Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы реализации программы, формулировка основных проблем и прогноз её развития.
Муниципальная программа города-курорта Пятигорска "Модернизация экономики, развитие малого и среднего бизнеса, курорта и туризма, энергетики, промышленности и улучшение инвестиционного климата" разработана в соответствии с основными направлениями Стратегии социально-экономического развития города-курорта Пятигорска до 2020 года и на период до 2025 года, основными параметрами прогнозов развития Российской Федерации, Ставропольского края и города-курорта Пятигорска, а также на основе сложившейся в городе-курорте Пятигорске социально-экономической ситуации, основных проблем, особенностей и конкурентных преимуществ города-курорта Пятигорска.
Программа разработана в соответствии с требованиями Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города-курорта Пятигорска, утверждённым постановлением администрации города Пятигорска от 08.11.2013 г. N 4175.
Пятигорск является одним из крупных индустриально-курортных центров края. Сегодня город развивается как сложившийся комплекс, сочетающий выгодное географическое положение, удобные транспортные подходы, уникальную бальнеологическую базу.
В городе-курорте Пятигорске зарегистрировано и осуществляют деятельность 5195 предприятий и организаций различной формы собственности, и 8911 субъектов без образования юридического лица.
Численность населения, занятого в экономике города, составляет 103,4 тыс. человек.
Развиты электроэнергетика, машиностроение, строительная индустрия, пищевая промышленность. За 2013 год всей промышленностью города-курорта Пятигорска произведено продукции на 19,0 млрд. рублей.
Потребительский рынок города-курорта Пятигорска - один из крупнейших в Ставропольском крае, в котором задействовано более 20% общей численности населения, занятого в экономике города.
По объему розничного товарооборота город-курорт Пятигорск занимает 2-е место в Ставропольском крае. Сфера торговли и услуг развивается в основном за счет малого и среднего бизнеса.
В городе созданы благоприятные условия для развития торгового бизнеса и сферы бытовых услуг. Поэтому в настоящее время Пятигорск является крупнейшим торговым центром Ставропольского края. На его долю приходится более четверти всего торгового оборота края. Жители города и отдыхающие пользуются услугами торговой розничной и оптовой сети, которая включает 2311 предприятий торговли и общественного питания.
В Пятигорске функционирует 19 лечебно-профилактических учреждений здравоохранения: санатории, пансионаты, лечебницы. За 2013 год здесь поправили здоровье 93,9 тыс. человек.
Из группы курортов Кавминвод город-курорт Пятигорск располагает наиболее разнообразными природными лечебными ресурсами. Здесь имеется свыше 40 минеральных источников, отличающихся по химическому составу и температуре воды. Вблизи Пятигорска, из озера Тамбукан, добывают высокоценную в лечебном отношении сульфидную иловую грязь. Таким образом, город-курорт Пятигорск изначально развивался как многопрофильная здравница с наличием разнообразных и многочисленных лечебных факторов (минеральные источники: углекислые, сероводородные, радоновые; лечебная грязь; климат и неповторимый рельеф). Благодаря последнему широко используется лечение движением (терренкур).
В дополнение к традиционному лечебно-оздоровительному комплексу город располагает и другими средствами размещения. За прошедший год гостиницами было обслужено 64,4 тыс. человек.
Конкурентные преимущества города-курорта Пятигорска обуславливаются природно-климатическими и экологическими факторами, развитой курортно-туристской инфраструктурой и промышленным сектором, высоким кадровым потенциалом, широким спектром услуг.
Однако существуют проблемы требующие решения программным методом, так как требуют комплексного, системного подхода.
1.1. Малое и среднее предпринимательство
Малое и среднее предпринимательство занимает одно из ведущих мест в экономике городского округа и охватывает все отрасли: промышленность, транспорт, торговля, общественное питание и бытовое обслуживание, туристическая сфера и гостиничный бизнес и т.д. В сфере малого и среднего предпринимательства занято более 23,9 тысяч человек, или 23,1 процента от общей численности занятых в различных отраслях экономики города. Основную долю малых и средних предприятий составляют предприятия, занятые в сфере торговли и общественного питания - 42,9 процентов общего их числа, в сфере обрабатывающих производств занято 10,9 процента предприятий, в сфере услуг занято 30,9 процента общего числа малых и средних предприятий.
Развитие потребительского рынка, рост объёмов товарооборота и предоставляемых населению услуг во многом обеспечивается именно за счет предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей.
Из общего объема оборота розничной торговли (с учетом розничных рынков и индивидуальных предпринимателей вне рынка) на долю субъектов малого предпринимательства приходится более 85% всего оборота.
Результаты анализа статистических показателей в сфере малого и среднего предпринимательства, опросов, совещаний, круглых столов, заседаний Совета по развитию малого и среднего предпринимательства, итоги реализации муниципальных программ позволяют выделить как положительные факторы, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства, так и проблемы, препятствующие становлению данного сектора экономики. На становление и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства серьезное влияние оказывает несовершенство законодательства и нестабильная налоговая политика.
Так с 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования", который увеличил фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2 раза, до 32479,2 рубля (расчет исходя из размера двух МРОТ), в связи с чем возросла финансовая нагрузка на индивидуальных предпринимателей. Данное решение привело к ряду негативных экономических и социальных последствий.
Количество субъектов, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, сократилось на 1271 человека.
Следует отметить, что высвобождающаяся рабочая сила не вовлекается в официальный сектор экономики. Это позволяет сделать вывод о том, что высвобождающиеся работники продолжают осуществлять деятельность, в том числе предпринимательскую, в неформальном секторе, при этом доля такой неформальной занятости растет.
Неблагоприятные тенденции в секторе малого и среднего предпринимательства, приводящие к росту теневого сектора, предопределяют необходимость реализации специальных мер, направленных не только на поддержку малых и средних компаний, но и на создание условий для сокращения неформальной занятости населения.
Существуют и другие проблемы, требующие решения, такие как отсутствие стартового капитала и недостаток знаний для успешного начала предпринимательской деятельности, недостаток кадров рабочих специальностей для субъектов малого и среднего бизнеса, слабая консультационно-информационная поддержка, несовершенство системы учета и отчетности по малому предпринимательству.
Решение этих проблем возможно только путем разработки программно-целевого инструмента. Необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, обеспечивающий реализацию мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
1.2. Курорт и туризм
Город-курорт Пятигорск - один из старейших бальнеологических курортов России, самый крупный курорт в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Имея на своей территории одновременно почти все известные и используемые на сегодняшний день природные рекреационные ресурсы, наш город по праву относится к разряду уникальных курортов мира. По отношению к городам-курортам Кавказских Минеральных Вод город-курорт Пятигорск является самым обеспеченным гидроминеральными ресурсами. Эксплуатационные запасы гидроминеральных ресурсов на территории города составляют 2503,6 куб. м в сутки.
По состоянию на 1 января 2013 года в городе-курорте Пятигорске функционирует 34 объекта коллективных средств размещения, в том числе санаторно-курортный комплекс, состоящий из 21 санаторно-курортного учреждения общей вместимостью 5588 мест. Общий объём услуг, оказанных санаторно-курортным и туристическим комплексами за 2013 год, составил 3424,7 млн. руб. и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 11,4%. При этом удельный вес санаторно-оздоровительных услуг достаточно высок - 58,4%. На территории города осуществляют деятельность более 50 туристических компаний, доля доходов от их деятельности в общем объеме составляет - 32,4%.
Географическое положение города, благоприятный климат, пышная растительность и удивительно разнообразные ландшафты, богатейшая по разнообразию гидроминеральная база предопределили развитие города как многопрофильного универсального курорта - климатического, бальнеогрязевого, питьевого, который не только не уступает, но и превосходит по своему потенциалу многие курорты мира. Конкурентные преимущества города-курорта Пятигорска обуславливаются природно-климатическими и экологическими факторами, развитой курортно-туристской инфраструктурой, высоким кадровым потенциалом, сложившейся санаторно-курортной школой, благоприятным имиджем курорта.
Наряду с минеральными источниками город-курорт Пятигорск обладает большими возможностями для экскурсий, путешествий и туристских походов. Богатейшая природа Кавказских гор привлекает огромное число отдыхающих и туристов. Ежегодно Пятигорск посещают более 150 тысяч человек.
Большинство маршрутов в окрестностях города доступны каждому. На курорте зарегистрировано 115 памятников истории, архитектуры и культуры. Обилие зелени и красота окружающей природы, разнообразие ландшафта и культурно-исторических объектов, наличие удобных путей сообщения и сельскохозяйственной базы края - всё это является положительными факторами для развития в городе-курорте Пятигорске традиционных и экстремальных видов спорта и туризма.
Однако современное состояние туризма в городе-курорте Пятигорске можно оценить как недостаточно развитое. При наличии благоприятных факторов потенциал туризма используется не в полном объёме, въездной и внутренний туризм развиваются односторонне. В настоящее время пятигорский курорт не в полной мере удовлетворяет возросший спрос на качественные и разнообразные услуги лечения и отдыха, соответствующие мировым стандартам. В связи с этим требуется расширение санаторно-курортного комплекса и спектра гостиничных и туристических услуг.
Имеет место нехватка квалифицированных специалистов санаторно-курортного и туристического комплексов, низкая инвестиционная активность организаций санаторно-курортного комплекса, неразвитость туристической и сопутствующей инфраструктур, отсутствие полноценного туристического продукта.
Решение широкого спектра проблем возможно только при консолидации и координации деятельности органов власти, общественных организаций и предприятий туристско-рекреационного комплекса. Использование программно-целевого метода направлено на создание условий эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, с целью повышения эффективности выполнения программных мероприятий. Программно-целевой метод позволяет учесть основные аспекты развития санаторно-курортного и туристического комплекса и в рамках финансирования определить приоритетность тех или иных мероприятий, а также распределить полномочия и ответственность между участниками Программы.
1.3. Защита прав потребителей
В России сформирована система защиты прав потребителей, которая включает в себя государственные контролирующие органы, органы местного самоуправления, общественные организации потребителей, правовую базу.
На территории города-курорта Пятигорска защиту прав потребителей осуществляют территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в городе-курорте Пятигорске, администрация города Пятигорска, общественные организации.
Эти структуры в рамках представленных полномочий осуществляют комплекс работ в сфере защиты прав потребителей.
Вступление в силу с 1 мая 2009 года Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", произошедшее перераспределение контрольно-надзорных функций в системе государственных (федеральных, региональных) и муниципальных органов власти сформировали новые отношения на потребительском рынке, потребовали новой системы организации, управления, контроля, ответственности в сфере защиты прав потребителей.
Реальная защита прав потребителей может быть обеспечена только при соответствующем комплексном и системном подходе, в основе которого должна лежать максимальная консолидация сил всех ветвей системы защиты прав потребителей, конструктивное и действенное сотрудничество на основе сохранения и приумножения практических наработок и достижений, достигнутых к этому времени.
Задача стоит в формировании активной позиции потребителей - с одной стороны и в соблюдении предпринимателями всех установленных норм - с другой.
Для обеспечения действенной защиты прав потребителей требуется поддержание существующих и разработка новых организационных подходов, объединение усилий и финансовых средств городского бюджета, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и других заинтересованных структур.
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, позволит решить перечисленные задачи и будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социального напряжения в обществе.
1.4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
Высокая энергоёмкость организаций, большие энергетические издержки в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетном секторе отрицательно влияют на рост экономики города-курорта Пятигорска и налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Постоянное удорожание стоимости энергоресурсов является одной из причин, препятствующих динамичному развитию города, и может привести к негативным последствиям:
- росту затрат организаций, расположенных на территории города, на оплату энергетических ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
- росту стоимости коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объём их потребления и снижению качества жизни населения города;
- опережающему росту затрат на оплату энергетических ресурсов в расходах на содержание муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.п. и вызванному этим снижению эффективности оказываемых услуг.
Повышение энергоэффективности требует выработки и последовательного воплощения долгосрочной стратегии в этой области, так как затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которое заключается в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории города, что может быть реализовано только программно-целевым методом. Требуется запуск механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также
мобилизация ресурсов и оптимизация их использования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.