
Разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка.
Разработка программы противодействия пропаганде молодежных суицидов в интернет-среде.
Ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы табака, алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков.
Внедрение новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции.
Обеспечение культурного, здорового досуга детей и подростков, проживающих в малых городах и сельской местности, в том числе в рамках реализации государственных целевых программ.
Активизация работы по разработке ведомственных нормативных правовых актов о психологическом тестировании обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.
Активизация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников:
- апробация паспорта здоровья школьника в общеобразовательных учреждениях в Камчатском крае;
- развитие конкурсного движения среди общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников, организация проведения краевых соревнований, конкурсов, акций, конференций, в том числе участие во всероссийских спортивных соревнованиях "Президентские спортивные игры", всероссийской акции "здоровье и безопасность наших детей".
Создание условий для сохранения, укрепления здоровья обучающихся и развития физической культуры:
- проведение мониторингов здоровья обучающихся и исследование ситуации с употреблением наркотических и психоактивных веществ несовершеннолетними;
- развитие взаимодействия образовательных учреждений Камчатского края с Центром здоровья для детей (на базе Государственного учреждения здравоохранения "Камчатская краевая детская больница") по формированию здорового образа жизни среди обучающихся.
3.3.1. Меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей
Одним из приоритетных направлений государственной политики по улучшению положения детей в Камчатском крае является организация оздоровления отдыха и занятости детей и молодежи различных категорий, в том числе в приоритетном порядке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Создание условий для обеспечения безопасного пребывания детей и подростков в учреждениях, предназначенных для отдыха и оздоровления в Камчатском крае.
Разработка и реализация мер материально-технической поддержки загородных оздоровительных лагерей, развитие кадрового потенциала.
Совершенствование форм и содержания отдыха детей и подростков, их оздоровления и занятости, оказание преимущественной поддержки в организации отдыха и оздоровления детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, развитие специализированных видов отдыха.
Улучшение инфраструктуры и укрепление материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей, в том числе, проведение капитальных и текущих ремонтов зданий и сооружений, приобретение технологического оборудования, создание новых зон отдыха.
Расширение ассортимента услуг, предоставляемых детям в учреждениях, предназначенных для отдыха и оздоровления.
Реализация программ трудовой деятельности несовершеннолетних в каникулярное время, включающих вариативные формы организации занятости детей и подростков.
Создание туристско-рекреационного кластера, завершение проектирования, проведение реконструкции детского оздоровительно-образовательного центра на 300 мест, ввод в эксплуатацию - в 2015 году.
3.3.2. Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка
Осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования.
Обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях. Проведение мониторинга организации школьного питания.
Организация особого контроля за обеспечением качественным питанием больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями.
Обеспечение здорового безопасного питания детского населения всех возрастных групп является важным направлением при формировании здорового образа жизни подрастающего поколения, предусматривающим оптимизацию режима и характера питания.
Меры по внедрению здорового безопасного питания:
- поддержка грудного вскармливания детей раннего возраста;
- создание системы здорового питания детей в организованных коллективах, в том числе совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях;
- качественное питание больных детей и подростков, с учетом заболевания и возраста;
- информационно-коммуникационная кампания по формированию рациона здорового безопасного питания.
Осуществление контроля над обеспечением качественным питанием детей в образовательных, лечебно-профилактических учреждениях, в том числе за качеством питания детей, страдающих социально значимыми заболеваниями.
3.4. Ожидаемые результаты
Снижение показателей младенческой и детской смертности.
Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.
Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.
Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях.
Гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием.
Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии "школа здоровья", являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.
Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.
Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами В и С, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях.
Наличие доступной развитой сети учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме "онлайн", оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Сокращение числа подростковых суицидов.
Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Обеспечение детей качественным и здоровым питанием, как в семье, так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях.
4. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства
4.1. Краткий анализ ситуации и основные задачи
К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году составило 1 648 человек (2,6 процента детского населения), из них 72 процента стали социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав, от каждого десятого ребенка родители отказались при рождении.
Благодаря реализации в Камчатском крае политики, направленной на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наметилась динамика по сокращению числа детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
В 2011 году законодательно введены меры поддержки приемных семей, в том числе оплата вознаграждения за каждого принятого в семью ребенка, размер которого увеличивается на 10 (20) процентов при приеме в семье второго (и последующих) ребенка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья или в возрасте до 3 лет. Установлена мера социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях в виде оплаты проезда в отпуск и обратно, с провозом 30 килограммов багажа один раз в два года.
Тем не менее, в Камчатском крае отмечаются тенденции, характерные и для Российской Федерации в целом.
Решению проблемы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, препятствует их позднее выявление, как правило, в подростковом и юношеском возрасте от 12 до 17 лет, при лишении (ограничении) родительских прав родителей.
Таким образом, более половины контингента детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляют дети данной категории, что затрудняет поиск для них опекунов (попечителей), приемных родителей.
Позднее выявление детей, находящихся в социально-опасном положении, свидетельствует о недостаточной работе органов опеки и попечительства над несовершеннолетними муниципальных образований Камчатского края, а также связано как с низкой результативностью межведомственного взаимодействия и организации помощи несовершеннолетним и их семьям, так и с крайне незначительным составом специалистов органов опеки и попечительства над несовершеннолетними муниципальных образований Камчатского края.
Организация системной работы по раннему выявлению семей и детей, находящихся в социально опасном положении, в том числе зависит от количества и уровня подготовки специалистов, занимающихся вопросами выявления и сопровождения таких семей. Необходимо увеличить штатную численность специалистов органов опеки и попечительства над несовершеннолетними муниципальных образований Камчатского края (на 01.08.2012 года - 35 человек в 14 муниципальных образованиях Камчатского края).
Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях, общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях.
В целях решения данной проблемы с 1 января 2012 года в Камчатском крае создан институт постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сопровождение несовершеннолетних и совершеннолетних выпускников осуществляется в первый год после их выпуска из учреждения. Практика показывает, что установление данного временного ограничения не позволяет полноценно решить задачи по адаптации несовершеннолетнего выпускника, Необходимо продлить срок оказания услуг выпускнику учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до совершеннолетия.
Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время в Камчатском крае, в 11 учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются 595 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержание одного ребенка в год колеблется от 758,2 тыс. рублей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных в Петропавловск-Камчатском городском округе, до 1906,8 тыс. рублей в Усть-Камчатском муниципальном районе.
Общие затраты бюджета на содержание детей составляют 454,8 млн. рублей ежегодно.
По состоянию на 01.05.2012 года под опекой (попечительством), в приемных семьях воспитывается 934 ребенка, ежемесячное содержание которых из бюджета Камчатского края составляет около 13 тыс. рублей, из них 278 детей воспитываются в 192 приемных семьях.
Расходы краевого бюджета на содержание детей в опекунских (приемных семьях) ежегодно составляют около 185,7 млн. рублей, с учетом расходов на оплату вознаграждения приемным родителям.
В то же время, в 2009 - 2011 годах гражданами Российской Федерации, проживающими в Камчатском крае, усыновлено всего 83 ребенка, из них в 2009 году - 18 человек, 2010 - 23 человека, 2011 - 42 человека.
При условии установления в Камчатском крае мер социальной поддержки усыновителям при усыновлении (удочерении) детей, безусловно, произойдет увеличение числа детей, переданных в семьи граждан на усыновление.
Одной из острых проблем современного общества, требующей пристального внимания всех институтов государства, остается инвалидность детского населения.
Общее число детей-инвалидов в Камчатском крае по состоянию на 01.01.2012 г. - 1049, из которых 20% - дети до 4-х лет. Показатель детской инвалидности в крае с 2005 по 2010 год имел устойчивую тенденцию к росту, как и в целом по России.
В 2011 году уровень детской инвалидности в Камчатском крае снизился на 0,4% и составил 160,7 на 10 тыс. детского населения (в 2010 г. - 161,3).
Среди заболеваний, обусловивших возникновение инвалидности у детей, лидируют психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии (по 26,4%), болезни нервной системы (19,4%), далее - церебральный паралич и другие паралитические синдромы (14,8%).
Создание условий для обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, в том числе профессионального образования, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
Обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование.
Внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями.
Обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих родителей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в социальных учреждениях, к юридической и медицинской помощи и социальному обеспечению.
Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях.
Совершенствование физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, привлечение их к занятиям адаптивной физической культурой и спортом.
4.2. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Совершенствование законодательства Камчатского края в части социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создание на базе учреждений здравоохранения отделений "беби-боксов" в целях защиты детей, от которых отказались при рождении.
Разработка мероприятий по прекращению практики длительного содержания "отказных" детей в детских больницах без медицинских показаний.
Разработка и внедрение региональной программы комплексной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раннего возраста.
Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи.
Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям.
Применение обязательной подготовки и психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители.
Улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа.
Создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка.
Перепрофилирование учреждений интернатного типа в службы по поддержке семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, центров по профилактике социального сиротства и содействию семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обеспечение выполнения в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Рекомендаций Комитета министров Совета Европы о правах детей, находящихся в учреждениях опеки.
Реализация мероприятий в рамках долгосрочной краевой целевой программы "Социальная адаптация и сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Камчатском крае, на 2011 - 2015 годы" в целях подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них.
Внедрение технологии "социальных лифтов" для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при их трудоустройстве.
Развитие региональной системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Совершенствование регионального законодательства в области защиты имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Организация работы по своевременному обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.
Формирование в Камчатском крае специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Организация теле- и радиопередач по вопросам активизации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.3. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Активизация работы по устранению барьеров в рамках реализации долгосрочной краевой целевой программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду долгосрочная краевая целевая программа "Доступная среда на 2011 - 2015 годы в Камчатском крае"
Создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.
Обеспечение укомплектованности психолого-медико-педагогических комиссий современными квалифицированными кадрами в целях предотвращения гипердиагностики детей, переориентация работы комиссий на составление оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости; создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребностей в указанных услугах.
Создание и внедрение программы патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, со стороны служб участковых социальных работников, предоставления услуг так называемой передышки (временного размещения ребенка-инвалида в замещающую семью).
Формирование сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии на территории Камчатского края. Обеспечение к 2017 году доли общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений в объеме до 40%.
Дальнейшее развитие в Камчатском крае дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.
Разработка и реализация проекта получения детьми-инвалидами профессионального образования в дистанционной форме.
Разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; создание системы творческой реабилитации.
Обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.
Разработка и введение норматива подушевого финансирования на психолого-медико-педагогическое сопровождение образования инвалидов.
Организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений профессионального образования с использованием их научно-практического потенциала.
Проведение просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества, пропаганде социальной значимости ответственного родительства.
4.4. Ожидаемые результаты
Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, до 90 процентов, до 2017 года.
Сокращение численности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реформирование учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным, создания новых современных детских домов квартирного типа и в форме детской деревни, с учетом международных норм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.
Сокращение числа детей, переданных на международное усыновление, за счет развития системы стимулирования граждан Российской Федерации к усыновлению, различных форм опеки и попечительства, предоставления социальных услуг семьям граждан Российской Федерации, принявшим ребенка на воспитание.
Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий для полноценного их развития и образования.
Сокращение времени нахождения ребенка в условиях институционализации (в медицинских и образовательных учреждениях).
Обеспечение жильем, трудоустройства по востребованным на рынке труда специальностям всех выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги.
Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20 процентов.
Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов).
5. Защита детей от насилия, профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
5.1. Краткий анализ ситуации и основные задачи
Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке.
В целях создания системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, в 2011 году утвержден Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению, учету, устройству детей, оставшихся без попечения родителей и/или пострадавших от жестокого обращения (находящихся в социально опасном положении) в Камчатском крае. Результатами совместной работы стало снижение количества преступлений насильственного характера, совершенных в отношении несовершеннолетних на 20,4%.
Актуальной проблемой, как нашего региона, так и России в целом, является распространенный характер домашнего насилия в отношении ребенка, жестокого обращения с ним, что является основной причиной уходов детей из семей. Ситуация, связанная с уходом детей из дома и стационарных учреждений, остается напряженной.
Фактов жестокого обращения с детьми в государственных учреждениях края не выявлено.
Несмотря на снижение численности детей, находящихся в розыске на 16,4% (с 450 до 376), обострилась ситуация, связанная с розыском воспитанников стационарных учреждений. Следует отметить, что в розыске числятся в основном одни и те же подростки. В период бродяжничества несовершеннолетние, являясь безнадзорными, подвергают свою жизнь опасности, могут стать объектом преступлений, а также совершить противоправные деяния.
Проведенные мероприятия во взаимодействии с учреждениями системы профилактики позволили в 2011 году снизить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними на 11,8% (с 245 до 216), а также количество подростков, принявших в них участие на 21,6% (с 278 до 218). Удельный вес подростков от общего числа лиц, совершивших преступления, составляет 6,9%, по Российской Федерации - 5,6%, Дальневосточный Федеральный округ - 8,9%.
Несмотря на снижение подростковой преступности, рост преступлений, совершенных несовершеннолетними, зарегистрирован на территории г. Петропавловска-Камчатского - на 11,8%, и Мильковского района - на 66%.
В общем массе преступлений, совершенных подростками, наибольшее количество приходится на возрастную категорию 16 - 17 лет и составляет 61,9% от общего числа несовершеннолетних, совершивших преступления (135 человек).
По-прежнему остается актуальной проблема употребления несовершеннолетними алкогольных напитков. По итогам года отмечается рост преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения на 66,7% (с 30 до 50), в которых приняло участие на 68,2% больше несовершеннолетних (с 22 до 37).
Не становится меньше фактов реализации детям алкогольной продукции. В 2011 году привлечено к административной ответственности 69 лиц, в 2010 г. - 77. В 2011 году выявлено 15 случаев реализации несовершеннолетним крепких спиртных напитков, в 2010 г. выявлено 5.
По итогам 2011 года зафиксирован рост преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения, на 66% (с 30 до 50), в которых приняло участие на 68,2% больше несовершеннолетних (с 22 до 37).
Из 1027 несовершеннолетних, выявленных за употребление спиртных напитков и нахождение в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте, почти 45% составили дети в возрасте до 16 лет.
За 2011 год на профилактический учет за совершение правонарушений и преступлений было поставлено 715 несовершеннолетних, а также 225 неблагополучных родителей.
По состоянию на 1 января 2012 года на учетах в органах полиции состоит 546 неблагополучных родителей и 958 несовершеннолетних, в том числе условно осужденных - 31, вернувшихся из спецучреждений и воспитательных колоний - 6, совершивших общественно опасные деяния - 317, за административные правонарушения - 400.
В результате проведенных мероприятий по итогам 2011 года зарегистрировано снижение общественно опасных деяний, совершенных подростками в возрасте, не достигшем уголовной ответственности, на 17,5% (с 137 до 117), а также числа лиц, их совершивших, - на 9,5% (с 168 до 152).
5.2. Меры, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений, формирование законопослушного поведения несовершеннолетних:
Реализация мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений и защите прав несовершеннолетних, в том числе проведение различных социальных конкурсов, антинаркотических и антиалкогольных массовых мероприятий и акций.
Организация уроков правовой грамотности обучающихся в образовательных учреждениях Камчатского края.
Организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;
Обеспечение работы детского телефона доверия.
Издание и распространение справочно-информационных бюллетеней, памяток, брошюр.
Создание цикла теле- и радиопередач, изготовление и размещение социальной рекламы.
Организация отделений профилактики безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания для организации реабилитационного пространства для социально дезадаптированных несовершеннолетних, выявления источников и причин дезадаптации, а также детей, находящихся в социально опасном положении, организация клубов по интересам, групп дневного пребывания.
Проведение оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в лагерях с дневным пребыванием детей.
Разработка технологий работы с семьей и подростками.
Реализация программ "Мир детства", "Профилактика безнадзорности и семейного неблагополучия".
Организация деятельности учреждений по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
Обеспечение работы с несовершеннолетними, совершившими преступления и общественно опасные деяния до достижения ими возраста уголовной ответственности ("спецкатегория"), на базе краевых учреждений социального обслуживания семей и детей.
Создание реабилитационного центра со стационаром для детей с девиантным поведением.
5.3. Меры, направленные на защиту прав детей, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период
Разработка и внедрение пошагового механизма и алгоритма взаимодействия всех органов системы профилактики, позволяющего обеспечить учет всех психических, физических особенностей несовершеннолетнего подозреваемого и потерпевшего на стадии досудебного разбирательства.
Организация работы по созданию и апробации на территории Петропавловск-Камчатского округа модели восстановительного правосудия несовершеннолетних в зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса.
Внедрение на территории края элементов системы исполнения наказания, дружественного к ребенку.
Создание системы подготовки и деятельности специалистов по ювенальным технологиям - медиаторов, психологов, социальных педагогов и социальных работников, действующих при реализации программ восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого начинается уголовная ответственность.
Развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия.
Организация работы по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания.
Разработка и внедрение инновационных программ профессионального обучения детей, лишенных свободы, для приобретения ими современных профессий, востребованных на рынке труда.
Создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом.
Разработка программы ресоциализации отбывших наказание несовершеннолетних и формирование государственного заказа по адресному оказанию данной услуги.
5.4. Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия
Разработка региональной программы по предотвращению насилия в отношении детей и реабилитации детей - жертв насилия.
Объединение усилий органов исполнительной власти Камчатского края и некоммерческих организаций, в том числе с региональной некоммерческой организацией "Благотворительный фонд помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации "Северное сияние" по оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и насилия.
Создание сети организаций, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
5.5. Ожидаемые результаты
Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи.
Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка.
Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы.
Расширение спектра мер воспитательного характера.
6. Нормативное правовое обеспечение Камчатского края в области защиты детства
Органами государственной власти Камчатского края сформирована нормативная правовая база в сфере защиты прав детей:
1. Закон Камчатского края от 26.05.2009 N 264 "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Камчатском крае" // "Официальные ведомости", 02.06.2009, N 97 - 103.
2. Закон Камчатского края от 04.12.2008 N 167 "Об установлении региональных нормативов финансового обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в Камчатском крае" // "Официальные ведомости", 16.12.2008, N 201 - 204.
3. Закон Камчатского края от 04.12.2008 N 165 (ред. от 04.06.2012) "Об установлении порядка выплаты и размеров денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, а также об установлении дополнительной меры социальной поддержки по содержанию отдельных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 14.11.2008 N 331) // "Официальные ведомости", 16.12.2008, N 201 - 204.
4. Закон Камчатского края от 04.12.2008 N 164 (ред. от 19.12.2011) "Об установлении региональных нормативов финансового обеспечения организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в отдельных образовательных учреждениях в Камчатском крае" (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 14.11.2008 N 330) // "Официальные ведомости", 16.12.2008, N 201 - 204.
5. Закон Камчатского края от 18.09.2008 N 122 "О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // "Официальные ведомости", 30.09.2008, N 152 - 153.
6. Закон Камчатского края от 18.09.2008 N 121 "Об установлении категорий граждан, которым предоставляется социальная поддержка в период обучения в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Камчатского края, и в муниципальных образовательных учреждениях в Камчатском крае, о порядке и размерах ее предоставления" // "Официальные ведомости", 30.09.2008, N 152 - 153.
7. Закон Камчатского края от 11.09.2008 N 114 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Камчатском крае" // "Официальные ведомости", 18.09.2008, N 149.
8. Закон Камчатского края от 28.04.2008 N 37 (ред. от 14.11.2011) "О размере вознаграждения приемным родителям в Камчатском крае и о порядке его выплаты" (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 22.04.2008 N 107) // "Официальные ведомости", 01.05.2008, N 63 - 64.
9. Закон Камчатского края от 03.12.2007 N 706 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями Камчатского края по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в Камчатском крае" // "Официальные ведомости", 08.12.2007, N 159 - 161.
10. Закон Камчатского края от 03.12.2007 N 704 (ред. от 31.07.2012) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями камчатского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Камчатском крае, а также по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки по содержанию отдельных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят Постановлением Совета народных депутатов Камчатской области от 08.11.2007 N 2504) (принят Думой Корякского автономного округа от 09.11.2007 N 24/410) // "Официальные ведомости", 08.12.2007, N 159 - 161.
11. Закон Камчатского края от 03.12.2007 N 702 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Камчатском крае" // "Официальные ведомости", 08.12.2007, N 159 - 161.
12. Закон Камчатского края от 03.12.2007 N 699 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями Камчатского края по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в отдельных образовательных учреждениях в Камчатском крае" // "Официальные ведомости", 08.12.2007, N 159 - 161.
13. Постановление Правительства Камчатского края от 30.03.2010 N 141-П "О расходных обязательствах Камчатского края по организации дистанционного образования детей-инвалидов" // "Официальные ведомости", 06.04.2010, N 69 - 70.
14. Постановление Правительства Камчатского края от 19.02.2010 N 94-П "Об утверждении Порядка организации предоставления социальной поддержки гражданам в период обучения в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Камчатского края, и в муниципальных образовательных учреждениях в Камчатском крае в виде обеспечения бесплатным питанием" // "Официальные ведомости", 02.03.2010, N 44 - 45.
15. Постановление Правительства Камчатского края от 12.02.2010 N 77-П "Об утверждении Положения о порядке предоставления полного государственного обеспечения, дополнительных гарантий и дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // "Официальные ведомости", 23.02.2010, N 41.
16. Постановление Правительства Камчатского края от 01.12.2009 N 454-П "О мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в Камчатском крае" // "Официальные ведомости", 15.12.2009, N 230 - 233.
17. Постановление Правительства Камчатского края от 19.11.2009 N 449-П "О долгосрочной краевой целевой программе "Дети Камчатки" на 2010 - 2012 годы" // "Официальные ведомости", 26.11.2009, N 213 - 217.
18. Постановление Правительства Камчатского края от 16.11.2009 N 429-П "Об установлении размера компенсации расходов по обеспечению одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их выпуске из государственных и муниципальных образовательных учреждений" // "Официальные ведомости", 24.11.2009, N 209 - 212.
19. Постановление Правительства Камчатского края от 10.11.2009 N 425-П "О долгосрочной краевой целевой программе "Развитие образования Камчатского края на 2010-2012 годы" // "Официальные ведомости", 17.11.2009, N 204 - 206.
20. Постановление Правительства Камчатского края от 30.09.2009 N 362-П "Об утверждении Перечня мест в Камчатском крае, в которых не допускается или ограничивается нахождение детей" // "Официальные ведомости", 08.10.2009, N 181.
21. Постановление Правительства Камчатского края от 31.03.2009 N 148-П "Об установлении Порядка и размера предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств краевого бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" // "Официальные ведомости", 07.04.2009, N 62 - 63.
22. Постановление Правительства Камчатского края от 17.03.2009 N 128-П "Об утверждении натуральных и денежных норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и (или) воспитывающихся в государственных учреждениях, находящихся в ведении Камчатского края, и муниципальных учреждениях в Камчатском крае для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // "Официальные ведомости", 26.03.2009, N 55 - 56.
23. Постановление Правительства Камчатского края от 04.02.2009 N 38-П "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Камчатском крае" //"Официальные ведомости", 17.02.2009, N 30 - 32.
24. Постановление Правительства Камчатского края от 28.09.2011 N 400-П "О государственных социальных стипендиях и дополнительных формах социальной поддержки учащихся и студентов государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Камчатского края" // "Официальные ведомости", 30.09.2011, N 9.
25. Постановление Правительства Камчатского края от 25.03.2008 N 63-П "О мерах по поддержке талантливой молодежи в Камчатском крае" // "Официальные ведомости", 03.04.2008, N 48.
26. Постановление Губернатора Камчатского края от 01.07.2008 N 264 "Об образовании межведомственной комиссии по вопросам организации круглогодичного отдыха, оздоровления и обеспечения занятости детей и молодежи в Камчатском крае и утверждении Положения о ней" // "Официальные ведомости", 17.07.2008, N 119.
27. Постановление Правительства Камчатского края от 09.08.2011 N 332 "Об долгосрочной краевой целевой программе "Социальная адаптация и сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Камчатском крае, на 2011 - 2015 годы" // "Официальные ведомости", 18.08.2011, N 168 - 169.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "332-П"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.