Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы, в том числе формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Муниципальная Программа разработана в соответствии с целями и приоритетами Стратегии устойчивого социально-экономического развития города Георгиевска до 2025 года, утвержденной решением Думы города Георгиевска от 27 июля 2012 года N 73-8, Программы социально-экономического развития города Георгиевска на 2012 - 2015 годы, утвержденной решением Думы города Георгиевска от 29 февраля 2012 года N 710-71, постановлениями администрации города Георгиевска от 30 сентября 2013 г. N 1709 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Георгиевска", от 30 сентября 2013 г. N 1710 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ в городе Георгиевске" и распоряжением администрации города Георгиевска от 18 декабря 2013 года N 694-р "О внесении изменения в приложение к распоряжению администрации города Георгиевска от 30 сентября 2013 г. N 537-р "О перечне муниципальных программ города Георгиевска, принимаемых к разработке в 2013 году".
На территории города Георгиевска функционирует 36 образовательных учреждений.
В образовательных учреждениях реализуется 3 уровня образования: дошкольное образование (17 муниципальных учреждений, 1 негосударственное), общее образование (6 общеобразовательных школ, 3 общеобразовательные школы повышенного уровня получения образования, вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования N 10, специальная (коррекционная), дополнительное образование (7 учреждений), Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации "Лира"
В 2013 году проведена ликвидация муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей Станции юных техников в соответствии с постановлением администрации города Георгиевска от 07.08.2013 г. N 1348 "О ликвидации муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования детей Станции юных техников" (лист записи Единого государственного реестра юридических лиц от 26.03.2014 г. о внесении записи о ликвидации юридического лица).
Программы технической направленности реализуются на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества. Имущество также закреплено за указанным учреждением.
В 2014 году муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждения детский сад N 8 "Дюймовочка" реорганизован путем присоединения к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду комбинированного вида N 20 "Золотая рыбка" в соответствии с постановлением администрации города Георгиевска от 19.05.2014 г. N 695 "О реорганизации муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детского сада N 8 "Дюймовочка" путем присоединения к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду комбинированного вида N 20 "Золотая рыбка" (лист записи Единого государственного реестра юридических лиц от 16.10.2014 г. о внесении записи о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения).
В 2014 году муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей N 9 "Колосок" реорганизован путем присоединения к муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению детскому саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей N 3 "Огонёк" на основании постановления администрации города Георгиевска от 19.05.2014 г. N 696 "О реорганизации муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей N 9 "Колосок" путем присоединения к муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению детскому саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей N 3 "Огонёк" (лист записи Единого государственного реестра юридических лиц от 30.10.2014 г. о внесении записи о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения).
В целях оптимизации сети учреждений создано муниципальное казенное учреждение Центр по обслуживанию муниципальных образовательных учреждений, подведомственное управлению образования и молодёжной политики.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменен правовой статус образовательных учреждений (29 - казенных и 7 - бюджетных).
Бюджетные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в условиях обеспечения выполнения муниципального задания на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Казенные образовательные учреждения - на основе бюджетной сметы расходов.
Образовательная политика в области дошкольного образования нацелена на обновление содержания дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями и внедрение инновационной деятельности в организацию образовательного процесса, повышение доступности дошкольного образования, предоставление равных стартовых возможностей получения дошкольного образования, на сохранение и укрепление здоровья детей при поступлении в школу.
Число детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения города на 01 января 2014 года, составляет 3753 человек (185 групп). Наполняемость детских садов - 112,4 процентов.
Охват детей в возрасте от 0 до 7 лет дошкольным образованием города составляет 81 процент, а детей от 3 до 7 лет - 100 процентов.
Ввод в эксплуатацию нового детского сада с 01.01.2015 г. на 280 мест позволил увеличить обеспеченность детей в возрасте от 3 до 7 лет до 95%.
С целью обеспечения доступности дошкольного образования в период с 2010 по 2013 годы в дошкольных образовательных учреждениях дополнительно создано 602 места (2010 год - 255 мест, 2011 год - 322 места, 2012 год - 25 мест). Развивается сектор негосударственных образовательных услуг. В соответствии с Федеральным Законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", отделом образования, начиная с 2010 года, приобретаются услуги дошкольного образования на 140 детей в негосударственном дошкольном образовательном учреждении детском саду "Светлана".
Во исполнение распоряжения Правительства Ставропольского края от 23 ноября 2011 г. N 501-рп "О работе министерства образования Ставропольского края по реализации прав граждан на получение общедоступного дошкольного образования" в городе приняты дополнительные меры по развитию вариативных форм дошкольного образования: открыто 10 групп кратковременного пребывания для 100 детей и 4 консультативных пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Одной из мер социальной поддержки родителей является предоставление компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования. Численность детей, на которых предоставлена такая компенсация, составляет 3298 человек.
Одним из основных направлений деятельности управления образования и молодёжной политики является обеспечение доступности и качества образования.
В связи с введением с 01 сентября 2011 года Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в учебный план первых, вторых, третьих классов введены 10 часов внеурочной деятельности, которые распределены с учетом пожеланий и запросов обучающихся и родителей по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, социальное, проектная деятельность.
Введение внеурочной деятельности позволило более полно осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования, обеспечить полноту и целостность образования.
Во всех общеобразовательных учреждениях на второй ступени обучения в целях формирования осознанного выбора обучающимися будущей профессии реализуются программы предпрофильного обучения.
В 50 процентах общеобразовательных учреждений открыты профильные классы на третьей ступени обучения. Программы профильного обучения реализуются по 5 направлениям: естественно-научное (средняя общеобразовательная школа N 1), социально-гуманитарное (средние общеобразовательные школы N 7, 9), физико-математическое (средняя общеобразовательная школа N 29), социально-экономическое (средние общеобразовательные школы N 5, 7, 29), информационно - технологическое (средняя общеобразовательная школа N 3).
Пятый год продолжает работу Ресурсный центр (средняя общеобразовательная школа N 29), который посещают 314 старшеклассников. Обучающиеся всех общеобразовательных учреждений города имеют возможность углубить и расширить свои знания в области физики, химии, информатики и информационно-коммуникационных технологий, биологии.
В средней общеобразовательной школе N 5 продолжает развиваться кадетское движение, ежегодно увеличивается количество кадетских классов с 2-х в 2009 году до 5 в 2014 году.
Важнейшим направлением деятельности управления образования и молодёжной политики, общеобразовательных учреждений является повышение качества образования.
Анализ итогов учебного года показал, что качество знаний учащихся в 2014 году незначительно, но выше по сравнению с 2013 годом на 0,8% и составляет 46,13%. Наивысший показатель качества знаний по образовательным программа начального общего образования 56%, что на уровне прошлого года; по образовательным программам среднего общего образования-55,24% (2013 год-51,1%); по образовательным программам основного общего образования 40,2(2013 год -38,6%).
Повышение качества общего образования невозможно без внешней (независимой) оценки качества образования.
Качественным показателем деятельности общеобразовательных учреждений являются результаты единого государственного экзамена.
Доля лиц, сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений в 2011 - 2014 годах составила 100 процентов против 99,7 процента в 2010 году (среднекраевой показатель в 2011 году - 99,5 процента, в 2012 году - 99,4 процента, в 2013 году - 98,8 процента, в 2014 году - 99,5 процента).
Отмечаются стабильно высокие результаты по обязательным предметам ЕГЭ. В рейтинге среди городских округов края по русскому языку в 2010 и 2012 годах город Георгиевск занимает первое место, в 2011, 2013, 2014 годах - второе место, средний балл ежегодно с 2010 по 2014 год превышает краевое значение на 5 баллов. Аналогичные результаты по математике (в 2010 году первое место, в 2011, 2012, 2013 годах - второе место, в 2014 году - четвертое место). Средний балл ежегодно с 2010 по 2014 год превышает краевое значение в среднем на 3 балла.
По итогам краевой олимпиады школьников, победителями и призерами стали 36 учащихся из 5 общеобразовательных учреждений города (средняя общеобразовательная школа N 1 - 1 человек, гимназия N 2 - 24 человека, средняя общеобразовательная школа N 6 - 3 человека, средняя общеобразовательная школа N 7 - 2 человека, средняя общеобразовательная школа N 29 - 6 человек).
Высокий уровень знаний учащиеся школ города демонстрируют, участвуя во Всероссийской олимпиаде школьников. Ежегодно растет количество призеров и победителей регионального этапа.
Призерами и победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников за 2011 - 2013 гг. стали 3 человека (2011 г. - 1 человек по двум предметам, 2012 г. - 1 человек, 2013 г. - 1 человек).
Участниками заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2014 году стали 4 человека.
В городе накоплен положительный опыт по развитию системы дополнительного образования детей и молодежи, укреплению воспитательного потенциала общеобразовательных учреждений, работе с талантливыми детьми. Получают свое развитие детско-юношеский спорт, трудовые объединения школьников, в том числе ученические производственные бригады, детские общественные объединения.
Большую роль в воспитании детей, выявлении талантливой молодежи, развитии их творческого потенциала играют учреждения дополнительного образования детей. В городе Георгиевске развита сеть учреждений дополнительного образования детей художественно-эстетической, спортивной, туристско-краеведческой, технической, эколого-биологической направленностей, что позволило, начиная с 2010 года увеличить количество школьников, получающих услуги дополнительного образования на безвозмездной основе.
В 2013-2014 учебном году в 5 учреждениях дополнительного образования занимались 4650 воспитанников (в 2009 - 2010 учебном году - 3620 чел., в 2010 - 2011 году - 4219, в 2011 - 2012 учебном году - 4037 чел., в 2012 - 2013 учебном году - 5166 чел.).
Обеспечение доступного дополнительного образования в городе Георгиевске способствовало выявлению талантливой молодежи. Так, в 2010 - 2013 годах лауреатами премии Президента по направлению поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2010 - 2013 годах стали 16 школьников города (2010 год - 3 человека, 2011 год - 3 человека, 2012 год - 4 человека,2013 год-6 человек), в том числе 4 победителя и призера Всероссийской олимпиады школьников.
Решение проблем, сложившихся в системе дополнительного образования детей и молодежи, будет осуществляться по следующим направлениям:
интеграция общего и дополнительного образования детей;
развитие социального партнерства в сфере творческого развития детей;
сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в процессе обучения, реализация образовательных программ по профилактике асоциального поведения, формированию основ здорового образа жизни;
поддержка талантливой молодежи;
развитие программ ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях, создание волонтерского движения;
развитие и совершенствование форм каникулярной занятости.
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
В городе существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В средних общеобразовательных школах N 3, 5, 7, 9 для детей с ограниченными возможностями здоровья открыты коррекционные классы. С 2010 года функционирует муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования N 10, где открыты коррекционные классы VII и VIII видов для детей города.
На базе дошкольных учреждений функционируют 4 группы для слабовидящих детей, 1 группа - для слабослышащих детей, 1 группа - для детей с задержкой психического развития, 3 виражные группы и 13 логопедических групп.
В общеобразовательных учреждениях используются вариативные формы обучения: очная, индивидуальная (обучение на дому), дистанционная и экстернатная.
Сложившаяся система в целом обеспечивает потребности детей-инвалидов в обучении и реабилитации.
Всего в банке данных числится 568 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них - 408 детей школьного возраста и 160 детей дошкольного возраста.
Всего обучающихся на дому 26 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 5 детей дошкольного возраста и 21 человек школьного возраста.
Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
В рамках реализации подпрограммы "Право ребенка на семью в Ставропольском крае на 2011 - 2013 годы" краевой целевой программы "Развитие образования в Ставропольском крае на 2010 - 2013 годы" на базе муниципального образовательного учреждения Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции "ЛИРА" продолжает работу Служба ранней помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии, которая предназначена для оказания помощи семьям с детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, в возрасте от 1,5 до 4 лет.
В целях эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, предусмотрено развитие дистанционной формы их обучения.
С 2010 года в городе реализуются мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы. Данное мероприятие направлено на расширение доступа к образованию детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому.
Вместе с тем, с каждым годом наблюдается снижение количества детей-инвалидов, обучающихся с помощью дистанционных образовательных технологий. В 2013 - 2014 учебном году 5 человек окончили школу.
Проблемы кадрового обеспечения отрасли образования, поддержка социального статуса учителя, совершенствование структуры и качества подготовки педагогов для образовательных учреждений с учетом современных тенденций развития образования, национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" - основные направления работы управления образования и молодёжной политики администрации города Георгиевска.
В общеобразовательных учреждениях работают 479 педагога, 85,5 процента из которых имеют высшее профессиональное образование, в том числе 26 молодых педагога со стажем работы менее трех лет.
В то же время в городе остается проблема удовлетворения потребности отрасли образования в педагогических кадрах. Количество педагогических вакансий ежегодно составляет в среднем 10 педагогов. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических кадров осуществляются посредством совершенствования системы сопровождения непрерывного профессионального образования руководящих и педагогических работников в образовательных учреждениях. Задачам повышения статуса учителя, его социальной поддержки служит механизм внедрения новой системы оплаты труда педагогов. Дополнительно к плановому фонду оплаты труда педагогов установлена доплата молодым учителям.
Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования в 2011 - 2013 годах позволила значительно обновить общеобразовательные учреждения города современным учебно-лабораторным, компьютерным, медицинским оборудованием, модернизировать пищеблоки школьных столовых, обеспечить в полном объеме спортивные залы спортивным оборудованием и инвентарем; прибрести учебники и учебные пособия, заменить 525 оконных блоков. Однако материально-техническая база учреждений дополнительного образования детей, требует обновления и модернизации.
В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодёжной среде:
размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти;
сохраняется высокий уровень преступности в молодёжной среде;
распространяются наркобизнес и наркомания среди молодёжи. Эта проблема является одной из серьезнейших проблем национальной безопасности.
Опыт реализации молодежной политики на территории города Георгиевска свидетельствует о том, что эффективным механизмом решения проблем в молодежной среде является программно-целевой подход, позволяющий комплексно осуществлять необходимые мероприятия и наиболее рационально и адресно использовать финансовые, кадровые и организационные ресурсы. Основной базовый подход к содержанию Программы заключается в смещении акцентов с проведения мероприятий для молодежи на разработку и внедрение инновационных подходов и технологий вовлечения молодежи в жизнедеятельность города.
Основные направления реализации Программы позволяют учесть основные аспекты развития системы образования и молодежной политики города Георгиевска и в рамках ее финансирования определить приоритетность тех или иных мероприятий Программы.
Переход от сметного финансирования к предоставлению субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг, обусловленного объема и качества позволит выявить ресурсы и перспективы для дальнейшего развития образовательных учреждений.
В целях снижения рисков невыполнения Программы возможна корректировка мероприятий Программы и их финансирования.
Наиболее вероятными прогнозными вариантами развития образования и молодежной политики в городе Георгиевске в период 2014 - 2017 годов являются: постепенное решение указанных выше проблем, выход на траекторию устойчивого развития системы образования, ориентация бюджетных расходов на обеспечение результативности деятельности образовательных учреждений, развитие конкуренции в сфере предоставления образовательных услуг, повышение эффективности и прозрачности государственного управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.