Решение Железноводского городского суда Ставропольского края
от 23 января 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2008 г.
Кассационным определением СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 1 июля 2008 г. N 33-529/2008 настоящее решение оставлено без изменения
Железноводский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи О.Г. Калининой, при секретаре С.С. Полянской, с участием помощника прокурора г. Железноводска О.В. Кропачевой, представителя заинтересованного лица - Совета города-курорта Железноводска - И.М. Пикуль, действующей на основании доверенности N 741 от 10.12.2007 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-109/08 по заявлению прокурора города Железноводска о признании несоответствующими действующему законодательству положений п. 7 ст. 26 Устава города-курорта Железноводска и о возложении обязанности внесения изменений в п. 7 ст. 26 и дополнений в п. 26 ст. 8 Устава города-курорта Железноводска, установил:
Прокурор г. Железноводска обратился в Железноводский городской суд с заявлением о признании несоответствующими действующему законодательству положений п. 7 ст. 26 Устава города-курорта Железноводска и о возложении обязанности внесения изменений в п. 7 ст. 26 и дополнений в п. 26 ст. 8 Устава города-курорта Железноводска, указав, что 3 августа 2007 года прокурором города в Совет города-курорта Железноводска принесен протест на положения п. 10 Регламента Совета города-курорта Железноводска, утвержденного решением Совета города-курорта Железноводска от 28.04.2006 г. N 10. Основанием принесения протеста явилось противоречие пунтка# 10 Регламента требованиям пункта 1.1 ст. 35 федерального Закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В частности, п. 10 Регламента содержит положения о том, что заседания Совета города правомочны, если на них присутствует не менее 2/3 от числа действующих депутатов Совета города. Однако в п. 1.1 ст. 35 федерального Закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. В соответствии с информацией Совета города-курорта Железноводска протест прокурора не удовлетворен в связи с невнесением изменений в Устав города-курорта. 23.11.2007 г. прокурором города в Совет города-курорта Железноводска внесено представление об устранении нарушений положений Конституции Российской Федерации и федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Основанием внесения представления явилось бездействие Совета города-курорта Железноводска, выразившиеся в невнесении в Устав города-курорта изменений и дополнений, внесенных в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" федеральными Законами от 2.03.2007 г. N 24-ФЗ, от 10.05.2007 г. N 69-ФЗ, от 15.06.2007 г. N 100-ФЗ, от 18.06.2007 г. N 101-ФЗ, от 21.07.2007 г. N 187-ФЗ, от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ, от 4.11.2007 г. N 253-ФЗ, от 8.11.2007 г. N 257-ФЗ. 7.12.2007 г. на очередном, 24-м, заседании Совета города-курорта Железноводска принято решение о проекте решения Совета города-курорта о внесении изменений и дополнений в Устав города-курорта Железноводска. Изучение решения Совета города-курорта от 7.12.2007 г. показало, что депутатами Совета города-курорта в нарушение ст. 15 Конституции РФ, ч. 4 ст. 44 федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".,# ст. 7 и п. 1 ч. 1 ст. 28 Устава города-курорта Железноводска принято решение о невнесении изменений и дополнений в Устав города-курорта Железноводска, внесенных в федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" федеральными законами от 15.06.2007 г. N 100-ФЗ и от 18.06.2007 г. N 101-ФЗ. Таким образом, положения п. 7 ст. 26 Устава города-курорта Железноводска в действующей редакции (опубликован в официальном издании - газете "Курортный край" N 26 (290) от 29.06.2005 г., N 22 (389), от 30.05.2007 г.), предусматривающего, что "заседания Совета города правомочны, если на них присутствует не менее 2/3 от числа избранных депутатов Совета города" не соответствуют положениям п. 1.1 ст. 35 федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов". Кроме того, п. 26 ст. 8 Устава города-курорта Железноводска в действующей редакции ("Вопросы местного значения, относящиеся к ведению города Железноводска") не соответствует п. 26 ч. 1 ст. 16 федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ("Вопросы местного значения городского округа"), поскольку не содержит положений о выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города. В соответствии со ст. 7 Устава города-курорта Железноводска правовую основу местного самоуправления в городе Железноводске составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, Устав (Основной Закон) Ставропольского края, Закон Ставропольского края "О местном самоуправлении в Ставропольском крае", иные законы Ставропольского края и нормативные правовые акты Ставропольского края.
Просит признать несоответствующими действующему законодательству положения п. 7 ст. 26 Устава города-курорта Железноводска, предусматривающего, что "заседания Совета города-курорта правомочны, если на них присутствует не менее 2/3 действующих от числа депутатов Совета города" с 29.06.2007 г., то есть с момента вступления в силу федерального Закона N 100-ФЗ от 15.06.2007 г. "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Обязать Совет города-курорта Железноводска привести Устав города-курорта в соответствие федеральному Закону от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"# и внести в Устав изменения, изложив п. 7 ст. 26 в следующей редакции: "Заседание Совета города не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов Совета города. Заседания Совета города проводятся не реже одного раза в три месяца"; признать несоответствующим действующему законодательству п. 26 ст. 8 в части отсутствия в нем указаний о полномочиях органа местного самоуправления на выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города; с 22.07.2007 г., то есть с момента вступления в силу федерального Закона N 101-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований".
В судебном заседании помощник прокурора О.В. Кропачева поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Совета города-курорта Железноводска Ставропольского края - И.М. Пикуль, действующая на основании доверенности N 741 от 10.12.2007 г., признала заявленные требования в полном объеме.
Заслушав заявителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору федеральным Законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностными лицами.
Судом установлено, что согласно п. 10 Регламента Совета города-курорта Железноводска, утвержденного решением Совета города-курорта Железноводска от 28.04.2006 г. N 10, содержит положения о том, что заседания Совета города правомочны, если на них присутствует не менее 2/3 от числа избранных депутатов Совета города. Однако, согласно п. 1.1 ст. 35 федерального Закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Конституция Российской Федерации, согласно статье 15, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, таким образом, как Основной закон государства, акт учредительного характера Конституция устанавливает основополагающие, базовые отношения, которым должны соответствовать все законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 4 ст. 44 федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
В соответствии со ст. 7 Устава города-курорта Железноводска правовую основу местного самоуправления в городе Железноводске составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, Устав (Основной закон) Ставропольского края, Закон Ставропольского края "О местном самоуправлении в Ставропольском крае", иные законы Ставропольского края и нормативные правовые акты Ставропольского края.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28 Устава города-курорта Железноводска принятие Устава города и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции Совета города Железноводска.
Согласно решению Совета города-курорта Железноводска Ставропольского края от 7.12.2007 года N 295, принятому на очередном, 24-м заседании Совета города-курорта Железноводска, в Устав города-курорта не внесены изменения и дополнения, внесенные в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" федеральными законами от 15.06.2007 г. N 100-ФЗ и от 18.06.2007 г. N 101-ФЗ.
Таким образом, положения п. 7 ст. 26 Устава города-курорта Железноводска в действующей редакции (опубликован в официальном издании - газете "Курортный край" N 26 (290), от 29.06.2005 г., N 22 (389), от 30.05.2007 г.), предусматривающего, что "заседания Совета города правомочны, если на них присутствует не менее 2/3 от числа избранных депутатов Совета города" не соответствуют положениям п. 1.1 ст. 35 федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов".
Кроме того, п. 26 ст. 8 Устава города-курорта Железноводска в действующей редакции ("Вопросы местного значения, относящиеся к ведению города Железноводска") не соответствует п. 26 ч. 1 ст. 16 федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ("Вопросы местного значения городского округа"), поскольку не содержит положений о выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.
Таким образом, судом установлено, что при издании оспариваемого нормативного акта были нарушены требования законодательства, и принимает решение об удовлетворении заявления.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
По мнению суда, Совет города-курорта Железноводска не выполнил указанные положения закона и не доказал законность положений п. 7 ст. 26, п. 26 ст. 8 Устава города-курорта Железноводска. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиками, так как это не противоречит закону и не нарушает интересы других лиц. Представителю заинтересованного лица - Совета города-курорта Железноводска Ставропольского края последствия признания иска разъяснены.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в связи с тем, что главами 23 и 24 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 7 ГПК РФ.
Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований об оспаривании нормативных правовых актов по данной категории дел не могут применяться положения части 1 статьи 98, части 1 статьи 102 и части 3 статьи 103 ГПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В том случае, если недействующий полностью или в части нормативный правовой акт, принятый представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и подписанный высшим должностным лицом этого субъекта Российской Федерации (либо принятый представительным органом муниципального образования и подписанный главой муниципального образования), судебные расходы подлежат возмещению представительным органом, который является заинтересованным лицом по данному делу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, суд решил:
Удовлетворить заявление прокурора города Железноводска о признании несоответствующими действующему законодательству положений п. 7 ст. 26 Устава города-курорта Железноводска и о возложении обязанности внесения изменений в п. 7 ст. 26 и дополнений в п. 26 ст. 8 Устава города-курорта Железноводска.
Признать несоответствующими действующему законодательству положения п. 7 ст. 26 Устава города-курорта Железноводска, предусматривающего, что "заседания Совета города-курорта правомочны, если на них присутствует не менее 2/3 избранных от числа депутатов Совета города" с 29.06.2007 г., то есть с момента вступления в силу федерального Закона N 100-ФЗ от 15.06.2007 г. "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обязать Совет города-курорта Железноводска привести Устав города-курорта в соответствие федеральному Закону от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и внести в Устав изменения, изложив п. 7 ст. 26 в следующей редакции: "Заседание Совета города не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов Совета города. Заседания Совета города проводятся не реже одного раза в три месяца".
Признать несоответствующим действующему законодательству п. 26 ст. 8 в части отсутствия в нем указаний о полномочиях органа местного самоуправления на выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города; с 22.07.2007 г., то есть с момента вступления в силу федерального Закона N 101-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований".
Взыскать с Совета города-курорта Железноводска Ставропольского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано через Железноводский городской суд в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья |
О.Г.Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 23 января 2008 г.
Текст решения опубликован в газете "Курортный край" от 16 апреля 2008 г. N 16 (435)
Решение может быть обжаловано через Железноводский городской суд в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме
Кассационным определением СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 1 июля 2008 г. N 33-529/2008 настоящее решение оставлено без изменения