Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Камчатского края
от 28 февраля 2011 г. N 77-П
Долгосрочная краевая целевая программа
"Старшее поколение в Камчатском крае на 2011 - 2013 годы"
20 июня 2011 г., 27 июня 2012 г., 25 марта 2013 г.
Постановлением Правительства Камчатского края от 25 марта 2013 г. N 116-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
долгосрочной краевой целевой программы "Старшее поколение в Камчатском крае на 2011 - 2013 годы"
1. Технико-экономическое обоснование Программы
В Камчатском крае по состоянию на 1 января 2011 года проживало 341,7 тысяч человек, из них 53,8 тыс. граждан пожилого возраста (15,7 % от числа всех жителей края).
Учитывая, что Камчатский край относится к районам Крайнего Севера, основная часть жителей региона имеют возможность досрочного выхода на пенсию по старости. Общая численность пенсионеров на 1 января 2011 составила 90,9 тыс. человек (26,2 % от общей численности постоянного населения), в том числе 44,0 тыс. неработающих пенсионеров.
Одной из особенностей современной социально-демографической ситуации является высокая доля лиц пожилого возраста, и тенденция к их увеличению сохраняется ежегодно.
Старение населения происходит одновременно с ухудшением состояния здоровья. Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, теряются связи с родными и близкими.
Показатели заболеваемости в пожилом возрасте значительно выше, чем в других социальных группах. У пенсионеров с возрастом увеличивается необходимость более высоких затрат на приобретение лекарств и дополнительный уход. Резко возрастающий уровень заболеваемости пожилых людей в нашем регионе обусловлен также природными и климатическими условиями Крайнего Севера. Обостряется проблема более чем низкой продолжительности жизни мужчин старше 65 лет. Доля одиноких женщин в возрасте 70 лет увеличивается.
Главным, а зачастую и единственным источником доходов пожилых людей является пенсия, средний размер которой по состоянию на 1 января 2011 года составил 12079,24 рублей. Несмотря на то, что этот показатель несколько превышает прожиточный минимум пенсионера, пожилые граждане, проживающие в условиях Крайнего Севера и прекратившие трудовые отношения, нуждаются в дополнительной поддержке со стороны государства.
Одновременно с проблемами здоровья возрастает потребность в постоянном и постороннем уходе. В связи с этим возрастает актуальность проведения мероприятий, финансируемых за счет средств краевого бюджета, позволяющих с учетом возраста, состояния здоровья, способности к самообслуживанию, семейного и имущественного положения оказать необходимую социальную поддержку пожилым неработающим гражданам, способствующую улучшению их жизнеобеспечения.
Одним из ведущих звеньев социального блока является социальное обслуживание.
Система социального обслуживания пожилого населения постоянно развивается: совершенствуется структура социальных служб, внедряются новые формы социального обслуживания.
В настоящее время в крае функционируют 6 центров социального обслуживания населения. При центрах и отделах социальной защиты населения работают 17 отделений социальной помощи на дому и 4 специализированных отделений медико-социальной помощи, которые обслуживают пожилых граждан и инвалидов. Создано отделение дневного пребывания и отделение временного пребывания пожилых людей, 6 отделений срочной социальной помощи обслуживают граждан, оказавшихся в экстремальной ситуации.
В стационарных учреждениях системы социальной защиты населения проживают 661 человек старше 60 лет, из них 240 человек - в психоневрологическом интернате, 301 человек - в домах-интернатах для престарелых общего типа.
Вместе с тем потребность пожилых граждан Камчатского края в социальных услугах удовлетворяется не полностью. Сохраняется очередность на получение мест в домах-интернатах (на 01.01.2011 очередь в психоневрологический интернат составляет 177 человек, в дома-интернаты для престарелых общего типа - 94 человек).
Таким образом, развитие имеющихся учреждений и создание новых, позволяющих расширить возможности социального обслуживания, остается крайне актуальным.
Ведущую роль в социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов должны занимать нестационарные учреждения социального обслуживания, деятельность которых максимально приближена к реальным нуждам граждан пожилого возраста, а их расположение - к месту проживания последних.
Во всех центрах социального обслуживания населения необходимо создавать отделения временного проживания, дополнительные отделения дневного пребывания, социально реабилитационные отделения и др.
Перспективным является внедрение новых форм социального обслуживания граждан старшего поколения: открытие социально-досуговых центров, ремонтных мастерских, службы длительного ухода на дому.
Наличие большого числа групп пожилых людей с особыми потребностями (инвалидов пожилого возраста, одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых людей отдаленных сельских районов, в том числе национальных, и др.) приводит к изменению структуры спроса на социальные услуги. Именно поэтому предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания.
Тяжелое материальное положение, одиночество, неудовлетворительное физическое здоровье - все эти факторы, приводят к снижению качества жизни граждан старшего поколения, и свидетельствуют о необходимости социальной поддержки пожилых людей.
В Камчатском крае сформирована региональная законодательная база в сфере социального обслуживания и мер социальной поддержки граждан пожилого возраста. Отработан механизм предоставления мер социальной поддержки населению, создана единая электронная система учета граждан, имеющих право на социальную поддержку со стороны государства, которая позволяет в полной мере реализовать принцип адресного подхода и "единого окна".
Вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан старшего поколения входят в число приоритетных задач, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Постоянное внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста как на федеральном, так и на региональном уровне, улучшение положения пожилых людей являются составной частью государственной социальной политики. Решение поставленных задач возможно на основе комплексного программно-целевого подхода, ориентированного на конечные социально-экономические результаты.
2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
2.1. Целью Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
Указанная цель соответствует стратегии мирового сообщества обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усиления их защиты и облегчения доступа к основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.
2.2. Для достижения цели Программы необходимо решение следующих основных задач:
1) улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей;
2) поддержание жизненной активности пожилых людей мерами оздоровительного характера, организация их досуга;
3) развитие системы социального обслуживания людей пожилого возраста;
4) предоставление дополнительных мер социальной поддержки пожилых людей, проживающих на территории Камчатского края.
2.3. Перечень основных мероприятий по реализации настоящей Программы приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
2.4. Наряду с совершенствованием регионального законодательства в сфере социального обслуживания населения, настоящей Программой предусматриваются меры по укреплению здоровья граждан пожилого возраста, развитию системы услуг по уходу за пожилыми людьми, использованию мобильных бригад для оказания неотложных социальных услуг пожилым людям, использованию ими спортивных объектов.
2.5. Людям пожилого возраста, в рамках реализации настоящей Программы:
1) предоставляется возможность получения профессионального образования (по программам: "Подготовка к работе в глобальной сети Интернет" и "Азы компьютерной грамотности");
2) предусматривается организация содействию в трудоустройстве лиц пенсионного возраста, проведение специализированной ярмарки вакансий для пожилых людей;
3) предусматривается поддержание жизненной активности пожилых людей мерами оздоровительного характера, организации их досуга.
2.6. Особая роль отводится кадровому обеспечению деятельности по работе с пожилыми людьми, с этой целью предусмотрена организация системы стимулирования профессиональной деятельности социальных работников в целях повышения качества предоставляемых социальных услуг: проведение ежегодных региональных конкурсов "Лучший социальный работник Камчатского края", "Лучшее учреждение социального обслуживания населения".
2.7. Ряд мероприятий по оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей реализуется в рамках долгосрочной краевой целевой программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы в Камчатском крае", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 09.02.2011 N 59-П.
2.8. Программа рассчитана на среднесрочный период 2011 - 2013 годы.
2.9. Финансирование настоящей Программы будет осуществляться за счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников.
Постановлением Правительства Камчатского края от 25 марта 2013 г. N 116-П часть 2.10 раздела 2 настоящего приложения изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
2.10. Общий объем финансирования Программы на 2011 - 2013 годы составляет 5 355,25155 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета (по согласованию) - 193,00000 тыс. рублей;
краевого бюджета - 4 633,55155 тыс. рублей;
внебюджетных источников (по согласованию) - 528,70000 тыс. рублей
Постановлением Правительства Камчатского края от 25 марта 2013 г. N 116-П часть 2.11 раздела 2 настоящего приложения изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
2.11. Финансирование потребует средств краевого бюджета в сумме 4 633,55155 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 841,59000 тыс. рублей;
2012 - 2 015,99155 тыс. рублей;
2013 - 1 775,97000 тыс. рублей.
2.12. Объем финансирования мероприятий Программы ежегодно подлежит уточнению и утверждению в установленном порядке законом Камчатского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
2.13. Группировка объемов финансирования программных мероприятий по источникам финансирования и главным распорядителям средств приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
3. Субсидии местным бюджетам
В рамках мероприятий настоящей Программы предоставление субсидий местным бюджетам не предусмотрено.
4. Прогноз ожидаемых результатов Программы и критерии оценки эффективности ее реализации
4.1. Показатели (критерии) оценки эффективности реализации настоящей Программы приведены в приложении N 3 к настоящей Программе.
В результате реализации программных мероприятий 90 процентов людей пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании, будет охвачено социальными услугами.
Планируется организовать не менее пяти мобильных бригад для обеспечения социальными и социально-бытовыми услугами людей пожилого возраста, проживающих на территории Камчатского края.
Количество людей пожилого возраста, которым будет оказана адресная социальная помощь, составит 8 тыс. человек. Бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение планируется обеспечить 1200 людей пожилого возраста.
4.2. Мониторинг реализации настоящей Программы будет проводиться Министерством социального развития и труда Камчатского края ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах до 01 февраля года следующего за отчетным годом.
5. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
5.1. Министерство социального развития и труда Камчатского края:
1) осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов Камчатского края, обеспечивающих реализацию настоящей Программы;
2) организует реализацию мероприятий настоящей Программы;
3) составляет проекты бюджетных заявок, при необходимости вносит предложения об изменении объемов финансирования настоящей Программы на очередной финансовый год;
4) рассматривает материалы о ходе реализации настоящей Программы, координирует, и контролирует реализацию запланированных мероприятий.
5.2. Информация о ходе и результатах выполнения мероприятий настоящей Программы по решению Губернатора Камчатского края может рассматриваться на заседании Правительства Камчатского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.