В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для обеспечения доведения до сведения граждан муниципальных правовых актов, затрагивающих их права и свободы, на основании Устава Степновского муниципального района Ставропольского края Совет Степновского муниципального района Ставропольского края решил:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе муниципальных правовых актов Степновского муниципального района Ставропольского края.
2. Настоящее решение вступает в силу после его обнародования.
Председатель Совета Степновского |
А.Н. Литвиненко |
Глава Степновского |
С.В. Лобанов |
Положение
о системе муниципальных правовых актов Степновского муниципального района Ставропольского края
(утв. решением Совета Степновского муниципального района Ставропольского края от 5 сентября 2014 г. N 8/85-III)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет систему муниципальных правовых актов Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - Положение), виды муниципальных правовых актов, порядок их разработки, принятия (издания), вступления в силу и официального толкования, а также требования, предъявляемые к муниципальным правовым актам, и проведение экспертизы.
2. Правовой основой настоящего Положения являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, законы Ставропольского края и иные нормативные правовые акты Ставропольского края, а также Устав Степновского муниципального района Ставропольского края.
3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер;
муниципальный нормативный правовой акт - муниципальный правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила поведения (нормы права), которые применяются неоднократно и направлены на регулирование определенного вида общественных отношений;
муниципальный индивидуальный (ненормативный) правовой акт - правоприменительный акт местного самоуправления, содержащий индивидуальное предписание, рассчитанное на конкретное решение дела и адресованное конкретному лицу;
правоприменительная деятельность органов местного самоуправления - урегулированная законодательством деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по рассмотрению на основании нормативных правовых актов конкретных вопросов, дел и принятию (изданию) по результатам их рассмотрения муниципальных индивидуальных правовых актов, обязательных для лица или лиц, которым они адресованы;
официальное толкование муниципальных нормативных правовых актов - деятельность управомоченных органов, направленная на установление смысла и содержания нормы права муниципальных нормативных правовых актов в процессе их реализации;
правила юридической техники - совокупность способов, приемов, применяемых при разработке, изложении, оформлении правовых актов.
II. Виды муниципальных правовых актов
4. В систему муниципальных правовых актов входят:
1) Устав Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - Устав района), правовые акты, принятые на местном референдуме;
2) решения Совета Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - решения Совета);
3) постановления и распоряжения администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - постановления и распоряжения администрации района);
4) постановления и распоряжения председателя Совета Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - постановления и распоряжения председателя Совета).
5. Устав района и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - территория района).
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу района и правовым актам, принятым на местном референдуме, сходе граждан.
6. Муниципальные правовые акты в зависимости от их содержания могут быть как нормативными правовыми актами, так и актами индивидуального характера.
В соответствии с федеральным законодательством выраженное на местном референдуме, сходе граждан прямое волеизъявление населения муниципального образования по вопросам местного значения принимается в форме решения.
7. Совет Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - Совет района) в соответствии с федеральным законодательством по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Ставропольского края, Уставом района, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории района, а также решения по вопросам организации деятельности Совета района.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
9. Председатель Совета района в соответствии с федеральным законодательством издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета Степновского муниципального района Ставропольского края в случаях и порядке, установленных решением Совета района, и подписывает решения Совета района.
10. Глава Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - глава района) в соответствии с федеральным законодательством в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Ставропольского края, Уставом района, решениями Совета района, издает постановления администрации района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края, а также распоряжения администрации района по вопросам организации работы местной администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района).
Глава муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами и законами Ставропольского края, настоящим Уставом, решениями Совета муниципального района, издает постановления администрации муниципального района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Ставропольского края, а также распоряжения администрации муниципального района по вопросам организации работы администрации муниципального района. Глава района издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом района в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", другими федеральными законами.
Глава района подписывает решения Совета муниципального района, носящие нормативный правовой характер, в соответствии с частью 10 статьи 22 Устава района.
11. Иные должностные лица органов местного самоуправления Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - должностные лица органов) издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям Уставом района.
III. Порядок разработки и принятия муниципальных
нормативных правовых актов
12. Стадиями нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления) и должностных лиц органов является ряд последовательных этапов принятия муниципального нормативного правового акта, на каждом из которых решаются самостоятельные задачи нормотворческой деятельности.
13. Правотворческой инициативой признается официальное внесение правомочным субъектом в орган местного самоуправления проекта нормативного правового акта, влекущее за собой обязанность органа местного самоуправления и принять либо отклонить его.
14. Основными стадиями нормотворческой деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов являются:
1) планирование работ по разработке муниципального нормативного правового акта;
2) подготовка проекта муниципального нормативного правового акта;
3) согласование с заинтересованными органами местного самоуправления и должностными лицами органов и правовая экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов;
4) внесение проекта муниципального нормативного правового акта в соответствующий правотворческий орган местного самоуправления;
5) принятие (подписание) муниципального нормативного правового акта;
6) официальное опубликование (обнародование) муниципального нормативного правового акта в случаях и порядке, установленных Уставом района;
7) толкование муниципального нормативного правового акта в случаях и порядке, установленных соответствующим нормативным правовым актом;
8) систематизация и учет муниципальных нормативных правовых актов.
15. В целях создания единой системы муниципальных нормативных правовых актов, обеспечения гласности в нормотворческой деятельности, во избежание дублирования правового регулирования общественных отношений на территории района нормотворческая деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц органов осуществляется на плановой основе.
16. Планы подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов предусматривают разработку проектов наиболее важных и трудоемких актов и не исключают подготовки проектов, не включенных в план нормотворческой деятельности, по поручению соответствующего нормотворческого органа местного самоуправления и должностных лиц органов.
17. Планы подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов могут быть текущими (рассчитанными на срок не более одного года) и перспективными (рассчитанными на срок до пяти лет).
18. Планы подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов формируются с учетом программ и планов нормотворческой деятельности федеральных и краевых органов законодательной и исполнительной власти.
19. Порядок разработки, рассмотрения и утверждения планов подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов определяется регламентом соответствующего органа местного самоуправления.
20. Глава района, председатель Совета информируют друг друга об утвержденных планах подготовки проектов нормативных правовых актов в течение 10 дней со дня их утверждения.
21. Внесение, предварительное рассмотрение, принятие, подписание и официальное опубликование (обнародование) муниципальных нормативных правовых актов осуществляются в порядке, предусмотренном Уставом района и (или) иными муниципальными нормативными правовыми актами, с учетом требований настоящего Положения.
22. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления и должностных лиц органов, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
23. Разработка муниципальных правовых актов, внесенных в план нормотворческих работ, осуществляется ответственным органом местного самоуправления (структурным подразделением) или должностным лицом органа, указанным в плане.
24. В случае представления проекта муниципального нормативного правового акта органом местного самоуправления или должностным лицом органа, к компетенции которых относится принятие представленного проекта, в порядке правотворческой инициативы граждан указанные лица обязаны рассмотреть его в установленном порядке, принять или дать обоснованный отказ.
25. Для оценки соответствия проекта муниципального нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, законодательству Ставропольского края, Уставу района и юридической технике до принятия (издания) правового акта проводится его правовая экспертиза.
26. В случае если реализация муниципального нормативного правового акта предусматривает расходы, покрываемые за счет средств бюджета Степновского муниципального района Ставропольского края, проводится финансово-экономическая экспертиза проекта правового акта в порядке, установленном соответствующим органом (должностным лицом) местного самоуправления.
27. Для оценки качества внесенного проекта муниципального нормативного правового акта, а также действующих муниципальных нормативных правовых актов и для получения предложений по их совершенствованию может проводиться независимая научная (правовая, финансовая, научно-техническая, экологическая и др.) экспертиза на возмездной или безвозмездной основе.
28. Органы местного самоуправления и должностные лица органа в пределах их полномочий организовывают и проводят внутреннюю (служебную) экспертизу своих нормативных правовых актов в связи с изменением действующего законодательства и (или) с исключением внутренних противоречий акта и в случае необходимости разрабатывают соответствующий проект для принятия.
29. Муниципальные правовые акты принимаются путем их подписания уполномоченными должностными лицами в порядке, устанавливаемом соответствующими органами местного самоуправления или должностными лицами органов.
30. Правила, изложенные в настоящей главе, по подготовке и принятию проектов муниципальных нормативных правовых актов применяются и к иным муниципальным правовым актам.
IV. Требования, предъявляемые к муниципальным правовым актам
31. Муниципальные правовые акты должны отвечать следующим основным требованиям:
1) законность;
2) соблюдение правил юридической техники;
3) обеспеченность реализации муниципального правового акта средствами бюджета Степновского муниципального района Ставропольского края.
32. Муниципальный правовой акт должен соответствовать Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Ставропольского края, а также Уставу района.
33. При подготовке муниципального правового акта необходимо учитывать состояние правового регулирования в данной сфере общественных отношений, необходимость принятия (издания) правового акта и достаточность предполагаемых правовых предписаний.
34. Муниципальный правовой акт как документ состоит из содержательной (основной) части и реквизитов.
Содержательной частью муниципального правового акта является языковое, знаковое, графическое, словесно-терминологическое закрепление положений, разъясняющих цели и мотивы его принятия (преамбулы), и содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, выраженные в письменном виде.
35. Муниципальные правовые акты излагаются на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
36. Правовые нормы в муниципальных правовых актах должны быть точными, лаконичными, исключающими двусмысленность, декларативность. Правовые нормы излагаются в логической последовательности, ясным и доступным языком.
37. Не допускается обозначение в муниципальных правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не определяется в муниципальном правовом акте. Слова и выражения в муниципальных правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве и законодательстве Ставропольского края.
38. В муниципальном правовом акте могут даваться определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.
39. Использование в муниципальных правовых актах иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения стали в русском языке общеупотребительными.
40. Таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты и т.п., являющиеся неотъемлемой составной частью муниципального правового акта, как правило, оформляются в виде приложений к нему.
41. Структура муниципального правового акта (утвержденного им документа) должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, переход от общих положений к конкретным положениям.
42. Муниципальный правовой акт и утвержденный им документ (приложение) в обязательном порядке имеют наименование.
Наименование муниципального правового акта (утвержденного им документа) должно давать общее представление о его содержании, точно отражать предмет правового регулирования.
43. В муниципальных нормативных правовых актах преамбула завершается постановляющей фразой ("решил(а)", "постановляет").
44. Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается. Преамбула может состоять из абзацев.
45. Основным структурным элементом муниципального правового акта (утвержденного им документа) является пункт, который нумеруется арабской цифрой с точкой и не имеет наименования. Пункт муниципального правового акта содержит одно или несколько нормативных или индивидуальных предписаний.
46. В значительных по объему муниципальных правовых актах (утвержденных ими документах) пункты близкого содержания могут объединяться в главы, в необходимых случаях главы могут объединяться в разделы.
Главы обозначаются словом "Глава", нумеруются арабскими цифрами с точкой и имеют наименование. Разделы обозначаются словом "Раздел", нумеруются римскими цифрами с точкой и имеют наименование.
47. В муниципальных правовых актах (утвержденных ими документах) пункты должны иметь сквозную нумерацию в пределах всего правового акта (документа).
Пункт может состоять из абзацев, которые не обозначаются цифрами, но их нумерация подразумевается. Отсчет ведется от абзаца, начинающегося с цифры, обозначающей пункт.
Перечисление, указываемое в пункте, обозначается подпунктами, нумеруемыми арабскими цифрами, начиная с единицы, с закрывающей круглой скобкой справа или буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой справа.
48. Муниципальный правовой акт содержит следующие обязательные реквизиты:
1) изображение герба, эмблемы, иного символа (при наличии их в муниципальном образовании) на подлиннике правового акта, расположенное над обозначением вида правового акта по центру;
2) полное наименование органа (должностного лица) местного самоуправления, принявшего (издавшего) правовой акт;
3) наименование вида правового акта;
4) наименование (заголовок) правового акта, кратко отражающее предмет правового регулирования;
5) дата принятия (подписания);
6) регистрационный номер;
7) место принятия правового акта;
8) подпись лица, уполномоченного подписывать соответствующий правовой акт, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике правового акта), его фамилию и инициалы.
49. Нумерация муниципальных правовых актов каждого вида ведется в пределах года, исходя из даты их принятия (подписания).
50. Ссылки в пунктах нормативного правового акта на другие его пункты или иные структурные элементы пункта, а также на иные действующие нормативные правовые акты, их отдельные положения применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных положений либо избежать их повторов.
При этом включение норм других законодательных актов, регулирующих права и обязанности органов государственной власти по отношению к органам местного самоуправления, не допускается.
V. Юридическая сила муниципальных правовых актов
51. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом района, за исключением рений Совета района о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, а также муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), и муниципальных правовых актов, порядок вступления в силу которых определен законом.
52. Опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов должно обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
53. Официальным опубликованием муниципального нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в печатном периодическом издании, определенном Уставом района и (или) правовым актом органа (должностного лица) местного самоуправления. Наименование указанного печатного издания доводится до сведения населения Степновского муниципального района Ставропольского края.
В случае опубликования муниципального нормативного правового акта по частям он вступает в силу со дня опубликования последней части его текста.
При официальном опубликовании муниципальных нормативных правовых актов указываются их официальные реквизиты.
Не является официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных нормативных правовых актов, если они опубликованы (обнародованы) не полностью или в изложении, а также если они опубликованы не в официальном периодическом печатном издании.
54. Обнародование муниципальных нормативных правовых актов - доведение муниципальных нормативных правовых актов до всеобщего сведения граждан, проживающих на территории района, текстов муниципальных нормативных правовых актов посредством одной из следующих форм: официальное опубликование в районной газете, размещения в муниципальных библиотеках для ознакомления, размещения на официальном сайте администрации Степновского муниципального района.
55. Муниципальные ненормативные правовые акты вступают в силу в соответствии с Уставом района, если иное не указано в самом муниципальном ненормативном правовом акте.
56. Текст муниципального нормативного правового акта, в который внесены изменения, по решению Совета района может быть официально опубликован в соответствующих официальных печатных органах с учетом всех внесенных в него изменений. При этом вместе с датой принятия (подписания) муниципального нормативного правового акта указываются все его источники официального опубликования.
57. В случае если при официальном опубликовании муниципального правового акта были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с подлинником муниципального правового акта, в том же издании публикуется официальное извещение органа местного самоуправления, принявшего муниципальный правовой акт, об исправлении неточности и подлинная редакция соответствующих положений.
58. Исправление ошибок, опечаток и иных неточностей в подлинниках муниципальных правовых актов осуществляется исключительно путем внесения соответствующих изменений в муниципальный правовой акт, в котором имеются неточности, с последующим официальным опубликованием внесенных изменений.
59. Муниципальные нормативные правовые акты действуют на основе принципа верховенства актов, обладающих более высокой юридической силой.
В случае коллизии между муниципальными нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой.
В случае коллизии между муниципальными нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.
60. Временной срок действия акта может быть установлен только для всего муниципального акта. В этом случае указывается, на какой срок этот муниципальный акт сохраняет действие.
До истечения установленного срока орган местного самоуправления, издавший муниципальный акт, может принять решение о продлении его действия на новый срок или о придании ему бессрочного характера.
61. Действие муниципального правового акта начинается с момента его вступления в силу и прекращается в момент утраты им силы.
62. Муниципальный нормативный правовой акт действует бессрочно, если самим актом не предусмотрено иное.
Муниципальный ненормативный правовой акт действует в течение указанного в нем срока или в течение срока исполнения содержащихся в них предписаний.
Муниципальный правовой акт или отдельные его положения утрачивают силу в случаях:
1) истечения срока действия акта;
2) признания утратившим силу принявшим его органом или издавшим должностным лицом.
63. Действие муниципальных правовых актов распространяется на всю территорию района, если в муниципальном правовом акте не установлено иное.
Действие муниципальных правовых актов распространяется на всех юридических и физических лиц, находящихся на территории района, если в муниципальном правовом акте не установлено иное.
Муниципальный правовой акт не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу (не имеет обратной силы), за исключением случаев, когда в самом акте предусматривается, что он распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Придание муниципальному правовому акту обратной силы не должно ущемлять права граждан.
64. Муниципальные правовые акты могут быть признаны утратившими силу или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами органов, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Ставропольского края, - соответственно уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации и уполномоченным органом государственной власти Ставропольского края.
Муниципальные нормативные правовые акты могут быть признаны судом недействующими в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
65. Муниципальные нормативные правовые акты могут быть отменены, если необходимость в них отпала, а они еще не вступили в силу.
66. Отмена (признание утратившим силу) муниципального правового акта (его отдельной части) производится муниципальным правовым актом равной юридической силы.
67. В муниципальном правовом акте, в котором признается утратившим силу какой-либо основной муниципальный правовой акт, также признаются утратившими силу все муниципальные правовые акты о внесении в основной акт изменений в хронологическом порядке. При необходимости могут признаваться утратившими силу отдельные структурные элементы муниципального правового акта.
68. При отмене (признании утратившим силу) муниципального нормативного правового акта помимо официального обозначения (вид акта; орган или должностное лицо, принявшее акт; дата, номер и наименование акта) указываются сведения об источнике его официального опубликования, а также об источнике официального опубликования муниципального нормативного правового акта, которым вносились в него изменения.
69. Изменения в муниципальный правовой акт (документ) вносятся муниципальным правовым актом того же вида, каким принят (утвержден) изменяемый муниципальный правовой акт (документ).
70. В случае ликвидации (упразднения) или реорганизации (преобразования) Совета района вопросы об изменении, приостановлении и прекращении действия муниципальных правовых актов, принятых (изданных) Советом района, решаются его правопреемником или вышестоящим органом либо органом, принявшим решение о ликвидации или реорганизации Совета района.
В случае ликвидации (упразднения) или реорганизации (преобразования) администрации района вопросы об изменении, приостановлении и прекращении действия муниципальных правовых актов, принятых (изданных) администрацией района, решаются его правопреемником или вышестоящим органом либо органом, принявшим решение о ликвидации или реорганизации администрации района.
71. Если изменения в муниципальный правовой акт предусматривают исключение из текста акта его структурного элемента, исключенный текст заменяется словами "Исключена (исключен)" с указанием вида структурного элемента и полного наименования, даты и номера правового акта, которым вносилось изменение. При этом номера или буквы, обозначающие исключаемые структурные элементы текста, сохраняются.
72. Муниципальные правовые акты, которые вступили в противоречие с вновь принятым законодательством либо с вновь принятым (изданным) муниципальным правовым актом либо полностью им поглощены, признаются утратившими силу путем принятия соответствующего акта.
73. В случае если при принятии (издании) нового муниципального правового акта необходимо внесение изменений в иные муниципальные правовые акты или признание утратившими силу муниципальных правовых актов, одновременно с проектом нового правового акта вносятся соответствующие предложения.
74. Новым пунктам, которыми дополняется ранее принятый (изданный) муниципальный правовой акт, в случае если указанные пункты помещаются в середину текста, присваиваются номера, состоящие из номеров предыдущих пунктов, с добавлением через точку дополнительных порядковых номеров, начиная с первого.
В случаях, если указанные пункты помещаются в конце текста, им присваиваются номера, следующие за номером последнего пункта.
При включении в пункт новых подпунктов, при исключении из пункта подпунктов не допускается изменение прежней нумерации подпунктов.
75. В случае если изменения вносились в муниципальный правовой акт неоднократно, что создает трудности в его правоприменении, необходимо признание его утратившим силу с последующим принятием нового муниципального правового акта с прежним предметом правового регулирования.
76. Изменения всегда вносятся только в основной муниципальный правовой акт. Вносить изменения в основной муниципальный правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его муниципальный правовой акт недопустимо.
77. Муниципальные правовые акты, срок действия которых истек, утрачивают юридическую силу без принятия муниципального правового акта о признании их утратившими силу.
VI. Толкование муниципального нормативного правового акта
78. Официальное толкование муниципального нормативного правового акта не должно изменять его смысл. Не допускается установление новых норм права актами официального толкования.
79. Официальное толкование муниципальных нормативных правовых актов осуществляется органами местного самоуправления или должностными лицами органов, принявшими (издавшими) нормативные правовые акты, в той же форме, в которой приняты толкуемые нормативные правовые акты.
80. Акты официального толкования не имеют самостоятельного значения и применяются только вместе с разъясняемыми ими муниципальными нормативными правовыми актами. Изменение или отмена толкуемых муниципальных нормативных правовых актов означает отмену соответствующих актов официального толкования.
81. Толкование муниципальных нормативных правовых актов может осуществляться по запросам субъектов правотворческой инициативы, а также по инициативе органа (должностного лица), их издавшего (принявшего).
82. Порядок официального толкования муниципального нормативного правового акта определяется правовым актом, принимаемым Советом района, с учетом норм настоящего Положения.
83. Толкование муниципального нормативного правового акта, даваемое организациями и лицами, не обладающими правом официального толкования, не имеет юридической силы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета Степновского муниципального района Ставропольского края от 5 сентября 2014 г. N 8/85-III "Об утверждении Положения о системе муниципальных правовых актов Степновского муниципального района Ставропольского края"
Настоящее решение вступает в силу после его обнародования
Текст решения опубликован на официальном сайте администрации Степновского муниципального района (www.stepnoe.ru)