Постановление Главы города-курорта Железноводска
от 20 июля 2006 г. N 287
"Об утверждении Положения о порядке создания, подготовки,
оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований
в составе сил гражданской обороны и сил единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций городского округа
города-курорта Железноводска"
В целях решения вопросов местного значения городского округа в части организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на основании федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с федеральными законами от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23 декабря 2005 года N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" и Уставом города-курорта Железноводска постановляю:
См. также:
Постановление администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 14 августа 2013 г. N 696 "Об утверждении Положения о муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории городского округа города-курорта Железноводска Ставропольского края"
Постановление администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 10 октября 2013 г. N 1060 "Об утверждении Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны на территории муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края"
Постановление Главы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 23 июля 2008 г. N 764 "Об основных направлениях по повышению готовности к действиям органов управления и сил гражданской обороны"
постановление Главы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 15 июля 2008 г. N 726 "Об утверждении группировок сил обеспечения мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города-курорта Железноводска"
Постановление Главы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 30 апреля 2008 г. N 415 "О мероприятиях по организации срочного захоронения трупов людей и животных на территории города-курорта Железноводска в условиях военного времени"
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций городского округа города-курорта Железноводска (далее - Положение).
2. Предприятиям, учреждениям, организациям, указанным в приложении N 2 к Положению, в срок до 1 августа 2006 г. по согласованию с отделом по мобилизационной подготовке и чрезвычайным ситуациям администрации города Железноводска создать нештатные аварийно-спасательные формирования.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы города-курорта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности в городе Железноводске Максимова М.В.
Глава города-курорта Железноводска |
В.И.Лозовой |
Положение
о порядке создания, подготовки, оснащения и применения нештатных
аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны
и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций городского округа города-курорта Железноводска
(утв. постановлением главы города-курорта Железноводска
от 20 июля 2006 г. N 287)
I. Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в составе сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
См. Постановление Правительства Ставропольского края от 10 августа 2005 г. N 97-п "О Ставропольской краевой территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
См. также Положение о Железноводском городском звене Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением главы администрации города Железноводска от 28 сентября 2005 г. N 591
1.1. Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные или входящие в состав аварийно-спасательных служб структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени в составе сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования городского округа Железноводска.
1.2. Правовые основы создания и деятельности НАСФ составляют Конституция Российской Федерации, федеральные Законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О гражданской обороне", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О пожарной безопасности", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Ставропольского края, Устав города-курорта Железноводска и настоящее Положение.
1.3. НАСФ создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 9 федерального Закона "О гражданской обороне" организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают НАСФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Перечень организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, создающих формирования, разрабатывается и утверждается постановлением главы города-курорта Железноводска и доводится до руководителей организаций.
1.4. НАСФ создаются организациями, соответствующими хотя бы одному из следующих условий:
- наличие в организации объектов, отнесенных в соответствии с федеральным Законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", к категории опасных производственных объектов;
- отнесение организации, в соответствии с Порядком отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. N 1115, к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне;
См. Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 октября 1998 г. N 1149
- подготовка организации к переводу на работу в условиях военного времени;
- размещение организации в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или) возможного катастрофического затопления;
- отнесение организации к системе жизнеобеспечения городского округа Железноводска в военное время (энерго-, водо-, тепло-, газообеспечение).
1.5. НАСФ создаются для:
- проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- участия в борьбе с пожарами;
- обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению);
- обеззараживания населения, техники, зданий и территорий;
- срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения;
- обеспечения мероприятий гражданской обороны по вопросам охраны общественного порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного и другим видам обеспечения;
- участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также ликвидации последствий, вызванных террористическими актами.
См. Приказ МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований"
1.6. Состав и структуру НАСФ определяют создающие их орган местного самоуправления, организации, общественные объединения в соответствии с требованиями законодательства и настоящим Положением, исходя из возложенных на них задач по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
1.7. Деятельность формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения, планам действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций и города Железноводска.
1.8. Администрация города Железноводска на территории городского округа:
- определяет организации создающие НАСФ;
- определяет по согласованию с организациями на территории городского округа виды, количество и численность создаваемых формирований;
- ведет реестр организаций, создающих формирования, и осуществляет учет формирований;
- организует подготовку формирований;
- осуществляет общее руководство деятельностью формирований.
1.9. Организации, создающие формирования:
- разрабатывают штаты и табели оснащения формирований специальной техникой и имуществом;
- укомплектовывают формирования личным составом, оснащают их специальной техникой и имуществом;
См. Примерные нормы оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, утвержденные приказом МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. N 999
- осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований;
- поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
1.10. При создании и комплектовании НАСФ учитываются наличие штатных аварийно-спасательных формирований и служб, их состав, предназначение и возможности.
Численность НАСФ, их виды, оснащенность средствами индивидуальной защиты, приборами и оборудованием отражаются в паспорте безопасности муниципального образования, а также в плане гражданской обороны объекта, на базе которого создается формирование.
1.11. Администрация города Железноводска через орган, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - отдел по мобилизационной подготовке и чрезвычайным ситуациям администрации города Железноводска, осуществляет методическое руководство и контроль за созданием формирований, разрабатывает с участием организаций, создающих формирования, примерную организационно-штатную структуру и рекомендации по нормам оснащения формирований специальной техникой и имуществом.
1.12. Координацию деятельности НАСФ на территории городского округа осуществляет орган, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций при органе местного самоуправления - отдел по мобилизационной подготовке и чрезвычайным ситуациям администрации города Железноводска.
1.13. Основаниями для ликвидации НАСФ, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для ликвидации которых предназначались указанные формирования.
1.14. Решение о ликвидации НАСФ, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их орган местного самоуправления или организация, по согласованию с органом, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на который возложены функции координации деятельности аварийно-спасательных служб и формирований.
II. Виды нештатных аварийно-спасательных формирований
2.1. НАСФ подразделяются:
- по предназначению - на формирования общего назначения и формирования специального назначения;
- по подчиненности - на территориальные и объектовые.
2.2. Формирования общего назначения создаются на базе строительных, ремонтно-восстановительных, монтажных организаций, служб, подразделений и предназначаются для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения (заражения), зонах катастрофического затопления и иных чрезвычайных ситуаций.
К формированиям общего назначения относятся: сводные команды (группы) общего назначения, сводные команды (группы) механизации работ, спасательные команды (группы).
Сводная команда (группа) общего назначения является основным формированием, предназначенным для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.
Спасательная команда (группа) предназначается для проведения спасательных работ.
2.3. Формирования специального назначения создаются на базе ремонтных, химических, медицинских, противопожарных, аварийно-технических, транспортных, охранных и иных специализированных организаций, служб, подразделений для выполнения специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий.
К формированиям специального назначения относятся:
- группы (звенья) инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, предназначенные для ведения разведки в очагах поражения (заражения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения;
- посты радиационного, химического и биологического наблюдения - для наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой;
- команды, группы, пункты радиационной, химической и биологической защиты - для ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения, проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции личного состава формирований, населения, территорий и сооружений, осуществления радиационного, химического, биологического контроля, а также для локализации и ликвидации вторичных очагов заражения;
- команды, группы и звенья связи - для обеспечения связью руководителей органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;
- медицинские отряды, бригады, санитарные дружины и санитарные посты - для осуществления медицинского, санитарно-эпидемического и биологического контроля, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения (загрязнения), на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в загородной зоне, а также для ухода за пораженными;
- инженерные команды, группы, звенья - для ведения инженерной разведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ, строительства и обслуживания (эксплуатации) защитных сооружений;
- аварийно-технические команды, группы - для выполнения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства;
- автомобильные и автотранспортные колонны - для перевозки в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил гражданской обороны к очагам поражения, эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки материальных средств;
- подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы - для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях и ее эвакуации;
- подвижные автозаправочные станции - для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами;
- команды, группы защиты и эвакуации культурных ценностей - для выполнения мероприятий по защите и эвакуации предметов историко-художественного наследия, памятников истории, архитектуры и других культурных ценностей;
- команды и группы охраны общественного порядка - для участия в поддержании общественного порядка в населенных пунктах, на объектах работ, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил гражданской обороны в очаги поражения (заражения);
- команды, бригады, звенья по защите сельскохозяйственных животных - для осуществления ветеринарного контроля, специальной обработки пораженных животных, защиты животных, фуража и источников воды, обеззараживания фуража и продуктов животного происхождения, ферм и других мест размещения скота, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;
- команды, бригады, звенья по защите сельскохозяйственных растений - для осуществления фитопатологического и энтомологического контроля, проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства;
- противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья - для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения формирований, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожаров;
- подразделения общественного питания (подвижные пункты питания) - для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также обеспечения питанием пораженного населения;
- подразделения обеспечения (торговли) продовольственными товарами (подвижные пункты продовольственного снабжения) - для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи;
- подразделения обеспечения (торговли) промышленными товарами (подвижные пункты вещевого снабжения) - для обеспечения пострадавшего населения и санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью;
- группы, звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов - для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой.
В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие формирования специального назначения.
2.4. Территориальные формирования создаются на базе организаций администрацией города Железноводска и могут включать в свой состав организации, находящихеся# в ведении федеральных органов исполнительной власти.
Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории городского округа, наращивания группировки сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются главе города-курорта Железноводска.
Территориальные формирования включают формирования общего назначения (сводные команды и группы, спасательные команды и группы, сводные команды и группы механизации работ) и формирования специального назначения (медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного, химического и биологического наблюдения, радиационной, химической и биологической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания и другие виды формирований, создаваемые в зависимости от решаемых задач и местных условий).
Базой для создания территориальных формирований являются организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, продолжающие работу в военное время на территории, городского округа Железноводска.
2.5. Объектовые формирования создаются на базе организаций и предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы.
Объектовые формирования подчиняются руководителям соответствующих организаций. По решению главы города-курорта Железноводска объектовые формирования могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ в других организациях в установленном порядке.
Объектовые формирования включают формирования общего назначения и формирования специального назначения.
Основными формированиями общего назначения, создаваемыми промышленными организациями, являются сводные команды (группы) и спасательные команды (группы). В непромышленных организациях создаются в основном спасательные команды (группы).
Для решения специальных задач в организациях создаются формирования специального назначения:
- группы, звенья, посты радиационной, химической и биологической разведки и наблюдения;
- группы, звенья связи;
- медицинские отряды, санитарные дружины, санитарные посты;
- аварийно-технические команды;
- инженерные команды, группы;
- противопожарные команды, отделения, звенья;
- команды, группы охраны общественного порядка;
- группы, звенья по обслуживанию убежищ и укрытий (при наличии убежищ и укрытий).
В зависимости от наличия соответствующей базы могут также создаваться:
- команды спецобработки;
- санитарно-обмывочные пункты;
- станции, посты спецобработки одежды и транспорта;
- подвижные пункты питания;
- другие формирования, в зависимости от местных условий.
В организациях, использующих аварийно химически опасные вещества (АХОВ), создаются сводные группы радиационной и химической защиты.
В организациях энергетики, железнодорожного, воздушного транспорта и связи для решения задач гражданской обороны непосредственно в своих организациях кроме специальных ведомственных формирований создаются спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические команды, а также другие формирования в зависимости от прогнозируемых чрезвычайных ситуаций и наличия базы.
В строительных и строительно-монтажных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не используемых для развертывания территориальных формирований общего назначения или специальных ведомственных формирований, создаются группы инженерной разведки, команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, команды взрывных работ.
В жилищно-эксплуатационных организациях городов создаются аварийно-технические группы (звенья), звенья по обслуживанию убежищ и укрытий, посты радиационного, химического и биологического наблюдения, санитарные посты, группы (звенья) охраны общественного порядка.
Нумерация пунктов приведена в соответствии с источником публикования
2.8. Часть формирований, по решению соответствующего руководителя, может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи пострадавшим (пораженным) и выполнения других задач гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов.
III. Комплектование нештатных аварийно-спасательных формирований
личным составом
См. Примерный перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. N 999
Личный состав формирований комплектуется преимущественно за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.
Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в формирования на период до их призыва (мобилизации).
Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу взамен военной службы по призыву, могут включаться в состав формирований.
С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях НАСФ доукомплектовываются невоеннообязанными.
Комплектование формирований личным составом производится из числа мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, женщин - от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а женщин со средним или высшим медицинским образованием - имеющих детей в возрасте до 3 лет.
Зачисление трудоспособных граждан в состав объектовых формирований производится приказом соответствующего руководителя организации, а объектовых формирований в состав территориальных формирований - постановлением главы города-курорта Железноводска по согласованию с руководителями организаций.
Основной состав руководителей и специалистов формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, комплектуется аттестованными спасателями в первую очередь, остальной личный состав формирований проходит аттестацию по мере его подготовки.
Бронирование специалистов дефицитных специальностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований
техникой и имуществом
4.1. НАСФ оснащаются автомобильной, инженерной (специальной) и другой техникой, не предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские и специальные формирования.
Обеспечение НАСФ техникой и имуществом согласно предусмотренным штатным перечням осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.
См. Примерные нормы оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, утвержденные приказом МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. N 999
4.2. Основными видами специального имущества, закупаемого и хранящегося в организациях, являются средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля, средства индивидуальной защиты, спецобработки, медицинской защиты, пожаротушения, инженерные, связи и оповещения, а также имущество служб тыла, техника, имущество продовольственной службы, пунктов управления гражданской обороны, защитных сооружений, тренажеры и специальные учебно-методические пособия.
4.3. Финансирование создания и деятельности НАСФ осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, фондов и средств федеральных органов исполнительной власти, финансовых средств организаций, создающих НАСФ, и создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
Конкретные источники финансирования НАСФ и порядок использования ими финансовых средств определяют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, создающие формирования.
V. Подготовка и обучение нештатных
аварийно-спасательных формирований
5.1. Подготовка и обучение НАСФ для решения задач гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляются в соответствии с действующим законодательством, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также нормативно-правовыми актами Ростехнадзора и других органов, отвечающих за создание, подготовку и обеспечение аварийно-спасательных формирований на предприятиях и объектах. Примерные программы обучения НАСФ утверждаются МЧС России.
См. Положение об аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением ГКЧС РФ от 27 сентября 1993 г. N 4
См. также Основные положения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1479
5.2. Подготовка НАСФ включает:
- обучение руководителей формирований в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
- обучение личного состава на объекте в соответствии с Примерной программой обучения личного состава НАСФ, утвержденной МЧС России;
- участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
- обучение по программам подготовки спасателей в учебных центрах и иных образовательных учреждениях в соответствии с Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.99 N 1479;
- стажировку в составе объектовых (территориальных) штатных или НАСФ.
5.3. Обучение личного состава НАСФ на объекте включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки НАСФ в рабочее время.
Темы базовой подготовки отрабатываются в полном объеме, как формированиями общего назначения, так и формированиями специального назначения. Замена тем базовой подготовки, уменьшение общего количества часов для их отработки не допускается.
Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения НАСФ.
5.4. Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение).
Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия, а также информация из плана гражданской обороны конкретного объекта.
Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители НАСФ или аварийно-спасательных служб, а на учебных местах - командиры структурных подразделений НАСФ.
Занятия проводятся в учебных городках, на участках местности или на территории объекта (организации).
На тактико-специальные занятия НАСФ выводятся в штатном составе, с необходимым количеством техники, приборов, инструментов, принадлежностей и средств индивидуальной защиты.
Практические занятия с НАСФ разрешается проводить по структурным подразделениям (группам, звеньям).
Занятия по темам специальной подготовки могут проводиться также путем сбора под руководством начальника соответствующей аварийно-спасательной службы субъекта Российской Федерации, муниципального образования или организации.
В целях повышения качества подготовки НАСФ для проведения занятий могут привлекаться на договорной основе специалисты учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю и курсов гражданской обороны муниципальных образований, других учебно-методических центров по ГО и ЧС, осуществляющих обучение с учетом специфики конкретного предприятия (объекта).
5.5. Личный состав НАСФ должен знать:
- характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них;
- особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, угроз терроризма и способы защиты от них;
- поражающие свойства отравляющих (0В), аварийно химически опасных веществ (АХОВ), применяемых на объекте, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);
- предназначение своего формирования и свои функциональные обязанности;
- производственные и технологические особенности своего предприятия (организации), характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания плана гражданской обороны объекта;
- порядок действий по сигналам оповещения;
- порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;
- место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;
- назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;
- порядок проведения специальной обработки; уметь:
- выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ;
- поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять штатную технику, механизмы, приборы и другое табельное имущество, а также средства индивидуальной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;
- работать на штатных средствах связи;
- проводить санитарную обработку и обеззараживание техники, сооружений, территории, одежды и средств индивидуальной защиты;
- незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации;
- выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретного объекта.
Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения (альпинистского, водолазного).
5.6. Готовность НАСФ проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях. Проверяются:
- реальность расчетов по созданию формирований;
- готовность формирований и их способность решать задачи по предназначению;
- соответствие организационной структуры формирований характеру и объему выполняемых задач;
- обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядок хранения материальнотехнических средств и их готовность к использованию;
- время сбора формирований, их выхода в район сосредоточения и к объектам проведения работ.
5.7. Проверки готовности НАСФ к выполнению задач по предназначению осуществляются:
- представителями МЧС России с предписанием министра или его заместителей - в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;
- руководителями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований лично или другими должностными лицами по их поручению - во всех организациях, находящихся на территории городского округа Железноводска;
- руководителями федеральных органов исполнительной власти, а также должностными лицами по их указанию - в подведомственных им организациях.
5.8. Допуск лиц для проверки готовности НАСФ в организации, имеющие особые ограничения, производится в соответствии с действующими положениями.
5.9. Аттестацию НАСФ и их личного состава осуществляют постоянно действующие территориальные и ведомственные аттестационные комиссии в соответствии с квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.
5.10. Аттестованным НАСФ выдаются свидетельства установленного образца на проведение определенных видов аварийно-спасательных работ, а аттестованным членам формирований - удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов.
VI. Страхование и социальные гарантии личного состава нештатных
аварийно-спасательных формирований
6.1. Страховые и социальные гарантии личного состава НАСФ предусмотрены как специальным законодательством, так и общими положениями гражданского и трудового права.
6.2. Личный состав НАСФ при привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации подлежит обязательному бесплатному личному страхованию.
6.3. Страхование личного состава НАСФ, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления или организации, привлекшие формирования к участию в проведении указанных работ, за счет финансовых средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Выплаты сумм по обязательному бесплатному личному страхованию в случае наступления страховых событий производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здоровью.
6.4. Аттестованные спасатели НАСФ имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение спасателей НАСФ в случае потери трудоспособности вследствие выполнения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, а также пенсионное обеспечение для членов семей по случаю потери кормильца осуществляется в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
6.5. Граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению аварийно-спасательных работ подлежат обязательному бесплатному личному страхованию. На них распространяются права, страховые гарантии и льготы, предусмотренные федеральным Законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" для спасателей нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований.
6.6. Решением главы города-курорта Железноводска и администраций организаций могут устанавливаться дополнительные, не противоречащие федеральному законодательству гарантии правовой и социальной защиты членов НАСФ.
VII. Разработка штатных перечней и норм оснащения нештатных
аварийно-спасательных формирований и учет формирований
7.1. Штатные перечни и нормы оснащения НАСФ разрабатывают создающие формирования администрация города Железноводска и организации в соответствии с возложенными на них законодательством задачами в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и настоящим Положением.
Штатные перечни и нормы оснащения формирований после согласования с Главным Управлением МЧС России по Ставропольскому краю утверждаются главой города-курорта Железноводска.
7.2. Учет НАСФ ведется администрацией города Железноводска и организациями, на базе которых созданы формирования.
Заместитель главы
города-курорта Железноводска |
М.В.Максимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы города-курорта Железноводска от 20 июля 2006 г. N 287 "Об утверждении Положения о порядке создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций городского округа города-курорта Железноводска"
Текст постановления опубликован в газете "Курортный край" от 27 июля 2006 г. N 30 (345)