Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Содержание проблемы, обоснование для разработки
целевой программы и необходимости ее решения
программно-целевым методом
В России сформирована система защиты прав потребителей, которая включает в себя: государственные контролирующие органы, муниципальные органы власти, общественные организации потребителей, правовую базу.
На территории города-курорта Пятигорска защиту прав потребителей осуществляют территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в городе Пятигорске, администрация города Пятигорска, общественные организации.
Эти структуры в рамках представленных полномочий осуществляют комплекс работ в сфере защиты прав потребителей:
рассматривают заявления и обращения потребителей и консультируют их по вопросам потребительского законодательства;
проводят проверки хозяйствующих субъектов, принимают меры к добровольному урегулированию споров, прибегают к мерам административного воздействия на нарушителей законодательства;
осуществляют судебную защиту прав потребителей;
информируют и обучают население;
вырабатывают предложения по совершенствованию защиты прав потребителей.
Вступление в силу с 1 мая 2009 года Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", произошедшее перераспределение контрольно-надзорных функций в системе органов государственной (федеральной, региональной) и муниципальной власти сформировало новые отношения на потребительском рынке, потребовало новой системы организации, управления, контроля, ответственности в сфере защиты прав потребителей. Если в 2009 году территориальным отделом Роспотребнадзора по СК в г. Пятигорске было проведено 540 мероприятий по контролю, то в 2010 году - 387. Растет количество жалоб от потребителей. Если в 2009 году в ТО У Роспотребнадзора их поступило 453, то в 2010 году уже - 488.
Такая же тенденция наблюдается в администрации города Пятигорска. Если в 2009 году Горторготделом было рассмотрено 52 письменных и 370 устных жалоб по вопросам защиты прав потребителей, то в 2010 году - 101 и 435 соответственно.
В сложившейся ситуации реальная защита прав потребителей может быть обеспечена только при соответствующем комплексном и системном подходе, в основе которого должна лежать максимальная консолидация сил всех ветвей системы защиты прав потребителей, конструктивное и действенное сотрудничество на основе сохранения и приумножения практических наработок и достижений, достигнутых к этому времени.
Сегодня требуется повышение уровня проведения систематической работы по просвещению и информированию населения по вопросам защиты прав потребителей, формирование у населения устойчивых навыков грамотного поведения на потребительском рынке, а также подготовка квалифицированных специалистов в области защиты прав потребителей.
Задача стоит в сформировании активной позиции потребителей - с одной стороны и в соблюдении предпринимателями всех установленных норм - с другой.
Необходимо прийти к тому, чтобы защита интересов потребителей стала выгодной для предпринимателей, привела последних к созданию и развитию органов саморегулирования бизнеса, одной из основных целей которых является распространение правил (кодексов поведения), устанавливающих повышенные - по сравнению с законодательством - обязательства бизнеса в отношениях с потребителями.
Формирование потребительских знаний следует начинать со школы. Дети должны поверить в то, что выражением высшей справедливости и главным средством защиты в наших мирских делах служит закон, его знание нам необходимо, а соблюдение правовых норм жизненно важно для всех и каждого.
Для обеспечения действенной защиты прав потребителей требуется поддержание существующих и разработка новых организационных подходов, объединение усилий и финансовых средств городского бюджета, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и других заинтересованных структур.
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, позволит решить перечисленные задачи и будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социального напряжения в обществе.
В случае непринятия мер по объединению усилий государственных, муниципальных органов и общественных организаций предвидится рост нарушений потребительских прав, усиление напряженности в обществе.
См. Постановление администрации города-курорта Пятигорска Ставропольского края от 1 августа 2011 г. N 3124 "О межведомственном координационном совете при администрации города Пятигорска по защите прав потребителей"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.