Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Социально-экономическое положение муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки
Ессентуки расположен в южной части Ставропольского края, у северных острогов Главного Кавказского хребта, на равнинном предгорье Скалистого хребта на высоте 600-640 метров над уровнем моря, в зоне формирования минеральных вод. Курорт находится на 4422 северной широты и 6031 восточной долготы.
Административные границы города определены автомобильными дорогами: Кисловодск - Пятигорск на Севере, Кисловодск - Минеральные Воды на Западе, на Востоке граница проходит в районе путепровода через железную дорогу, Южная граница - р. Подкумок. Граница города замаркирована соответствующими знаками.
Площадь в указанных границах составляет 5525 га. Численность населения по состоянию на 01.01.2011 - 101,1 тыс. человек.
Курорт Федерального значения Ессентуки один из курортов, расположенных на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды.
Социально-экономическое положение городского округа город-курорт Ессентуки в период 2003 - 2008 годов, предшествующих началу мирового финансово-экономического кризиса (далее - кризис), характеризовалось устойчивым, динамичным развитием. Положительные тенденции в экономике города Ессентуки соответствовали общей позитивной ситуации в экономике Российской Федерации.
Кризисные явления в экономике города Ессентуки в полной мере начали проявляться в IV квартале 2008 года. В течение 2009 года кризис затронул все отрасли экономики города.
Осложнение ситуации в социальной и экономической сфере Российских регионов отрицательно сказалось на наполняемости санаторно-курортного комплекса Федерального курорта Ессентуки и в 2010 году. В санатории города было принято на отдых и лечение 107543 чел., что на 3,9% меньше, чем за 2009 год. Соответственно снижена сумма поступлений налогов от санаторно-курортного комплекса в консолидированный бюджет. За 2010 год поступило налогов и сборов 204,0 млн. руб. что на 6% ниже, чем за 2009 год.
В 2010 году развитие экономики города Ессентуки происходило под влиянием финансово-экономического кризиса. В целях обеспечения оперативных мер по снижению влияния кризиса на социально-экономическое развитие города продолжал свою работу оперативный антикризисный штаб. Проведенные антикризисные мероприятия были направлены на мониторинг результатов деятельности предприятий и организаций отраслей экономики города и работу с руководителями предприятий и организаций по недопущению спада объемов производства работ и оказания услуг и роста безработицы.
Консолидация усилий законодательной, исполнительной власти, учреждений и организаций, отраслей, входящих в городскую структуру, позволили решить приоритетные социально-экономические задачи в 2010 году.
Экономическое развитие города Ессентуки в 2010 году отмечено положительной динамикой и отражает производственный потенциал, позволяющий поддержать темпы роста в ведущих бюджетообразующих отраслях экономики:
- достигнут рост промышленного производства;
- возросли объемы жилищного строительства, оборот розничной торговли и общественного питания;
- объемы платных услуг населению имеют устойчивый рост.
На протяжении нескольких лет в городе отсутствует задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы, по выплате пособий и пенсий.
Определяющая роль в доходах населения принадлежит заработной плате. Среднемесячная заработная плата по г. Ессентуки (с учетом субъектов малого предпринимательства) на 01.01.2011 составила 13945 руб. на одного работающего и выросла по сравнению с 2009 годом на 3,7%.
За 2010 год поступление собственных доходов в бюджет города (налоговые и неналоговые) составили 717,4 млн. руб. или 103,9% к 2009 году.
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2010 год составили 1 млрд. 728 млн. руб. Рост объемов инвестиций к 2009 году составил 9,9%.
За год введено 68,9 тыс. кв. метров жилья, что на 3,3 тыс. кв. метров больше, чем в 2009 году.
В связи с дотационностью городского бюджета особенно важно привлечение внебюджетных инвестиций. Продолжена реализация инвестиционных проектов: реконструкция санатория "Русь" стоимостью более 800,0 млн. руб. реконструкция санатория "Казахстан" на сумму 1,07 млрд. руб. Завершено строительство вино-коньячного комбината "Кавказ", инвестиции составили 657,0 млн. руб. и гостинично-торгового комплекса по ул. Интернациональная (р-н электролечебницы), сумма инвестиций 31,0 млн. руб.
Значение малого и среднего предпринимательства трудно переоценить, оно играет существенную роль в экономике нашего города. Всего зарегистрировано 5136 субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Этот сектор создает новые рабочие места и обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с меняющимися требованиями рынка. В рамках Программы развития малого и среднего предпринимательства реализуются мероприятия по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, формирующие условия для создания цивилизованных рыночных отношений и непосредственно обеспечивающих условия для интенсивного роста малого предпринимательства путем оказания финансовых, информационных, консультационных, образовательных услуг. Одним из основных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства является подготовка квалифицированных кадров для этой сферы, повышение образовательного уровня и правовой культуры ее участников, совершенствование навыков управления.
Активизирована работа по информированию субъектов малого и среднего предпринимательства о существующих механизмах государственной поддержки, реализующихся в Ставропольском крае.
Важная роль в развитии малого и среднего предпринимательства принадлежит потребительскому рынку.
Инфраструктура потребительского рынка города включает в себя 1620 стационарных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Оборот розничной торговли в городе достиг в 2010 году 3595 млн. руб., что на 13% больше 2009 г. В 2010 году прирост торговых площадей составил 25 тыс. кв. метров за счет ввода в эксплуатацию 12 новых объектов торговли и общественного питания.
Администрация города постоянно оказывает поддержку малому бизнесу и ежегодно формирует и размещает на территории города более 200 сезонных нестационарных торговых объектов по реализации плодоовощной и бахчевой продукции, мороженого, кваса, сувениров, а также услуг, востребованных жителями и отдыхающими нашего города.
Численность безработных граждан с декабря 2009 года по декабрь 2010 года снизилась с 430 чел. до 353 чел. и составила 0,8% к экономически активному населению.
По итогам Всероссийской переписи населения по состоянию на 1 января 2011 года численность населения города составила 101,1 тыс. человек.
Демографическая проблема является одной из наиболее острых проблем социальной сферы города. Демографические процессы определяют характер воспроизводства населения - источника пополнения рабочей силы, влияют на увеличение или снижение численности населения, изменения в его возрастно-половой структуре и миграционной активности.
Анализ динамики состава населения города по полу свидетельствует о стабильном соотношении мужчин и женщин, которое выражается в доминировании женского населения - 55,2%.
С начала 2010 года в городе зарегистрировано 1011 актов о рождении и 1135 актов о смерти. Браков зарегистрировано 557, разводов 405. В сравнении с 2009 годом количество зарегистрированных актов о смерти сократилось и составило 91,8%. Хотя смертность по-прежнему превышает рождаемость, разрыв составил 124, тогда как в 2009 году - 83, в 2008 году - 136.
За 2010 год в центр занятости населения по вопросу трудоустройства обратилось 1539 человек, что в 1,1 раза меньше, чем в 2009 году. Трудоустроено было 956 человек, или 62,1% от общего числа обратившихся.
За 2010 год в отраслях экономики города введено 530 новых рабочих мест, в том числе в промышленности 10 новых рабочих мест, в торговле и на потребительском рынке - 453, безработными гражданами, открывшими собственное дело - 67 рабочих мест.
В городе на начало 2011 года проживает 25238 пенсионеров. Работающих пенсионеров - 8588 человек. Количество пенсионеров, получающих пенсии ниже прожиточного минимума по состоянию на 01.01.2011 г. составило 4298 чел. или 17%.
За 2010 г. средний размер выплаченных пенсий и пособий составил 7737,5 руб. По сравнению с 1 января 2010 г. сумма пенсий увеличилась на 6,3%.
Анализ социально-экономического развития по состоянию на 01.01.2011 показал превышение уровня экономического развития в сравнении с показателями соответствующего периода прошлого года.
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг крупными и средними предприятиями города на сумму 2404,2 млн. руб., что составляет 123,9% к уровню 2009 года.
По крупным и средним предприятиям города по итогам работы за 2010 год, сальдированный финансовый результат сложился в сумме 525,6 млн. руб. Доля прибыльных предприятий составила 82,9% к общему количеству, доля убыточных предприятий соответственно 17,1%. Состояние платежей и расчетов между хозяйствующими субъектами в сравнении с уровнем на начало 2011 г. характеризуется сокращением числа организаций, имеющих просроченную задолженность и снижением доли просроченных платежей в общем объеме как суммарной, так и дебиторской задолженности.
На 1 января 2011 года суммарная задолженность по обязательствам предприятий и организаций составила - 3263,6 млн. руб., из нее просроченная задолженность - 74,3 млн. руб. или 2,27%.
Дебиторская задолженность - 1303,4 млн. руб., из нее просроченная 46,7 млн. руб. или 3,0%. Невысокий процент просроченной задолженности является положительным фактором и минимизирует возможность риска непогашения долгов. Кредиторская задолженность предприятий, превысила дебиторскую задолженность и составила 1960,2 млн. руб., в том числе просроченная: - 27,6 млн. руб., или 1,4 процента.
Доля просроченной задолженности свидетельствует о том, что предприятия имеют финансовые возможности расплачиваться с поставщиками и таким образом не допускать ее накопления.
2010 год - это первый год реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на период до 2020 года. Но и первые результаты обнадеживают. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" подведены итоги деятельности органов местного самоуправления Ставропольского края за 2009 год. В номинации "За успехи в развитии" победителем (2-е место) признан город-курорт Ессентуки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.