Решение Совета города Кисловодска от 21 декабря 2001 г. N 129-21
"Об утверждении городской Программы "Работа с одаренными детьми"
В целях создания на городском уровне условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечения их личностной, социальной реализации и профессионального самоопределения, в соответствии с Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Законом Ставропольского края "О местном самоуправлении в Ставропольском крае" и Уставом г. Кисловодска Совет города Кисловодска решил:
1. Утвердить городскую Программу "Работа с одаренными детьми" согласно приложению N 1.
2. Определить заказчиком Программы управление образования города Кисловодска.
3. Установить, что:
3.1. Конкретные объемы финансирования Программы определяются ежегодно при утверждении городского бюджета.
3.2. В ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться.
3.3. Заказчик Программы и исполнители мероприятий Программы несут ответственность за качественное и своевременное исполнение.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя главы администрации Л.Г. Коломойцеву.
Глава города Кисловодска |
С.В. Демиденко |
Приложение
к решению
Совета города Кисловодска
от 21 декабря 2001 г. N 129-21
Городская Программа
"Работа с одаренными детьми"
Паспорт Программы
Программа работы с одаренными детьми
Назначение Программы:
Программа работы с одаренными детьми нацеливает на сохранение и развитие умственно одаренных детей города.
Программой предусматривается совершенствование деятельности образовательных учреждений в работе с одаренными, способными детьми.
Заказчик: администрация города Кисловодска и Совет города.
Разработчик: управление образования города Кисловодска.
Исполнители и соисполнители: Управление образования, методический кабинет, ДЮСШ N 1, N 2, ЦТРГО, УО.
Общие положения программы "Одаренные дети"
(актуальность, цели, задачи, этапы реализации)
Реформирование российской системы образования связано с реформированием социальной жизни. В связи с чем важное значение приобретает деятельность, направленная на раскрытие творческого потенциала, способностей человека.
Государственная и федеральная программа "Одаренные дети" нацеливает на сохранение и развитие умственно одаренных детей как будущей научной элиты государства.
Актуальность исследования одаренных детей показала, что школьная система образования в основном развивает интеллект, при достаточно высоком интеллекте дети показывают низкий уровень творчества, что говорит о существенном пробеле в сфере образования. Детей с высоким умственным потенциалом необходимо учить творчеству. Для детей города Кисловодска с ясно выраженной одаренностью открыты двери Гимназии N 19, Лицея N 4, детское дополнительное образование, специализированные школы.
Из поля зрения выпадают категории детей со скрытой одаренностью, которым необходима реальная помощь и поддержка для полного раскрытия способностей; одаренные и талантливые дети в образовательных учреждениях города есть, это и те дети, которые показывают высокие результаты, как по отдельным, так и по целому циклу предметов, разрабатывают проекты в области технологии, экологии, художественном и исполнительском искусстве. Участвуют в городской, краевой и Всероссийской олимпиаде школьников, обучаются в краевой школе "Поиск", показывают высокие спортивные результаты и т.д.
Образовательные учреждения города (школы, дет. сады) взаимодействуют с учреждениями дополнительного образования и культуры:
1. Художественная школа;
2. Музыкальная школа N 1, N 2;
3. ДЮСШ N 1, 2;
4. Городские музеи (Ярошенко, Краеведческий, Дача Шаляпина);
5. ЦТРГО;
6. Городские библиотеки.
Более 1000 учащихся и детей школьного возраста развивают свои индивидуальные способности в музыкальных, художественных и спортивных школах, в ЦТРГО. В городе проводится определенная работа с детьми по различным направлениям способностей: интеллектуальным, художественным, музыкальным, способностям к спорту, в образовательных учреждениях также ведется работа по выявлению и развитию творчества у детей и подростков через факультативы, предметные кружки, студии, но нет системы в этой работе.
Учитывая объективные данные научных исследований, можно и нужно сегодня создавать условия, которые способствовали бы развитию интеллекта и творческих способностей. Особое внимание должно быть уделено каждому ребенку в раскрытии его таланта.
Исходя из вышеизложенного, предполагаемая Управлением образования г. Кисловодска программа "Одаренные дети" призвана на создание благоприятных условий, планомерность и системность в работе с одаренными и талантливыми детьми.
Цели и задачи программы
Целью программы является создание на городском уровне условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной реализации и профессионального самоопределения.
Задачи
1. Выявление и отбор одаренных и талантливых детей.
2. Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных и талантливых детей.
3. Взаимодействие образовательных учреждений и др. структур города в работе с одаренными и талантливыми детьми.
4. Оказание поддержки одаренным и талантливым детям с физическими недостатками.
Участники программы:
- Дети;
- Педагоги образовательных учреждений;
- Тренеры спортивных школ;
- Педагоги дополнительного образования;
- Общеобразовательные школы города;
- Дошкольные образовательные учреждения;
- ДЮСШ N 1, 2;
- ЦД;
- Музыкальная школа N 1, 2;
- Художественная школа.
Возможные выявления развития творчества одаренных детей
N | Способности | ОУ города, способствующие реализации способностей детей |
1 | Интеллектуальные способности |
ДОУ - занятия воспитателя по программе "Радуга", "Детство", "Истоки", "Планета детства"; Общеобразовательные школы (уроки, факультативы, кружки, студии); Внешкольные (ЦТРГО - кружки, студии, детские объединения); Центр довузовской подготовки |
2 | Способности к занятиям научной работой |
Общеобразовательные школы (привлечение ВУЗов, расположенных на территории города) |
3 | Музыкальный талант | Музыкальная школа, школьные студии, ЦТРГО, ДОУ |
4 | Художественные способности |
ДОУ - уровень развития Художественная школа - уровень до и профессиональной подготовки; школьные кружки, студии - уровень увлечения |
5 | Литературные дарования |
Школьные кружки - уровень увлечения; ЦТРГО |
6 | Артистический талант | Школьные кружки, студии, любительские театры, ЦТРГО; ДОУ (детский театр) |
7 | Способности технические |
ЦТРГО; УПК - уровень до и профессиональной подготовки; школьные кружки |
8 | Способности к спорту | ДЮСШ N 1 , N 2 - профессионально; на уровне увлечения - спортивные секции, кружки в общеобразовательных школах; оздоровительная работа в ДОУ - профилактика |
9 | Математический талант |
Общеобразовательные школы (специализированные классы, олимпиады, факультативы); Математическая школа - уровень увлечения; Центр довузовской подготовки |
10 | Способности по химии | Общеобразовательные школы (олимпиады, факультативы, кружки); Центр довузовской подготовки |
11 | Исторические способности |
Общеобразовательные школы (олимпиады, факультативы); Центр довузовской подготовки |
12 | Способности интеллектуального лидера |
Общеобразовательные школы (уроки, внеклассные мероприятия) |
13 | Организаторские способности |
Через систему классных, общешкольных, городских мероприятий |
Основные направления развития одаренных и талантливых детей
в 2001-2005 гг.
1 этап (2001-2002 гг.)
Цель программы первого этапа состоит в определении стратегии, принципов функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения ее реализации.
Основные направления деятельности
1. Создание методического Совета для координации оперативного управления и выявления лучшего опыта работы.
2. Целенаправленная работа по выявлению и отбору одаренных и талантливых детей.
3. Разработка Положений, планов, программ.
4. Создание банка методических материалов для работы с одаренными детьми (защита программ ОУ).
2 этап (2001-2004 гг.)
Основная цель - реализация программы.
3 этап (2004-2005 гг.)
Изучение и обобщение опыта работы ОУ с одаренными детьми.
Оценка эффективности реализации программы
Реализация Программы позволит:
1. Сформировать банк данных по различным направлениям работы с одаренными детьми.
2. Прогнозировать развитие одаренных детей.
3. Подготовить программно-методические документы и пособия (методики, рекомендации, программы) для учителей и педагогов ДОУ, воспитателей, работающих с одаренными детьми.
Основные подходы к организации обучения одаренных детей
1. Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, смотров.
2. Детские научно-практические конференции, семинары, предметные недели, выставки детского творчества.
Практическая работа с одаренными детьми
1. Проведение психологических тренингов.
2. Проведение мероприятий на уровне управления образования.
3. Организация досуга.
4. Организация разных видов деятельности:
оздоровительной, коллективной теоретической деятельности, творческих конкурсов.
5. Проведение психодиагностических и психокоррекционных игр, упражнений.
Принципы реализации программы
- Систематичность;
- Научность;
- Развивающее обучение;
- Индивидуализация и дифференциация.
Прогноз ожидаемых результатов
Взаимодействие всех оздоровительных учреждений, преемственности в обучении и воспитании явно одаренных детей.
Мероприятия по реализации программы
N | Наименование мероприятия. Подготовит. период 2001 г. |
Срок исполнения |
Исполнители |
1 | Создание методического Совета по программе "Одаренные дети" |
До 01.05.2001 г. |
Управление образования |
2 | Подготовка и проведение диагностики одаренности |
В течение года, до 2002 г. |
Спец. УО руководители УО |
3 | Разработка семинаров-практикумов для учителей, педагогов ДОУ, тренеров, которые предположительно будут работать с одаренными детьми |
До 25.08.2001 г. |
Специалисты УО (ИМК) Руководители ОУ |
4 | Создание банка методических материалов в Управлении образования для работы с одаренными детьми |
С 05.05.2001 г. |
ИМК УО |
5 | Разработка методических рекомендаций с одаренными детьми и их родителями |
С 05.05.2001 г. |
Специал. УО Методисты ИМК, старшие воспитатели ДОУ |
6 | Подготовка и проведение семинара организационного |
03.09.2001 г. | ИМК УО |
7 | Подготовка и проведение "Круглого стола" по теме "Одаренный ребенок. Кто он?" |
10.09.2001 г. | ИМК УО |
8 | Подготовка и проведение ТМО и ШМО по теме: "Роль местного методического объединения учителей в работе с одаренными детьми" |
До 15.09.2001 г. |
Методисты УО, Руководители ОУ |
9 | Заключить договор со СКИПКРО на проведение постоянно действующего семинара, с целью обучения пед. кадров ОУ и ДОУ |
До 25.08.2001 г. |
ИМК УО |
10 | Создание банка диагностик для работы с одаренными детьми ОУ и ДОУ, родителями |
В течение года до 01.01.2002 г. |
ИМК |
11 | Разработка Положения о деятельности ОУ с учетом принципа преемственности ДОУ - общеобразоват. школы - средние ОУ - ВУЗы |
2001-2004 гг. | Специал. Управления образования |
12 | Обмен опытом работы по работе с одаренными детьми |
Ежегодно | ИМК |
13 | Создание банка данных детей с ограниченными возможностями (дети инвалиды, инвалиды с детства) |
2001-2002 гг. | Спец. Управления образования |
N | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
1 | Продолжить работу по формированию банка методических материалов для работы с одаренными детьми |
В теч. года | ИМК |
2 | Проведение городских образовательных конкурсов Фестиваль творческих коллективов: "Маленькая фея" "Гардемарины, вперед" "Жемчужина Кисловодска" "Не робей, Всезнайка" КВН "Золушка" "Супермен" "Кисловодский хронометр" |
Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно |
Специалисты УО Руководители ОУ |
3 | Организация семинаров (СКИПКРО) для педагогов: - теоретические и практические аспекты проблемы; - психологические аспекты проблемы; - проблемы, поиски, решения "Круглый стол" Методические объединения - учителей предметников; - воспитателей ДОУ; педагогов дополнительного образования: - тренеров ДЮСШ - психологов - зам. дир. по УВР - зам. дир. по воспитательной работе |
С 2002 г. | Специал. УО ИМК СКИПКРО |
4 | Установление контактов с ВУЗами края по решению вопроса о льготах для детей, обучающихся в Центре довузовской подготовки |
С 2002 г. | УО Директор Центра довуз. подготовки |
5 | Проведение городских мероприятий: - олимпиады - спортивные соревнования "А ну-ка, парни" конкурсы: - юных техников и изобретателей - поэтов - художников - музыкантов - технического творчества - декоративно-прикладного искусства |
С 2001 г. Ежегодно 2003-2005 гг. |
Управление образования ИМК Руковод. ОУ ДОУ |
6 | Открыть классы с углубленным изучением: - математики - экономики - гуманитарного цикла - химии - биологии - лицейские классы |
2002 г. 2002 г. 2002 г. 2002 г. 2002 г. 2001-2003 гг. |
УО Руковод-ли ОУ СОШ N 15 Руков ОУ СОШ N 14, 16 Руков ОУ СОШ N 15, 9 Руков. ОУ СОШ N 15 СОШ N 8 |
7 | Разработать положение об углублении классов |
2001 г. | ИМК |
8 | Установить взаимодействие и направлять лучших учащихся в КШОД "Поиск" |
Постоянно | УО ИМК |
9 | Обеспечить формирование организационно-методической структуры для проведения олимпиад 1 и 2 уровней |
Ежегодно | УО ИМК |
10 | Разработать программу математической школы |
2001-2002 гг. | ИМК |
11 | Организация объединений по областям способностей детей: - экологии - химии - ИЗО (студии) |
До 01.11.2002 г. | УО Руковод. ОУ СОШ N 1 Гимназия N 19 |
12 | Открыть школу для одаренных детей по информатике |
2003 г. | УО, ИМК Спец. Инт. N 18 |
13 | Разработать положение и программу | 2002 г. | ИМК |
14 | Участие в вузовских олимпиадах и общероссийском тестировании для поступления на льготных условиях в ВУЗ |
Ежегодно | Специалисты УО |
15 | Подготовить и провести научно-практическую конференцию по теме: "Биомониторинг и прогнозирование экономического состояния КМВ" |
2005 г. | Спец. УО СЮН Руководители ОУ |
16 | Обобщение опыта работы "Круглый стол" с выработкой рекомендаций Для детей с ограниченными возможностями провести: - олимпиады по предметам - фестиваль художественного интереса детей - Выставка прикладного изобразительного творчества - Шахматно-шашечные турниры - Физкультурно-спортивные праздники, соревнования - Поэтический конкурс - Литературно-музыкальные встречи - Смотр авторской песни |
2005 г. Ежегодно Ежегодно 2 раза в год 2 раза в год Ежегодно Ежегодно Ежегодно |
Специалисты УО Руководители ОУ Спец. УО Спец. УО Спец. УО Спец. УО Спец. УО Спец. УО Спец. УО |
Диагностика общения способностей учащихся показала, что "одаренный", как понятие следует рассматривать в следующем содержательном аспекте:
1. Психофизические особенности:
- Наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию;
- Природно-обусловленная потребность к умственному труду;
- Стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личных природно-социальных ценностей;
- Интуитивность.
2. Интеллектуальные способности:
- познавательный интерес;
- информационная эрудиция;
- высший уровень интеллектуального развития;
- нестандартность мышления;
- способность к абстрагированию.
3. Творческий потенциал:
- оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов;
- инициативность;
- целенаправленность в выборе видов деятельности;
- неординарность подходов.
4. Мировоззренческие ценности:
- высокий уровень сознательности и культуры;
- инициативность, ответственность, активность;
- высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и самоконтроля.
Для реализации задач программы необходимо решить следующее:
Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах при работе с одаренными детьми через:
- постоянно действующий семинар;
- проблемные курсы;
- создание банка методической и специальной литературы, необходимой для работы;
- создание банка диагностик, специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности;
- проведение конкурсов, олимпиад, конференций, позволяющих ребенку проявить свои способности.
Зам. главы города
по работе Совета города |
Г.И. Коробейникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета города Кисловодска Ставропольского края от 21 декабря 2001 г. N 129-21 "Об утверждении городской Программы "Работа с одаренными детьми"
Текст решения официально опубликован не был