Постановление администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края
от 18 марта 2013 г. N 481
"Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации)"
Постановлением администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 28 декабря 2015 г. N 1409 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" для осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, координации вопросов, связанных с соблюдением условий их воспитания, обучения и содержания, организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия, администрация Изобильненского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации) (далее Порядок).
2. Рекомендовать руководителям органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обеспечить организационно-методическое руководство по соблюдению настоящего Порядка.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края Ионину О.В.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации |
А.И. Поляков |
Порядок
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению семейного неблагополучия, организация работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации)
(утв. постановлением администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 18 марта 2013 г. N 481)
Раздел 1. Общие положения
Основной целью внедрения системной работы с неблагополучными семьями должна стать модель непрерывного сопровождения каждого нуждающегося в помощи государства ребенка всеми учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Об органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних см.:
Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденную приказом МВД РФ от 26 мая 2000 г. N 569
Рекомендации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", утвержденные постановлением Минтруда РФ от 29 марта 2002 г. N 25
Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого-педагогической помощи населению", утвержденные постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 53
Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "центр экстренной психологической помощи по телефону", утвержденные постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 54
Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896
Инструкцию по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, утвержденную приказом МВД России от 1 сентября 2012 г. N 839
Под непрерывным сопровождением понимается оказание комплексной поддержки семье и (или) ребенку от 0 до 18 лет при выявлении факторов неблагополучия на различных этапах жизни ребенка и осуществление индивидуальной профилактической работы и мониторинга органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних изменения неблагоприятной жизненной ситуации с момента выявления до стабилизации жизненной ситуации и устранения причин, поставивших семью в социально опасное положение (трудную жизненную ситуацию).
1. Основания межведомственного взаимодействия
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по раннему выявлению семейного неблагополучия, организации работы с неблагополучными семьями.
1.2. Настоящий Порядок разработан на основании:
Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Семейного кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I;
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
Федерального закона от 08 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических и психотропных веществах";
Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании);
Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03 июня 1967 г.;
Закона Ставропольского края от 08 ноября 2005 г. N 51-кз "О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ставропольском крае";
Закона Ставропольского края от 29 июля 2009 г. N 52-кз "О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних";
Закона Ставропольского края от 11 ноября 2010 г. N 94-кз "О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства"
Закона Ставропольского края от 12 апреля 2011 г. N 33-кз "О профилактике наркомании и токсикомании в Ставропольском крае";
Закона Ставропольского края от 24 июля 2006 г. N 61-кз "О некоторых вопросах защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей";
распоряжения Правительства Ставропольского края от 05 июля 2011 г. N 258-рп "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ставропольском крае на 2011 - 2013 годы";
Закона Ставропольского края от 29 июля 1999 г. N 25-кз "Об организации опеки и попечительства в Ставропольском крае";
Закона Ставропольского края от 05 марта 2007 г. N 8-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий".
2. Основные задачи деятельности по выявлению и учету семейного неблагополучия
Основными задачами являются:
выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних;
оказание социально-психолого-педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним;
реабилитация несовершеннолетних, являющихся жертвами насилия;
организация непрерывного сопровождения социально-опасных семей (находящихся в трудной жизненной ситуации).
3. Основные понятия:
выявление и учет семейного неблагополучия - комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, находящаяся в определенном социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушение прав ребенка);
несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей - несовершеннолетние, у которых умерли оба или единственный родитель, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, нахождения родителей в местах содержания под стражей, отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, ограничения свободы, ареста, оставления их родителями в организациях здравоохранения, а также вследствие их подкидывания или при отказе родителей от воспитания детей и в иных случаях признания несовершеннолетнего оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
дети, нуждающиеся в помощи государства - дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию.
4. Субъекты взаимодействия
4.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Изобильненского муниципального района (далее КДН и ЗП)
4.2. Органы местного самоуправления муниципальных образований Изобильненского района, в части реализации переданных государственных полномочий (рабочие группы по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях муниципальных образований)
4.3. Органы министерства внутренних дел России по Изобильненскому району:
подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН ОВД);
участковые уполномоченные полиции;
криминальная полиция;
патрульно-постовая служба;
ГИБДД;
следственный отдел, отдел дознания отдела Министерства внутренних дел России по Изобильненскому району.
4.4. Образовательные учреждения Изобильненского района:
отдел образования администрации Изобильненского муниципального района, исполняющий функции органа опеки и попечительства несовершеннолетних;
общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
дошкольные учреждения;
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
учреждения дополнительного образования;
учреждения среднего профессионального образования.
4.5. Учреждения здравоохранения Изобильненского района:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Изобильненская центральная районная больница";
фельдшерско-акушерские пункты и амбулатории поселений;
детская районная поликлиника;
наркологический кабинет;
женская консультация.
4.6. Межрайонный отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю в г. Изобильном.
4.7. Муниципальное казенное учреждение "Центр по работе с молодежью" Изобильненского муниципального района Ставропольского края.
4.8. Учреждения социальной защиты населения:
государственное казенное учреждение социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения" (далее ГКУСО ЦСОН);
государственное казенное учреждение социального обслуживания "Изобильненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", с. Тищенское (далее ГКУСО СРЦН);
управление труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края (далее УТиСЗН).
4.9. Отдел ЗАГС.
4.10. Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Изобильненского района".
5. Целевые группы (объекты взаимодействия), на которые направлено межведомственное взаимодействие
5.1. Семьи и дети, проживающие в Изобильненском районе, и находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Основные критерии при определении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.);
отсутствие контроля воспитания и обучения детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка).
5.2. Семьи и дети, проживающие в Изобильненском районе, и находящиеся в социально-опасном положении.
Основные критерии при определении семей, находящихся в социально опасном положении:
злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни);
вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, проституция и т.д.);
наличие признаков жестокого обращения с детьми (признаки физического, психического, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей);
семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
5.3. Дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей).
Отсутствие попечения родителей (законных представителей) подтверждается документами:
копиями свидетельств о смерти;
копиями решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, признании их безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлении умершими;
актом организации здравоохранения и органа внутренних дел об оставлении ребенка в организации здравоохранения, актом органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка;
документами из органов внутренних дел о розыске родителей и иными документами, предусмотренными законодательством.
5.4. Организация учета целевых групп:
учет семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и организацию работы с ними осуществляет КДН и ЗП, а также органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
учет семей и детей, находящихся в социально-опасном положении и организацию работы с ними осуществляет КДН и ЗП, а также органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и организацию работы с ними ведут специалисты в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних;
КДН и ЗП ежеквартально организует обмен информацией и сверку данного вида учетов.
6. Основные этапы работы по выявлению семейного неблагополучия
6.1. Выявление детей и семей, находящихся в состоянии семейного неблагополучия.
6.2. Оценка уровня жизни несовершеннолетнего и степени угрозы его жизни и здоровью.
6.3. В случае подтверждения семейного неблагополучия (наличия признаков семейного неблагополучия) передача сведений о семье, несовершеннолетнем в КДН и ЗП и специалистам в сфере опеки, попечительства и патронажа.
6.4. Организация индивидуальной социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних и социального патроната над семьей, профилактическая работа по предупреждению социально опасных ситуаций в семье с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия и снижения количества семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
6.5. Анализ работы с семьей с целью прогнозирования ситуации, планирования деятельности субъектов взаимодействия, принятия мер к родителям, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего.
7. Способы получения информации:
обращения граждан;
заявления родственников;
обращения несовершеннолетних;
информации должностных лиц;
результаты проведения рейдов;
результаты рассмотрения материалов на заседании районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
информация средств массовой информации.
Раздел 2. Порядок выявления фактов семейного неблагополучия
1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Изобильненского муниципального района:
1.1. При поступлении информации о детях, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), находящихся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни и (или) здоровья, незамедлительно сообщают о ней специалистам опеки и попечительства несовершеннолетних.
1.2. В случае выявления наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка оказывают содействие специалистам в сфере опеки и попечительства в изъятии ребенка из семьи, в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации.
1.3. При отсутствии угрозы для жизни и здоровья ребенка и отсутствия необходимости изъятия его из семьи составляют заключение, в котором указывают целевую группу (объект взаимодействия) и представляют его на утверждение на очередное заседание комиссии. После определения целевой группы осуществляют координационные действия по непрерывному сопровождению несовершеннолетнего до улучшения ситуации.
1.4. При наличии фактов, свидетельствующих о не исполнении или ненадлежащем исполнении родителями несовершеннолетнего(них) обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию своих детей, составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.35 КоАП РФ.
1.5. При получении информации от специалистов в сфере опеки и попечительства о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию совместно с ними участвуют в первичном обследовании условий проживания и воспитания детей.
2. Органы опеки и попечительства несовершеннолетних
Специалисты опеки и попечительства несовершеннолетних при получении информации (устной или письменной) о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию:
2.1. Незамедлительно после поступления информации сообщают о ней в КДН и ЗП и ПДН ОВД.
2.2. Совместно со специалистами ПДН ОВД, при необходимости с привлечением сотрудников здравоохранения, КДН и ЗП, незамедлительно организует первичное обследование условий проживания и воспитания детей для получения объективных сведений о ситуации в семье с составлением акта обследования согласно приложению 1.
2.3. В случае выявления наличия угрозы для жизни и (или) здоровья ребенка принимают меры по изъятию ребенка и его устройству в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации.
2.4. При отсутствии угрозы для жизни и (или) здоровья ребенка и отсутствия необходимости изъятия его из семьи, указывают в заключении целевую группу (объект взаимодействия), и передают его в КДН и ЗП.
3. Учреждения здравоохранения
В соответствие со статьей 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.)
3.1. Женская консультация
при постановке женщин на учет по беременности определяют семейно-бытовые условия, свидетельствующие о потенциальном неблагополучии для протекания беременности и для новорожденного и в случае установления факта трудной жизненной ситуации или социально-опасного положения принимают меры по организации работы с беременной, по разъяснению ей прав и обязанностей родителей после рождения ребенка, профилактике отказа от ребенка;
при постановке на учет несовершеннолетней беременной направляют соответствующую информацию специалистам в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних и в ПДН ОВД по фактическому месту жительства беременной для выяснения условий проживания несовершеннолетней и условий, способствующих ранней беременности.
3.2. Медицинский персонал родильного дома (отделения) при поступлении несовершеннолетней беременной, незамедлительно передают информацию руководителю родильного дома для организации работы по профилактике отказа от ребенка, а также специалистам в сфере опеки и попечительства.
3.3. Участковые врачи и участковые медицинские сестры:
при посещении детей на дому и на приемах в поликлинике выявляют наличие в семье неблагополучных социальных факторов;
вносят в историю развития ребенка сведения о родителях, семейном положении, месте работы родителей, жилищно-бытовых условиях семьи;
осуществляют контроль за выполнением родителями данных им рекомендаций по уходу за ребенком и за проведением назначенного лечения в случае болезни ребенка;
ведут учет социально неблагополучных семей в профильном журнале;
при обследовании детей в образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
в случае установления факта трудной жизненной ситуации или социально-опасного положения незамедлительно передают соответствующую информацию в КДН и ЗП по установленной форме согласно приложениям 4, 5).
3.4. Администрация детской больницы, иного стационарного учреждения здравоохранения:
при выявлении детей, которых в больнице (более двух недель) не навещают родители (законные представители), уведомляет о данном факте специалистов опеки и попечительства несовершеннолетних;
незамедлительно передает в орган опеки и попечительства несовершеннолетних и КДН и ЗП информацию о поступивших беспризорных детях;
при поступлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение 7 дней направляет информацию специалистам в сфере опеки и попечительства.
3.5. Сотрудники учреждений здравоохранения при выявлении несовершеннолетних, поступивших с признаками жестокого обращения с ними, с признаками физического, психического или сексуального насилия, непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно (в течение 3-х часов) направляют информацию по установленной форме согласно приложению 2) в орган внутренних дел, специалистам органа опеки и попечительства несовершеннолетних и КДН и ЗП.
3.6. Сотрудники учреждений здравоохранения передают детей родителям (законным представителям) на основании документов, удостоверяющих их личность. Несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях здравоохранения, не могут быть переданы родителям в случаях, если:
родители лишены или ограничены в родительских правах;
родители недееспособны;
ребенок отобран у родителей (одного из них) в связи с угрозой его жизни или здоровью;
в отношении родителей (законных представителей) или одного из них возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с ребенком;
дело о лишении родителей родительских прав, отобрании ребенка находится на рассмотрении суда.
Несовершеннолетние, поступившие с признаками жестокого обращения с ними, с признаками физического, психического или сексуального насилия, непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, прошедшие медицинское обследование и (или) лечение и не нуждающиеся более в медицинской помощи, переводятся в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
3.7. Администрация центральной районной больницы направляет специалистам органа опеки и попечительства несовершеннолетних информацию о невозможности единственного или обоих родителей самостоятельно осуществлять уход и воспитание несовершеннолетнего ребенка в случаях длительной и тяжелой болезни обоих или единственного родителя, а также об иных выявленных случаях неблагополучия в семьях, имеющих несовершеннолетних детей.
3.8. Врач - нарколог незамедлительно направляет по факсу 2-39-04 в КДН и ЗП информацию согласно приложениям 3-1, 3-2 о родителях, имеющих несовершеннолетних детей, злоупотребляющих алкоголем, наркотическими и психотропными веществами, а также о несовершеннолетних, состоящих на учете, употребляющих наркотические, психотропные или токсические вещества, а также медикаменты без назначения врача (в случае наступления токсического отравления).
4. Образовательные учреждения
4.1. Дошкольные образовательные учреждения:
обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии воспитанников их внешний визуальный осмотр;
при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребенком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно (в течение трех часов с момента выявления) направляют информацию в орган опеки и попечительства несовершеннолетних, в ОВД, в отдел образования и КДН и ЗП по установленной форме согласно приложению 2.
4.2. Общеобразовательные учреждения и учреждения среднего профессионального образования:
обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии обучающихся их внешний визуальный осмотр;
при выявлении обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин учебные занятия в образовательных учреждениях, принимают меры к выяснению причин и условий пропусков занятий, проводят обследование условий проживания и воспитания обучающегося и его семьи, составляют акт обследования согласно приложению 1);
в течение 3-х дней с момента постановки несовершеннолетнего на внутришкольный учет направляют информацию об этом КДН и ЗП по установленной форме согласно приложению 4;
при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребенком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно (в течение трех часов с момента выявления) направляют информацию в орган опеки и попечительства несовершеннолетних, в ОВД, в отдел образования и КДН и ЗП по установленной форме согласно приложению 2;
формируют социальный паспорт учреждения, проводят анализ положения учащихся и ежеквартально представляют сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении, в КДН и ЗП по установленной форме согласно приложению 6.
5. Органы отдела Министерства внутренних дел России по Изобильненскому району
5.1. Подразделение по делам несовершеннолетних:
выявляют и ставят на учет родителей (законных представителей) не выполняющих или выполняющих ненадлежащим образом обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
в течение трех дней после постановки на учет вышеуказанных родителей направляют информацию в КДН и ЗП;
- выявляют несовершеннолетних беспризорных детей и доставляют их в дежурную часть подразделений органов внутренних дел. Копии актов о выявлении беспризорного ребенка в течение суток направляются должностным лицом ОДН ОВД в КДН и ЗП, а также - специалистам в сфере опеки и попечительства.
При установлении факта нахождения ребенка в обстановке угрожающей его жизни и здоровью, но при отсутствии крайней необходимости, принимают меры к вызову специалиста органа опеки и попечительства несовершеннолетних и оказывают ему содействие в изъятии ребенка в порядке предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации.
5.2. Участковый уполномоченный в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений должен выявлять на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих.
В случае наличия у вышеназванных граждан несовершеннолетних детей в течение трех дней со дня выявления о данных семьях информирует КДН и ЗП по форме согласно приложению 5 и сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.
5.3. Сотрудники патрульно-постовой службы выявляют заблудившихся детей и подростков, безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также несовершеннолетних правонарушителей, в том числе находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, передают их родителям или лицам, их заменяющим, в необходимых случаях доставляют таких лиц в дежурную часть районного отдела внутренних дел или подразделения по делам несовершеннолетних.
5.4. Дежурная часть при доставлении к ним беспризорных несовершеннолетних через ОДН ОВД направляют копии актов о выявлении беспризорного ребенка в течение суток в КДН и ЗП, а также - специалистам органа опеки и попечительства несовершеннолетних.
5.5. Подразделения криминальной полиции в пределах своей компетенции принимают участие в розыске без вести пропавших несовершеннолетних или самовольно ушедших из семей (государственных учреждений).
5.6. Отдел дознания, следственный отдел в течение трех дней направляют в КДН и ЗП постановление о признании несовершеннолетних, потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства для оказания им мер социальной поддержки. Оказывают содействие в получении необходимой информации.
6. Территориальное подразделение Управления Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю направляют в КДН и ЗП информацию о несовершеннолетних, достигших 14 лет и не получивших паспорт по истечение 6 месяцев с даты достижения указанного возраста.
7. Администрации муниципальных поселений:
7.1. Организуют в течение семи дней после выявления направление в КДН и ЗП сведений о семьях, злоупотребляющих алкоголем, имеющим несовершеннолетних детей.
7.2. Обеспечивают размещение на информационных стендах в жилом секторе, а также на районных информационных стендах контактных телефонов КДН и ЗП, телефон "горячей линии" УТ и СЗН, органа опеки и попечительства несовершеннолетних.
7.3. Организуют и осуществляют контроль за своевременным направлением в КДН и ЗП данных:
о выявленных семьях, ведущих аморальный образ жизни и создающие неблагоприятные условия для воспитания несовершеннолетних детей, на основании задолженности по плате за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением и коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
о случаях смерти родителей или единственного родителя несовершеннолетнего на основании представленных документов (в течение одного рабочего дня);
о случаях, имеющих признаки неблагополучия детей, жестокого обращения с ними (незамедлительно в течение 3-х часов после выявления).
8. Отдел записи актов гражданского состояния при регистрации смерти лица, в паспорте которого указаны сведения о несовершеннолетних детях, и есть основания полагать, что умерший являлся их единственных родителем, а также при наличии информации о том, что умерший являлся опекуном (попечителем) несовершеннолетнего, незамедлительно (в течение 3-х часов после выдачи свидетельства о смерти) информируют об этом специалистов органа опеки и попечительства несовершеннолетних по форме согласно приложению 7.
Раздел 3. Организация социального сопровождения целевых групп
Объединение усилий специалистов по социальной работе с детьми, непосредственно осуществляющих работу с семьями на территории района, и специалистов служб сопровождения детей в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является основным фактором в повышении эффективности и значимости мер по профилактике безнадзорности и защите прав и интересов семьи и ребенка.
1. Сопровождение семей (детей) осуществляется в виде предоставления следующих социальных услуг:
1.1. Социально-экономических.
1.2. Социально-медицинских.
1.3. Социально-психологических.
1.4. Социально-педагогических, в т.ч. услуги социально-педагогического патронажа.
1.5. Социально-бытовых.
1.6. Культурно-досуговых.
1.7. Социально-правовых.
1.8. Консультационных.
1.9. Социальная реабилитация.
1.10. Иные услуги социальной помощи.
2. Непосредственная работа с неблагополучной семьей, управление и формы:
2.1. С целью осуществления комплексной работы с семьей, КДН и ЗП возлагает разработку плана индивидуально-профилактической работы с семьей согласно приложению 7 одному из социозащитных учреждений, действующих на территории района - ГКУСО ИСРЦН или УТ и СЗН.
2.2. Социозащитное учреждение, получившее поручение КДН и ЗП:
в течение семи дней изучают социально-бытовые условия семьи, ее социальное окружение, проблемы взаимоотношений между членами семьи и разрабатывают проект плана индивидуально-профилактической работы согласно приложению 6;
после составления проекта плана индивидуально-профилактической работы с семьей направляет его в КДН и ЗП на утверждение на очередном заседании комиссии.
после утверждения КДН и ЗП плана индивидуально-профилактической работы с семьей организует его выполнение и социальный патронаж семьи в сроки установленные планом;
по истечении 3-х месяцев с момента постановки на социальное сопровождение вносит на рассмотрение КДН и ЗП информацию о результатах проделанной работы, а также предложения: о снятии семьи с учета, о продолжении реабилитационной работы, о корректировке индивидуальной программы социальной реабилитации, другие предложения в зависимости от конкретной ситуации.
При возвращении в семью детей, прошедших курс социальной реабилитации в ГКУСО ИСРЦН, ребенок (семья) ставится на социальное сопровождение в центр социальной реабилитации для несовершеннолетних. Вопросы дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, прошедших социальную реабилитацию, решаются специалистами органа опеки и попечительства несовершеннолетних с учетом рекомендаций КДН и ЗП.
Оценка эффективности комплексных социальных услуг, оказанных семье (ребенку) осуществляется специально созданной для этого комиссией учреждения (организации), осуществляющей контроль за реализацией плана индивидуально-профилактической работы, и КДН и ЗП, утвердившей названный план каждые 6 (шесть) месяцев.
2.3. Специалисты органа опеки и попечительства несовершеннолетних:
осуществляют контроль за опекунами (попечителями), приемными родителями и патронатными воспитателями в порядке, установленном действующим законодательством. При получении информации из КДН и ЗП (иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, от граждан) о неисполнении (ненадлежащем исполнении) названными лицами своих обязанностей и (или) о совершении несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей антиобщественных и (или) противоправных деяний в 7-ми дневный срок после получения информации проводят обследования условий воспитания и проживания вышеназванных несовершеннолетних, при необходимости совместно с сотрудниками ПДН ОМВД, получают объяснения от несовершеннолетних и их законных представителей по существу поступившей информации, для решения вопроса о привлечении опекунов (попечителей), приемных родителей к административной ответственности в соответствии со статьей 5.35 КоАП РФ и применения соответствующих мер;
при получении информации из женской консультации о постановке на учет несовершеннолетней беременной проводят работу (при необходимости) по оказанию содействия в снижении брачного возраста.
2.4. Специалист КДН и ЗП:
в течение 3-х дней после получения от уполномоченной организации проекта плана индивидуально-профилактической работы с семьей утверждает его на очередном заседании комиссии и направляет для исполнения соответствующим органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
по истечении 3-х месяцев, с момента постановки семьи на социальное сопровождение рассматривает на заседании КДН и ЗП информацию уполномоченной организации о результатах проделанной работы, а также предложения: о снятии семьи с учета, о продолжении реабилитационной работы, о корректировке индивидуальной программы социальной реабилитации, другие предложения в зависимости от конкретной ситуации.
В случае принятия решения о продолжении работы с семьей, повторное рассмотрение результатов работы производится в сроки, предложенные уполномоченной организацией, но не позднее, чем по истечении 6 месяцев после принятия постановления о продолжении работы.
осуществляет необходимые координационные действия для непрерывного сопровождения семьи и оказания социальной помощи улучшения жизненной ситуации.
3. Снятие с учета семей (детей) производится:
на основании заключения социозащитного учреждения, осуществляющего контроль за реализацией плана индивидуально -профилактической работы;
по заявлению родителей (семьи) при наличии положительного заключения специалистов в сфере опеки и попечительства;
при достижении младшим ребенком в семье 18 лет;
при наличии обстоятельств, связанных со смертью, переездом на другое место жительства за пределы района (города) и т.п.
В случае переезда семьи в пределах Изобильненского района сведения о данной семье в течение трех дней после поступления информации о переезде, направляется КДН и ЗП в рабочую группу муниципального образования для постановки семьи на учет.
Визирует:
Заместитель главы администрации |
О.В. Ионина |
Приложение 1
межведомственного взаимодействия
органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
по выявлению семейного неблагополучия,
организация работы с семьями,
находящимися в социально-опасном положении
(трудной жизненной ситуации)
УТВЕРЖДАЮ
______________________________
(Ф.И.О.)
______________________________
(дата)
Акт
обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего
1. Дата обследования __________________________________________
2. Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего __________________
3. Возраст, год рождения, место рождения ________________________
4. Адрес, телефон: _____________________________________________
(если прибыл откуда-то - указать постоянное
___________________________________________________________________
место жительства)
5. Сведения о родителях (имеет одного (обоих) из родителей, место жительства родителей, возраст, занимаемая должность или занятие, место работы, стаж работы, заработок, состоит ли в браке) ____________________
___________________________________________________________________
6. Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего _______________________________________________
7. Состав семьи (фамилия, имя, отчество, родственные отношения, возраст, занятость и др.) ____________________________________________
___________________________________________________________________
8. Сведения о несовершеннолетнем:
а) занятие (учреждение образования, группа (класс), не получает общее базовое образование) ________________________________________________
б) успеваемость _______________________________________________
в) занятость в свободное время _________________________________
г) режим дня и условия проживания несовершеннолетнего __________
___________________________________________________________________
д) кто осуществляет уход за несовершеннолетним _________________
___________________________________________________________________
е) состояние здоровья несовершеннолетнего (жалобы на состояние здоровья, имеются ли отклонения в развитии, учет у врачей узкой специальности и др.) ______________________________________________________________
ж) организация отдыха (каникулярное время, летнее) _______________
____________________________________________________________________
9. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими
членами семьи _________________________________________________
10. На несовершеннолетнего выплачивается пенсия ________________
пособие ______ алименты ______ получает заработную плату _______
11. Имеет имущество (да, нет) (при наличии имущества составляется опись, при наличии денег указываются номера документов, сумма, место хранения) ____________________________________________________________________
12. Кто является нанимателем данного жилого помещения (собственником либо членом организации граждан-застройщиков) _______________________
___________________________________________________________________
13. Проживают в данном жилом помещении _______________________
___________________________________________________________________
14. Размер и благоустройство жилья _____________________________
15. В какой помощи нуждается несовершеннолетний (семья) (социальной, правовой, педагогической, психологической, материальной и т.п.) _________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
16. Выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему (семье) ________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_____________________________ ___________ ___________________
(должность) (подпись) (И.О. Фамилия)
Приложение 2
межведомственного взаимодействия
органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
по выявлению семейного неблагополучия,
организация работы с семьями,
находящимися в социально-опасном положении
(трудной жизненной ситуации)
Угловой штамп (бланк)
медицинского учреждения
Информация
о выявленных случаях, имеющих признаки жестокого обращения с детьми
Довожу до Вашего сведения, что "____" _____________ 20___г. в ___________________________________________________________________
(наименование медицинского учреждения)
в сопровождении ___________________________________________________
(данные о сопровождающем(их), степень родства (должность)
доставлен (-а) (обратился) несовершеннолетний(яя) ____________________
(фамилия, имя,
______________, _________________________, проживающий(яя) по адресу:
отчество) (дата рождения)
__________________________________________________________________.
По информации сопровождающего несовершеннолетний (-яя) получил (-а) травму: ___________________________________________________________
(описывается место, время причинения травмы,
__________________________________________________________________
условия причинения)
Диагноз: _____________________________________________________
Информация передана: 02 - ____________________________________
(дата, время, кто принял)
районная прокуратура _________________________________________
(дата, исходящий номер)
КДНиЗП _____________________________________________________
(дата, исходящий номер)
Специалисты органа опеки и попечительства
несовершеннолетних __________________________________________
(дата, исходящий номер)
Руководитель медицинского учреждения _________________________
(Фамилия, И.О.)
Приложение 3-1
межведомственного взаимодействия
органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
по выявлению семейного неблагополучия,
организация работы с семьями,
находящимися в социально-опасном положении
(трудной жизненной ситуации)
Угловой штамп (бланк)
медицинского учреждения
Информация
о несовершеннолетних, поступивших (обратившихся) в медицинские учреждение с признаками наркотического, токсического или алкогольного опьянения
Довожу до Вашего сведения, что "____" _______________ 20___ г. в __________________________________________________________________
(наименование медицинского учреждения)
обратился несовершеннолетний(яя) _________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
___________________________________, проживающий(яя) по адресу:
(дата рождения)
_________________________________________________________________.
Причина обращение в наркологическое учреждение: ______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Диагноз _____________________________________________________
Руководитель медицинского учреждения ________________________
(Фамилия, И.О.)
Приложение 3-2
межведомственного взаимодействия
органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
по выявлению семейного неблагополучия,
организация работы с семьями,
находящимися в социально-опасном положении
(трудной жизненной ситуации)
Угловой штамп (бланк)
медицинского учреждения
Информация
о гражданах, поступивших (обратившихся) в медицинские учреждение с признаками наркотического опьянения, наркотической зависимости, имеющих несовершеннолетних детей
Довожу до Вашего сведения, что "____" _____________ 20___ г. в __________________________________________________________________
(наименование медицинского учреждения)
обратился гражданин(ка) ___________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
________________________________, проживающий(яя) по адресу:
(дата рождения)
_________________________________________________________________.
Причина обращение в наркологическое учреждение: ______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Диагноз _____________________________________________________
Данные о наличии несовершеннолетних детей: ___________________
(фамилия, имя,
__________________________________________________________________
дата рождения, при наличии - иные сведения о детях)
__________________________________________________________________
Руководитель медицинского учреждения ________________________
(Фамилия, И.О.)
Приложение 4
межведомственного взаимодействия
органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
по выявлению семейного неблагополучия,
организация работы с семьями,
находящимися в социально-опасном положении
(трудной жизненной ситуации)
Информация
на несовершеннолетнего, поставленного на учет в подразделение по делам несовершеннолетних отдела Министерства внутренних дел России по Изобильненскому району (внутришкольный, внутриколледжный учет)
"___" _____________ 20___ г.
1. Фамилия, имя, отчество: _____________________________________
_____________________________________________________________
2. Дата и место рождения: _____________________________________
3. Адрес места жительства и телефон: __________________________
_____________________________________________________________
(регистрация, фактическое проживание)
4. Место работы, учебы: _______________________________________
5. Дата постановки на учет: ____________________________________
6. Основание постановки на учет: _______________________________
7. Наблюдается у психиатра, нарколога: _________________________
8. Сведения о родителях:
Мать ________________________________________________________
(Ф.И.О., место работы, телефон)
Отец ________________________________________________________
(Ф.И.О., место работы, телефон)
9. Характеристика семьи: ______________________________________
(материальное положение,
_____________________________________________________________
взаимоотношения между членами семьи, наличие
отрицательного воздействия на детей)
Инспектор ПДН (Директор ГОУ) /_____________________/
Приложение 5
межведомственного взаимодействия
органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
по выявлению семейного неблагополучия,
организация работы с семьями,
находящимися в социально-опасном положении
(трудной жизненной ситуации)
Информация
на родителей, поставленных на учет в подразделение по делам несовершеннолетних отдела Министерства внутренних дел России по Изобильненскому району (внутришкольный, внутриколледжный учет)
"___" ____________ 20___ г.
1. Фамилия, имя, отчество: _____________________________________
2. Дата и место рождения: _____________________________________
3. Адрес места жительства и телефон: __________________________
_____________________________________________________________
(регистрация, фактическое проживание)
4. Семейное положение: _______________________________________
5. Место работы, должность, раб. телефон:
_____________________________________________________________
(для неработающих
_____________________________________________________________
указывается причина и продолжительность)
6. Дата постановки на учет: ____________________________________
7. Основание постановки на учет: _______________________________
8. Дети ______________________________________________________
(дата рождения, место учебы, иные сведения о детях,
имеющие значение для осуществления
профилактической работы)
9. Характеристика семьи _______________________________________
(материальное положение,
взаимоотношения между членами семьи,
_____________________________________________________________
степень отрицательного воздействия на детей)
10. Семейно-бытовые условия __________________________________
(санитарное состояние,
_____________________________________________________________
имеются ли условия для занятий и отдыха детей)
Инспектор ПДН /__________________________/
Приложение 6
межведомственного взаимодействия
органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
по выявлению семейного неблагополучия,
организация работы с семьями,
находящимися в социально-опасном положении
(трудной жизненной ситуации)
|
Утверждено на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района ___________________________________ постановление от "__" ___ 20__ г. N____ |
Индивидуальный план
защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего
Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего ____________________
_____________________________________________________________
Возраст, вид занятий __________________________________________
Адрес места жительства: _______________________________________
______________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество родителей или других законных представителей, место работы _______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Основные показатели и характеристика социально опасного положения несовершеннолетнего _______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Вид помощи |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственный за оказание помощи |
Результаты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 7 не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 18 марта 2013 г. N 481 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации)"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован на официальном портале органов местного самоуправления Изобильненского муниципального района www.izobadmin.ru
Постановлением администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 28 декабря 2015 г. N 1409 настоящее постановление признано утратившим силу со дня подписания названного постановления