Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Задачи концепции
Предварительный анализ рынка автобусов показывает, что большинство отечественных моделей сегодня крайне неэкономичны в эксплуатации и ненадежны. В некоторых регионах развернуто или разворачивается производство новых моделей автобусов на базе авторемонтных заводов или производств другого профиля. Однако эти производства не являются массовыми, не могут обеспечить достаточно низкую себестоимость и соответствующее качество, т.е. их нельзя рассматривать в качестве базовых для ориентации системы транспорта общего пользования на выпускаемые ими модели. С другой стороны, мы не можем ориентироваться на импортные автобусы, поскольку, как и в других странах, в дальнейшем государственная политика будет направлена на приоритет отечественных производителей. Выбор базовой модели подвижного состава является очень важной задачей, результаты решения которой оказывают длительное влияние на транспортную систему. Это связано, во-первых, с большим сроком службы самого автобуса (который в развитых странах составляет порядка 15 лет) и, во-вторых, со значительными затратами на производственную базу для технического обслуживания и ремонта, которая во многом приспособлена для конкретной модели транспортного средства.
Для повышения эффективности городских перевозок пассажиров необходимо:
1) разработать порядок эффективного регулирования общественного транспорта, направленного на обеспечение максимального качества транспортного обслуживания населения (конкурсное распределение маршрутов, диспетчерское управление движением и т.п.);
2) совершенствовать правила перевозок пассажиров транспортом общего пользования;
3) классифицировать маршруты по вместимости автобусов в зависимости от пропускной способности улиц, остановочных пунктов и мощности пассажирских потоков;
4) перевести автобусы малой вместимости по мере их замены автобусами большой вместимости на работу по принципам транспорта общественного пользования, в т.ч. и с использованием новых технологических приемов.
5) обеспечить равные условия конкуренции частных и государственных (муниципальных) перевозчиков.
3.1. Организация пассажирского городского транспорта
Управление системой пассажирских перевозок городским транспортом можно разделить на следующие уровни:
1) Стратегическое руководство, которое осуществляется государственной (политической) властью и органами местного самоуправления. Это верхний уровень управления, на котором формируются "правила игры" нижестоящих уровней таким образом, чтобы обеспечить максимальное качество обслуживания пассажиров. Для обеспечения выполнения правил и нормативов, утвержденных на данном уровне управления транспортной системой, применяются административные и экономические методы. Административное управление обеспечивается ГАИ, УГАДН и Комитетом .
2) Организация перевозочного процесса с целью максимально эффективного использования подвижного состава, предоставленного транспортными предприятиями. На данном уровне управления решаются следующие задачи:
- систематическое изучение пассажиропотоков;
- разработка рациональных маршрутных схем;
- выбор типа и определение количества транспортных средств на маршрутах;
- нормирование скоростей движения транспортных средств;
- составление расписания движения транспортных средств;
- координация работы различных видов транспорта;
- управление движением транспортных средств и оперативный контроль за регулярностью движения.
При неоднократном нарушении перевозчиком договорных обязательств, исключая случаи действия непреодолимых обстоятельств, организатор перевозок вправе в одностороннем порядке временно передать обслуживание маршрута другому перевозчику и предложить вышеупомянутому перевозчику расторгнуть договор.
3) Содержание и обслуживание транспортных средств (транспортные предприятия), т.е. обеспечение выпуска на линию технически исправных и соответствующим образом укомплектованных транспортных средств. Транспортные предприятия обеспечивают решение следующих задач:
- содержание, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;
- оборудование транспортных средств в соответствии с правилами перевозок пассажиров;
- выпуск подвижного состава на линию в соответствии с расписанием движения по маршрутам;
- принятие соответствующих мер при выходе из строя подвижного состава (ремонт, транспортировка к месту стоянки и т.д.);
- обеспечение квалифицированным персоналом (подготовка водителей соответствующей категории, проведение предрейсового и послерейсового# медицинских осмотров и т.п.).
Перевозчик пассажиров обязан:
- соблюдать действующие правила перевозок пассажиров;
- обеспечить безусловное соблюдение прав пассажира как потребителя услуг;
- организовывать предрейсовый медицинский контроль состояния здоровья водителей;
- назначить из числа своих работников должностное лицо (лиц) ответственное за состояние и организацию безопасности движения на обслуживаемых маршрутах, и выпуск на эти маршруты технически исправного подвижного состава. Квалификационные требования к данным должностным лицам устанавливаются действующим законодательством и соответствующими инструкциями.
Перевозчик не имеет права на перевозку пассажиров по общественным маршрутам без договора с соответствующим заказчиком перевозочного процесса.
См.:
постановление администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 7 августа 2009 г. N 1138 "Об утверждении Положения об открытом конкурсе на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения автомобильным транспортом общего пользования по автобусным маршрутам города-курорта Кисловодска"
постановление Главы города-курорта Кисловодска от 15 сентября 2006 г. N 426 "Об утверждении форм конкурсной документации для проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок транспортом общего пользования по автобусным маршрутам города-курорта Кисловодска"
4) Объектом управления является система управления предприятиями любой формы собственности, осуществляющими перевозку пассажиров. В настоящее время в городе сложилась такая система взаимоотношений между участниками производственного процесса по перевозке пассажиров автотранспортом:
Организатор перевозок |
Комитет промышленности, транспорта, связи и охраны окружающей среды администрации города-курорта Кисловодска
Перевозчик |
Предприятие, организация, частный предприниматель - владельцы транспортных средств
Водитель |
3.2. Стратегические напраления# совершенствования системы
общественного пассажирского транспорта
В большинстве развитых стран разные виды транспорта общего пользования служат в качестве альтернативных, т.е. обеспечивают определенную свободу выбора для пассажиров. Актуальность такого подхода обусловлена тем, что на транспорте общего пользования, как правило, не допускается "излишняя" конкуренция перевозчиков в рамках одного вида транспорта. Альтернатива, предоставляемая пассажирам смежным видом транспорта, является фактором, не допускающим снижения качества обслуживания клиентов. Аналогичный подход применяется и по отношению разных видов собственности в рамках одного вида транспорта. Считается эффективным использование во всех случаях, где возможно, частных перевозчиков. Однако, как правило, сохраняется и государственное присутствие, которое служит для достижения социальных целей, например, перевозок пассажиров по нерентабельным, но социально значимым маршрутам.
Основная проблема: распределение функций управления транспортной системой таким образом, чтобы цели каждого из уровней максимально соответствовали интересам пассажиров. Для этого организация системы общественного транспорта должна отвечать следующим принципам:
1. Разделение политической и коммерческой ответственности согласно профессиональной компетенции, четкое разделение сфер компетенции, создание общих условий для функционирования транспорта.
2. Организация сотрудничества на договорной основе (т.е. определение прав и обязанностей партнеров по договору, определение объема услуг, санкции при неполном выполнении обязательств одним из партнеров, меры в случае возникновения конфликта и т.д.)
3. Создание и совершенствование конкурентной среды, предотвращение возможности реализации транспортных услуг по ценам ниже себестоимости. Выигрыш в конкуренции должен быть обусловлен только эффективностью деятельности перевозчиков.
3.3. Планируемая маршрутная сеть города-курота# Кисловодска
Предполагаемые изменения в маршрутной сети города-курорта Кисловодска в 2009 -2014 гг. приведены в следующей таблице.
Маршрутная сеть города-курорта Кисловодска на 2009-2014 года
N маршрута |
Начальный и конечный остановочные пункты |
2009 год |
2010 год |
2011 |
2012 |
2014 |
|||||
Количество единиц автобусов с пассажировместимостью до 20 мест |
Количество единиц автобусов с пассажировместимостью от 20 и более мест |
Количество единиц автобусов с пассажировместимостью до 20 мест |
Количество единиц автобусов с пассажировместимостью от 20 и более мест |
Количество единиц автобусов с пассажировместимостью до 20 мест |
Количество единиц автобусов с пассажировместимостью от 20 и более мест |
Количество единиц автобусов с пассажировместимостью до 20 мест |
Количество единиц автобусов с пассажировместимостью от 20 и более мест |
Количество единиц автобусов с пассажировместимостью до 20 мест |
Количество единиц автобусов с пассажировместимостью от 20 и более мест |
||
1 |
ул. Гагарина - "СпецАТХ" |
4 |
|
4 |
|
4 |
|
4 |
|
4 |
|
2 |
Ул. Октябрьская - СпецАТХ |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
3 |
УПК - пос. Белореченский |
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
4 |
ШКОЛА N 7 - УПК |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
5 |
Ул. Октябрьская - пос. Зеленогорский |
|
4 |
|
4 |
|
4 |
|
4 |
|
4 |
6 |
Цент. гор. больница - пос. Белореченский |
6 |
|
6 |
|
|
4 |
|
4 |
|
4 |
7 |
7 ГПТУ-29 - ул. Чехова |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
8 |
ул. Калинина - сан. Заря |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
9 |
Мясокомбинат - ул. 8 марта |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
10 |
ЦГБ - пос. Нарзанный |
2 |
1 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
11 |
Цент. гор. больница - ул. Донская |
7 |
|
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
12 |
Автовокзал - Цент. гор. больница |
6 |
|
6 |
|
6 |
|
6 |
|
6 |
|
13 |
Цент. гор. больница - средняя школа N 7 |
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
14 |
Цент. гор. больница - Автовокзал |
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
15 |
ГПТУ-29 - санаторий "Родник" |
6 |
|
6 |
|
6 |
|
6 |
|
6 |
|
16 |
пос. Луначарского - ул. Декабристов |
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
17 |
Свято-Никольский собор- Крестовоздвиженск. храм |
|
6 |
|
6 |
|
6 |
|
6 |
|
6 |
18 |
ул. Ермолова - Цент. гор. больница |
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
19 |
ул. Октябрьская - СпецАТХ |
8 |
|
|
6 |
|
6 |
|
6 |
|
6 |
20 |
ул. Калинина - Мясокомбинат |
8 |
|
8 |
|
8 |
|
|
5 |
|
5 |
21 |
санаторий им. Орджоникидзе - ул. Ленинградская |
7 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
7 |
|
22 |
Автовокзал - ул. Ломоносова |
6 |
|
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
23 |
Автовокзал - санаторий "Джинал" |
4 |
|
4 |
|
4 |
|
4 |
|
4 |
|
24 |
Автовокзал - пос. Белореченский |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
25 |
ГПТУ-29 - п. Белореченский |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
26 |
Цент. гор. больница - "Монолит" |
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
27 |
ул. Чайковского - санаторий им. Димитрова |
6 |
|
6 |
|
6 |
|
6 |
|
6 |
|
28 |
Цент. гор. больница - садовые участки |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
29 |
Цент. гор. больница - пос. Индустрия |
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
30 |
Ц. рынок - дачн. поселок "Сад. домик" |
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
31 |
п. Нарзанный - п. Белореченский |
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
"Планируемая маршрутная сеть города-курорта Кисловодска."
Исходя из предоставленных данных видно, что при планировании маршрутной сети города-курорта Кисловодска уже в 2009 году произойдет сокращение автобусов малой вместимости на 67 единиц и увеличение автобусов средней вместимости на 29 единиц. В 2011 году на улицах города количество автобусов малой вместимости уменьшится до 61, а автобусов средней вместимости увеличится до 81 единицы, что способствует сокращению общественного автотранспорта на улицах города-курорта Кисловодска, а вследствие этого повышение экологической безопасности и повышение безопасности дорожного движения.
3.4. Принципы обновления подвижного состава
Для нормальной деятельности перевозчиков пассажиров их доходы должны обеспечивать:
- покрытие эксплуатационных затрат;
- инвестиционную составляющую, позволяющую компенсировать износ основных фондов (амортизация и часть прибыли, необходимой для приобретения нового автобуса до и после окончания срока эксплуатации);
См. Закон Ставропольского края от 1 октября 2007 г. N 55-кз "Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае"
- прибыль в размере (который регламентируется соответствующими нормативными документами), необходимом для развития предприятия и решения социальных проблем коллектива (технологических процессов, содержания детских садов, столовых и т.п.).
При выборе подвижного состава перевозчик выполняет следующие задачи:
- определение наиболее эффективных моделей подвижного состава для существующей маршрутной сети перевозок пассажиров;
- приобретение моделей транспортных средств, обеспечивающих минимальные эксплуатационные затраты;
- определение структуры моделей транспортных средств, которая должна соответствовать транспортной работе выполняемой по общественным маршрутам с минимальными сроками окупаемости транспортных средств 3-5 лет;
- обеспечение гарантийного обслуживания и ремонта приобретаемого подвижного состава;
- организация сервисного обслуживания транспортных средств;
- гарантия поставок запасных частей и эксплуатационных материалов в течение всего срока эксплуатации.
С учетом средних сроков эксплуатации транспортных средств, их окупаемости и общего износа подвижного состава, осуществляющего пассажирские перевозки на территории города-курорта Кисловодска инвестиционная привлекательность для перевозчиков снижается только за счет несоответствия сроков окупаемости вложенных средств и сроков действия контрактов между Заказчиком и Перевозчиками.
В свете настоящей концепции, в целях повышения инвестиционной привлекательности для Перевозчиков имеющих автобусы с пассажировместимостью 20 и более человек, является увеличение срока заключения договоров между Заказчиком и Перевозчиками по конкурсу с 3 (трех) до 5 (пяти) лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.