Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Проблемы и перспективы развития города-курорта Пятигорска
глазами горожан
2.1 Результаты социологического исследования населения
Главным критерием принятия городским сообществом Стратегии социально-экономического развития является сформированность позитивного отношения к своему будущему и перспективам развития города как среде обитания, а также активная вовлеченность широких слоев населения в процесс его разработки и реализации. Основными формами включения населения в эти процессы являются: анкетирование, проведение фокус-групп и SWOT-анализ.
Значительное место в исследовании отводится анкетированию, которое позволило жителям принять участие в моделировании образа будущего города. Через вопросы, альтернативы, незаконченные предложения анкета предлагает горожанам ощутить себя в этой перспективе, "прожить" ситуацию будущего. Результаты анкетирования населения размещены ниже (рис. 9).
"Рис. 9 - Результаты опроса населения г. Пятигорска"
1 |
состояние социально-экономической сферы удовлетворительное |
23 |
миссия - город образования, культуры и спорта |
2 |
необходима стратегия развития |
24 |
Пятигорск не соответствует его культурно-историческому статусу |
3 |
приоритет - повышение качества жизни |
25 |
требует реконструкции парковая зона Машука |
4 |
основная проблема городского хозяйства - состояние дорог |
26 |
требует реконструкции проспект Кирова |
5 |
неэффективная работа городского транспорта |
27 |
требует реконструкции курортная зона |
6 |
неудовлетворительная работа ЖКХ |
28 |
требует реконструкции городское озеро |
7 |
качественные медицинские услуги - в платных поликлиниках |
29 |
избыточное количество кафе |
8 |
качественные медицинские услуги - там, где есть знакомство |
30 |
не хватает предприятий диетического питания |
9 |
платные медицинские услуги жителям недоступны |
31 |
не хватает столовых |
10 |
качественное школьное образование вполне реально |
32 |
материальное положение жителей плохое |
11 |
качественное школьное образование возможно за дополнительную плату |
33 |
живут в благоустроенных квартирах |
12 |
благоустройством города должны заниматься ЖКХ |
34 |
живут в частных домах |
13 |
благоустройством города должны заниматься сами жители города |
35 |
недостаточное количество детсадов |
14 |
уровень профессионализма персонала детских садов - высокий |
36 |
неудовлетворительное состояние зданий детсадов |
15 |
уровень профессионализма персонала поликлиник - низкий |
37 |
не достаточно клубов по интересам |
16 |
уровень профессионализма персонала социальных учреждений - низкий |
38 |
не достаточно библиотек |
17 |
низкая оснащенность детсадов |
39 |
не достаточно спортивных площадок |
18 |
низкая оснащенность поликлиник |
40 |
не достаточно медучреждений |
19 |
низкая оснащенность социальных учреждений |
41 |
для создания туристской зоны необходимо улучшить качество туристских услуг |
20 |
миссия города - культурно-оздоровительный и туристский центр |
42 |
необходимо развивать оздоровительный туризм |
21 |
миссия - культурно-исторический центр |
43 |
считают себя патриотами |
22 |
миссия - уютный и процветающий город |
44 |
желание переехать в другой город |
Выводы:
1. Разработка стратегии развития города является чрезвычайно актуальной для большинства жителей.
2. В настоящее время в восприятии жителей Пятигорска социально-экономическая ситуация в городе удовлетворительная (40 %) и терпимая (40 %).
3. Для большинства жителей характерна убежденность в целесообразности разработки стратегии развития.
4. В качестве приоритетов стратегии развития граждане назвали повышение качества жизни и улучшение состояния окружающей среды.
5. В общественном сознании горожан значительное место занимает суждение, что многое зависит от их личного вклада, что создает ситуацию самоопределения населения по отношению к перспективам развития города. Это поможет консолидировать при целенаправленной работе администрации города активную часть населения в процессе обсуждения и дополнения содержания стратегии, а также ее реализации.
6. Вместе с тем, отсутствие ясного представления у жителей, относительно их возможностей участвовать в решении городских проблем свидетельствует о том, что население города в недостаточной мере владеет информацией о структуре потенциала развития города, а также не осознает роль местного самоуправления в решении проблем. Это приводит как к появлению завышенных требований к перспективам развития города (фантастические проекты) с проявлением иждивенчества (администрация обязана), так и к невозможности выдвигать собственные обоснованные проекты деятельности, которые могли бы служить развитию города.
7. Жители в качестве основных проблем городского хозяйства называют состояние городских дорог, уборку и вывоз мусора, благоустройство дворов и улиц, работу жилищно-коммунального хозяйства, что является подтверждением общности проблем российских городов.
8. По мнению жителей, администрация в целях успешного решения городских проблем должна вести поддержку промышленности, перспективных производств, создавать условия для развития малого и среднего бизнеса, осуществлять эффективное землепользование. Разбросанность позиций, отсутствие близких позиций по решению проблем развития города говорит о хаотичности представлений горожан о своем городе, а также о том, чем должна заниматься администрация города.
9. Большинство жителей уверены в том, что более качественные медицинские услуги могут получать в платных поликлиниках, при этом считая для себя эти услуги недоступными.
10. При выборе миссии города целесообразно учесть следующие предпочтения горожан относительно дальнейших траекторий развития: курортно-оздоровительный и туристский центр; культурно-исторический центр с развитой туристической инфраструктурой; уютный и процветающий город, комфортная среда для обитания его жителей; город образования, культуры, спорта.
11. По мнению большинства жителей, Пятигорск не соответствует его культурно-историческому статусу, а состояние многих культурно-исторических мест требует реконструкции.
12. В целом жителей удовлетворяет торговая сеть города. Отмечается, что рестораны, кафе, заведения типа "фаст-фуд" имеются в достаточном количестве, а последние даже в избытке. При этом не достает предприятий диетического питания и столовых. Качество их продукции респонденты оценивают как низкое.
13. Более половины жителей оценивают свое материальное положение как плохое.
14. Жители Пятигорска активно используют различные виды семейного отдыха и формы работы с детьми, отмечая при этом недостаточное количество детских садов, школ, библиотек, медицинских учреждений, спортивных площадок и невысокий уровень их функционирования и состояния.
15. Для создания туристской зоны международного уровня опрошенные предлагают развивать следующие виды туризма: оздоровительный, детский, спортивный.
16. В завершении следует отметить достаточно высокий патриотический настрой горожан, что создает уверенность в заинтересованности населения в реализации стратегии развития города.
Результаты опроса руководителей представлены на рис.10.
"Рис. 10 - Результаты опроса руководителей организаций г. Пятигорска"
1. опыт работы свыше 10 лет
2. опыт работы свыше 5 лет
3. мешает работе износ основных фондов
4. проверки контролирующих органов
5. нехватка подготовленных специалистов
6. пассивность населения
7. необходимость разработки стратегии
8. перспективы развития города зависят от их участия
9. свой вклад видят в повышении квалификации персонала
10. свой вклад видят в содействии развитию деловой активности
11. вклад видят в инициировании разработки общественно значимых программ
12. свой вклад видят в создании рабочих мест
13. улучшить ситуацию в городе может разработка нормативно-правовых документов
14. улучшить ситуацию в городе может создание единой информационной сети
15. улучшить ситуацию может широкое освещение деятельности предпринимателей в СМИ
16. основная проблема - недостаточное финансирование
17. основная проблема - нехватка квалифицированных кадров
18. основные источники инвестиций - бюджетные средства
19. основные источники инвестиций - собственные средства
20. конкурентоспособность предприятия - высокая
21. инвестиционный климат города - низкий
22. приоритетные направления инвестиционной политики - санаторно-курортная сфера
23. приоритетные направления инвестиционной политики - туризм
24. приоритетные направления инвестиционной политики - ЖКХ
25. приоритетные направления инвестиционной политики - образование и культура
26. считают себя патриотами
27. не имеют желания переехать в другой город
Выводы:
1. Руководители, попавшие в выборку, имеют в основной массе достаточно большой опыт. Более половины респондентов имеют опыт работы свыше 10 лет, а еще четверть - более 5 лет, что позволяет предположить взвешенность суждений и достаточную осведомленность о проблемах в своей сфере деятельности.
2. Большинство руководителей убеждены в том, что от их личного участия зависит развитие города. Это свидетельствует не только о наличии у них достаточного ресурсного и управленческого потенциала, но и говорит об их позитивном настрое на участие в реализации Стратегии.
3. Руководители в качестве главных причин, мешающих их работе, назвали износ основных фондов, частые проверки контролирующих органов, нехватку квалифицированных специалистов, пассивность населения, недостаток собственных средств.
4. Также, как и жители города, руководители обнаружили единодушие в понимании необходимости разработки стратегии развития города. Данное суждение разделяет подавляющее большинство руководителей.
5. Свой вклад в развитие города руководители видят в повышении квалификации персонала, содействии улучшению предпринимательского климата, деловой активности, инициировании разработки общественно значимых программ, создании рабочих мест.
6. По мнению опрошенных, улучшить ситуацию в их сфере могли бы следующие мероприятия: разработка и упорядочение нормативно-правовых документов, создание единой информационной сети, более широкое освещение положительных результатов предпринимательской деятельности в СМИ города.
7. В качестве основных проблем, существующих в отрасли, руководители назвали недостаточное финансирование, износ основных фондов, а также нехватку квалифицированных кадров.
8. Как было выявлено в ходе исследования, основными источниками инвестиций, которыми предприятия пользуются в настоящее время, являются бюджетные и собственные средства.
9. Руководители в подавляющем большинстве высоко оценивают конкурентоспособность своего предприятия, при этом, невысоко оценивая инвестиционный климат города.
10. В качестве приоритетных направлений инвестиционной политики были названы санаторно-курортная сфера, туризм, ЖКХ и городское хозяйство, образование и культура.
11. Заметен высокий патриотический настрой руководителей. Желание переехать в другой город имеет очень незначительная часть - менее одного процента опрошенных.
12. Большинство руководителей (85,8 %), попавших в выборку, находятся в возрасте от 31 до 60 лет. Среди них: 44 % мужчин и 56 % женщин. По образовательному потенциалу выявлено следующее: в основном респонденты имеют экономическое, техническое и педагогическое образование.
2.2. Анализ результатов общественного мнения граждан РФ об образе
города-курорта Пятигорска
В рамках разработки проекта настоящей Стратегии экспертами Пятигорского филиала СКАГС в ряде субъектов РФ был проведен социологический опрос, посвященный исследованию отношения граждан РФ к репутации, имиджу и историко-культурному облику города-курорта Пятигорска. Число опрошенных респондентов составило 518 человек разных профессий, уровней образования, проживающих в 14 субъектах РФ: (Чувашская республика, Ставропольский край, Астраханская область, Воронежская область, Владимирская область, Липецкая область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Орловская область, Саратовская область, Смоленская область, Тамбовская область, Томская область).
Выводы:
1.Подавляющая часть опрошенных строит свои суждения на основе чужих представлений и впечатлений.
2. Значительное число (69 %) опрошенных посещали город в лечебно-оздоровительных целях и сравнительно небольшая часть респондентов (24 %) в качестве цели посещения указала туризм и (7% опрошенных) - бизнес.
3. У многих респондентов город Пятигорск ассоциируется с городом-курортом; у 19 % - с центром туризма Северного Кавказа, у 12 % - с городом-памятником историко-культурного наследия.
4. Значительная часть (43 %) респондентов оценивают уровень сервиса в санаторно-курортном комплексе г. Пятигорска как "скорее, высокий", однако достаточно высок процент тех, кто не смог сформировать свою точку зрения по данному вопросу (35% от общего числа опрошенных).
5. Как показал опрос, лишь 9 % респондентов предпочитают отдыхать на курортах Кавказских Минеральных Вод, в то время как на курортах Краснодарского края - 37 %, а отдых за рубежом предпочитают 38 %.
Графически результаты исследования можно представить серией рисунков (11-16).
"Рис. 11 Общее количество респондентов, принявших участие в социологическом опросе, посвященном исследованию отношения граждан РФ к репутации, имиджу и историко-культурному облику города-курорта Пятигорска"
"Рис. 12. Ассоциативные представления и источники информированности граждан РФ о Пятигорске"
"Рис. 13 Предпочтения опрошенных граждан РФ относительно выбора места отдыха"
"Рис. 14. Целевые ориентиры граждан при посещении Пятигорска"
"Рис. 15. Оценка уровня сервиса санаторно-курортного и туристического комплекса г. Пятигорска"
"Рис. 16. Образовательная и социальная структура опрошенных граждан РФ"
Полученные результаты являются свидетельством недостаточной сформированности имиджа города, ограниченности суждений респондентов их слабым представленческим уровнем о Пятигорске как городе-курорте и городе-памятнике историко-культурного наследия. В связи с этим представляется целесообразным разработка мероприятий, связанных с пропагандой необходимости развития города-курорта, сохранения его рекреационной привлекательности и с планомерной работой по формированию позитивного имиджа и бренда города.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости формирования имиджа Пятигорска как историко-культурного достояния России и развития в Пятигорске курортно-туристического кластера.
2.3. Результаты работы фокус-групп
Всего было проведено 5 фокус-групп, которые сочетали в себе интервью, дискуссию и беседу и проводились на базе Пятигорского филиала СКАГС и Администрации г. Пятигорска.
Основная идея состояла в том, чтобы организовать групповую дискуссию с небольшой группой людей таким образом, чтобы позволить каждому выразить свое мнение. В то же время группа должна быть достаточной, чтобы представить различные взгляды на предмет исследования и учесть разносторонний опыт участников.
Цель проведения фокус-группы заключалась в выявлении:
отношения участников к разработке стратегии развития города;
"проблемных" зон, т.е. недостатков социально-экономического развития города, существующих в сознании жителей;
предпочтений респондентов в выборе приоритетных направлений стратегии развития города;
реакций участников на выбор решений.
В ходе обсуждения участники обменивались мнениями, отвечали на вопросы ведущего, а также реагировали на высказывания других. Это позволило выявить самые разнообразные оттенки и варианты мнений, реакций и установок людей по обсуждаемой теме. Взаимодействие между респондентами, имевшее место в ходе фокус-групп, позволило получить информацию относительно возможных направлений решения проблем в тех или иных областях социально-экономического развития города Пятигорска. Высказанные в ходе фокус-групп мнения репрезентативны по отношению к исследуемой социальной группе, т.к. обсуждение проходило в условиях социального равенства, отсутствия давления на выступающих со стороны ведущего, вовлеченности в дискуссию всех ее участников.
Групповая дискуссия начиналась с широкой темы: важности стратегии для устойчивого развития города, а затем тематика постепенно сужалась, переходя напрямую к проблемам социальной сферы, производства, городского хозяйства, финансовой системы города. В каждой из фокус-групп ориентация была на определенную тему: социальный блок, производство, городское хозяйство, финансы, общественно-политическая сфера.
Предметом обсуждения в группах были вопросы, связанные с развитием промышленности в городе, созданием транспортно-логистического центра, реконструкцией жилищно-коммунального хозяйства и решением ряда социальных проблем. В результате организованных дискуссий интерес участников был сфокусирован на решении предложенных им проблем. Каждая из проведенных фокус-групп была ориентирована, прежде всего, на выработку коллективных реакций, в связи, с чем наблюдалось проявление типовых коллективных мотиваций, мнений, аффектов. Значительная часть информации была получена в форме ответов респондентов на вопросы или в виде словесных речевых реакций на те или иные стимулы.
В каждой группе работали модераторы - представители Пятигорского филиала СКАГС. Под их руководством происходило обсуждение проблем, локальных целей и направлений развития города. Локальные цели и направления предлагалось рассматривать в соответствии предложенным критериям. В качестве таковых были выбраны: значимость, т.е. локальные цели и направления должны иметь стратегическое значение, соответствующее особенностям города и работать на перспективу; ориентация на устойчивое развитие, т.е. сбалансированное развитие природы, общества и экономики; реализуемость, т.е. локальные цели и направления должны иметь текущие, перспективные ресурсы для их реализации (финансовые, материальные, инновационные, природные, трудовые, информационные, временные и др.).
Главной задачей модератора являлось определение хода работы секции, придания ему соответствующего направления. Это удавалось в значительной степени благодаря соответствующей постановке вопросов.
Вопросы в фокус-группе предлагались в общепринятом для такого метода исследования порядке: ознакомительные, вводные, переходные (от вводных к основным), основные и заключительные вопросы. Отвечая на ознакомительные, респонденты кратко представлялись. В ответах на вводные - респонденты рассказывали о тех фактах из жизни города Пятигорска, которые имеют непосредственное отношение к теме. Полученная таким образом информация, не является основой для выводов, однако подобное проведение дискуссии стимулирует процесс общения респондентов. Переходные - позволяли участникам увидеть обсуждаемую тему в более широком свете, узнать об отношении других к данной теме. Основные вопросы касались поведения, мотивации людей и являлись предметом анализа. Заключительные вопросы задавались в конце фокус-группы и были связанны# с рефлексией, восприятием респондентами темы и собственной позиции. Финальные вопросы помогли узнать то, что, по мнению участников, было пропущено в ходе дискуссии.
Фокус-группы помогли прояснить многие сложные вопросы, связанные с определенной определенной# сферой деятельности, продемонстрировали широкий спектр мнений по ряду аспектов выдвинутой проблеме.
Основные выводы по результатам проведенных фокус-групп.
1. По мнению всех участников, г. Пятигорск нуждается в разработке стратегии социально-экономического развития.
2. В целом реакции участников фокус-групп на выбор решений выдвинутых проблем совпадали. Отдельные позиции различались в связи с недопониманием проблемы или отсутствием полной информации.
3. Город нуждается в решении ряда проблем, которые были выявлены в ходе работы каждой группы, сформированной по принадлежности к той или иной сфере.
Экономика
1. Отсутствие квалифицированных кадров - 23-*(1)
2. Противоречие между потребностями населения города и возникновением новых объектов инфраструктуры - 10
3. Спецификация прав собственности на объекты санаторно-курортной сферы - 8
4. Противоречие складывающейся отраслевой структуры с курортной специализацией города - 8
5. Проблемы развития инженерной инфраструктуры - 7
6. Отсутствие внешних инвесторов - 6
7. Отсутствие финансирования и разумной кредитной политики - 5
8. Отсутствие межгородской кооперации - 5
Торговля и общепит
1. Состояние дорог, слабая пропускная способность - 21
2. Высокий уровень тарифов ЖКХ - 18
3. Высокий уровень теневой деятельности - 15
4. Низкая зарплата, старение, отсутствие кадров - 14
5. Низкий уровень благоустройства - 12
6. Низкий уровень культуры населения - 10
7. Низкий уровень маркетинга города - 6
8. Низкий уровень услуг связи, IP-технологии - 3
9. Замена ручного труда механизированным, устаревшее оборудование - 3
10. Отсутствие системы информирования работников торговли - 3
11. Недостаточная включенность СМИ - 2
Финансы
1. Юридическая и финансовая неграмотность населения и предпринимателей - 24
2. Низкий уровень легализации бизнеса -13
3. Менталитет населения - 5
4. Недостаток профессиональных кадров - 5
5. Отсутствие поддержки со стороны правовых органов - 4
6. Неадекватность информации о кредитной истории заемщика - 2
7. Недостаток информации о развитии инфраструктуры города - 2
8. Искажение информации о деятельности банков - 2
9. Неосведомленность населения о существующих механизмах поддержки администрации - 2
10. Мошенничество в финансовой сфере - 2
11. Отсутствие самостоятельности в принятии решений дополнительными офисами - 1
12. Раздробленность административной площадки КМВ -1
13. Возможности реализации залога при условии невозможности возврата кредита - 1
14. Низкая роль торгово-представительной палаты -1
Санаторно-курортная и туристическая сфера
1. Создание инфраструктуры санаторно-курортной и туристической деятельности - 20
2. Отсутствие координации между различными структурами - 18
3. Несовершенство налоговых и тарифных механизмов стимулирования привлечения отдыхающих -17
4. Недостаточный кадровый потенциал (обслуживающий технический персонал)- 12
5. Неблагоустроенность зон отдыха -7
6. Отсутствие гостиниц среднего уровня (для школьного, детского туризма) - 3
7. Отсутствие муниципального заказа медицинским учреждениям, поликлиникам - 2
8. Отсутствие муниципального маркетинга - 2
9. Отсутствие имиджа города как туристического центра - 1
Образование
1. Необходимость муниципального заказа образовательным учреждениям города - 16
2. Развитие системы дополнительного профессионального образования -13
3. Формирование доступной среды для получения услуг людьми с особыми потребностями - 8
4. Развитие туристско-рекреационной зоны - 6
5. Внедрение инновационных технологий в образование - 6
6. Создание единого информационного пространства - 3
7. Усиление взаимодействия между образовательными учреждениями города, ЦЗ и производственной сферой - 3
8. Приоритетное развитие системы среднего профессионального образования - 2
9. Развитие инфраструктуры образования - 2
10. Применение инновационных методов в социальном обслуживании граждан - 1
Общественно-политическая сфера
1. Недоверие населения к властным структурам - 6
2. Пассивное участие населения в общественной жизни города - 5
3. Проявления правового нигилизма населения - 4
4. Административные барьеры для развития бизнеса - 3
5. Невысокий уровень профессионализма муниципальных служащих - 3
6. Отсутствие должного PR-обеспечения и недостаточная степень открытости и прозрачности деятельности администрации Пятигорска - 2
1* Цифра показывает число голосов, отданных данной проблеме
2.4. SWOT-анализ
Внешнее институциональное воздействие на город оказывают региональная политика государства на краевом и федеральном уровнях, уникальное геополитическое положение города ввиду близости к регионам повышенного геополитического риска и общемировые процессы и тенденции.
Важнейшими внутренними движущими силами развития г. Пятигорска являются экономическая база города, ее рост и уровень диверсификации; высокая концентрация предприятий химической промышленности.
Происходит объективный процесс интеграции г. Пятигорска в экономику, науку, культуру края. Активизируется конкуренция с другими городами в борьбе за инвестиции, квалифицированную рабочую силу для обеспечения более высокого уровня жизни населения. Чтобы выдержать конкуренцию, городу необходимо эффективно использовать внутренние ресурсы с целью выгодного позиционирования на российском и региональном рынках, включения в систему общественного разделения труда.
Источником возникновения возможностей и угроз могут быть изменение макроэкономических параметров, внешние инвесторы, конкуренты, контрагенты г. Пятигорска. Конкретное наполнение матрицы SWOT целесообразно проводить в следующих направлениях: экономика; городское хозяйство; финансово-кредитная сфера; общественно-политическая ситуация социальная сфера экология; местное самоуправление.
Таблица 3
SWOT-анализ сильных и слабых сторон города
Анализируемая система |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Экономика |
- наличие уникальных бальнеологических ресурсов; - наличие инфраструктуры, обеспечивающей транспортную доступность курорта для жителей других регионов России; - стабильный потребительский рынок с высокими темпами развития материально-технической базы и уровнем насыщенности товарами и услугами; - сложившаяся исторически рекреационная структура; - большое количество действующих туристских фирм; - богатое культурное и историческое наследие, многообразие исторических, природных, архитектурных памятников; -активизация процесса формирования современных видов туризма; - наличие объектов инфраструктуры для отдыха и развлечений (ипподром, канатная дорога, стадион); - большой рынок сбыта, обусловленный удобным географическим положением города; -высокий интерес потенциальных инвесторов к сфере торговли; - наличие разных форматов розничной торговли от небольших киосков до крупных (по меркам города) сетей; - развитая фирменная торговля местных товаропроизводителей; - развитая инфраструктура связи; - наличие специалистов для развития новых технологий в области связи. |
- отсутствие источников внутренних инвестиций; - низкий уровень технических, технологических и информационных характеристик развития предприятий; - отсутствие смены поколений в технической, технологической и кадровой составляющей; - отсутствие квалифицированных кадров нужных специальностей во всех сферах деятельности; - высокий износ объектов санаторно-курортного комплекса; - низкий уровень благоустройства территории города, снижение плотности зеленых насаждений и вырубка городских лесов; - ограниченность территорий для строительства новых объектов; - низкое качество мест для временного пребывания туристов, ограниченность перечня предоставляемых услуг и их несоответствие заявленному статусу; - неразвитая инфраструктура туристского рынка; - неудовлетворительное состояние некоторых памятников архитектуры (Пушкинские ванны, Лермонтовская галерея); - низкий уровень организации маркетинговой деятельности в сфере туризма; - отсутствие достоверной и полной информации о турпродуктах; - поток туристов является вторичным от количества отдыхающих в санаториях; - недостаточная ресурсная база (материально-техническая и финансовая) малого торгового бизнеса; - отсутствие законодательной базы, регулирующей развитие внутреннего потребительского рынка в РФ; - низкая пропускная способность дорожной сети города; - недостаточный уровень вложений в развитие транспорта; - убыточность транспортной отрасли; - низкая конкуренция городскому электрическому транспорту со стороны других видов транспорта ввиду исторически сложившейся конфигурации дорожной сети; - низкий профессиональный уровень работников потребительской сферы; - низкая культура потребления, неспособная в решающей мере влиять на конкуренцию в потребительском рынке и ликвидацию стихийной торговли. |
2. Городское хозяйство |
- наличие территориального планирования (принят Генплан города); - реализация мероприятий по энергосбережению; - финансовая поддержка из Фонда содействия реформированию ЖКХ; - наличие муниципальных структур, ответственных за состояние инфраструктуры города; - положительная динамика обеспеченности граждан жильем (с учётом всех источников финансирования строительства); - наличие муниципальных программ повышения качества условий проживания (в том числе участников ВОВ); - реализация муниципальной целевой программы помощи молодым семьям в приобретении жилья; - осуществление капитального ремонта части жилищного фонда за счет средств муниципального бюджета. |
- высокая степень износа инженерных сетей, приводящая к потерям ресурсов; - рост тарифов на энергоносители и услуги ЖКХ; - техническая отсталость оборудования коммунального хозяйства, требующая дополнительных финансовых затрат на обслуживание и ремонт; - низкое качество коммунального обслуживания; - наличие ветхого и аварийного жилья, домов старой застройки; - неразвитость инженерной инфраструктуры в местах проживания и новой застройки; - недостаточное благоустройство значительной части жилого фонда; - отсутствие четких ориентиров развития городского хозяйства; - некачественное управление жилищным фондом; - неразвитость найма жилого помещения как формы обеспечения условий проживания; - снижение показателей ввода жилых домов. |
3. Финансово-кредитная сфера |
- наличие развитой финансовой инфраструктуры; - налаженные контакты профессиональных участников финансового рынка; - сложившаяся система управления кредитными рисками, позволяющая нивелировать негативные последствия экономического кризиса; - достаточно высокий уровень предложения основных банковских услуг; - развитая клиентская база; - сформированная потребность населения в банковских услугах. |
- слабое государственное регулирование финансовой сферы на региональном уровне в Ставропольском крае; - отсутствие единого информационного ресурса, содержащего данные обо всех финансово-кредитных учреждениях города; - низкая финансовая грамотность населения; - стойкое недоверие населения к новым услугам в финансовой сфере. |
4. Общественно-политическая ситуация |
- осознаваемые тенденции и перспективы развития городского сообщества; - разнообразный социокультурный и этноконфессиональный портрет города; - конкурентоспособные научные и образовательные учреждения. |
- правовой нигилизм населения; - недоверие части населения к местной власти; - отсутствие активной позиции населения в общественной жизни города; - бюрократизация органов местного самоуправления. |
5. Социальная сфера |
- широкий доступ населения к качественному бесплатному образованию на уровне государственных образовательных стандартов; - развитая инфраструктура образовательных учреждений; - наличие высококвалифицированного кадрового потенциала учебных заведений для подготовки и переподготовки кадров; - концентрация образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в городе; - сложившиеся научные школы; - развитая инфраструктура больничных медицинских учреждений; - высокий уровень профессионализма медицинского персонала (наличие сертифицированных специалистов - 95 %); - достаточное количество диагностического оборудования в лечебно-профилактических учреждениях; - широкий доступ населения к качественному медицинскому обслуживанию; - высокое качество медицинских услуг на платной и бесплатной основе; - рост ивестиций# местного бюджета на здравоохранение. |
- несоответствие структуры подготовленных кадров по специальностям, реальной потребности экономики города; - нехватка дошкольных образовательных учреждений; - недостаточное количество учреждений дополнительного образования и слабая материально-техническая оснащенность имеющихся; - существенные различия по объему и качеству предоставляемых образовательных услуг; - отсутствие условий для межвузовского взаимодействия в подготовке кадров для развития инновационной экономики; - отсутствие муниципальных заказов на инновационные проекты; - недостаточная укомплектованность медицинскими (врачебными) кадрами; - высокая степень износа основных фондов медицинских учреждений; - низкая продолжительность жизни населения; - высокая смертность мужчин в средних возрастах; - нехватка мощностей стационарных учреждений; - недостаточный охват и качество проводимой диспансеризации населения; - недостаточная просветительная работа с населением по профилактике социальных болезней. |
6. Экология |
- чистый атмосферный воздух; - высокий уровень озеленения. |
- |
7. Местное самоуправление |
- наличие сложившейся управленческой команды в администрации города; - готовность к восприятию управленческих инноваций представителями муниципальной власти. |
- несовершенство системы муниципальной статистики; - недостаточная эффективность механизма координации деятельности органов местного самоуправления с федеральными и региональными органами государственной власти; - низкая технологическая культура управления. |
Таблица 4
SWOT-анализ возможностей и угроз для города
Анализируемая система |
Возможности |
Угрозы |
1. Экономика |
- участие города в реализации приоритетных проектов, предусмотренных стратегией развития Ставропольского края; - привлечение инвестиций в отрасли, производящие товары и оказывающие услуги санаторно-курортному и туристскому комплексу; - использование путей развития, вытекающих из преодоления кризисных ситуаций; - восприятие города как места отдыха и лечения населением России и стран СНГ; - развитие современных видов туризма; - реализация на федеральном уровне некоммерческой рекламы туристских объектов КМВ; - развитие, совершенствование инфраструктуры торговли за счет использования возможностей краевых и внешних инвесторов; - увеличение объемов реализации торговых услуг при дальнейшем развитии санаторно-курортного и туристского комплексов; - расширение доступа на рынки непосредственных производителей сельскохозяйственной продукции; - государственная поддержка развития транспортной инфраструктуры региона; - развитие новых услуг связи. |
- изменение курса национальной валюты; - неустойчивость финансирования государственных программ; - высокая процентная ставка по кредитам; - рост тарифов на энергоносители; - снижение платежеспособного спроса населения; - высокий уровень конкуренции с продукцией перерабатывающих производств, как других регионов России, так и зарубежных стран; - дальнейшее снижение конкурентоспособности по сравнению с другими городами КМВ; - потеря имиджа города- курорта; - снижение расходов предприятий на социальные программы (оплата путевок сотрудников); - строительство непрофильных объектов и нецелевое использование рекреационных ресурсов; - истощение уникальных природных ресурсов (озеро Тамбукан); - снижение спроса на туристские услуги при появлении информации о политической нестабильности в соседних регионах; - проникновение на рынок контрафактной, низкокачественной продукции; - зависимость рынка непродовольственных товаров от импорта; - недобросовестная конкуренция со стороны хозяйствующих субъектов других регионов; - природные и техногенные катастрофы. |
2. Городское хозяйство |
- создание системы сертификации и метрологии в области ЖКХ как фактора повышения качества жилищно-коммунальных услуг; - активизация роли государства в реформировании ЖКХ (контроль и надзор, правовое регулирование); - выстраивание системы развития ипотечного кредитования на государственном уровне. |
- рост неплатежей за коммунальные услуги в связи с экономическим кризисом; - сокращение инвестиций в коммунальное хозяйство; - рост процентных ставок по ипотечным кредитам. |
3. Финансово-кредитная сфера |
- санирующий эффект экономического кризиса; - создание единой информационной базы; - принятие законодательных актов, регламентирующих укрупнение кредитных организаций, что позволит унифицировать качество услуг, повысить их надёжность. |
- длительное депрессивное состояние экономики; - наличие внешних правовых фильтров; - повышение нормативов, регламентирующих банковскую деятельность; - повышение рисков для финансовой системы, обусловленных соседством со слабо развитыми территориями. |
4. Общественно-политическая ситуация |
- использование органами местного самоуправление потенциала институтов гражданского общества в регулировании функционирования различных сфер жизнедеятельности города. |
- неконтролируемая миграция; - конфликтогенный потенциал межэтнических и этноконфессиональных отношений; - конфликтогенный потенциал отношений "резиденты" - "мигранты". |
5. Социальная сфера |
- реализация федеральных целевых программ в области охраны здоровья и образования; - рост спроса на образовательные и медицинские услуги; - реализация национальных проектов; - приток трудовых ресурсов за счет мигрантов из регионов России и СНГ. |
- снижение уровня доходов населения под воздействием роста инфляции и снижения доступа к кредитным ресурсам; - неблагоприятная для состава экономически активного населения демографическая ситуация, старение населения - неустойчивость институциональной среды в условиях реформ. |
6. Экология |
- передача городских лесов в соответствующие федеральные органы или возрождение Департамента по лесу при администрации КМВ. |
- загрязненность и незарегулированность реки Подкумок; - оползневые процессы; - крупные лесные пожары. |
7. Местное самоуправление |
- рост качества государственного и муниципального управления, оптимизация бюджетных расходов в условиях административной реформы. |
- кардинальное изменение федерального законодательства |
Основными сильными сторонами города являются:
наличие уникальных бальнеологических ресурсов;
сложившаяся исторически рекреационная структура;
большое количество действующих туристских фирм;
богатое культурное и историческое наследие, большое количество исторических, природных, архитектурных памятников;
наличие инфраструктуры, обеспечивающей транспортную доступность курорта для жителей других регионов России;
развитая фирменная торговля местных товаропроизводителей;
наличие территориального планирования (принят Генплан города);
стабильный потребительский рынок с высокими темпами развития материально-технической базы и уровнем насыщенности товарами и услугами;
высокий уровень толерантности городского сообщества и готовность к активному экономическому и социокультурному сотрудничеству.
Основными слабыми сторонами города являются:
отсутствие источников внутренних инвестиций;
низкий уровень технических, технологических и информационных характеристик развития предприятий;
отсутствие смены поколений в технической, технологической и кадровой составляющей;
отсутствие квалифицированных кадров нужных специальностей во всех сферах деятельности;
высокий износ объектов санаторно-курортного комплекса;
низкий уровень благоустройства территории города, снижение плотности зеленых насаждений и вырубка городских лесов;
низкое качество мест для временного пребывания туристов, ограниченность перечня предоставляемых услуг и их несоответствие заявленному статусу;
неразвитая инфраструктура туристского рынка;
низкий уровень организации маркетинговой деятельности в сфере туризма;
отсутствие достоверной и полной информации о турпродуктах;
отсутствие четких ориентиров развития городского хозяйства;
низкая финансовая грамотность населения;
правовой нигилизм населения;
отсутствие активной позиции населения в общественной жизни города.
Наиболее значимыми возможностями для города являются:
участие города в реализации приоритетных проектов, предусмотренных стратегией развития Ставропольского края;
привлечение инвестиций в отрасли, производящие товары и оказывающие услуги санаторно-курортному и туристскому комплексу;
использование путей развития, вытекающих из преодоления кризисных ситуаций;
восприятие города как места отдыха и лечения населением России и стран СНГ;
реализация на федеральном уровне некоммерческой рекламы туристских объектов КМВ;
активизация роли государства в реформировании ЖКХ (контроль и надзор, правовое регулирование);
выстраивание системы развития ипотечного кредитования на государственном уровне;
использование органами местного самоуправление потенциала институтов гражданского общества в регулировании функционирования различных сфер жизнедеятельности города.
Основными угрозами для города являются:
Макроэкономические риски:
длительное депрессивное состояние экономики;
изменение курса национальной валюты;
неустойчивость финансирования государственных программ;
высокая процентная ставка по кредитам;
рост тарифов на энергоносители;
снижение платежеспособного спроса населения;
Мезоуровневые (региональные и отраслевые) риски:
дальнейшее снижение конкурентоспособности города по сравнению с другими городами КМВ;
потеря имиджа города-курорта;
строительство непрофильных объектов и нецелевое использование рекреационных ресурсов;
снижение спроса на туристские и санаторно-курортные услуги при появлении информации о политической нестабильности в соседних регионах;
природные и техногенные катастрофы.
Таблица 5
Соотношение сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
Реализация возможностей внешней среды за сильных сторон города |
Преодоление угроз внешней среды за счет сильных сторон города |
- наличие уникальных бальнеологических ресурсов, исторических и культурных традиций, богатое культурное и историко-архитектурное наследие, ландшафтное разнообразие, транспортная доступность позволят сохранить интерес к городу как к месту лечения и отдыха со стороны населения России. - высокая диверсификация экономики города, конкурентоспособность отраслей пищевой промышленности, большой рынок сбыта и развитая фирменная торговля местных товаропроизводителей позволяют использовать пути развития, вытекающие из преодоления имеющихся кризисных ситуаций. - налаженное взаимодействие органов власти и населения города, наличие муниципальных структур, ответственных за состояние инфраструктуры города, развитая финансовая структура могут внести свой вклад в реконструкцию санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплексов. |
- снижение конкурентоспособности по сравнению с другими городами КМВ, потеря конкурентных преимуществ могут быть преодолены путем сохранения и приумножения привлекательных для населения и бизнеса характеристик развития за предыдущий период. - выгодное географическое положение, наличие сформированной финансовой структуры, конкурентоспособные научные и образовательные учреждения могут способствовать преодолению последствий экономического кризиса. - высокая конкурентоспособность отраслей пищевой промышленности города, большой рынок сбыта могут противодействовать росту конкуренции со стороны перерабатывающих производств, как других регионов России, так и зарубежных стран. - реализация мероприятий, предусмотренных Генеральным планом развития города, может противодействовать негативным эффектам от строительства непрофильных объектов и нецелевого использования рекреационных ресурсов. |
Таблица 6
Соотношение сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
Использование возможностей внешней среды для нивелирования слабых сторон |
Непреодолимые угрозы внешней среды при сохранении слабых сторон города |
- сохранение интереса к курорту со стороны населения России, реализация федеральных целевых программ в области охраны здоровья граждан будут способствовать восстановлению объектов санаторно-курортного комплекса, обустройству территории города и улучшению экологической ситуации. - путем преодоления проблем низкого уровня организации маркетинговой деятельности в сфере туризма и зависимости потока туристов от количества отдыхающих в санаториях может стать использование некоммерческой рекламы туристских объектов КМВ на федеральном уровне. - реализация приоритетных проектов, предусмотренных в стратегии Ставропольского края, и привлечение инвестиций в отрасли, производящие товары и оказывающие услуги санаторно-курортному и туристскому комплексу, может способствовать выработке четких ориентиров развития экономики города нивелировать внутренний "инвестиционный голод". |
- потеря имиджа города-курорта, отсутствие комплексной программы развития туристского комплекса, истощение уникальных природных ресурсов на фоне длительного депрессивного состояния экономики могут привести к резкому снижению конкурентной привлекательности города по сравнению с другими городами-курортами региона КМВ. - сокращение объемов ипотечного кредитования, рост тарифов, снижение платёжеспособного спроса населения окажут резко негативное воздействие на розничную торговлю и жилищно-коммунальное хозяйство и отрасли социальной сферы. |
Использование сильных сторон для преодоления слабых |
Непреодолимые угрозы внешней среды при сохранении слабых сторон города |
- отсутствие квалифицированных кадров нужных специальностей, отмечаемое во всех сферах деятельности, может быть преодолено на базе существующих конкурентоспособных научных и образовательных учреждений, ориентированных в их деятельности на нужды города. - зависимость потока туристов от количества отдыхающих в санаториях, т.е. его вторичность, может быть снижена при помощи активной маркетинговой политики действующих туристских фирм. |
- потеря имиджа города-курорта может быть преодолена при сохранении его как места для лечения и отдыха, привычного для жителей России и стран СНГ. - повышение рисков для финансовой системы, обусловленных соседством со слабо развитыми территориями, может быть преодолено принятием законодательных актов, регламентирующих укрупнение кредитных организаций, позволяющих как унифицировать качество услуг, так и повысить их надёжность. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.