Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
7. Содержание проблемы, обоснование или основания для разработки
программы и необходимости ее решения программным методом
Целевые критерии Программы сформированы на основе определения баланса потребностей и возможностей: потребности в развитии и модернизации коммунальной инфраструктуры определяются текущими и целевыми прогнозными показателями жилищно-коммунального хозяйства, возможности - экономическим развитием города Пятигорска:
динамика экономики города Пятигорска определяет прогнозный уровень доходов населения и бюджетного потенциала;
рост доходов населения, в свою очередь определяет платежеспособность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг (следовательно - тарифную политику и возможные доходы жилищно-коммунального хозяйства);
тарифная политика и доходы жилищно-коммунального хозяйства определяют инвестиционный потенциал (динамику инвестиционной составляющей тарифа и инвестиционных расходов бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство). Тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве формирует инвестиционные возможности развития жилищно-коммунального хозяйства, включая и возможность привлечения внебюджетных инвестиционных ресурсов, определяет доступность и качество услуг;
прогноз развития градообразующей базы, ввода жилищного фонда, масштабов ликвидации аварийного жилья и капитального ремонта определяют динамику жилищной обеспеченности, качества жилья, иные параметры развития жилищной сферы и требования к инфраструктуре;
целевые задачи повышения надежности и ресурсной эффективности коммунальных услуг определяют масштаб замены и модернизации сетей и сооружений и, соответственно, инвестиционные потребности на модернизацию коммунального сектора города Пятигорска;
баланс инвестиционных потребностей и возможностей города Пятигорска (с учетом возможной поддержки бюджета и привлечения внебюджетных средств) определяет реальные масштабы замены, модернизации и строительства объектов инфраструктуры.
Применение системы моделей и индикаторов позволили получить целевые критерии Программы.
Инвестиционную активность и эффективность использования инвестиционных ресурсов обеспечивает комплексное совершенствование системы финансирования, ценообразования и правового обеспечения жилищно-коммунального хозяйства города Пятигорска.
7.1. Социально-экономические характеристики города Пятигорска
Анализ социально-экономических показателей города Пятигорска и прогноз их динамики на период выполнения Программы необходимы для определения целей и приоритетов развития коммунального сектора, а также для оценки инвестиционных возможностей и доступности услуг для населения.
Инвестиционный потенциал коммунального хозяйства включает в себя следующие составляющие:
собственные инвестиции организации, источниками которых являются инвестиционная составляющая тарифов, надбавка к тарифам и плата за подключение;
бюджетные инвестиции;
кредитные ресурсы.
Надбавка к тарифам и инвестиционная составляющая тарифов ограничиваются платежеспособностью населения. Поэтому для оценки их предельно допустимых значений необходим прогноз доходов населения, которые, в свою очередь, зависят от уровня экономического развития города Пятигорска и Ставропольского края в целом.
Доступность жилищно-коммунальных услуг для населения оценивается по критерию соответствия платежей за услуги допустимой доле затрат в бюджете семьи со средним достатком.
Плата за подключение определяется исходя из прогноза строительно-монтажных работ и подготовки участков для нового строительства на период реализации Программы.
Оценка инвестиционных возможностей бюджета города Пятигорска осуществлена исходя из сложившейся структуры расходов бюджета с выделением доли инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, а также прогноза расходов бюджета города Пятигорска. Расходы бюджета прогнозируются по модели зависимости от валового регионального продукта. Эта модель также имеет линейный характер и региональную специфику.
Объемы привлекаемых кредитных ресурсов определяются превышением инвестиционных потребностей над возможностями, ограничениями конкретных кредитных организаций и возможностями по возврату привлеченных средств. Возможности коммунального сектора по обслуживанию кредитного долга в свою очередь диктуются уровнем экономического развития города Пятигорска.
Таким образом, прогноз ряда определяющих инвестиционные возможности параметров осуществляется на основе моделей зависимости этих показателей от валового регионального продукта. Этот подход позволяет избавиться от необходимости экстраполяции нескольких параметров, сведя прогнозирование к анализу и прогнозу уровня развития экономики территории.
Следовательно, для оценки потребностей и инвестиционных возможностей коммунального сектора города Пятигорска на период выполнения Программы необходимо:
спрогнозировать численность населения города;
скорректировать модель зависимости среднедушевого дохода от экономического потенциала;
оценить сложившуюся долю расходов бюджета города Пятигорска, направляемую на инвестиции в коммунальный сектор;
уточнить модель зависимости расходов бюджета города Пятигорска от экономического потенциала;
выполнить прогноз экономического развития города Пятигорска;
на основе моделей рассчитать прогнозные значения инвестиционных показателей.
7.1.1. Демографическая ситуация
По состоянию на начало 2009 года в городе Пятигорске проживает 208,6 тысячи человек, что составляет 7,7% от общей численности населения Ставропольского края. В свою очередь численность населения Ставропольского края (2,7 миллионов человек) составляет 1,9% от численности населения Российской Федерации. Эти соотношения практически постоянны на протяжении последних лет.
Численность населения Пятигорска имеет тенденцию к увеличению (в конце 2003 года численность населения составляла 204,2 тысяч человек). Средний прирост за эти годы составляет 0,47 % в год и определяется превышением притока мигрантов над естественной убылью. С большой вероятностью можно предполагать, что в ближайшие годы миграция в город сохранится. При этом и естественная убыль населения имеет тенденцию к снижению (с 1098 человек в 2002 году до 481 человек в 2008 году). Исходя из предположения, что динамика численности населения останется на нынешнем уровне, принимаем, что численность населения Пятигорска к концу 2015 года составит не более 213 тысяч человек в соответствии с рисунком Программы 2.1.
"Рис. 2.1. Динамика численности населения города Пятигорск "
7.1.2. Экономический потенциал Ставропольского края и города Пятигорска
Валовой региональный продукт Ставропольского края составляет 1 % от суммарного по Российской Федерации валового регионального продукта (при доле численности населения 1,9%). Удельный валовой региональный продукт Ставропольского края в 2,85 раза ниже удельного валового регионального продукта в целом по Российской Федерации в соответствии с рисунком Программы 2.2.
"Рис. 2.2. Удельный валовой региональный продукт Ставропольского края и Российской Федерации в целом"
В 2001-2007 годах валовой региональный продукт Ставропольского края в номинальных ценах увеличивался в среднем на 2 % в год медленнее, чем суммарный валовой региональный продукт по Российской Федерации. Таким образом, можно предположить, что и в ближайшие годы темпы изменения экономических показателей Ставропольского края будут меньше общероссийских на 2 %.
Для оценки экономического развития города Пятигорска был введен дополнительный показатель "экономический потенциал", определяемый как сумма оборотов промышленного производства, розничной торговли, услуг населению и сельскохозяйственного производства.
Анализ экономических потенциалов города Пятигорска и Ставропольского края в целом показывает, что доля экономики города Пятигорска в краевых показателях составляет 13,5 % (при доле численности 7,7 %). Удельный экономический потенциал города Пятигорска превышает удельный экономический потенциал Ставропольского края на 75 %. При этом в период с 2001 по 2008 годы экономика города Пятигорска росла на 1 % медленнее, чем экономика Ставропольского края.
С учетом прогнозов Министерства экономического развития Российской Федерации динамики экономики Российской Федерации и вышеизложенных предположений по соотношению темпов роста экономики по стране в целом, Ставропольскому краю и городу Пятигорску было сформировано три сценария развития экономики страны, края и города Пятигорска в соответствии с таблицами Программы 2.1, 2.2, 2.3. Уровень инфляции ожидается от 13% в 2009 году до 7 % в 2015 году.
Таблица 2.1.
Прогноз динамики валового регионального продукта Российской Федерации в сопоставимых ценах
Сценарий |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Пессимистический, % |
87 |
98,5 |
100,3 |
102,6 |
103,5 |
104,5 |
105 |
Реалистический, % |
91,5 |
100,1 |
101,5 |
103,2 |
104,5 |
106 |
107 |
Оптимистический, % |
96 |
101,7 |
102,7 |
103,8 |
105,5 |
107,5 |
109 |
Таблица 2.2.
Прогноз динамики удельного экономического потенциала Ставропольского края в номинальных ценах
Сценарий |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Пессимистический сценарий | |||||||
Темп роста, % |
98,3 |
107,8 |
107,6 |
108,9 |
109,8 |
109,8 |
110,3 |
Удельный экономический потенциал, тыс. рублей на человека в год |
180,7 |
194,8 |
209,6 |
228,3 |
250,7 |
275,3 |
303,7 |
Реалистический сценарий | |||||||
Темп роста, % |
102,8 |
109,4 |
108,8 |
109,5 |
110,8 |
111,3 |
112,3 |
Удельный экономический потенциал, тыс. рублей на человека в год |
188,9 |
206,7 |
224,9 |
246,3 |
272,9 |
303,7 |
341,1 |
Оптимистический сценарий | |||||||
Темп роста, % |
107,3 |
111 |
110 |
110,1 |
111,8 |
112,8 |
114,3 |
Удельный экономический потенциал, тыс. рублей на человека в год |
197,2 |
218,9 |
240,8 |
265,1 |
296,4 |
334,3 |
382,1 |
Таблица 2.3.
Прогноз динамики удельного экономического потенциала города Пятигорска в номинальных ценах
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Пессимистический сценарий | |||||||
Темп роста, % |
96,9 |
106,4 |
106,2 |
107,5 |
108,4 |
108,4 |
108,9 |
Удельный экономический потенциал, тыс. рублей на человека в год |
311 |
330,9 |
351,4 |
377,8 |
409,5 |
443,9 |
483,4 |
Реалистический сценарий | |||||||
Темп роста, % |
101,4 |
108 |
107,4 |
108,1 |
109,4 |
109,9 |
110,9 |
Удельный экономический потенциал, тыс. рублей на человека в год |
325,5 |
351,5 |
377,5 |
408,1 |
446,5 |
490,7 |
544,2 |
Оптимистический сценарий | |||||||
Темп роста, % |
105,9 |
109,6 |
108,6 |
108,7 |
110,4 |
111,4 |
112,9 |
Удельный экономический потенциал, тыс. рублей на человека в год |
339,9 |
372,5 |
404,5 |
439,7 |
485,4 |
540,7 |
610,5 |
"Рис. 2.3. Прогноз удельного экономического потенциала города Пятигорска"
7.1.3. Доходы населения
Прогноз доходов населения города Пятигорска произведен с использованием базовой модели прогнозирования доходов населения в зависимости от темпов развития экономики территории, построенной для Российской Федерации в целом. Базовая модель прогнозирования доходов населения сформирована путем обобщения тенденций изменения доходов населения от уровня экономического развития страны. Наиболее объективным показателем уровня экономического развития является величина валового внутреннего продукта на душу населения. С целью корректного сопоставления этого показателя для разных стран, в базовой модели использован показатель валового внутреннего продукта на душу населения скорректированный по паритету покупательной способности. Связь дохода и величины валового внутреннего продукта на душу населения выявлена в результате статистических данных России и ряда стран, сопоставимых с Россией по уровню своего экономического развития, и более экономически развитых. В результате была выявлена устойчивая тенденция, определяющая динамику доходов населения в валовом внутреннем продукте в зависимости от уровня экономического развития страны.
Построение модели прогнозирования доходов населения для города Пятигорска произведена путем корректировки и адаптации базовой модели к условиям региона. Кроме того, в базовую модель были введены параметры, связывающие доходы населения города Пятигорска с экономическим развитием края и страны в целом. В результате на основе статистических данных за 2003-2008 годы была построена модель вида:
,
где:
Д - среднедушевой доход населения города Пятигорска с учетом неофициальных доходов;
к1, к2, к3, А - параметры модели,
УЭП1 - удельный экономический потенциал города Пятигорска,
УЭП2 - удельный экономический потенциал Ставропольского края,
УВРП - удельный валовой региональный продукт Российской Федерации.
Коэффициент достоверности аппроксимации модели по имеющимся статистическим данным составил 0,997.
На основе данной модели, а также прогноза динамики удельного экономического потенциала города Пятигорска, удельного экономического потенциала Ставропольского края и валового регионального продукта Российской Федерации до 2015 года, получен прогноз среднедушевого дохода населения города Пятигорска на период реализации Программы в рамках трех сценариев предполагаемого экономического развития города Пятигорска в соответствии с рисунком Программы 2.4.
"2.4. Динамика среднедушевого дохода населения города Пятигорска
В случае развития экономики по пессимистическому сценарию среднедушевой доход населения в 2015 году составит 29,0 тыс. рублей на человека в месяц. При оптимистическом сценарии среднедушевой доход населения в 2015 году составит 35,7 тыс. рублей на человека в месяц.
По реалистическому сценарию прогнозируется рост среднедушевого дохода с 2008 по 2015 годы в 2,3 раза (в номинальных ценах) с 14,2 тыс. рублей на человека в месяц до 32,2 тыс. рублей на человека в месяц. С 2000 по 2007 годы официальный среднедушевой доход в Пятигорске вырос в 6,6 раза. Учитывая коэффициент паритета цен между Ставропольским краем и Российской Федерацией в целом (1,122), а также фактическую динамику роста доходов этот прогноз представляется вполне реальным и принят как основной при разработке Программы.
7.1.4. Доступность жилищно-коммунальных услуг для населения города Пятигорска
Расчет платежеспособности населения и допустимых платежей за жилищно-коммунальные услуги основан на оценке структуры рационального потребительского бюджета средней семьи. Актуализирована единая модель зависимости предельно допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг от размера семейного дохода (чем выше доход, тем больше семья тратит на услуги). Модель уточнена для условий города Пятигорска по реалистическому сценарию прогноза динамики доходов населения с учетом паритета цен в соответствии с рисунком Программы 2.5.
"Рис. 2.5. Модель предельно допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в бюджете семьи для Российской Федерации в целом и для Ставропольского края"
В соответствии с этой моделью и проведена оценка предельно допустимой доли расходов на покупку, капитального ремонт жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг в бюджете семьи.
Предельно допустимая доля расходов на покупку, аренду, капитальный ремонт жилья и оплату жилищно-коммунальных услуг вырастет с 11,4 % в 2008 году до14,1 % в 2015 году. Соответственно предельно допустимая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг вырастет с 8,6% в 2008 году до 9,1 % в 2015 году. Следует отметить, что в 2008 году фактическая доля платежей за жилищно-коммунальные услуги в бюджете средней семьи составила 8,2 %.
Доля коммунальных услуг в структуре общего платежа за жилищно-коммунальные услуги оценивалась с учетом оплаты отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, утилизации твердых бытовых отходов. Средняя доля перечисленных услуг в платеже за жилищно-коммунальные услуги составляет 76 %. В соответствии с реалистическим прогнозом развития экономики и роста доходов, предельно допустимая доля платежей за перечисленные коммунальные услуги увеличится с 6,5 % рационального потребительского бюджета в 2008 году и до 6,9 % в 2015 году. При этом планируемая по Программе доля платежей составит 6,1 % в соответствии с рисунком Программы 2.6.
"Рис. 2.6. Прогноз предельно допустимой доли расходов на оплату коммунальных услуг в бюджете средней семьи города Пятигорска"
Таким образом, доля платежей за коммунальные услуги в бюджете средней семьи города Пятигорска на всем горизонте планирования Программы не будет превышать предельных платежей, рассчитанных по модели рационального потребительского бюджета средней семьи.
7.2. Влияние экономического развития города Пятигорска на потенциал консолидированного бюджета города Пятигорска
Доходная часть бюджета города Пятигорска составляет в расчете на 1 человека по факту 2008 года 13,4 тыс. рублей, что, учитывая паритет цен, значительно (в 5-6 раз) ниже среднероссийских показателей. Бюджет принимается с дефицитом, при этом за последние 3 года собственные доходы (налог на доходы физических лиц и доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности) составляют 50-70 %, остальные средства - краевые и федеральные трансферты.
Бюджетные расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в общих бюджетных расходах выросли с 24,4 % в 2005 году до 32,9 % в 2009 году. В среднем по регионам России на финансирование жилищно-коммунального хозяйства направляется 20-25 % бюджета, что обеспечивает 2/3 потребности в этих средствах. В то же время в экономически развитых регионах даже 10 % бюджета, направляемых на жилищно-коммунальное хозяйство, покрывает 85-90 % потребности в бюджетном финансировании. То есть показатель "доля бюджетных средств, выделяемых на жилищно-коммунальное хозяйство" не дает полного представления о финансировании отрасли.
При планировании финансовых потоков для определения рационального соотношения различных источников финансирования и бюджетной поддержки жилищно-коммунального хозяйства более корректным является показатель, характеризующий бюджетную обеспеченность жилищно-коммунального хозяйства в расчете на человека в год. В 2008 году этот показатель для города Пятигорска составил 5,7 тыс. рублей на человека в год. В среднем по России бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства за этот период составляло 7,8 тыс. рублей на человека в год. Однако для сравнения этих показателей необходимо учитывать паритет цен, который составляет для Ставропольского края - 1,122. То есть с учетом паритета цен удельная бюджетная обеспеченность жилищно-коммунального хозяйства по городу Пятигорску составила 6,95 тыс. рублей на человека в год.
Планирование бюджетного финансирования основано на уточненной для условий города Пятигорска модели зависимости общей суммы расходов бюджета от экономического потенциала города, края и страны в целом, которая имеет четко выраженный линейный характер (как и в большинстве регионов страны):
,
где:
УРБ - удельные расходы бюджета города Пятигорска,
к1=-0,067, к2=0,13, к3=0,046, А=-1,689 - параметры модели,
УЭП1 - удельный экономический потенциал города Пятигорска,
УЭП2 - удельный экономический потенциал Ставропольского края,
УВРП - удельный валовой региональный продукт Российской Федерации.
Коэффициент достоверности аппроксимации модели по имеющимся статистическим данным составил 1.
В соответствии с данной моделью и прогнозом динамики развития экономики был сделан прогноз суммы бюджетных расходов на период реализации Программы в соответствии с рисунком Программы 2.7.
"Рис. 2.7. Динамика и прогноз удельных расходов консолидированного бюджета города Пятигорска "
Для оценки предполагаемых инвестиций консолидированного бюджета по Программе были проанализированы бюджетные инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство города Пятигорска за последние годы. Так в 2008 году из бюджета на инвестиции в коммунальный сектор было выделено 98,1 млн. рублей, что составило 3,4 % от общих расходов бюджета. В среднем за последние 3 года на инвестиции в коммунальный сектор выделялось 4 % от общих расходов бюджета города Пятигорска. Для оценки инвестиционного потенциала бюджета будем исходить из того, что эта пропорция сохранится и на период действия Программы.
Предполагается, что по горизонту программы (2010-2015 годы) средства на инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство составят не менее 4 % от общих расходов бюджета. Суммарно за 6 лет объем бюджетного финансирования должен составить не менее 1,24 млрд. рублей.
Таблица 2.4.
Предполагаемые инвестиции консолидированного бюджета города Пятигорска в Программу
|
2008 (факт) |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Итого |
Общие удельные расходы консолидированного бюджета, тыс. рублей на человека |
13,9 |
17 |
19,2 |
21,8 |
25,1 |
28,9 |
33,5 |
145,5 |
Удельные инвестиции бюджета в коммунальный сектор, тыс. рублей на человека |
0,33 |
0,68 |
0,77 |
0,87 |
1 |
1,16 |
1,34 |
5,82 |
Инвестиции в коммунальный сектор всего, млн. рублей |
98,1 |
143,5 |
163,2 |
185,3 |
214 |
249,4 |
289,4 |
1244,8 |
7.3. Качество условий проживания и обслуживания. Градостроительные характеристики города Пятигорска
Жилищная обеспеченность в городе Пятигорске составляет 18,7 кв.м общей площади на человека, что ниже средних показателей городских поселений Российской Федерации и Ставропольского края на 15 % (21,7 кв.м общей площади на человека) и Южного Федерального округа на 8 % (20,4 кв.м на чел). При этом доля площади многоквартирных домов в городе Пятигорске (47 %) также ниже аналогичных показателей по рассматриваемым регионам в соответствии с рисунком Программы 2.8.
"Рис.2.8. Сравнительная оценка удельной жилищной обеспеченности и доли многоквартирной застройки в городе Пятигорске, Российской Федерации, Южном Федеральном округе и Ставропольском крае"
Уровень благоустройства жилищного фонда города Пятигорска, который обеспечивает, с одной стороны, комфортность жилищ, а с другой техническую доступность коммунальных услуг для потребителей, несколько выше средних показателей по городским поселениям Российской Федерации, Южному Федеральному Округу и Ставропольскому краю в соответствии с рисунком Программы 2.9.
"Рис. 2.9. Соотношение обеспеченности населения города Пятигорска коммунальными услугами с показателями городских поселений Ставропольского края, Южного федерального округа и Российской Федерации"
Высокий уровень обеспеченности коммунальными услугами потребителей города Пятигорска связан с тем фактором, что более 60 % жилищного фонда построено после 1970 года в соответствии с рисунком Программы 2.10.
В то же время согласно данным официальной статистики аварийный и ветхий жилищный фонд города Пятигорска составляет 6,4 % общей площади жилищного фонда. При этом доля жилищного фонда, возведенного до 1920 года, составляет 25 %.
Решить проблему сокращения аварийного жилищного фонда возможно путем увеличения объема ввода жилья, как многоквартирного, так и индивидуального.
"Рис. 2.10. Структура жилищного фонда в зависимости от года постройки
До настоящего времени в городе Пятигорске ежегодно вводилось не более 0,4 кв.м жилья на человека в соответствии с рисунком Программы 2.11, что близко к среднероссийским показателям (0,36-0,47 кв.м на чел. в год). Доля индивидуальных жилых домов, возводимых за счет средств населения, за последние три года составляла около 50 %. При этом рост удельной жилищной обеспеченности соответствовал показателям ввода жилья и составлял 1,5 % при ежегодном увеличении численности проживающих на 0,5-0,7 %.
По объему вводимого жилищного фонда город Пятигорск занимает второе место в регионе (лидер - город Ставрополь - 1,22 кв.м на человека в 2008 году).
"Рис. 2.11 Динамика жилищного строительства и уровня жилищной обеспеченности
В соответствии с Генеральным планом города Пятигорска и прогнозом ввода жилищного фонда на период до 2015 года объем ввода должен составить не менее 131 тыс. кв.м в год или 0,63 кв.м на человека, при существующих 91,4 тыс. кв.м или 0,44 кв.м на человека (факт 2008 года), что позволит достичь к 2015 году жилищной обеспеченности в размере 21,6 кв.м на человека.
Для обеспечения планируемых темпов жилищного строительства требуется решение задач по развитию строительного комплекса, инвестиционной политики, а также подготовка площадок под строительство жилых домов, с учетом факторов, влияющих на строительное освоение города: сложность рельефа, сейсмичность территории 7-9 баллов, оползни на склонах реки Подкумок.
В соответствии с Положением о территориальном планировании города Пятигорска площадь территории, отведенной под застройку многоэтажными домами составляет 190,5 га, коттеджная застройка планируется на площади 369,8 га.
См.:
Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 г. N 53-кз "О некоторых вопросах регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории Ставропольского края"
Решение Думы города-курорта Пятигорска Ставропольского края от 28 июля 2009 г. N 68-45 ГД "Об утверждении Генерального плана муниципального образования города-курорта Пятигорска"
7.4. Анализ структуры существующего жилищного фонда и прогноз ввода жилья на период реализации Программы
7.4.1. Анализ текущих параметров жилищного фонда по районам города Пятигорска
Структура планировочных районов характеризуется следующими данными.
1) Центральный планировочный район, охватывает, как бы полукольцом, с запада, юго-запада и частично юга - гору Машук. Это наиболее старая часть города, застраивавшаяся, начиная с 1-ой половины XIX столетия. Основными ее планировочными осями являются: пересекающий город с севера на юг проспект Калинина и перпендикулярная ему главная улица города Пятигорска - проспект Кирова, заканчивающийся у подножья горы Машук. На севере городской застройки находится относительно новый жилой микрорайон "Белая Ромашка", который расположен недалеко от железнодорожной платформы станции Лермонтовская (так называемая, Северная промзона), общей площадью около 40 га.
На северной границе городской территории у подножья северного склона горы Машук находится район Энергетик, расположенный изолированно.
2) Краснослободской планировочный район находится к западу и северу от петли железнодорожной ветки, проходящей в городской черте. Восточную его часть (к востоку от горы Пикет) занимает главным образом жилая застройка, в частности, расположенный в северной части новый микрорайон Бештау. В западной части Краснослободского района расположен бывший аэродром сельскохозяйственной авиации (площадью около 50 га), который планируется застроить многоэтажным жилищным фондом (микрорайон "Западный").
3) Новопятигорский планировочный район расположен к югу от ул. Ермолова и Кисловодского шоссе, между железной дорогой и рекой Подкумок. Это, преимущественно, район малоэтажной жилой застройки, включающей в себя села Золотушка и Привольное.
К северо-западу от планировочного района расположена основная промышленная зона города Пятигорска - "Скачки", общей площадью около 429 га, на территории которой сосредоточена большая часть промышленных предприятий и коммунально-складских объектов города Пятигорска.
4) поселок Горячеводский занимает юго-восток правобережной части реки Подкумок, в основном, в междуречье реки Подкумок и его притока реки Юца, располагаясь частично и на ее правом берегу вплоть до федеральной автомобильной дороги "Кавказ".
К западу от поселка Горячеводский расположен поселок Свободы. Здесь, как и в поселке Горячеводском, преобладает малоэтажная жилая застройка. Кроме того, в районе "Сельхозтехники" и водозабора "Скачки-2" размещаются основные новые районы перспективного малоэтажного строительства.
Малоэтажное строительство ведется и в правобережной пойме реки Подкумок.
В настоящее время в планировочную структуру города включены станица Константиновская, поселки Нижнеподкумский и Средний Подкумок застроенные, в основном, малоэтажными домами.
Фактические данные по жилищному фонду приведены в соответствии с таблицами Программы 2.5 и 2.6.
Таблица 2.5
Многоквартирные дома. Распределение общей площади (тысяч квадратных метров) по этажности
Наименование района |
Общая площадь (включая индивидуальную застройку) |
Многоквартирные дома. Распределение общей площади (тысяч квадратных метров) по этажности |
|||||||||||||
1 эт. |
2 эт. |
3 эт. |
4 эт. |
5 эт. |
6 эт. |
7 эт. |
8 эт. |
9 эт. |
10 эт. |
12 эт. |
16 эт. |
Площадь многоквартирного дома |
Средняя этажность многоквартирного дома |
||
Центральный планировочный район |
1 396,90 |
97,2 |
111,2 |
89,2 |
135,7 |
552,4 |
53,7 |
39,4 |
8,6 |
51,6 |
1,9 |
12,2 |
21 |
1 174,1 |
4,7 |
Краснослободской планировочный район |
768,30 |
22,1 |
13,7 |
6,4 |
6,1 |
201,6 |
25,4 |
0 |
11,6 |
139,7 |
0 |
9,8 |
0 |
436,4 |
6,2 |
Новопятигорский планировочный район |
340,20 |
11,4 |
8,1 |
4,4 |
2,4 |
49,9 |
18,2 |
0 |
0 |
5,1 |
0 |
0 |
0 |
99,5 |
4,6 |
Итого по городу |
2 505,40 |
130,7 |
133 |
100 |
144,2 |
803,9 |
97,3 |
39,4 |
20,2 |
196,4 |
1,9 |
22 |
21 |
1 710,0 |
5,1 |
поселок Горячеводский |
828,10 |
8,8 |
6,2 |
12,4 |
15,6 |
59,2 |
9,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
111,8 |
4,2 |
поселок Свободы |
460,90 |
2,9 |
3 |
0 |
0,1 |
47,1 |
0 |
0 |
0 |
6,1 |
0 |
0 |
0 |
59,2 |
5,1 |
поселок Нижнеподкумский |
0,20 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
|
поселок Средний Подкумок |
0,30 |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,1 |
1 |
станица Константиновская |
6,40 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3,2 |
5 |
Итого по МО |
3 801,30 |
142,5 |
142,2 |
112,4 |
159,9 |
913,4 |
106,9 |
39,4 |
20,2 |
202,5 |
1,9 |
22 |
21 |
1884,3 |
5 |
Таблица 2.6
Индивидуальная застройка. Распределение общей площади (тысяч квадратных метров) по этажности
Наименование района |
Индивидуальная застройка. Распределение общей площади (тысяч квадратных метров) по этажности |
Доли |
|||||
|
1 этажные |
2 этажные |
3 этажные |
4 этажные |
Общая площадь |
Много-квартирного дома |
Индивидуальной застройки |
Центральный планировочный район |
175,9 |
41,9 |
4 |
1 |
222,8 |
84% |
16% |
Краснослободской планировочный район |
260,6 |
70,8 |
0,5 |
0 |
331,9 |
57% |
43% |
Новопятигорский планировочный район |
190,2 |
49,7 |
0,8 |
0 |
240,7 |
29% |
71% |
Итого по городу |
626,7 |
162,4 |
5,3 |
1 |
795,4 |
68% |
32% |
поселок Горячеводский |
576 |
136 |
4,3 |
0 |
716,3 |
13% |
87% |
поселок Свободы |
281,9 |
115,4 |
3,6 |
0,8 |
401,7 |
13% |
87% |
поселок Нижнеподкумский |
0,2 |
0 |
0 |
0 |
0,2 |
0% |
100% |
поселок Средний Подкумок |
0 |
0,2 |
0 |
0 |
0,2 |
41% |
59% |
станица Константиновская |
2,7 |
0,5 |
0 |
0 |
3,2 |
50% |
50% |
Итого по МО |
1 487,5 |
414,5 |
13,2 |
1,8 |
1 917,0 |
50% |
50% |
7.4.2. Прогноз объемов ввода жилищного фонда
Целевой индикатор программы - повышение комфортности проживания граждан за счет увеличения показателя жилищной обеспеченности (числа квадратных метров, приходящихся на одного жителя) до 21,6 / чел к 2015 году.
В настоящее время жилой фонд города Пятигорска составляет 3897,6 тыс. , большая часть которого находится в частной собственности граждан. Объем ветхого и аварийного жилья составляет 93,2 тыс. .
Прогнозный объем строительства на период с 2010 по 2015 годы в городе составляет 786,7 тыс. кв. метров жилья в соответствии с таблицей Программы 2.7. Генеральным планом города Пятигорска, осваиваемые территории предполагается застраивать не только многоэтажными благоустроенными жилыми домами, но и малоэтажными отдельно стоящими индивидуальными жилыми домами.
Для прогноза объемов ввода многоквартирных домов и индивидуального жилищного фонда применялись следующие предположения:
объем ввода жилищного фонда на 1 человека в год вырастет с 0,43 (факт 2008 года) до 0,53 (2015 год). К 2013 году прогнозируется существенный рост вводов в связи с введением микрорайона Западный, жилищного фонда района Новопятигорский и района Энергетик.
объем сноса жилищного фонда для целей переселения граждан из аварийного и ветхого жилья прогнозируется на уровне 10 % от объемов ввода многоквартирных жилых домов, начиная с 2011 года;
численность населения города вырастет с 208,6 до 212,9 тыс. человек в соответствии с разделом Программы 7.1.1.
Таблица 2.7
Прогноз ввода жилищного фонда города Пятигорска на период реализации Программы
Показатель |
2008 факт |
2009 прогноз |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Численность населения |
208,60 |
209,21 |
209,83 |
210,44 |
211,06 |
211,67 |
212,29 |
212,90 |
Объем ввода жилищного фонда, кв. м на человека в год |
0,44 |
0,32 |
0,37 |
0,13 |
0,52 |
1,63 |
0,52 |
0,54 |
Объем ввода жилищного фонда, тысяч квадратных метров в год |
91,4 |
65,25 |
78,15 |
27,82 |
109,96 |
345,78 |
110,03 |
115,0 |
Объем выбытия жилищного фонда, тысяч квадратных метров в год |
0 |
0 |
0 |
2,3 |
6,9 |
21,4 |
5,7 |
6,2 |
Многоквартирные дома, тысяч квадратных метров |
52,4 |
30,29 |
75,05 |
22,72 |
69,48 |
213,45 |
57,5 |
62,32 |
Индивидуальное строительство, тысяч квадратных метров |
39,0 |
34,96 |
3,1 |
5,1 |
40,48 |
132,33 |
52,53 |
52,68 |
Прогноз ввода жилья по районам города Пятигорска
Застройка города Пятигорска на период 2010-2015 годы будет осуществляться в соответствии со схемами территориального планирования и Генеральным планом города Пятигорска. Генеральным планом города Пятигорска предусмотрена стратегия комплексной застройки жилых групп и микрорайонов на свободных и реконструируемых территориях, с целью сохранения целостного восприятия силуэта города Пятигорска. В соответствии с таблицей Программы 2.8 представлена структура многоэтажной жилой застройки по районам города Пятигорска на перспективу до 2015 года (на период реализации Программы).
Таблица 2.8
Прогноз ввода многоквартирного жилищного фонда по районам города Пятигорска на период реализации Программы (до 2015 года)
(тысяч квадратных метров)
Наименование района |
Характеристика вводимого жилищного фонда |
прогноз 2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Центральная часть города |
6-9 этажей |
10,97 |
24,95 |
|
|
20 |
|
|
|
10-12 этажей |
|
|
|
5,58 |
|
7 |
|
|
13 и выше этажей |
4,34 |
|
9,2 |
|
|
|
|
|
индивидуальное |
|
|
|
|
|
|
|
Белая Ромашка |
6-9 этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
10-12 этажей |
|
14,72 |
5,8 |
|
|
|
|
|
13 и выше этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
индивидуальное |
|
|
|
|
|
|
|
Район "Западный" |
6-9 этажей |
|
|
|
|
12,17 |
12,2 |
|
|
10-12 этажей |
|
|
|
31 |
1,23 |
15,1 |
27,45 |
|
13 и выше этажей |
|
|
|
|
43,2 |
23,2 |
3,2 |
|
индивидуальное |
|
1 |
1 |
1 |
32,55 |
1 |
20,1 |
Поселок Горячеводский |
6-9 этажей |
6,4 |
17,86 |
|
22,4 |
20,4 |
|
|
|
10-12 этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 и выше этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
индивидуальное |
4,79 |
|
|
24,48 |
44,48 |
24,48 |
14,48 |
Район Новопятигорский |
6-9 этажей |
3,03 |
13,45 |
4,1 |
|
72,35 |
|
|
|
10-12 этажей |
5,55 |
|
|
|
|
|
31,67 |
|
13 и выше этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
индивидуальное |
13,77 |
|
|
|
18,3 |
7,55 |
5,3 |
Район Бештау |
6-9 этажей |
|
4,07 |
3,62 |
|
|
|
|
|
10-12 этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 и выше этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
индивидуальное |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
Район Энергетик |
6-9 этажей |
|
|
|
|
33,6 |
|
|
|
10-12 этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 и выше этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
индивидуальное |
|
|
|
|
|
|
|
Село Золотушка |
6-9 этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
10-12 этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 и выше этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
индивидуальное |
|
0,1 |
0,1 |
13 |
33 |
13 |
5,55 |
Поселок Свободы |
6-9 этажей |
|
|
|
10,5 |
10,5 |
|
|
|
10-12 этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 и выше этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
индивидуальное |
10,4 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
5,25 |
Поселок Среднепод-кумский |
6-9 этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
10-12 этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 и выше этажей |
|
|
|
|
|
|
|
|
индивидуальное |
3 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
5 |
1 |
Итого по городу, в том числе: |
65,25 |
78,15 |
27,82 |
109,96 |
345,78 |
110,03 |
115,0 |
|
многоквартирное |
30,29 |
75,05 |
22,72 |
69,48 |
213,45 |
57,5 |
62,32 |
|
индивидуальное |
34,96 |
3,1 |
5,1 |
40,48 |
132,33 |
52,53 |
52,68 |
В районе массовой застройки микрорайона "Западный" будет сосредоточено 33% нового строительства многоквартирных домов до 2015 года, что составляет 168,75 тысяч квадратных метров жилья. Прогноз по объему ввода жилищного фонда на перспективу до 2015 года обобщен в соответствии с таблицами Программы 2.9 и 2.10.
Таблица 2.9
Многоквартирные дома. Распределение общей площади (тысяч квадратных метров) по этажности на перспективу до 2015 года
Наименование района |
Общая площадь (включая индивидуальную застройку) |
Многоквартирные дома. Распределение общей площади (тысяч квадратных метров) по этажности |
|||||||||||||
1 эт. |
2 эт. |
3 эт. |
4 эт. |
5 эт. |
6 эт. |
7 эт. |
8 эт. |
9 эт. |
10 эт. |
12 эт. |
16 эт. |
Площадь многоквартирного дома |
Средняя этажность многоквартирного дома |
||
Центральный планировочный район |
1 490,6 |
86,6 |
100,6 |
89,2 |
125,1 |
541,8 |
76,1 |
61,8 |
31,0 |
74,0 |
18,5 |
28,8 |
34,5 |
1 267,8 |
5,2 |
Краснослободской планировочный район |
1 014,4 |
22,1 |
13,7 |
6,4 |
6,1 |
201,6 |
41,4 |
0,0 |
11,6 |
155,7 |
37,4 |
47,2 |
69,6 |
612,8 |
7,9 |
Новопятигорский планировочный район |
580,0 |
11,4 |
8,1 |
4,4 |
2,4 |
49,9 |
41,4 |
23,2 |
23,2 |
28,3 |
18,6 |
18,6 |
0,0 |
229,7 |
6,8 |
Итого по городу |
3 085,0 |
120,1 |
122,4 |
100,0 |
133,6 |
793,3 |
158,9 |
85,0 |
65,8 |
258,0 |
74,5 |
94,6 |
104,1 |
2 110,3 |
6,2 |
поселок Горячеводский |
1 007,9 |
8,8 |
6,2 |
12,4 |
15,6 |
59,2 |
26,4 |
16,8 |
16,8 |
16,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
178,9 |
5,5 |
поселок Свободы |
500,1 |
2,9 |
3,0 |
0,0 |
0,1 |
47,1 |
10,5 |
0,0 |
0,0 |
16,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
80,2 |
5,7 |
поселок Нижнеподкумский |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
поселок Средний Подкумок |
0,3 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
1 |
станица Константиновская |
17,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3,2 |
5 |
Итого по МО |
4 610,8 |
131,9 |
131,6 |
112,4 |
149,3 |
902,8 |
195,8 |
101,8 |
82,6 |
291,4 |
74,5 |
94,6 |
104,1 |
2 372,6 |
6,1 |
Таблица 2.10
Индивидуальная застройка. Распределение общей площади (тысяч квадратных метров) по этажности на перспективу до 2015 года
Наименование района |
Индивидуальная застройка. Распределение общей площади (тысяч квадратных метров) по этажности |
Доли |
|||||
1 этажные |
2 этажные |
3 этажные |
4 этажные |
Общая площадь |
Многоквартирный дом |
Индивидуальная застройка |
|
Центральный планировочный район |
175,9 |
41,9 |
4,0 |
1,0 |
222,8 |
85 % |
15 % |
Краснослободской планировочный район |
295,4 |
105,6 |
0,5 |
0,0 |
401,6 |
60 % |
40 % |
Новопятигорский планировочный район |
245,0 |
104,5 |
0,8 |
0,0 |
350,4 |
40 % |
60 % |
Итого по городу |
716,4 |
252,1 |
5,3 |
1,0 |
974,7 |
68 % |
32 % |
поселок Горячеводский |
632,4 |
192,4 |
4,3 |
0,0 |
829,0 |
18 % |
82 % |
поселок Свободы |
291,0 |
124,5 |
3,6 |
0,8 |
419,9 |
16 % |
84 % |
поселок Нижнеподкумский |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,2 |
0 % |
100 % |
поселок Средний Подкумок |
0,0 |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,2 |
33 % |
67 % |
станица Константиновская |
8,2 |
6,0 |
0,0 |
0,0 |
14,2 |
18 % |
82 % |
Итого по МО |
1648,1 |
575,1 |
13,2 |
1,8 |
2238,2 |
51 % |
49 % |
Существующая жилищная застройка в городе Пятигорске с точки зрения состояния коммунальных систем имеет ряд серьезных проблем, связанных с низкими темпами ввода и отсутствием обновления (капитального ремонта и сноса) жилищного фонда, которые:
не позволяют увеличить охват населения коммунальными услугами,
тормозят приведение к рациональному уровню удельного потребления услуг, снижению потерь и утечек во внутридомовом инженерном оборудовании;
сдерживают повышение ресурсной эффективности, надежности обслуживания и комфортности проживания.
Проблемы обеспечения перспективной застройки коммунальными услугами, в связи с тем, что более половины вводимого жилищного фонда в городе Пятигорске является индивидуальным, связаны с выбором схем электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения (централизованные или локальные), которые должны быть рассмотрены и с точки зрения минимизации приведенных затрат на 1 кв. м. вводимого жилья и экологической безопасности. В частности, схема теплоснабжения не должна механически ориентироваться на локальные источники с газовым топливом. Возможный рост цен на газ может сделать невыгодными локальные источники теплоснабжения и горячего водоснабжения. Необходимо рассмотреть и возможность централизованного теплоснабжения компактно расположенных районов индивидуальной застройки.
7.5. Прогноз роста потребности в теплоснабжении объектов перспективного строительства
7.5.1. Расчет уровня потребления тепловой энергии на отопление жилых домов и горячего водоснабжения для существующей застройки
Годовой расход теплоты на отопление 1 общей площади зданий () определяется по формуле:
, где
- максимальный часовой расход теплоты на отопление 1 общей площади зданий, Ккал/час
значения теплотехнических характеристик зданий, используемых в расчете, получены на основе данных, приведенных в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" таблица 7 часть I.
Таблица 2.11
Удельный расход тепловой энергии на отопление жилых домов для города Пятигорска, построенных до 1999 года включительно
максимальный часовой расход теплоты ккал в час, для домов этажностью: | ||||||
1 |
2 |
3-4 |
5-9 |
10 |
12 |
16 и выше |
140 |
128 |
78 |
64 |
63 |
61 |
66 |
- расчетная температура внутреннего воздуха отапливаемых помещений от +16 С до +22 С в зависимости от функционального назначения помещения (в среднем +18-20 С) - ГОСТ 30494-96 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", утвержден постановлением Госстроя РФ от 06.01.1999 N 1;
- средняя температура наружного воздуха за отопительный период +0,2 С (СНиП 23-01-99 "Строительная климатология" приняты Постановлением Госстроя РФ от 11.06.1999 N 45 (ред. от 24.12.2002))
- расчетная температура наружного воздуха для проектирования отопления -20 С (СНиП 23-01-99 "Строительная климатология" приняты Постановлением Госстроя РФ от 11.06.1999 N 45 (ред. от 24.12.2002))
- продолжительность отопительного периода, 175 суток (СНиП 23-01-99 "Строительная климатология" приняты Постановлением Госстроя РФ от 11.06.1999 N 45 (ред. от 24.12.2002);
24 - продолжительность работы систем отопления в сутки, час.
На примере жилых зданий 5-9 этажной постройки проведем расчет потребности в тепловой энергии на их отопление:
Гкал/ кв.м
Аналогичным образом определяется расход тепловой энергии для отопления различных зданий в зависимости от этажности:
- для одноэтажных жилых зданий Гкал/кв.м.;
- для двухэтажных жилых зданий Гкал/ кв.м.;
- для трех и четырехэтажных жилых зданий Гкал/ кв.м.;
- для десятиэтажной жилой застройки Гкал/ кв.м.;
- для двенадцатиэтажной жилищной застройки Гкал/ кв.м.;
- для шестнадцатиэтажной и выше жилищной застройки Гкал/ кв.м.
Тепловая энергия, предназначенная для подогрева воды, должна использоваться в течение всего года. При расчете рационального потребления горячего водоснабжения с учетом нормативного отключения системы горячего водоснабжения на ремонт годовое число ее работы принимается равным 350 суток.
Потребность в тепловой энергии для горячего водоснабжения в расчете на 1 человека (проживающего в жилищном фонде ) определяется по формуле:
,
- среднесуточная норма расхода горячей воды при температуре +55 С на 1 человека в сутки.
В соответствии с ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" (принят постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 года N 158-ст) и СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.12.2000 г) расход горячей воды при централизованном горячем водоснабжении не может быть ниже 85 литров на человека в сутки для жилищного фонда, оборудованного умывальниками, мойками и душами, 105 литров на человека в сутки - для жилых зданий, оборудованных ваннами длиной от 1500 до 1700 мм и 115 л/ чел в сутки для жилых домов высотой свыше 12 этажей.
См. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64
- теплоемкость воды, 1 ккал/ кг С;
- продолжительность отопительного сезона, 175 дней;
, - температура холодной (водопроводной) воды в зимний (=+5 С) и летний периоды (=+15 С);
b - коэффициент, учитывающий сезонную неравномерность расхода горячей воды (от 0,8 до 1,5);
350 - продолжительность работы систем централизованного горячего водоснабжения, с учетом перерыва в течение 14 непрерывных суток на подготовку к зимнему отопительному сезону;
1,1 - коэффициент, учитывающий возмещение теплоотдачи в помещении от трубопроводов горячего водоснабжения.
Также, на примере жилых зданий пяти-девятиэтажной застройки представлен расчет потребности в тепловой энергии на горячее водоснабжение:
= 1,7 Гкал в год/чел. С учетом жилищной обеспеченности в городе Пятигорске 18,7 кв.м. на человека расход тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения на 1 кв.м. жилищного фонда пяти-девятиэтажной застройки составит 0,09 Гкал. Общий объем потребляемой тепловой энергии в расчете на 1 кв.м. для жилищного фонда пяти-девятиэтажной застройки составит 0,21 Гкал на 1 кв.м.
Аналогичным образом определим расход тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения различных зданий в зависимости от этажности:
- для одно-двухэтажных жилых зданий Гкал/кв.м.;
- для трех-четырехэтажных жилых зданий Гкал/кв.м.;
- для десятиэтажной жилой застройки Гкал/кв.м.;
- для двенадцатиэтажной жилищной застройки Гкал/кв.м.;
- для шестнадцатиэтажной и выше жилищной застройки Гкал/кв.м.
Таблица 2.12
Удельный расход тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение для жилых домов (построенных до 1999 года включительно) в зависимости от этажности
Этажность |
Расход тепловой энергии на отопление, Гкал на 1 кв. м в год |
Расход тепловой энергии на горячее водоснабжение, Гкал на 1 кв. м в год |
Общий расход тепловой энергии, Гкал на 1 кв. м в год |
1 |
0,262 |
0,073 |
0,335 |
2 |
0,239 |
0,073 |
0,312 |
3-4 |
0,146 |
0,081 |
0,227 |
5-9 |
0,12 |
0,09 |
0,21 |
10 |
0,118 |
0,09 |
0,208 |
12 |
0,114 |
0,099 |
0,213 |
16 |
0,123 |
0,099 |
0,222 |
Исходя из представленных выше нормативов, рассчитано годовое потребление тепловой энергии в разрезе планировочных районов города Пятигорска в соответствии с таблицей Программы 2.13 в зависимости от этажности существующего многоквартирного жилищного фонда. При этом учтено, что многоквартирный жилищный фонд до двух этажей включительно, как правило, представляет собой здания барачного типа, не оснащенные системой централизованного горячего водоснабжения, а иногда и отопления. Также учтено, что здания этажностью в три-четыре этажа в большинстве своем не оснащены системой централизованного горячего водоснабжения и используют для целей горячего водоснабжения газовые колонки. Указанный факт также касается, по меньшей мере, 10 % пяти этажного жилищного фонда.
При расчете фактического потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения также учтено, что доля индивидуального жилищного фонда, оборудованного централизованной системой отопления и горячего водоснабжения, незначительна.
Таблица 2.13
Фактическое потребление тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в многоквартирном жилищном фонде в зависимости от этажности в разрезе планировочных районов города Пятигорска
|
Потребление тепловой энергии, тыс. Гкал в год (фактическое) |
||||||||||||
|
1 этаж |
2 этаж |
3 этаж |
4 этаж |
5 этаж |
6 этаж |
7 этаж |
8 этаж |
9 этаж |
10 этаж |
12 этаж |
16 этаж |
Итого |
годовой расход тепловой энергии, Гкал на 1 кв.м. |
0,335 |
0,312 |
0,227 |
0,227 |
0,21 |
0,21 |
0,21 |
0,21 |
0,21 |
0,208 |
0,213 |
0,222 |
|
Центральный планировочный район |
19,54 |
20,81 |
16,21 |
24,64 |
106,38 |
11,28 |
8,27 |
1,81 |
10,83 |
0,40 |
2,59 |
4,66 |
227,42 |
Краснослободской планировочный район |
4,44 |
2,57 |
1,16 |
1,10 |
39,38 |
5,33 |
|
2,44 |
29,33 |
|
2,09 |
|
87,84 |
Новопятигорский планировочный район |
2,29 |
1,52 |
0,79 |
0,43 |
9,75 |
3,82 |
|
|
1,07 |
|
|
|
19,67 |
Итого по городу |
26,27 |
24,90 |
18,15 |
26,18 |
155,51 |
20,43 |
8,27 |
4,25 |
41,23 |
0,40 |
4,68 |
4,66 |
334,93 |
поселок Горячеводский |
1,76 |
1,16 |
2,25 |
2,84 |
11,18 |
2,01 |
|
|
|
|
|
|
21,20 |
поселок Свободы |
0,48 |
0,57 |
|
0,03 |
8,90 |
|
|
|
1,27 |
|
|
|
11,25 |
поселок Нижнеподкумский |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,00 |
поселок Средний Подкумок |
0,03 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,03 |
станица Константиновская |
|
|
|
|
0,60 |
|
|
|
|
|
|
|
0,60 |
Итого по МО |
28,54 |
26,63 |
20,41 |
29,04 |
176,19 |
22,44 |
8,27 |
4,25 |
42,50 |
0,40 |
4,68 |
4,66 |
368,01 |
Рассчитанное на основе Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" потребление тепловой энергии для нужд отопления и ГВС в многоквартирном жилищном фонде соответствует данным о фактической реализации населению тепловой энергии, которое составило в 2008 году 367 тыс. Гкал.
Данный факт еще раз подтверждает справедливость выводов, основанных на модели, представленной в соответствии с рисунком Программы 3.12, и подтверждающих, что большинство источников теплоснабжения на территории города Пятигорска находится в зоне оптимальной централизации теплоснабжения.
7.5.2. Расчет перспективного (до 2015 года) уровня потребления тепловой энергии на отопление жилых домов и горячего водоснабжения с учетом прогнозного ввода жилищного фонда
На основании прогноза ввода многоквартирного жилищного фонда в соответствии с разделами Программы 7.4 и 7.14 на период реализации Программы (до 2015 года) и Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" определен прирост потребности в мощностях системы теплоснабжения.
Таблица 2.14
Прогноз объемов ввода многоквартирного жилищного фонда на перспективу до 2015 года
(тысяч квадратных метров)
Районы |
6-9 этажей |
10-12 этажей |
13 и выше этажей |
Центральный планировочный район |
78,55 |
33,1 |
9,2 |
- центральная часть города |
44,95 |
12,58 |
9,2 |
- микрорайон "Белая Ромашка" |
|
20,52 |
|
- район "Энергетик" |
33,6 |
|
|
Краснослобосдкой планировочный район |
32,06 |
74,78 |
69,6 |
- район "Западный" |
24,37 |
74,78 |
69,6 |
- район "Бештау" |
7,69 |
|
|
Новопятигорский планировочный район |
89,9 |
31,67 |
|
- район Новопятигорск |
89,9 |
31,67 |
|
поселок Горячеводский |
60,66 |
|
|
поселок Свободы |
21 |
|
|
Итого по муниципальному образованию |
282,17 |
139,55 |
78,8 |
Прирост потребности в мощностях для обеспечения тепловой энергией районов строительства многоквартирных жилых домов производится аналогично расчету, представленному в соответствии с разделом Программы 7.5.1.
Таблица 2.15
Удельный расход тепловой энергии на отопление жилых домов для города Пятигорска, построенных после 1999 года
максимальный часовой расход теплоты ккал в час, для домов этажностью: | |||||
1 |
2 |
3 |
6-9 |
10-12 |
13 и выше |
34 |
29 |
28 |
22,5 |
20 |
20 |
Таким образом, определяется расход тепловой энергии для отопления различных зданий в зависимости от этажности:
- для одноэтажных жилых зданий Гкал/кв.м.;
- для двухэтажных жилых зданий Гкал/кв.м.;
- для трехэтажных жилых зданий Гкал/кв.м.;
- для шести-девятиэтажной жилой застройки Гкал/кв.м.;
- для десяти-двенадцатиэтажной жилищной застройки Гкал/кв.м.;
- для тринадцати и выше этажной жилищной застройки Гкал/кв.м.
Для определения потребления тепловой энергии на нужды ГВС использован расчет, представленный в соответствии с разделом Программы 1.5.1.
Таблица 2.16
Удельный расход тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение для жилых домов (построенных после 1999 года) в зависимости от этажности на перспективу до 2015 года
Этажность |
Расход тепловой энергии на отопление, Гкал на 1 кв. м в год |
Расход тепловой энергии на горячее водоснабжение, Гкал на 1 кв. м в год |
Общий расход тепловой энергии, Гкал на 1 кв. м в год |
1 |
0,063 |
0,081 |
0,144 |
2 |
0,054 |
0,081 |
0,135 |
3 |
0,052 |
0,081 |
0,133 |
6-9 |
0,042 |
0,099 |
0,141 |
10-12 |
0,038 |
0,099 |
0,137 |
13 и выше |
0,038 |
0,099 |
0,137 |
Исходя из представленных выше нормативов, рассчитано увеличение потребления тепловой энергии в разрезе планировочных районов города Пятигорска в соответствии с таблицей Программы 2.17 в зависимости от этажности многоквартирного жилищного фонда, прогнозируемого к вводу в эксплуатацию к 2015 году.
Таблица 2.17
Увеличение потребления тепловой энергии для вновь вводимых многоквартирных домов на перспективу до 2015 года
(тыс. Гкал)
Районы |
6-9 этажей |
10-12 этажей |
13 и выше этажей |
Итого |
расход тепловой энергии, Гкал на 1 кв.м. |
0,141 |
0,137 |
0,137 |
|
Центральный планировочный район |
11,1 |
4,5 |
1,3 |
16,9 |
- центральная часть города |
6,3 |
1,7 |
1,3 |
9,3 |
- микрорайон "Белая Ромашка" |
|
2,8 |
|
2,8 |
- район "Энергетик" |
4,7 |
|
|
4,7 |
Краснослобосдкой планировочный район |
4,5 |
10,2 |
9,5 |
24,3 |
- район "Западный" |
3,4 |
10,2 |
9,5 |
23,2 |
- район "Бештау" |
1,1 |
|
|
1,1 |
Новопятигорский планировочный район |
12,7 |
4,3 |
|
17,0 |
- район Новопятигорск |
12,7 |
4,3 |
|
17,0 |
поселок Горячеводский |
8,6 |
|
|
8,6 |
поселок Свободы |
3,0 |
|
|
3,0 |
Итого по муниципальному образованию |
39,8 |
19,1 |
10,8 |
69,7 |
Таким образом, к 2015 году увеличение (прирост) потребления тепловой энергии населением при указанном прогнозном вводе многоквартирного жилищного фонда в соответствии с разделом Программы 7.4. должно составить порядка 70 тыс. Гкал. При сохранении сегодняшних пропорций потребления тепловой энергии (70 % - население, 30 % - прочие потребители, включая объекты социальной инфраструктуры) данный прирост к 2015 году с учетом прочих потребителей может составить порядка 100 тыс. Гкал. С учетом резервирования мощности на случай аварийных отключений, прирост мощностей системы теплоснабжение к 2015 году должен составить не менее 130 тыс. Гкал. Необходимо отметить, что при данном расчете не учитывался ввод индивидуального жилищного фонда, который предполагается снабжать отоплением и ГВС за счет локальных источников теплоснабжения, а также путем газификации индивидуальных жилых домов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.