Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Совета города Лермонтова
от 14 сентября 2005 г. N 116
Концепция
повышения эффективности управления муниципальным имуществом
города Лермонтова Ставропольского края
Концепция повышения эффективности управления муниципальным имуществом города Лермонтова Ставропольского края (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и принципы политики города Лермонтова в сфере управления экономикой края, под которой понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием муниципального имущества унитарными предприятиями, находящимися в муниципальной собственности города Лермонтова, основанных на праве хозяйственного ведения (далее - унитарные предприятия), муниципальными учреждениями (далее - учреждения), государственной казны города Лермонтова, а также имущественных прав города Лермонтова, вытекающих из участия в коммерческих организациях.
Не являются предметом рассмотрения Концепции земля, недра, леса и другие природные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.
I. Управление муниципальным имуществом
1. Цели, задачи и принципы управления
муниципальным имуществом
Концепция преследует следующие цели:
- увеличение доходов бюджета города Лермонтова (далее - городской бюджет) на основе эффективного управления муниципальной собственностью города Лермонтова;
- оптимизация структуры муниципальной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- вовлечение максимального количества объектов муниципальной собственности в процесс совершенствования управления;
- использование муниципальных активов города Лермонтова (далее - активы) в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций с долей участия города Лермонтова, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности.
Для реализации указанных целей администрации города Лермонтова необходимо решить следующие задачи:
- полная инвентаризация объектов муниципальной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление права на них;
- повышение эффективности управления муниципальным имуществом с использованием с использованием всех современных методов и финансовых инструментов;
- оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;
- определение цели управления по каждому объекту управления (группе объектов);
- обеспечение прав города Лермонтова как участника (акционера) коммерческих и не коммерческих# организаций;
- обеспечение контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих (в Концепции под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений).
- обеспечение поступления дополнительных доходов в городской бюджет путем создания новых источников платежей и более эффективного использования муниципального имущества.
Задачи реализации Концепции являются приоритетными для всех структурных подразделений и работников администрации города Лермонтова.
В основу Концепции положены следующие принципы управления муниципальным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:
1. Определение цели управления
Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) администрацией города Лермонтова или уполномоченных ею органом должна быть определена цель, которую она преследует, и достижению которой служит объект.
2. Выбор способа достижения цели
Способ достижения цели определяется в рамках установленной конкурсной процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным органом администрации города.
Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски при не достижении# запланированного качественного результата управления.
3. Построение системы управления
Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений администрацией города, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.
4. Обеспечение эффективности управления
Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности управляющих муниципальным имуществом.
5. Обеспечение профессионализма управления
Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения в следующей логической последовательности:
а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий, положение дел и основные выводы);
б) постановка целей задач управления;
в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения, поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечение эффективной реализации механизма управления);
г) контроль эффективности управления.
2. Управление муниципальными унитарными предприятиями
и муниципальными учреждениями
Оценка состояния управления муниципальными унитарными предприятиями
и муниципальными учреждениями
В городе Лермонтове в настоящее время насчитывается 9 муниципальных унитарных предприятий и 32 муниципальных учреждений.
Муниципальные унитарные предприятия
Функции по управлению муниципальными унитарными предприятиями разделены между заместителями главы администрации города Лермонтова.
Управление имущественных отношений администрации города Лермонтова наделяет муниципальные унитарные предприятия муниципальным имуществом, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования муниципального имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, по согласованию с главой города утверждает уставы унитарных предприятий, назначает на должность и освобождает от должности руководителей, заключает, изменяет и расторгает контракты с ними.
Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, решениями Совета города и распоряжениями главы города являются достаточными, чтобы требовать от руководителей муниципальных унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в производственно-хозяйственной деятельности.
Для муниципальных унитарных предприятий предусмотрено обязательное проведение переодических# аудиторских проверок, что способствует более действенному контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью.
Учреждения
Муниципальные учреждения созданы по распоряжению главы города Лермонтова в соответствии с действующими нормативными актами для осуществления функций не коммерческого характера. Их финансирование полностью или частично осуществляется за счет городского бюджета.
Осуществление контроля за осуществлением муниципальными учреждениями хозяйственных операций регламентирована законодательством и решениями Совета города.
Управление имущественных отношений администрации города Лермонтова организуют учет объектов недвижимого имущества, закрепленных за муниципальными учреждениями и проводит мероприятия по повышению эффективности использования ими зданий и сооружений.
Цели и задачи управления муниципальными унитарными предприятиями
и учреждениями
Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в:
а) повышении эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
б) оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений;
в) создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений;
г) погашении унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате, увеличении поступлений в городской бюджет от использования муниципального имущества, закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями;
д) снижении расходов городского бюджета на содержание учреждений.
Механизм управления унитарными предприятиями
и учреждениями
Достижение поставленных целей и решение задач управления унитарными предприятиями и учреждениями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением соответствующим муниципальным имуществом. Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующим интересам города Лермонтова, приватизации муниципального имущества, согласовании предложений по распоряжению муниципальным имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством.
Реализация системы управления предполагает:
а) определение круга и количества унитарных предприятий, необходимых для решения экономических задач города.
Для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.
Необходимо провести оценку деятельности всех унитарных предприятий исходя из того, что использование указанной организационно-правовой формы обосновано в следующих случаях:
- необходимость использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения реализации стратегических интересов города Лермонтова;
- осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач и для обеспечения продовольственной безопасности города;
- осуществление деятельности, предусмотренной действующим законодательством для муниципальных предприятий.
В случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется:
- преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация муниципального имущества иным способом;
- реструктуризация унитарных предприятий, включая при необходимости реализацию интеграционных механизмов;
- ликвидация унитарных предприятий и учреждений.
б) определение цели применительно к каждому унитарному предприятию и учреждению, которое состоит в следующем:
- установление обязательных требований к представлению руководителями унитарных предприятий в администрацию города о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатах деятельности унитарных предприятий и учреждений;
- проведение администрацией города аттестация# руководителей унитарных предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента. При этом в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включаются с правом решающего голоса заместитель главы администрации города, курирующий отрасль, представители управления имущественных отношений и финансового управления администрации города, управления труда и социальной защиты населения города;
- установление управлением имущественных отношений администрацией города по согласованию с главой города порядка принятия решений о применении мер ответственности к руководителям муниципальных унитарных предприятий (вплоть до расторжения контракта) за несоответствие результатов деятельности унитарных предприятий утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям;
- утверждение администрацией города цели деятельности унитарного предприятия (учреждения), программы (плана, бизнес-плана) его деятельности, конкретизирующей способ достижения цели, что является основой взаимодействия между администрацией города и руководителем (управляющим муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении). Невыполнение такой программы (плана, бизнес-плана) является основанием для привлечения к ответственности руководителя;
в) установление порядка отчетности руководителей унитарных предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана), который предусматривает требования к форме, полноте отчетов, порядку их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес-плана);
г) установление порядка принятия управленческих решений при недостижении цели, невыполнении программы (плана, бизнес-плана).
При обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы (плана, бизнес-плана) могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации унитарного предприятия или учреждения, о приватизации муниципального имущества, об изменении программы (плана, бизнес-плана). В противном случае администрацией города применяются меры ответственности к руководителям унитарных предприятий и учреждений.
Назначение руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений должно производиться на конкурсной основе. При этом в состав конкурсной комиссии с правом решающего голоса включаются заместитель главы администрации города, курирующий отрасль, представители управления имущественных отношений и финансового управления администрации города, управления труда и социальной защиты населения города;
д) ужесточение контроля за деятельностью руководителей унитарных предприятий и учреждений и самих унитарных предприятий и учреждений, для чего необходимо:
- провести проверки учредительных документов унитарных предприятий и привести их в соответствие с примерным уставом;
- привести организационно-правовую форму всех унитарных предприятий и учреждений в соответствие с требованием законодательства;
- привести трудовые договора с руководителями унитарных предприятий с примерным трудовым договором;
- создать и поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности и финансово-экономическом состоянии унитарных предприятий и учреждений;
- администрации города проводить переодический# анализ финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и учреждений, достигнутых ими основных экономических показателей по результатам отчетов и данным проверок контролирующих органов;
- администрации города осуществлять контроль за проведением обязательных ежегодных аудиторских проверок унитарных предприятий города.
Практическая реализация изложенных подходов предполагает создание соответствующей им правовой основы.
Контроль эффективности управления унитарными предприятиями
и учреждениями
Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам:
- поступление дополнительных доходов в городской бюджет от коммерческого использования муниципального имущества, высвобождаемого в результате реорганизации унитарных предприятий и учреждений, а также вследствие получения части прибыли предприятий;
- снижение цен на определенные виды товаров и услуг;
- сокращение количества унитарных предприятий и учреждений, снижение расходов городского бюджета на их содержание, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий.
3. Управление недвижимостью
В муниципальной собственности города Лермонтова находятся 228 объектов недвижимого имущества. Наблюдается устойчивая тенденция роста доходности от использования недвижимости. В управлении имущественных отношений администрации города сформирован и имеется реестр муниципального недвижимого имущества, что позволяет осуществлять контроль за состоянием муниципального имущества и его эффективным использованием.
В то же время, существующая система управления недвижимостью в городе нуждается в совершенствовании с учетом того, что:
- отсутствует система рыночной оценки объектов недвижимого имущества, что приводит (особенно в условиях инфляции) к занижению стоимости имущества;
- право муниципальной собственности города Лермонтова на большенство# обектов# недвижимости не зарегистрировано в установленном законом порядке, что затрудняет распоряжение ими;
- объекты незавершенного строительства не вовлечены в оборот и утрачивают инвестиционную привлекательность;
- развитие земельного законодательства отстает от развития иных отраслей законодательства, регулирующих оборот недвижимости, что приводит к нестыковке режимов правового использования земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений при объективной связанности их в единый объект хозяйствования.
Таким образом, несмотря на устойчивую тенденцию повышения доходов, получаемых от использования недвижимости, эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что является основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом,
Цели и задачи управления объектами недвижимости
Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей:
- максимально возможное повышение доходности объектов недвижимости;
- стимулирование за счет недвижимости развития реального сектора экономики, обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости;
- исключение возможности для коррупции в процессе управления недвижимостью;
- вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства.
Для достижения указанных целей необходимо:
а) сформировать полный реестр муниципальной собственности, содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного строительства;
б) четко разграничить и скоординировать полномочия всех отделов администрации, участвующих в процессе управления недвижимостью;
в) сформировать объекты управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения);
г) установить, в каких случаях и на каком праве должны предоставляться земельные участки. При этом коммерческим организациям земельные участки, на которых располагаются находящиеся в их собственности здания и сооружения, должны предоставляться в собственность или на условиях аренды в целях повышения доходов городского бюджета от использования земельных участков под недвижимым имуществом и стимулирования организаций в целях оптимизации размеров занимаемых ими земельных участков. Земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования должны предоставляться только организациям, финансируемым из бюджета;
д) обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости, выровнять ставки арендной платы, взимаемой за пользование недвижимостью, со ставками, сложившимися на рынке;
е) создать необходимую правовую базу, позволяющую использовать различные способы распоряжения муниципальным имуществом (залог, доверительное управление, внесение в уставный капитал);
ж) создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе путем предоставления на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства;
з) установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Определить правовые возможности изъятия муниципального имущества у унитарных предприятий (например, в случае неправомерного распоряжения недвижимостью);
и) выявить излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано учреждение);
к) обеспечить профессиональную подготовку муниципальных служащих, осуществляющих управление недвижимостью.
Механизм управления объектами недвижимости
Достижение целей управления объектами недвижимости возможно при сосредоточении функций распоряжения этими объектами в одном органе исполнительной власти, в частности управлении имущественных отношений администрации.
Основным объектом управления становится комплексный объект, состоящий из земельного участка (или его доли) и всех связанных с ним зданий, сооружений (или их частей).
Первым шагом является сплошная инвентаризация объектов недвижимости, в результате которой накапливается информация, позволяющая оперативно провести рыночную оценку объектов недвижимости на основе учета их основных характеристик и использования методов статистической обработки информации о рыночных стоимостных характеристиках реальных объектов недвижимости.
С учетом данных реестра осуществляется государственная регистрация прав на проинвентаризированные и оцененные объекты недвижимости.
Следующим шагом должна стать выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. Они должны основываться на следующих принципах:
- безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;
- использование высокодоходной недвижимости в коммерческих целях;
- упрощение процедуры оформления прав пользования объектами недвижимого имущества и сокращение ее сроков;
- продажа объектов незавершенного строительства на инвестиционных условиях исходя из их рыночной стоимости. Объекты, не имеющие рыночной стоимости, могут предоставляться инвесторам в безвозмездное пользование под соответствующие интересам города инвестиционные проекты.
Контроль эффективности управления объектами недвижимости
Контроль достижения целей управления может осуществляться по следующим направлениям:
- увеличение доходов бюджета от использования муниципального имущества;
- своевременная разработка и принятие соответствующей правовой базы;
- сближение ставок за аренду муниципального имущества и рыночных ставок арендной платы;
- обеспечение полноты реестра объектов недвижимого имущества.
II. Приватизация государственного имущества
1. Цели, задачи и принципы политики в области приватизации
Несмотря на то, что в результате массовой приватизации более 80 процентов организаций стали частными, ряд поставленных целей не был достигнут, в частности:
- не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;
- структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности организаций;
- в процессе приватизации не удалось привлечь достаточные для производственного, технологического и социального развития предприятий инвестиции;
- многие организации не смогли приспособиться к рыночной среде, выпускающей неконкурентоспособную продукцию, либо вообще прекратили производственную деятельность.
Для устранения перечисленных негативных тенденций необходимо изменить приоритеты политики в области приватизации, разработать и реализовать новые подходы к решению вопросов, связанных с управлением муниципальным имуществом.
Целью политики в области приватизации в соответствии с Концепцией является кардинальное повышение эффективности функционирования унитарных предприятий и хозяйственного комплекса города.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса в реальном секторе экономики;
- вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов муниципальной собственности, оптимизация структуры муниципальной собственности, включая структуру участия в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшение расходов бюджета на управление муниципальным имуществом;
- создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, расширение производства и создание новых рабочих мест;
- обеспечение контроля за выполнением обязательств собственника приватизируемого имущества;
- существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий и заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах производственной деятельности;
- создание условий активного функционирования фондового рынка;
- пополнение доходной части бюджета;
- усиление социальной направленности процесса приватизации муниципального имущества.
Концепция основывается на следующих основных принципах:
а) решение о целесообразности приватизации муниципального имущества разрабатывает управление имущественных отношений администрации города Лермонтова совместно с другими органами исполнительной власти с позиций повышения эффективности его использования.
В необходимых случаях город должен сохранить свое участие в управлении организациями путем закрепления акций в муниципальную собственность, либо путем использования специального права;
б) способ приватизации каждого объекта муниципальной собственности города определяется управлением имущественных отношений администрации города Лермонтова.
2. Основные меры по реализации политики
в области приватизации
Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой политики по управлению имуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения рынка товарами и услугами местных товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования всего народнохозяйственного комплекса.
Основными мерами, призванными обеспечить достижение цели политики в области приватизации, должны стать:
1) дифференцированный подход к приватизации организаций в зависимости от их ликвидности.
Высоколиквидные организации приватизируются исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие организаций и размером средств, поступающих в бюджет от продажи организаций, с учетом их реальной ценовой оценки.
Приватизация низколиквидных организаций осуществляется, в основном, путем привлечения эффективных собственников, подтверждающих свою готовность и умение осуществлять реальные инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед городом (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач).
Продажа низколиквидных организаций таким собственникам может осуществляться при условии тщательного анализа представленного бизнес-плана и реализации мер контроля за системой показателей деятельности приватизированной организации;
2) расширение инструментария приватизации:
а) продажа муниципального имущества по результатам прямых переговоров с инвесторами, в том числе в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся.
Цена этого имущества при проведении прямой продажи должна быть определена исходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком;
3) принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития организаций;
4) усиление социальной направленности приватизации.
Способы, методы и инструментарий приватизации должны обеспечивать равные права и возможности для всех слоев населения.
При принятии решений о приватизации муниципального имущества необходимо учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы социального развития приватизируемых организаций и территорий, охраны окружающей среды и здоровья граждан.
3. Методы реализации политики в области приватизации
Методы реализации политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида муниципального имущества.
В отношении унитарных предприятий необходимо:
а) определить их оптимальное количество, осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм;
б) установить соответствующее распределение средств между бюджетом и унитарным предприятием при продаже муниципального имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения;
в) провести в сжатые сроки приватизацию объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для нужд города, преимущественно в целях создания новых производств.
Продажа указанных объектов осуществляется по минимальной цене при условия# принятия новым собственником обязательств в соответствии с разрабатываемой системой контролируемых показателей;
г) определить целесообразность создания вертикально интегрированных промышленных структур, использующих муниципальное имущество на основе доверительного управления. При создании таких структур необходимо следить за соблюдением антимонопольного законодательства.
При принятии приватизированных решений необходимо учитывать сроки и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, пополнение бюджета и перспективное развитие приватизируемой организации.
В отношении пакетов акций необходимо:
- проводить приватизацию высоколиквидных пакетов акций с организацией
- значительные поступления средств в бюджет;
- приватизацию низколиквидных пакетов акций осуществлять путем их продажи при условиях принятия новым собственником инвестиционных и (или) социальных обязательств.
В случае если в муниципальной собственности находятся пакеты акций размером менее 25 процентов, предусматриваются следующие меры:
- внесение акций в уставный капитал другого акционерного общества по рыночной стоимости;
- увеличение пакета акций до уровня не ниже блокирующего за счет внесения по рыночной стоимости муниципального имущества в уставный капитал общества или приобретения акций этого общества на вторичном рынке с последующей продажей пакета акций стратегическому инвестору;
- провести там, где это целесообразно, приватизацию излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества унитарных предприятий и учреждений;
- привлекать инвесторов к участию в деятельности по сохранению памятников истории и культуры, осуществляя при этом контроль за сохранностью, реставрацией и реконструкцией при использовании указанных объектов.
4. Контроль за ходом проведения приватизации
и постприватизационным развитием предприятий
Целью контроля за ходом проведения приватизации является уменьшение рисков в отношении использовании муниципального имущества, безусловная реализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки.
Предусматриваются следующие этапы контроля:
а) подготовка муниципального имущества к приватизации;
б) непосредственная реализация приватизационных процедур;
в) выполнение новым собственником взятых обязательств.
Контроль на этапе подготовки муниципального имущества к приватизации должен включать в себя:
- контроль конкурсной процедуры выбора оценщиков муниципального имущества;
- поэтапный контроль за действиями оценщиков муниципального имущества при выполнении ими процедур, связанных с приватизацией муниципального имущества;
- контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации муниципального имущества (размер отчуждаемых пакетов акций, способ и сроки приватизации, цена приватизируемого имущества).
Контроль на этапе непосредственной реализации приватизационных процедур должен предусматривать:
- анализ претендентов на право участия в аукционах и коммерческих конкурсах по продаже муниципального имущества (деловая репутация, продолжительность деятельности, сведения об источниках средств, используемых при оплате).
Контроль на этапе выполнения новым собственником взятых на себя обязательств должен включать в себя:
- разработку системы показателей постприватизационного развития организаций с учетом отраслевых особенностей, специфики производимой продукции и других факторов;
- контроль за обязательным соблюдением системы показателей постприватизационного развития организаций.
Постприватизационный контроль должен сопровождаться постприватизационной поддержкой организаций.
Такая поддержка может включать в себя:
- консалтинговое сопровождение организаций на льготнгых# условиях, включая инвестиционный, финансовый, юридический, управленческий и кадровый консалтинг;
- организационную поддержку, оказываемую организациям при освоении новой продукции и занятых новых ниш на соответствующем рынке;
- поддержку квалифицированными кадрами.
5. Информационное обеспечение приватизации
муниципального имущества
Ключевыми задачами информационного обеспечения приватизации являются повышение уровня полноты и достоверности информации о приватизируемом муниципальном имуществе в целях достижения прозрачности происходящих процессов, а также создания условий для контроля и принятия эффективных решений в отношении муниципальной собственности.
Для решения указанных задач необходимо:
- продолжить формирование реестра муниципального имущества с систематизированными данными о всех элементах муниципальной собственности (унитарные предприятия, пакеты акций, земля и недвижимость) для контроля за состоянием этого имущества и оптимизации принятия решений по его использованию с учетом народнохозяйственных интересов. При создании и ведении указанного реестра необходимо предусмотреть разработку единой системы показателей учета, контроля и анализа муниципального имущества, разработку правил и процедур обновления данных, системы разграничения доступа к информации различных категорий ее потребителей, реализацию мер ответственности за предоставление недостоверной информации и др.
Заключение
Значение Концепции не сводится лишь к упорядочению осуществления полномочий собственника муниципального имущества, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов города.
Последовательная, планомерная и системная реализация Концепции является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в городе и осуществления важнейших функций в отношении экономики города.
Полная инвентаризация муниципального имущества, вовлечение его в гражданский оборот позволят сформировать баланс муниципального имущества, что является непременным условием выполнения задачи привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов, характеризующихся определенными экономическими показателями - стоимостью и ликвидностью, а также правовым режимом, обеспечивающим адекватный экономическим потребностям порядок их использования.
Инвентаризация и классификация муниципального имущества, осуществление мероприятий по повышению его ликвидности позволят эффективно использовать указанное имущество в качестве обеспечения при привлечении инвестиционных ресурсов.
Увеличение доходов (рентных платежей и иных неналоговых поступлений) от более эффективного использования муниципального имущества и оптимизация расходов на управление им в интересах осуществления развивающей функции города дадут возможность проведения политики снижения налогов на деятельность организаций и должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в экономику города, прежде всего в ее реальный сектор, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие муниципального имущества.
Осуществление всего комплекса мероприятий, предусмотренных Концепцией, должно сопровождаться совершенствованием механизма пополнения доходной части бюджета, оптимизации его расходной части.
Следующим необходимым шагом в использовании потенциала Концепции должно стать совершенствование оценки и отбора инвестиционных проектов (программы), которые финансируются за счет средств бюджета.
Необходимо отдельно рассмотреть вопрос банкротства организаций в рамках системы управления муниципальным имуществом.
На этапе осуществления процедур банкротства ориентация на фискальную составляющую этих процедур, то есть на скорейшее изыскание задолженности, не дает реальных результатов. Это является основной отличительной особенностью банкротства организаций. В то же время грамотное применение процедур банкротства позволяет осуществлять структурные изменения обанкротившейся организации, что приводит в будущем к стабильному поступлению налогов, нормальной работе производства, увеличению числа рабочих мест и привлечению инвестиций.
Именно при процедуре банкротства организаций происходит высвобождение объектов социальной сферы, вовлечение в оборот объектов недвижимости с одновременным сохранением работающих комплексов, производящих продукцию, имеющую реальный спрос. Исходя из этого банкротство в первую очередь должно осуществляться в целях санации производства, создания новых структурных элементов производства.
Кроме того, банкротство один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным. Вопрос о банкротстве - это вопрос в большей степени инвестиционно-имущественный, чем фискальный. Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества банкрота новые эффективно работающие организации.
Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы города, которым должны служить результаты процесса его превращения в эффективного собственника.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.