Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Камчатского края
от 2 сентября 2011 г. N 370-П
Долгосрочная краевая целевая программа
"Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального значения Камчатского края на период 2011 - 2013 годы с прогнозом до 2020 года"
Паспорт
долгосрочной краевой целевой программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального значения Камчатского края на период 2011 - 2013 годы с прогнозом до 2020 года"
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Камчатского края от 29.05.2009 года N 244-РП. |
Государственный заказчик Программы |
Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края. |
Разработчик Программы |
Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края. |
Главные распорядители (распорядители) средств Программы |
Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края. |
Цель Программы |
обеспечение максимального вклада дорожного хозяйства Камчатского края в ускорение темпов экономического роста, улучшение качества жизни населения, повышение производительности труда и конкурентоспособности отраслей экономики, за счет снижения транспортной составляющей в себестоимости продукции, увеличения мобильности населения. |
Задачи Программы |
развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения Камчатского края; улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорожной сети; повышение безопасности дорожного движения. |
Основные мероприятия Программы |
1) развитие опорной сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения Камчатского края, обеспечивающее увеличение протяженности автомобильных дорог регионального значения Камчатского края, соответствующих нормативным требованиям и повышение пропускной способности дорожной сети. Обеспечение населенных пунктов Камчатского края надежной наземной связью с опорной сетью автомобильных дорог; 2) выполнение полного комплекса работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значения Камчатского края, ликвидация "недоремонтов" дорожной сети; 3) совершенствование системы планирования развития дорожного хозяйства, ориентированной на достижение целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния и развития автомобильных дорог общего пользования регионального значения Камчатского края; 4) совершенствование системы управления качеством проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения Камчатского края, разработка региональных стандартов в сфере дорожной деятельности; 5) совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей развитие дорожного хозяйства Камчатского края. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011 - 2013 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) |
81 407 162,60 тыс. рублей - общее финансирование, в том числе: 40 035 070,00 тыс. рублей - средства федерального бюджета; 41 372 092,60 тыс. рублей - средства краевого бюджета. |
Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы |
1) продолжить формирование Транскамчатского коридора; 2) привести технические параметры дорог общего пользования регионального значения Камчатского края в соответствие с существующей и прогнозной интенсивностью движения; 3) создать условия для формирования доступной для населения единой дорожной сети, продолжить соединение населенных пунктов, не обеспеченных постоянной автодорожной связью, с опорной сетью автомобильных дорог общего пользования Камчатского края; 4) сократить разрыв между нарастающим уровнем автомобилизации края и развитием дорожной сети с целью повышения мобильности грузов и населения; 5) сократить количество ДТП, в первую очередь по причине неудовлетворительных дорожных условий; 6) совершенствовать систему управления дорожным хозяйством, усилить ориентацию результатов работы на удовлетворение потребностей пользователей автомобильных дорог; 7) изменить техническую политику в области строительства и реконструкции автодорог с ориентацией на повышение их сроков службы (долговечности, надежности, транспортно-эксплуатационных показателей) с минимизацией затрат на содержание и ремонт сети автомобильных дорог. |
Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий |
общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края. |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Камчатский край - один из самых удаленных от центра регион России, который не имеет внешних сухопутных коммуникаций. Расстояние до ближайших портов, расположенных на железной дороге, составляет от 1,7 до 2,5 тыс. км. Учитывая неразвитость хозяйственного комплекса Дальнего Востока, для полного удовлетворения потребностей Камчатского края по большинству видов товаров, транспортные плечи по многим грузам достигают 10 тыс. км. При этом схемы завоза грузов включают несколько видов транспорта и до 3-х перевалок, что значительно повышает транспортные расходы в структуре затрат регионального производства.
Морской, авиационный, автомобильный и, находящийся в стадии становления, трубопроводный транспорт не конкурируют друг с другом, поскольку занимают собственные транспортные ниши. Морской транспорт осуществляет преимущественно внешние и внутренние грузоперевозки. Авиационный - внешний и внутренний пассажиропотоки. Автомобильный - перевозки грузов и пассажиров в пределах населенных пунктов и внутрирайонные перевозки. Это обусловлено тем, что именно автомобильный транспорт используется для доставки грузов от порта до места назначения. Также автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках потребительских и сельскохозяйственных грузов в пределах Камчатского края.
В настоящее время социально-экономическое развитие Камчатского края во многом сдерживается из-за неудовлетворительного состояния сети автомобильных дорог, высокой степени износа значительной части дорог и искусственных сооружений. Низкое транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог Камчатского края, прохождение по территории населенных пунктов способствует росту числа дорожно-транспортных происшествий.
Сформировавшаяся к настоящему времени сеть автомобильных дорог в Камчатском крае имеет незавершенный характер и не обеспечивает круглогодичного автотранспортного сообщения наиболее развитых в экономическом отношении южных и центральных районов края с его северной частью. Отсутствие развитой сети автомобильных дорог сказывается на объемах перевозок и показателях работы автомобильного транспорта.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Камчатского края, составляет 3014,04 км. Из общей протяженности 47,5 км приходится на автомобильные дороги общего пользования федерального значения, 1875,82 км - на автомобильные дороги общего пользования регионального значения, 1090,72 км - автомобильные дороги общего пользования местного значения.
Из 11 муниципальных районов 6 не имеют надежной наземной связи с опорной сетью автомобильных дорог общего пользования Камчатского края. К таким изолированным районам относятся: Соболевский, Усть-Большерецкий, Карагинский, Олюторский, Пенжинский и Тигильский муниципальные районы.
В настоящее время социально-экономическое развитие Камчатского края во многом сдерживается из-за неудовлетворительного состояния дорожной сети, высокой степени износа значительной части автомобильных дорог и искусственных сооружений. Низкое транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог Камчатского края, прохождение их по территории населенных пунктов способствует росту числа дорожно-транспортных происшествий. В 2010 году на автомобильных дорогах Камчатского края произошло 554 дорожно-транспортных происшествия (далее - ДТП), в которых погибло 58 и ранено 675 человек. Развитие автодорожной сети позволит обеспечить пользователям лучшие условия движения и, как следствие, сократит количество ДТП.
Именно поэтому особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования, улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорожной сети и повышение безопасности движения, ликвидацию транспортной дискриминации населения Камчатского края.
К наиболее актуальной проблеме дорожного хозяйства Камчатского края относится неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние и высокая степень износа сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них, отставание в развитии дорожной сети от потребностей экономики и населения Камчатского края.
К существенным проблемам дорожной сети Камчатского края относятся:
1. Высокая степень изношенности автомобильных дорог общего пользования. В целом степень износа автомобильных дорог регионального значения достигла 70,9 %.
2. Недостаточные объемы финансирования дорожного хозяйства Камчатского края за счет бюджетных средств.
В Камчатском крае отмечается недостаточность финансовых ресурсов как для обеспечения нормативного транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети, так и для строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального значения.
На протяжении многих лет не обеспечивается необходимое финансирование работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения Камчатского края, не соблюдаются нормативные сроки ремонта дорожных покрытий, что ведет к их постепенному разрушению и увеличивает последующие расходы на их восстановление.
В результате недофинансирования дорожного хозяйства не обеспечивается проведение необходимого объема работ по реконструкции автомобильных дорог и строительству новых дорожных объектов.
3. Проблемы в сфере управления дорожным хозяйством.
К основным проблемам управления, связанным с несовершенством методологического, нормативного и информационного обеспечения дорожного хозяйства Камчатского края, относятся следующие:
1) методология определения целей и направлений развития дорожного хозяйства не учитывает потребностей социально-экономического и транспортного развития Камчатского края, что не позволяет создать эффективную систему планирования дорожных работ и мониторинга их выполнения;
2) отсутствует утвержденная номенклатура целевых показателей для краевых и муниципальных органов управления автомобильными дорогами, не разработаны методики их планирования и мониторинга, оценки эффективности мероприятий по развитию дорожной сети, что не позволяет сформировать целостную систему управления отраслью, ориентированную на достижение конечных результатов;
3) сложившаяся в дорожной отрасли система планирования, финансирования и выполнения дорожных работ ориентирована преимущественно на выполнение отдельных видов дорожных работ и своевременное освоение выделенных бюджетных средств. Такая система не позволяет в полном объеме решить задачу достижения высоких транспортно-эксплуатационных показателей дорожной сети, отвечающую интересам пользователей автомобильных дорог. В свою очередь, отмечается незаинтересованность дорожных предприятий в обеспечении долговечности и надежности конструкций дорожных одежд, уменьшении материалоемкости и увеличении межремонтных сроков службы автомобильных дорог и дорожных сооружений, сокращении сроков проектирования и производства работ;
4) не в полном объеме имеется достоверная информация о состоянии автомобильных дорог регионального и местного значения;
5) отсутствует актуальная информация о пользователях автомобильных дорог (интенсивности и скорости движения транспортных средств, корреспонденциях, оценке пользователями качественных характеристик и приоритетов развития дорожной сети).
Перечисленные проблемы системы планирования и выполнения дорожных работ не позволяют обеспечить эффективное развитие дорожного хозяйства в соответствии с потребностями пользователей автомобильных дорог Камчатского края.
К числу важнейших проблем дорожного хозяйства относятся: низкая эффективность работы дорожных предприятий и их технологическое отставание.
К числу основных факторов, сдерживающих развитие дорожных предприятий, относятся:
1) изношенность основных фондов, отсутствие технологического оборудования (или наличие морально и физически устаревшего), не позволяющего выполнять ремонтные работы, особенно работы с асфальтобетонным покрытием;
2) нестабильность и краткосрочность заказов на дорожные работы (каждый год на тендеры выставляются заказы с небольшими объемами работ), что не позволяет предприятиям дорожного хозяйства вкладывать средства в развитие производственной базы, внедрение новых технологий и оборудования из-за отсутствия гарантий дальнейшего продолжения работ и возможности возврата вложенных средств;
3) длительность процедуры проведения торгов и заключения контрактов с подрядчиками, недостаточное качество передаваемой заказчиком проектной документации, проблемы с освобождением территории для строительства зачастую ведут к увеличению сроков и непредвиденному удорожанию дорожных работ, что негативно отражается на деятельности предприятий.
Существующая система управления дорожным хозяйством не может решить перечисленные проблемы в связи с тем, что не имеет достаточных эффективных рычагов воздействия на функционирование дорожных предприятий.
4. Проблемы нормативно-правового обеспечения дорожного хозяйства.
Ограниченность возможностей существующей структуры управления дорожным хозяйством по привлечению дополнительных финансовых ресурсов, заключению долгосрочных контрактов на выполнение дорожных работ, организации эффективной системы взаимодействия всех уровней управления автомобильными дорогами во многом вызвана проблемами, связанными с нормативно-правовым обеспечением дорожного хозяйства Камчатского края.
Для решения этих проблем потребуется разработать нормативные правовые акты и привести действующие в соответствие с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Очевидно, что на современном этапе система управления дорожным хозяйством Камчатского края требует реформирования на основе комплексного и системного подхода. В этой связи разработка Программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Накопленные в дорожном хозяйстве проблемы можно разрешить за счет проведения структурно-функциональных преобразований, направленных на формирование новой структуры управления дорожной отраслью, которая, в отличие от существующей системы управления, сможет обеспечить:
1) оперативное реагирование на изменение условий реализации проектов строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог в течение дорожно-строительного сезона, возможность перераспределения имеющихся средств;
2) непрерывное круглогодичное финансирование строек и работ по содержанию и ремонту дорожной сети;
3) использование эффективных управленческих технологий, опыта и ресурсов частного бизнеса для развития дорожного хозяйства.
Актуальность разработки Программы вызвана необходимостью:
1) преодоления инфраструктурных ограничений, связанных с высокой степенью износа автомобильных дорог и искусственных сооружений, низким транспортно-эксплуатационным состоянием дорожной сети Камчатского края;
2) решения проблем, накопившихся в сфере финансирования дорожного хозяйства, связанных с недостатком бюджетных средств на содержание, ремонт и реконструкцию дорожной сети;
3) совершенствования системы управления дорожным хозяйством с целью повышения эффективности и результативности работы дорожных предприятий, улучшения их технического оснащения и кадрового обеспечения, стимулирования применения современных материалов, технологий, машин и оборудования при выполнении дорожных работ.
Для преодоления сложившихся негативных тенденций необходимо обеспечить переход дорожного хозяйства Камчатского края на новый этап развития, предусматривающий модернизацию сети автомобильных дорог, качественное улучшение системы управления дорожным хозяйством, привлечение дополнительного финансирования для содержания и развития автомобильных дорог, повышение уровня обслуживания пользователей дорожной сети.
2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
2.1. Целью разработки Программы является обеспечение максимального вклада дорожного хозяйства Камчатского края в ускорение темпов экономического роста, улучшение качества жизни населения, повышение производительности труда и конкурентоспособности отраслей экономики за счет снижения транспортной составляющей в себестоимости продукции, увеличения мобильности населения.
2.2. Для достижения поставленной цели деятельность всех органов управления, предприятий и организаций дорожного хозяйства Камчатского края должна быть направлена на формирование дорожной сети, удовлетворяющей потребностям экономики и населения.
2.3. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1) развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения Камчатского края;
2) улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорожной сети;
3) повышение безопасности дорожного движения.
2.4. Решение задач достигается за счет реализации следующих мероприятий:
1) развитие опорной сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения Камчатского края, обеспечивающее увеличение протяженности автомобильных дорог регионального значения Камчатского края, соответствующих нормативным требованиям и повышение пропускной способности дорожной сети. Обеспечение населенных пунктов Камчатского края надежной наземной связью с опорной сетью автомобильных дорог;
2) выполнение полного комплекса работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значения Камчатского края, ликвидация "недоремонтов" дорожной сети;
3) совершенствование системы планирования развития дорожного хозяйства, ориентированной на достижение целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния и развития автомобильных дорог общего пользования регионального значения Камчатского края;
4) совершенствование системы управления качеством проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения Камчатского края, разработка региональных стандартов в сфере дорожной деятельности;
5) совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей развитие дорожного хозяйства Камчатского края.
2.5. Реализация мероприятий Программы планируется в 2011 - 2013 годах с перспективой развития автомобильных дорог регионального значения Камчатского
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.