Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Ключевые проблемы и конкурентные преимущества
Стратегия социально-экономического развития города должна быть ориентирована на эффективную реализацию его ресурсного потенциала при одновременном разрешении возникающих проблемных ситуаций. Анализ стартовых условий и опрос общественного мнения выявили проблемы, требующие первоочередного решения.
Проблемы в сфере природопользования и охраны окружающей среды
- Нерациональное использование гидроминеральных ресурсов.
- Загрязнение минеральных вод вблизи дневной поверхности.
- Активное техногенное воздействие на зоны формирования минеральных вод, загрязнение минеральных вод (радоновые воды, нижней радиоштольни и др.) в результате хозяйственной деятельности.
- Неудовлетворительное санитарно-бактериологическое состояние аллювиальных вод из-за неблагоустроенного поверхностного стока.
- Отсутствие институционально оформленного рынка земли.
- Отсутствие регламентированного межмуниципального сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности городов - курортов КМВ.
- Неготовность служб контроля за состоянием и охраной поверхностных вод (р. Подкумок) к возникновению нештатных ситуаций.
- Наличие несанкционированных свалок, загрязняющих окружающую среду отходами производства и потребления.
- Уничтожение лесов, зеленых насаждений, что может привести к деградации природных лечебных факторов (ландшафт, климат, минеральные воды, лечебные грязи о. Тамбукан).
- Наличие закрытых и действующих захоронений (кладбищ), создающих угрозу формированию минеральных вод, расположенных близко к поверхности.
Проблемы в сфере промышленности, торговли и общественного питания
- Низкий удельный вес промышленных предприятий, осуществляющих выпуск сувенирной и ремесленной продукции.
- Отсутствие действенных организационных и экономических механизмов управленческого воздействия со стороны органов местного самоуправления на предприятия, собственники которых находятся вне г. Пятигорска.
- Относительно низкий уровень заработной платы в реальном секторе экономики по сравнению с финансовой сферой и операциями с недвижимым имуществом.
- Недостаточно полное удовлетворение спроса потребителей в разнообразных безопасных и качественных потребительских товарах.
- Неравномерное размещение предприятий торговли по территории города, без учета их специализации, что ограничивает их доступность для части потребителей.
- Несформированность современной оптовой товаропроводящей системы.
- Неадекватность системы общественного питания потребностям курортников.
- Низкий уровень культуры обслуживания на предприятиях торговли и общественного питания, обусловленный недостаточным профессиональным уровнем работников.
- Слабая материально-техническая база и несовершенная система организации школьного питания.
Проблемы в развитии курорта и туриндустрии
- Отсутствие ярко выраженной сегментации санаторно-курортных учреждений по цене, качеству предоставляемых услуг, категориям потребителей (дети, взрослые).
- Сезонный характер загрузки имеющихся мощностей санаторно-курортного комплекса города и наличие законсервированных основных фондов.
- Высокие тарифы на коммунальные услуги и увеличение цен на продукты питания.
- Негибкость ценовой политики санаториев и отсутствие сетевого взаимодействия санаториев с турфирмами, транспортными компаниями и администрацией города, в том числе в части сглаживания сезонной асимметричности потоков туристов и рекреантов.
- Отсутствие действенных организационных и экономических механизмов управленческого воздействия со стороны органов местного самоуправления на учреждения санаторно-курортного комплекса.
- Слабая представленность на внутрироссийском рынке турпакетов города-курорта Пятигорска.
- Отсутствие паспортизации маршрутов экскурсий по городу и окрестностям.
- Низкое качество инженерного и дизайнерского оформления мест показа.
- Недостаток квалифицированных кадров для работы на внутригородских маршрутах.
- Отсутствие координации между специалистами историко-культурной сферы и турфирмами по научно-методическому, информационному, организационному обеспечению туризма.
- Отсутствие взаимодействия между турфирмами и гостиницами по формированию туристического комплекта.
- Недостаточный спектр бытовых и досуговых услуг в гостиницах.
- Неразвитость туристской инфраструктуры.
- Отсутствие сегментации предложений по цене и качеству оказываемых услуг.
Проблемы в сфере жилищного строительства, инженерной и транспортной
инфраструктуры
- Несоответствие динамики заработной платы населения динамике стоимости первичного жилья.
- Наличие ветхого и аварийного жилищного фонда.
- Высокая степень износа инженерных сетей.
- Неразвитость системы ливневой канализации.
- Низкая инвестиционная привлекательность жилищно-коммунального хозяйства.
- Неудовлетворительное финансовое состояние МУП "Горэлектротранспорт", не позволяющее предприятию решить вопросы по своевременному проведению ремонтных работ, что ставит под угрозу безопасность уличного движения.
- Низкая пропускная способность уличной дорожной сети, что свидетельствует о необходимости изыскания средств для развертывания проектно-изыскательских работ по созданию обводных дорог для грузового транспорта и строительству виадуков.
Демографические проблемы
- Длительное время сохраняющийся высокий уровень смертности населения, что на фоне низкой рождаемости приводит к естественной убыли населения.
- Низкая продолжительность жизни населения.
- Высокая смертность мужчин в средних возрастах.
- Сокращение численности трудоспособного населения.
- Диспропорция в составе населения по гендерному признаку.
- Высокий уровень разводов супружеских пар.
Проблемы, связанные с трудовыми ресурсами города и занятостью
- Несбалансированность спроса и предложения на рынке труда города.
- Несоответствие профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на локальных (профессиональных) рынках труда.
- Сохранение высокого уровня неэффективной занятости (неполная занятость, наличие значительного числа занятых в неформальном секторе, скрытая занятость).
- Недостаточное количество квотированных рабочих мест для инвалидов.
См. Закон Ставропольского края от 11 марта 2004 г. N 14-кз "О квотировании рабочих мест для инвалидов"
Проблемы в системе здравоохранения г. Пятигорска
- Недостаточная укомплектованность медицинскими (врачебными) кадрами.
- Потребность в продолжении модернизации морально и физически устаревшего фонда больничных и поликлинических зданий (перенасыщенность стационарных учреждений).
- Рост показателей детской, подростковой и взрослой заболеваемости.
- Низкий уровень грамотности населения в вопросах здоровья.
Проблемы в сфере образования города
- Недостаточная обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях.
- Нехватка муниципальных учреждений дополнительного образования, а также их неравномерное пространственное расположение.
- Разнонаправленность образовательных стратегий учреждений среднего и высшего профессионального образования и вектора развития регионального рынка труда, который, испытывая потребность в квалифицированных рабочих, не в состоянии поглотить переизбыток специалистов с высшим образованием.
- Отсутствие единого информационного образовательного пространства города.
Проблемы в сфере культуры
- Несбалансированность институциональных отношений в сфере охраны и защиты памятников между федеральными, региональными и местными властями.
- Изношенность материально-технической базы муниципальных учреждений культуры.
- Отсутствие системной компьютеризации библиотечных процессов, технического переоснащения, достаточного книгообеспечения, увеличения количества подписных изданий и количества пользователей библиотек.
- Недостаточное количество общественных фондов, осуществляющих шефство общественных организаций над охраной памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных территорий города Пятигорска.
- Отсутствие стипендий, муниципальных грантов за заслуги в сфере культуры, искусства, науки, образования; муниципальных заказов на реализацию целевых, точечных проектов в области культуры, образования, науки, искусства.
- Старение профессиональных кадров, отсутствие стимулов для привлечения в культурную сферу молодых специалистов.
Проблемы в сфере физической культуры и спорта
- Слабая мотивация населения к регулярным занятиям спортом и здоровому образу жизни, как основе жизненного успеха и материального благополучия.
- Недостаточный кадровый потенциал организаторов спорта, тренеров для работы с населением, в том числе с детьми.
- Плохое состояние школьных стадионов, являющихся спортивными центрами по месту жительства.
- Отсутствие социальной пропаганды в СМИ здорового образа жизни.
Проблемы в сфере социальной защиты
- Изношенность материально-технической базы учреждений социальной защиты населения.
- Недостаточное финансирование сферы социальной защиты.
- Нехватка квалифицированных кадров.
- Отсутствие городской программы содействия лицам с ограниченными возможностями по созданию безбарьерной среды и облегчению их интеграции в городскую среду обитания (пандусы, лифты, подъемники в общественном транспорте и проч.)
См. Закон Ставропольского края от 27 февраля 2008 г. N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур"
Проблемы финансовой сферы
- Низкий удельный вес местных налогов в структуре доходов бюджета.
- Значительная доля поступлений по региональным и федеральным налогам в доходы бюджета (налог на доходы физических лиц; налоги на совокупный доход; транспортный налог).
- Преобладание в безвозмездных поступлениях в бюджет города субвенций и субсидий.
- Рост доли средств, собираемых на территории города и зачисляемых в вышестоящие уровни бюджетной системы.
- Недостаточное количество финансовых ресурсов для финансирования возложенных на них полномочий.
- Несбалансированность местного бюджета.
- Недостаточный удельный вес средств банковского сектора в общем объеме инвестиций в основной капитал при их росте и росте потенциала банковской системы.
- Недостаточное участие в инвестиционной деятельности небанковских финансовых учреждений.
- Снижение величины и удельного веса инвестиций в строительство и образование, что является отражением общеэкономической ситуации в этих сферах деятельности.
- Незначительный объем и удельный вес инвестиций в финансовые учреждения.
Проблемы общественно-политического развития:
- Фрагментарность диалога власти и общества.
- Неграмотность (правовая, политическая и социальная) большей части населения.
- Невключенность основной части молодежи, в том числе, студенчества, в общественную жизнь.
- Слабая охваченность молодежи деятельностью молодежных общественных объединений, прежде всего, городским отделением Союза молодежи Ставрополья.
- Несогласованность общественных организаций в выработке общей позиции и отсутствие оперативной реакции на некоторые общественно опасные явления.
Проблемы системы муниципального управления:
- Отсутствие научно обоснованных концепций и программ организационного, кадрового и информационного развития системы муниципального управления;
- Недостаточно эффективный процесс внедрения регламентов муниципальных услуг;
- Отсутствие единых стандартов и критериев оценки работы органов муниципальной власти и труда муниципальных служащих, открытости власти;
- Сравнительно низкий уровень технологической культуры управленческих кадров;
- Недостаточно эффективное внедрение в практику муниципального управления современных технологий планирования и прогнозирования (управление по целям)
- Не завершены процессы внедрения методики оценки результативности бюджетных расходов
- Отсутствие маркетинговой стратегии города
Преодоление данных проблем должно содействовать более полное использование имеющихся у города конкурентных преимуществ.
Конкурентные преимущества
Проведенный анализ внешних и внутренних факторов, оценка ресурсного потенциала и тенденций развития города позволил выделить конкурентные преимущества, определяющие возможности развития г. Пятигорска.
Конкурентными преимуществами, создающими условия для развития Пятигорска как макрорегионального курортно-туристского центра, феномена качественно обновленной индустрии гостеприимства выступают:
сложившийся в представлениях россиян имидж Пятигорска как города-курорта в составе особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод;
большая привлекательность Пятигорска в силу уникальности, разнообразия и комплексности лечебно-оздоровительных факторов, к которым относятся минеральные воды, лечебные грязи, климат, ландшафт;
наличие развитой сети объектов санаторно-курортной инфраструктуры;
статус Федерального курорта, обеспечивающий приток государственных и частных финансовых ресурсов;
развитая сеть торговли и общественного питания, которые сопутствуют функционированию санаторно-курортного и туристского комплексов;
функционирование на территории города санаторных клинических, реабилитационных и научных центров, создавших проверенные временем уникальные лечебно-оздоровительные технологии;
количество гидроминеральных и грязевых ресурсов позволяет расширить рекреационную емкость курорта и создает условия для частных инвесторов;
выгодное географическое положение, хорошо развитая транспортная инфраструктура (федеральная дорога, железная дорога, близость аэропорта, развитая городская транспортная система), обеспечивает хорошую транспортную доступность для гостей и жителей города;
богатое культурно-историческое наследие, наличие разнообразных памятников (истории, культуры, архитектуры) создают возможности для эффективного развития историко-познавательного туризма;
богатство и разнообразие ландшафта, разнообразие туристских маршрутов создают широкие возможности для делового, спортивного, экстремального, экологического, этнографического, экстремально-спортивного туризма;
отнесение санаторно-курортной и туристской специализаций Юга России и в том числе Пятигорска к отраслям эффективной специализации в стратегических и целевых программах РФ и Ставропольского края.
Город Пятигорск привлекателен не только как бальнеологический курорт, но и как город с богатым культурным наследием и выраженным городским стилем жизни.
Ниже перечисленные конкурентные преимущества обусловили необходимость развития Пятигорска как научно-образовательного центра и сохранения историко-культурного достояния России:
наличие в городе разветвленной сети образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, обеспечивающих подготовку специалистов разного профиля;
сложившиеся научные школы;
наличие в городе федерального, региональных и местных музеев, выставочных галерей, концертных залов, театров и филармонии создает условия для культурного отдыха гостей и жителей города, способствует воспитанию духовных ценностей и бережного отношения к общему историко-культурному наследию россиян;
многонациональный и многоконфессиональный состав жителей обеспечивает возможность взаимообогащения и культурного обмена народов Северного Кавказа;
традиционные научные и общественные форумы, направленные на воспитание толерантности, межнационального согласия, создают условия для безопасного и комфортного общения граждан России.
широкая сеть учреждений культурно-досуговой направленности способствуют максимальному развитию творческого потенциала молодежи;
удобное географическое положение, безопасность, наличие большого числа профессиональных кадров способствуют созданию в городе благоприятного климата для создания центра национальных культур Северного Кавказа.
Совокупность ниже приведенных конкурентных преимуществ позволяет определить одной из важнейших "точек роста" г. Пятигорска формирование инновационного парка "Экология жизни":
позиционирование города в контексте инновационного развития возможно в таких направлениях, как создание и продвижение научных новшеств и внедрение инновационных технологий. Достижения российской курортологии в целом и в г. Пятигорске, в частности, признаны во всем мире, и это является существенным основанием в развитии инновационных методов курортного, реабилитационного и иных видов медицинского лечения;
внедрение научных открытий в практику позволит более эффективно осваивать курортные территории, привлекать инвестиции для достижения мирового уровня использования природных ресурсов и скорейшей интеграции в мировой рынок туристских и санаторно-курортных услуг;
развитая инфраструктура учреждений среднего специального и высшего профессионального образования, сложившиеся научные школы, высокий научный потенциал города;
наличие крупнейшей в стране научной базы в области биотехнологий и фармакологии, которой по праву считается Пятигорская фармацевтическая академия, предопределяет разработку и продвижение на общероссийский и мировой рынок инновационных технологий лекарственных форм на основе биофармацевтических исследований, ресурсосберегающих и безотходных технологий в изготовлении препаратов из лекарственного растительного сырья и лекарственных форм;
отсутствие экологически вредного производства на территории города и низкий уровень антропогенной нагрузки на природную среду города, который значительно ниже, чем в других городах Ставропольского края;
уникальный природно-ресурсный потенциал;
наличие тенденции к постепенному внедрению экологически-чистых и ресурсосберегающих технологий.
"Экология жизни" включает четыре компонента, три из которых обозначены в Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года в области природопользования и охраны окружающей среды:
1. "Экология человека" - создание экологически безопасной и комфортной среды проживания населения, мест его работы и отдыха, иной социальной активности.
2. "Экология природной среды" - сохранение и защита природной среды, поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду от всех антропогенных источников.
3. "Экологический бизнес" - создание эффективного экологического сектора экономики.
4. "Экологические инновации" - разработка и внедрение экологически-чистых и ресурсосберегающих технологий и инновационных методов курортного, реабилитационного и иных видов медицинского лечения.
См. также Закон Ставропольского края от 29 декабря 2009 г. N 109-кз "О некоторых вопросах охраны окружающей среды на территории Ставропольского края"
Ниже перечислены конкурентные преимущества, являющиеся основой для динамичного развития города как финансового и делового центра Юга России:
наличие развитой финансовой инфраструктуры и клиентской базы.
налаженные контакты профессиональных участников финансового рынка.
отсутствие барьеров для входа новых финансовых институтов на рынок города на фоне устойчиво растущего налично-денежного оборота.
развитая транспортная и логистическая инфраструктура и включенность в мультимодальный транспортно-коммуникационный коридор "Север-Юг".
функционирующие деловой Центр и конгресс-холлы в гостиницах Интурист и Бештау.
наличие площадки для строительства регионального конгресс Центра.
включенность города в систему выставочно-ярмарочной деятельности России.
растущий интерес инвесторов к экономике города.
Анализ вышеперечисленных конкурентных преимуществ позволяет в перспективе рассматривать город Пятигорск, как город комфортный для горожан, инвесторов и отдыхающих (комфортная среда).
Являясь городом-курортом федерального значения, Пятигорск должен соответствовать основным параметрам, предъявляемым к городам планеты комфортным для жизни. Рейтинг, ежегодно проводимый влиятельным журналом The Economist, выделяет 39 параметров, среди которых: уровень жизни населения, социальная стабильность, безопасность, состояние окружающей среды, развитие здравоохранения и культуры, а также доступность товаров и услуг. Обеспечить соответствие данным параметрам позволят выявленные конкурентные преимущества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.