Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к решению Совета
города Ессентуки
от 25 ноября 2009 г. N 123
Нормы накопления ТБО в г. Ессентуки на период до 2015 г.
Введение
Воздействие человека на окружающую среду в результате его антропогенной деятельности приводит к необратимым биологическим, химическим и физическим изменениям природной среды и, в итоге, может привести к глобальным кризисным явлениям экологического характера.
Одной из острейших задач управления экологической безопасностью является комплекс проблем, связанных с отходами производства и потребления. В настоящее время масса потока только твердых бытовых отходов (ТБО), ежегодно поступающего в техносферу, достигает геологического масштаба и составляет примерно 400 млн. т. в год [1,2].
Россия относится к странам с высоким уровнем урбанизации. В 164 городах РФ с населением свыше 100 тыс. чел. проживает более 60% городского и свыше 45% всего населения страны. Общий объем ТБО в городах и поселках России превышает при этом 150 млн. м (30 млн. т) в год [3].
Одним из основных факторов, влияющих на стратегию управления твердыми бытовыми отходами города, является количество образующихся ТБО. С этой целью в соответствии с "Федеральным Законом об отходах производства и потребления" в целях обеспечения контроля и безопасности в сфере охраны окружающей среды устанавливаются нормативы образования отходов потребления от различных объектов хозяйственной деятельности. В настоящей работе рассматриваются отходы потребления IV класса экологической опасности (неопасные) классифицируемые как отходы "Жилищные и городские". В их составе: твердые бытовые отходы (из жилищ, в т.ч. крупногабаритные); отходы потребления от учреждений и предприятий, в т.ч. общественного назначения, и пр. Далее перечисленные группы отходов определяем общепринятым понятием "твердые бытовые отходы (ТБО)" с указанием источников их образования. Нормативы образования ТБО могут иметь как статистический, так и технико-экономический характер.
Статистический показатель - удельная (приведенная) норма накопления ТБО для определенного населенного пункта - характеризует отношение общего количества собранных и вывезенных отходов в течение календарного года к средней численности населения с учетом его миграции. Единица измерения показателя - м ТБО на 1 человека в год. Удельная норма накопления не позволяет производить экономические расчеты за услуги по сбору, вывозу и обезвреживанию ТБО с юридическими и физическими лицами - поставщиками отходов. Для этих целей разрабатываются дифференцированные нормы накопления отходов - пообъектно, согласно установленной (устанавливаемой) номенклатуры категорий поставщиков отходов [4].
Объектами обслуживания системы санитарной очистки в городах являются жилой фонд, предприятия торговли, культурно-бытовые и медицинские учреждения, общественные и образовательные организации, административные здания и др. Динамика поступления отходов от названных категорий объектов неодинакова и зависит от специфики их хозяйственной деятельности.
Для учета инвариатности результатов экспериментальных исследований накоплений отходов от различных категорий объектов, а также с целью обобщения и практического использования полученных данных, определяются дифференцированные нормы накопления отходов: в жилом фонде в расчете на 1 жителя; в гостиницах, общежитиях, пансионатах и санаториях - на 1 проживающего; на предприятиях торговли всех форм - на 1 кв.м торговой или общей площади и т.д.
Таким образом, дифференцированные нормы накопления отходов (далее в тексте - нормы накопления ТБО) являются одним из основных физических показателей для разработки и функционирования системы санитарной очистки городов от твердых бытовых отходов. Они позволяют:
- рассчитать потребность в мусоровозном и контейнерном парке;
- определить необходимую мощность сооружений для обезвреживания ТБО;
- разработать оптимальные маршрутные графики по охвату объектов санитарной очистки;
- разработать тарифы на сбор, вывоз и обезвреживание ТБО.
При рассмотрении всего комплекса проблем, связанных со сбором, транспортировкой, обезвреживанием и утилизацией отходов, необходимо учитывать качественные характеристики ТБО и, прежде всего, их плотность.
Нормы накопления, состав и свойства твердых бытовых отходов косвенно характеризуют уровень жизни населения в регионе и определяются природными и климатическими условиями, численностью населения, уровнем экономического развития, экологической обстановкой, развитием социальной инфраструктуры и другими факторами исследуемого объекта. По многочисленным экспериментальным данным для большинства населенных мест России нормы накопления и характер отходов по соответствующим категориям объектов могут различаться и требуют периодического (не реже одного раза в три года) уточнения.
Однако общая тенденция выравнивания состава отходов потребления для групп городов России с приблизительно равными перечисленными выше показателями позволяет оценить результаты проводимых экспериментальных исследований с точки зрения их достоверности и концептуальности. Результаты научно-практических работ помещаются в базу данных, позволяющую развивать методики определений и совершенствовать аналитический аппарат при разработке норм накопления отходов.
К настоящему времени структурные подразделения ФГУП "АКХ им К.Д. Памфилова" и ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами" имеют сравнительную базу данных (за последние 5 лет) по нормам накопления ТБО по различным городам России.
В предлагаемом отчете приводится проект разработки дифференцированных норм накопления твердых бытовых отходов для объектов санитарной очистки г. Ессентуки, а также результаты определения плотности ТБО, образующихся в жилом фонде.
1. Исходные данные. Цель и задачи работы
В сфере обращения с отходами производства и потребления в г. Ессентуки используется системный подход: все социально значимые объекты инфраструктуры города (жилищный фонд, предприятия и организации образования, медицины, транспорта и связи, бытового обслуживания населения, торговли и другие) охвачены системой планово-регулярного сбора и вывоза твердых бытовых отходов (санитарной очисткой).
См. правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155
См. также Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 24 августа 2007 г. N 87 "Об утверждении методических указаний по организации деятельности в области обращения с отходами и установлению порядка сбора отходов на территории муниципальных образований Ставропольского края"
Централизованный сбор и транспортировка твердых бытовых отходов г. Ессентуки осуществляется МУП "Комбинат благоустройства города" и ООО "АТП - курорта". При этом на долю МУП "Комбинат благоустройства города" приходится свыше 75% вывозимых отходов - ООО "АТП - курорта" обслуживает, в основном, санатории и дома отдыха.
Автотранспортный парк МУП "Комбинат благоустройства города" включает 13 мусоровозов, в том числе два большегрузных. Срок эксплуатации восьми мусоровозов превышает пять, а у одного достигает двадцати лет.
Предприятие обслуживает 352 контейнерные площадки. В городе установлено 9 бункеров. Общее число мусоросборочных камер составляет 128.
Слективный сбор вторичного сырья из ТБО в городе не производится.
Собранные ТБО вывозятся для складирования (обезвреживания) на полигон, расположенный за пределами городской застройки, принадлежащий ООО "Арго", либо на МУП "ПТЭК" для сжигания.
Сбор и удаление отходов в г. Ессентуки осуществляется по планово-регулярной системе в сроки, предусмотренные санитарными правилами по утвержденным маршрутным графикам. Объем работ по удалению ТБО при планово-регулярной системе устанавливается на основании среднегодовых норм накопления на одного проживающего или другую расчетную единицу (для организаций).
Развитие рыночных отношений привело к значительному увеличению объема товаров (главным образом импортных), расширению их ассортимента, преобладанию в торговых организациях продуктов и товаров в упакованном и расфасованном виде. В сочетании с общим снижением качества товаров, доступных для большинства населения, а также с широким использованием одноразовой посуды, невозвратной тары, "вечных" синтетических упаковочных материалов вместо экологически чистых, высокой стоимостью ремонта одежды и обуви, неремонтнопригодностью бытовых приборов и техники и т.д., это внесло значительное изменение в морфологический и фракционный состав твердых бытовых отходов, привело к увеличению объемов образования ТБО, уменьшению их плотности и, соответственно, оказало существенное влияние на нормы накопления ТБО (особенно объемные).
Действующие в настоящее время в г. Ессентуки нормы накопления утверждены решением Совета города N 30 от 03.04.2002 г. и составляют для благоустроенного, неблагоустроенного жилого фонда и частного сектора соответственно 1.76, 1.79 и 2.76 куб. м/чел. год (вместе с КГО). Многочисленные наблюдения, а также контрольные замеры, производимые в течение длительного периода времени специалистами МУП "Комбинат благоустройства города" показали, что действующие нормы накопления ТБО по ряду объектов, и прежде всего для жилого фонда, не соответствуют фактическим объемам вывоза. Для решения данного вопроса и оценки существующего положения было привлечено ФГУП "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова".
Для исследований норм накопления ТБО в жилом фонде г. Ессентуки МУП "Комбинат благоустройства города" представлены фактические маршрутные графики охвата объектов и исходные данные, характеризующие каждый объект в отдельности.
Таким образом, основной целью работы является экспериментальное определение динамики образования твердых бытовых отходов на объектах санитарной очистки г. Ессентуки. Основной задачей работы является расчет дифференцированных норм накопления ТБО (среднегодовые показатели) на данных объектах. В процессе определения динамики накопления отходов определялась также насыпная плотность ТБО для жилого фонда.
2. Методика экспериментальных определений
Нормы накопления твердых бытовых отходов определялись в соответствии с "Санитарными правилами содержания территорий населенных мест", утвержденными главным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года, и согласно "Рекомендациям по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР" утвержденным МЖКХ РСФСР 9.02.1982 г.
Определение фактического накопления твердых бытовых отходов производилось следующим образом:
1. Выделялись репрезентативные категории объектов исследования (домовладения, предприятия торговли, социальной сферы и т.д.)
2. Методами математической статистики из общего числа объектов данной категории с учетом требуемой достоверности результатов определялось необходимое количество объектов исследования.
При определении норм накопления отходов, как и при решении многих других технических задач, необходимая и достаточная точность оценки принимается на уровне 10% при обеспечении надежности не ниже 95%. При этом объем выборки (число исследуемых контейнерных площадок) для определения фактического накопления ТБО в жилом секторе составляет: в городах с населением до 300 тыс. чел. - с охватом не менее 2% населения; в городах с населением 300 - 500 тыс. чел. - 1%; в городах с населением более 500 тыс. чел. - 0.5%.
3. На каждом объекте исследований в течение 7 суток проводился ежедневный контроль накопления отходов. Замеры выполнялись физическими методами (с помощью измерительных инструментов) с использованием стандартизированных емкостей для сбора и временного хранения отходов - контейнеров.
Расчетные формулы для определения объема ТБО в контейнере приведены в Приложении 1. Методика определения объема отходов в бункере представлена в Приложение.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Приложении 2.1"
4. Результаты измерений систематизировали и обобщали по категориям объектов для определения фактической динамики образования ТБО.
По результатам измерений для каждой контейнерной площадки определялся расчетный среднесуточный объем накопления (Vрасч):
, куб. м
где: - суммарный фактический объем ТБО во всех контейнерах исследуемого объекта, куб. м;
k1 - коэффициент, учитывающий продолжительность накопления ТБО;
k2 - коэффициент, учитывающий степень уплотнения ТБО;
;
где: - продолжительность накопления ТБО, ч
.
где: супл. - плотность уплотненных в контейнере ТБО (замеряется непосредственно перед разгрузкой контейнеров), кг/м3
снас. - насыпная плотность ТБО (замеряется при условиях, исключающих уплотнение ТБО обслуживающим персоналом, т.е. за 10 - 12 ч. до разгрузки контейнера при 50-70% его наполнении), кг/куб. м
Плотность ТБО рассчитывалась по результатам повторного взвешивания с помощью динамометра заполненного и пустого контейнера.
При отсутствии уплотнения ТБО в контейнере обслуживающим персоналом значение k2 принимается равным единице и взвешивание заполненного и порожнего контейнера не выполняется.
При обработке результатов исследования конкретного объекта рассчитывали удельный суточный и годовой объем накопления отходов по формулам (для жилого фонда):
, л/чел. сут
, куб. м/чел. год
где: n - число жителей, обслуживаемых исследуемой контейнерной площадкой, чел.
В общем случае n - учетный показатель исследуемого объекта (число учащихся для школ, койко-мест для больниц, посещений для поликлиник и т.д.).
Среднее значение удельного накопления для каждой контейнерной площадки за период исследования (в нашем случае - за неделю) определялось по формуле:
, где куб. м/чел. год
Учитывая, что динамика накопления отходов на исследуемых объектах различна во времени, определяли коэффициент неравномерности, который характеризует отношение максимального за сутки удельного объема накопления к среднему значению за период испытания.
По результатам полученных средних удельных объемов накопления для различных объектов рассчитывалось среднее (средневзвешенное) значение для всех исследуемых объектов, т.е. определяли норму накопления твердых бытовых отходов (ТБО):
, где куб. м/чел. год
где: nj - число жителей, обслуживаемых конкретной контейнерной площадкой, чел.
N - общее число жителей, обслуживаемых исследуемыми контейнерными площадками, чел.
Vj - среднее значение удельного объема накопления для конкретного объекта за период исследования, куб. м/чел. год.
В случаях, когда определенная контейнерная площадка обслуживает объекты различных категорий (например: жилой дом + жилой дом со встроенным магазином) при расчете нормы накопления по данной контейнерной площадке учитывалось долевое участие объекта каждой категории.
Обработка экспериментальных данных проводилась на основе математико-статистических методов, с использованием компьютерных пакетов прикладных программ, а именно с пакетами программ Statgraphics, SPSS, Statistica. Статистические разделы (приложения) внесены в поздние версии программ Quattro Pro и Mathcad [15,16].
3. Результаты определения норм накопления ТБО
Работы по определению динамики накопления твердых бытовых отходов на объектах санитарной очистки г. Ессентуки проводились в декабре 2007 года специалистами ФГУП "АКХ им. К.Д. Памфилова".
В соответствии с задачами экспериментальных исследований по определению норм накопления ТБО определены наиболее представительные объекты санитарной очистки.
Периодичность вывоза отходов от объектов санитарной очистки мусоровозным транспортом различная.
Объекты обследования за весь период измерений имели постоянный списочный состав, что позволило выявить основные тенденции образования ТБО на них и в последствие обобщить результаты измерений.
В соответствии с методикой, измерения динамики образования отходов производились систематически в течение всего периода испытания на всех объектах исследования.
Результаты измерений анализировали и обобщали. Расчетным путем определяли среднесуточную и среднегодовую нормы накопления.
3.1. Жилой фонд
Правильная организация системы сбора и удаления отходов предполагает наличие сведений об обслуживаемых объектах (благоустроенный или неблагоустроенный жилой фонд, этажность, численность населения, процент охвата населения планово-регулярной системой вывоза ТБО и т.д.). Исходными данными для планирования количества подлежащих удалению отходов являются нормы накопления ТБО.
На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилого фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, климатические условия - различная продолжительность отопительного периода.
Жилой фонд городов является основным поставщиком отходов потребления. В городах России доля жилого фонда составляет 75...92 %.
Одним из основных элементов населенных пунктов является дом (здание). В зависимости от уровня инженерного оборудования дома (здания) можно условно разделить на три укрупненные категории:
- со всеми видами инженерного оборудования, в том числе с мусоропроводами (благоустроенный жилой фонд);
- со всеми видами инженерного оборудования при отсутствии мусоропровода (благоустроенный жилой фонд);
- при отсутствии какого-либо вида инженерного оборудования (неблагоустроенный жилой фонд).
В благоустроенном жилом фонде проживает 56.2 % жителей Ессентуков, в частном секторе - 41.7 %, в неблагоустроенном жилом фонде - 2.1 %.
Благоустроенный жилой фонд г. Ессентуки составляют, в основном, многоэтажные строения, при этом значительное количество домов обеспечено действующими мусоропроводными системами. Поэтому в благоустроенном жилом фонде города применяется как сбор ТБО с использованием контейнерных площадок, так и в мусоросборочные камеры. Мусоросборочные камеры оборудованы выкатными контейнерами.
Оформление контейнерных площадок, обслуживающих частный сектор, часто не соответствует санитарным требованиям: отсутствуют бетонные основания и ограждения. Контейнерный парк сильно изношен, на многих контейнерных площадках жилого фонда имеющиеся в наличии контейнеры не обеспечивают прием всех поступающих в течение суток ТБО. Нехватка контейнеров приводит к их переполнению и, как следствие, к замусориванию контейнерных площадок как при сборе ТБО, так и при загрузке их в мусоровоз. Дополнительно на контейнерных площадках скапливается значительное количество отходов, поступающих от объектов, не заключивших договор на их вывоз.
В соответствии с методикой проведения исследований был разработан маршрутный график сбора ТБО и выполнены соответствующие замеры. Всего было обследовано 45 объектов благоустроенного жилого фонда, контейнерных площадок неблагоустроенного жилого фонда и контейнерных площадок, расположенных в частном секторе. При этом охват населения благоустроенного, неблагоустроенного жилого фонда и частного сектора при определении динамики накопления ТБО составил соответственно 3691, 108 и 1589 человека, что соответствует 9.34%, 7.35% и 5.45% людей, проживающих в указанных домовладениях. При определении динамики накопления КГО охват населения благоустроенного, неблагоустроенного жилого фонда и частного сектора составил соответственно 1722 чел (4.36%), 84 чел (5.72%) и 896 чел (3.05%).
При ежедневной работе по маршрутному графику регистрировалось изменение объемов суточного накопления отходов на объектах жилого фонда.
При известной численности обслуживаемого населения жилого фонда и среднесуточному накоплению ТБО высчитывались нормы накопления отходов на одного жителя.
Результаты обработки данных по объектам благоустроенного жилого фонда и частного сектора, приведены соответственно в приложениях 3 и 4, откуда видно, что в сравнении с применяемыми нормами накопления ТБО фактические показатели отличаются в большую сторону: современные отходы потребления имеют больший объемный показатель за счет увеличения содержания упаковочных материалов. Проект норм накопления для жилого фонда г. Ессентуки представлен в приложении 5.
3.2. Предприятия торговли
Продовольственными магазинами обеспечены все районы г. Ессентуки. Наряду с другими формами торговли, продовольственные магазины в настоящее время полностью выполняют свою социальную задачу. Некоторые средние и крупные магазины обеспечены индивидуальными контейнерами.
Снабжение магазинов товарами первой необходимости и повышенного спроса производится ежедневно, другими продуктами длительного срока хранения - периодически по мере реализации. Магазины имеют подсобные помещения для хранения продуктов, холодильное оборудование и камеры.
К категории промтоварных магазинов относятся объекты торговли непродовольственными товарами различного назначения: одежда, обувь, галантерея, парфюмерия, бытовая техника и аппаратура, а также другие товары.
По опыту исследований состава и определения норм накопления твердых отходов от промтоварных и хозяйственных магазинов в Москве и ряде городов России можно утверждать, что сравнительный компонентный состав отходов таких магазинов практически одинаков. Фактическое суточное количество образующихся отходов изменяется в пределах от 2.0 до 4.0 л/кв. м торговой площади. С другой стороны, по товарному ассортименту крупные торговые центры и магазины имеют промтоварную и хозяйственную направленность. В связи с этим предлагается при нормировании накоплений ТБО унифицировать указанные объекты торговли.
Достаточно популярны в Ессентуках магазины смешанной торговли - продовольственными и промышленными товарами.
Юридические взаимоотношения с администрацией магазинов (как продовольственных, так и промтоварных) регулируются действующим законодательством. Коллективы магазинов несут административную ответственность за содержание прилегающей территории, контейнерного парка, неукоснительное выполнение санитарных и экологических нормативов для предприятий торговли. В штате магазинов имеются сотрудники, ответственные за сбор твердых отходов.
Одними из видов городской торговли являются торговля в палатках, ларьках, на рынках и в павильонах. Отсутствие достаточных площадей подсобных помещений для хранения товаров вынуждает их владельцев осуществлять завоз продукции ежедневно. Динамично работающие, указанные предприятия торговли имеют достаточно стабильное накопление отходов.
3.3. Медицинские учреждения
В г. Ессентуки к медицинским учреждениям относятся стационары и амбулаторные поликлиники, а также аптечные пункты продажи медикаментов.
Больницы характеризуются замкнутым территориальным пространством и автономным расположением контейнерных площадок.
В связи со значительным ростом поставок лекарственных средств (прежде всего импортных) и расширением их ассортимента, резко возросло содержание в отходах упаковочного картона, что вызвало увеличение объема накопления твердых отходов в целом по аптекам.
Отходы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) представляют не только токсикологическую, но и эпидемиологическую опасность. Все отходы ЛПУ разделены на 5 классов опасности [17, 18].
Класс А. ТБО и аналогичные им отходы, не имеющие контакта с больными: бумага, картон, дерево, отходы пищеблоков, строительные отходы ремонта помещений.
Класс Б. Эпидемиологически неопасные отходы: использованные изделия медицинского, санитарно-гигиенического назначения, не соприкасающиеся с инфицированным материалом и продуктами крови; инструментарий, прошедший дезинфекцию (кроме колющего), отходы от пациентов и персонала терапевтических отделений; отходы, образующиеся в палатах терапевтических отделений, крупногабаритные предметы.
Несмотря на отсутствие контакта данной категории отходов непосредственно с инфицированным материалом, опасность этой группы отходов обусловлена их образованием в лечебных помещениях.
Класс В. Эпидемиологически опасные отходы: инфекционный материал и отходы, имевшие с ним контакты; отходы микробиологических, вирусологических лабораторий, изделия, имевшие контакт с кровью и компонентами крови, патологоанатомические отходы; инфицированный инструментарий; отходы хирургических, инфекционных отделений; отходы терапевтических отделений в случае возникновения в них внутрибольничных инфекций.
Опасность данного класса обусловлена наличием инфицированного материала или предметов, имеющих с ними контакт.
Класс Г. Отходы, по своему морфологическому составу близкие к промышленным: просроченные лекарственные средства, отходы от лекарственных и диагностических препаратов, дезагенты; ртутьсодержащие предметы; использованный колюще-режущий инструментарий после дезинфекции. Опасность данного класса обусловлена наличием в ее составе токсичных элементов.
Класс Д. Все виды отходов, содержащих радиоактивные компоненты.
3.4. Дошкольные и образовательные учреждения
К данной категории в г. Ессентуки относят детские ясли и сады, средние школы, средние технические, профессиональные учебные заведения и высшие учебные заведения.
Здесь ТБО образуются от уборки помещений, питания детей и сотрудников, косметических ремонтов помещений.
Дошкольные учреждения имеют, как правило, круглогодичный режим работы. В ряде яслей и детских садов организованы группы пятидневной недели постоянного пребывания детей. Численность в этих группах в последнее время неуклонно растет.
Режим работы дошкольных учреждений определяет состав образующихся ТБО. В составе отходов присутствуют пищевые и бумажные отходы, пластмассы, текстиль, древесина и другие виды, включая отходы от ремонта помещений. Возрастание применения для питания детей продуктов в фирменной заводской упаковке привело к увеличению содержания в ТБО картона, полиэтилена, пластмассы, а также возрастанию объемов накопления. Расширение ассортимента овощей и фруктов вызвало возрастание доли пищевых отходов в составе накапливаемых ТБО.
Общеобразовательные учреждения имеют достаточно стабильное накопление ТБО в период учебных занятий.
Можно заметить, что на среднесуточное накопления ТБО также оказывает влияние сбор крупногабаритных отходов (КГО) - сломанные парты, мебель и пр. Это имеет место на протяжении всего учебного года. Сбор и вывоз КГО производится отдельно.
Режим работы, характер занятий для профессиональных училищ и общеобразовательных школ практически совпадают, как и морфологический состав накапливаемых ТБО, их плотность и коэффициент неравномерности.
В отличие от общеобразовательных учреждений, режим пребывания детей в детских домах и школах-интернатах круглосуточный, от 5 до 7 дней в неделю. Поэтому значительно содержание в накапливаемых ТБО пищевых отходов, упаковки продуктов и пр. Для соблюдения санитарно-гигиенических норм и в связи с высоким процентным содержанием в ТБО фракций пищевых отходов, во избежание их гниения, размножения болезнетворных бактерий, а также появления грызунов, что категорически недопустимо на территории детских учреждений, рекомендуется участить вывоз ТБО с территории указанных учреждений.
Нормы накопления для вышеуказанных объектов в приложении 6 даны с учетом каникулярного периода, работы групп "продленного дня" и других мероприятий, факультативного проведения занятий, необходимого персонала педагогического состава.
4. Определение насыпной плотности ТБО.
Значение насыпной плотности необходимо учитывать при определении количества контейнеров, мусоровозов, при проектировании полигонов и сооружений по обезвреживанию и переработке отходов.
Отдельные компоненты ТБО в значительной мере отличаются друг от друга по плотности:
Средняя плотность компонентов отходов изменяется в диапазоне, т/куб. м:
Бумага |
0.06-0.09 |
Пищевые отходы |
0.3-0.5 |
Дерево |
0.17-0.19 |
Металл |
0.18-0.38 |
Кости |
0.44-0.49 |
Кожа, резина |
0.25-0.50 |
Текстиль |
0.18-0.25 |
Стекло |
0.40-0.50 |
Зола, шлак |
0.90- 1.30 |
Камни |
1.10-1.40 |
Пластмасса |
0.06-0.09 |
Отсев |
0.30-0.60 |
Насыпная плотность ТБО является величиной чрезвычайно изменчивой, зависящей от множества факторов - морфологического и фракционного состава отходов, их влажности, релаксационных свойств, уплотнения при сборе и транспортировке, плотности упаковки и пр.
Насыпная плотность ТБО определялась экспериментально непосредственно на контейнерных площадках по результатам повторного взвешивания с помощью динамометра ДПУ - 0.01/2 заполненной ТБО и пустой мерной емкости.
Насыпная плотность ТБО рассчитывалась по формуле:
, кг/куб. м
где: m - масса ТБО в мерной емкости, кг;
V - объем мерной емкости, куб. м.
Результаты определения насыпной плотности представлены в Приложении 5
Выводы
Экспериментальные исследования по определению дифференцированных норм накопления и насыпной плотности твердых бытовых отходов в г. Ессентуки проводились в декабре 2007 года сотрудниками ФГУП "АКХ им. К.Д. Памфилова". При этом были выполнены соответствующие замеры в благоустроенном, неблагоустроенном жилом фонде и в частном секторе, а также для объектов образования твердых отходов различных категорий деятельности: предприятий торговли, административных, общественных, учебных, медицинских учреждений и др. Охват населения (объем выборки) при определении норм накопления ТБО составил для благоустроенного, неблагоустроенного жилого фонда и частного сектора соответственно 9.34 %, 7.35 % и 5.45 %, а при определении КГО - 4.36 %, 5.72 % и 3.05 %.
К крупногабаритным относятся отходы, по габаритам не помещающиеся в стандартные контейнеры. Крупногабаритные отходы, образующиеся в жилых зданиях, включают отходы от текущего ремонта квартир, использованную тару и упаковочные материалы, а также крупные предметы домашнего обихода (старая мебель, газовые и электроплиты, стиральные машины, холодильники, телевизоры и т.д.). В состав ТБО и КГО входят: смет с внутриквартальных территорий, прилегающих к многоэтажным жилым домам; древесно-растительные отходы в виде скошенной травы, опавшей листвы и порубочных остатков (с учетом новогодних елок).
Оформление контейнерных площадок, обслуживающих частный сектор, часто не соответствует санитарным требованиям: отсутствуют бетонные основания и ограждения. Контейнерный парк сильно изношен, на многих контейнерных площадках жилого фонда имеющиеся в наличии контейнеры не обеспечивают прием всех поступающих в течении суток ТБО. Нехватка контейнеров приводит к их переполнению и, как следствие, к замусориванию контейнерных площадок как при сборе ТБО, так и при загрузке их в мусоровоз. Дополнительно на контейнерных площадках скапливается значительное количество отходов, поступающих от объектов, не заключивших договор на их вывоз.
В процессе работы были определены нормы накопления ТБО от вышеуказанных категорий объектов. По результатам исследований установлены фактические изменения применяемых норм накопления ТБО.
Изменения норм накопления происходят под воздействием комплекса социальных, политических, экономических и других факторов. В странах Западной Европы, например, величина нормы накопления отходов в расчете на 1 жителя превосходит 2,5 куб. м в год. В настоящее время норма накопления даже небольших районных городов РФ достигла (без учета КГО) 2 куб. м/чел. год, а для отдельных областных центров превышает 2.15 куб. м /чел. год (без учета КГО).
Действующие в настоящее время в Ессентуках суммарные нормы накопления ТБО и КГО составляют для благоустроенного, неблагоустроенного жилого фонда и частного сектора соответственно 1.76, 1.79 и 2.76 куб. м/чел. год.
По результатам исследования установлено, что средневзвешенный удельный годовой объем накопления ТБО в благоустроенном, неблагоустроенном жилом фонде и частном секторе составил (без учета КГО) соответственно 1.91, 2.02 и 2.83 куб. м/чел. год, а для КГО указанные величина имеют значения 0.29, 0.32 и 0.36 куб. м/чел. год, Приложения 3 и 4.
Нормы накопления твердых бытовых отходов для жилого фонда и для объектов социально-культурной сферы г. Ессентуки даны в проекте норм накопления (Приложения 5, 6) по результатам проведенных исследований и расчетов с учетом базы данных ФГУП "АКХ им К.Д. Памфилова" и ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами" по различным городам России.
Результаты определения морфологического состава ТБО жилого сектора и предприятий торговли представлены соответственно в таблицах 5.1 и 5.2. Значения насыпной плотности для ТБО жилого сектора приведены в Приложении 5.
С учетом вышеизложенного, предлагается рассмотреть Совету города Ессентуки и представить на утверждение Главе города Ессентуки проекты "Нормы накопления и плотность твердых бытовых отходов для жилого фонда г. Ессентуки" (Приложение 5) и "Нормы накопления твердых бытовых отходов для объектов социально-культурной сферы г. Ессентуки" (Приложение 6)
Литература
1. Тровянов А.Я., Голубев О.В. Образование и проблемы переработки твердых бытовых отходов. - М., 2005
2. Систер В.Г., Мирный А.Н. и др. Санитарная очистка и уборка населенных мест. Справочник.- М.: АКХ, 2005.
3. Современное состояние и перспективы обезвреживания и переработки ТБО в городах России. "Чистый город", 2005, N 3.
4. Рекомендации по выбору методов определения норм накопления ТБО для городов РСФСР. - М.: ОНТИ АКХ, 1982.
5. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов: статистический сборник. Госкомстат России. - М., 2007
6. Типология городов по социально-экономическому положению. "Экология урбанизированных территорий", 2007, N 1
7. ГУП "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова". "Генеральная схема санитарной очистки г. Ессентуки на период до 2015 г." Том 1. "Предложения по сбору, транспортировке, переработке и обезвреживанию ТБО".
8. ГУП "Уральский научно-исследовательский институт АКХ им. К.Д. Памфилова". Определение норм накопления твердых бытовых отходов от благоустроенного жилого фонда и объектов социально-культурной сферы г. Петрозаводска. - Екатеринбург, 1998.
9. ГУП "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова". Разработка, дифференцированных норм накопления ТБО для объектов санитарной очистки г. Жуковского. Технический отчет. - М., 2005.
10. ГУП "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова". Разработка дифференцированных норм накопления ТБО для объектов санитарной очистки г. Красноармейска. Технический отчет. - М., 2005.
11. ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Госстроя России". Разработка дифференцируемых норм накопления ТБО для объектов санитарной очистки г. П. Камчатского. Технический отчет. - М., 2005.
12. КГУП "Хабаровская нормативно-исследовательская станция ЖКХ". Материал по определению норм накопления твердых бытовых отходов, вывозимых из контейнеров; крупногабаритных отходов от жилых зданий и от отдельных объектов. - Хабаровск, 2005
13. ФГУП "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова". Разработка дифференцированных норм накопления ТБО для объектов санитарной очистки г. Краснодара. Технический отчет. - М., 2006.
14. ФГУП "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова". Разработка дифференцированных норм накопления ТБО для объектов санитарной очистки г. Тулы. Технический отчет. - М., 2006.
15. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. - М.: Финансы и статистика, 1995.
16. Горелова Г.В., Кацко И.А. Теория вероятностей и математическая статистика в примерах и задах с применением Exel. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
17. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. СанПиН 2.1.7.728 - 993
18. Сомичев Н.И., Смирнов А.Н. Анализ исходных технико-экономических данных для создания системы обезвреживания отходов лечебно-профилактических учреждений. "Чистый город", 2005, N 4.
19. Методика исследования свойств твердых отбросов. - М: Стройиздат, 1970
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.