Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Камчатского края от 9 июля 2012 г. N 305-П настоящее приложение дополнено приложением 12, вступающим в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
Приложение 12
к долгосрочной краевой целевой программе
"Стимулирование развития жилищного строительства
в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы"
Подпрограмма
"Кадровое обеспечение задач строительства" долгосрочной краевой целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы"
Паспорт
подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства" долгосрочной краевой целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы"
(далее - Подпрограмма)
Наименование Подпрограммы |
подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства" долгосрочной краевой целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы" |
Дата принятия решения о разработке Подпрограммы |
распоряжение Правительства Камчатского края от 28.06.2011 N 302-РП |
Государственный заказчик-координатор Подпрограммы |
Министерство строительства Камчатского края |
Основные разработчики Подпрограммы |
Министерство строительства Камчатского края; Министерство образования и науки Камчатского края; Агентство по занятости населения Камчатского края |
Цель и задачи Подпрограммы |
целью Подпрограммы является кадровое обеспечение задач строительства долгосрочной краевой целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы" задачами Подпрограммы являются: создание эффективной системы профессионального образования всех уровней, ориентированной на потребности строительного комплекса; формирование эффективной модели частно-государственного партнерства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей |
Важнейшие целевые показатели Подпрограммы |
достигнуть наличия занятых в жилищном строительстве с 2846 человек в 2011 году до 4945 человек к 2015 году при потребности 4528 человек; увеличить выпуск специалистов: с начальным профессиональным образованием - со 101 человека в 2011 году до 200 человек в 2015 году; со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием - с 88 человек в 2011 году до 240 человек в 2015 году; сохранить и обеспечить полную загрузку к 2015 году 8 образовательных учреждений в Камчатском крае, осуществляющих подготовку специалистов строительных специальностей |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в один этап с 2011 по 2015 годы |
Исполнители Подпрограммы |
Министерство строительства Камчатского края; Министерство образования и науки Камчатского края; Агентство по занятости населения Камчатского края; Агентство по молодежной политике Камчатского края |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы (в ценах соответствующих лет) |
финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств краевого бюджета в рамках долгосрочной краевой целевой программы Региональная комплексная программа развития профессионального образования в Камчатском крае; общий объем финансирования, необходимый для реализации Подпрограммы, составляет 88 950,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств краевого бюджета - 85 500,0 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников (по согласованию) - 3 450.0 тыс. рублей |
Прогноз ожидаемых результатов реализации Подпрограммы |
реализация Подпрограммы позволит: создать на базе одного из учреждений профессионального образования ресурсный центр по подготовке специалистов для строительной отрасли; повысить обеспеченность предприятий и организаций строительной отрасли специалистами за счет выпускников начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждений в Камчатском крае, профессионального обучения безработных граждан, подготовки, переподготовки, повышения квалификации по строительным специальностям; привлечь из стран ближнего зарубежья и регионов России рабочую силу в жилищное строительство. |
1. Характеристика проблем, связанных с кадровым обеспечением задач строительства
Строительная отрасль является одной из ведущих отраслей экономики Камчатского края и занимает по объему внутреннего регионального продукта 3 место после рыбной отрасли и торговли. Многообразие и социальная значимость возводимых объектов говорят о важности этой отрасли в экономике Камчатского края и о влиянии строительства на развитие огромного количества смежных отраслей.
Увеличение темпов жилищного строительства является насущной потребностью также и в связи с большим количеством ветхого и аварийного жилья, объем которого с каждым годом только увеличивается.
Число строительных организаций в Камчатском крае на конец года, единиц
Годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего |
208 |
284 |
336 |
387 |
317 |
416 |
Планируемые объемы ввода жилья в Камчатском крае в 2011 - 2020 годах
тыс. м2
В Камчатском крае среднесписочная численность работников, занятых в строительстве (без внешних совместителей и работников несписочного состава), с 2005 года по 2011 год увеличилась с 3,6 тыс. человек до 5,6 тыс. человек. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю число строительных организаций составляет 416 единиц, среднегодовая численность занятых в строительной отрасли Камчатского края на 01.01.2011 года составляет 5,622 тыс. человек.
При этом, доля активного населения Камчатского края, занятого в строительстве, увеличилась с 3,8% до 4,5%.
Динамика объемов строительства и занятых в сфере строительства по годам
Годы |
Годовой объем строительства жилья, кв.м. |
Среднегодовая численность занятых в экономике по виду экономической деятельности "Строительство", человек |
2005 |
12989 |
3600 |
2006 |
31544 |
4480 |
2007 |
20982 |
5597 |
2008 |
63392 |
5379 |
2009 |
63347 |
5633 |
2010 |
57757 |
5622 |
С 2005 года за пять лет объемы работ, выполненные по виду деятельности "Строительство", увеличились с 4,1 млрд. рублей до 16,8 млрд. рублей - более, чем в 4 раза.
Внимание к отрасли со стороны Правительства Российской Федерации, выраженное в разработке и реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, говорит о важности жилищного строительства для экономики и благосостояния страны. Данной федеральной целевой программой поставлена задача значительного увеличения темпов ввода жилья.
Жилищное строительство предполагается вести в соответствии с долгосрочными краевыми целевыми программами "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Камчатском крае в 2011 году", "Стимулирование развития жилищного строительства в Камчатском крае в 2011 - 2015 годах" и другими краевыми инвестиционными мероприятиями.
На сегодняшний день на рынке трудовых ресурсов в строительной отрасли ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов. При этом, кроме естественного движения рабочей силы по строительным организациям Камчатского края, ежегодно происходит уменьшение численности работников по причине смены места жительства и прекращения трудовых отношений по достижении нетрудоспособного возраста, других причин в размере 7 процентов от общей численности работников отрасли.
Пытаясь выжить в условиях конкуренции, строительные компании, зачастую, используют более дешевую рабочую силу, что отражается на качестве строительства.
Частично проблема нехватки рабочей силы в строительных организациях решается путем привлечения иностранной рабочей силы из стран СНГ и Ближнего Зарубежья. В 2009 году в сфере строительства трудились 1637 иностранных работников, в 2010 году - 1536 человек, в 2011 - 1683 человек. В том числе в жилищном строительстве - соответственно 753, 737 и 790 работников, что составляло соответственно 46,0; 48,0 и 45,67 процентов от общей численности занятых в жилищном строительстве.
Информация по распределению квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Камчатском крае в 2008 - 2010 годах в строительной отрасли представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Показатели/годы |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Размер распределенной квоты на привлечение иностранной рабочей силы, всего |
4253 |
2985 |
3557 |
Размер распределенной квоты на привлечение иностранной рабочей силы в строительной отрасли на следующий год, чел. |
2182 |
2109 |
1683 |
Размер распределенной квоты на привлечение иностранной рабочей силы в жилищное строительство на следующий год, чел. |
520 |
810 |
790 |
Основные профессии (специальности), по которым привлекались иностранные работники: монтажник - 290 чел., каменщик - 152 чел., плотник - 280 чел., бетонщик - 219 чел., маляр - 98 чел., штукатур - 81 чел., электрогазосварщик - 120 чел., кровельщик по рулонным кровлям и кровлям из штучных материалов - 104 чел., прораб (производитель работ), инженер - 23 чел., арматурщик - 121 человек и другие.
Спрос и предложение рабочей силы строительной отрасли на регистрируемом рынке труда в 2008 - 2010 годах приведен в приложении 1 к Подпрограмме.
Для решения вопросов кадрового обеспечения строительной отрасли исполнительными органами государственной власти Камчатского края проводится политика подготовки специалистов по строительным специальностям в высших учебных заведениях и образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования, осуществляющих обучение на территории Камчатского края.
Осуществляется подготовка специалистов для строительной отрасли по 10 основным программам среднего профессионального образования и 18 программам начального профессионального образования.
Одновременно на базе учебных заведений проводится переподготовка или повышение квалификации безработных граждан, желающих получить строительную профессию.
Информация о профессиональном обучении безработных граждан по профессиям строительной отрасли представлена в Таблице 2.
Таблица 2
Численность граждан (чел.) |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Направлены органами службы занятости населения на профессиональное обучение |
91 |
135 |
151 |
Приступили к профессиональному обучению в течение года |
89 |
117 |
137 |
Завершили профессиональное обучение в течение года |
67 |
86 |
104 |
Трудоустроены |
43 |
53 |
56 |
Имели иные строительные специальности до направления на профессиональное обучение |
14 |
17 |
13 |
Вместе с тем, в течение последних лет не обновлялась учебно-материальная база подготовки рабочих кадров для строительства в учреждениях начального профессионального образования, в результате отсутствует современное учебное оборудование, применяемое в строительной отрасли. Учебные заведения испытывают недостаток современных отделочных материалов для приобретения первичных навыков отделочных работ обучающимися гражданами на базе учебных мастерских профессиональных училищ, недостаточно средств и для приобретения инструментов, применяемых при отработке навыков.
Отмечается низкая заинтересованность руководителей строительных организаций в подготовке рабочих кадров и специалистов путем выделения средств для улучшения материальной базы учебных заведений, предоставлении баз практики, выделении опытных наставников в период прохождения практики студентами, а также их дальнейшего трудоустройства.
В Камчатском крае подготовку специалистов начального и среднего профессионального образования для строительной отрасли ведут 7 образовательных учреждений, в том числе 2 образовательных учреждения среднего профессионального образования: КГАОУ СПО "Камчатский политехнический техникум", КГОУ СПО "Паланский колледж" и 5 образовательных учреждений начального профессионального образования: КГОУ НПО ПУ NN 3, 7, 10, 12, 13.
Учреждениями среднего профессионального образования ведется подготовка по 3 специальностям: "Архитектура", "Строительство и эксплуатация зданий", "Сварочное производство", а начального профессионального образования - по 8 профессиям: "Сварщик" (электросварочные и газосварочные работы), "Машинист подъемно-транспортных и строительных машин", "Столяр строительный" (профессиональная подготовка), "Штукатур. Маляр" (профессиональная подготовка), "Машинист дорожный и строительных машин", "Мастер столярно-плотничных и паркетных работ", "Мастер отделочных и строительных работ", "Монтажник санитарно-технических и вентиляционных систем и оборудования".
Подготовку специалистов для строительной отрасли с высшим профессиональным образованием с 2010 года в Камчатском крае осуществляет филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ имени В.В. Куйбышева)" (далее - ДВГТУ) в г. Петропавловске-Камчатском, который имеет лицензию на подготовку по специальностям "Теплоснабжение и вентиляция", "Промышленное и гражданское строительство", "Строительство".
Количество подготовленных специалистов для строительной отрасли в 2010 году составило 341 человек, в том числе учреждениями начального профессионального образования - 255 человек. Из числа 56 выпускников КГАОУ СПО "Камчатский политехнический техникум" 50% трудоустроились по полученной специальности в первый год.
Первый выпуск в филиале ДВГТУ по специальностям "Теплоснабжение и вентиляция", "Строительство" состоялся в июне 2011 года. В 2013 году 30 выпускников получат диплом по специальности "Промышленное строительство".
Сведения о подготовке профессиональных кадров для строительной отрасли образовательными учреждениями в Камчатском крае в 2008 - 2010 годах по формам обучения и специальностям приведены в приложении 2 к Подпрограмме.
В настоящее время из общего числа работников, занятых в строительстве, 83,8% имеют профессиональное образование, в том числе 14,9% имеют высшее профессиональное образование, 32,9% - среднее профессиональное, 36% - начальное профессиональное, кроме того 16,2% работников имеют среднее общее образование.
Численность занятых в строительстве по уровню образования (человек)
по состоянию на 01.01.2011
Всего |
Высшее профессиональное образование |
Среднее профессиональное образование |
Начальное профессиональное образование |
Среднее общее образование |
5622 |
838 |
1849 |
2024 |
911 |
в том числе в жилищном строительстве: | ||||
2699 |
428 |
857 |
814 |
600 |
Среднестатистический ежегодный процент убытия специалистов из сферы жилищного строительства в Камчатском крае не превышает 7 процентов.
Сведения об убытии специалистов из жилищного строительства (пенсия, собственное желание, миграция и др.) в Камчатском крае в 2009 - 2010 годах
Показатели /годы |
2008 |
2009 |
2010 |
Число занятых в жилищном строительстве, |
2313 |
2591 |
2699 |
в том числе иностранцы |
617 |
753 |
737 |
Показатель убытия специалистов из жилищного строительства |
119 |
129 |
137 |
% убытия специалистов |
7 |
7 |
7 |
Число граждан, выбывших за пределы Камчатского края в 2009 году, сократилось на 22,7%, а число прибывших - на 1,3%, сальдо миграции остается отрицательным и достаточно высоким для региона. В 2009 году на территорию Камчатского края прибыло 5264 человека, выбыло - 6587 человек, таким образом, сальдо миграции сложилось отрицательное и составило - 1223 человека.
Отрицательное сальдо миграции сохраняется за счет выехавших в другие регионы России (в 2009 году - 97,0% внешней миграции для региона) и в страны СНГ и Балтии (2,5%).
Миграционные процессы в большей степени затрагивают трудоспособные возрастные контингенты. В 2009 году на долю населения в трудоспособном возрасте пришлось 77,6% всего миграционного оборота в крае.
Органы государственной службы занятости оказывают содействие безработным гражданам при переезде на работу или обучение в другую местность.
Агентством по занятости Камчатского края заключено 18 соглашений об обмене информацией о вакантных рабочих местах с государственным учреждением службы занятости населения Ставропольского края "Межрегиональный ресурсный центр", Новосибирской, Томской, Сахалинской, Магаданской, Омской, Воронежской областями, Республиками Алтай, Тыва и Хакасия, Приморским, Хабаровским, Красноярским, Алтайским краями, Чукотским автономным округом, Еврейской автономной областью, Республикой Адыгея, г. Санкт-Петербургом с целью обеспечения скоординированных мер по содействию гражданам в поиске подходящей работы за пределами территории проживания и снижения напряженности на региональных рынках труда.
Камчатский край является одним из субъектов Российской Федерации, реализующим Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Главными целями указанной Государственной программы являются оказание всестороннего содействия полноценному и осознанному процессу переселения в Камчатский край соотечественников, проживающих за рубежом, способствующему решению стратегических задач социально-экономического развития Камчатского края, а также компенсация естественной убыли населения и трудовых ресурсов в целом по краю и отдельных его районах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Камчатский край.
За период реализации вышеназванной Государственной программы Камчатский край готов принять 1017 участников Государственной программы, а с членами семьи - 4068 человек (3051 членов семьи).
В последние годы в Российской Федерации приняты серьезные меры по усилению взаимодействия государства и бизнеса в области подготовки кадров. В соответствии с направлениями федеральной политики последние два года в Камчатском крае предприняты определенные меры в развитии механизмов частно-государственного партнерства в сфере подготовки кадров для строительной отрасли.
В рамках частно-государственного партнерства руководители или инженеры строительных организаций принимают участие в таких направлениях совместной деятельности, как организация производственного обучения и производственной практики, привлечение лучших специалистов организации к педагогической деятельности, совместная разработка программ обучения и квалификационных требований к работнику, организация и проведение независимой итоговой аттестации выпускников.
В настоящее время ежегодно специалисты строительных организаций всех форм собственности участвуют в контроле качества подготовки рабочих кадров и специалистов. В период проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования независимая комиссия с участием работодателей осуществляет комплексную оценку уровня подготовки выпускников.
Структурные изменения в строительной отрасли Камчатского края диктуют необходимость постоянного обновления содержания профессионального образования в соответствии запросами работодателей.
Предоставляемая новыми стандартами возможность отводить на изучение вопросов, связанных с конкретными технологическими процессами, до половины общего объема подготовки, позволяет образовательному учреждению во взаимодействии с работодателями постоянно актуализировать содержание образования в соответствии с реальными запросами и востребованностью профессиональных компетенций на рынке труда.
Пока эти возможности в подготовке кадров для строительной отрасли в полной мере не реализованы. Исправить данную ситуацию можно при активном участии организаций строительной отрасли, которые должны определить требования к знаниям и умениям, которыми должны обладать выпускники по окончании образовательного учреждения, и участвовать в независимой оценке качества подготовки специалистов.
Для решения кадровой проблемы 25% строительных организаций планируют повышение квалификации своих работников, в основном специалистов среднего и высшего звена, 25% - планируют привлечение специалистов из других регионов (начальное звено), 55% - привлечение иностранных специалистов (начальное звено).
До настоящего времени отсутствовала единая методика определения кадровой потребности строительной отрасли, в том числе в жилищном строительстве.
Расчет кадрового обеспечения велся исходя из параметров, определенных на основе результатов выборочного обследования кадрового состава строительных организаций.
Индикатор кадрового обеспечения регионального строительного комплекса представлен в Таблице 3.
Таблица 3
Показатели/годы |
2008 |
2009 |
2010 |
Объем капитального строительства S (кв.м.) |
63392 |
63300 |
57780 |
Общее количество персонала организаций, осуществляющих жилищное строительство N, в том числе: |
2313 |
2591 |
2699 |
специалисты N1 |
225 |
211 |
219 |
линейный персонал N2 |
337 |
400 |
411 |
рабочие N3 |
1752 |
1980 |
2131 |
(интегральный) |
27 |
24,4 |
21,4 |
специалисты S/N1 |
282 |
300,5 |
263,3 |
линейный персонал S/N2 |
188 |
158,2 |
138,6 |
рабочие S/N3 |
36,19 |
31,97 |
27,12 |
Индикатор соотношения кадрового ресурса между категориями персонала представлен в Таблице 4.
Таблица 4
Показатели/годы |
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Специалисты N1 |
(N1 / N1 =) 1 |
1 |
1 |
1 |
Линейный персонал N2 |
N2 / N1 |
1,5 |
1,9 |
1,8 |
Рабочие N3 |
N3 / N1 |
7,8 |
9,5 |
9,4 |
Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования представлен в Таблице 5.
Таблица 5
Годы |
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Общее количество персонала организаций, осуществляющих жилищное строительство N, в том числе: |
|
2313 |
2591 |
2699 |
высшее профессиональное образование |
Nвпо |
367 |
411 |
428 |
среднее профессиональное образование |
Nспо |
734 |
823 |
857 |
начальное профессиональное образование |
Nнпо |
698 |
871 |
814 |
без профессионального образования |
Nбпо |
514 |
576 |
600 |
Индикаторы соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования |
|
|
|
|
высшее профессиональное образование |
(Nвпо / Nвпо = 1) |
1 |
1 |
1 |
среднее профессиональное образование |
Nспо / Nвпо |
2 |
2 |
1,9 |
начальное профессиональное образование |
Nнпо / Nвпо |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
без профессионального образования |
Nбпо / Nвпо |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения регионального строительного комплекса представлен в Таблице 6.
Таблица 6
Показатели/годы |
|
2008 |
2009 |
2010 |
Количество иностранных работников преимущественно в жилищном строительстве, человек |
М |
617 |
753 |
737 |
специалисты |
М1 |
18 |
1 |
29 |
линейный персонал |
М2 |
15 |
7 |
18 |
рабочие |
М3 |
584 |
803 |
743 |
Индикатор |
|
|
|
|
специалисты |
(M1 / М1 =) 1 |
1 |
1 |
1 |
линейный персонал |
M2 / М1 |
0,83 |
7 |
0,621 |
рабочие |
M3 / М1 |
324 |
803 |
25,62 |
Вопросы привлечения трудовых мигрантов в Камчатский край регулируются действующим законодательством.
Привлечение иностранной рабочей силы в Камчатский край при имеющейся тенденции к увеличению не оказывает влияния на рынок труда и ежегодная численность иностранных работников составляет в среднем 1 процент от численности занятых в экономике Камчатского края.
Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется преимущественно по профессиям, востребованным на рынке труда Камчатского края.
В 2011 году было организовано обучение по следующим специальностям:
N п/п |
Наименование профессии (специальности) |
Приступили к профессиональному обучению, чел. |
Трудоустроено после профессионального обучения, чел. |
1. |
Машинист бульдозера |
11 |
1 |
2. |
Монтажник |
0 |
1 |
3. |
Машинист крана автомобильного |
2 |
0 |
4. |
Слесарь-сантехник |
16 |
8 |
5. |
Электрогазосварщик |
16 |
1 |
6. |
Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию |
29 |
2 |
Зарегистрированные вакансии в органах службы занятости Камчатского края
по состоянию на 01.08.2011
N п/п |
Наименование профессии (специальности) |
Заявлено вакансий, ед. |
Состоит на учете в органах службы занятости Камчатского края, чел. |
1. |
Бетонщик |
1137 |
8 |
2. |
Плотник |
578 |
40 |
3. |
Машинист бульдозера |
48 |
45 |
4. |
Монтажник |
449 |
8 |
5. |
Штукатур |
321 |
11 |
6. |
Маляр |
308 |
15 |
7. |
Облицовщик плиточник |
277 |
0 |
8. |
Арматурщик |
183 |
0 |
9. |
Отделочник железобетонных изделий |
44 |
0 |
10. |
Машинист крана автомобильного |
11 |
1 |
11. |
Слесарь-сантехник |
96 |
27 |
12. |
Столяр |
21 |
5 |
13. |
Электрогазосварщик |
92 |
23 |
14. |
Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию |
1 |
0 |
В 2011 году безработные граждане обучались по строительным специальностям в следующих государственных и негосударственных учреждениях, оказывающих образовательные услуги в Камчатском крае:
КГОУ НПО "Профессиональное училище N 7";
КГОУ НПО "Профессиональное училище N 12";
КГОУ НПО "Профессиональное училище N 3";
КГОУ СПО "Камчатский политехнический техникум";
ООО "Будущее".
При этом наблюдается низкий уровень трудоустройства после профессионального обучения, что вызвано рядом причин:
работодатели предлагают низкий уровень заработной платы, отсутствуют социальные гарантии;
непрестижность рабочих профессий.
Чтобы кардинально изменить сложившуюся ситуацию в подготовке кадров для строительной отрасли необходимо:
организациям, берущим на работу выпускников профессиональных училищ, предоставлять льготы;
мастера производственного обучения должны иметь возможность повышения квалификации за пределами Камчатского края в современных строительных организациях, что повысит качество обучения и поднимет престиж профессии мастер производственного обучения;
расширить практику заключения договоров сотрудничества между строительными организациями и конкретным профессиональным училищем, что позволит контролировать качество подготовки специалистов и оказывать определенную помощь профессиональному училищу;
активизировать участие ведущих организаций строительной отрасли Камчатского края в формировании содержания профессионального образования в соответствии с требованиями времени и применяемыми технологиями в строительстве;
создать на базе одного из учреждений профессионального образования ресурсный центр по подготовке специалистов для строительной отрасли, оснащенный современным оборудованием и технологиями подготовки и переподготовки кадров.
2. Основные цель и задачи Подпрограммы, сроки и этапы ее реализации, целевые показатели Подпрограммы
2.1. Целью Подпрограммы является кадровое обеспечение задач строительства долгосрочной краевой целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы".
2.2. Основные задачи Подпрограммы:
1) создание эффективной системы профессионального образования всех уровней, ориентированной на потребности строительного комплекса;
2) формирование эффективной модели частно-государственного партнерства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей.
2.3. Период реализации Подпрограммы: одноэтапно, 2011 - 2015 годы.
2.4. Система целевых показателей реализации Подпрограммы, которые предполагается достичь в ходе выполнения Подпрограммы, включает в себя основные показатели кадрового обеспечения строительной отрасли на долгосрочную перспективу до 2015 года (приложение 3 к Подпрограмме).
3. Мероприятия Подпрограммы
3.1. Мероприятия Подпрограммы направлены на решение задач по созданию эффективной системы профессионального образования всех уровней, ориентированной на потребности строительного комплекса, и формированию эффективной модели частно-государственного партнерства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей и предусматривают реализацию мероприятий по следующим направлениям:
1) создание новых форм обучения и переподготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям строительной направленности;
2) мероприятия по привлечению и обучению кадров строительным специальностям, осуществлению аналитической работы по изучению потребности строительной отрасли в специалистах и трудоустройству выпускников;
3) совершенствование нормативных правовых основ, механизмов поддержки, стабилизации и дальнейшего развития строительной отрасли.
3.2. Полный комплекс мероприятий, направленных на повышение количества и качества профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов строительной отрасли всех уровней образования в 2011 - 2015 годах, представлен в приложении 4 к Подпрограмме.
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
4.1. Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы составляет 88 950,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
1) краевого бюджета - 85 500,0 тыс. рублей;
2) внебюджетных источников (по согласованию) - 3 450,0 тыс. рублей.
4.2. Объемы финансирования программных мероприятий в разрезе по источникам финансирования и главным распорядителям (распорядителям) средств Подпрограммы приведены в приложении 5 к Подпрограмме.
5. Управление реализацией Подпрограммой
5.1. Контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет Министерство строительства Камчатского края - государственный заказчик-координатор Подпрограммы, - на которое возлагается организация:
1) сбора и систематизации статистической и аналитической информации о реализации мероприятий Подпрограммы;
2) мониторинга результатов реализации мероприятий Подпрограммы;
3) проведения оценки показателей результативности и эффективности мероприятий Подпрограммы, их соответствия показателям;
4) взаимодействия всех участников реализации Подпрограммы с исполнительными органами государственной власти Камчатского края.
5.2. Мониторинг предполагается проводить на основании данных, полученных от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю, исполнительных органов государственной власти Камчатского края, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае. Это будет являться основой для выявления причин отклонения от запланированного хода реализации мероприятий Подпрограммы и для принятия решения о корректировке Подпрограммы.
5.3. Министерство строительства Камчатского края, Министерство образования и науки Камчатского края, Агентство по занятости населения Камчатского края, Агентство по молодежной политике Камчатского края организуют выполнение мероприятий, входящих в Подпрограмму, осуществляют их мониторинг и проводят оценку эффективности их реализации.
5.4. Министерство образования и науки Камчатского края, Агентство по занятости населения Камчатского края, Агентство по молодежной политике Камчатского края представляют в Министерство строительства Камчатского края ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, информацию о реализации мероприятий Подпрограммы, и объемах финансирования, направленных на реализацию мероприятий за счет всех источников финансирования.
5.5. Министерство строительства Камчатского края с учетом сведений, полученных от иных исполнителей Подпрограммы, ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Правительство Камчатского края информацию о ходе выполнения Подпрограммы.
5.6. Предлагаемый подход к управлению Подпрограммой обеспечит ее полное исполнение.
5.7. Финансовое обеспечение реализации Подпрограммы заключается в ежегодном утверждении статей расходов краевого бюджета в соответствии с объемами финансирования, необходимыми для выполнения комплекса мероприятий по реализации Подпрограммы.
5.8. Информация о ходе реализации мероприятий Подпрограммы размещается исполнителями Подпрограммы на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети Интернет.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Подпрограммы
6.1. Оценка эффективности реализации мероприятий Подпрограммы проводится на основании данных мониторинга, информации о реализации мероприятий Подпрограммы исполнителей Подпрограммы.
6.2. Для оценки эффективности реализации Подпрограммы используются целевые показатели, представленные в приложении 3 к Подпрограмме.
6.3. По результатам оценки реализации мероприятий Подпрограммы исполнителями Подпрограммы вносятся предложения по корректировке и финансированию мероприятий Подпрограммы.
6.4. При реализации Подпрограммы будут получены как социальный, так и экономический эффекты. Социальный эффект заключается в повышении престижности и социального статуса работников строительной отрасли.
6.5. Основным экономическим эффектом будет достижение целевых показателей долгосрочной краевой целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы" и прогнозных значений индикаторов.
6.6. Индикатор кадрового обеспечения регионального строительного комплекса .
Индикатор (интегральный по категориям персонала) характеризует общую и по категориям кадровую обеспеченность осуществленных и планируемых объемов капитального строительства и представляется в динамике по годам (Таблица 7).
Таблица 7
Показатели/Годы |
2011 прогноз |
2012 прогноз |
2013 прогноз |
2014 прогноз |
2015 прогноз |
Объем капитального строительства (кв.м.) |
68000 |
70130 |
73000 |
84780 |
110560 |
Число занятых в жилищном строительстве, в том числе: |
2846 |
3721 |
3416 |
3781 |
4945 |
специалисты |
231 |
303 |
278 |
307 |
402 |
линейный персонал |
440 |
575 |
528 |
584 |
764 |
рабочие |
2175 |
2844 |
2611 |
2890 |
3779 |
(интегральный) |
23,89 |
18,85 |
21,37 |
22,42 |
22,36 |
специалисты |
293,89 |
231,82 |
262,85 |
275,80 |
275,00 |
линейный персонал |
154,68 |
122,01 |
138,34 |
145,16 |
144,74 |
рабочие |
31,26 |
24,66 |
27,96 |
29,34 |
29,26 |
6.7. Индикатор соотношения кадрового ресурса между категориями персонала .
Индикатор характеризует соотношение между различными категориями персонала (нормировка проводится по количеству специалистов) и представляется в динамике по годам (Таблица 8).
Таблица 8
Показатели/Годы |
2011 прогноз |
2012 прогноз |
2013 прогноз |
2014 прогноз |
2012 прогноз |
Специалисты |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Линейный персонал |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
Рабочие |
9,4 |
9,4 |
9,4 |
9,4 |
9,4 |
В соответствии с опросом строительных организаций установлено, что такое процентное соотношений кадрового персонала по категориям является оптимальным для решения на данном этапе задач строительства. В связи с этим предложено это соотношение сохранить до конца 2015 года.
6.8. Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования .
Индикатор характеризует соотношение между различными уровнями профессионального образования персонала (нормировка проводится по количеству работников с высшим профессиональным образованием) и представляется в динамике по годам (Таблица 9).
Таблица 9
Показатели/Годы |
2011 прогноз |
2012 прогноз |
2013 прогноз |
2014 прогноз |
2015 прогноз |
Общее количество персонала, занятого в жилищном строительстве, в том числе: |
2846 |
3721 |
3416 |
3781 |
4945 |
с высшим профессиональным образованием |
446 |
584 |
533 |
587 |
776 |
со средним профессиональным образованием |
892 |
1180 |
1108 |
1245 |
1661 |
с начальным профессиональным образованием |
892 |
1256 |
1156 |
1274 |
1692 |
без образования |
616 |
701 |
618 |
675 |
815 |
высшее профессиональное образование |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
среднее профессиональное образование |
2 |
2,02 |
2,08 |
2,12 |
2,14 |
начальное профессиональное образование |
2 |
2,15 |
2,17 |
2,17 |
2,18 |
без профессионального образования |
1,4 |
1,20 |
1,16 |
1,15 |
1,05 |
6.9. Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения регионального строительного комплекса .
Индикатор характеризует общую и по категориям долю привлекаемой иностранной рабочей силы (нормировка проводится по общему и по категориям персонала количеству работников; Mi - количество трудовых мигрантов - нерезидентов РФ по категориям персонала) и представляется в динамике по годам.
Показатели/Годы |
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Количество иностранных специалистов в жилищном строительстве, человек |
М |
790 |
1567 |
1083 |
1223 |
1210 |
специалисты |
М1 |
29 |
57 |
40 |
45 |
45 |
линейный персонал |
М2 |
18 |
36 |
25 |
28 |
27 |
рабочие |
М3 |
743 |
1474 |
1018 |
1150 |
1138 |
Индикатор |
|
|
|
|
|
|
специалисты |
M1 / М1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
линейный персонал |
M2 / М1 |
0,62 |
0,62 |
0,615 |
0,61 |
0,6 |
рабочие |
M3 / М1 |
25,6 |
25,55 |
25,5 |
25,4 |
25,3 |
6.10. Вывод: комплекс мероприятий данной Подпрограммы позволит увеличить численность людей, изъявивших желание поступить в образовательные учреждения в Камчатском крае и освоить строительную профессию, тем самым увеличить количество специалистов этого вида экономической деятельности за период 2011 - 2015 годы как минимум на 1560 человек, при этом в жилищное строительство придет более 590 человек.
Кроме того, последние статданные о фактическом повышении заработной платы работникам строительной сферы, проводимая разъяснительная работа среди выпускников школ и ряд других пропагандистских мер смогут существенно увеличить численность желающих получить строительную специальность и пополнить численность работников отрасли.
Вместе с тем, строительные организации для выполнения сложных стратегических задач планируют привлечение необходимого числа работников из других регионов Российской Федерации от 169 до 1219 человек ежегодно.
Подобная практика привлечения трудовых мигрантов из России имела место при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофического землетрясения в Корякском округе в 2006 - 2007 годах и при выполнении работ по сейсмоукреплению и строительству жилых домов в г. Петропавловске-Камчатском в 2010 - 2011 годах.
В целом комплекс организационных мероприятий по кадровому обеспечению задач строительства является достаточным для выполнения целевых показателей долгосрочной краевой целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы".
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.