Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ стартовых условий и оценка исходной ситуации
1.1. Географическое и геополитическое положение города
Город-курорт Пятигорск, старейший из городов Кавказских Минеральных Вод, расположен практически в центре предгорной части Северного Кавказа в 196 км к юго-востоку от краевого центра (г. Ставрополя) и в 25 км к югу от крупнейшего транспортного узла всего региона - г. Минеральные Воды. Город занимает центральное положение среди курортов в месте разветвления транспортных путей на города Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, Лермонтов.
Общая площадь городского поселения составляет 9 674 га.
Климат умеренно-континентальный, без резких колебаний годовых и суточных температур. Продолжительность солнечного периода - 1756 часов. Максимальная температура воздуха отмечается в июле (21,7°С), минимальная - в январе (-4,1°С). Максимальная амплитуда температуры воздуха равна 74оС.
Абсолютная высота конусообразной горы-лакколита - Машук, у подножья которой расположен город Пятигорск, 993 м. Средняя высота курортной части города около 510 м. над уровнем моря. С этим связано несколько пониженное атмосферное давление, которое колеблется от 710 до 735 мм.
Геополитические характеристики Пятигорска определяются его географическим положением, непосредственной близостью к республикам Северо-Кавказского региона - Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Республике Северная Осетия - Алания. Город расположен в центре особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод (далее - КМВ), состоящего из особых территорий Ставропольского края, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии. Перспективным представляется выделение особой геополитической и социокультурной роли Пятигорска на КМВ, консолидация общества на базе историко-культурных российских традиций, российской истории и российского национального характера.
В комплекс геополитических особенностей входят этнодемографические параметры города. Пятигорск является вторым по численности населения городом Ставропольского края после столицы - г. Ставрополя. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., численность населения Пятигорска составила 192 тысячи человек. По данным текущего статистического учета, численность жителей г. Пятигорска на 1 января 2008 г. составила 207 тысяч человек.
В систему геополитических приоритетов Пятигорска входит развитая городская инфраструктура, воплощенная в зрелой трехсекторной модели общества, субъекты которой - органы местного самоуправления, гражданское общество, бизнес - активно взаимодействуют друг с другом. В этом плане Пятигорск является форвардом среди городов края. В Пятигорске функционируют более 20 общественных организаций, среди которых выделяются: Общественный совет, Этнический совет, Совет ветеранов, Комитет солдатских матерей, национально-культурные общественные организации и национально-культурные автономии и многие другие.
К числу геополитических характеристик относятся многосторонние связи Пятигорска с городами Северного Кавказа - Нальчиком (Кабардино-Балкарская Республика), Черкесском (Карачаево-Черкесская Республика) Владикавказом (Северная-Осетия-Алания) и др. Также сложившейся традицией являются побратимские связи Пятигорска с городами Шверте (Германия), Трикала (Греция), Панагюриште (Болгария), Дебюк (США). Эта тенденция имеет развитие. В настоящее время происходит становление побратимских связей Пятигорска с одним из городов государства Израиль. Система побратимства предоставляет городу особые возможности: продвижение имиджа на международной арене, привлечение инвестиций в развитие курорта и бизнеса, приобретение новых черт социокультурного облика.
Важной составляющей всей системы общественно-политических отношений в Пятигорске являются межэтнические отношения и этнокультурные процессы. Их содержание и формы связаны с общими процессами социально-экономического и политического развития Ставропольского края, Северо-Кавказского региона и Юга России. Пятигорск исторически сформировался как полиэтничный и мультикультурный с участием таких субъектов межэтнических отношений, как русские, украинцы, белорусы, горские северокавказские народы, многочисленные этнические группы - диаспоры, представляющие ближнее и дальнее зарубежье. К наиболее многочисленным этническим группам относятся русские, армяне, украинцы, греки, осетины, кабардинцы, евреи, народы Дагестана, поляки и др. Результатом совместной исторической традиции стало формирование уникального сообщества народов, языков и религий - православия, католичества, лютеранства, ислама, иудаизма и др.
Особенности этнокультурной и этноконфессиональной ситуации в Пятигорске состоят в том, что:
русские играют ключевую роль в социально - экономическом и культурном развитии города, вносят существенный вклад в экономику, хозяйственное управление, образование, культуру, выступают в роли стабилизатора межэтнических отношений;
культура русского народа является реферирующей и объединяющей, так как русские играют существенную роль в сложившейся и обновляющейся системе межэтнических отношений как с горскими и степными народами Северного Кавказа, так и с многочисленными национальными меньшинствами (диаспорами), представляющими ближнее и дальнее зарубежье;
важную роль в межэтнических отношениях играет казачество как наиболее активная часть славянского населения;
важную роль в общественных отношениях играют общины горских и северокавказских народов, которые представляют субъекты РФ, прежде всего, республики Северного Кавказа и располагаются в непосредственной близости с соседствующими Карачаево-Черкесской Республикой, с Кабардино-Балкарской Республикой, Республикой Северная Осетия-Алания;
существенную роль в межэтнических отношениях играют диаспоры, которые вносят ощутимый вклад в этнокультурный портрет города и в этнокультурном плане представляют страны дальнего и ближнего зарубежья, прежде всего Республику Армению, Республику Азербайджан, Республику Грузию, Украину, а также Грецию, Германию, Израиль, Польшу и др. (Рис. 1).
"Рис. 1 - Этнический состав Пятигорска (%)"
В городе действует множество национально-культурных организаций. Дом национальных культур как муниципальное учреждение культуры Пятигорск отличается большим конфессиональным разнообразием.
В настоящее время общественно-политическая ситуация в городе характеризуется стабильностью, положительной динамикой. Однако на состояние общественно-политических и в том числе этнополитических отношений в г. Пятигорске существенно влияют общие социальные и политические процессы, имеющие место в Ставропольском крае, Северо-Кавказском регионе и Юге России в целом.
Органы местного самоуправления г. Пятигорска, руководствуясь Конституцией РФ, федеральным законодательством, Концепцией государственной национальной политики РФ, Уставом и законодательством Ставропольского края, Уставом г. Пятигорска проводят работу по сохранению и развитию национальных культур, поддержанию мира и согласия среди населения. Ее содержание и основные направления соответствуют принятым в 1999 г. "Основным направлениям национальной и региональной политики Ставропольского края", а также краевой целевой программе "Развитие этнических и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае на 2007-2009 гг.".
1.2. Оценка внешних факторов и условий, влияющих на развитие города
Город в контексте общероссийских тенденций и приоритетов
социально-экономического развития
Формирование дерева целей социально-экономического развития города на долгосрочную перспективу обуславливает необходимость четкого определения ценностных ориентиров городского сообщества, обеспечивающих переход к инновационно-активной экономике, устойчивому росту уровня и достижению принципиально нового качества жизни населения города.
Оценка тенденций и перспектив развития социально-экономического потенциала города в контексте общероссийских тенденций и приоритетов социально-экономического развития произведена на основании следующих официальных документов:
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);
Ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию;
Концепции административной реформы в РФ (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р);
Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 N 467-р);
Концепции и программы развития хозяйственных комплексов, отраслей экономики и социальной сферы Российской Федерации.
Данные документы определили институционально-правовое поле формирования Стратегии.
С начала третьего тысячелетия российская экономика поставлена перед необходимостью отвечать на порожденные общемировыми тенденциями стратегические системные вызовы:
- усиление глобальной конкуренции и вовлечение в ее орбиту, помимо традиционных рынков, систем национального управления и развития человеческого капитала;
- турбулентный рост удельного веса инноваций в социально-экономическом развитии и необходимости их поддержки и внедрения в преддверии новой волны технологических изменений на фоне снижения влияния многих традиционных факторов роста;
- возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Учитывая, что в ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы социально-экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении, образовании и других сферах, необходимо отметить, что Пятигорск обладает существенным набором институциональных потенциалов для инновационного прорыва, сложившихся в результате уникальной конфигурации естественно-природных, организационно-экономических, историко-политических и социокультурных особенностей развития городского сообщества.
Поскольку уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности, а также исходя из того, что Россия не обладает конкурентными позициями в мировой экономике из-за наличия внутренних барьеров, обусловленных низким качеством человеческого капитала и слабым развитием отраслей социальной инфраструктуры, ответом на первый вызов должно стать изменение структуры экономики в пользу отраслей эффективной специализации, усиления их конкурентных позиций на региональных, национальных и мировых рынках.
Второй вызов, связанный с усилением роли инноваций в социально-экономическом развитии, предопределяет переход к инновационному социально-ориентированному типу социально-экономического развития города.
К отраслям эффективной специализации относятся индустрия туризма, образование и культура, сфера санаторно-курортных услуг, выпуск сопутствующих товаров (сувенирной продукции, продукции с символикой города и т.д.).
Позиционирование города в контексте инновационного развития возможно в таких конкурентоспособных для города сферах, как курортология, биотехнология и фармакология. Продвижение научных открытий, технологических изобретений в сфере курортологии, фармакологии, управленческих инноваций в сфере муниципального управления и управления городским хозяйством обусловлены достигнутым высоким уровнем их развития и наличием имеющегося потенциала.
Ответ на третий вызов для города обусловливает, в первую очередь, необходимость преодоления имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого капитала, которые проявляются в низком качестве и снижении уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения, образования и культуры, в растущей диспропорции спроса и предложения на рынке труда. Для этого необходимы развитие и максимально эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала города - наличие системы профессионального образования, статуса и имиджа второй образовательной столицы края, бальнеологических и рекреационных ресурсов, а также сформировавшейся сети санаторно-курортных учреждений, накопленных в городе культурных и духовных ценностей, способствующих социокультурному гармоничному самовыражению личности.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, региональное развитие до 2012 года будет определяться сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, среди которых выделены территории Юга России с развитой инфраструктурой и уникальными рекреационными ресурсами. В этом контексте город Пятигорск можно рассматривать в качестве точки роста в составе КМВ.
После 2012 года существенный вклад в региональное развитие будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста, в том числе туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием.
Кавказские Минеральные Воды - особо охраняемый эколого- курортный регион Российской Федерации, который по богатству, разнообразию и ценности минеральных вод не имеет аналогов на Евразийском континенте и по праву считается национальной курортной гордостью страны. Пятигорск является круглогодичным бальнеологическим курортом, в котором используются целительное воздействие климата, водо- и грязелечения. Именно здесь зародилась и успешно развивается отечественная курортология, а масштабы и эффективность научно обоснованного применения на практике технологий курортной медицины не имеют аналогов во всем мире.
Пятигорск привлекателен не только как особо ценный бальнеологический курорт, но и как город с богатым историко-культурным наследием и хорошо выраженным городским стилем жизни.
Развитие системы городского самоуправления Пятигорска в рамках Концепции административной реформы должно быть ориентировано на реализацию базовых целей социально-экономического развития города, стимулирование и поддержку процессов становления гражданского общества и его институтов, последовательное осуществление его миссии в условиях проведения общероссийской реформы местного самоуправления, создание необходимых организационных и нормативно-правовых условий для развития рынка недвижимости и действенной инвестиционной политики, формирование механизмов более эффективного управления муниципальной собственностью (в первую очередь, землёй), на оптимизацию вложения бюджетных средств, их концентрацию на ключевых направлениях развития, активизацию использования внебюджетных источников, вовлечение в процесс развития новых ресурсов. Городу предстоит создать режим наибольшего благоприятствования для предпринимательской деятельности, разработать и принять специальные социальные программы, направленные на выравнивание уровня благосостояния горожан, снижение социальной напряженности, обеспечение общедоступного качественного образования в муниципальных образовательных учреждениях и повышение уровня медицинской помощи в муниципальном звене здравоохранения.
См. Постановление администрации города-курорта Пятигорска Ставропольского края от 4 июля 2016 г. N 2422 "О проведении проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета города-курорта Пятигорска, на предмет эффективности использования средств местного бюджета, направляемых на капитальные вложения"
Финансово-экономическая основа составления и выполнения этих программ состоит в реализации органами местного самоуправления г. Пятигорска Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами, которая позволит увеличить доходы местного бюджета, повысить результативность бюджетных расходов, усилить воздействие налоговой и бюджетной политики органов местного самоуправления на развитие экономики города.
Однако на современном этапе реализации Концепции имеются институциональные барьеры: ограничение самостоятельности органов местного самоуправления в принятии решений; несбалансированность местного бюджета по закрепленным доходным источникам и расходным полномочиям; значительная зависимость местного бюджета от межбюджетных трансфертов и отчислений от федеральных и региональных налогов.
См. Решение Думы города-курорта Пятигорска Ставропольского края от 19 февраля 2015 г. N 1-51 РД "Об утверждении положения о бюджетном процессе в городе-курорте Пятигорске"
Кроме этого, развитие потенциала города-курорта Пятигорска, сдерживают геополитические и макроэкономические факторы:
Секвестирование отдельных статей бюджетов всех уровней.
Макроэкономические инвестиционные риски.
Процесс реструктуризации энергетической системы России.
Рост темпов инфляции.
Снижение реальных доходов россиян.
Рост тарифов на электроэнергию и природный газ.
Нестабильность курса рубля.
Рост тарифов на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом.
Близость территорий с высоким уровнем геополитического риска.
Таблица 1
Исходные условия и макроэкономические показатели развития экономики
РФ до 2020 года (средние за период)
Показатель (в процентах) |
2007 г. |
2008-2010 гг. |
2011-2015 гг. |
2016-2020 гг. |
Тарифы на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе |
112 |
163 |
172 |
139 |
Тарифы на электроэнергию (рост регулируемых тарифов) для всех категорий потребителей за период |
110,7 |
150-152 |
160 |
127 |
Тарифы на газ природный, рост средних оптовых цен для всех категорий потребителей |
119,5 |
197,4 |
356 |
121 |
Инфляция среднегодовая, прирост цен |
9 |
10,3 |
6,4 |
3,5 |
Источник: Приложение N 2 к Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
В силу этого обстоятельства Стратегия развития города-курорта Пятигорска должна содержать перечень мероприятий, направленных на минимизацию возможного негативного влияния указанных факторов на муниципальную экономику и жизнь горожан.
Региональные детерминанты социально-экономического развития города
Доля города-курорта Пятигорска в основных экономических показателях Ставропольского края представлена на рис. 2
"Рис. 2 - Доля г. Пятигорска в основных экономических показателях Ставропольского края в 2008 г., %"
Исходя из приоритетов экономического развития ЮФО и Ставропольского края, городу определена роль культурно-оздоровительного и туристско-рекреационного центра с постепенным перепрофилированием промышленной деятельности, существенным увеличением доли производства товаров народного потребления, в первую очередь - сувенирной продукции и продукции народных промыслов.
Усиление внимания региональных органов государственной власти к развитию малого и среднего бизнеса создает благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности в сфере туризма, гостиничного хозяйства и ресторанного бизнеса.
См. Закон Ставропольского края от 15 октября 2008 г. N 61-кз "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства"
См. постановление администрации города-курорта Пятигорска Ставропольского края от 30 августа 2010 г. N 4194 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие курорта и туризма в городе-курорте Пятигорске на 2011-2016 годы"
В области повышения качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Ставропольского края, г. Пятигорску отводится особое место в связи с использованием имеющейся санаторно-курортной базы для оздоровления местного населения.
Город Пятигорск обладает необходимым научно-образовательным потенциалом для реализации приоритетного направления Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 года и на период до 2025 года в сфере развития в регионе системы непрерывного образования, увеличения возможности выбора и обеспечения вариативности образовательных траекторий на всех уровнях образовательной системы.
Наиболее мощными сдерживающими региональными факторами для успешного социально-экономического развития города выступают низкая активность стратегических инвесторов, отсутствие у Ставропольского края имиджа инвестиционно-привлекательного региона, недостаточная развитость регионального сектора национального фондового рынка, отсутствие механизмов венчурного финансирования, слабая координация инновационной инфраструктуры, низкая эффективность регионального маркетинга, в результате чего наблюдаются низкий уровень инновационной деятельности города и ослабление конкурентоспособности экономики. Однако в регионе есть и определенные положительные сдвиги, связанные с принятием Закона "Об инновационной деятельности в Ставропольском крае", формированием экспертного научно-технического Совета и институтов поддержки инновационной деятельности: создан Инновационно-технологический бизнес-центр, формируются технопарки и офисы коммерциализации технологий на базе ведущих ВУЗов. Все это определяет институциональную базу для развития инновационной деятельности города.
Город-курорт Пятигорск как составная часть региона КМВ
За 2000-2008 гг. численность населения г. Пятигорска увеличилась на 6 тыс. чел, или на 3 %, а доля в населении КМВ увеличилась с 37,2 до 37,5 % (Таблица 2).
Таблица 2
Доля численности населения г. Пятигорска в регионе КМВ
N п/п |
Показатель/город |
годы |
||||||||
|
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
1. |
Пятигорск |
202,6 |
203,1 |
204,2 |
204,5 |
205,0 |
205,3 |
205,5 |
207,1 |
208,6 |
2. |
Всего КМВ |
545,1 |
547,2 |
549,2 |
549,3 |
548,9 |
549,0 |
549,0 |
553,0 |
556,3 |
3. |
Доля населения г. Пятигорска в регионе КМВ |
37,2 |
37,1 |
37,2 |
37,2 |
37,3 |
37,4 |
37,4 |
37,45 |
37,5 |
Уровень развития города Пятигорска и его место в структуре региона Кавказских Минеральных Вод за период 2000-2008 гг. может быть проиллюстрирован системой основных социально-экономических показателей (рис. 3.)
"Рис.3 - Доля г. Пятигорска в основных экономических показателях региона КМВ в 2008 г., %"
Несмотря на то, что объем производства за указанный период увеличился в 2,4 раза, в общем объеме производства по региону КМВ доля Пятигорска снизилась с 57,4 до 44,3 %.
Оборот розничной торговли вырос в 6,6 раза, а доля его в общем обороте на КМВ увеличилась с 70,8 % до 82,3 % (в 2007 г.).
Оборот общественного питания увеличился в 10,3 раза, а доля в обороте всего по КМВ - с 57,2 % до 87,6 %.
Данные показатели отражают тенденцию превращения города в основную торговую площадку для региона Кавказских Минеральных Вод и ряда регионов Юга России.
На развитие города Пятигорска в составе региона КМВ влияют две основные группы факторов.
Первая группа связана с обострением внутренней конкуренции между городами КМВ за инвестиционные, трудовые ресурсы, поддержку федерального и краевого центра и предпочтения потребителей услуг туристской и санаторно-курортной отрасли.
Вторая группа факторов обусловлена интеграционными процессами в рамках КМВ по комплексному продвижению имиджа городов на национальный и мировой рынки услуг, сохранению уникальных природных ресурсов и нормализации экологической обстановки, формированию межмуниципальных кластеров (санаторно-курортной и туристско-рекреационных сферах).
Положительной тенденцией, влияющей на социально-экономическое развитие г. Пятигорска, является рост уровня инвестиционной активности в регионе КМВ. В 2006 г. в регион было привлечено 15,6 млрд. руб., в 2007 г. - 17,5 млрд. руб., а в 2008 г. объемы вложений увеличились до 20,0 млрд. рублей. Усиливается государственная поддержка Кавказских Минеральных Вод. Если в 2006 г. на капитальные вложения из краевого и федерального бюджета в регион поступило 2,4 млрд. руб., то в 2008 г. - 7,5 млрд. руб.
Постоянно растущие объемы госинвестиций позволяют решать ряд важных социально-экономических и экологических проблем. За счет госбюджетных ассигнований в регионе активно ведется реконструкция автомобильных дорог. Только за два последних года на объекты дорожного строительства было направлено более 2,4 млрд. руб. бюджетных средств (в 2007 г. - 803,3 млн. руб., в 2008 г. - 1574,1 млн. руб.). Последовательно решаются проблемы инженерной инфраструктуры, ведется реконструкция и расширение региональных магистральных сетей водоснабжения и водоотведения. Увеличена почти вдвое мощность источников водоснабжения, что позволяет обеспечить бесперебойную подачу питьевой воды в города-курорты. Это способствуют росту привлекательности региона КМВ, в том числе и г. Пятигорска в его составе.
Однако, как отмечалось выше, этот процесс сопровождается ростом конкуренции между городами КМВ за инвесторов и инвестиции.
Значительное влияние на развитие города окажет реализация пилотного проекта создания курортно-туристического комплекса "Гранд Спа Юца", который будет расположен в 5 км от г. Пятигорска. С одной стороны, реализация этого проекта позволит снизить напряженность на рынке труда города. С другой - может привести к оттоку высококвалифицированных кадров из сферы здравоохранения и санаторно-курортной сферы города. В связи с недостаточной мощностью источников водоснабжения увеличение водопотребления курортно-туристическим комплексом "Гранд Спа Юца" может привести к проблемам с водоснабжением в пос. Горячеводск.
1.3. Анализ внутреннего потенциала и тенденций, определяющих
развитие города
Город Пятигорск обладает высоким природно-ресурсным потенциалом и является самым обеспеченным гидроминеральными ресурсами по отношению к городам-курортам КМВ (рис. 4).
"Рис. 4 - Эксплуатационные запасы гидроминералогических ресурсов м3/сутки"
Ключевой тенденцией последних лет является сокращение процента использования имеющихся запасов минеральных вод при увеличивающемся в последнее десятилетие притоке отдыхающих. Так, если в 90-е годы на курорте потребляли более 50 % имеющихся запасов минеральных вод, то к настоящему времени эта цифра снизилась до 7-10 %. Это объясняется тем, что с 1999 года наблюдается стабильное снижение количества минеральных вод, использующихся в курортной практике, и в 2005-2008 годах оно не превышало 0,7-0,9 на одного лечащегося, то есть отмечается значительное уменьшение применения природных минеральных вод на курорте для лечения отдыхающих.
Город обладает достаточно высоким ассимиляционным потенциалом. Показатели загрязнения воздуха и их общий объем за период с 2000 г. по настоящее время в г. Пятигорске остаются практически неизменными. Основным источником загрязнения атмосферы является городской автотранспорт, количество которого увеличивается ежегодно, однако средние месячные и годовые концентрации вредных веществ в атмосфере ниже предельно допустимых концентраций по всем исследуемым примесям. Большинство промышленных предприятий (96,9 %) находятся в промышленной зоне и имеют санитарно-защитные зоны. Оценка количественного и качественного состава выбросов промышленных предприятий и автомобильного транспорта показывает, что экологическая ситуация в городе удовлетворительная.
Основные экологические проблемы города связанны# с водой. Это сброс без очистки ливневых сточных вод и разработка мероприятий по предотвращению загрязнения подземных минеральных вод.
Площади лесных насаждений не сокращаются. Однако ситуация, которая сложилась с городскими лесами, требует вмешательства федеральных структур и принятия неотложных мер по поддержке лесного хозяйства. Ведение лесного хозяйства затруднено недостаточным финансированием. Последнее лесоустройство выполнено в 1996-1997 гг.
Пятигорск привлекателен не только как город обеспеченный гидроминеральными ресурсами, но и как город с богатым историко-культурным потенциалом и выраженным городским стилем жизни. Он отличается особым культурным обликом, наиболее развитой социокультурной инфраструктурой среди всех городов КМВ.
Город Пятигорск входит в число 115 городов России, имеющих высокую историческую ценность. Здесь насчитывается 110 памятников истории, культуры и архитектуры, 42 - археологии. Особый интерес представляют его великолепная архитектура, памятники, артефакты садово-паркового искусства. Еще в XIX в. было начато устройство бульваров и цветников, основана курортная зона, благоустроены источники, в парке "Цветник" появилось большое количество произведений малой архитектуры (гроты, беседки, фонтаны), памятник М.Ю. Лермонтову. В начале XX в. были построены Лермонтовская галерея, Театр оперетты, музей "Домик Лермонтова" и др. Исторически сложившиеся садово-парковые зоны: парк "Цветник", Лермонтовский сквер, сквер Пушкина - являются охранными зонами Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова. В 1829 г. на левом берегу р. Подкумок на основе Казенного сада образован парк, в 30-е гг. XX в. он был преобразован в Парк культуры и отдыха, а в 1952 г. ему было присвоено имя С. М. Кирова.
Город-курорт Пятигорск тесно связан с именами выдающихся деятелей литературы и искусства, медицины и курортной науки - А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, В.И. Сафонова, А.А. Алябьева, С.И. Уптона, П.А. Ржаксинского и др. Пятигорские исторические и природные памятники, лермонтовские места хорошо известны за пределами региона и вызывают повышенный интерес со стороны отдыхающих и гостей курорта и обусловливают его высокую туристическую привлекательность.
В городе, кроме подведомственных управлению культуры муниципальных учреждений, действуют выставочные и концертные залы, 4 музея, краевой театр оперетты, филиал государственной филармонии на КМВ, краевое художественное училище, филиал Абрамцевского художественно-промышленного колледжа, кинотеатры "Космос" и "Другар", Театр ростовых кукол "Маски", Досуговый центр "Галерея" и др.
Особенности формирования и развития человеческого потенциала обусловлены демографическими и социально-экономическими процессами.
Население трудоспособного возраста составляет 132,5 тыс. чел. (64 %, что выше краевого показателя на 1,4 %), население моложе трудоспособного возраста - 27,9 тыс. чел. (13,5 %, что ниже, чем в крае на 2,9 %), население старше трудоспособного возраста - 46,6 тыс. чел. (22,5 %, что превышает краевой показатель на 1,5 %).
Как в целом по России и Ставропольскому краю, в городе отмечается процесс депопуляции. В 2007 г. в г. Пятигорске родилось 1898 чел., умерло - 2321 чел. Таким образом, естественная убыль населения - 423 чел. В расчете на 1000 человек населения в 2007 г. родившихся - 9,2 чел., умерших - 11,3 чел., естественная убыль населения составляет 2,1 чел.
В 2008 год Пятигорск занимает по числу родившихся на 1000 населения 32 место среди муниципальных районов и городских округов края. Увеличение рождаемости к 2008 г. на 7,7% в городе, 8 % в Ставропольском крае и 7,1 % в целом по РФ во многом является реакцией населения на введение национальных проектов, федеральных целевых программ, родовых сертификатов и других мер социальной политики государства.
Среди 34 муниципальных районов и городских округов Ставропольского края в 2008 году Пятигорск занимает 28 место по числу умерших на 1000 человек населения. Коэффициент смертности населения г. Пятигорска ниже краевого и российского показателей на 1,3 _ и 2,6 _ соответственно. Это может свидетельствовать о высоком уровне медицинского обслуживания, эффективности профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья населения. В системе здравоохранения города функционируют муниципальные и государственные учреждения. К муниципальным относятся 5 стационаров для больных с круглосуточным пребыванием, 3 поликлиники для взрослых (в т.ч. 1 стоматологическая), 11 ЛПУ общей врачебной практики, 1 поликлиника для детей, 4 женских консультаций, клиническая станция скорой медицинской помощи.
Вместе с тем, данные общей обеспеченности медицинскими учреждениями на 10 тыс. населения по г. Пятигорску в 2008 году составили - 0,63, что ниже краевых показателей (0,93).
Несколько иная ситуация наблюдается в обеспеченности больничными учреждениями. В связи с реформой сферы здравоохранения, показатели города Пятигорска (0,48) превысили средние показатели по краю (0,35). Показатель обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями на 10 тыс. населения по г. Пятигорску в 2008 году - 0,15, что ниже краевого (0,58).
В связи с незначительным количеством медицинских учреждений и низкой заработной платой в бюджетной сфере, в городе наблюдается острая нехватка медицинского персонала. Обеспеченность медицинскими работниками на 10 000 населения составила по г. Пятигорску в 2008 году (31,9), что ниже, чем в среднем по краю (45,8), по ЮФО и РФ (соответственно 43,4 и 50,1). Обеспеченность средним медицинским персоналом (58,7) также значительно ниже краевых показателей (93,5), показателей по ЮФО и РФ (94,1 и 108,7 соответственно).
Острой проблемой является моральный и физический износ больничных и поликлинических зданий и сооружений (продолжительность эксплуатации некоторых более 50 лет), недостаточное оснащение необходимым медицинским оборудованием.
В связи с реализацией на территории города национального проекта "Здоровье" и ряда краевых и муниципальных программ, можно отметить стабилизацию ситуации в период с 2006 по 2008 года.
Наряду с системой здравоохранения важную роль в формирования качества человеческого потенциала играет образование. Современный рынок образовательных услуг характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных услуг со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Система образования города Пятигорска позволяет решать проблемы непрерывного образования и развития детей.
Ключевыми тенденциями развития системы дошкольного образования являются - старение педагогических кадров, дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях (Обеспеченность местами на 1000 детей в 2008 г. составила 63,3, что ниже краевых показателей (87,7). В системе среднего образования продолжаются процессы диверсификации форм и специализации школьного образования. В городе функционирует 34 муниципальных образовательных учреждений. Проектная мощность школ по количеству мест позволяет разместить всех школьников г. Пятигорска. Средний показатель наполняемости школ города 97 % по отношению к проектной мощности. За последние три года доля учащихся, занятых во вторую смену снизилась с 19 до 16 %.
Сеть учреждений дополнительного образования представлена образовательными учреждениями различного направления: художественно-эстетического, военно-патриотического, физкультурно-спортивного, технического, эколого-биологического и т.д. Системой дополнительного образования охвачено 32 % школьников.
Эффективность использования человеческого потенциала определяется состоянием рынка труда. Ситуация на рынке труда города за последние годы характеризуется стабильно низким уровнем регистрируемой безработицы (в среднем 0,6%), несмотря на увеличение этих показателей в конце 90-х годов до 1,0 %.
Среди городов края г. Пятигорск показывает самый низкий уровень регистрируемой безработицы.
Значительная доля спроса на рынке труда представлена профессиями неквалифицированных рабочих для всех отраслей экономики. Возникает острая потребность в специалистах высшего уровня квалификации в области естественных и инженерных наук, специалистах среднего уровня в сфере образования, рабочих жилищно-коммунального хозяйства, рабочих машиностроительной промышленности, водителях, педагогах.
На рынке труда города складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, увеличивается спрос как на рабочих, так и на специалистов, с другой - растет напряженность на рынке труда.
Важным аспектом на современном рынке труда города становится привлечение и использование иностранной рабочей силы. На долю КМВ приходится (58 %) трудовых мигрантов в Ставропольском крае. Это обусловлено, прежде всего, наличием рынков оптовой и розничной торговли, необходимостью развития транспортной инфраструктуры региона, города. Структура занятости иностранной рабочей силы города Пятигорска показывает, что основными отраслями для трудовых мигрантов являются строительство, (занятость в этой отрасли составляет 51,1 %), торговля(46,8 %), здравоохранение(1,6 %).
Специфика производственного потенциала города-курорта определяется его многофункциональностью.
Исторически Пятигорск развивался как город-курорт. В период с 1990 по 1997 гг. наблюдалась общая для всех российских городов-курортов тенденция к снижению числа отдыхающих и уменьшения спроса на санаторно-курортные услуги. При этом доля отдыхающих в санаторно-курортном комплексе в общем потоке отдыхающих колеблется от 84 % до 98 %. С 1998 г. отмечается рост числа отдыхающих. Однако в 2008 году число отдыхающих составило 71 % к уровню 1990 г., а число отдыхающих в санаторно-курортном комплексе - 46,9 % к уровню 1990 года. Доля отдыхающих в санаторно-курортном комплексе в общем количестве отдыхающих снизилась и колеблется в диапазоне от 54 до 64 %, что связано с высокой стоимостью проживания в санаторно-курортных учреждениях по сравнению с частным сектором.
На первое января 2009 года санаторно-курортный комплекс г. Пятигорска представлен 21 здравницей на 5831 место. В эксплуатации находится 5252 мест или 90,1% коечной емкости. Наиболее крупными собственниками здравниц города являются профессиональные союзы и ведомства, хотя в существующей практике выделяются и другие формы собственности, что следует из приводимых ниже данных (рис. 5).
"Рис. 5 - Динамика распределения санаторно-курортных учреждений г. Пятигорска по видам собственности"
Превалирующая часть санаториев имеет довольно большую вместимость в диапазоне от 100 до 750 номеров.
По удельному весу загрузки санаториев в общем показателе загрузки санаториев КМВ город-курорт Пятигорск последние годы устойчиво занимает 3 место. Анализ процента заполняемости номерного фонда показывает, что наиболее востребованными являются санаторно-курортные учреждения высшей категории со сложившимся имиджем.
Для санаторно-курортного комплекса города характерна сезонная заполняемость. Самая низкая загрузка бывает в зимний период (64,5 %). При этом даже в зимний сезон отсутствуют скидки на путевки. Пытаясь решить проблему недобора доходов в зимний сезон, ряд здравниц в летний период работают с загрузкой, превышающей проектную. Помимо позитивного краткосрочного результата, это приводит к негативному долгосрочному эффекту. Отдыхающие располагаются с меньшим комфортом, им приходится стоять в очередях на медицинские процедуры и т.д. Такое снижение сервиса приводит к ухудшению имиджа курорта в глазах этих туристов, что затем распространяется среди знакомых, то есть через самый эффективный информационный канал (согласно результатам анкетирования потребителей). Таким образом, можно говорить о неэффективности использования потенциала санаторно-курортного комплекса.
Ярко выраженной тенденцией развития санаторно-курортного комплекса города в последние годы является резкое уменьшение как доли прибыли в выручке, так и ее абсолютного значения, несмотря на то, что выручка росла во всех учреждениях довольно высокими темпами. Данный парадокс объясняется существенным ростом тарифов на коммунальные услуги, а также увеличением цен на продукты питания.
Как показывает анализ, по общему объему налоговых поступлений г. Пятигорск в 2008 г. занимал первое место среди городов-курортов КМВ. Однако на долю санаторно-курортных и туристских объектов приходится всего 4,8 % в общем объеме налоговых поступлений (рис. 6).
"Рис. 6 - Доля налоговых поступлений от санаторно-курортного и туристского комплекса в общем объеме налоговых доходов городов-курортов КМВ в 2008 г."
В отличие от других городов-курортов региона КМВ, в которых в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста поступлений налоговых платежей в бюджеты городов-курортов от деятельности санаторно-курортного комплекса, в Пятигорске рост налоговых поступлений в 2007 г. сменился их последующим сокращением в 2008 г.
Санаторно-курортный комплекс города не имеет градообразующего статуса в отличие от других городов-курортов. В этих городах он обеспечивает занятость значительной части работающего населения (так, например, в г. Кисловодске количество занятых в санаторно-курортной отрасли составляет 22,1 %, в г. Железноводске - 18,1 %, г. Ессентуки - 17,2 %). В г. Пятигорске в санаторно-курортной сфере города занято лишь 5,1 % населения.
Город обладает значительным потенциалом для развития туризма:
См. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
познавательного - большое количество музеев, архитектурных, историко-культурных памятников, музыкальных и художественных салонов, памятников ландшафтных и археологических.
туризма спортивного - горные велосипеды, дельтапланеризм, картинг, скалолазание, проведение спортивных краевых региональных и российских соревнований.
паломнического туризма - посещение монастырей, святых мест.
наличие достаточного количества научных школ и развитая сеть финансово-торговой и промышленной сферы способствуют развитию делового, конгрессного и выставочного туризма.
широкое межнациональное и межконфессиональное сотрудничество, фестивальное движение развивают туризм событийный.
Однако ни одна из 16 пятигорских туристических фирм не работает на внутреннем российском рынке, ограничиваясь контингентом граждан, приезжающих на лечение.
Ключевыми факторами, препятствующими развитию туристского потенциала, являются старение кадров и неэффективность системы их воспроизводства, утрата пеших маршрутов, как по городу, так и по его окрестностям, недостаточная оборудованность и обустроенность мест показа. Недостаточно используются современные средства (электронные, музыкальные, видео, анимационные) для повышения информационности и образности главных достопримечательностей города. Отсутствуют фирменный стиль сувенирной продукции с едиными узнаваемыми логотипами города, нет сувенирных киосков, моментальной фирменной фотографии и. т. д.
В последние годы растет предложение гостиничных услуг. В городе функционирует 9 гостиниц, сегментированных с учетом различия в доходах потребителей. Коэффициент использования гостиничного фонда колеблется по сезонам от 0,43 % (зима) до 0,59 % (лето), что указывает на низкую эффективность его использования.
Анализ спектра услуг, предоставляемых коллективными средствами размещения, показывает их низкую ориентированность на удовлетворение потребностей отдыхающих в досуговых услугах. Недостаточно представлен спектр бытовых услуг, что во многом обусловлено недостатком современных прачечных и химчисток на территории города.
Отсутствуют такие виды гостиниц, как кемпинги, туристические базы. Не сформирован туристский кластер, предполагающий тесное взаимодействие между его участниками.
Комплексная оценка потенциала туристского комплекса города позволяет сделать вывод, что Пятигорск относится к городам с относительно высокой обеспеченностью туристскими ресурсами, которые представляют природные, экономические, исторические и социально-культурные факторы, включающие объекты показа, демонстрации и изучения, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности людей, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил, однако его туристский потенциал остается невостребованным из-за неудовлетворительного состояния туристских объектов, несоответствия туристской инфраструктуры мировым стандартам. В частности, недоиспользуется потенциал детского, молодежного и семейного отдыха.
Город Пятигорск является промышленным центром КМВ. На его долю приходится почти половина промышленного производства всего региона. Удельный вес промышленного производства в общем объеме выпуска товаров и услуг г. Пятигорска превышает 60%. Основу промышленности города составляют электроэнергетика и обрабатывающее производство. Однако функционирование и развитие крупных энергетических компаний в силу инфраструктурной технико-технологической специфики и институциональной естественно-монопольной сущности отрасли электроэнергетики происходит автономно от социально-экономического развития города и подвержено воздействиям макроэкономической конъюнктуры. Роль данных компаний в развитии г. Пятигорска сводится к пополнению доходной базы местного бюджета, созданию дополнительных рабочих мест и благоустройству территории, прилегающей к офисам.
В структуре обрабатывающего производства наибольший удельный вес приходится на производство пищевых продуктов, однако доля данной отрасли имеет тенденцию к снижению. Наиболее крупными предприятиями в данной отрасли являются ЗАО "Ставропольбройлер" ФПК Пятигорский, ОАО "Холод" и ООО "Пятигорский молочный комбинат", "ОАО "Мясокомбинат "Пятигорский", ОАО "Пятигорский хлебокомбинат", на долю которых приходится около 30 % продукции крупных и средних предприятий города. Продукция данных предприятий ориентирована, прежде всего, на местный рынок сбыта.
Географическое положение и хорошо развитая транспортно-логистическая инфраструктура обеспечили тот факт, что Пятигорск является крупным торгово-логистическим центром не только Ставропольского края, но и всего Юга России, и практически уже встроен в систему мультимодального транспортного коридора "Север-Юг". В силу этого на его долю приходится более четверти краевого торгового оборота. В 2001-2006 гг. Пятигорск наряду со Ставрополем, Краснодаром, Сургутом, Москвой вышел в федеральные лидеры по уровню потребления (в сопоставимых ценах) с показателями, в 2-3 раза превышающими среднероссийские значения. Данное обстоятельство приводит к тому, что торговля и общественное питание в Пятигорске обеспечивают 22,8% налоговых поступлений, что выгодно отличает его на фоне этого показателя по краю - 14,0 %. Именно поэтому потребительский рынок города Пятигорска - один из крупнейших в Ставропольском крае. Он обеспечивает занятость 17,56 тыс. человек, из которых на сферу торговли и общественного питания приходится 14,61 тыс. (7% от общего числа жителей Пятигорска). В сфере оптовой и розничной торговли Пятигорска занято 44 % от общего числа малых и средних предприятий. В 2007 г. доля оборота малых и средних предприятий в общем обороте розничной торговли составляла 78,5 %.
Одним из важнейших секторов потребительского рынка курортного города является общественное питание. Этот сектор претерпел наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики. В процессе приватизации резко сократилось количество столовых при организациях промышленности и учебных заведениях. Стабилизация, наступившая с 2000 г., привела к росту объектов открытой сети: кафе, ресторанов и специализированных предприятий общественного питания.
Оборот предприятий общественного питания на душу населения в 2008 г. достиг 6983,7 руб., что составило 181,2% от оборота 2004 г. Проведенный опрос жителей города показал, что более 80 % считают, что таких предприятий общественного питания, как рестораны, кафе, бары в городе достаточное или даже избыточное количество. В то же время 60 % отметили нехватку столовых, а 67 % - недостаточное количество заведений диетического питания. Качество продукции в предприятиях общепита (по данным опроса жителей города) оценивается как невысокое. Указанные факторы негативно влияют на развитие санаторно-курортного и туристского комплексов.
Ретроспективный анализ инвестиционного потенциала позволяет выявить устойчивую тенденцию роста инвестиций в производственные и непроизводственные отрасли за счет всех источников финансирования. За 2004-2008 гг. инвестиции в основной капитал выросли в 2,2 раза. Устойчивый рост объема инвестиций в расчете на душу населения характеризует активизацию инвестиционной деятельности на территории города.
Сравнительное исследование динамики источников инвестиций (собственных и привлеченных) показывает более существенный рост привлеченных средств по сравнению с собственными средствами предприятий и организаций: привлеченные средства выросли в 2,8 раза, собственные - в 1,6 раза.
Однако такая динамика привлеченных средств характерна не для всех источников. Объем кредитов коммерческих банков изменялся скачкообразно. Значительный рост этого источника зафиксирован в 2007 году, однако в 2008 году произошло такое же значительное снижение в силу разразившегося финансово-экономического кризиса в условиях совпадения начала средневолнового цикла макродинамики с вложением экономики России в новый шестой длинноволновой Кондратьевский цикл (цикл продолжительностью 48-50 лет). Общий результат этих изменений - в 2008 году величина инвестиций близка к той, которая зафиксирована в 2004 году.
Наибольший вклад в положительную динамику инвестиций внесли бюджетные средства. Сумма этих средств увеличились в 14,8 раз. Отмечается активизация инвестирования за счет средств краевого и местного бюджетов. Из федерального бюджета в 2008 году инвестировано в 5,1 раз больше, чем в 2004 году.
Величина собственных средств предприятий и организаций, направленных на инвестиции, отличается нестабильностью: резкий рост в период 2004-2006 гг. сменяется резким снижением в последующем периоде. Такая же динамика характерна и для амортизации как источника инвестиций. Относительно стабильна величина прибыли, направленной на инвестиции.
См. Закон Ставропольского края от 1 октября 2007 г. N 55-кз "Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае"
Доля инвестиций в основной капитал по отношению к стоимости отгруженной продукции составляла в среднем 20-25 %. (Для справки: для развитых стран характерна доля инвестиций в ВРП в пределах 20-25 %). Такая тенденция благоприятно отражается на социально-экономическом развитии города.
Объем инвестиций в непроизводственные отрасли на протяжении всего периода превышает объем инвестиций в производственные отрасли. Такое соотношение следует воспринимать как адекватное городу-курорту.
Для постиндустриальной стадии общественного развития характерно усиление внимания к физической компоненте человеческого капитала. В связи с этим положительно воспринимается рост удельного веса здравоохранения, санаторно-курортного дела и туризма, коммунального хозяйства. Стабильно большую долю занимают инвестиции в жилищное хозяйство.
Неблагоприятную тенденцию отражает значительное снижение инвестиций в образование, что особенно нежелательно в контексте общемировой практики увеличения инновационной компоненты инвестиционного процесса. Снижение удельного веса этих инвестиций является следствием не только роста удельного веса инвестиций в другие отрасли, но и снижением суммы инвестиций, направленных в образование. Это недопустимо в преддверии перехода к созданию неоэкономики, основанной на знаниях.
Анализ позволяет сделать вывод о недостаточном участии банковской системы города в инвестиционной деятельности. Доля банковских кредитов в структуре привлеченных средств составляет 13 % в 2004 году и 23 % - в 2007 году. В 2005 г. - всего 1 %, в 2006 г. - 2 %, в 2008 г. - 5 %. Однако потенциал денежно-кредитной системы города дает основание констатировать наличие более значительных возможностей для инвестиций банковского сектора в экономику города. Отмечается тенденция увеличения количества банковских учреждений, что приводит к улучшению показателя, характеризующего обеспеченность населения банковскими услугами и их диверсификацию. Наблюдается устойчивый рост налично-денежного оборота и показателя возвратности наличных денег в 2004-2008 гг.
Научно-образовательный потенциал. Пятигорск является крупным центром высшего и среднего профессионального образования Ставропольского края. Наряду с 11 государственными вузами и филиалами, в Пятигорске функционируют 5 негосударственных (в том числе 3 филиала и 2 института). Подготовка специалистов ведется по 43 специальностям. В системе среднего профессионального образования - 13 учреждений СПО, подготовка ведется по 27 специальностям СПО. На рынке образовательных услуг в сфере ВПО и СПО доминируют специальности сферы нематериального производства.
Однако профессионально-квалификационный состав выпускаемых специалистов не в полной мере отвечает социально-экономическим потребностям города. Особенно остро не хватает выпускников технических специальностей (аналогичная ситуация наблюдается по всей стране). Кроме того, остается неудовлетворенной потребность в специалистах для ключевого в экономике Пятигорска санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплексов.
Основу научного потенциала составляют НИИ "Курортологии", Фармацевтическая академия, Пятигорский лингвистический университет, Пятигорский государственный технологический университет, Пятигорский филиал Северо-Кавказской академии государственной службы, филиал СевкавГТУ. В данных учебных заведениях сосредоточен кадровый потенциал, сложившиеся научные школы, создающие условия для инновационного развития.
Город обладает определенным организационным, кадровым, информационным и технологическим потенциалом для эффективного муниципального управления.
В период с 2005 г. до настоящего времени формирование и развитие организационного потенциала муниципального управления осуществлялось по следующим направлениям:
обеспечение эффективности деятельности органов власти за счет реализации нового Устава города, основанного на принципах местного самоуправления, сформулированных в ходе реформы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
развитие местного самоуправления в целях обеспечения стабильности в решении социальных вопросов жизнедеятельности населения и функционирования систем жизнеобеспечения жителей городского округа. Принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих организацию административного управления, организацию и правовое обеспечение муниципальной службы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, экономическую и финансовую основу осуществления основных функций Думы, администрации, муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений;
организация управленческого контроля.
См. Закон Ставропольского края от 2 марта 2005 г. N 12-кз "О местном самоуправлении в Ставропольском крае"
Анализ кадрового потенциала системы муниципального управления г. Пятигорска позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне образования служащих: 76 % имеют высшее профессиональное образование, в том числе соответствующее направлению деятельности - 69 %, 23 % среднее профессиональное (из них по профилю - 67 %). 19 % прошли повышение квалификации в последние 3 года. Все кадровые технологии обеспечены нормативно- правовой базой.
В период 2005-2009 гг. формирование и развитие информационно-аналитического потенциала системы муниципального управления Пятигорска осуществлялось по следующим направлениям:
персональная компьютеризация и информатизация органов власти, муниципальных учреждений и организаций;
создание системы оперативного информирования населения города о деятельности городских органов исполнительной и представительной власти и принятых ими решениях, системы обратной связи с общественными организациями;
организации регулярных встреч руководства города с представителями общественных организаций, политических партий, общественно значимых мероприятий и программ для населения, общественных слушаний по наиболее значимым и острым для населения города вопросам.
В исследуемый период формирование и развитие технологического потенциала муниципального управления города осуществлялось по следующим направлениям:
разработка целевых программ и их реализация;
реализация кадровых технологий в том числе проведение конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов;
реформирование финансов, совершенствование межбюджетных отношений. Формирование системы бюджетирования, ориентированного на результат, разработка технологии паспортизации бюджетных услуг.
Это позволяет существенно повысить эффективность использования финансов в городе.
Гармоничное сбалансированное социально-экономическое развитие муниципального образования - города-курорта Пятигорска возможно при обеспечении эффективного использования его бюджетного потенциала, т.е. при решении двуединой задачи - наполняемости доходной части бюджета, с одной стороны, и результативности и эффективности использования бюджетных средств - с другой. В рамках местного бюджета определяется способность органов местного самоуправления удовлетворять потребности городского населения, а также участвовать в хозяйственном развитии территории.
С точки зрения повышения качества жизни населения представляется уместным рассмотреть динамику доходов и расходов бюджета города в расчете на душу населения (Рис. 7).
"Рис. 7 - Динамика доходов и расходов в расчете на душу населения г. Пятигорска 2004-2008 гг."
Доходы в расчете на душу населения выросли за анализируемый период в 2,7 раза, а расходы - в 2,9 раза.
Значительный удельный вес в доходах бюджета г. Пятигорска составляют безвозмездные поступления. Доля трансфертов выросла за 5 лет более чем в 2 раза (с 23 % до 49,1 %), а налоговых и неналоговых доходов сократилась в 1,5 раза (с 70,4 % до 45,1 %).
В структуре собственных доходов почти половину составляет налог на доходы физических лиц (в 2004 г. - 41,3 %, в 2006 г. - 57,5 %, в 2008 г. - 46,1 %). Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, зачисляемым в местный бюджет по нормативу. Это приводит к высокой степени зависимости доходов местного бюджета от изменений бюджетного законодательства. Кроме того, налог на доходы физических лиц существенно зависит от макроэкономической конъюнктуры и вследствие этого отличается нестабильностью. Так, в 2006 - 2007 гг. дополнительный дифференцированный норматив отчислений составлял 7,9 %, а в 2008 г. 0,06 %.
Доля местных налогов в структуре собственных доходов очень мала (в 2004 г. - 6,2 %, в 2006 г. - 5 %, в 2008 г. - 6,6 %), а в целом в доходах бюджета и вовсе незначительна (в 2004 г. - 4,4 %, в 2006 г. - 2,5 %, в 2008 г. - 3 %). Однако динамика абсолютной величины поступлений от местных налогов демонстрирует положительную тенденцию.
С точки зрения отраслевой структуры наибольшая доля поступлений налогов и сборов в местный бюджет формируется за счет таких видов деятельности, как торговля и операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. Доля последней динамично растет, что является отражением общеэкономического процесса усиления услугового характера современной экономики.
Доля средств, собираемых на территории г. Пятигорска и зачисляемых в вышестоящие уровни бюджетной системы, неуклонно растет (Рис. 8).
"Рис. 8 - Зачисление налогов и сборов в бюджеты различных уровней, собираемых на территории г. Пятигорска за 2004-2008 гг."
Данные диаграммы показывают, что если в 2004 г. доля перечисляемых в вышестоящие бюджеты средств составляла - 64 %, в 2006 г. - 79 %, то в 2008 г. - 83 %. Доля средств, зачисляемых в бюджет г. Пятигорска, напротив, сократилась в 2 раза за анализируемый период (с 34 % в 2004 г. до 17 % 2008 г.).
Значительная часть средств, собираемых на территории города, перечисляется в вышестоящие уровни бюджетной системы (около 80 %), а затем возвращается через межбюджетные трансферты. "Встречные потоки" негативно отражаются на обеспеченности органов местного самоуправления в части исполнения собственных полномочий.
Анализ динамики и структуры расходов бюджета города Пятигорска в 2004-2008 гг. позволяет сделать вывод о том, что расходы социально ориентированы. Удельный вес расходов бюджета, связанных с социальной сферой и ростом качества жизни населения (включая расходы на жилищно-коммунальное хозяйство) вырос с 79,6 % в 2004 году до 88,2 % - в 2008 году. В 2008 г. этот показатель оказался выше, чем в целом в Российской Федерации (78,4 %) и Ставропольском крае (86,1 %).
Однако, несмотря на рост бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, эта сфера остается наиболее уязвимой. На конец 2008 года жилищная обеспеченность в городе Пятигорске составила 19,9 кв.м. на человека, тогда как в 2007 - 18,2 кв.м., а в 2006 - 18,0 кв.м. При этом в Ставропольском крае данный показатель составляет 20,5 кв.м. на человека, в РФ - 21,1 кв.м. Обеспеченность жильем в семьях, принятых на квартирный учет, составляет менее 10 кв.м. на человека.
24 % жилищного фонда имеет значительный износ. Из общей площади жилых помещений ветхий и аварийный жилищный фонд составляет 2,2 % общего жилого фонда, из них более 90 % приходится на многоквартирные дома.
Наращивание жилищного строительства и в целом территориальное развитие города лимитируется состоянием городской инженерной инфраструктуры. Обеспеченность населения водопроводом составляет 91,6 %. При этом внутригородские водопроводные сети имеют износ до 80 %.
В замене нуждаются почти 50 % одиночного протяжения главных коллекторов, 57 % уличной канализации. Ежегодно обновляется лишь около 0,1% уличной водопроводной сети, осуществляется замена менее 0,6 % всех канализационных.
Рост жилищного строительства актуализирует необходимость устройства систем водоснабжения и канализации. Объединенные очистные сооружения канализации работают на пределе своих возможностей. Не развита система ливневой канализации, являющаяся причиной разрушения дорожных покрытий после дождей.
Обеспеченность населения города услугами центрального отопления и горячего водоснабжения составляет 57,8 %.
Важнейшим социальным индикатором, определяющим уровень жизни горожан, является заработная плата. Средняя начисленная заработная плата за период с 2000 г. по 2008 г. выросла в 8 раз. В последние пять лет наиболее динамично росла заработная плата в сфере операций с недвижимым имуществом, что обусловлено становлением регионального рынка недвижимости и активным развитием его инфраструктуры (риэлторские и девелоперские фирмы) и ростом цен на нее, а также повышением инвестиционной привлекательности курортных регионов для институциональных инвесторов из столичных регионов, высоким уровнем иммиграции в регион в силу ряда геополитических причин. Немного ниже размер среднемесячной заработной платы в финансовой сфере, но темпы ее роста здесь ниже в 2,8 раза. Это объясняется тем, что период активного развития рынка капиталов в регионе уже позади, и сейчас в основном происходит его передел. Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы работающих зафиксирован по виду деятельности "гостиницы и рестораны". Это обусловлено высокой долей теневого сектора в данной сфере. В реальном секторе экономики (сельское хозяйство, промышленность, строительство), а также здравоохранении, транспорте и связи темпы роста среднемесячной заработной платы ниже, чем в среднем в экономике города.
Таким образом, город-курорт Пятигорск обладает уникальным ресурсным потенциалом, и дальнейшее стратегическое развитие города должно быть ориентировано на повышение эффективности его использования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.