Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV. Формы, порядок и гарантии непосредственного участия
населения в решении вопросов местного значения.
Статья 8. Формы прямого волеизъявления граждан города Ессентуки и другие формы осуществления местного самоуправления.
Население города Ессентуки осуществляет свое право на местное самоуправление в муниципальном образовании в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 9. Местный референдум.
По наиболее важным вопросам местного значения проводится местный референдум.
Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Ставропольского края "О местном референдуме в Ставропольском крае" и другими нормативно-правовыми актами.
На местный референдум не могут выноситься следующие вопросы:
- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления, либо об отсрочке указанных выборов;
- о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления;
- об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или освобождении от должности депутатов и должностных лиц;
- о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
На местный референдум не могут также быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении муниципального образования.
В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, и обладающие избирательным правом.
Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.
Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.
Статья 10. Муниципальные выборы.
Выборы депутатов, членов иных выборных органов, местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.
Порядок проведения муниципальных выборов определяется Законом Ставропольского края "О порядке проведения муниципальных выборов на территории Ставропольского края".
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Ставропольского края гарантируют проведение Муниципальных выборов.
Статья 11. Собрание (конференция), сход граждан.
Для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (конференции), сходы граждан.
В работе собраний (конференций), сходов принимают участие жители муниципального образования, достигшие 18-летнего возраста.
На собраниях (конференциях), сходах граждан могут быть рассмотрены любые вопросы, затрагивающие интересы жителей муниципального образования.
Решения, принятые собранием (сходом) граждан в пределах его полномочий, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории муниципального образования. Эти решения могут быть изменены или отменены только собранием (сходом), а в случае несоответствия принятых решений действующему законодательству они могут быть признаны недействительными по решению суда. Решение о проведении собрания (конференции), схода граждан на территории муниципального образования принимается Советом города по мере необходимости или по инициативе:
- не менее 10% жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом;
- органов территориального общественного самоуправления;
- органов местного самоуправления.
Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении собраний (конференций), сходов принадлежит каждому гражданину или группе граждан, проживающим на территории муниципального образования и имеющим право на участие в них.
Сход граждан правомочен при наличии не менее 50% местного сообщества, обладающих избирательным правом.
Собрание (конференция) граждан правомочно, если в его работе принимают участие не менее двух третей представителей, избранных на собраниях граждан кварталов, улиц.
Норму представительства собрания (конференции) устанавливает глава муниципального образования.
О времени и месте проведения собрания (конференции), схода граждан, вопросах, вносимых на его рассмотрение, население оповещается доступными способами не менее чем за 3 дня до начала его проведения.
Порядок созыва и проведения собрания (конференции), схода граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются Советом города в соответствии с законодательством Ставропольского края.
Статья 12. Народная правотворческая инициатива.
Население города Ессентуки имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.
Проекты правовых актов вносятся в Совет города, главе муниципального образования, органам территориального общественного самоуправления.
Проекты нормативно-правовых актов о введении или отмене местных налогов и сборов, освобождении от их уплаты рассматриваются Советом города при наличии соответствующего заключения финансового и налогового органов, главы муниципального образования.
Проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие расходы, покрываемые за счет местного бюджета, рассматриваются только при наличии заключения главы муниципального образования.
Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в Совет города, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании, при условии, если они внесены группой граждан в количестве не менее 150 человек, обладающих избирательным правом, органами территориального общественного самоуправления и выборными должностными лицами.
Эти проекты рассматриваются на одном из ближайших заседаний, но не позднее двух месяцев с момента внесения проекта в Совет города, с участием представителей населения, органов территориального общественного самоуправления, а результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Порядок посещения открытого заседания Совета города регулируется Регламентом Совета.
По вопросам особой значимости Совет города вправе принять решение о проведении публичных слушаний либо организации прямой трансляции своих заседаний по радио и телевидению. Указанное решение принимается Советом города по собственной инициативе или по требованию группы избирателей в количестве не менее 150 человек.
Статья 13. Обращения граждан в органы местного самоуправления.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.
Процедура рассмотрения обращений граждан определяется Положением "О порядке рассмотрения обращений граждан в органы и к должностным лицам местного самоуправления", принимаемым Советом города.
Статья 14. Право граждан муниципального образования на участие в публичных слушаниях.
Жители города Ессентуки вправе присутствовать и выступать на публичных слушаниях, проводимых Советом города, его постоянными комиссиями в связи с разработкой планов, бюджета, программ социально-экономического развития муниципального образования, подготовкой вопросов и различных проектов решений, представляющих значительный общественный интерес.
Решение о проведении публичных слушаний принимается Советом города.
В решении указывается дата, время, место проведения слушаний, вопросы, выносимые на обсуждение, порядок внесения предложений об участии в обсуждении, для включения в повестку слушаний, и другие положения.
О дате проведения публичных слушаний и вопросах, выносимых на обсуждение, население оповещается доступными способами не менее чем за 7 дней до начала слушаний.
Порядок посещения и участия в публичных слушаниях устанавливается Регламентом Совета.
Статья 15. Опрос населения.
С целью изучения общественного мнения органы, должностные лица местного самоуправления, органы и должностные лица территориального общественного самоуправления могут проводить опросы населения по наиболее важным вопросам, затрагивающим интересы населения муниципального образования либо интересы жителей города Ессентуки.
В опросе имеют право участвовать граждане, проживающие на территории муниципального образования и достигшие 18 лет.
Мнение граждан, участвующих в опросе, оформляется через опросный лист. Опросный лист должен содержать вопрос, фамилию, имя и отчество опрашиваемого, адрес места его жительства. Опросный лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос, с указанием его фамилии, имени, отчества и места жительства, или зарегистрирован органом местного самоуправления, или органом территориального общественного самоуправления.
Опрос граждан по вынесенному вопросу должен быть проведен в течение месяца. Результаты опросов в обязательном порядке доводятся до сведения населения доступными способами.
Статья 16. Обсуждение вопросов местной жизни.
Подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации или обнародованию любым другим доступным способом:
- содержание проектов программ развития территории и местного бюджета;
- положений о внебюджетных фондах, их целевом назначении;
- условий приватизации объектов муниципальной собственности;
- порядка предоставления земельных участков, а также распоряжения ими на территории муниципального образования;
- правил пользования природными ресурсами;
- планов и правил застройки муниципального образования;
- о разовом добровольном внесении жителями средств для указанных местных нужд;
-других положений и правил, затрагивающих интересы населения данной территории в целях проведения их обсуждения населением на собраниях (конференциях), сходах граждан, и использования материалов обсуждения для учета общественного мнения.
По решению Совета города массовые обсуждения важных вопросов местной жизни могут проводиться и другими доступными способами, в т. ч. и путем проведения публичных слушаний.
Органы местного самоуправления принимают меры по организации массовых обсуждений вопросов местной жизни с целью реализации предложений и критических замечаний, высказанных жителями, информируют о принятых мерах население.
Статья 17. Право граждан на получение информации о деятельности органов местного самоуправления.
Каждый житель города Ессентуки вправе получать всю информацию, касающуюся деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, а также принятых ими решений, постановлений и других актов, в установленном порядке.
Статья 18. Территориальное общественное самоуправление.
Территориальное общественное самоуправление является составной частью системы местного самоуправления, служит для реализации принципов народовластия и призвано обеспечить развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально-экономического развития города, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.
Территориальное общественное самоуправление в муниципальном образовании осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, правовыми актами органов местного самоуправления, положениями (уставами) о территориальном общественном самоуправлении.
Система территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании включает в себя:
- собрания, конференции, сходы граждан, местный опрос и иные формы непосредственной демократии;
- органы территориального общественного самоуправления населения - комитеты домов, улиц, микрорайонов, жилых комплексов.
Органы территориального общественного самоуправления создаются и действуют в границах территории муниципального образования с учетом исторических и иных местных традиций.
Территории, в границах которых действует территориальное общественное самоуправление населения, устанавливаются по предложению граждан Советом города.
Органы территориального общественного самоуправления населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.
Выборы органов территориального общественного самоуправления проводятся на собраниях, конференциях, сходах граждан по месту их жительства. Срок полномочий органов территориального общественного самоуправления населения должен совпадать со сроком полномочий Совета города.
Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления населения осуществляется открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет органов местного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления подлежат регистрации в органах местного самоуправления в порядке, установленном актами представительного органа местного самоуправления.
Полномочия органов территориального общественного самоуправления определяются его положением (уставом), а также решениями органов местного самоуправления о передаче ему отдельных полномочий органов местного самоуправления, взятых органом территориального общественного самоуправления на себя по своей инициативе или инициативе органов местного самоуправления и с согласия жителей соответствующей территории.
Органы территориального общественного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:
- созывают в установленные сроки или по собственной инициативе собрания, конференции, сходы граждан для решения вопросов, относящихся к ведению органов территориального общественного самоуправления;
- заслушивают сообщения руководителей органов здравоохранения, просвещения, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительных, культурно-просветительных и других учреждений, расположенных на соответствующей территории, дают оценку их деятельности и вносят предложения об устранении недостатков в вышестоящие органы этих учреждений, органы местного самоуправления, а также непосредственно в трудовые коллективы;
- разрабатывают предложения к планам социально-экономического развития по разделам и объектам соответствующих территорий;
- осуществляют общественный контроль за расходованием средств, централизованно выделяемых для реализации планов социального и экономического развития соответствующих территорий, за исключением средств на строительство, реконструкцию объектов и развитие производств, не связанных с обслуживанием населения;
- участвуют в приемке вводимых в эксплуатацию объектов культурно-бытового и социального назначения;
- распоряжаются имеющимися в собственности материальными и финансовыми ресурсами по их целевому назначению;
- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан в пределах своих полномочий;
- осуществляют другую деятельность по выполнению решений собраний, конференций, сходов граждан, не противоречащих законодательству, не ущемляющих законные интересы и права граждан, органов и организаций данной территории.
Совет города, глава муниципального образования с учетом возможности органов территориального общественного самоуправления и местных условий могут своими правовыми актами с согласия органов территориального общественного самоуправления передавать им свои полномочия по предметам ведения местного самоуправления с одновременной передачей соответствующих материальных и финансовых ресурсов, устанавливать в местных бюджетах и во внебюджетных фондах размеры или нормативы отчислений для финансирования расходов органов территориального общественного самоуправления.
Передача полномочий, имущества и финансовых ресурсов органам территориального общественного самоуправления оформляется соответствующим договором между представительным органом местного самоуправления муниципального образования и органами территориального общественного самоуправления по согласованию с главой муниципального образования.
Органам территориального общественного самоуправления не могут передаваться полномочия по принятию обязательных для исполнения органами местного самоуправления, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями правовых актов.
Органы территориального общественного самоуправления обладают правом на правотворческую инициативу. Обращения органов территориального общественного самоуправления в органы и к должностным лицам местного самоуправления обязательны к рассмотрению ими в течение одного месяца в присутствии представителей органов территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления населения вправе участвовать в работе заседаний Совета города при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.