Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 29 июня 2010 г. N 291-П
Долгосрочная краевая целевая программа
"Внедрение инновационной продукции, услуг и технологий в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры Камчатского края на 2011 - 2013 годы"
19 августа, 9 декабря 2011 г.
Постановлением Правительства Камчатского края от 9 декабря 2011 г. N 532-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
долгосрочной краевой целевой программы "Внедрение инновационной продукции, услуг и технологий в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры Камчатского края на 2011 - 2013 годы"
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Переход экономики России на инновационный путь развития в условиях глобализации и все более глубокой интеграции страны в мирохозяйственные связи, рост открытости экономики, является императивом для сохранения устойчивых темпов экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В эпоху глобализации мировой экономики основа успешного позиционирования страны, Камчатского края, транспортной отрасли лежит в постоянном инновационном обновлении, направленном на достижение максимальной производительности, конкурентоспособности, развитии человеческого капитала.
Настоящая Программа разработана в соответствии с пунктом 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 10.12.2009 года N Пр-3368ГС.
Транспорт Камчатского края, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт - не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
Растущий спрос на качественные транспортные услуги удовлетворяется не полностью не только из-за неразвитости транспортной системы Камчатского края, но и из-за недостаточного технического уровня транспортной системы и накопленного отставания в области транспортных технологий.
Отсутствует необходимая комплексность в управлении развитием и функционированием транспортной системы Камчатского края, а также в координации и взаимодействии различных видов транспорта. До настоящего времени на территории Камчатского края не функционирует ни один логистический центр, способный разрабатывать оптимизированные схемы доставки грузов и пассажиров во внутрирегиональном и межрегиональном сообщении, что приводит к задержкам в доставке грузов, особенно в отдаленные населенные пункты Камчатского края, а также постоянному росту затрат на хранение товаров.
Новейшие разработки в области транспорта не всегда применимы в условиях Камчатки.
Кроме того, особые природные условия Камчатского края требуют особого подхода к строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог. Частые перепады температуры, снежная зима, ветровые нагрузки - сокращают межремонтные сроки эксплуатации дорожного покрытия и приводят к его неудовлетворительному состоянию.
Высокие показатели стоимости реконструкции и строительства дорог не позволяют при относительно небольших объемах финансирования обеспечивать значимые для Камчатского края объемы выполняемых работ. Применение же неадаптированных инновационных материалов при строительстве не удешевляют строительство, а зачастую, ведут к его значительному удорожанию.
Строительным организациям нередко приходится изыскивать решения для удешевления строительства и согласовывать с проектными организациями изменения в проектных решениях уже в самом процессе строительства, что негативно сказывается на сроках производства работ.
С каждым годом потребность на регулярные морские перевозки, как пассажирские, так и грузовые, по побережью Камчатки растет. Вместе с тем, неразвитость морских каботажных перевозок в крае ограничена не только недостатком судов, но и отсутствием оборудованных причалов.
На сегодняшний день подрядные организации не заинтересованы в применении инновационных технологий. Одной из причин данной ситуации является то, что выполняя условия одногодичных государственных контрактов по содержанию транспортных объектов, отсутствует система премирования за применение инновационных решений.
В настоящее время продолжается применение строительных норм и правил, которые морально устарели, не соответствуют современным мировым стандартам и разрабатываемым машинам, механизмам, материалам, технологиям. Например, требования, предъявляемые к подвижному составу, также не позволяют обеспечивать надлежащий уровень по безопасности, энергоэффективности, шумовым характеристикам. Подготовка предложений Камчатского края для разработки новых строительных норм, правил и стандартов позволит успешно внедрять инновационную продукцию при содержании транспортных объектов и их дальнейшей модернизации и развитии.
Кроме того, существующий механизм государственного заказа не стимулирует внедрение инноваций в транспортный комплекс. Ни заказчики, ни исполнители не заинтересованы в использовании новых продуктов и технологий, минимизирующих их затраты.
Сертификационные требования к аэропортам местных воздушных линий с малой интенсивностью полетов аналогичны требованиям к большим аэропортам. Направление предложений для пересмотра существующих сертификационных требований с учетом инновационных технологий в обеспечении безопасности полетов позволит снизить затраты на содержание аэропортов, тем самым снизив стоимость пассажирских авиационных перевозок по местным воздушным линиям.
Одной из проблем внедрения инновационной продукции в сфере транспорта является отсутствие подготовленных специалистов-транспортников, способных к принятию и внедрению инновационных решений.
Деятельность Правительства Камчатского края в сфере функционирования и развития транспортной системы направлена на содействие экономическому росту и повышению благосостояния населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам и превращение географических особенностей Камчатки в ее конкурентное преимущество. Поэтому одной из важных задач транспортной отрасли сегодня является научно-обоснованное и ускоренное развитие всей транспортной инфраструктуры не только за счет увеличения инвестиционной составляющей, но и за счет скорейшего внедрения инновационной продукции, услуг и технологий в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Камчатского края от 9 декабря 2011 г. N 532-П в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
Целью Программы является создание условий, обеспечивающих внедрение инновационной продукции, услуг и технологий в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры Камчатского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) формирование нормативной базы с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности на территории Камчатского края, создания четких и прозрачных правил ее осуществления;
2) взаимодействие исполнительных органов государственной власти Камчатского края, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае по созданию эффективной системы реализации инновационной политики, обеспечению благоприятных условий для активизации инновационной деятельности;
3) стимулирование потенциальных подрядчиков и поставщиков к использованию инновационных решений при поставке транспортной техники, проектировании и строительстве, эксплуатации транспортной инфраструктуры, производстве транспортных средств;
4) подготовка и переподготовка кадров в области применения инноваций, научно-технического предпринимательства, обеспечивающих внедрение инновационной продукции.
Для решения задачи по формированию нормативной базы необходимо проведение следующих мероприятий:
- анализ действующих нормативных правовых актов, регулирующих инновационную транспортную деятельность;
- подготовка предложений в проекты нормативных правовых актов и внесению изменений в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы функционирования и развития инновационной деятельности в транспортном комплексе;
- разработка нормативных правовых актов Камчатского края, регламентирующих вопросы функционирования и развития инновационной деятельности в транспортном комплексе;
- разработка комплекса мер, направленных на оптимизацию системы контроля качества выполняемых работ в транспортном комплексе Камчатского края;
- разработка долгосрочной краевой целевой программы "Внедрение инновационных технологий в транспортный комплекс Камчатского края на период 2014 - 2016 годы".
Ускорение процесса внедрения новых разработок предполагается обеспечить за счет усовершенствования системы сертификации продукции и услуг. В оптимальном режиме необходимо, чтобы система была единой, а не ведомственной. Будут подготовлены предложения в федеральные органы исполнительной власти о создании комплекса мер по совершенствованию законодательства, в том числе и о государственных закупках. Предполагается разработать комплекс мер, направленный на оптимизацию системы контроля качества производимых работ в транспортном комплексе в Камчатском крае. К мероприятиям, направленным на обеспечение высокого качества и применение инновационных решений при выполнении проектных, изыскательских и строительных дорожных работ, относятся следующие:
- стимулирование внедрения прогрессивных проектных решений, материалов и технологий, увеличивающих долговечность дорожных объектов;
- гармонизация нормативной правовой базы в области дорожно-строительных материалов и технологий, разработка современных нормативно-технических документов в области технического регулирования и стандартизации - технических регламентов, национальных стандартов и иных документов, определяющих требования к качеству и безопасности дорожных объектов, к безопасности дорожного движения;
- проведение экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог исходя из требований обеспечения высоких потребительских свойств дорожных объектов и минимизации затрат за весь период их жизненного цикла;
- усиление внутриведомственного технического контроля, развитие системы управления качеством дорожных работ;
- усиление контроля за поставкой производителями материалов высокого качества и новых материалов с улучшенными характеристиками.
В целях решения второй задачи предполагается:
- проведение семинаров и "круглых столов" по вопросам организации, развития и внедрения инновационной деятельности;
- подготовка предложений в федеральные органы исполнительной власти, ведущие научные организации, занимающиеся разработкой новых и модернизацией существующих транспортных средств, материалов, технологических подходов к специфическим климатическим особенностям Камчатского края.
Для стимулирования подрядчиков и поставщиков к использованию инновационных решений необходимо:
- устанавливать обязательные требования по использованию инновационных решений при размещении государственного заказа на поставку транспортных средств, содержание, ремонт, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры Камчатского края;
- заключать долгосрочные контракты на эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры Камчатского края;
- разработать систему премирования подрядчиков, поставщиков за счет экономии средств от внедрения инновационных решений.
Метод планирования дорожной деятельности, основанный на проектировании жизненного цикла дороги, позволяет обосновать экономическую целесообразность применения новых технологий, материалов, машин и оборудования для увеличения межремонтных сроков и повышения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Использование данного метода даст возможность выбрать наиболее эффективный вариант проекта, который обеспечит минимальные суммарные затраты за весь период "жизненного" цикла автомобильной дороги с учетом обеспечения нормативных требований к ее содержанию. Заключение долгосрочных контрактов на строительство, реконструкцию, эксплуатацию автомобильных дорог позволит обеспечить их высокие потребительские свойства и минимизацию затрат на период жизненного цикла объекта. Заключив долгосрочный контракт, имея свободу выбора, материалов, технологий производства работ, подрядчик станет заинтересованным в снижении своих расходов на весь срок контракта. А это возможно только при использовании инновационных подходов, новых технологий.
Проведение мероприятий позволит создать условия для проведения технологической модернизации транспортной системы Камчатского края. При этом модернизация, в первую очередь, будет обеспечена не за счет открытий или "прорывных" научно-практических разработок, а за счет ускоренного распространения уже существующих технических и технологических решений, адаптированных к особым климатическим условиям Камчатского края.
Одним из условий развития морского сообщения в Камчатском крае является строительство современных недорогих грузопассажирских судов, которые не только доставят пассажиров и грузы, но и обеспечат безопасную их выгрузку на необорудованный берег. Для решения данной проблемы необходимо разработать новый тип судна, способный выполнить поставленную задачу.
Использование специальных устройств, контролирующих режим труда и отдыха водителей, совмещенных с аппаратурой спутникового мониторинга ГЛОНАСС, так называемых тахографов, на пассажирских автобусах и машинах, перевозящих опасные и крупногабаритные грузы, позволяет избежать значительного количества аварий. Применение спутниковых технологий на водном транспорте сведет к минимуму аварии при лоцманской проводке судов в акваториях морских портов и портопунктов. В северные районы Камчатского края, в условиях полного отсутствия автомобильных дорог, будут закупаться автотранспортные средства, в комплектации которых будет предусмотрено наличие навигационных технологий с целью не только оптимизации доставки грузов и пассажиров, но и для обеспечения безопасности и сохранности автотранспортных средств.
Для решения задачи по подготовке и переподготовке кадров, занимающихся внедрением инновационных технологий предполагается:
- разработать и утвердить план подготовки и переподготовки кадров в области применения инноваций, научно-технического предпринимательства, обеспечивающих внедрение инновационной продукции.
Решение первых трех задач будет выполнено собственными силами Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края без привлечения средств краевого бюджета.
На подготовку и переподготовку кадров, осуществляющих внедрение инновационных технологий на период 2011-2013 года потребуется средств краевого бюджета в объеме 1295,4 тыс. рублей.
3. Субсидии местным бюджетам
Субсидии местным бюджетам не предусматриваются.
4. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности ее реализации
Реализация мероприятий Программы позволит:
1) сформировать нормативную правовую базу для эффективного развития инновационной деятельности и внедрения инновационной продукции;
2) стимулировать подрядные организации на применение передовых технологий как в строительстве, так и при эксплуатации транспортной инфраструктуры для снижения стоимости проводимых работ и увеличения долговечности транспортных объектов;
3) обеспечить благоприятные условия для создания системы логистических центров, способных эффективно работать на конечного потребителя. Основные элементы системы такие как закупки, производство, хранение, транспортировка и распределение должны будут функционировать как единый четко отлаженный механизм;
4) снизить транспортные расходы, уменьшить затраты труда, сократить время доставки пассажиров и грузов и сделать транспорт безопаснее за счет применения современных автоматизированных систем управления;
5) обеспечить подготовку, переподготовку кадров, занимающихся внедрением инновационных технологий.
Показатели (критерии) оценки эффективности реализации Программы приведены в приложении к Программе. Степень достижения запланированных результатов и намеченных целей определяется показателями, отражающими отклонения фактических результатов от запланированных.
Постановлением Правительства Камчатского края от 19 августа 2011 г. N 346-П в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
5. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик Программы - Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края, который уточняет целевые показатели по программным мероприятиям, обеспечивает подготовку обобщенной информации о ходе реализации Программы и эффективности проводимых мероприятий в установленные сроки.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы по решению Губернатора Камчатского края могут быть рассмотрены на заседании Правительства Камчатского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.