Заслушав информацию депутата Буторовой Л.В. о проекте Положения о бюджетном процессе в городе Минеральные Воды, городская Дума решила:
Утвердить Положение о бюджетном процессе в городе Минеральные Воды.
Председатель
Городской Думы
г. Минеральные Воды |
С.Н.Иванов |
Положение
о бюджетном процессе в городе Минеральные Воды
(утв. решением городской Думы г.Минеральные Воды
от 30 июня 1998 г. N 70)
Настоящее Положение является нормативно-правовым актом, в соответствии с которым устанавливаются общие принципы и сроки составления, рассмотрения проектов бюджета, утверждения, представления и исполнения бюджета, контроль и ответственность за его исполнением в соответствии с законами Российской федерации и Ставропольского края, Уставом города Минеральные Воды, постановлениями Государственной Думы Российской Федерации и Ставропольского края, городской Думы г. Минеральные Воды в целях финансового обеспечения социально-экономического развития города.
Настоящее Положение соответствует Закону Российской Федерации "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ", Законам Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае", "О местном самоуправлении в Ставропольском крае", "О территориальном общественном самоуправлении в Ставропольском крае".
Раздел I. Общие положения.
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем положении.
1. Бюджетный процесс - регламентированная деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Минимальный бюджет - расчетный объем доходов соответствующего бюджета территории, покрывающий гарантируемые органов государственной власти города минимально необходимые расходы.
3. Консолидированный бюджет города - свод бюджетов муниципальных образований: городского бюджета, поселковых, сельских и других территорий, действующих на основании Закона Ставропольского края "О территориальном общественном самоуправлении в Ставропольском крае" и Устава г. Минеральные Воды.
Городской бюджет - форма образования и расходования денежных средств для функционирования учреждений, организаций, предприятий и органов государственной власти и управления городского уровня.
4. Бюджет текущих расходов - расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) предприятий жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в бюджет развития.
5. Бюджет развития - это ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды, на расширение воспроизводства и иные расходы.
6. Дифференцированные отчисления - отчисления в бюджеты отдельных территорий, предназначенные для сбалансирования доходов расходов, выделяемые в сумме пропорционально к потребности.
7. Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в бюджет города.
8. Дотация - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных или регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.
Субвенция - сумма из вышестоящего бюджета, выделяемая на определенный срок, направляемая на пополнение бюджета нижестоящего уровня с указанием конкретного направления ее использования.
9. Секвестр - пропорциональное снижение государственных расходов (вводится при значительном снижении поступления из доходных источников).
Раздел II. Общие положения.
Статья 2. Основы бюджетного процесса в городе Минеральные Воды.
1. Органы местного самоуправления города Минеральные Воды самостоятельно определяют бюджетный процесс на своей территории в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, предусмотренного законами Российской Федерации и законами Ставропольского края.
2. Вмешательство в процесс составления проектов местного бюджета, утверждения и исполнения не допускается.
Составление проектов местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета осуществляется в соответствии с единой бюджетной классификацией, установленной в Российской Федерации.
В составе бюджетных расходов выделяются:
- расходы, связанные с выполнением функции по управлению муниципальным образованием;
- расходы, связанные с выполнением государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
- расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга.
3. При утверждении местного бюджета в случае намечающегося бюджетного дефицита принимается решение о его предельной величине (в абсолютной сумме или процентах к объему расходов бюджета, и об источниках покрытия, включая предельные суммы заимствований, осуществляемых органами местного самоуправления).
4. Бюджеты внутригородских муниципальных образований формируются согласно действующему законодательству на договорной основе.
Статья 3. Управление средствами городского бюджета.
1. Финансовый отдел администрации города является уполномоченным по управлению средствами городского бюджета.
2. Временно, на период становления органов местного самоуправления функции могут быть переданы финансовому отделу Минераловодской территориальной государственной администрации Ставропольского края.
Раздел III. Составление, рассмотрение, утверждение проекта бюджета.
Статья 4. Разборка прогнозов социально-экономического развития города.
1. Прогноз социально-экономического развития города Минеральные Воды разрабатывается администрацией города с учетом мнения органов местного самоуправления в срок не позднее 6 месяцев до начала финансового года и представления на рассмотрение и утверждение в городскую Думу г. Минеральные Воды.
Прогноз должен содержать:
- анализ социально-экономического развития города за прошедший и текущий год;
- прогноз социально-экономического развития города на следующий финансовый год с выделением приоритетных направлений и обоснованностью их финансирования.
Статья 5. Взаимодействие органов государственной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления города Минеральные Воды при формировании проекта консолидированного бюджета.
1. Правительство Ставропольского края представляет администрации города Минеральные Воды не позднее 1 октября текущего года, предшествующего плановому:
- прогнозы индексов цен; уровня заработной платы;
- нормативы бюджетной обеспеченности (на одну койку или одно посещение в здравоохранении; на одного ученика в образовании, или обобщенный показатель на одного жителя территории);
- удельный вес бюджетной обеспеченности за предыдущий год в общих расходах.
Эти показатели используются администрацией города Минеральные Воды для подготовки проекта расходов минимального бюджета.
2. Администрация города Минеральные Воды доводит эти показатели до самостоятельных структурных подразделений органов местного самоуправления города, распорядителей кредитов, самостоятельных учреждений и организаций.
3. Администрация города Минеральные Воды в двухнедельный срок рассматривает предложения самостоятельных структурных подразделений органов местного самоуправления и по результатам рассмотрения составляет протокол.
4. Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, расположенные на территории города, включая налоговые службы и органы статистики, по запросам финансового отдела администрации города обязаны безвозмездно представлять ему сведения, необходимые для составления прогноза социально-экономического развития.
5. Администрация города Минеральные Воды в двухнедельный срок рассматривает предложения самостоятельных структурных подразделений органов местного самоуправления и по результатам рассмотрения составляет протокол.
6. Администрация города Минеральные Воды заключает соглашения с самостоятельными структурными подразделениями органов местного самоуправления города, предприятиями и организациями, отраслей народного хозяйства, имеющими различные организационно-правовые формы, о совместных и целевых расходах в период формирования бюджета органами местного самоуправления.
В соглашениях четко определяются взаимные обязательства сторон, включая порядок и периодичность финансирования причитающихся сумм, и система контроля.
Статья 6. Доходная часть бюджета.
1. Источники доходов бюджета города Минеральные Воды устанавливаются налоговым законодательством - Российской Федерации, законодательными актами Государственной Думы Ставропольского края, решениями городской Думы города Минеральные Воды.
2. Доходная часть бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджет могут поступать трансферты, дотации и субвенции, заемные средства, а также из доходов местных источников.
При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета, администрация города может получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, а также в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на территории города.
Вышестоящие органы государственной власти и управления не отвечают по долговым обязательствам нижестоящего органа власти и управления.
3. Администрация города Минеральные Воды при формировании консолидированного бюджета, в ходе его исполнения, городская Дума города Минеральные Воды при рассмотрении консолидированного бюджета города, утверждении городского, в ходе его исполнения в пределах своей компетенции вправе:
- образовывать в пределах объема доходов своего бюджета соответствующие фонды;
- объединять на договорной основе средства своего бюджета со средствами иных бюджетов, а также предприятиями;
- определять в установленном порядке дополнительные льготы и пособия, производить иные затраты на оказание материальной помощи отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной защите, в пределах имеющихся средств и выделением их отдельной статьей бюджета города;
- определять направления использования средств бюджета города на инвестиции, собственные целевые программы;
- способствовать формированию уровня закрепленных доходов, который должен составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета, а при отсутствии такой возможности в связи с недостаточностью закрепленных и регулирующих доходов - не менее 70% доходной части без учета в ней дотаций и субсидий.
4. Подход к распределению финансирования объектов из бюджета города между территориями и городским бюджетом производится по принятым приоритетным направлениям в соответствии с разграничением объектов по уровням бюджетов.
Статья 7. Расходная часть бюджета.
1. Бюджет города формируется в соответствии с требованиями бюджетной классификации, установленной в Российской Федерации.
2. Расходы бюджета разделяются на бюджет текущих расходов и бюджет развития.
3. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности. В бюджет текущих расходов включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.
4. При утверждении бюджета городская Дума устанавливает предельный размер заемных средств, привлекаемых администрацией города, а также устанавливает предельный размер разовых затрат по расходным статьям бюджета, которые городская администрация может производить без согласия городской Думы.
Раздел IV. Представление, рассмотрение и утверждение проекта
городского бюджета.
Статья 8. Представление проекта городского бюджета.
1. Разработка проекта бюджета города осуществляется Главой города в соответствии с действующим законодательством.
Глава города представляет в городскую Думу проект бюджета и рабочую документацию к нему в недельный срок после его формирования, но не позднее 1 ноября текущего года, предшествующего плановому.
2. В рабочую документацию входят:
- описание методики расчетов;
- классификация доходов бюджета;
- классификация расходов бюджета по направлениям и структурным подразделениям администрации города;
- справки по каждой доходной и расходной статье.
Статья 9. Рассмотрение проекта городского бюджета.
1. Комиссия по бюджету, финансам, торговле, предпринимательству, налогам и сборам в недельный срок с момента поступления проекта бюджета рассматривает его на своем заседании, вносит свои замечания, указания и предложения. Далее, проект бюджета выносится на совместное заседание Думы и администрации города Минеральные Воды, где подлежит утверждению, либо отклонению.
2. На совместном заседании городской Думы и администрации города Минеральные Воды по проекту бюджета заслушивается постатейные заключения постоянной комиссии по бюджету, финансам, торговле, предпринимательству, налогам и сборам городской Думы и проводится дискуссия по основным направлениям бюджетном политики в городе, в т.ч. по нормативам по регулируемым доходным источникам.
Проект бюджета считается одобренным при отсутствии разногласий обеих сторон и подлежит утверждению на заседании городской Думы города Минеральные Воды.
3. Проект бюджета считается одобренным и утвержденным, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего состава избранных депутатов.
4. В случае разногласий создается согласительная комиссия по выработке окончательного варианта проекта бюджета для дальнейшего его рассмотрения и для утверждения на заседании городской Думы.
5. В период рассмотрения проекта бюджета администрация города Минеральные Воды обязана представить всю необходимую для этого информацию и вправе вносить в проект бюджета изменения.
6. Окончательный вариант проекта бюджета должен быть выработан в течение 1 недели.
Статья 10. Утверждение бюджета.
1. С докладом по проекту бюджета на заседании городской Думы выступает Глава города или по его поручению - один из заместителей главы администрации, либо заведующий городским финансовым отделом администрации, с содокладом выступает председатель постоянной комиссии городской Думы по бюджету, финансам, торговле, предпринимательству, налогам и сборам.
После обсуждения доклада и содоклада, городская Дума принимает проект бюджета по следующим основным характеристикам:
- верхний предел объема расходов городского бюджета;
- пределы несбалансированности бюджета (излишек) или дефицит в форме абсолютной величины или процентной доли от объема доходов;
- бюджет по отдельным статьям бюджетной классификации;
- нормативы дифференцированных отчислений от регулирующих доходов в местный бюджет;
- средства, передаваемые из краевого бюджета в местный бюджет;
- норматив оборотной кассовой наличности;
- фонд непредвиденных расходов;
- перечень защищенных статей;
- бюджетные ссуды и кредиты.
2. В случае неутверждения отдельных статей представленного проекта бюджета городская Дума проводит повторное голосование по перераспределению бюджетных ассигнований в рамках верхнего предела этого объема.
3. Если городской Думой не будет принят бюджет города Минеральные Воды до 31 декабря года, предшествующего финансовому, администрация города имеет право расходовать бюджетные ассигнования в размере 1/12 объема городского бюджета предыдущего года в течение каждого месяца до утверждения бюджета городской Думой.
4. Городской бюджет должен быть рассмотрен и утвержден в трехдневный срок, со дня утверждения краевого бюджета.
Раздел V. Исполнение бюджета.
Статья 11. Обеспечение исполнения городского бюджета.
1. Исполнение утвержденного городского бюджета осуществляется администрацией города Минеральные Воды в соответствии с настоящим Положением, бюджетными нормами и в пределах утвержденных постатейных ассигнований.
2. В ходе исполнения городского бюджета, администрация города вправе:
- принимать решения о внесении изменений по статьям расходов бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому из направлений;
- направлять временно свободные средства городского бюджета на предоставление ссуд бюджетным учреждениям и бюджетам нижестоящего уровня;
- осуществлять контроль за правильным исполнением предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им из городского бюджета средств;
- определять источники финансирования предприятий и организаций банкротов, если по ним принято решение по санированию.
Статья 12. Возмещение потерь бюджета, возникших в связи с решениями, принятыми вышестоящими органами власти и управления.
В случае, если в ходе исполнения бюджета вышестоящий орган власти или управления в пределах своей компетенции принимает решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджета города Минеральные Воды, то недостающие в связи с этим для сбалансирования и минимального бюджета средств компенсируются указанным органом, принявшим решение, за счет средств его бюджета, независимо от наличия свободного остатка средств бюджета города Минеральные Воды.
Статья 13. Условия секвестра бюджета.
1. Городская Дума города Минеральные Воды в случаях, когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный или происходит значительное снижение поступлений от доходных источников, свыше 10% от запланированной суммы, по предложению администрации города Минеральные Воды принимает решение о введении установленного законом механизма секвестра расходов.
2. Механизм секвестра может вводиться также в случае, если в ходе исполнения бюджета дефицит не уменьшается, результатом чего является невозможность финансирования предусмотренных в бюджете мероприятий.
Статья 14. Использование свободных бюджетных средств.
1. Администрация города имеет право направлять временно свободные средства городского бюджета на предоставление ссуд в течение бюджетного года бюджетным учреждениям, а также предприятиям и организациям, привлекаемым к реализации социально значимых мероприятий - на процентной и беспроцентной основе, другим предприятиям и организациям- на процентной основе по ставке не ниже половины действующей ставки Центрального банка Российской Федерации, а также вправе хранить свободные средства на депозитных счетах для получения дополнительной прибыли.
2. Предоставление ссуд за счет временно имеющихся свободных средств городского бюджета производится администрацией города при условии обеспечения финансирования плановых расходов, предусмотренных на очередной финансовый год.
Статья 15. Пересмотр ассигнований и состава финансируемых программ.
Утвержденные ассигнования и состав финансируемых программ пересматриваются городской Думой по предложению постоянной комиссии городской Думы по бюджету, финансам, торговле, предпринимательству, налогам и сборам и администрации города в случаях:
- изменения программ;
- недостаточности доходов;
- превышения доходов запланированного уровня.
В случае, если дотации и субвенции, выделенные из городского бюджета на финансирование целевых программ и защищенных статей органами местного самоуправления не используются или используются не по назначению, субсидирование (финансирование программ) прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в городской бюджет.
Раздел VI. Учет, отчетность. Контроль исполнения бюджета.
Статья 16. Учет бюджетных средств.
Учет доходной и расходной частей городского бюджета осуществляется администрацией города Минеральные Воды.
Статья 17. Отчетность.
1. Администрация города ежеквартально представляет городской Думе информацию о ходе и прогнозах исполнения городского бюджета, согласно классификации доходов и расходов с пояснительной запиской.
2. Материалы об исполнении бюджета города за истекший год с пояснительной запиской представляется в городскую Думу города Минеральные Воды в апреле года, следующего за отчетным, за две недели до очередного заседания городской Думы города Минеральные Воды, после установления срока сдачи отчетов в вышестоящие органы.
3. Отчет об исполнении городского бюджета утверждается на заседании городской Думы с последующим опубликованием в официальной печати.
4. Согласно постановлению городской Думы города Минеральные Воды отчет о ходе исполнения бюджета города может быть заслушан по итогам любого периода.
Статья 18. Бюджетное послание главы города Минеральные Воды.
1. Глава города Минеральные Воды представляет в городскую Думу бюджетное послание о положении г. Минеральные Воды и основных направлениях экономической и социальной политики за две недели до выступления на заседании городской Думы г. Минеральные Воды и одновременно направляет его для опубликования в печати.
Бюджетное послание главы города Минеральные Воды городской Думе должно включать:
- основные показатели социально-экономического развития города за прошедший год;
- сводный финансовый план;
- сведения о доходах на территории города;
- оценку исполнения бюджета города предшествующего и текущего финансовых годов, сведения о расходах.
Глава города Минеральные Воды выступает с бюджетным посланием на очередном заседании городской Думы г. Минеральные Воды в апреле года, предшествующего соответствующему финансовому году.
Статья 19. Контроль исполнения бюджета.
1. Контроль за исполнением бюджета на текущий год возлагается на постоянную комиссию по бюджету, финансам, торговле, предпринимательству, налогам и сборам городской Думы.
2. Для осуществления профессиональной и независимой проверки городского бюджета постоянная финансовая комиссия имеет право привлекать к своей работе независимых экспертов и аудиторов на договорной основе.
Раздел VII. Гарантии соблюдения бюджетного процесса в городе
Минеральные Воды.
Статья 20. Ответственность органов местного самоуправления города Минеральные Воды за принятие или решение по бюджетным вопросам.
Органы местного самоуправления города Минеральные Воды обязаны возместить ущерб в полном объеме, причиненный юридическим и физическим лицам в результате принятия ими с превышением своей компетенции решений по бюджетным вопросам.
Причиненный ущерб подлежит возмещению за счет средств бюджета на основании суда.
Статья 21. Гарантии гласности при принятии решении по вопросам, cвязанным с бюджетом.
Нормативно-правовые акты, принятые городской Думой города Минеральные Воды об утверждении городского бюджета, утверждении отчета об исполнении городского бюджета, а также формирования городского бюджета подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные городской Думой.
В случае принятия решения городской Думой об отклонении проекта городской бюджета или неутверждения отчетов об исполнении городского бюджета в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.
Статья 22. Гарантии соблюдения сроков утверждения городского бюджета.
В случае непредставления вышестоящим органом исполнительной власти исходных данных, необходимых для составления проекта городского бюджета в установленные сроки, городская Дума вправе утвердить городской бюджет, исходя из нормативов отчислений от регулирующих доходов, утвержденных на текущий финансовый год, и в пределах видов доходов, предусмотренных законами Российской Федерации для поступления в городской бюджет.
Статья 23. Гарантии судебной защиты бюджетных прав.
В случаях нарушения соответствующим вышестоящим органом государственной власти положений настоящего нормативно-правового акта городская Дума и администрация города Минеральные Воды вправе обратиться за защитой своих прав в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы г. Минеральные Воды от 30 июня 1998 г. N 70 "О проекте Положения о бюджетном процессе в городе Минеральные Воды"
Текст решения официально опубликован не был