Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы города Пятигорска
от 24 декабря 2010 г. N 32-65 РД
Программа
социально-экономического развития муниципального образования города-курорта Пятигорска на 2011-2014 годы
20 декабря 2012 г.
Решением Думы города-курорта Пятигорска Ставропольского края от 20 декабря 2012 г. N 57-24 РД в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт
Программы социально-экономического развития муниципального образования города-курорта Пятигорска на 2011-2014 годы
Наименование Программы |
Программа социально-экономического развития муниципального образования города-курорта Пятигорска на 2011-2014 годы (далее - Программа) |
||||||
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Постановление администрации города Пятигорска от 10 сентября 2010 года N 4289 "О разработке Программы социально-экономического развития города Пятигорска на 2011-2014 годы" |
||||||
Муниципальный заказчик Программы |
Администрация города Пятигорска |
||||||
Разработчик и координатор Программы |
Управление экономического развития администрации города Пятигорска |
||||||
Исполнители Программы |
МУ "Управление образования администрации города Пятигорска" МУ "Управление городского хозяйства администрации города Пятигорска" МУ "Управление здравоохранения администрации города Пятигорска" МУ "Управление культуры администрации города Пятигорска" МУ "Отдел физической культуры и спорта администрации города Пятигорска" Отдел по делам молодёжи администрации города Пятигорска Отдел транспорта и связи управления экономического развития администрации города Пятигорска МУ "Управление архитектуры и градостроительства администрации города Пятигорска" МУ "Управление капитального строительства администрации города Пятигорска" МУ "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" Хозяйствующие субъекты города Пятигорска |
||||||
Цель Программы |
Восстановление престижности, конкурентоспособности города-курорта Пятигорска и превращение его в современный высокоэффективный санаторно-курортный, деловой и туристический центр, обеспечивающий максимальный рост собственной доходной базы и повышение качества жизни населения |
||||||
Задачи Программы |
- развитие курортно-туристического комплекса; - развитие промышленного производства и расширение сфер деятельности малого и среднего предпринимательства; - развитие потребительского рынка города Пятигорска; - формирование экологически безопасной окружающей среды на территории города Пятигорска; - повышение инвестиционной активности; - обеспечение доступного, качественного и непрерывного образования населения города Пятигорска; - повышение качества и доступности медицинской помощи населению города Пятигорска; - развитие отрасли культуры города Пятигорска; - развитие массовой физической культуры и спорта на территории города Пятигорска; - создание благоприятных условий для реализации молодежной политики в городе Пятигорске; - улучшение жилищных условий населения города Пятигорска; - строительство новых и реконструкция существующих инженерных коммуникаций; - обеспечение безопасных условий жизни, труда и отдыха населения города Пятигорска; - повышение энергосбережения и энергетической эффективности экономики города Пятигорска; - формирование рациональной, устойчивой и безопасной транспортной системы города Пятигорска; - развитие информационно-аналитического потенциала системы муниципального управления, создание единого информационно-коммуникационного пространства города |
||||||
Целевые индикаторы Программы |
Целевые индикаторы Программы отражены в приложении 2 к Программе |
||||||
Сроки реализации Программы |
Сроки реализации Программы соответствуют поставленным задачам и охватывают период с 2011 по 2014 годы |
||||||
Ресурсное обеспечение Программы (объемы и источники финансирования) |
Общий объем финансирования Программы составляет (тыс. руб.) всего - 20 131 445,65 в том числе по годам: |
||||||
|
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
всего |
|
|
Федер. |
151 812,61 |
311 107,53 |
194 265,44 |
126 414,34 |
783 599,92 |
|
|
Краев. |
578 512,63 |
223 095,71 |
641 030,30 |
60 432,83 |
1 503 071,47 |
|
|
Местн. |
550 492,79 |
465 871,19 |
444 414,38 |
404 319,13 |
1 865 097,49 |
|
|
Внеб. |
195 524,83 |
142 281,69 |
6 577 423,81 |
8 905 153,50 |
15 820 383,83 |
|
|
Фонд* |
25 647,81 |
132 820,43 |
0,00 |
0,00 |
158 468,24 |
|
|
Всего |
1 501 990,67 |
1 275 176,55 |
7 857 133,93 |
9 496 319,80 |
20 130 620,95 |
|
* Фонд содействия реформированию ЖКХ | |||||||
Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации Программы |
Реализация Программы позволит добиться намеченной цели, решить поставленные задачи, достичь запланированных показателей эффективности в различных отраслях жизнедеятельности города Пятигорска. Эффективность реализации Программы будет оцениваться через систему целевых индикаторов и показателей Программы, которые определены как плановые показатели на весь период действия Программы в целом и на каждый год её действия в частности. Перечень и значения целевых индикаторов представлены в приложении 2 к Программе. |
2. Содержание проблем, обоснование или основания для разработки
Программы и необходимости её решения программно-целевым методом
Программа социально-экономического развития муниципального образования города-курорта Пятигорска на 2011-2014 годы разработана в соответствии с основными направлениями Стратегии социально-экономического развития города-курорта Пятигорска до 2020 года, основными параметрами прогнозов развития Российской Федерации, Ставропольского края и города Пятигорска, а также на основе сложившейся в городе социально-экономической ситуации, основных проблем, особенностей и конкурентных преимуществ города.
См. Закон Ставропольского края от 24 декабря 2010 г. N 109-кз "О Программе социально-экономического развития Ставропольского края на 2010-2015 годы"
Программа имеет консолидирующий характер и включает основные положения федеральных, краевых и муниципальных целевых программ отраслевого характера.
Программа разработана в соответствии с требованиями Порядка разработки и реализации муниципальных целевых и ведомственных целевых программ, утверждённого постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 6 октября 2009 года N 4844.
Город-курорт Пятигорск - один из старейших бальнеологических курортов России, самый крупный курорт в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Имея на своей территории одновременно почти все известные и используемые на сегодняшний день природные рекреационные ресурсы, наш город по праву относится к разряду уникальных курортов мира. По отношению к городам-курортам Кавказских Минеральных Вод город-курорт Пятигорск является самым обеспеченным гидроминеральными ресурсами. Эксплуатационные запасы гидроминеральных ресурсов на территории города составляют 2809,8 куб. м в сутки, что в 2,6 раза превосходит запасы Кумагорской больницы, в 1,6 раза - города Кисловодска, в 1,4 раза - города Железноводска.
Географическое положение города, благоприятный климат, пышная растительность и удивительно разнообразные ландшафты, богатейшая по разнообразию гидроминеральная база предопределили развитие города как многопрофильного универсального курорта - климатического, бальнеогрязевого, питьевого, который не только не уступает, но и превосходит по своему потенциалу многие курорты мира. Конкурентные преимущества Пятигорска обуславливаются природно-климатическими и экологическими факторами, развитой курортно-туристской инфраструктурой, высоким кадровым потенциалом, сложившейся санаторно-курортной школой, благоприятным имиджем курорта.
К преимуществам, которыми обладает город Пятигорск по сравнению с другими курортами, относятся благоприятные условия для лечения сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, гинекологического и дерматологического профиля. Особое внимание следует уделить санаториям. Эти учреждения являются уникальными организациями для лечения и оздоровления людей. На мировых курортах такая форма практически отсутствует.
2.1. Анализ экономической ситуации
На территории города Пятигорска зарегистрировано 4627 предприятий и организаций различных отраслей экономики и социальной сферы, из них крупных и средних - 211 предприятий, малых и микро - 4416 предприятий. В сфере обрабатывающих производств действует 443 предприятия, строительством занято 363 предприятия, в отрасли транспорта и связи действует 229 предприятий, в образовании - 164 организации, здравоохранением и предоставлением социальных услуг занимаются 118 организаций. В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды занято 24 предприятия, предоставлением коммунальных и прочих услуг занимаются 342 предприятия. Непроизводственная сфера экономики по-прежнему наиболее привлекательна для среднего и малого бизнеса. Оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования занимаются 1637 предприятий, из них более половины - это малые и средние предприятия города.
Численность занятых в экономике города составляет 103,4 тыс. чел., или 76,5 процентов от численности трудовых ресурсов, что свидетельствует о большом потенциале трудовых ресурсов в городе. Около 40 процентов работающих заняты в сфере материального производства.
2.1.1. Промышленность
Промышленность является одной из базовых отраслей реального сектора экономики города Пятигорска.
За 2009 год промышленными предприятиями города было произведено и отгружено продукции на общую сумму 12 326,2 млн. руб., или 115,5 процентов (с учётом индекса цен производителей промышленной продукции). В разрезе отраслей темпы роста складываются следующим образом: обрабатывающие производства - 99,7 процентов, в том числе производство пищевых продуктов - 95,5 процентов, издательская и полиграфическая промышленность - 100,3 процентов, химическое производство - 87,9 процентов, производство неметаллических минеральных продуктов - 50,6 процентов, производство готовых металлических изделий - 69,4 процентов, производство машин и оборудования - в 3,4 раза, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 150,2 процентов, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 123,8 процентов.
Положительные результаты отмечаются в таких отраслях как производство пищевых продуктов, однако имеет место снижение объёмов производства в ОАО Мясокомбинат "Пятигорский", в предприятиях издательской и полиграфической деятельности: ГУЧ "Пятигорский лингвистический университет" - в 1,9 раза, ФГУП СК "Аэрогеодезическое предприятие" - в 1,6 раза; ОАО "Пятигорсктеплосервис" по производству металлических изделий - в 2,4 раза.
Ведущим предприятием в городе по производству машин и оборудования является ЗАО "Пятигорсксельмаш", доля которого составляет более 70 процентов, и показатели его деятельности существенно влияют на результат в целом по отрасли.
В 2009 году рост производства отмечается на таких предприятиях по изготовлению машин и оборудования, как ООО "Кавминлифт", где темп роста составил 173,2 процента, ФГУП "Протезно-ортопедическое предприятие" - 129 процентов, ОАО "Медтехника" - 153 процента.
Отмечается увеличение выпуска отдельных видов продукции в натуральном выражении: цельномолочной продукции в 2,1 раза, мясных полуфабрикатов на 4 процента, муки на 5 процентов. Но в то же время снизилось производство хлеба и хлебобулочных изделий на 1,4 процента, кондитерских изделий - на 5 процентов. Из непродовольственной группы в 3,9 раза возросло производство инкубаторов.
Результаты финансовой деятельности промышленных предприятий города положительные - прибыль до налогообложения по промышленному комплексу в 2009 году достигла 1565,8 млн. руб., сальдированный финансовый результат - 259,6 млн. руб. Доля прибыльных предприятий - 80 процентов, что на 1,3 процента меньше уровня 2008 года. Величина дебиторской задолженности возросла и составила 18 656,4 млн. руб., из неё просроченная - 486,0 млн. руб., или 2,6 процента. Невысокий процент просроченной задолженности является положительным фактором и минимизирует возможность риска непогашения долгов. Кредиторская задолженность промышленных предприятий превысила дебиторскую и составила 24 976,2 млн. руб., в том числе просроченная - 257,9 млн. руб., или 1,03 процента. Доля просроченной задолженности свидетельствует о том, что предприятия имеют финансовые возможности расплачиваться с поставщиками и таким образом не допускать её накопления.
Среднесписочная численность работников предприятий промышленности в 2009 году составила 10866 человек и возросла на 1268 человек, или на 13,2 процента. Заработная плата работников, напрямую зависящая от финансового состояния предприятия, составила в среднем по предприятиям промышленности 18959,8 тыс. руб., что на 18,2 процента больше, чем в целом по городу. Темп роста к уровню предыдущего года по обрабатывающим производствам - 112,3 процента, по предприятиям, занимающимся производством и распределением электроэнергии, газа и воды - 115,1 процентов.
Таким образом, ведущими отраслями в промышленном секторе экономики города являются пищевая промышленность и энергетика. Однако потенциал промышленной индустрии города используется не в полном объёме, и для дальнейшего развития промышленных отраслей требуется вложение инвестиций на модернизацию производства и внедрение инновационных технологий.
2.1.2. Малое и среднее предпринимательство
Город Пятигорск является вторым по численности населения и экономическому потенциалу городом Ставропольского края, поэтому и развитие малого бизнеса в городе находится на достаточно высоком уровне. Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой составной частью экономики города-курорта Пятигорска и играет важную роль в решении экономических и социальных задач, так как способствует созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского рынка разнообразными товарами и услугами, формированию конкурентной среды, повышению уровня доходов населения, стабильности налоговых поступлений.
См. Закон Ставропольского края от 15 октября 2008 г. N 61-кз "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства"
Общее число средних, малых и микропредприятий к 2009 году достигло 3234 и, несмотря на финансовый кризис, продолжает с каждым годом увеличиваться. В них всеми видами деятельности занято более 31 тысячи человек. Кроме того, во всех отраслях экономики и социальной сферы занято около 10 тысяч человек предпринимателей без образования юридического лица. Таким образом, в сфере малого и среднего предпринимательства занято более 41 тысячи человек, или 39 процентов от общей численности занятых в различных отраслях экономики и социальной сферы города.
Непроизводственная сфера экономики по-прежнему остаётся более привлекательной для малого и среднего бизнеса, чем производственная сфера. Основную долю малых и средних предприятий составляют предприятия, занятые в сфере оптовой и розничной торговли - 44 процента общего их числа, в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг зарегистрировано 16 процентов предприятий, в сфере обрабатывающих производств занято 12 процентов предприятий, строительством занято 9 процентов общего числа малых и средних предприятий. Из сферы услуг наиболее динамично развиваются услуги правового характера, услуги в области бухгалтерского учёта и аудита, риэлтерские услуги. Недостаточно развиты инфраструктура развлечений, гостиничный бизнес, сфера коммунальных и персональных услуг, которые являются актуальными для города-курорта Пятигорска.
Несмотря на положительные тенденции в деятельности малого и среднего предпринимательства, в настоящее время существуют проблемы, сдерживающие его развитие, а именно:
- трудности в доступе к финансовым и материальным ресурсам, необходимым для создания и расширения деятельности;
- недостаток полезных площадей для организации производства и осуществления других видов деятельности;
- неполное информационное обеспечение и отсутствие возможности получения консультаций по различным аспектам ведения предпринимательства;
- отсутствие системы подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства, и ряд других проблем.
В сложившихся финансово-экономических и социальных условиях проблемы развития малого и среднего предпринимательства можно разрешить лишь объединёнными усилиями и согласованными действиями самих предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. Эффективное разрешение проблем малого и среднего предпринимательства возможно только при условии использования программных методов.
2.1.3. Санаторно-курортный комплекс и туризм
В городе-курорте Пятигорске действует 21 здравница на 5886 мест, в том числе 5 лечебно-профилактических учреждений ФНПР на 2485 места.
В эксплуатации находится 5268 мест или 89 % коечной емкости.
За 2009 год в санаториях города отдохнуло более 98 тыс. чел.
От работы санаторно-курортных учреждений за 2009 год получено 1602,3 млн. руб. доходов, в том числе 884,6 млн.руб. - от ЛПУ ФНПР.
На Пятигорском курорте можно пройти обследование и лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервной системы, болезней кожи, гинекологических, иммуноаллергических и ряда других заболеваний. На основе сочетания уникальных природных лечебных факторов, традиционного санаторно-курортного лечения, новейших методических разработок и использования современной медицинской техники высокопрофессиональными специалистами - курортологами созданы высокоэффективные, не имеющие аналогов в мире, комплексные методы оздоровления и реабилитации. Одним из существенных преимуществ города Пятигорска по сравнению с курортами, расположенными в других регионах, является уникальный климат, минеральные источники и лечебная грязь Тамбуканского озера.
С целью улучшения качества медицинского обслуживания, расширения спектра предоставляемых услуг в плане диагностического обследования, лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий в городе сформирована сеть специализированных центров по другим лечебным направлениям на базе санаторно-курортных учреждений. Это центры иммуноаллергический, эндокринологический, эндоэкологический, уронефрологический и другие. Более того, в ведущих санаториях курорта разработан новый курортный продукт - специализированные лечебно-оздоровительные и диагностические программы.
Учитывая возрастающие требования, предъявляемые к санаторно-курортному комплексу, постоянно развивается и совершенствуется лечебно-оздоровительная база курорта. Внедряются новые диагностические и лечебные методики. Большинство здравниц города оснащены современным оборудованием для ультразвуковой, компьютерной, рентгеновской диагностик.
Гостиницы за 12 месяцев 2009 года приняли более 63 тыс. чел., коэффициент загрузки составил 52,4%, доходы 186,2 млн. руб. Стоимость проживания составляет от 350 до 15500 руб. в сутки.
В инфраструктуру туризма города входят 43 туристические фирмы, 9 гостиниц, значительное количество развлекательных учреждений, спортивных клубов, фитнес-центров, предприятий общественного питания, а также ряд высших и средних специальных учебных заведений, которые являются объектами образовательного туризма.
В дополнение к традиционному лечебно-оздоровительному комплексу город имеет условия для развития познавательного (152 памятника истории, культуры, архитектуры и градостроительства), экологического, конгрессного и делового туризма. Кроме этих видов туризма туристические фирмы города предлагают широкий спектр возможностей для активного отдыха, включая пеший туризм, велотуризм, поездки на лошадях и т.д.
В последние годы в санаторно-курортном и туристическом комплексах города сложились следующие устойчивые тенденции:
- общее количество средств размещения стабилизировалось;
- растёт количество отдыхающих.
Таблица 1
Заполняемость учреждений санаторно-курортного
и туристического комплекса города Пятигорска
Наименование учреждений |
12 месяцев 2008 г. |
12 месяцев 2009 г. |
||||||
К/е |
Чел. |
в т. ч. *дети **инвалиды |
% |
К/е |
Чел. |
в т. ч. *дети **инвалиды |
% |
|
Санаторно-курортные учреждения профсоюзов |
26666 |
46236 |
*8318 **488 |
173,4 |
25214 |
47932 |
*6895 **523 |
190,1 |
Ведомствен. санаторно-курортные учреждения |
38280 |
52579 |
*14531 **531 |
137,4 |
38536 |
50505 |
*7994 **448 |
131,1 |
Гостиничные комплексы |
10238 |
78927 |
*213 **2092 |
- |
10913 |
78927 |
*43 **2099 |
- |
Однако проблемами курортно-туристической сферы в настоящее время остаются:
- отсутствие государственной статистики туризма;
- недостаточно благоприятный инвестиционный климат;
- отставание развития курортной инфраструктуры от современных общепринятых стандартов отдыха;
- высокая стоимость курортного продукта;
- постоянное возрастание тарифов на все виды пассажирских перевозок.
Важной стратегической задачей, позволяющей реализовать программы будущего экономического роста Пятигорского курорта, является привлечение инвестиций и решение проблем программным методом.
См. постановление администрации города-курорта Пятигорска Ставропольского края от 30 августа 2010 г. N 4194 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие курорта и туризма в городе-курорте Пятигорске на 2011-2016 годы"
2.1.4. Транспорт
Транспортный комплекс - одна из важнейших составляющих производственной инфраструктуры города Пятигорска. Эффективное транспортное обеспечение имеет большое значение для привлечения отдыхающих, и, соответственно, для экономики города-курорта Пятигорска.
Транспортная инфраструктура города довольно разнообразна. Предприятия осуществляют как городские пассажирские и пригородные перевозки, так и междугородние и международные. Кроме того, в городе действует МУП "Горэлектротранспорт", осуществляющее пассажирские трамвайные перевозки, причём пассажиропоток на трамвайных линиях в 3,8 раза выше, чем в городском общественном автомобильном транспорте.
В 2009 году автотранспортными предприятиями города был получен доход в сумме 158,2 млн. руб., снижение к уровню предыдущего года - на 7,8 процентов. На 4,2 процента сократилось количество перевезённых пассажиров, перевезено 6151,4 тыс. чел.
Автобусные перевозки по городу и в пригородные районы автобусами большой вместимости осуществляет МУП "Пятигорскпассажиравтотранс". Предприятием было обслужено 2456,0 тыс. чел., или 39,9 процентов общего количества перевезённых общественным автотранспортом пассажиров. В то же время наблюдается снижение количества перевезённых пассажиров транспортом общего пользования. К уровню аналогичного периода прошлого года пассажирооборот снизился на 3,9 процентов.
Транспортная инфраструктура города поддерживается на уровне развитой конкуренции. Кроме МУП "Пятигорскпассажиравтотранс" вопрос по перевозке пассажиров решается с привлечением транспортных средств предприятий ОАО "ПАКС", ОАО "ПОГАТ", ООО "Пятигорск-Экспресс", которые работают на городских маршрутах на договорной основе. С целью улучшения транспортного обслуживания гостей и жителей города-курорта этими организациями привлечены на рынок транспортных услуг города маршрутные такси и автобусы средней вместимости.
Кроме автотранспорта пассажирские перевозки в городе осуществляет МУП "Горэлектротранспорт" с пассажирооборотом, почти в 4 раза превышающим пассажирооборот городского общественного автомобильного транспорта, за прошедший год трамваями перевезено 23544 тыс. человек.
Проблемы данного предприятия заключаются в значительной изношенности подвижного состава (95 процентов), трамвайных путей (18 км при общей протяжённости 48,7 км) и контактной сети (контактного провода) - 15 км. Решить их возможно только программным методом.
2.1.5. Потребительский рынок
Потребительский рынок города Пятигорска - одно из крупнейших в Ставропольском крае хозяйственных образований, в котором занято более 18 тыс. чел., в том числе в торговле и общественном питании - 15,1 тыс. чел., в сфере бытовых услуг - 3,0 тыс. чел.
На территории города торговую деятельность осуществляют 2179 предприятий торговли и общественного питания, в том числе 1281 магазин (из них 499 продовольственных и 782 непродовольственных и смешанных), 478 предприятий мелкорозничной торговли (соответственно 271 и 207 предприятий) с общей торговой площадью 99,8 тыс. кв. м, 347 предприятий общественного питания на 13,46 тысяч посадочных мест, из них 295 - массового питания на 9,48 тысяч посадочных мест (в том числе 7 ресторанов, 97 кафе, 129 закусочных, 39 баров, 13 столовых), 58 школьных и студенческих столовых на 3175 посадочных мест (из них 33 столовых в школах, колледжах, лицеях).
Таблица 2
Сведения по предприятиям торговли, общественного
питания и рынкам города Пятигорска
Наименование показателей отрасли "торговля" |
На 01.01.2010 |
Численность работников отрасли, чел. |
17700 |
Рабочие места на рынках и в местах организованной выездной и разносной торговли, ед. |
6280 |
в том числе: в муниципальных предприятиях торговли и общественного питания |
84 |
Предприятий розничной торговли, всего, ед. |
2179 |
в том числе: магазинов, ед. |
1281 |
из них по группам товаров: продовольственной |
499 |
непродовольственной и смешанной |
782 |
Общая площадь предприятий розничной торговли, тыс. м2 |
99,8 |
Муниципальных магазинов, киосков, ед. |
- |
в том числе: магазинов |
- |
Общая площадь муниципальных магазинов, тыс. м2 |
- |
Муниципальная торговля и общественное питание в общем объёме товарооборота, млн. руб. |
31,1 |
% |
0,055 |
Киосков и павильонов, ед. |
478 |
в том числе по группам товаров: |
|
продовольственной |
271 |
непродовольственной |
207 |
Киосков, павильонов, бутиков по продаже непродовольственных товаров в Торговых центрах и торговых домах "Универмаг N 1", "Универсам", "Вера", "Детский мир" |
420 |
Контейнеров |
- |
Летнее торговое обслуживание: |
137 |
киоски и павильоны "Мороженое" |
42 |
лотков прохладительных напитков (пиво, воды, квас) |
58 |
летних площадок |
37 |
Фирменная торговая сеть предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности города |
118 |
в том числе: магазинов |
35 |
павильонов, киосков |
75 |
предприятий общественного питания |
8 |
Наименование показателей по общественному питанию |
На 01.01.2010 |
Число предприятий общественного питания, ед. |
375 |
в том числе: общедоступных |
295 |
школьного и студенческого питания |
58 |
при предприятиях и учреждениях |
22 |
Число посадочных мест в предприятиях общественного питания, мест |
13 363 |
в том числе: в общедоступных |
9480 |
из них: в столовых при школах, ВУЗах и СУЗах |
3175 |
на предприятиях и в организациях |
708 |
Наименование показателей по рынкам города |
На 01.01.2010 |
Количество рынков |
10 |
в том числе: универсальных |
7 |
специализированных |
3 |
сельскохозяйственных |
1 |
в том числе: муниципальных |
- |
Торговых мест на рынках города |
5 924 |
в том числе: на муниципальных |
- |
Площадь земельных участков, га |
18,38 |
в том числе: на муниципальных рынках, га |
- |
Кроме того, стационарных предприятий торговли, общественного питания, услуг на рынках |
1 545 |
Изменение количества предприятий торговли и общественного питания в период с 2006 года по 2009 год включительно характеризуется показателями таблицы 3.
Таблица 3
Изменение количества предприятий торговли
и общественного питания города Пятигорска
Предприятия по видам |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Магазины |
1136 |
1195 |
1241 |
1281 |
из них по группам товаров: |
|
|
|
|
продовольственной |
483 |
494 |
498 |
499 |
непродовольственной или смешанной |
653 |
701 |
743 |
782 |
Торговая площадь, тыс. м2 |
77,1 |
84,6 |
87,7 |
99,8 |
Киоски, павильоны |
464 |
474 |
476 |
478 |
из них по группам товаров: |
|
|
|
|
продовольственной |
265 |
270 |
270 |
271 |
непродовольственной |
199 |
204 |
206 |
207 |
Предприятия общественного питания |
324 |
332 |
337 |
347 |
в них число посадочных мест, тыс. |
11,62 |
12,6 |
12,8 |
13,5 |
в т. ч.: школьного и студенческого питания |
58 |
58 |
58 |
58 |
в них число посадочных мест, тыс. |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
Фирменная торговая сеть |
139 |
139 |
128 |
118 |
Рынки |
12 |
11 |
10 |
10 |
в них торговых мест |
6716 |
6416 |
5968 |
4882 |
Складские площади, тыс. м2 |
71,1 |
72,0 |
72,0 |
72,0 |
За счет ввода новых предприятий торговые площади города только за 2009 год увеличились на 12198,5 кв. м, площадь предприятий сферы услуг возросла на 247,7 кв. м, дополнительно создано 536 рабочих мест.
Наблюдается тенденция перехода от рыночных к цивилизованным формам торговли. Так, за 2009 год открыто 40 новых торговых объектов по торговле непродовольственными товарами. В общегородском обороте значительно сокращается доля рыночного товарооборота. Динамичное развитие получает сеть супермаркетов и минимаркетов.
Приобрели новый вид предприятия общественного питания, в городе немало предприятий с уютными интерьерами, оснащённых современным торгово-технологическим оборудованием, комфортабельной мебелью, достаточно высоким уровнем сервисного обслуживания.
Возросло число предприятий, специализирующихся на продаже сложных бытовых товаров длительного пользования, мебели, стройматериалов. Реализация товаров в них осуществляется по образцам.
Общий товарооборот по городу Пятигорску за 2009 год составил 56314,9 млн. руб., в том числе на рынках - 12942,9 млн. руб., или всего около 23 процентов общего объёма, оборот предприятий общественного питания составил 1470,6 млн. руб.
Таблица 4
Оборот розничной торговли по городу Пятигорску
|
Оборот розничной торговли, млрд. руб. |
||
Годы |
в ценах соответств. лет |
в сопоставимых ценах |
темп роста, % |
2006 |
30,8 |
28,6 |
|
2007 |
40,9 |
36,3 |
126,9 |
2008 |
50,2 |
45,1 |
124,2 |
2009 |
56,3 |
52,9 |
117,3 |
С каждым годом стабилизируется деятельность сферы бытовых услуг. Бытовые услуги оказываются в 432 стационарных предприятиях, в том числе в 104 парикмахерских и салонах красоты, 64 мастерских по ремонту и пошиву обуви. Действуют 33 предприятия по ремонту сложной бытовой техники, телеаппаратуры, вычислительной техники, ключей, металлоизделий, 11 - по ремонту часов, 27 мастерских - по оказанию автоуслуг, 2 пункта по прокату вещей, агентство по оформлению праздников и др. Сохранён профиль предприятий, оказывающих жителям города социально значимые услуги: 4 бани, 7 прачечных, 6 пунктов приема химчистки. В целом сохранен профиль трёх Домов Быта. Население обеспечено полным набором бытовых услуг.
Таким образом, потребительский рынок города Пятигорска развивается довольно активными темпами. Тем не менее, несмотря на положительную динамику, состояние и тенденции развития потребительского рынка свидетельствуют о наличии ряда задач, требующих своего решения в рассматриваемой перспективе (2011-2014 годы). В частности, необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры, обслуживающей финансово-деловой сектор экономики города, развитие розничных сетей и крупных торговых объектов: гипер- и супермаркетов, торговых комплексов и центров и др.
2.1.6. Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищно-коммунальное хозяйство города Пятигорска представлено 14 предприятиями и организациями. Из общего числа предприятий - 5 муниципальных.
Одним из ключевых условий развития курортно-рекреационного комплекса и сохранения экологического баланса региона является эффективное функционирование инженерной инфраструктуры города, включая системы водоснабжения, канализования и водоотведения, теплоснабжения, электро- и газоснабжения, санитарной очистки и др. Учитывая общие высокие требования к состоянию систем жизнеобеспечения городов-курортов, намеченная Программа потребует серьезного улучшения дел в области восстановления, реконструкции и модернизации инженерной инфраструктуры города.
См. также Постановление администрации города-курорта Пятигорска Ставропольского края от 6 апреля 2016 г. N 1072 "Об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования города-курорта Пятигорска на 2016 - 2025 годы"
Высокая энергоёмкость организаций, большие энергетические издержки в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетном секторе отрицательно влияют на рост экономики города Пятигорска и налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Постоянное удорожание стоимости энергоресурсов является одной из причин, препятствующих динамичному социально-экономическому развитию города, и может привести к негативным последствиям:
- росту затрат организаций, расположенных на территории города Пятигорска, на оплату энергетических ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
- росту стоимости коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
- опережающему росту затрат на оплату энергетических ресурсов в расходах на содержание муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.п., и вызванному этим снижению эффективности оказываемых услуг.
Жилищная проблема является одной из самых острых в городе Пятигорске. С каждым годом увеличивается количество семей, нуждающихся в приобретении жилья.
Основной проблемой в сфере жилищного строительства являются ограниченные возможности использования мощностей существующих коммунальных сетей для наращивания объема жилищного строительства.
Важное место в развитии данного направления должны занять реконструкция и расширение системы водоснабжения города.
Кроме того, немаловажной проблемой является обеспечение жильем и улучшение жилищных условий отдельных групп населения.
а) Теплоснабжение
Количество котельных, ед. |
75 |
Общая мощность источников тепла, Гкал/час. |
441,80 |
Протяженность теплосетей, км |
96,227 |
Отпущено тепла, Гкал |
546868 |
в том числе населению |
355430 |
Общая протяженность сетей теплоснабжения города Пятигорска составляет 96,227 км, или 0,46 километра/человека, что более чем в 2 раза меньше среднероссийского показателя. Низкая удельная протяженность сетей связана с наличием большого количества локальных источников теплоснабжения.
Как проблему следует отметить отсутствие закольцовки теплотрасс, что даже при наличии резервных мощностей по ряду котельных не гарантирует качественное теплоснабжение всех потребителей, так как не позволяет в случае необходимости производить переключение абонентов от одного источника теплоснабжения к другому.
Отсутствие современной тепло- и гидроизоляции труб при высокой протяженности сетей заметно увеличивает потери тепловой энергии, что сказывается не только на качестве услуги, но и на эксплуатационных затратах, в структуре которых значительную долю составляет топливо (до 50 процентов).
На фоне потерь тепловой энергии и необходимости обеспечения надежности теплоснабжения растут удельные расходы, в том числе - дорожающего топлива, и соответственно его доля в структуре себестоимости.
Фактическая ежегодная замена составляет около 1 процента от общей протяженности сетей, что недостаточно для поддержания сетевого хозяйства в надлежащем состоянии (количество аварий на тепловых сетях в 10 раз превышает рациональные нормы), поэтому крайне важным является замена не менее 4 процентов сетей ежегодно, а также диагностическое выявление наиболее изношенных участков для "прицельной" замены.
Диагностика системы теплоснабжения города выявила неэффективную работу оборудования и сооружений теплоэнергетического хозяйства, которая определяется: высоким уровнем износа оборудования при недостаточном объеме ремонта или модернизации коммунальной инфраструктуры, ухудшением технико-экономических характеристик сооружений и оборудования, связанным с моральным устареванием технологий и оборудования.
Низкая ресурсная эффективность характеризуется высокими удельными расходами электроэнергии на производство и доставку тепловой энергии до потребителя. В среднем по организациям теплоснабжения отклонение от рационального значения составляет 1,3-1,5 раз.
Удельная численность работающих в расчете на тысячу Гкал вырабатываемой тепловой энергии в теплоснабжающих организациях города - нерациональна, превышение данного показателя составляет 10-15 процентов, что свидетельствует о преобладании ручного труда, отсутствии модернизации объектов теплоснабжения, нерациональном использовании ресурсов.
б) Водоснабжение и водоотведение
Отпущено воды потребителям, тыс. |
14435 |
в том числе населению, тыс. /сутки |
27,9 |
Производительность водозаборных сооружений, тыс. м3/сутки |
106,8 |
Мощность водопроводов, тыс. |
108,0 |
Среднесуточная реализация воды, тыс. |
39,6 |
Протяженность сетей водоснабжения, км |
921,1 |
Протяженность сетей водоотведения, км |
275,3 |
Основным источником водоснабжения города является межрегиональная водопроводная система Кубанских районных водоводов процента от подаваемой в сеть воды). Ограничение использования собственных водозаборов связано с наличием в водоносных горизонтах термальных минеральных вод. Очистка подаваемой в город Пятигорск воды осуществляется на "Кубанских очистных сооружениях водоснабжения", которые являются межмуниципальными и обслуживаются ФГУП СК "Ставрополькрайводоканал". Несмотря на то, что данный объект водопроводно-канализационного хозяйства не относится непосредственно к коммунальной инфраструктуре города Пятигорска, его функционирование напрямую влияет на качество услуг водоснабжения потребителей муниципального образования.
Установленная мощность водопровода города Пятигорска - 108 тыс. куб. м в сутки, или 512 л/чел в сутки - в целом достаточна для обеспечения водоснабжением потребителей.
Как показала диагностика, в городе Пятигорске наблюдается устойчивая тенденция снижения объема реализации услуг водоснабжения, что связано с увеличением количества коммерческих приборов учета.
В то же время следует отметить значительно более высокий объем потерь и утечек - 52,2 процента от общего объема поднятой и полученной воды, что частично может быть объяснено высоким износом трубопроводов (более 90 процентов), эксплуатацией полностью амортизированных водоводов, доля которых составляет около 40 процентов, низким объемом ежегодной замены сетей - 0,1-0,2 процента от общей протяженности. Доля сетей, нуждающихся в замене, составляет 42 процента от общей протяженности.
Реальная аварийность составляет 1,5-2 ав/км сети, что в 2,5-3 раза выше средних показателей по России и в 5-6 раз выше рационального значения (0,3 ав/км сети в год). Основные причины аварий и повреждений на водопроводных сетях - это свищи, переломы, стыки, трещины, коррозия и т.д.
Проблемы системы водоотведения имеют последствия, далеко выходящие за пределы отрасли. В первую очередь это относится к очистке сточных вод, которая, несмотря на наличие канализационных очистных сооружений, не удовлетворяет нормативным требованиям и существенно влияет на здоровье и продолжительность жизни населения.
в) Жилищный фонд города
Жилищный фонд города на 1 января 2010 года насчитывает 22954 единицы жилых строения общей площадью 4192,9 тыс. кв.м.
В частной собственности находится 3960,2 тыс. кв.м. жилищного фонда, в муниципальной - 187,2 тыс. кв.м жилищного фонда, в государственной - 45,5 тыс. кв.м жилищного фонда.
Из общего количества жилых строений 11 домов общей площадью 8,2 тыс. кв.м. - аварийные.
Оборудовано (в процентах от общей площади жилищного фонда): водопроводом - 92,2 процента, канализацией - 87,2 процента, отоплением - 97,0 процентов, горячим водоснабжением - 84,0 процента, газом - 94,5 процента.
Показатель средней обеспеченности населения города Пятигорска жилой площадью на одного жителя в 2009 году составил 19,9 кв.м.
Численность граждан, состоящих на учёте и нуждающихся в улучшении жилищных условий в Пятигорске, за последние годы имеет очевидную тенденцию к увеличению. На учете состоит 4635 семей. В очереди на получение жилья всего по городу Пятигорску числится 13,9 тыс. человек.
г) Благоустройство и озеленение города
Общая протяженность автомобильных дорог города Пятигорска составляет 401,4 км., площадь уличной дорожной сети - 6448,9 тыс. кв.м. На обслуживании и содержании в муниципальном хозяйстве находятся 6 подземных переходов, общая протяженность гидротехнических сооружений (ливнеприемные коллекторы, открытые ливневые стоки) составляет 27620 п.м., площадь газонов - 706,1 тыс. кв.м., площадь цветников - 14,5 тыс. кв.м.
В городе Пятигорске в пределах городской черты расположены кладбища общей площадью 119 га.
Площадь территории механизированной уборки составляет 2669,3 тыс. кв.м., площадь убираемых тротуаров - 328 тыс. кв.м., площадь убираемых лестниц - 452 тыс. кв.м. На обслуживании в муниципальном хозяйстве находится 21 общественный туалет.
В пределах городской черты с 1997 года проводится рекультивация полигона твердых бытовых отходов в районе ул. Пожарского.
Система сбора и удаления твёрдых бытовых отходов в городе недостаточно эффективна и не в полной мере соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормам. Не отработан экономически сбалансированный механизм вывоза и переработки отходов. В городе Пятигорске за год образуется около 900 тыс. куб.м. ТБО. В целях обеспечения полного и своевременного удаления отходов с территории города с последующей их утилизацией и качественного улучшения ситуации в этой сфере требуется сформировать экономически сбалансированный механизм по внедрению системы обращения с отходами. В связи с этим возникает острая необходимость внедрения мусоросортировочной линии и строительства технопарка.
Остаётся нерешённым вопрос утилизации трупов животных и птиц. Отсутствие на территории города места обезвреживания не исключает возможности распространения инфекционных болезней и причинения вреда здоровью животных и людей.
Ещё одной проблемой является реальная опасность затопления и подтопления городских территорий в паводковый период, в связи с чем требуется своевременное проведение берегоукрепительных, природоохранных и противопаводковых работ.
К полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах населённых пунктов. Наличие зелёных насаждений и содержание их в надлежащем состоянии является неотъемлемой частью экологического благополучия города. Отрицательное воздействие на эксплуатацию насаждений оказывает изменение градостроительной ситуации и функций объектов, при этом повышаются рекреационные нагрузки. В городских насаждениях древесные растения обычно стареют и умирают значительно раньше, чем в естественных условиях, что требует охраны, защиты и воспроизводства, а также сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения санитарно-гигиенического и ресурсного потенциала городских зелёных насаждений.
См. Решение Думы города-курорта Пятигорска Ставропольского края от 2 августа 2017 г. N 26-12 РД "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования города-курорта Пятигорска"
Все вышеперечисленные проблемы требуют комплексного решения с применением программного метода.
2.2. Анализ социальной ситуации
Социальная структура города Пятигорска представлена широко разветвлённой сетью образовательных и лечебно-профилактических учреждений, учреждениями социального обеспечения, культуры, искусства и другими учреждениями.
2.2.1. Образование
Современная система образования города Пятигорска представлена сетью государственных, муниципальных и негосударственных, разноуровневых и разнонаправленных учреждений дошкольного, общего, дополнительного и специального образования, которые реализуют многочисленные образовательные программы и в основном удовлетворяют потребности обучающихся.
Городская система образования включает в себя 104 учреждения (с общей численностью обучающихся - 68341 человек), в числе которых 34 дошкольных образовательных учреждения, 30 общеобразовательных учреждений различных видов и типов, включая учреждения специального (коррекционного) образования, детский дом, межшкольный учебный комбинат, 2 школы-интерната, 7 учреждений дополнительного образования, 14 учебных заведений среднего профессионального образования, 15 высших учебных заведений.
Образовательная политика в городе Пятигорске формируется на базе основных принципов и идей развития образования в России и в Ставропольском крае с учетом специфики социально-культурного развития города.
В городе сложилась в целом эффективная система управления образованием. Система образования сохраняет и развивает свой потенциал и продолжает являться определяющим фактором социально-экономического развития города.
В настоящее время в системе общего образования города Пятигорска работают 3807 человек.
Средняя заработная плата работников в сфере общего образования на 1 января 2010 года составляет 8523 рубля, в том числе в ДОУ - 7424 рубля, в общеобразовательных учреждениях 10008 рублей, в учреждениях дополнительного образования 6653 рубля при величине прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц 4793 рубля.
Можно сделать вывод, что остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений, наиболее острой - детских садов. Сохраняется тенденция старения педагогических работников. Недостаточно быстро происходит процесс ротации педагогических кадров, требует дальнейшего развития система социальной поддержки педагогов. Имеет место сокращение притока молодых специалистов в сферу образования.
Большое внимание уделяется состоянию здоровья детей и внедрению в общеобразовательный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий, препятствующих заболеваниям детей, психическим расстройствам, детской наркомании и алкоголизму, детской и подростковой преступности. Однако процесс сохранения и укрепления здоровья, учащихся и воспитанников сдерживается недостаточно оснащенной материальной базой образовательных учреждений, нехваткой медицинских кадров. Вопрос обеспечения школ медицинскими работниками на протяжении последних лет остается нерешенным, что сказывается на качестве медицинского обслуживания.
Первоочередной проблемой является модернизация материально- технической базы образовательных учреждений.
Среди образовательных учреждений есть такие, которые размещаются в зданиях до 1930 года постройки (19 учреждений). Учреждений, функционирующих в зданиях с годами постройки 1930-1960 в отрасли - 7. С 1960-1970 года эксплуатируется 15 зданий. Здания и сооружения, построенные до 80-х годов, насчитывают 16 учреждений и лишь 7 учреждений с годом постройки 1990-2005. 30 процентам объектов образования требуется капитальный ремонт. В связи с отсутствием образовательных учреждений в отдельных районах необходимо строительство новых образовательных учреждений, в первую очередь детских дошкольных учреждений.
В связи с увеличением рождаемости и ростом числа детей дошкольного возраста остро стоит проблема недостаточного количества мест в дошкольных учреждениях города. Необходимо строительство новых детских садов и реорганизация имеющихся. Слабо развитая материальная база не позволяет полностью обеспечить социальный запрос и охватить всех детей в возрасте от 1,5 до 7 лет дошкольным образованием.
В городе Пятигорске функционируют 34 дошкольных образовательных учреждения с числом мест 4144, из них 33 муниципальных детских сада.
Общее количество детей, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях города Пятигорска, на 1 января 2010 года составило - 6879 человек. Всего детей от 1,5 до 7 лет - 12739 человек. Охват детей дошкольными учреждениями в данной возрастной категории составляет 54%.
По состоянию на 1 января 2010 года, по сравнению с 2006 годом, количество детей посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличилось на 804 человека.
Таблица 5
Динамика численности детей, посещающих ДОУ города Пятигорска
Годы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Всего детей в ДОУ |
6075 |
6333 |
6620 |
6879 |
Увеличение контингента детей |
|
+ 258 |
+287 |
+259 |
Численность детей в очереди на предоставление места в муниципальные дошкольные учреждения составляет 2930 человек, а общий дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях составляет 5532 (с учетом переуплотнения существующих детских садов).
Для решения обозначенных проблем необходимо создание эффективных организационных и финансовых механизмов, для реализации которых требуется применение программного метода.
2.2.2. Физическая культура и спорт
Забота о развитии физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора. По статистическим данным в среднем по стране, на занятия физической культурой и спортом расходуется 0,3 процента семейного бюджета, а 7 процентов - на приобретение спиртных напитков и табачных изделий.
Цели и тактические задачи деятельности в сфере физической культуры и спорта определяются Федеральным законом N 329-ФЗ от 4 декабря 2007 года "О физической культуре и спорте в РФ".
Основными целями данного направления деятельности являются:
- дальнейшее развитие физической культуры, спорта и туризма, использование их в формировании здорового образа жизни населения города;
- привлечение к занятиям физической культурой и спортом максимального числа детей, подростков, студенческой молодежи;
- повышение эффективности деятельности всех учреждений и общественных организаций, участвующих в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Деятельность, направленная на реализацию указанных целей, способствует достижению стратегической цели развития страны "Дальнейшее развитие физической культуры, спорта и туризма, использование их в формировании здорового образа жизни населения города".
На городском уровне достижение стратегической цели может быть достигнуто только программно-целевым методом - посредством реализации Программы развития физической культуры и спорта в городе Пятигорске на 2011-2014 годы, которая явится продолжением аналогичной программы на 2007-2010 годы. В этот период будет продолжена работа по привлечению всех слоев населения города к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Немалое внимание в городе уделяется совершенствованию спортивного мастерства учащихся спортивных школ и спортсменов города. За период с 2006 года 19 спортсменов повысили спортивные разряды, 423 спортсмена - массовые разряды, 42 спортсмена стали победителями и призёрами краевых, региональных, всероссийских и международных соревнований.
Только решение поставленных задач в указанные сроки и в установленных объёмах финансирования позволит достигнуть поставленных программами целей.
2.2.3. Здравоохранение
Здравоохранение города Пятигорска представлено 9 муниципальными учреждениями здравоохранения:
- МУЗ "Поликлиника N 1";
- МУЗ "Городская поликлиника N 3";
- МУЗ "Городская больница N 2";
- МУЗ "Пятигорский родильный дом";
- МУЗ "Детская городская больница города Пятигорска";
- МУЗ "Пятигорская городская инфекционная больница";
- МУЗ "Пятигорская станция скорой медицинской помощи";
- МУЗ "Пятигорская городская стоматологическая поликлиника";
- МУЗ "Центральная городская больница города Пятигорска".
Кроме этого, на территории города Пятигорска располагаются учреждения здравоохранения, подведомственные министерству здравоохранения Ставропольского края. Это:
- ГУЗ "Пятигорский онкологический диспансер";
- ГУЗ "Пятигорский противотуберкулезный диспансер";
- Пятигорский филиал ГУЗ "Краевой клинический наркологический диспансер";
- ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический диспансер";
- Пятигорский филиал ГУЗ "Кисловодская психиатрическая больница";
- ГУ "Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн";
- Детский краевой психоневрологический санаторий "Ромашка";
- ГУМП СК "Сангвис";
- Краевое медицинское училище.
По итогам 2009 года мощность амбулаторно-поликлинических учреждений города (число посещений в смену в расчёте на 10 тыс. человек) составила 141 посещение, фактическое количество койко-мест - 71 на 10 тыс. человек при нормативе 55. Однако существует проблема обеспеченности медицинскими работниками, за последние годы этот показатель улучшился, однако по-прежнему остаётся ниже среднекраевого и среднего по Российской Федерации. Кроме того, средний возраст работающих в отрасли составил 48 лет.
Таблица 6
Обеспеченность медицинскими работниками учреждений
здравоохранения города Пятигорска
в расчёте на 10 000 человек населения: |
по городу Пятигорску |
для сравнения, 2009 г. |
||
2009 г. |
2008 г. |
по РФ |
по СК |
|
врачей |
32,1 |
31,9 |
43,3 |
37,5 |
среднего медперсонала |
61,2 |
58,7 |
94,9 |
77,6 |
По состоянию на 1 января 2010 года 97,6 процентов медицинских работников имеют сертификат специалиста.
Анализ заболеваемости и смертности населения, проведённый управлением здравоохранения города Пятигорска по итогам 2009 года, выявил повышение показателя смертности среди трудоспособного населения. Были открыты первичное сосудистое неврологическое и кардиологическое отделения на базе МУЗ "Центральная городская больница города Пятигорска", деятельность которых направлена на снижение смертности от инсультов, повышение качества и доступности медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, снижение смертности и инвалидизации больных острым инфарктом миокарда.
Необходимо продолжить дальнейшее развитие отрасли в данном направлении, для чего более активно использовать и развивать возможности МУЗ "Пятигорская станция скорой медицинской помощи".
Анализ состояния отрасли здравоохранения города позволяет отметить, что в Пятигорском здравоохранении произошёл реальный поворот в медицинской практике и обозначены основные направления деятельности. Это дополнительная диспансеризация и дополнительная иммунизация населения, совершенствование медицинской профилактики заболеваний в "Центре здоровья" на базе МУЗ "Поликлиника N 1".
В дальнейшем крайне необходимо сохранить режим максимального благоприятствования успешной реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на территории города Пятигорска, а одним из приоритетных направлений развития отрасли здравоохранения города Пятигорска считать профилактическую работу по предупреждению заболеваний системы кровообращения, органов дыхания, а также травматизма.
2.2.4. Культура
Сеть действующих на территории города Пятигорска учреждений культуры позволяет поддерживать и воспроизводить высокий образовательный и культурный уровень горожан.
В городе Пятигорске действуют следующие учреждения культуры:
- 16 библиотек, объединенных в Централизованную библиотечную систему;
- 3 учреждения дополнительного образования детей - детская музыкальная школа N 1 (одна из старейших музыкальных школ России - год основания 1912), детская музыкальная школа N 2 и детская художественная школа;
- 4 учреждения культурно - досугового типа - 3 Дома культуры и Дом национальных культур;
- 3 выставочных зала и 2 концертных зала;
- 2 государственных музея - ГУК "Государственный музей - заповедник им. М.Ю. Лермонтова", ГУК "Пятигорский краеведческий музей"; общественные музеи;
- ГУК "Ставропольский государственный краевой театр оперетты";
- ГОУК "Ставропольское краевое училище дизайна" и Пятигорский филиал Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. В.Н. Васнецова;
- 2 кинотеатра - "Космос" (ООО "Мир развлечений") и "Другар" (ООО "Сахара");
- общественная организация "Пятигорское краеведческое общество";
- ООО "Парк Кирова".
Развитие культуры и искусства в городе характеризуется показателями обеспеченности библиотеками и учреждениями культурно-досугового типа, музеями, парками, театрами, концертными залами.
Ведется большая работа по удовлетворению возрастающего спроса населения города в услугах учреждений культуры. Однако в настоящее время назрела проблема укрепления и расширения материально-технической базы учреждений культуры, а также необходимость проведения ремонта памятников истории, культуры, архитектуры.
Решение поставленных задач возможно только с применением программного метода.
См. постановление администрации города-курорта Пятигорска Ставропольского края от 5 августа 2010 г. N 3739 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Сохранение и развитие культуры города Пятигорска на 2011-2014 годы"
2.2.5. Социальная поддержка населения
В городе Пятигорске проводится работа по реализации мероприятий, направленных на социальную поддержку, улучшение качества жизни незащищенных категорий граждан города в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Ставропольского края, а также выполняются полномочия, определённые муниципальными правовыми актами и осуществляемые за счёт средств местного бюджета.
В целях оказания адресной помощи гражданам города-курорта Пятигорска, комплексного решения проблемы поддержки социально незащищенных категорий граждан разработана и реализуется комплексная муниципальная целевая программа "Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска".
В городе Пятигорске действует специализированное предприятие, осуществляющее деятельность в области социальной поддержки населения города - муниципальное унитарное предприятие города Пятигорска "Социальная поддержка населения".
На его базе открыты и работают:
- социальная столовая "Березка";
- социальная мастерская по ремонту и пошиву одежды;
- социальная гостиница;
- реабилитационный центр для детей "Живая нить";
- социальная мастерская по ремонту обуви;
- социальная парикмахерская;
- прачечная, где на льготных условиях обслуживается более 20 категорий граждан, включая ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.
На базе МУП "Пятигорскпассажиравтотранс" инвалидам-колясочникам города Пятигорска предоставляются услуги социального такси, причём инвалиды-колясочники и инвалиды Великой Отечественной войны пользуются данной услугой бесплатно.
В городе Пятигорске действует ряд предприятий, осуществляющих льготное торговое и льготное бытовое обслуживание отдельных категорий граждан.
В рамках программы Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО) "Тимуровцы информационного общества" в филиале N 1 МУК "Централизованная библиотечная система" города Пятигорска открыт социальный компьютерный класс для жителей города Пятигорска преклонного возраста и людей с ограниченными возможностями здоровья, где занятия проводятся на бесплатной основе два раза в неделю по два часа бесплатно.
В целях оказания психологической и юридической помощи жителям города-курорта Пятигорска в 6 библиотеках города работают службы социальной помощи.
Необходимо дальнейшее улучшение кадрового потенциала и материально-технической базы учреждений, что позволит расширить спектр оказываемых услуг, обеспечить наиболее полный охват населения, нуждающегося в оказании помощи и повысить качество обслуживания населения.
2.2.6. Молодёжная политика.
На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по реализации в городе Пятигорске молодёжной политики является одним из важнейших направлений политики государства.
См. Закон Ставропольского края от 28 июля 2005 г. N 40-кз "О молодежной политике в Ставропольском крае"
На сегодняшний день в сфере молодёжной политики стоит ряд серьёзных проблем, требующих решения, это:
1. Отсутствие единого механизма выявления и пропагандирования талантливой молодежи, ее достижений и прямого взаимного информирования "студент - работодатель".
2. Негативные явления и преступления в молодежной среде.
3. Социальная адаптация детей и молодежи.
4. Отсутствие городской системы информационного обеспечения молодежи.
5. Отсутствие условий для профессиональной востребованности и занятости, развития инновационного потенциала и деловой активности, организации культурного досуга рабочей молодежи.
Создание необходимых для полноценного развития личности условий невозможно без реализации в городе молодёжных программ, то есть без комплексного подхода и использования программного метода.
3. Цель, задачи Программы, сроки её реализации
Главная направленность Программы - достижение мирового уровня комфортного города на основе сбалансированной социо-эколого-экономической системы.
Целью Программы является восстановление престижности, конкурентоспособности города-курорта Пятигорска и превращение его в современный высокоэффективный санаторно-курортный, деловой и туристический центр, обеспечивающий максимальный рост собственной доходной базы и повышение качества жизни населения.
Для оптимального использования уникального по ценности курортно-рекреационного и природного комплекса города Пятигорска, обеспечивающего широкие возможности удовлетворения потребности российских и иностранных граждан в курортных услугах и весомый вклад в общее развитие экономики города и края, а также активизации деятельности хозяйствующих субъектов, формирования и развития новых точек роста, в соответствии с основными стратегическими направлениями социального и экономического развития города Пятигорска в Программе определены следующие задачи:
- развитие курортно - туристического комплекса;
- развитие промышленного производства и расширение сфер деятельности малого и среднего предпринимательства;
- развитие потребительского рынка города Пятигорска;
- формирование экологически безопасной окружающей среды на территории города Пятигорска;
- повышение инвестиционной активности;
- обеспечение доступного, качественного и непрерывного образования населения города Пятигорска;
- повышение качества и доступности медицинской помощи населению города Пятигорска;
- развитие отрасли культуры города Пятигорска;
- развитие массовой физической культуры и спорта на территории города Пятигорска;
- создание благоприятных условий для реализации молодежной политики в городе Пятигорске;
- улучшение жилищных условий населения города Пятигорска;
- строительство новых и реконструкция существующих инженерных коммуникаций;
- обеспечение безопасных условий жизни, труда и отдыха населения города Пятигорска;
- повышение энергосбережения и энергетической эффективности экономики города Пятигорска;
- формирование рациональной, устойчивой и безопасной транспортной системы города Пятигорска;
- развитие информационно-аналитического потенциала системы муниципального управления, создание единого информационно-коммуникационного пространства города.
Программа реализуется в период с 2011 по 2014 годы.
4. Перечень мероприятий Программы
Программа предусматривает реализацию муниципальных целевых, ведомственных целевых, адресных целевых программ, инвестиционных проектов, а также отдельных мероприятий, перечень которых и потребность в их финансировании приведены в приложении 1 к Программе.
Решением Думы города-курорта Пятигорска Ставропольского края от 20 декабря 2012 г. N 57-24 РД раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
5. Ресурсное обеспечение Программы (объемы и источники финансирования)
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию муниципальных целевых программ, инвестиционных проектов, отдельных мероприятий, включенных в Программу, оценивается в размере 20 130 620,95 тыс. руб., в разрезе по годам:
2011 год - 1 501 990,67 тыс. руб.,
2012 год - 1 275 176,55 тыс. руб.,
2013 год - 7 857 133,93 тыс. руб.,
2014 год - 9 496 319,80 тыс. руб.,
в том числе по источникам финансирования:
- за счет средств федерального бюджета - 783 599,92 тыс. руб., в разрезе по годам:
2011 год - 151 812,61 тыс. руб.,
2012 год - 311 107,53 тыс. руб.,
2013 год - 194 265,44 тыс. руб.,
2014 год - 126 414,34 тыс. руб.,
- за счет средств краевого бюджета - 1 503 071,47 тыс. руб., в разрезе по годам:
2011 год - 578 512,63 тыс. руб.,
2012 год - 223 095,71 тыс. руб.,
2013 год - 641 030,30 тыс. руб.,
2014 год - 60 432,83 тыс. руб.,
- за счет средств местного бюджета - 1 865 097,49 тыс. руб., в разрезе по годам:
2011 год - 550 492,79 тыс. руб.,
2012 год - 465 871,19 тыс. руб.,
2013 год - 444 414,38 тыс. руб.,
2014 год - 404 319,13 тыс. руб.,
- за счет средств внебюджетных источников - 15 820 383,83 тыс. руб., в разрезе по годам:
2011 год - 195 524,83 тыс. руб.,
2012 год - 142 281,69 тыс. руб.,
2013 год - 6 577 423,81 тыс. руб.,
2014 год - 8 905 153,50 тыс. руб.,
- за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ -158 468,24 тыс. руб., в разрезе по годам:
2011 год - 25 647,81 тыс. руб.,
2012 год - 132 820,43 тыс. руб.,
2013 год - 0,00 тыс. руб.,
2014 год - 0,00 тыс. руб.
6. Механизм реализации Программы.
Механизм реализации Программы - это система программных мероприятий, скоординированных по срокам, объёмам финансирования, согласованности действий участников Программы и направленных на достижение намеченных результатов.
Муниципальный заказчик Программы - администрация города Пятигорска - определяет механизм реализации Программы и осуществляет управление реализацией Программы через координатора Программы - управление экономического развития администрации города Пятигорска.
Управление экономического развития определяет исполнителей и участников Программы, координирует выполнение ими программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, подготовку отчётов, контроль за ходом реализации мероприятий, внесение предложений по корректировке мероприятий и объёмов финансирования.
Исполнители по каждому программному мероприятию несут ответственность за своевременное и качественное их исполнение, целевое и эффективное использование выделяемых на их реализацию средств федерального бюджета, бюджета Ставропольского края, местного бюджета и внебюджетных источников, а также за полное и своевременное представление координатору Программы - управлению экономического развития администрации - отчётов о ходе выполнения мероприятий Программы в установленные для этого сроки.
Корректировка Программы, в том числе включение в неё новых или изменение ранее включённых мероприятий, изменение объёмов финансирования, продление срока её реализации, осуществляется в соответствии и Порядком разработки и реализации муниципальных целевых и ведомственных целевых программ, утверждённым постановлением администрации города Пятигорска от 06.10.2009 N 4844.
7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит добиться намеченных целей, решить поставленные задачи, достичь запланированных показателей эффективности в различных отраслях жизнедеятельности города Пятигорска.
Эффективность реализации Программы предполагается оценивать через систему целевых индикаторов и показателей Программы, которые определены в Программе как плановые показатели на весь период действия Программы в целом и на каждый год её действия в частности.
Перечень и значения целевых индикаторов представлены в приложении 2 к Программе.
Последовательная реализация Программы (при условии стопроцентного финансирования входящих в неё проектов, программ и мероприятий) обеспечит к началу 2015 года:
- рост количества отдыхающих в санаторно-курортном комплексе на 7,7 процентов, в гостиничном комплексе - на 2,8 процента;
- увеличение объёма платных туристических услуг на 62,5 процента, гостиничных - на 58,0 процентов;
- темп роста объёма отгруженных товаров обрабатывающего производства к уровню предыдущего года (в сопоставимых ценах) с 89,1 процента до 106 процентов;
- темп роста оборота розничной торговли к уровню предыдущего года (в сопоставимых ценах) до 109 процентов;
- прирост мест в детских дошкольных образовательных учреждениях на 795 мест;
- снижение показателя общей смертности населения (на 1 тыс. чел. населения) с 13,0 до 11,8 промилле;
- увеличение доли недвижимых памятников истории, находящихся в удовлетворительном состоянии, с 37,5 до 51,0 процента;
- увеличение количества жителей города Пятигорска, систематически занимающихся физической культурой и спортом, на 9,1 тысяч человек;
- увеличение количества молодёжи, принимающей активное участие в общественной жизни города, на 2,1 тысячи человек;
- рост количества социальных проектов на тему "Молодёжь - за здоровый образ жизни", на 23 проекта;
- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры:
- водоснабжения с 77,0 до 72,0 процентов,
- электроснабжения с 57,5 до 48,7 процентов;
- снижение количества правонарушений, совершаемых на улицах и в местах массового пребывания людей (в общем количестве зарегистрированных преступлений) с 17,5 до 16,5 процентов.
Управляющий делами Думы города Пятигорска |
В.А. Веретенников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.