Постановление Главы города Лермонтова
от 16 марта 2005 г. N 101
"Об утверждении городской целевой программы
"Одаренные дети" на 2005-2006 годы"
В рамках реализации "Концепции модернизации российского образования до 2010 года" и с целью решения социальной задачи формирования творчески развитой личности в учреждениях образования города, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую городскую целевую программу "Одаренные дети" на 2005-2006 годы (далее Программа).
2. Определить заказчиком Программы отдел образования администрации города.
3. Финансовому управлению администрации города (Вышлова), при проведении мероприятий по Программе в 2005 году, осуществлять финансирование в пределах ассигнований Информационно-методического центра отдела образования администрации г. Лермонтова, предусмотренного на проведение мероприятий; при формировании бюджета города на 2006 финансовый год предусматривать необходимые средства на реализацию Программы, исходя из возможностей доходной базы местного бюджета.
4. Отделу образования администрации города (Кучер), руководителям муниципальных образовательных учреждений обеспечить выполнение мероприятий по реализации Программы.
5. Установить, что:
5.1 В ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий подлежат корректировке с учетом исполнения местного бюджета;
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Подольскую Р.В.
Глава города Лермонтова |
С.В.Ушаков |
Городская целевая программа
"Одаренные дети" на 2005-2006 годы
(утв. постановлением главы города Лермонтова
от 16 марта 2005 г. N 101)
Паспорт
городской целевой программы "Одаренные дети"
на 2005-2006 годы
Наименование городская целевая программа "Одаренные дети"
Программы на 2005-2006 годы
Срок реализации 2005-2006 годы
Программы
Основание Федеральная целевая программа "Дети России
для разработки на 2003-2006 годы", утверждена Постановлением
Программы Правительства Российской Федерации
23.11.2002 года N 732
Заказчик Программы отдел образования администрации города
Лермонтова
Цели и задачи создание условий для выявления, поддержки
Программы и развития одаренных детей в городе Лермонтове,
создание среды способствующей формированию
творческих способностей в области науки
и искусства, спорта, технического
и прикладного творчества
Перечень основных - организация и проведение городских олимпиад
мероприятий по образовательным областям;
Программы - организация и подготовка участников
зональной и краевой олимпиад;
- награждение победителей и призеров олимпиад
школьников;
- подготовка и реализация городского проекта
"Детское творчество родному городу";
- проведение общегородских мероприятий
творческой и спортивной направленности для
всех категорий одаренных детей и подростков;
- презентации и защита экологических проектов
Исполнители отдел образования администрации города,
Программы и финансовое управление администрации города,
мероприятий отдел физической культуры, спорта и туризма
(по согласованию) администрации города, руководители
муниципальных образовательных учреждений
Источники сметы Информационно-методического центра
финансирования отдела образования администрации города
Программы
Ожидаемые увеличение числа одаренных детей, получающих
конечные целевую адресную поддержку; создание
результаты специализированных программ образовательных
реализации учреждений, направленных на решение проблем
Программы одаренности; повышение квалификации
и объединение потенциала педагогов, работающих
с одаренными детьми; совершенствование системы
работы с одаренными детьми
Осуществление Отдел образования администрации города,
контроля за заместитель главы администрации города
исполнением Подольская Р.В., представлять информацию о
Программы ходе выполнения Программы в отдел экономики
и прогнозирования администрации города 2 раза
в год (20 июля, 20 января)
Обоснование городской целевой программы "Одаренные дети"
на 2005-2006 годы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения
Многолетняя кризисная ситуация негативно отразилась на образовательном и интеллектуальном уровне населения России, сопровождается утечкой интеллектуальных ресурсов, снижением реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей. В этих условиях выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся приоритетной задачей системы образования, как нашего города, так и всей страны в целом.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к ее решению различных специалистов - педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта, то в 2001 году была разработана Федеральная целевая программа "Дети России", утвержденная Постановлением Правительства РФ. Перечень мероприятий Федеральной программы наряду с решением конкретных задач общефедерального значения предусматривал работу по созданию целевых программ, направленных на решение проблем одаренности юных граждан РФ на местах.
Нужно отметить, что в городе Лермонтове на протяжении ряда лет ведется работа по созданию необходимых условий для развития одаренности детей и подростков. Представляемая программа является продолжением ранее реализованных программ "Одаренные дети" с 1998 года. Опыт реализации программы показал, что основные направления и механизм реализации определены правильно, они отражают реальные проблемы, способствуют их поэтапному решению. Проводятся общегородские фестивали самодеятельного художественного творчества учащихся школ города и коллективов дошкольных учреждений "Мир, в котором я живу...", "Салют Победы", "Улыбки Кавминвод", объединяющих на школьном и городском уровнях до 850 участников, 150 педагогов города. В городе создана и успешно осуществляется система подготовки и проведения предметных олимпиад. В 2003-2004 учебном году 410 школьников из 6 общеобразовательных учреждений города Лермонтова приняли участие в олимпиадах разного уровня. 49 победителей городского этапа олимпиады школьников, стали участниками зональной олимпиады, по 18 предметам. 8 учащихся приняли участие в краевом этапе олимпиады школьников по предметам: английский язык, физическая культура, математика, физика, география, технология, биология. По итогам данного тура 3 учащихся города стали призерами, что составляет 30 % .
В школах ведется научно-исследовательская работа на базе экологических кружков, центра для одаренных детей "Поиск" г. Ставрополь, Минеральные Воды. Ежегодно учащиеся школ принимают участие в научно-практических конференциях по экологии в г. Ессентуки.
В Детско-юношеском клубе физической подготовки "Химик" только в 2003-2004 учебном году подготовлено 8 кандидатов в мастера спорта, 1 учащийся клуба зачислен в символическую сборную Европы по баскетболу; 1 Чемпион мира по баскетболу (общество "Локомотив"), 8 учащихся являются членами сборной Ставропольского края по волейболу среди девушек. На базе Центра творчества "Радуга" подготовлены члены сборной команды России по авиамодельному спорту, участники и призеры Чемпионата мира.
Реализация городской целевой Программы "Одаренные дети" на 2005-2006 г.г. позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
В рамках Программы предусматривается реализация следующих направлений работы:
1. Координационное направление связано с организацией работы по Программе, созданием базы методического обеспечения по работе с одаренными детьми, интеграцией в рамках данного направления деятельности учреждений общего и профессионального образования.
2. Информационное - направлено на создание банка образовательных программ и методических материалов по работе с одаренными детьми, организацию работы корпоративной библиотечной сети, информационную поддержку образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
3. Диагностическое - реализуется через формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности, проведение специальных конкурсов, турниров и других мероприятий для выявления одаренных детей, создание банка данных "Одаренные дети города Лермонтова".
4. Кадровое - основывается на оказании информационной, методической и финансовой помощи педагогам, создании педагогического сообщества, общественных объединений и ассоциаций, работающих с одаренными детьми, условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
5. Развивающее направление - включает организацию очно-заочных школ, мастер-классов, творческих лабораторий для детей и подростков города, создание условий для участия одаренных детей в семинарах, конференциях разного уровня.
Направления Программы реализуются на двух уровнях: уровне образовательного учреждения и уровне городского образовательного пространства.
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. Специфика такой подготовки специалистов подразумевает:
- создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;
- формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов;
- определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми;
- разработка системы консультирования и тренингов для педагогов с учетом индивидуальных условий труда и полученной подготовки по проблеме.
На 2005-2006 годы, в целях повышения квалификации педагогов, планируется провести серию семинаров, круглых столов, конференций по разным аспектам проблемы одаренности, организовать оказание информационной, методической, финансовой помощи учителям на уровне города.
Реализация Программы рассчитана на 3 года - с 2005 по 2006 год
Первый этап - организационный - предполагается реализовать в первой половине 2005 года. Он включает в себя следующие мероприятия:
- обновление нормативно-правовой базы;
- обеспечение материально-технической базы;
- открытие кружков, факультативов, введение элективных курсов с целью профилизации обучения;
- сбор и анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения;
- создание системы взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений науки и культуры, общественных объединений;
- организация информационно-методического обеспечения и повышения квалификации педагогических кадров.
Второй этап - этап реализации (2005-2006 гг.) - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в учреждениях общего и дополнительного образования интеллектуальной, творческой и спортивной направленности,
- регулярное проведение интеллектуально-творческих и спортивных мероприятий,
- пополнение и обновление банка данных "Одаренные дети города Лермонтова", банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик,
- обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов,
- психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
В целях обеспечения качественной работы с одаренными детьми необходима разработка специализированных образовательных программ, основной целью которых является обеспечение таких условий, где одаренный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому программы обучения должны быть ориентированы на универсальное образование, междисциплинарный подход в обучении, построены на теоретической и исследовательской основе, гибкости и вариативности учебного процесса, ориентации на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки.
В связи с переходом в старших классах на профильное обучение разработать и апробировать авторские элективные курсы по профилям.
В Информационно-методическом центре отдела образования планируется создание банка данных имеющихся программ и обеспечение условий педагогам для разработки и сертификации авторских программ.
Информационное обеспечение Программы осуществляется через:
1. Деятельность Информационно-методического центра отдела образования администрации города Лермонтова по Программе, направленная на систематизацию, анализ и распространение информации по проблеме;
2. Обеспечение широкого доступа педагогической общественности к существующим российским и международным информационным ресурсам в области "Одаренные дети";
3. Издание городской серии "Развитие";
4. Создание и пополнение городских банков данных по категориям одаренных детей, используемым учебным программам и методикам диагностики одаренности;
5. Информирование общественности города о работе в данном направлении в СМИ и Интернете;
6. Представление творческих достижений учащихся в сети Интернет и создание лазерных дисков.
2. Цели и основные задачи Программы
Основная цель Программы заключается в создании условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, а также создании среды, способствующей формированию индивидуальных способностей в области науки и искусства, спорта, технического и прикладного творчества.
Задачами данной Программы являются:
1. Обеспечение развития личности одаренного ребенка через различные виды творческой деятельности;
2. Создание системы работы с одаренными детьми через осуществление мониторинга интеллектуального и личностного развития одаренных детей в различные периоды детства;
3. Предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
4. Обеспечение кадровых условий для работы с одаренными детьми;
5. Создание банка данных об одаренности учащихся, методических материалов для работы с данной категорией учащихся общеобразовательных учреждений города.
3. Источник и объем финансирования Программы
Средства на реализацию Программы планируются в 2005 году в пределах ассигнований Информационно-методического центра отдела образования администрации г. Лермонтова, предусмотренных на проведение мероприятий; при формировании бюджета города на 2006 финансовый год предусматривать необходимые средства на реализацию Программы, исходя из возможностей доходной базы местного бюджета.
Всего: 370 тыс. рублей, в том числе:
- 2005 год 179 тыс. рублей;
- 2006 год 191 тыс. рублей.
Объем средств по итогам года может уточняться исходя из сложившейся финансовой ситуации.
4. Организация исполнения и контроль
за ходом выполнения Программы
Организация исполнения Программы осуществляется отделом образования администрации города Лермонтова, исполнители Программы - общеобразовательные учреждения города, учреждения дополнительного образования детей и подростков, дошкольные образовательные учреждения.
Основные мероприятия и заявленные объемы финансирования городской
целевой программы "Одаренные дети" на 2005-2006 годы
/----------------------------------------------------------------------------\
|N N| Мероприятия |Сроки |Ответственный| Источники |Финансовые |
| | |выпол-| исполнитель |финансирования|затраты |
| | |нения | | |(тыс. рублей) |
| | |(годы)| | |-----------------|
| | | | | |Всего|2005 |2006 |
| | | | | |2005-| | |
| | | | | |2006 | | |
|---+------------------+------+-------------+--------------+-----+-----+-----|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|---+------------------+------+-------------+--------------+-----+-----+-----|
|1. |Обновить |2005 |отдел |- |- |- |- |
| |нормативно- | |образования | | | | |
| |-правовую базу | |администрации| | | | |
| |реализации | | | | | | |
| |городской целевой | | | | | | |
| |Программы | | | | | | |
| |"Одаренные дети" | | | | | | |
| |на 2005-2006 годы | | | | | | |
|---+------------------+------+-------------+--------------+-----+-----+-----|
|2. |Разработать план |2005 |отдел | | | | |
| |мероприятий по | |образования | | | | |
| |реализации | |администрации| | | | |
| |городской целевой | |города | | | | |
| |Программы | | | | | | |
| |"Одаренные дети" | | | | | | |
| |на 2005-2006 годы | | | | | | |
|---+------------------+------+-------------+--------------+-----+-----+-----|
|3. |Провести |2005- |отдел | | | | |
| |паспортизацию школ|2006 |образования | | | | |
| |города для | |администрации| | | | |
| |определения | |города | | | | |
| |степени участия в | | | | | | |
| |реализации | | | | | | |
| |Программы | | | | | | |
|---+------------------+------+-------------+--------------+-----+-----+-----|
|4. |Продолжить |2005- |отдел | | | | |
| |проведение на базе|2006 |образования | | | | |
| |образовательных | |администрации| | | | |
| |учреждений цикла | |города | | | | |
| |семинаров | | | | | | |
| |"Практика работы с| | | | | | |
| |одаренными детьми"| | | | | | |
| |- 3 семинара | | | | | | |
| |(по 1 в год) | | | | | | |
|---+------------------+------+-------------+--------------+-----+-----+-----|
|5. |Проведение курсов |2005- |отдел |местный |6,0 |- |6,0 |
| |"Методика работы с|2006 |образования |бюджет, смета | | | |
| |одаренными детьми"| |администрации|Информационно-| | | |
| |- 3 потока (по 1 | |города |-методического| | | |
| |потоку в год) | | |центра отдела | | | |
| | | | |образования | | | |
| | | | |администрации | | | |
| | | | |города | | | |
|---+------------------+------+-------------+--------------+-----+-----+-----|
|6. |Курсы повышения |2005- |отдел |местный |25,0 |- |25,0 |
| |квалификации |2006 |образования |бюджет, смета | | | |
| | | |администрации|Информационно-| | | |
| | | |города |-методического| | | |
| | | | |центра отдела | | | |
| | | | |образования | | | |
| | | | |администрации | | | |
| | | | |города | | | |
|---+------------------+------+-------------+--------------+-----+-----+-----|
|7. |Проведение круглых|2005- |отдел | | | | |
| |столов |2006 |образования | | | | |
| |"Психологическое | |администрации| | | | |
| |сопровождение | |города, | | | | |
| |одаренности" - 3 | |руководители | | | | |
| |мероприятия | |образова- | | | | |
| | | |тельных | | | | |
| | | |учреждений | | | | |
|---+------------------+------+-------------+--------------+-----+-----+-----|
|8. |Проведение |2005- |отдел |местный |5,0 |- |5,0 |
| |обучающих |2006 |образования |бюджет, смета | | | |
| |семинаров и | |администрации|Информационно-| | | |
| |тренингов для | |города, |-методического| | | |
| |групп одаренных | |психологи- |центра отдела | | | |
| |детей и | |ческая служба|образования | | | |
| |подростков, | |города |администрации | | | |
| |родителей данной | | |города | | | |
| |группы, | | | | | | |
| |представляющих | | | | | | |
| |г. Лермонтов на | | | | | | |
| |интеллектуальных | | | | | | |
| |соревнованиях | | | | | | |
| |зонального, | | | | | | |
| |краевого, | | | | | | |
| |федерального | | | | | | |
| |уровня | | | | | | |
|---+------------------+------+-------------+--------------+-----+-----+-----|
|9. |Организация и |2005- |отдел |местный |22,0 |10,0 |12,0 |
| |проведение |2006 |образования |бюджет, смета | | | |
| |городских олимпиад| |администрации|Информационно-| | | |
| |по образовательным| |города |-методического| | | |
| |областям | | |центра отдела | | | |
| | | | |образования | | | |
| | | | |администрации | | | |
| | | | |города | | | |
|---+------------------+------+-------------+--------------+-----+-----+-----|
|10.|Организация и |2005- |отдел |местный |15,0 |5,0 |10,0 |
| |подготовка |2006 |образования |бюджет, смета | | | |
| |участников | |администрации|Информационно-| | | |
| |зональной и | |города |-методического| | | |
| |краевой олимпиады;| | |центра отдела | | | |
| |награждение | | |образования | | | |
| |победителей и | | |администрации | | | |
| |призеров | | |города | | | |
Нумерация пунктов приведена в соответствии с источником публикования
|---+------------------+------+-------------+--------------+-----+-----+-----|
|15.|Учреждение |2005- |отдел |местный |78,0 |38,0 |40,0 |
| |стипендии |2006 |образования |бюджет, смета | | | |
| |"Признание" для | |администрации|Информационно-| | | |
| |одаренных детей | |города, |-методического| | | |
| | | |руководители |центра отдела | | | |
| | | |образова- |образования | | | |
| | | |тельных |администрации | | | |
| | | |учреждений |города, сметы | | | |
| | | | |общеобразо- | | | |
| | | | |вательных | | | |
| | | | |школ города | | | |
|---+------------------+------+-------------+--------------+-----+-----+-----|
| |Всего: | | | |278,0|96,0 |182,0|
\----------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы города Лермонтова Ставропольского края от 16 марта 2005 г. N 101 "Об утверждении городской целевой программы "Одаренные дети" на 2005-2006 годы"
Текст постановления официально опубликован не был