В соответствии с федеральными законами от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05 марта 2009 года N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", Уставом города-курорта Железноводска Ставропольского края, Совет города-курорта Железноводска решил:
См. постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
1. Утвердить прилагаемое Положение об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов города-курорта Железноводска.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета города-курорта Железноводска по законности, правопорядку, местному самоуправлению и связям с общественными организациями (Пономарев) и администрацию города-курорта Железноводска.
3. Опубликовать настоящее решение в еженедельной газете "Курортный край".
Исполняющий полномочия главы города-курорта |
А.Ф. Добровольский |
Утверждено
решением Совета
города-курорта Железноводска
от 2 октября 2009 г. N 606
Положение
об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов города-курорта Железноводска
1. Общие положения
1.1. Положение об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов города-курорта Железноводска (далее - Положение) устанавливает основные принципы, порядок и методику проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов в городе-курорте Железноводске в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05 марта 2009 года N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", Уставом города-курорта Железноводска Ставропольского края.
См. постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
См. Закон Ставропольского края от 4 мая 2009 г. N 25-кз "О противодействии коррупции в Ставропольском крае"
1.2. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов;
2) оценка муниципального нормативного правового акта во взаимосвязи с другими муниципальными нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов);
5) сотрудничество органов местного самоуправления города-курорта Железноводска, а также их должностных лиц (далее - органы, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов).
1.3. В настоящем Положении применяются следующие понятия:
Экспертиза на коррупциогенность муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов (далее - экспертиза на коррупциогенность) - деятельность, направленная на выявление в тексте муниципального нормативного правового акта (далее - МНПА) или проекта муниципального нормативного правового акта (далее - ПМНПА) коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупционности и выработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных действий (коррупционных рисков).
Коррупциогенность МНПА или ПМНПА - наличие в проекте МНПА и ПМНПА одного или нескольких коррупциогенных факторов.
Коррупциогенный фактор - положения нормативных правовых актов( проектов нормативных правовых актов) устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Коррупционные действия (коррупционные риски) - действия или бездействие лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, должности в муниципальных учреждениях и предприятиях, направленные на незаконное получение денежного вознаграждения, имущества, имущественных прав и иных имущественных благ с использованием должностных полномочий, а равно действия физических и юридических лиц, направленные на незаконное предоставление указанным должностным лицам или в их интересах иным лицам денежных средств, имущества, имущественных прав и иных имущественных благ.
Дискреционные полномочия органов местного самоуправления - совокупность прав и обязанностей органов местного самоуправления, их структурных подразделений и должностных лиц, предоставляющих органу или должностному лицу возможность по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого управленческого решения либо возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких, предусмотренных проектом МНПА или ПМНПА вариантов управленческих решений.
Административные процедуры - закрепленный в МНПА или ПМНПА порядок последовательного совершения юридически значимых действий ее участников, направленный на разрешение индивидуального юридического дела (реализацию субъективных прав, исполнение юридических обязанностей) или выполнение отдельной публичной функции (например, ведение реестра, регистрация, контрольная проверка).
1.4. Экспертиза на коррупциогенность МНПА или ПМНПА проводится в соответствии с Методикой проведения экспертизы на коррупциогенность нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (приложение N 1 к настоящему Положению) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
1.5. Не являются предметом экспертизы на коррупциогенность следующие дефекты МНПА или ПМНПА:
1) юридические коллизии нормативных предписаний, содержащихся в одном правовом акте либо в различных правовых актах, в том числе несоответствие содержания нормативных предписаний положениям правового акта, имеющего большую юридическую силу;
2) издание МНПА органом или должностным лицом с превышением своей компетенции;
3) нарушение установленной процедуры принятия, подписания, опубликования и вступления в законную силу МНПА;
4) нарушение установленной формы МНПА или ПМНПА;
5) нарушение требований юридико-технического качества МНПА или ПМНПА.
Выявление названных дефектов МНПА или ПМНПА является предметом общей правовой экспертизы, и такие дефекты являются обстоятельствами, создающими условия для возможного возникновения коррупциогенных факторов.
2. Порядок проведения экспертизы на коррупциогенность
2.1. Экспертизе на коррупциогенность подлежат МНПА или ПМНПА в которых содержатся положения, которые способствуют проявлениям коррупции при применении МНПА, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
2.2. Не проводится экспертиза на коррупциогенность отмененных или признанных утратившими силу МНПА. В случае внесения изменений в МНПА, которые ранее были предметом экспертизы на коррупциогенность, в отношении них может быть проведена повторная экспертиза на коррупциогенность.
2.3. В случае если МНПА или ПМНПА не соответствует пункту 2.1. настоящего Положения, экспертиза на коррупциогенность не проводится, МНПА или ПМНПА возвращается органу местного самоуправления (должностному лицу), направившему МНПА или ПМНПА на экспертизу на коррупциогенность.
2.4. С целью проведения экспертизы на коррупциогенность МНПА или ПМНПА организуется рабочая группа по проведению экспертизы на коррупциогенность МНПА или ПМНПА (далее - рабочая группа), состав которой утверждается решением Совета города-курорта Железноводска.
Данным решением утверждается председатель, заместитель председателя, секретарь рабочей группы.
2.5. В состав рабочей группы в обязательном порядке должны входить депутаты Совета города-курорта Железноводска (далее - Совет города), представители юридических отделов администрации города-курорта Железноводска (далее - администрация города) и Совета города, иные должностные лица, представители общественных объединений и организаций города-курорта Железноводска.
Рабочая группа утверждается в составе не более 11 человек.
На заседания рабочей группы могут приглашаться в качестве независимых экспертов представители научных организаций и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, других организаций.
2.6. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами Ставропольского края, Уставом города-курорта Железноводска Ставропольского края, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами.
2.7. Основными задачами рабочей группы являются:
- проведение экспертизы на коррупциогенность МНПА или ПМНПА;
- подготовка заключений по результатам проведения экспертизы на коррупциогенность МНПА или ПМНПА;
- внесение рекомендаций по устранению коррупциогенных факторов, относящихся к действующим МНПА.
2.8. Рабочая группа имеет право:
- запрашивать в установленном порядке у органов местного самоуправления, предприятий и организаций, общественных объединений и организаций города-курорта Железноводска необходимую информацию по существу проводимой экспертизы на коррупциогенность;
- привлекать в установленном порядке специалистов органов местного самоуправления, предприятий и организаций, общественных объединений и организаций города-курорта Железноводска в целях реализации полномочий рабочей группы.
2.9. Председатель рабочей группы:
- руководит работой рабочей группы;
- председательствует на заседаниях рабочей группы;
- подписывает заключения рабочей группы;
- несет ответственность за выполнение возложенных на рабочую группу задач.
Заместитель председателя рабочей группы выполняет функции председателя рабочей группы в его отсутствие или по его поручению.
2.10. Секретарь рабочей группы:
- информирует членов рабочей группы о месте и времени проведения заседания рабочей группы;
- организует подготовку материалов к заседаниям;
- оформляет протоколы заседаний;
- подготавливает проект заключения;
- рассылает принятые заключения, рекомендации;
- выполняет иные поручения председателя рабочей группы.
2.11. Экспертиза на коррупциогенность МНПА или ПМНПА проводится по мере поступления в рабочую группу МНПА или ПМНПА на экспертизу. Экспертиза на коррупциогенность действующих МНПА проводится в соответствии с планом, разрабатываемым рабочей группой и утверждаемым решением Совета города (далее - План).
2.12. Глава города, Совет города, прокурор г. Железноводска, контрольный орган города-курорта Железноводска вправе внести предложение в рабочую группу о проведении экспертизы на коррупциогенность МНПА вне зависимости от утвержденного Плана.
2.13. Физические и юридические лица вправе обратиться в рабочую группу с ходатайством о проведении экспертизы на коррупциогенность действующего МНПА.
Ходатайство рассматривается рабочей группой на очередном заседании рабочей группы. По результатам рассмотрения ходатайства об экспертизе на коррупциогенность МНПА рабочей группой готовятся либо мотивированное заключение о невозможности или нецелесообразности проведения экспертизы на коррупциогенность заявленного МНПА, либо решение о включении данного МНПА в утвержденный План проведения экспертизы на коррупциогенность.
Решение рабочей группы в течение 5 дней со дня рассмотрения ходатайства доводится до заявителя в письменной форме.
2.14. Разработчик ПМНПА после прохождения правовой экспертизы и согласования со всеми заинтересованными лицами направляет ПМНПА, подлежащего экспертизе на коррупциогенность, секретарю рабочей группы в бумажном и электронном виде с сопроводительным письмом на имя председателя рабочей группы.
2.15. ПМНПА, подлежащий экспертизе на коррупциогенность, в электронном виде рассылается секретарем рабочей группы всем членам рабочей группы для проведения предварительной экспертизы на коррупциогенность. Заседание рабочей группы проводится в срок до 20 дней со дня поступления проекта на экспертизу на коррупциогенность.
В таком же порядке для проведения экспертизы на коррупциогенность рассылается действующий МНПА, включенный в План.
2.16. Заседание рабочей группы правомочно, если на нем присутствует более 2/3 ее утвержденного состава.
2.17. Решения рабочей группы считаются принятыми, если за них проголосовало 2/3 от утвержденного числа членов рабочей группы.
2.18. Решение рабочей группы оформляется протоколом, который подписывается председателем и членами рабочей группы.
3. Заключение экспертизы на коррупциогенность
3.1. По результатам проведения экспертизы на коррупциогенность МНПА или ПМНПА составляется мотивированное заключение о коррупциогенности или некоррупциогенности МНПА или ПМНПА (далее - заключение).
3.2. В заключении отражаются следующие сведения:
- дата и место подготовки заключения;
- основание для проведения экспертизы на коррупциогенность;
- реквизиты МНПА или ПМНПА, проходящего экспертизу на коррупциогенность;
- данные о проводящих экспертизу на коррупциогенность лицах;
- перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих статей (пунктов, подпунктов) МНПА или ПМНПА, в которых эти факторы выявлены;
- предложения о способах устранения или нейтрализации коррупциогенных факторов.
Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом местного самоуправления или должностным лицом.
3.3. В случае если при проведении экспертизы на коррупциогенность в МНПА или ПМНПА коррупциогенных факторов не выявлено, об этом указывается в заключении.
3.4. Заключение подписывается председателем и секретарем рабочей группы.
3.5. Заключение рабочей группы вместе с МНПА или ПМНПА направляется соответствующему органу местного самоуправления (должностному лицу), представившему проект, в течение трех дней с момента утверждения заключения для устранения выявленных коррупциогенных факторов, а также прокурору города.
3.6. В случае установления коррупциогенности действующих МНПА или ПМНПА, подготовленных Советом города, заключение экспертизы на коррупциогенность направляется председателю Совета города для организации работы по внесению в МНПА или ПМНПА поправок, направленных на устранение коррупциогенности.
3.7. В случае установления коррупциогенности МНПА или ПМНПА, подготовленных администрацией города, заключение экспертизы на коррупциогенность направляется главе города для организации работы по внесению в МНПА или ПМНПА поправок, направленных на устранение коррупциогенности.
3.8. Копия заключения по результатам экспертизы на коррупциогенность, проведенной по ходатайству физических и юридических лиц, в обязательном порядке направляется физическому и юридическому лицу, направившему ходатайство о проведении экспертизы на коррупциогенность в течение 5-ти дней со дня утверждения заключения.
3.9. Органы местного самоуправления (должностные лица) в течение 30 дней со дня получения заключения о коррупциогенности подготовленного ими МНПА или ПМНПА обязаны представить в рабочую группу проект нового МНПА или ПМНПА, устранив выявленные коррупциогенные факторы, для проведения повторной экспертизы на коррупциогенность.
3.10. В случае разногласий, возникающих при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, органы местного самоуправления (должностные лица), получившие заключение могут направить мотивированный отзыв на заключение в рабочую группу и в прокуратуру города.
3.11. ПМНПА указанный в пункте 2.1. настоящего Положения представляется разработчиком на утверждение Совету города только совместно с результатами экспертизы на коррупциогенность и информации о принятых мерах по устранению выявленных коррупциогенных факторов.
4. Публикация и распространение результатов экспертизы
на коррупциогенность
4.1. Администрация города размещает МНПА или ПМНПА и заключение о результатах экспертизы на коррупциогенность МНПА или ПМНПА на официальном сайте города-курорта Железноводска в течение трех дней с момента получения заключения.
См. Решение Совета города-курорта Железноводска Ставропольского края от 29 октября 2009 г. N 628 "Об официальном сайте Совета города-курорта Железноводска и администрации города-курорта Железноводска в сети Интернет"
4.2. Заключение о результатах экспертизы на коррупциогенность МНПА или ПМНПА подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании города-курорта Железноводска со ссылкой на адрес официального сайта, где размещен соответствующий МНПА или ПМНПА.
Приложение N 1
к Положению об антикоррупционной экспертизе
нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов
города-курорта Железноводска
Методика
проведения экспертизы на коррупциогенность
нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
1. Общие положения
1.1. Основной задачей применения настоящей методики является обеспечение проведения экспертизы на коррупциогенность МНПА или ПМНПА в целях выявления в МНПА или ПМНПА положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.
1.2. В настоящей методике определяются правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии МНПА или ПМНПА коррупционных факторов и коррупциогенных норм и их последующего устранения.
Коррупционными факторами признаются положения МНПА или ПМНПА, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении МНПА, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения МНПА или ПМНПА, содержащие коррупционные факторы.
2. Основные правила проведения экспертизы
на коррупциогенность
2.1. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2.2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы МНПА или ПМНПА на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
2.3. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется заключение, в котором отражаются все выявленные положения МНПА или ПМНПА, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц МНПА или ПМНПА (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в МНПА или ПМНПА выявленных коррупционных факторов.
2.4. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в заключении.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником опубликования
1. Коррупционные факторы
3.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
3.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в МНПА или ПМНПА и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в МНПА или ПМНПА нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
3.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета города-курорта Железноводска Ставропольского края от 2 октября 2009 г. N 606 "О Положении об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов города-курорта Железноводска"
Текст решения опубликован в газете "Курортный край" от 14 октября 2009 г. N 41 ( 513 )
Решением Думы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 29 апреля 2011 г. N 18-IV настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Совета города-курорта Железноводска Ставропольского края от 29 июня 2010 г. N 726