Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Стратегический выбор и цели развития города
5.1. Миссия и стратегические цели развития города
Видение будущего города
Выявленные конкурентные преимущества легли в основу образного ряда будущего города Пятигорска.
На период до 2025 года Пятигорск позиционируется как город:
С максимально благоприятными условиями (политическими, экономическими, технологическими, социальными, экологическими) для проживания населения.
Курорт федерального значения, способный успешно конкурировать с ведущими отечественными и мировыми курортами, привлекательное для туристов место отдыха.
Динамично развивающийся, занимающий достойное место в экономике края и в пространственном развитии Юга России финансовый и деловой центр.
Научно-образовательный центр и историко-культурное достояние России.
Инновационный парк "Экология жизни", обеспечивающий развитие и внедрение инноваций в курортологии, биотехнологии, экономике и управлении.
Миссия и главная стратегическая цель
Сформировавшиеся пять ключевых образов будущего города Пятигорска перекликаются с его историческим названием.
Первое упоминание о местности Биш-даг (пять гор) с источником горячей воды можно найти у арабского путешественника Ибн Батута в 1334 г. Позднее в 1830 г., когда встал вопрос о названии города. Было предложено 3 варианта названия: Новогеоргиевск, Константиногорск, Пятигорск. Император остановился на последнем названии и 14 мая 1830 г. вышел указ об учреждении города Пятигорска, таким образом, на протяжении веков город прочно ассоциируется с пятью вершинами горы Бештау.
Пятью вершинами, с которыми должен ассоциироваться город в умах и сердцах его жителей, россиян и мировой общественности, являются: комфортная среда, курорт и туризм, историко-культурное достояние, финансовый и деловой центр, экология жизни.
Концепция "Пять вершин"
"Рис.17. Образный ряд города Пятигорска"
Идея "Пять вершин" позволяет визуализировать образный ряд, способствует формированию бренда города и его дальнейшему продвижению.
Образный ряд, позволил сформулировать миссию города:
Пятигорск - многофункциональный курортно-туристский, финансовый и деловой центр Юга России с богатым историко-культурным наследием, обеспечивающий комфортность городской среды и укрепление национального здоровья россиян.*2
Город, достигший ясности относительно собственного предназначения, сможет активно позиционировать себя на внешнем и внутреннем рынке. Знание миссии придаст городу определенность, индивидуальность, что позволит привлекать инвесторов, продвигать услуги и товары.
Осуществить реализацию миссии предполагается через эффективное развитие индустрии бальнеолечения и рекреации, промышленности, науки, образования и сферы услуг.
Главная стратегическая цель:
Достижение мирового уровня комфортного города, на основе сбалансированной социо-эколого-экономической системы.
Стратегические направления и задачи развития города-курорта Пятигорска
Разрешение сложившихся в социально-экономической системе противоречий и достижение стратегической цели требуют реализации комплекса взаимосвязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по стратегическим направлениям, соответствующим предложенному образному ряду:
1. Формирование инновационного парка "Экология жизни"
2. Развитие макрорегионального курортно-туристского центра, качественно обновленной индустрии гостеприимства.
3. Создание южнороссийского финансового и делового Центра.
4. Развитие научно-образовательного центра и сохранение уникального историко-культурного облика Пятигорска как национального достояния России.
5. Повышение удовлетворенности горожан уровнем и качеством жизни - материальным положением, возможностями самореализации в труде и отдыхе, комфортной для проживания городской средой.
Условием реализации всех перечисленных выше стратегических направлений является эффективное муниципальное управление и организация публично-частного партнерства. Это предполагает рассмотрение его в качестве самостоятельного стратегического направления.
6. Совершенствование системы муниципального управления, стандартизация и регламентации муниципальных услуг, развитие программно-целевого подхода и принципов проектного управления, подготовка менеджеров инновации.
Эффективная реализация стратегических направлений предусматривает решение комплекса взаимосвязанных задач.
Формирование инновационного парка "Экология жизни" - предполагает:
разработку инновационных технологий в сфере курортологии, биотехнологии и восстановительной медицины;
формирование комплексной инфраструктуры трансфера инноваций;
внедрение инновационных эколого- и ресурсосберегающих технологий в промышленности;
укрепление межмуниципального сотрудничества и создание системы экологического мониторинга;
улучшение санитарно-экологического состояния городской окружающей среды;
На развитие макрорегионального курортно-туристского центра, качественно обновленной индустрии гостеприимства нацелен следующий спектр задач:
создание курортно-туристического кластера;
развитие, модернизация и реконструкция существующей сети объектов санаторно-курортного обслуживания с учетом роста количества отдыхающих и современных требований комфортности;
повышение качества предоставляемых услуг в санаторно-курортных и туристско-рекреационных комплексах;
стимулирование развития отраслей, сопряженных с кластером;
кадровое обеспечение курортно-туристского кластера.
Создание южнороссийского финансового и делового Центра требует решения следующих задач:
создание условий для вхождения новых субъектов в финансовое и деловое пространство города;
развитие инфраструктуры, обслуживающей финансово-деловой сектор экономики города;
разработка и продвижение имиджевой стратегии города и извлечение из брендовой капитализации максимума пользы для городского сообщества;
повышение качества подготовки кадров по экономическим специальностям;
развитие государственно-частного партнерства.
Развитию научно-образовательного центра и сохранению уникального историко-культурного облика Пятигорска как национального достояния России способствует:
внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;
совершенствование информационного обмена и распространения эффективных технологий между образовательными учреждениями;
сохранение памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных территорий города Пятигорска;
модернизация материальной базы, технического и технологического оснащения учреждений культуры;
сохранение и развитие различных форм культурно-досуговой деятельности и творчества, расширения спектра услуг в области культурно-досуговой деятельности и творчества;
кадровое обеспечение учреждений культуры.
Повышение удовлетворенности горожан уровнем и качеством жизни предполагает:
укрепление здоровья населения на протяжении всей жизни;
повышение качества и доступности медицинских услуг;
формирование здорового образа жизни всех горожан и гостей города;
обеспечение сбалансированности рынка труда;
увеличение объемов и повышение качества жилищного фонда;
создание условий для интеграции людей с ограниченными возможностями в городскую среду;
обеспечение доступности и качества образования;
удовлетворение потребности населения в объектах социального и культурного обслуживания;
развитие и расширение сети предприятий потребительского рынка и повышение качества и количества предоставляемых услуг;
развитие дорожно-транспортной системы города;
развитие, модернизация и реконструкция инженерной инфраструктуры.
Задачами, направленными на совершенствование системы муниципального управления, являются:
оптимизация структурно-функциональных характеристик муниципальных органов и муниципальных учреждений в целях эффективного исполнения управленческих функций и обеспечения высокого качества и доступности муниципальных услуг;
совершенствование кадрового обеспечения процессов муниципального управления, разработка концепции и программы кадровой политики города;
развитие информационно-аналитического потенциала системы муниципального управления, создание единого информационно-коммуникационного пространства города;
повышение эффективности организации управленческих процессов на основе внедрения социальных технологий и повышения технологической культуры муниципальных служащих;
повышение эффективности формирования и расходования местного бюджета;
формирование и продвижение имиджа и бренда города.
*2. Национальное здоровье россиян - сохранение генофонда нации, посредством укрепления физического здоровья, возможности духовно-нравственного развития и материального благополучия.
5.2. Сценарии и этапы стратегического развития города
Выбор сценариев социально-экономического развития города определяется на основе внешних и внутренних ключевых факторов.
Внешние факторы экономического и социального развития определяются, прежде всего, проводимой государственной политикой по разрешению национальных конфликтов; ростом тарифов на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом; на электроэнергию и природный газ; темпами инфляции; минимизацией макроэкономических инвестиционных рисков, динамикой курса рубля, реальных доходов россиян; региональными условиями для развития предпринимательской деятельности в сфере туризма, гостиничного хозяйства и ресторанного бизнеса; степенью конкуренции между городами КМВ за инвестиционные, трудовые ресурсы, поддержку федерального и краевого центра и потребительские предпочтения; интеграционными процессами в рамках КМВ по продвижению имиджа курортных городов на национальный и мировой рынки, сохранению уникальных природных ресурсов и нормализации экологической обстановки, формированию межмуниципальных кластеров.
Внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. Среди них важная роль принадлежит комплексу мер по реализации приоритетных направлений экономической и социальной политики муниципального образования, включающему в себя увеличение инвестиций в инновационные секторы экономики; стимулирование диверсификации услуг, рост производительности труда, повышение качества рыночной, социальной и городской инфраструктуры, развитие конкурентоспособных санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплексов, имеющих наибольшие возможности для роста; сохранению и приумножению историко-культурного наследия; создание благоприятных условий на муниципальном уровне для предпринимательской деятельности; расширение государственно-частного партнерства, проведение эффективной социальной политики в улучшении демографической ситуации, эффективного формирования и развития человеческого капитала городского сообщества, институциональное совершенствование рынка труда.
В зависимости от степени реализации вышеперечисленных факторов выделяются два качественно отличных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - инерционного и инновационного социально-ориентированного развития.
Вариант 1 (инерционный сценарий) - отражает развитие экономики города в условиях сохранения инфраструктурных ограничений при относительном ухудшении конкурентоспособности санаторно-курортных и туристско-рекреационных услуг, предоставляемых здравницами и предприятиями индустрии гостеприимства. Данный сценарий усиливает ориентацию экономики города на развитие как периферийного торгово-промышленного города с элементами курортной инфраструктуры. Среднегодовой темп роста объемов производства при таком сценарии будет колебаться в диапазоне от 101 % до 103 %.
Инерционное развитие экономики города Пятигорска имеет четко выраженные пределы роста, связанные с исчерпанием его ресурсной базы (природных и человеческих ресурсов, устойчивости природной среды и прочих), и при этом сопряжено с актуализацией и обострением внутренних проблем социально-экономического развития города, характеризующихся снижением конкурентоспособности санаторно-курортных и туристско-рекреационных комплексов города, ухудшением инвестиционного климата, и не предусматривает реализацию новых масштабных проектов или стратегий.
В данном сценарии возможности экономического роста будут определяться, в основном, следующими факторами:
развитием торговли и традиционных отраслей промышленности;
емкостью природной среды;
относительно низким уровнем инновационной активности в сфере санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплексов;
отсутствием условий и стимулов для развития человеческого потенциала;
инфраструктурными ограничениями роста, которые не могут быть преодолены за счет институциональных реформ и требуют реализации крупных инвестиционных проектов.
Вариант 2 (инновационный социально-ориентированный сценарий). Модель инновационного социально-ориентированного развития, положенная в основу Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также нацеленность Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года на формирование кластера инновационно-исследовательского типа требуют разработки долгосрочных прогнозов инновационного прорыва в социально-экономическом развитии города на основе совершенствования системы муниципального управления.
Инновационный социально-ориентированный сценарий рассматривается как сценарий реализации концепции "Пять вершин" и предполагает развитие:
инновационного парка "Экология жизни";
курортно-туристского центра;
финансового и делового центра;
историко-культурного достояния России;
комфортной среды.
В инновационном социально-ориентированном варианте предусматривается увеличение инвестиций на НИОКР, образование, здравоохранение и рекреацию, что станет одним из определяющих факторов перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития.
В долгосрочной перспективе поступательное экономическое и социальное развитие предполагается обеспечивать на основе развития территориальных кластеров и зон опережающего развития. Системное решение стратегических задач будет обеспечивать переход экономики города к инновационному социально-ориентированному типу развития
Инновационный социально-ориентированный сценарий характеризуется значительным усилением требований к экологичности экономического развития. При этом предполагается, что ужесточение экологических требований может значительно видоизменить параметры экономического развития, это создает новые "окна возможностей" для развития экономики.
Инновационный социально-ориентированный сценарий выступает в качестве целевого для социально-экономической политики, поскольку только он в полной мере позволяет реализовать стратегические ориентиры развития города.
При рассмотрении сценариев необходимо определить субъектно-объектные отношения, финансовые ресурсы, систему управления. Кроме того, необходимо определить, какие сущностные изменения произойдут в таких сферах как: структура экономики, инфраструктура, рынок труда, образование и наука, экология, здоровье населения, материальное благосостояние населения и, наконец, каким образом реализация сценария повысит имидж города и достижение поставленной цели.
Анализ основных характеристик сценариев развития представлен в нижеприведенной таблице 9:
Таблица 9
Основные сценарии развития города-курорта Пятигорска на долгосрочную
перспективу
Сценарии Характеристики |
Инерционное развитие |
Инновационный социально-ориентированный |
||||
|
|
Экология жизни |
Курортно-туристический центр |
Комфортная среда |
Финансовый и деловой центр |
Историко-культурное достояние России |
Субъекты |
Администрация г. Пятигорска Правительство Ставропольского края |
Органы государственной власти Ставропольского края и муниципального управления |
Органы государственной власти Ставропольского края и муниципального управления Собственники курортных учреждений и туристических компаний |
Администрация г. Пятигорска Учреждения города Работодатели |
Администрация г. Пятигорска Собственники финансово-кредитных учреждений Руководители бизнес структур |
Органы государственной федеральной, региональной власти Правительственные и неправительственные организации |
Объекты |
Торговые и промышленные предприятия Внешние инвесторы Собственники санаторно-курортных учреждений, находящихся преимущественно вне города |
НИИ Вузы Бизнес Органы управления |
Санаторно-курортные учреждения НИИ Курортологии Туристические компании и агентства Средства массовой информации |
Население г. Пятигорска Гости Представители бизнеса Внешние инвесторы |
финансово-кредитные учреждения информационно-консалтинговые агентства и фирмы |
Политические, общественные и культурные организации г. Пятигорска, Северного Кавказа, России, Европы Население г. Пятигорска |
Система управления |
Сохранение существующей системы |
Внедрение системы аутсорсинга Создание межкурортных институтов по проведению экологического мониторинга |
Создание некоммерческого партнерства для управления санаторно-курортным и туристским кластером |
Реализация основных направлений административной реформы |
Создание механизма координации взаимодействия администрации города и делового сообщества |
Создание государственно-частного некоммерческого партнерства для развития направления и продвижения имиджа г. Пятигорска |
Структурные сдвиги в экономике |
Сохранение доминанты торговли и традиционных отраслей промышленности |
Рост экологически чистых, высокотехнологичных производств Рост удельного веса науки и образования |
Рост удельного веса санаторно-курортных услуг и продукции отраслей, обслуживающих курортно-туристический кластер |
укрепление собственной экономической базы города обеспечение его финансовой самодостаточности |
Увеличение доли финансового сектора экономики Рост делового туризма |
Рост доли культурно-досугового сектора в общем объеме предоставляемых социальных услуг |
Инфраструктура |
Сохранение сложившейся инфраструктуры |
Развитие информационно-коммуникационного пространства Создание опытно-лабораторного комплекса, НИИ и образовательных учреждений Внедрение экологически чистых, ресурсосберегающих производств |
Модернизация курортных, инженерных коммуникаций Реконструкция и увеличение емкости номерного фонда Формирование ярмарочно-выставочной инфраструктуры
Сегментация объектов гостиничной инфраструктуры под целевые группы потребителей Паспортизация и оборудование туристических маршрутов |
Реализация Генерального плана развития г. Пятигорска
|
Создание развитой бизнес инфраструктуры, включающей деловые центры, конгресс холлы, выставочно-ярмарочные комплексы Развитие финансовой инфраструктуры (банки, лизинговые, инвестиционные и страховые компании) |
Развитие сети городских учреждений (музеи, филармонии, театры, музыкальные и художественные школы) Строительство концертных залов |
Финансовые ресурсы |
Сохранение финансовых рынков и банковской системы города Увеличение нагрузки на бюджет Потеря привлекательности для инвестора |
Государственные и частные инвестиции Гранты международных общественных, научных фондов и организаций |
Государственные инвестиции в реконструкцию общекурортных учреждений, благоустройство туристских маршрутов и зон отдыха Частные инвестиции в модернизацию и строительство туристических гостиниц, кемпингов, здравниц, объектов индустрии гостеприимства |
Рост бюджетных ассигнований на социальные программы Частные инвестиции в объекты социальной и культурной инфраструктуры |
Увеличение финансового потенциала города Внешние инвестиции |
Государственное финансирование программ и мероприятий Получение грантов международных правительственных и неправительственных, научных организаций |
Рынок труда |
Сохранение традиционной структуры рынка труда |
Рост спроса на высококвалифицированные кадры |
Увеличение процента занятости населения в курортно-туристической сфере и отраслях, обслуживающих кластер |
Создание возможности для профессиональной самореализации жителей г. Пятигорска |
Рост доли занятых в финансовом секторе экономики Рост спроса на специалистов в области экономики |
Обеспеченность учреждений культуры специалистами |
Образование, наука |
Сокращение востребованности предлагаемых образовательными учреждениями услуг Отрыв научных исследований от потребностей города |
Развитие научных школ Тесное взаимодействие науки и бизнеса Рост востребованности научных достижений |
Обеспечение подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров с учетом потребностей кластера Исполнение заказов на научные исследования и разработку инновационных технологий в курортно-туристической сфере учреждениями науки и образования |
Возможность получения качественного и доступного образования |
Расширение спектра специальностей высшего и среднего профессионального образования по экономическим направлениям Формирование системы непрерывного образования |
Тесное сотрудничество учреждений культуры и образования. Реализация программ воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма |
Экология |
Рост антропогенной нагрузки на окружающую природную среду |
Экологическое оздоровление города Рост стимулов к рациональному использованию природного потенциала |
Экологическая безопасность |
Сохранение существующего уровня антропогенной нагрузки на окружающую среду |
||
Здоровье населения |
|
Внедрение качественно новой концепции оздоровления населения, интегрирующей амбулаторно-стационарное и санаторно-курортное звенья в единую многофункциональную систему на этапах первичной профилактики, медицинской реабилитации и социальной адаптации |
Улучшение здоровья вследствие активного участия населения в программах добровольного медицинского страхования |
Пропаганда здорового образа жизни, развитие духовных ценностей Сохранение интеллектуального, психического равновесия и культурного наследия страны |
||
Материальное благосостояние населения |
Медленная индексация доходов горожан под воздействием макроэкономических факторов Увеличение разрыва в уровне дохода жителей города |
Рост доходов занятых в сфере науки Рост доходов бизнеса в результате внедрения энергосберегающих технологий |
Повышение реальных доходов работников сферы курорта и сферы обеспечивающих отраслей |
Повышение уровня доходов населения Улучшение качества городской среды Удовлетворенность населения жилищными условиями |
Рост доходов населения за счет увеличения занятости в финансовом секторе Повышение материального благосостояния за счет доступности кредитов |
Укрепление материального благосостояния работников сферы культуры |
Имидж города |
Периферийный торгово-промышленный город с элементами курортной инфраструктуры |
Современный инновационный парк в сфере курортологии, биотехнологии Центр эколого-курортного региона |
Курорт Федерального значения, претендующий на статус мирового курорта, лидера туризма РФ (научно-познавательного, оздоровительного, детского, экстремального и конгрессно-выставочного) |
Город комфортный и безопасный для жителей, отдыхающих и бизнеса |
Финансовый и деловой центр Юга России |
Восстановление и развитие исторического облика города как историко-культурного достояния России, центра национальных культур Северного Кавказа |
Достигнутые результаты |
Сохранение незначительной доли курорта в структуре экономики Усугубление факторов экологической опасности Качество жизни горожан не улучшается |
Переход к инновационным технологиям в отраслях, обеспечивающих экологию жизни |
Развитие макрорегионального курортно-туристского центра Качественное обновление индустрии гостеприимства для жителей Северного Кавказа, России и Европы |
Достижение мирового уровня комфортного города |
Развитие денежно-кредитной системы Приток внешних инвестиций в экономику города |
Признание Пятигорска как историко-культурного достояния России, центра национальных культур Северного Кавказа |
С учетом циклического характера экономического развития в прогнозируемом периоде выделяются три этапа реализации инновационного социально-ориентированного сценария:
1. Инерционный, или адаптационный период (2010-2012 гг.) - этап создания институциональных условий, подготовки и апробации проектов и программ.
Он характеризуется развитием на основе реализации действующих или уже начатых инфраструктурных проектов и незначительным повышением загрузки существующих мощностей санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплексов. Риски торможения роста значительно повышаются вследствие замедления роста мировой экономики и стагнации российской экономики. Несмотря на это, наблюдается некоторый рост благосостояния горожан. Среднегодовой темп роста объемов производства при таком сценарии в 2009-2012 гг. будет соответствовать его значению в рамках инерционного сценария (102 %). Вместе с тем планируется проведение институциональных преобразований, создание инновационной инфраструктуры и технологических заделов, обеспечивающих на следующем этапе системный перевод экономики области в режим инновационного развития. Будут сформированы основные компоненты социального кластера, законодательная база, пакет программ и проектов, необходимых для реализации инновационного социально ориентированного сценария реализации Стратегии, а также будет завершена реализация начатых целевых программ и запущены новые пилотные проекты и программы.
2. Период ускорения роста и модернизации (2013-2015 гг.) - этап стремительного наращивания инновационной составляющей экономики.
Системная реализация стратегии в ведущих секторах экономики, а также проведенные институциональные преобразования в сферах развития человеческого капитала в период 2009-2012 гг. начнут приносить все большую отдачу. Для данного этапа характерно увеличение инвестиционно-инновационной активности, как за счет роста государственного финансирования, так и за счет частных инвестиций. Это позволит модернизировать инженерную инфраструктуру, реконструировать объекты санаторно-курортного и туристского комплексов, а также начать строительство ряда крупных инфраструктурных объектов (конгресс-холла, выставочно-ярмарочного комплекса). Последовательно проводимый уже на первом этапе маркетинг города обеспечит рост числа отдыхающих до 250 тыс. человек в год. Среднегодовой темп роста объемов производства составит 110-112 %. Будет отмечаться социальная удовлетворенность жителей. Объединение усилий органов государственной власти и местного самоуправления города, бизнес-сообщества и населения позволит расширить конкурентный потенциал экономики региона за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании, высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста, роста производительности труда и повышения благосостояния населения.
3. Этап формирования экономики и социальной среды нового качества (2016 - 2025 гг.).
Качество и уровень жизни населения будут одними из самых высоких на Юге России. Постоянным и устойчивым станет сокращение количества малоимущих в обществе, увеличение представительства среднего класса. В рамках многокомпонентного социального кластера будет создана современная социальная инфраструктура, обеспечивающая население доступными и качественными социальными услугами. Жителям города будут доступны высококачественные услуги образования и здравоохранения, сферы досуга, будет достигнут высокий уровень обеспеченности благоустроенным жильем, созданы безопасные условия жизнедеятельности граждан. Высока будет степень удовлетворенности населения качеством социальной сферы и социальных услуг. Результатом будет выступать самоидентификация жителей с городом. Город укрепит свои позиции на национальном и мировом рынке курорта и туризма, сохранит богатое историко-культурное наследие, сформируется как миротворческий центр. Среднегодовой темп роста объемов производства несколько замедлится и составит около 105 %.
5.3. Ключевые "точки роста" города
Стратегический замысел Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года состоит в активизации хозяйственной деятельности каждого муниципального образования с целью продвижения к "экономическому суверенитету" за счет максимального использования собственных ресурсов. Значительную роль в активизации хозяйственной деятельности играет политика воздействия на "точки роста" муниципального образования. Под "точкой роста" понимается динамично развирающаяся отрасль (вид экономической деятельности), оказывающая положительное мультипликативное воздействие на функционирование социально-экономической системы, а именно:
опирающаяся на современные технологии;
содействующая развитию смежных отраслей и малого предпринимательства;
создающая новые рабочие места;
удовлетворяющая потребности страны, региона, города;
способствующая развитию инфраструктуры города;
обеспечивающая дополнительные доходы в бюджет;
расширяющая связи города и содействующая повышению его конкурентоспособности.
Выявление "точек роста" города-курорта Пятигорска основывается на методе позиционирования видов экономической деятельности в двухмерной матрице аналогичной матрице, разработанной Бостонской инициативной группой. В качестве критериев использованы:
Соответствие стратегическим целям развития Ставропольского края
Соответствие стратегическим целям развития региона Кавказских минеральных вод
Темпы роста объемов производства, %
Продолжительность финансового цикла
Уровень среднемесячной заработной платы
Доля в доходах муниципального бюджета
Таблица 10
Соответствие стратегическим целям развития региона Кавказских минеральных вод |
Соответствие стратегическим целям развития Ставропольского края |
||
|
низкая |
низкая |
Высокая |
|
1*. Металлургическое производство |
1. Химическое производство 2. Производство машин и оборудования 3. Строительство 4. Финансовая деятельность |
|
|
высокая |
1. Торговля 2. Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг |
1**. Курортно-рекреационные услуги и здравоохранение 2**. Производство и распределение электроэнергии 3**. Производство сувенирной и фарфорово-фаянсовой продукции 4**. Текстильная и швейная промышленность 5**. Производство продуктов питания |
* - "точки роста", **- неперспективные |
Совмещение первых двух критериев позволило распределить виды экономической деятельности по четырем группам (таблица 10). Таким образом, локальными "точками роста" г. Пятигорска, отвечающими приоритетам социально-экономического развития Ставропольского края и региона КМВ, являются виды деятельности, расположенные в 4 квадранте.
Таблица 11
Продолжительность финансового цикла |
Темпы роста объемов производства, % |
|||
|
низкая |
низкая |
Высокая |
|
|
1. Производство сувенирной и фарфорово-фаянсовой продукции 2. Строительство |
1*. Торговля 2*. Финансовая деятельность 3*. Текстильная и швейная промышленность 4*. Курортно-рекреационные услуги 5*. Производство продуктов питания 6*. Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг |
||
|
высокая |
1**. Химическое производство 2**. Производство машин и оборудования |
1. Металлургическое производство 2. Производство и распределение электроэнергии |
|
* - "точки роста", **- депрессивные |
Исследование динамичности развития основных видов экономической деятельности города произведено на основе позиционирования двухмерной системе координат "темпы роста объемов производства - продолжительность финансового цикла" (таблица 11). С этих позиций, наиболее перспективные виды деятельности представлены в 3 квадранте.
Таблица 12
Доля в налоговых доходах местного бюджета |
Уровень среднемесячной заработной платы |
|||
|
низкая |
низкий |
высокий |
|
|
1**. Производство продуктов питания 2**. Текстильная и швейная промышленность 3**. Производство сувенирной и фарфорово-фаянсовой продукции 4**. Химическое производство 5**. Производство машин и оборудования 6**. Металлургическое производство |
1. Финансовая деятельность 2. Курортно-рекреационные услуги 3. Производство и распределение электроэнергии |
||
|
высокая |
1. Торговля |
1*. Строительство 2*. Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг |
|
* - "точки роста", **- неэффективные |
Для определения приоритетов вложения средств с точки зрения бюджетной окупаемости и социального эффекта сформирован несколько видоизмененный вариант матрицы, когда в качестве одного из критериев выступает доля в налоговых доходах местного бюджета и в качестве другого - уровень среднемесячной заработной платы.
Наиболее высокий бюджетный эффект оказывает торговля, социальный эффект - финансовая деятельность, курортно-рекреационные услуги и производство и распределение электроэнергии. Виды экономической деятельности оказывающие высокий интегрированный эффект представлены в 4 квадранте.
С учетом результатов, полученных при построении трех матриц сложившимися "точками роста" г. Пятигорска являются:
- курортно-рекреационные услуги;
- финансовая деятельность;
- операции с недвижимостью;
- торговля.
Перспективными "точками роста" могут выступать текстильная и швейная промышленность, производство продуктов питания, которые имеют высокие темпы роста объемов производства и низкую продолжительность финансового цикла, а также соответствуют стратегическим целям развития края и региона КМВ.
В русле приоритетов краевой промышленной политики представляется важным развитие производства сувенирной и фарфорово-фаянсовой продукции.
5.4. Взаимодействие с органами государственной власти Ставропольского
края и межмуниципальное сотрудничество с городами КМВ
Взаимодействие с краем
Устойчивое и эффективное функционирование социально-экономической системы города-курорта Пятигорска может быть обеспечено только на основе глубоких воспроизводственных связей между хозяйственным комплексом города и края. Укрепление воспроизводственных связей может быть достигнуто в следующих областях:
В области формирования единого программно-индикативного пространства:
1. Унификация подходов к разработке стратегических документов.
2. Разработка комплекса согласованных стратегических документов, в том числе целевых программ, планов и проектов.
В области развития природопользования и охраны окружающей среды:
1. Модернизация и развитие экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, в том числе неуглеводородного.
2. Увеличение лесистости Ставропольского края.
3. Разработка и внедрение современных экологически безопасных технологий.
4. Создание комплексной системы обращения с отходами производства и потребления.
В области развития предпринимательства:
1. Развитие механизмов финансово-кредитной (инвестиционной) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: развитие системы микрокредитования начинающих предпринимателей; системы кредитной потребительской кооперации; системы гарантийно-залогового кредитования; субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией инвестиционных проектов.
2. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства: создание сети бизнес-инкубаторов; упрощение процедуры и порядка оформления разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство объектов недвижимости для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В области развития инновационного потенциала:
1. Долевое участие органов государственной власти Ставропольского края в финансировании научно-технологических исследований субъектов малого и среднего предпринимательства, ориентированных на решение приоритетных прикладных задач социально-экономического развития края;
2. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей финансирование инновационных проектов, трансферт высоких технологий, коммерциализацию инновационных проектов, инновационное обновление производства;
3. Создание на базе ОАО "Пятигорский завод Импульс" экспериментальной промышленной площадки в рамках формирования Ставропольского регионального технопарка;
4. Развитие инновационных производств по переработке природных лечебных ресурсов.
В области реализации инвестиционной политики:
1. Создание эффективной инвестиционной инфраструктуры;
2. Проведение прямого инвестиционного маркетинга;
3. Совершенствование инвестиционного законодательства;
4. Создание региональной системы управления инвестиционным процессом.
В области развития туристско-рекреационного кластера:
1. Организация исследовательской работы в вузах края по разработке технологий, связанных с развитием туристско-рекреационного кластера;
2. Формирование на базе системы здравоохранения и клинического комплекса г. Пятигорска современного лечебно-диагностического центра;
3. Активизация маркетинговой политики;
4. Разработка и реализация комплексной программы по повышению качества услуг и увеличению классности и мощности гостиниц, санаториев, мини-пансионатов и других мест размещения на курорте КМВ;
5. Развитие инфраструктуры для экстремальных видов спорта, реконструкция Пятигорского ипподрома и превращение его в одно из мест постоянного посещения туристами наряду с Терским конным заводом;
6. Поддержка развития малого бизнеса, специализирующегося на обслуживании отдыхающих, развитии местных ремесел, производстве сувенирной продукции.
В области модернизации и развития инженерной и транспортной инфраструктуры:
1. Повышение эффективности системы регулирования деятельности естественных локальных монополий;
2. Развитие и модернизация электрических сетей;
3. Обеспечение энергетической безопасности, бесперебойного снабжения потребителей энергоресурсами, увеличение количества энергоавтономных объектов;
4. Стимулирование замены парка транспортных средств на новое поколения экологичного автотранспорта;
5. Приведение пространственной организации и технического состояния улично-дорожной сети городов и районных центров края в соответствие с действующими нормативами и техническими требованиями для обеспечения безопасного и комфортного проезда;
6. Реконструкция, модернизация и развитие автодорожной сети города, строительство автомобильных развязок и обходов вокруг Пятигорска для максимального вывода автомобильного транспорта, за его территорию.
Межмуниципальное сотрудничество с городами КМВ
Межмуниципальное сотрудничество предстает как процесс функционального и структурного сращивания, системную целостность, обособленных муниципальных хозяйственных комплексов в целях:
1. Обеспечения охраны окружающей среды.
2. Развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплексов.
3. Привлечения инвестиций в приоритетные проекты.
Достижение первой цели - обеспечение охраны окружающей среды - предполагает сотрудничество по следующим направлениям:
участие в создании оперативной системы сбора и получения информации о состоянии окружающей среды городов КМВ;
разработку системы экологического мониторинга;
разработка единого технического регламента для территории региона КМВ;
организация селективного сбора отходов в регионе со строительством площадок временного хранения вторсырья;
строительство полигонов ТБО (за пределами округа горно-санитарной охраны);
строительство крематория и колумбария для региона КМВ.
Вторая цель - развитие санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса - требует совместных усилий в области:
продвижения имиджа городов-курортов КМВ;
подготовки пакета законодательных инициатив федеральным, региональным органом законодательной власти, способствующих решению задач развития санаторно-курортного комплекса города;
улучшения транспортной, коммуникационной инфраструктуры курорта;
внедрение инновационных технологий, разработанных НИИ "Курортологии", в санаторно-курортную сферу КМВ.
Цель - привлечение инвестиций в приоритетные проекты предполагает сотрудничество по следующим направлениям:
создание агентства инвестиций и развития регионов КМВ;
участие хозяйствующих субъектов в публичных мероприятиях инвестиционной направленности;
содействие созданию институтов коллективного инвестирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.