Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к решению Думы города Пятигорска
от 29 декабря 2009 г. N 133-49 ГД
4. Система программных мероприятий
I. Раздел "Развитие санаторно-курортного и туристического комплекса"
Основной целью данного раздела является формирование условий для устойчивого развития санаторно-курортного и туристического комплекса города, совершенствование курортного и туристического продукта, повышение его конкурентоспособности как на внутреннем, так и на международном рынках, что в дальнейшем создаст условия для превращения города Пятигорска в высокодоходный санаторно-курортный и туристический центр.
Для достижения основной цели выстроены основные направления развития санаторно-курортного комплекса, исходя из анализа следующих факторов:
- особенностей рекреационных ресурсов города Пятигорска;
- современного состояния санаторно-курортного и туристического комплекса города;
- тенденций развития комплекса в сложившихся экономических и политических условиях, возможностей их регулирования.
Следует учесть, что развитие санаторно-курортного и туристического комплекса не может осуществляться обособленно, в отрыве от развития инфраструктуры города. Данный раздел представлен в виде основных направлений развития санаторно-курортного и туристического комплекса города с перечнем отдельных подпрограмм и инвестиционных проектов, как существующих в настоящее время, так и проектируемых, требующих в дальнейшем детальной проработки.
Перечень инвестиционных проектов, включенных в раздел, не является исчерпывающим и будет обновляться по мере реализации имеющихся и подготовки новых в соответствии с основными направлениями развития комплекса.
В ближайшие 10 лет наиболее перспективными будут инвестиции в строительство и реконструкцию санаторных и реабилитационных центров, реконструкцию существующих средств размещения; индустрию отдыха и развлечений.
Генеральным направлением развития средств размещения должна стать реконструкция существующего фонда (с незначительным увеличением коечной емкости) и доведение его уровня до среднеевропейского.
Финансирование нового строительства и реконструкция действующих средств размещения должны вестись частными и корпоративными инвесторами при наличии развитой общекурортной инфраструктуры, включая индустрию отдыха и развлечений.
В данном разделе представлены некоторые проекты реконструкции и строительства объектов санаторно-курортного и туристического комплекса.
Совершенствование медицинской базы курорта
Санаторно-курортный комплекс города состоит из 20 санаториев, причем все эти организации имеют различную организационно-правовую форму от обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ различного типа до предприятий и учреждений различных министерств и ведомств.
Лечебная база санаториев города - одна из самых развитых и оснащенных в Российской Федерации. За 200 с лишним лет на Пятигорском курорте накоплен огромный опыт лечения различных заболеваний. Во многом этому способствовали научные разработки Пятигорского НИИ курортологии.
Наряду с использованием природных лечебных факторов здесь широко применяются аппаратная физиотерапия, диетотерапия, лечебная физкультура, все виды гидропатии, различные виды массажа, нетрадиционные методы лечения и т.п.
На основе сочетания уникальных природных лечебных факторов, традиционного санаторно-курортного лечения, новейших методических разработок и использования современной медицинской техники высокопрофессиональными специалистами-курортологами созданы высокоэффективные, не имеющие аналогов в мире комплексные методы оздоровления и реабилитации.
В связи с этим перед санаторно-курортным комплексом города стоит задача создать такой курортный продукт, который отвечал бы запросам основных слоев населения, имел уникальные, неповторимые особенности, не присущие другим курортным местностям и лечебным центрам и, кроме того, был достаточно доступным для потенциального потребителя.
Отсюда вытекают следующие направления деятельности: повышение эффективности использования природных лечебных ресурсов, расширение специализации курорта, разработка и внедрение новых форм лечебного продукта.
Повышение эффективности использования
гидроминеральных ресурсов
Современная гидроминеральная база Пятигорского курорта представлена 4 типами минеральных вод.
В непосредственной близости от города расположено уникальное Тамбуканское озеро, из которого добывают уникальную иловую сульфидную грязь. Запасы тамбуканской грязи превышают 1,5 млн. тонн. Этих запасов при максимальном использовании должно хватить более чем на 400 лет.
Изменение экономической системы России повлекло за собой резкую перестройку курортной сферы, сопровождавшуюся значительным спадом спроса и производства курортных услуг. Количество отдыхающих только на курорте Пятигорск сократилось с 250 тысяч человек в 1980 году до 140 тысяч человек в 2005 г. Соответственно сократился и объем лечебных процедур, особенно - с использованием природных минеральных ресурсов.
Изменение схемы финансирования организаций курортного комплекса при таком резком снижении объема оказываемых услуг не только исключило возможность дальнейшего развития, но и привело к значительному ухудшению состояния материально-технической базы. На сегодняшний день состояние скважин и большинства участков минералопроводов оценивается как неудовлетворительное, износ составляет до 80 процентов. Практически все эти сооружения нуждаются в модернизации или полной замене.
Все это отнюдь не удешевляет эксплуатацию месторождений, поэтому цены на процедуры с использованием минеральных вод и лечебных грязей не только не снижаются, но и постоянно растут.
Для дальнейшего развития именно курорта Пятигорска необходимо создавать новые подходы к лечению природными факторами, разрабатывать новые медицинские технологии и современные методы и методики лечения, более активно внедрять их в практику лечения. Кроме того, необходимо разработать и внести на рассмотрение законодательных органов ряд поправок в нормативно-правовые акты, усилить роль государства в вопросах добычи гидроминеральных ресурсов и отпуска их лечебным организациям курорта. Разработать и внедрить в практику всех курортных организаций государственные стандарты курортного печения.
Расширение специализации курорта
Пятигорск как курорт сложился исторически благодаря открытию именно здесь разнообразных источников минеральной воды. Многолетние научно-исследовательские работы ученых Пятигорского НИИ курортологии определили эффективность этой минеральной воды при лечении определенного ряда заболеваний. Таким образом, сформировались основные лечебные профили курорта Пятигорска: лечение болезней сердечно-сосудистой системы, центральной и периферической нервной системы, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, гинекологических, дерматологических.
Благодаря применению новых лечебных факторов, внедрению новых высоких технологий лечения различных болезней профиль курорта значительно расширился. Сейчас Пятигорск - курорт многопрофильный. В последние годы лечебная специализация санаториев значительно расширилась, теперь здесь предлагают лечение заболеваний органов дыхания, эндокринной системы (в частности, щитовидной железы), урологических заболеваний, профессиональных болезней, реабилитацию граждан из зон радиоактивного загрязнения, иммуноаллергических заболеваний и др.
Развитие новых форм лечебного курортного продукта
Курортный лечебный продукт сам по себе достаточно инертен, мало поддается кардинальным преобразованиям. Это связано с необходимостью адаптации гостей курорта в данной лечебной местности, необходимостью приема определенного количества процедур для достижения положительного эффекта и т.д.
С изменением экономической ситуации, с целью улучшения качества медицинского обслуживания, расширения спектра предоставляемых услуг в плане диагностического обследования, лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий в городе сформирована сеть специализированных центров по другим лечебным направлениям на базе санаторно-курортных учреждений. Это центры: иммуноаллергический, эндокринологический, центр уронефрологии, эндоэкологические центры и другие.
Наиболее перспективными здесь видятся два направления развития лечебной базы комплекса, причем оба поддерживаются федеральными структурами.
1. При поддержке (в том числе и финансовой) Минздравсоцразвития, которое с недавнего времени является официальным куратором санаторно-курортной медицины, реализуется программа организации в санаториях страны реабилитационных специализированных отделений и центров. Их задача - долечивание после стационара в специализированных санаториях (отделениях) больных после острого инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения и оперативного лечения некоторых заболеваний сердца, сосудов и органов пищеварения; реабилитация лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе и радиационных катастроф и т.д. Однако этим возможности курорта не ограничиваются. В ведущих санаториях курорта разработан новый курортный продукт - специализированные лечебно-оздоровительные и диагностические программы.
Открыты специализированные отделения и кабинеты: мониторной очистки кишечника, апитерапии, гирудотерапии, рефлексотерапии, психотерапии и релаксации, мануальной терапии, озонотерапии, косметологические, отоларингологические, стоматологические; фитнесс-центры и тренажерные залы.
Основной задачей здесь видится создание высокооснащенных диагностических и лечебных центров, формирование нового лечебного курортного продукта, отвечающего требованиям мировых стандартов, сохраняя уникальность имеющегося опыта организации санаторно-курортного лечения в России, который в 46 странах мира взят за образец. Создание такого продукта практически невозможно без проведения большого объема научно-исследовательских работ.
2. Во многих санаториях города разработаны специализированные лечебно-оздоровительные и диагностические программы.
Программу эндоэкологической реабилитации (очистка организма на клеточном уровне) предложат вам в санатории "Руно". Программы озонотерапии и лечения целлюлита успешно работают в санатории "Дон".
Таким образом, назрела необходимость разработки детальной программы развития лечебной базы курорта в увязке с генеральным планом развития города, делением города на зоны санитарной и горно-санитарной охраны, детальной проработки вопросов рационального использования гидроминеральной базы курорта с определением потребности в их добыче. Определения потребности в количестве их или иных диагностических и лечебных центров на ближайшую и отдаленную перспективу и т.д.
Развитие туристического комплекса
Для создания условий роста туризма необходимо развивать туристскую инфраструктуру. Это гостиничный фонд или иные средства размещения, специализированный транспорт, система ориентирования в исторической части города, объекты общественного питания, бизнес-центры, центры досуга и развлечений, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, сферы услуг гидов-переводчиков. В то же время для развития туристской инфраструктуры обязательно сохранение уникальных природно-ландшафтных и историко-архитектурных памятников и создание на их базе новых историко-художественных программ и туристских маршрутов.
Туристический комплекс города представлен более чем 40 туристическими компаниями, а также 30 высшими и среднеспециальными учебными заведениями, которые являются объектами образовательного туризма, 10 гостиницами и большим количеством развлекательных учреждений, спортивных клубов и фитнесс-центров.
В настоящее время инфраструктура является одним из самых сдерживающих факторов не только для привлечения иностранных туристов в регион, но и для обеспечения комфортного отдыха жителей края.
Одним из основных вопросов является реконструкция существующих и создание новых экскурсионных объектов показа и рекреационных зон, приведение существующих объектов в надлежащее состояние с целью повышения привлекательности для туристов.
Стимулирование спроса на курортный и туристический
продукт города Пятигорска
Рекламу следует рассматривать не как систему саму по себе, а как часть коммуникативной подсистемы в общей системе маркетинга. Это является крайне важным для достижения основной цели маркетинговой концепции курортных и туристических центров - постоянного увеличения числа туристов, и благодаря этому получению максимальной прибыли организаций города, учитывая при этом удовлетворение интересов отдыхающих.
Основная задача рекламной кампании - улучшение имиджа, повышение престижа и курортной привлекательности, достоверная информация о возможностях города Пятигорска.
В рекламной деятельности в настоящее время активно используются следующие направления: прямая реклама и продвижение продаж.
Рекламные мероприятия
Прямая имиджевая реклама в печатных и электронных средствах массовой информации.
Средства массовой информации являются наиболее популярным и распространенным рекламным носителем. При организации работ по подготовке и проведению рекламной кампании предпочтение (и, следовательно, большая часть бюджета рекламной кампании) направляется именно СМИ как основному средству рекламы. В качестве основных СМИ выбираются: ТВ, радио и центральная пресса.
В рекламе Пятигорска широко используются такие средства массовой информации, как центральные, наиболее популярные радиостанции, некоторые каналы центрального телевидения, популярные и специализированные газеты и журналы, рекламные щиты. К сожалению, из-за недостатка финансовых средств пока недостаточно широко используются самые популярные каналы центрального телевидения.
Другим из наиболее существенных и важных средств рекламы при популяризации того или иного товара или вида услуг является рекламная полиграфическая продукция (издание каталогов, путеводителей, открыток).
Продвижение продаж
Рекламные мероприятия, проводимые администрацией, обязательно сопровождаются поддержкой продаж, а это:
- участие в специализированных крупнейших профильных международных и региональных выставках;
- создание рекламных роликов, фильмов (документальных, художественных, сериалов) в которых бы Пятигорск был представлен как престижный и комфортабельный курорт;
- отдельной задачей является создание и информационная поддержка сайта в сети Интернет, который носил бы не только информационный характер (первоначально), но предоставлял возможность для посетителей заказать путевку в любой комплекс (как программа-максимум).
Необходимо не только искать новые эффективные направления, но и увеличивать массированность рекламы, продвигать ее в регионы, особенно в высокобюджетные, увеличивать рекламный бюджет.
При этом необходимо, чтобы все мероприятия создавали узнаваемый зрительный и звуковой образ города на базе единого стиля, единой рекламной идеи и единой словесной формулы, единого логотипа.
Планируется издание рекламно-информационных материалов о возможностях туризма в городе Пятигорске, представление их на выставках-ярмарках курортного продукта. В несколько отдаленной перспективе планируется проведение соответствующих информационно-рекламных туров.
Активизация продвижения продаж
В городе интенсивно используются традиционные направления рекламы и продаж. Однако изменения в экономической, социальной и технической сферах в последние годы, требуют освоения новых технологий, в первую очередь - более широкое использование интернет-маркетинга, включая интернет-рекламу и интернет-продажи;
Объемный масштаб проблем имеет общегосударственное значение и обуславливает необходимость объединения усилий администрации города, организаций санаторно-курортного комплекса, краевых и федеральных органов власти.
В целом реализация проектов по данному разделу позволит расширить спектр и улучшить качество санаторно-курортных услуг, привлечет дополнительное количество отдыхающих.
Перечень мероприятий раздела, их содержание, сроки реализации и источники финансирования приведены в приложениях к Программе N 1, 2.
II. Раздел "Развитие транспортной системы города"
В целях обеспечения безопасности и качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом в программе предусмотрено приобретение нового подвижного состава.
В области автодорожного хозяйства важнейшими задачами являются обеспечение увеличивающегося пассажиропотока, связанного с развитием курорта, повышение безопасности дорожного движения и улучшение транспортно-эксплуатационного состояния дорог.
Улучшение состояния автодорог, а также развитие новых видов обслуживания автомобильным транспортом позволит сделать доступными многие достопримечательности нашего города, будет содействовать развитию экскурсионной и туристической привлекательности курорта.
В целях поддержания необходимого качественного транспортного обслуживания населения и гостей курорта требуется регулярное обновление подвижного состава современной техникой для содержания и обслуживания транспортных средств.
Перечень мероприятий и инвестиционных проектов по разделу "Развитие транспортной системы города", их содержание, сроки реализации и источники финансирования приведены в приложениях к Программе N 1, 2.
В целом реализация мероприятий по развитию транспортной системы города позволит улучшить качество пассажирских перевозок, увеличить спектр оказываемых услуг.
III. Раздел "Промышленность и малый бизнес"
3.1. Промышленность
Комплекс программных мероприятий в промышленности направлен на усиление позиций пятигорских товаропроизводителей на рынках товаров и услуг за счет повышения конкурентоспособности продукции, снижения издержек производства, устранения диспропорций между отраслями, замещения импорта, совершенствования структуры промышленности, защиты интересов товаропроизводителей, сокращения ввоза промышленной продукции из других регионов России на основе максимального использования имеющейся сырьевой базы и загрузки действующих мощностей.
Реализация ряда проектов позволит предприятиям обрабатывающих производств достигнуть определенных целей в их развитии и привлечь дополнительные поступления в бюджеты всех уровней.
3.2. Малое предпринимательство (малый бизнес)
В соответствии с целями, задачами и приоритетами перспективного развития потребительского рынка и услуг необходимо предусмотреть выполнение заданий по трем взаимосвязанным направлениям.
Первое направление ориентируется на обеспечение доступности потребительского рынка и услуг в цивилизованных формах его организации для абсолютного большинства населения.
Второе направление предусматривает реализацию градостроительной, технической и инвестиционной политики в отрасли путем нового строительства, а также реконструкции и модернизации объектов малого предпринимательства.
Третье направление включает задания по развитию науки и технологии, подготовке кадров и повышению их квалификации, организации правового регулирования, координации и контроля в сфере промышленного производства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
В системе мер по формированию динамичной и эффективной сферы малого бизнеса - создание условий для максимальной легализации деятельности субъектов малого предпринимательства, стимулирование предпринимательства в инновационной сфере деятельности; совершенствование информационного, образовательного, консультативного, правового обеспечения предпринимательства, основанных на оптимальном сочетании средств государственной поддержки с собственными накоплениями предпринимателей при реализации ими инвестиционных проектов; укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.
Основным инструментом реализации государственной политики в сфере развития малого предпринимательства являются программы "Развитие малого и среднего бизнеса", включающие комплексный план действий по совершенствованию нормативной правовой базы, оказанию финансовой и имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и совершенствованию кредитно-финансовых механизмов.
Стимулирующим фактором для развития малого предпринимательства является существенное увеличение объемов государственной поддержки на субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам. Это позволяет предпринимателям привлекать кредитные ресурсы для расширения бизнеса и упрочения позиций на рынке. Важными элементами поддержки малого предпринимательства являются развитие финансового лизинга, а также вовлечение предпринимателей города в реализацию краевых и российских программ малого бизнеса.
Усиливается правовое обеспечение развития малого предпринимательства путем формирования пакета соответствующих нормативных правовых актов преимущественно прямого действия.
В результате выполнения программных мероприятий роль малого бизнеса в экономике города существенно возрастет: доля выпуска товаров и услуг малых предприятий города увеличится до 30%, количество субъектов малого предпринимательства возрастет с 1,8 до 3,2 тысячи, работающих в них с 14,7 до 35,8 тысячи человек (в 2,4 раза).
Перечень мероприятий раздела, их содержание, сроки реализации и источники финансирования приведены в приложениях N 1, 2.
В целом реализация мероприятий данного раздела позволит создать новые рабочие места и увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
IV. Раздел "Развитие секторов потребительского рынка и услуг"
Для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах необходимо совершенствование и внедрение новых высокотехнологичных форм торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; развитие сети предприятий потребительского рынка и услуг, их реконструкция и модернизация с учетом пропорционального развития всех элементов инфраструктуры потребительского рынка по всей территории городского округа.
В современных условиях развитие потребительского рынка требует улучшения торгового обслуживания населения и расширения спектра услуг на основе организации торговли по образцам, предварительным заказам с доставкой на дом, развития электронной торговли, а также дальнейшее развитие сети обслуживания льготных категорий населения: магазинов-дискаунтеров, предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, студентов, школьников и учащихся колледжей, детей в дошкольных учреждениях, предприятий бытового обслуживания, оказывающих социально значимые виды услуг.
Развитие фирменной торговли местных товаропроизводителей.
С целью создания благоприятных условий населению и ликвидации стихийной торговли на территории города необходима оптимизация размещения объектов нестационарной мелкорозничной торговли путем разработки и соблюдения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа. Приведение деятельности розничных рынков края в соответствие требованиям законодательства, расширение возможности для реализации производителями (крестьянско-фермерскими хозяйствами, личными подсобными хозяйствами граждан) излишков сельскохозяйственной продукции путем увеличения количества предназначенных для этого торговых мест на универсальных рынках.
Развитие цивилизованного, конкурентного оптового рынка с ростом числа крупных оптовых структур, выступающих организаторами оптового оборота; привлечение владельцев и операторов мелкооптовых рынков к созданию современных объектов оптовой и оптово-розничной торговли в качестве инвесторов; оптимизация товаропроводящей системы, уменьшение доли посредников на оптовом рынке.
Дальнейшее развитие системы общественного питания города предполагает: развитие и совершенствование инфраструктуры и организации общественного питания и в особенности организации питания учащихся образовательных учреждений; ориентацию системы общественного питания на потребности курортников; удовлетворение спроса потребителей в предприятиях питания низкого и среднего ценовых сегментов; развитие сети диетического и лечебного питания.
Кроме того, требуется развитие и совершенствование инфраструктуры и организации бытового обслуживания населения, комплексного развития бытовых услуг на всей территории городского округа, повышение уровня обеспеченности бытовыми услугами различных социальных групп населения.
В результате выполнения программных мероприятий товарооборот возрастет на 63,4 процента.
V. Раздел "Жилищно-коммунальное хозяйство"
5.1. Инженерная инфраструктура
Одним из ключевых условий развития курортно-рекреационного комплекса и сохранения экологического баланса региона является эффективное функционирование инженерной инфраструктуры города, включая системы водоснабжения, канализования и водоотведения, теплоснабжения, электро- и газоснабжения, санитарной очистки и др. Учитывая общие высокие требования к состоянию систем жизнеобеспечения городов-курортов, намеченная Программа потребует серьезного улучшения дел в области восстановления, реконструкции и модернизации инженерной инфраструктуры города. Инженерная инфраструктура Пятигорска в период с 2007-2010 г.г. должна развиваться ускоренными темпами исходя из потребностей курортно-рекреационного хозяйства города с тем, чтобы полностью обеспечить нормальное функционирование нашего курорта.
Решение этих вопросов возможно прежде всего за счет перестройки инвестиционной и структурной политики, то есть изменения структуры капитальных вложений, направления их преимущественно на развитие городских инженерных сооружений и коммуникаций, решение проблемы утилизации твердых бытовых отходов и санитарной очистке города.
Важное место в развитии данного направления должны занять реконструкция и расширение системы водоснабжения города.
Кроме того, немаловажной проблемой является обеспечение жильем и улучшение жилищных условий отдельных групп населения. Ее решение поможет создать сотни новых рабочих мест, в том числе в малом бизнесе, расширить стимул для трудовой деятельности для формирования достойных условий жизни, благоприятной социально-психологической среды.
5.1.1. Водоснабжение города
Данный раздел разработан в соответствии с концепцией ФЦП "Обеспечение России питьевой водой" и предусматривает поэтапное комплексное решение проблемы водоснабжения Пятигорска.
Обеспечение населения города Пятигорска, его санаторно-курортных учреждений, предприятий местной промышленности водой является одной из приоритетных задач, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности, повышения уровня жизни населения.
В разделе предусматривается модернизация объектов коммунальной инфраструктуры микрорайона Западный.
Итогом реализации раздела станет улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества, в достаточном количестве и улучшения на этой основе состояния здоровья населения, восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения.
5.1.2. Теплоснабжение города
Доля жилого фонда обеспеченного теплоснабжением составляет 97,1 процента. Для решения вопроса с целью исключения потерь тепла на трассе и снижения затрат на получение услуг по теплоснабжению, а также обеспечения бесперебойного подогрева и подачи воды и возможности регулирования температуры Программой предусматривается установка мини-котельных, которые значительно повысят энергоэффективность теплоснабжения.
5.1.3. Санитарная очистка
В прогнозном периоде 2007-2010 гг. намечаются кардинальные изменения в организации санитарной очистки города Пятигорска. Разрабатывается схема сбора, транспортировки и утилизации отходов.
С целью снижения бюджетных расходов и повышения качества работ и услуг по санитарной очистке города Программой предусматривается приобретение эффективной специализированной техники.
Предполагается завершение рекультивации городской свалки и в дальнейшем организация нового полигона по сортировке и захоронению твердых бытовых отходов.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность защиты окружающей среды от загрязнения.
5.2. Озеленение и благоустройство
В городе назрел вопрос реконструкции уличных посадок - формирование крон деревьев, замена старовозрастных посадок на более декоративные разновидности зеленых насаждений. Реконструкции подлежат не только посадки деревьев и кустарников, но и газоны, цветники, существующие фонтаны и бассейны, памятники природы. Парковые территории должны быть благоустроены и оборудованы малыми формами архитектуры, лестницами, беседками, светильниками. На территории лесопарков могут быть созданы уголки редких и исчезающих видов растений, занесенных в Красную книгу Ставропольского края. В данной работе будет использована квалифицированная помощь и ресурсная база Пятигорской эколого-ботанической станции Института ботаники Российской академии наук.
Для обеспечения цивилизованного уровня инженерного обеспечения курорта, улучшения экологической обстановки, предотвращения загрязнения окружающей среды, сохранения существующего зеленого фонда города, реконструкции и обновления наряда улиц, парков, скверов, улучшения эстетического облика города предполагается осуществить комплекс мер по модернизации и развитию инженерных сооружений города и реконструкции и реставрации городских зеленых насаждений.
Перечень конкретных проектов и объемы их финансирования приведены в приложениях N 1, 2.
Реализация программных мероприятий позволит улучшить состояние инженерной инфраструктуры и санитарного состояния города.
VI. Раздел "Охрана окружающей среды"
Осуществление данного комплекса мер должно явиться основой для создания соответствующего экономического механизма управления окружающей средой в городе-курорте Пятигорске.
При этом экономический механизм является наиболее действенной частью системы управления окружающей средой. Он призван обеспечить экономное расходование и рациональное использование природных ресурсов, сохранение и воспроизводство нормального качества окружающей среды.
Формирование экономического механизма должно проходить по следующим направлениям:
- установление системы экологических ограничений;
- усиление экономической ответственности за нарушение экологических ограничений и нормативов;
- совершенствование системы платежей за природопользование.
Реализация раздела позволит улучшить экологическую обстановку в регионе.
VII. Раздел "Социальная сфера"
7.1. Образование
В разделе "Образование" планируется расширение и реконструкция сети образовательных учреждений города.
Главной целью раздела является развитие образования города Пятигорска в интересах формирования гармонично-развитой, социально-активной, творческой, здоровой личности.
Ожидаемыми результатами реализации раздела являются сохранение и развитие системы образования города в интересах личности общества и государства, повышение качества образовательных услуг в соответствии с современными требованиями, развитие учебной материально-технической базы образовательных учреждений, улучшение условий обучения.
7.2. Здравоохранение
В области здравоохранения предусмотрена реконструкция ряда зданий муниципальных учреждений здравоохранения, а также замена устаревшего медицинского оборудования.
В результате выполнения программных мероприятий будут созданы условия для повышения качества медицинского обслуживания населения города и приезжающих на отдых.
Сфера здравоохранения характеризуется значительными материальными затратами, потребность в которых в силу объективных причин не ограничена. Учитывая ограниченные возможности бюджетного финансирования, первоочередной задачей на предстоящий период остается сохранение условий, обеспечивающих объем и качество оказания медицинской помощи населению на необходимом уровне, удовлетворение потребностей населения в жизненно важных лекарственных средствах, а также сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Одной из важнейших задач является реализация положений национального проекта "Здоровье". Бесплатная медицинская помощь в рамках указанной программы оказывается учреждениями независимо от формы собственности, но в основном учреждениями муниципальной собственности в соответствии с протоколом лечения.
Важнейшей задачей остается повышение эффективности использования финансовых средств, поступающих в систему здравоохранения на муниципальном уровне, и усиление контроля за их расходованием.
Приоритетным направлением при этом останется развитие амбулаторно-поликлинической помощи, увеличение объемов медицинской помощи, оказываемой в дневных стационарах, и развитие ресурсосберегающих технологий.
7.3. Культура и спорт
Важнейшей задачей отрасли остается сохранение и развитие культурно-исторического наследия города.
Программа предусматривает реставрацию и реконструкцию лермонтовских мест, других объектов культурного наследия, а также техперевооружение отрасли и развитие материальной базы.
Продолжится работа по сохранению и использованию культурного наследия в музеях города.
В области физкультуры и спорта планируется укрепление материальной базы отрасли, особое внимание уделяется развитию футбола и волейбола.
Расширение сети учреждений культуры, физкультуры и спорта позволит создать условия для формирования здорового образа жизни, особенно среди молодежи, и повышения культурного уровня населения.
7.4. Молодежная политика
На современном этапе развития общества проведение комплекса мер реализации молодежной политики города Пятигорска является одним из важнейших направлений политики государства.
Необходимость обращения внимания к проблемам молодежи обусловлена отсутствием каких-либо социальных гарантий и прав, а также определенного положения в структуре общества.
В период становления молодого человека и осознание его как полноправного гражданина со стороны ему не оказывается необходимой помощи для его самореализации, что может повести за собой как дезориентированность, так и агрессию, и как следствие его антисоциальность больших групп.
Для создания необходимых условий полноценного осуществления молодежной политики необходимо сконцентрировать внимание на реализации молодежных программ.
Эффективность реализации подраздела оценивается по показателям, характеризующим степень социальной защищенности молодежи, количеством привлекаемых к общественной жизни города и уровня достигаемых результатов каждого участника лично.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит качественно повысить уровень работы по направлению молодежной политики как приоритетного, а также создать единое мнение населения о необходимости социального ориентирования и действенной помощи молодым людям, что эффективно скажется на развитии города Пятигорска.
7.5. Жилищное строительство
Улучшение жилищных условий было и остается одной из самых приоритетных потребностей населения города Пятигорска. Сегодня большинство населения города более 60 процентов домохозяйств не удовлетворены своими жилищными условиями.
Важная сторона жилищной проблемы - социальное неравенство. Высокий уровень социального расслоения негативно воспринимается обществом. При этом неравенство жилищных условий зачастую еще более значимо, чем неравенство денежных доходов. Хотя реальные доходы населения ежегодно растут (в 2004 году они выросли на 5,3 процента по сравнению с 2003 годом, а в 2005 году их рост составил 5,5 процента по сравнению с 2004 годом), приобретение и строительство нового жилья остается прерогативой групп населения с высокими доходами. Граждане со средним достатком не могут преодолеть "порог" решения жилищной проблемы, не имея возможности постепенно, по мере роста доходов вкладывать средства в улучшение жилищных условий.
Общая потребность населения города в жилье составляет 950 тыс. кв. м. Удовлетворение этой потребности требует увеличения жилищного фонда на 25,4 процента. Потенциально могут приобрести жилье за счет собственных или заемных средств не более 15 процентов домохозяйств.
Собственный дом, собственное благоустроенное качественное жилье важны не только как условия жизнедеятельности, но и как условия позитивного мироощущения людей. В настоящее время в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья через повышение платежеспособности спроса населения на жилье с помощью развития жилищного кредитования и частичной государственной поддержки.
Для реализации Программы развития жилищного строительства необходимо:
- повышение качества градостроительного планирования, обеспечение опережающей разработки градостроительной концепции города (градостроительного зонирования), территориальных комплексных схем градостроительного планирования, схем и проектов развития инженерной и транспортной инфраструктуры, концепции комплексного развития отдельных районов города, включая инженерное обеспечение с разработкой проектов детальных планировок (проектов реконструкций);
- привлечение средств на строительство жилья из внебюджетных источников с использованием различных организационно-финансовых схем;
- развитие различных организационно-финансовых механизмов вовлечения средств граждан в решение проблемы улучшения жилищных условий, в том числе развитие механизмов ипотечного жилищного кредитования;
- повышение эффективности функционирования строительной индустрии за счет технологической модернизации, внедрения новых технологий, материалов и конструкций, а также механизмов управления строительным комплексом, с применением различных финансовых механизмов (лизинг, субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам и т.п.).
Наиболее уязвимыми и нуждающимися в улучшении жилищных условий являются молодые семьи.
Во-первых, молодые семьи нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку не располагают накоплениями и имеют текущие доходы ниже, чем у других групп населения. В тоже время молодые семьи характеризуются высокой степенью своих доходов в будущем, то есть являются потенциально больше заемщиками, чем другие возрастные группы населения. Во-вторых, они выполняют репродуктивную функцию, реализация которой в значительной степени предопределяется условиями проживания этой категории граждан и улучшения жилищных условий. В-третьих, молодежь является наиболее подвижной группой населения, которая при соответствующем стимулировании и поддержке склонна к трудовой миграции в поисках жилья и работы.
Таким образом, поддержка молодых семей при улучшении жилищных условий должна более полно соответствовать материальным возможностям, стимулировать воспроизводство населения и текущую миграцию исходя из интересов города Пятигорска.
Использование механизмов оказания поддержки молодым семьям в обеспечении жильем позволит улучшить жилищные условия, повысить уровень жилищной обеспеченности молодых семей, создать предпосылки для дальнейшего развития жилищного строительства, закрепить положительные тенденции в изменении демографической ситуации, сформировать экономически активный слой населения.
Перечень мероприятий раздела, их содержание, сроки реализации и источники финансирования приведены в приложениях N 1, 2 к Программе.
Социальным результатом реализации разделов программы в целом станет улучшение обеспеченности населения города услугами социального комплекса. Укрепится материальная база учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты населения, будут созданы условия для повышения качества и доступности социальных услуг взрослому и детскому населению города.
VIII. Раздел "Градостроительная деятельность"
Земельно-имущественные отношения в нашей стране регулируются тремя основными законами: Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ.
Основу этих отношений составляют градостроительные регламенты, определенные градостроительным зонированием территорий поселений в соответствии с генеральными планами их развития.
В настоящее время в городе Пятигорске стоит проблема создания инструментов управления территориально-пространственным развитием города. Введение плюрализма прав на землю радикальным образом изменяет механизмы градостроительного развития и градостроительного регулирования.
Город представляет собой жесткую ячеистую структуру, каждая ячейка которой - отдельное имущество, обособленное границами собственного земельного участка. Планировочные характеристики каждого земельного участка составляют основу эффективности использования недвижимого имущества.
Активизация процессов на рынке недвижимости и недостаточность правового обеспечения регулирования градостроительных и имущественных отношений, а также практическое отсутствие современной градостроительной документации, обуславливает необходимость создания в городе новых эффективных методов управления его развитием. Данную роль - создание комплексной системы учета, хранения, мониторинга и предоставления информации по объектам недвижимости в городе должен выполнить Градостроительный кадастр.
Одна из важнейших проблем сегодняшнего дня заключается в том, что в городе нет комплексной информации:
об экологическом, инженерно-геологическом, сейсмическом, гидрологическом состоянии городских и сельских территорий;
об объектах инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.
С целью определения функционального назначения территориального планирования исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в рамках Программы будет разработан Генеральный план развития города Пятигорска.
Перечень мероприятий раздела, их содержание, сроки реализации и источники финансирования приведены в приложениях N 1, 2 к Программе.
IX. Ресурсное обеспечение программы
(объемы и источники финансирования)
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий и инвестиционных проектов оценивается в размере 3878,1 млн. рублей. Она определена на основе данных проектно-сметной документации, технико-экономических обоснований, бизнес-планов, проектов, утвержденных городских целевых программ. Расчет затрат на проведение мероприятий и проектов приведен в ценах, действующих в текущем году на реализацию Программы по источникам финансирования (приложение N 4).
Предполагается участие федерального бюджета в инвестировании программных мероприятий в объеме 858,9 млн. рублей, или 22,1 процента их общей стоимости, из них большая часть будет направлена на жилищное строительство и развитие коммунального хозяйства - 378,8 млн. рублей (44,1 процента от общего объема федеральных средств).
Финансирование Программы из федерального бюджета будет корректироваться ежегодно в соответствии с уточненными объемами финансирования по каждому проекту Программы. Государственный заказчик при подготовке бюджетных заявок на очередной финансовый год уточняет объемы финансирования по каждому проекту Программы.
Затраты краевого бюджета на реализацию Программы составят 375,0 млн. рублей или 9,7 процента. Финансирование программных мероприятий из городского бюджета составляет 913,3 млн. руб. или 23,6 процента. Средства краевого бюджета, направляемые на финансирование мероприятий Программы, средства городского бюджета и перечень мероприятий (объектов) подлежат ежегодному уточнению при принятии закона о краевом бюджете и решения Думы города Пятигорска о муниципальном бюджете.
Из собственных средств, предприятий, включенных в Программу, предполагается привлечь на весь период реализации Программы 1097,8 млн. рублей (28,3 процента стоимости Программы).
Другие внебюджетные источники планируются в объеме - 633,1 млн. рублей (средства естественных монополий, инвесторов, долевое участие в строительстве инфраструктурных объектов, заемные средства, средства населения и другие).
По этапам выполнения Программы стоимость мероприятий распределяется следующим образом:
|
Всего по Программе |
1 этап (2007-2008 годы) |
2 этап (2009-2010 годы) |
|||
млн. рублей |
% |
млн. рублей |
% |
млн. рублей |
% |
|
Объем финансирования, всего |
3878,1 |
100 |
2228,74 |
100 |
1649,36 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
858,85 |
22,1 |
368,46 |
16,5 |
490,39 |
29,7 |
краевой бюджет |
374,99 |
9,7 |
247,81 |
11,1 |
127,18 |
7,7 |
местный бюджет |
913,34 |
23,6 |
435,38 |
19,5 |
477,96 |
29,0 |
внебюджетные источники |
1730,92 |
44,6 |
1177,09 |
52,9 |
553,83 |
33,6 |
Система программных мероприятий включает 87 проектов, которые сгруппированы в 12 разделов. Структура Программы по разделам приведена в таблице.
Наименование разделов |
Количество проектов |
в % к общему количеству |
Стоимость (млн. рублей) |
в % к общей стоимости |
Всего по Программе |
87 |
100 |
3878,1 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
"Развитие санаторно-курортного и туристического комплекса" |
9 |
10,3 |
811,89 |
20,9 |
"Развитие транспортной системы города" |
2 |
2,3 |
62,69 |
1,6 |
"Промышленность и малый бизнес" |
8 |
9,2 |
469,0 |
12,1 |
"Жилищно-коммунальное хозяйство" |
12 |
13,8 |
701,77 |
18,2 |
"Экология" |
3 |
3,5 |
49,71 |
1,3 |
"Образование" |
18 |
20,7 |
412,59 |
10,6 |
"Здравоохранение" |
7 |
8,0 |
583,13 |
15,0 |
"Культура" |
11 |
12,6 |
49,72 |
1,3 |
"Физкультура и спорт" |
5 |
5,8 |
450,69 |
11,6 |
"Молодежная политика" |
1 |
1,1 |
11,06 |
0,3 |
"Жилищное строительство" |
5 |
5,8 |
254,66 |
6,6 |
"Градостроительная деятельность" |
6 |
6,9 |
21,19 |
0,5 |
X. Механизм реализации Программы
Организационные механизмы выполнения Программы основываются на принципах согласования интересов всех участников Программы.
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет муниципальный заказчик - администрация города Пятигорска.
Муниципальный заказчик:
определяет участников и исполнителей Программы, координирует их действия;
организует внесение предложений по корректировке программных мероприятий в установленном порядке;
на основании отчетов, представленных исполнителями, формирует в установленные сроки сводные отчеты о ходе финансирования и выполнения Программы.
Исполнитель по каждому программному мероприятию несет ответственность за качественное и своевременное исполнение мероприятий Программы, целевое и эффективное использование выделяемых на их реализацию средств бюджета города Пятигорска.
XI. Ожидаемые результаты и оценка эффективности
реализации Программы
Реализация Программы позволит решить поставленные задачи, добиться намеченных целей и достичь высоких показателей эффективности в различных отраслях жизнедеятельности города.
В этот период предполагается быстрый рост экономики Пятигорска, резкое повышение инвестиционной активности, увеличение доходов населения, повышение его жизненного уровня, позволяющего шире использовать курортно-рекреационный потенциал Пятигорска, увеличение численности отдыхающих в Пятигорске к 2010 году в 1,6 раза.
Осуществление комплексных мероприятий по реконструкции хозяйства города будет способствовать привлечению средств банковских структур, частных инвесторов и иностранных фирм для решения социально-экономических проблем.
Сценарий экономического и социального развития города Пятигорска предполагает достижение к 2010 году в курортно-рекреационном комплексе Пятигорска среднего уровня обслуживания и комфорта европейского уровня при ежегодно увеличивающемся потоке рекреантов.
Реализация программных мероприятий в соответствии с намеченными целями и задачами позволит увеличить реальные доходы населения к концу 2010 года в 1,5 раза к уровню 2005 года, среднемесячную заработную плату в 1,6 раза.
Прирост выпуска товаров и услуг от основных отраслей экономики города к уровню 2005 года уже к концу первого этапа (2008 год) составит 68,5 процента. В целом за весь период реализации Программы выпуск товаров и услуг увеличится в 2 раза.
Рост выпуска товаров и услуг и реальных доходов населения будет достигнут за счет опережающего развития приоритетных отраслей экономики города. В частности, к концу 2010 года объемы промышленного производства возрастут на 46,2 процента, сферы платных услуг - на 23,0 процента.
Создание благоприятных условий обеспечит дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса. Значимость малого предпринимательства в экономике города к концу 2010 года существенно возрастет. Оборот малых предприятий относительно 2005 года увеличится в 3,5 раза, число работающих в них возрастет до 35,8 тыс. человек.
Улучшение инвестиционного климата будет способствовать не только росту капитальных вложений, но и привлечению новых технологий, применению современного менеджмента. Реализация быстро окупаемых и наиболее эффективных инвестиционных проектов Программы на 1 этапе (2007-2008 годы) повысит инвестиционный потенциал города и обеспечит активный рост доходов городского бюджета, что даст возможность получения дополнительных средств на поддержку социальных мероприятий на 2 этапе реализации Программы.
За период осуществления Программы налоговые поступления в бюджеты всех уровней возрастут в 2,8 раза и, по оценке, составят в 2010 году 8,57 миллиарда рублей, в том числе в муниципальный бюджет города - 1,12 миллиарда рублей.
Наряду с бюджетной эффективностью реализация программных мероприятий позволит получить высокий социальный эффект и обеспечить сохранение около 38,5 тыс. рабочих мест и создание не менее 5800 новых рабочих мест. Количество занятых в экономике человек за время реализации Программы увеличится на 14,4 процента.
В показатели интегральной оценки эффективности Программы включены также: улучшение экологической обстановки в городе, обеспеченности жильем и основными объектами социальной сферы.
Расчеты произведены с учетом влияния финансового кризиса на процессы развития экономики города.
Целевые индикаторы за период реализации Программы
Показатели |
Единица измерения |
2005 г. (базовый) |
1 этап |
2008 г. в % к 2005 г. |
2 этап |
2010 г. в % к 2005 г. |
2008 г. |
2010 г. |
|||||
Макроэкономические показатели | ||||||
Численность занятых в экономике |
тыс. чел. |
90,5 |
103,7 |
114,6 |
103,5 |
114,4 |
Рост реальных доходов на душу населения |
% |
105,5 |
110,8 |
142,4 |
102,9 |
149,2 |
Рост среднемесячной реальной заработной платы |
руб. |
106,2 |
112,3 |
144,4 |
100,0 |
155,3 |
Уровень регистрируемой безработицы |
% |
0,5 |
0,4 |
80,0 |
0,4 |
80,0 |
Выпуск товаров и услуг отраслей экономики (в ценах каждого года) |
млн. руб. |
10155,8 |
17107,5 |
168,5 |
20035,8 |
197,3 |
Инвестиции в основной капитал |
млн. руб. |
1679,9 |
2304,8 |
137,2 |
2034,8 |
121,1 |
Налоговые поступления в бюджеты всех уровней |
млн. руб. |
3047,4 |
7501,2 |
246,2 |
8572,4 |
281,3 |
Раздел "Развитие транспортной системы" | ||||||
Услуги транспорта |
млн. руб. |
881,2 |
1859,1 |
211,0 |
2473,6 |
280,7 |
Перевозка пассажиров |
млн. чел. |
37,3 |
38,9 |
104,3 |
37,4 |
100,3 |
Раздел "Развитие санаторно-курортного и туристического комплекса" | ||||||
Количество посетителей |
тыс. чел. |
151,3 |
219,5 |
144,8 |
237,8 |
164,0 |
Заполняемость учреждений санаторно-курортного и туристического комплексов |
тыс. чел. |
141,7 |
177,7 |
125,4 |
175,4 |
123,8 |
Раздел "Промышленность и малый бизнес" | ||||||
Промышленное производство (в сопоставимых ценах) |
млн. руб. |
7284,4 |
11906,6 |
108,2 |
16189,3 |
146,2 |
в том числе добыча полезных ископаемых |
млн. руб. |
12,8 |
28,9 |
161,3 |
28,9 |
161,3 |
обрабатывающие производства |
млн. руб. |
2732,2 |
5754,7 |
142,3 |
5785,5 |
138,9 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
млн. руб. |
4539,4 |
6123,0 |
91,8 |
10403,8 |
112,9 |
Оборот малых предприятий |
млн. руб. |
15968,4 |
39400,3 |
160,2 |
55896,3 |
204,7 |
Сфера платных и социальных услуг - Разделы "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Охрана окружающей среды", "Социальная сфера" | ||||||
Розничный товарооборот |
млн. руб. |
27889,4 |
50233,2 |
136,5 |
74285,8 |
163,4 |
Платные услуги населению (в сопоставимых ценах) |
млн. руб. |
4264,0 |
6985,2 |
110,7 |
10016,3 |
123,0 |
Обеспеченность: |
|
|
|
|
|
|
амбулаторно-поликлиническими учреждениями (в целом по городу) |
посещ. в смену на 10 тыс. жител. |
153,7 |
156,4 |
101,8 |
156,4 |
100 |
дошкольными образовательными учреждениями на 1 тыс. детей в возрасте 1-6 лет |
мест |
39,7 |
63,3 |
159,4 |
67,0 |
168,8 |
Увеличение количества жителей систематически занимающихся физической культурой и спортом |
тыс. чел. |
33,5 |
37,1 |
110,7 |
44,8 |
133,7 |
Инвестиции в основной капитал, на охрану окружающей среды за счет всех источников финансирования |
млн. руб. |
10,72 |
17,6 |
126,3 |
18,0 |
102,8 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. м. общей пл. |
66,1 |
91,4 |
138,3 |
64,0 |
96,8 |
Общая площадь жилых помещений приходящихся на 1 жителя |
кв. м. |
16,3 |
19,7 |
120,9 |
19,7 |
120,9 |
Сохранение и создание новых рабочих мест |
тыс. чел |
38,5 |
43,1 |
111,9 |
44,3 |
115,1 |
Демографические показатели: |
|
|
|
|
|
|
общий коэффициент рождаемости |
чел. на 1 тыс. нас. |
8,8 |
9,4 |
106,8 |
10,1 |
114,8 |
общий коэффициент смертности |
чел. на 1 тыс. нас. |
12,3 |
20,0 |
162,6 |
11,0 |
89,4 |
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 4 >> Приложение 4 |
|
Содержание Решение Думы города-курорта Пятигорска Ставропольского края от 29 декабря 2009 г. N 133-49 ГД "О внесении изменений в решение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.