Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
города Пятигорска
от 6 октября 2009 г. N 4844
Порядок
разработки и реализации муниципальных целевых и ведомственных целевых программ
1. Общие положения
См. Постановление Правительства Ставропольского края от 20 сентября 2013 г. N 358-п "Об утверждении Порядка разработки и реализации ведомственных целевых программ"
1.1. Муниципальная целевая программа, ведомственная целевая программа (далее - целевая программа) - комплекс инвестиционных проектов и отдельных мероприятий, объединенных единой системой целевых ориентиров социально-экономического характера, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, обеспечивающий эффективное решение задач в сфере экономического, социального и культурного развития муниципального образования.
Программно-целевой метод является средством достижения определенных показателей социально-экономического развития города-курорта Пятигорска, обеспечивающим решение вопросов местного значения и осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления.
1.2. Муниципальные целевые программы в зависимости от срока реализации подразделяются на:
- краткосрочные - продолжительностью до трех лет включительно;
- долгосрочные - свыше трех лет.
1.3. Муниципальная целевая программа разрабатывается при необходимости решения проблем:
- межотраслевого значения;
- с использованием расходов капитального характера;
- с использованием субсидий из федерального и (или) краевого бюджета и внебюджетных источников.
Муниципальная целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, сформированных по отраслевым или функциональным признакам и направленным на решение конкретных задач в рамках муниципальной целевой программы. Деление муниципальной целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их реализации.
1.4. Ведомственная целевая программа направлена на решение одной тактической задачи ведомства, реализуется одним ведомством, объединяет расходы на реализацию мероприятий, предоставление услуг, направленных на решение конкретных задач, стоящих перед ведомством. Ведомственная целевая программа разрабатывается на срок от одного года до трех лет включительно.
Под ведомством понимаются структурные подразделения администрации города Пятигорска, осуществляющие функции координации и регулирования вопросов в соответствующей отрасли муниципального образования, наделенные полномочиями для решения задач.
Мероприятия ведомственной целевой программы не могут дублировать мероприятия краткосрочных и долгосрочных целевых программ.
1.5. Порядок разработки и реализации муниципальных целевых и ведомственных целевых программ включает следующие этапы:
- отбор предложений для программной разработки и принятие решения о разработке целевой программы;
- формирование проекта целевой программы;
- экспертиза проекта и утверждение целевой программы;
- финансирование целевой программы;
- управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения;
- оценка эффективности реализации целевой программы.
2. Разработка программ.
2.1. Отбор предложений для программной разработки и принятие решения о разработке целевой программы.
2.1.1. Инициаторами разработки целевых программ могут выступать органы местного самоуправления, муниципальные учреждения и организации города Пятигорска, а также юридические и физические лица (далее - инициатор).
Предложение о разработке целевой программы с изложением проблемы направляется инициатором по ведомственной принадлежности.
2.1.2. Ведомство:
рассматривает поступившие предложения, анализирует состояние проблемы, причины ее возникновения и возможные способы решения;
проводит предварительную оценку потребности в финансовых ресурсах, возможные источники их обеспечения (федеральный бюджет, краевой бюджет, местный бюджет, внебюджетные источники);
дает предварительную оценку социально-экономической эффективности предложенного варианта;
принимает решение о целесообразности разработки целевой программы;
при обоснованной необходимости привлечения сторонней организации для разработки целевой программы (далее - разработчик) определяет оценку возможного срока и стоимости работ, согласовывает с МУ "Финансовое управление администрации города Пятигорска" (далее - финансовое управление) возможность их финансирования.
Привлечение стороннего разработчика осуществляется муниципальным заказчиком на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для муниципальных нужд.
Финансовое управление дает заключение о возможности финансирования работ, проводимых сторонним разработчиком.
В случае несогласия с представленным предложением ведомство обязано дать инициатору обоснованное заключение о нецелесообразности разработки целевой программы.
При принятии положительного решения ведомство подготавливает предложения по решению данной проблемы программными методами и направляет их руководителю администрации города Пятигорска.
2.1.3. Руководитель администрации города Пятигорска на основе представленных предложений принимает решение о подготовке соответствующей целевой программы, определяет муниципального заказчика и путем издания соответствующего муниципального правового акта поручает разработать проект целевой программы.
2.2. Формирование проекта целевой программы.
2.2.1. Функции муниципального заказчика целевой программы могут возлагаться на администрацию города либо на ведомство.
2.2.2. Формирование целевой программы производится либо самостоятельно муниципальным заказчиком целевой программы, либо привлеченной организацией.
2.2.3. Проект целевой программы осуществляется разработчиком в виде единого документа, состоящего из разделов:
1. "Общий - паспорт целевой программы";
2. "Содержание проблемы, обоснование или основания для разработки целевой программы и необходимости ее решения программно-целевым методом";
3. "Цели, задачи, показатели целевой программы, сроки и этапы ее реализации";
4. "Перечень мероприятий целевой программы";
5. "Ресурсное обеспечение целевой программы (объемы и источники финансирования)";
6. "Механизм реализации целевой программы";
7. "Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации целевой программы".
2.2.4. Раздел 1 "Общий - паспорт целевой программы", проекта должен содержать следующие позиции:
наименование целевой программы;
основание для разработки целевой программы;
муниципальный заказчик целевой программы;
разработчики целевой программы;
исполнители целевой программы;
цели целевой программы;
задачи целевой программы;
целевые индикаторы и показатели целевой программы;
сроки и этапы реализации целевой программы;
перечень подпрограмм;
прогнозируемые объемы и источники финансирования целевой программы;
ожидаемые результаты реализации целевой программы и оценка эффективности ее реализации.
2.2.5. Раздел 2 "Содержание проблемы, обоснование или основания для разработки целевой программы и необходимости ее решения программно-целевым методом" проекта целевой программы должен отражать развернутое описание проблемы, включая анализ причин ее возникновения, прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения, а также описание основных рисков, связанных с реализацией целевой программы.
2.2.6. Раздел 3 "Цели, задачи, показатели целевой программы, сроки и этапы ее реализации" проекта целевой программы формируются на основе анализа проблем, направленных на их решение. Цели и задачи должны быть реально достижимыми, представлены в измеряемой форме, позволяющей осуществлять объективную оценку их достижения, проверяемыми (должна существовать возможность проверки достижения целей).
Сроки действия целевой программы должны соответствовать поставленным задачам.
Данный раздел также содержит описание этапов реализации целевой программы, с указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа реализации целевой программы.
2.2.7. Раздел 4 "Перечень мероприятий целевой программы" проекта целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предполагается реализовать. Мероприятия целевой программы должны быть конкретными, исключающими неясность толкования и направленными на получение конечного результата, подлежащего оценке, и соответствовать целям программы. Использование в описании мероприятий специальных терминов, не имеющих широкого распространения, не допускается. Мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам, с указанием исполнителей целевой программы.
2.2.8. Раздел 5 "Ресурсное обеспечение целевой программы (объемы и источники финансирования)" проекта целевой программы должен содержать обоснование источников и объемов финансового обеспечения целевой программы с разбивкой по годам.
Включение в проект целевой программы объемов финансирования мероприятий за счет федерального, краевого бюджетов и других источников должно быть подтверждено соглашениями о намерениях, договорами либо другими документами.
2.2.9. Раздел 6 "Механизм реализации целевой программы" отражает механизм управления реализацией целевой программы и отдельных ее мероприятий.
Управление целевой программой осуществляет муниципальный заказчик, который определяет исполнителей целевой программы, координирует исполнение программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, подготовку отчетов, контроль за ходом реализации мероприятий целевой программы и внесение предложений по корректировке целевой программы.
2.2.10. Раздел 7 "Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации целевой программы" проекта целевой программы должен содержать описание социальных, экологических и экономических последствий реализации целевой программы и показатели оценки ее эффективности. Ожидаемые результаты реализации целевой программы должны иметь количественную и качественную оценку.
Эффективность реализации целевой программы оценивается через экономические, экологические, социальные, научно-технические и другие показатели, отражающие ожидаемую полезность целевой программы.
Эффективность деятельности по реализации целевой программы определяется с помощью индикаторов.
Индикатор - это оценка, характеристика исследуемого объекта в течение времени. Она позволяет установить текущее положение (базу) и проследить число и/или процентное соотношение изменений.
Методика расчета индикаторов содержит наименование индикаторов, единицы измерения индикаторов, определение и значение базовых показателей, источники данных для расчета индикаторов. Значение индикатора должно быть определено в целевой программе как плановый показатель на весь период действия целевой программы в целом и на каждый год действия целевой программы в частности.
Целевые индикаторы для ведомственной целевой программы формируются в соответствии с показателями осуществления функций и достижения задач, стоящих перед исполнителями программы.
2.2.11. Показатели конечных результатов целевой программы - это последствия выполнения запланированных мероприятий, поставленных задач, свидетельствующие о достижении цели программы.
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы могут быть:
- прямые (непосредственные) результаты - объем общественных благ, услуг или работ, произведенных в результате реализации целевой программы;
- конечные социальные результаты - социально-экономический и/или экологический эффект от реализации целевой программы.
К проекту целевой программы должно быть приложено финансово-экономическое обоснование предполагаемых расходов на реализацию мероприятий.
2.2.12. Требования к содержанию подпрограмм аналогичны требованиям к содержанию целевой программы в целом.
2.3. Экспертиза и утверждение целевой программы.
2.3.1. Муниципальный заказчик целевой программы в срок до 1 июня текущего года представляет проект целевой программы на согласование и экспертизу в управление экономического развития администрации города Пятигорска и финансовое управление.
Проект целевой программы представляется в печатном виде, с приложением копии на электронных носителях.
2.3.2. Управление экономического развития администрации города Пятигорска в срок до 1 июля текущего года проводит экспертизу целевой программы по следующим направлениям:
- соответствие установленной структуре целевой программы;
- соответствие сроков и этапов реализации целевой программы поставленным задачам;
- обоснованность, комплексность и соответствие программных мероприятий поставленным целям;
- обоснованность потребности в ресурсах и структуры источников для достижения целей программы;
- эффективность механизма реализации, управления и контроля исполнения целевой программы;
- наличие методики оценки эффективности целевой программы и показателей эффективности отдельных этапов и мероприятий целевой программы.
На основании результатов проведенной экспертизы муниципальному заказчику выдается заключение.
2.3.3. Финансовое управление в срок до 1 июля текущего года проводит экспертизу и дает заключение муниципальному заказчику о соответствии проекта целевой программы бюджетному законодательству и возможности финансирования за счет средств муниципального бюджета.
См. Решение Думы города-курорта Пятигорска Ставропольского края от 19 февраля 2015 г. N 1-51 РД "Об утверждении положения о бюджетном процессе в городе-курорте Пятигорске"
2.3.4. По результатам проведенной экспертизы проекта целевой программы муниципальный заказчик в срок до 1 августа текущего года обеспечивает ее доработку в соответствии с полученными замечаниями и предложениями, после чего, направляет на повторную экспертизу.
В случае положительной оценки:
- краткосрочные муниципальные целевые и ведомственные целевые программы утверждаются решением Думы города Пятигорска. Проект решения Думы города Пятигорска вносит руководитель администрации.
- долгосрочные муниципальные целевые программы утверждаются постановлением администрации города Пятигорска. Проект постановления вносит муниципальный заказчик.
2.3.5. Копии утвержденных целевых программ представляются в управление экономического развития администрации города Пятигорска для включения в информационную базу и подготовки перечня действующих целевых программ города - курорта Пятигорска, предлагаемых к финансированию на следующий год.
2.4. Финансирование целевых программ.
2.4.1. Муниципальные заказчики целевых программ с учетом хода и оценки эффективности их реализации в текущем году уточняют объем средств, необходимых для финансирования целевых программ в очередном финансовом году и плановом периоде, и представляют не позднее 1 сентября текущего года в управление экономического развития администрации города Пятигорска предложения по финансированию целевых программ по форме, приведенной в Приложении к настоящему Порядку.
Управление экономического развития администрации города Пятигорска совместно с муниципальными заказчиками целевых программ обобщает полученные предложения по финансированию целевых программ и до 20 сентября текущего года направляет в финансовое управление предложения по финансированию.
Финансовое управление в сроки, установленные для формирования бюджета города на очередной финансовый год, но не позднее 1 октября текущего года, доводит до управления экономического развития администрации города Пятигорска общий предельный (прогнозный) объем средств бюджета города на финансирование целевых программ в очередном финансовом году.
Управление экономического развития администрации города Пятигорска совместно с муниципальным заказчиком на основании предельного (прогнозного) объема средств бюджета города на финансирование целевых программ в очередном финансовом году и по результатам оценки эффективности реализации целевых программ формирует перечень целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета города в очередном финансовом году, с указанием объемов финансирования целевых программ в разрезе муниципальных заказчиков целевых программ и направляют его не позднее 15 октября текущего года в финансовое управление для включения его в проект бюджета города на очередной финансовый год.
Муниципальные заказчики после заключения Управления экономического развития администрации города Пятигорска готовят проект целевых программ в новой редакции для утверждения.
Бюджетные ассигнования, направленные на реализацию целевых программ на очередной финансовый год, утверждаются решением Думы города Пятигорска.
2.4.2. При сокращении объемов бюджетного финансирования мероприятий по целевой программе, по сравнению с предусмотренными утвержденной целевой программой, муниципальный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных и иных источников для реализации мероприятий целевой программы в установленные сроки.
В случае отсутствия финансовых средств для дальнейшей реализации муниципальный заказчик вносит предложения о приостановке реализации целевой программы или прекращении ее действия.
3. Реализация целевой программы.
3.1. Управление реализацией целевой программы.
3.1.1. Управление реализацией целевой программы осуществляется муниципальным заказчиком программы.
3.1.2. Муниципальный заказчик целевой программы, с учетом ежегодно выделяемых на реализацию целевой программы финансовых средств, уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации целевой программы, состав исполнителей.
3.2. Корректировка целевой программы.
3.2.1. Корректировка действующей целевой программы, продление срока реализации целевой программы осуществляется в соответствии с подпунктами 2.2.3 - 2.2.12 настоящего Порядка.
3.2.2. При необходимости продления срока реализации целевой программы муниципальный заказчик целевой программы подготавливает обоснование продления срока реализации целевой программы, включающее данные о результатах ее реализации за отчетный период и подтверждение актуальности нерешенных проблем.
Срок реализации целевой программы может продлеваться не более чем на один год.
3.3. Контроль за ходом выполнения целевой программы.
3.3.1. Муниципальный заказчик осуществляет непосредственный контроль за реализацией целевой программы, несет ответственность за ее эффективность и результативность.
3.3.2. Исполнители мероприятий целевой программы (главные распорядители бюджетных средств) несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных им бюджетных средств.
Об ответственности за нецелевое использование бюджетных средств см. статью 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, статью 15.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статью 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
3.3.3. Администрация города Пятигорска при необходимости организует экспертные проверки хода реализации отдельных целевых программ.
При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, целевое и эффективное использование средств бюджета города-курорта Пятигорска, выделяемых на их реализацию, меры, принимаемые заказчиком целевой программы по привлечению средств внебюджетных источников, достигнутые результаты реализации целевой программы.
3.3.4. В целях обеспечения процесса мониторинга и анализа выполнения целевых программ муниципальный заказчик целевой программы представляет в управление экономического развития администрации города Пятигорска отчет о ходе финансирования и выполнения целевой программы:
- поквартально - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным;
- за год - не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
Отчет должен содержать:
- сведения о результатах реализации целевых программ за отчетный период;
- данные о целевом использовании и объемах бюджетных средств и внебюджетных источников;
- сведения о финансовом обеспечении целевой программы по структуре источников;
- сведения о соответствии фактических показателей реализации целевых программ показателям, установленным при утверждении целевых программ;
- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
- оценку эффективности результатов реализации целевых программ, проведенную в порядке, установленном в Приложении N 2 к настоящему постановлению (ежегодно за отчетный год и за весь период реализации целевой программы);
- другую статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации городских целевых программ, необходимую для выполнения управлением функций, возложенных на него настоящим положением.
Отчеты представляются в печатном виде с приложением копии на электронном носителе.
Управляющий делами Администрации города Пятигорска |
В.А. Веретенников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.