Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы, в том числе формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Муниципальная Программа разработана в соответствии с целями и приоритетами Стратегии устойчивого социально-экономического развития города Георгиевска до 2025 года, утвержденной решением Думы города Георгиевска от 27 июля 2012 года N 73-8, Программы социально-экономического развития города Георгиевска на 2012 - 2015 годы, утвержденной решением Думы города Георгиевска от 29 февраля 2012 года N 710-71, постановлениями администрации города Георгиевска от 30 сентября 2013 г. N 1709 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Георгиевска", от 30 сентября 2013 г. N 1710 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ в городе Георгиевске" и распоряжением администрации города Георгиевска от 18 декабря 2013 года N 694-р "О внесении изменения в приложение к распоряжению администрации города Георгиевска от 30 сентября 2013 г. N 537-р "О перечне муниципальных программ города Георгиевска, принимаемых к разработке в 2013 году".
См.:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Закон Ставропольского края от 30 июля 2013 г. N 72-кз "Об образовании"
Приказ Министерства образования Ставропольского края от 17 января 2011 г. N 09-пр "Об утверждении Программы развития образования в Ставропольском крае на 2011-2015 годы"
На территории города Георгиевска функционирует 39 образовательных учреждений.
В образовательных учреждениях реализуется 3 уровня образования: дошкольное образование (18 муниципальных учреждений, 1 государственное, 1 негосударственное), общее образование (6 общеобразовательных школ, 3 общеобразовательные школы повышенного уровня получения образования, вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования N 10, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат), дополнительное образование (5 учреждений), Детский дом, Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации "Лира".
В целях оптимизации сети учреждений создано муниципальное казенное учреждение Центр по обслуживанию муниципальных образовательных учреждений, подведомственное отделу образования.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменен правовой статус образовательных учреждений (16 - казенных и 23 - бюджетных).
Бюджетные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в условиях обеспечения выполнения муниципального задания на основе плана финансово-хозяйственной деятельности.
Образовательная политика в области дошкольного образования нацелена на обновление содержания дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями и внедрение инновационной деятельности в организацию образовательного процесса, повышение доступности дошкольного образования, предоставление равных стартовых возможностей получения дошкольного образования, на сохранение и укрепление здоровья детей при поступлении в школу.
Число детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения города на 01 января 2013 года, составляет 3639 человек (197 групп). Наполняемость детских садов - 116,7 процента.
Охват детей в возрасте от 0 до 7 лет дошкольным образованием города составляет 63,4 процента, а детей от 5 до 7 лет - 99,8 процента. Детское население города в возрасте от 0 до 7 лет на протяжении последних лет растет. Ежегодное увеличение составляет в среднем 2,5 процента. Если в 2010 году в городе насчитывалось детей дошкольного возраста - 5538 человек, то в 2013 году - 5743 человека.
С целью обеспечения доступности дошкольного образования в период с 2010 по 2013 годы в дошкольных образовательных учреждениях дополнительно создано 602 места (2010 год - 255 мест, 2011 год - 322 места, 2012 год - 25 мест). Развивается сектор негосударственных образовательных услуг. В соответствии с Федеральным Законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", отделом образования, начиная с 2010 года, приобретаются услуги дошкольного образования на 140 детей в негосударственном дошкольном образовательном учреждении детском саду "Светлана".
Во исполнение распоряжения Правительства Ставропольского края от 23 ноября 2011 г. N 501-рп "О работе министерства образования Ставропольского края по реализации прав граждан на получение общедоступного дошкольного образования" в городе приняты дополнительные меры по развитию вариативных форм дошкольного образования: открыто 11 групп кратковременного пребывания для 220 детей (в 2011 году - 2 группы, в 2012 году - 9 групп) и 4 консультативных пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Одной из мер социальной поддержки родителей является предоставление компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования. Численность детей, на которых предоставлена такая компенсация, составляет 3046 человек.
Одним из основных направлений деятельности отдела образования является обеспечение доступности и качества образования.
В связи с введением с 01 сентября 2011 года Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в учебный план первых, вторых, третьих классов введены 10 часов внеурочной деятельности, которые распределены с учетом пожеланий и запросов обучающихся и родителей по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, социальное, проектная деятельность.
Введение внеурочной деятельности позволило более полно осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования, обеспечить полноту и целостность образования.
Во всех общеобразовательных учреждениях на второй ступени обучения в целях формирования осознанного выбора обучающимися будущей профессии реализуются программы предпрофильного обучения.
В 50 процентах общеобразовательных учреждений открыты профильные классы на третьей ступени обучения. Программы профильного обучения реализуются по 5 направлениям: естественно-научное (средняя общеобразовательная школа N 1), социально-гуманитарное (средние общеобразовательные школы N 7, 9), физико-математическое (средняя общеобразовательная школа N 29), социально-экономическое (средние общеобразовательные школы N 5, 7, 29), информационно-технологическое (средняя общеобразовательная школа N 3).
Пятый год продолжает работу Ресурсный центр (средняя общеобразовательная школа N 29), который посещают 314 старшеклассников. Обучающиеся всех общеобразовательных учреждений города имеют возможность углубить и расширить свои знания в области физики, химии, информатики и информационно-коммуникационных технологий, биологии.
В городе также реализуется совместный проект отдела образования и государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Георгиевский региональный колледж "Интеграл" "Интеграция среднего общего образования с системой начального и среднего профессионального образования в области организации профильной и профессиональной подготовки" - охвачено 54 обучающихся (средние общеобразовательные школы N 4, 5), в 2012 году - 32 обучающихся средней общеобразовательной школы N 4, в 2011 году - 18 обучающихся средней общеобразовательной школы N 5.
В средней общеобразовательной школе N 5 продолжает развиваться кадетское движение, ежегодно увеличивается количество кадетских классов с 2-х в 2009 году до 5 в 2013 году.
Важнейшим направлением деятельности отдела образования, общеобразовательных учреждений является повышение качества образования.
Анализ итогов учебного года показал, что качество знаний учащихся ежегодно увеличивается с 38,2 процента в 2010 году до 54,3 процента в 2013 году.
Повышение качества общего образования невозможно без внешней (независимой) оценки качества образования.
Качественным показателем деятельности общеобразовательных учреждений являются результаты единого государственного экзамена.
Доля лиц, сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений в 2011 - 2013 годах составила 100 процентов против 99,7 процента в 2010 году (средне краевой показатель в 2011 году - 99,5 процента, в 2012 году - 99,4 процента, в 2010 году - 98,8 процента, в 2011 году - 99,5 процента).
Отмечаются стабильно высокие результаты по обязательным предметам ЕГЭ. В рейтинге среди городских округов края по русскому языку в 2010 и 2012 годах город Георгиевск занимает первое место, в 2011, 2013 годах - второе место, средний балл ежегодно с 2010 по 2013 год превышает краевое значение на 5 баллов. Аналогичные результаты по математике (в 2010 году первое место, в 2011, 2012, 2013 годах - второе место). Средний балл ежегодно с 2010 по 2013 год превышает краевое значение в среднем на 3 балла.
По итогам краевой олимпиады школьников, победителями и призерами стали 32 учащихся из 6 общеобразовательных учреждений города (средняя общеобразовательная школа N 1 - 2 человека, гимназия N 2 - 17 человек, средняя общеобразовательная школа N 3 - 3 человека, средняя общеобразовательная школа N 5 - 2 человека, средняя общеобразовательная школа N 6 - 3 человека, средняя общеобразовательная школа N 7 - 3 человека, средняя общеобразовательная школа N 29 - 2 человека).
Высокий уровень знаний учащиеся школ города демонстрируют, участвуя во Всероссийской олимпиаде школьников. Ежегодно растет количество призеров и победителей регионального этапа.
Призерами и победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников за 2011 - 2013 гг. стали 3 человека (2011 г. - 1 человек по двум предметам, 2012 г. - 1 человек, 2013 г. - 1 человек).
В городе накоплен положительный опыт по развитию системы дополнительного образования детей и молодежи, укреплению воспитательного потенциала общеобразовательных учреждений, работе с талантливыми детьми. Получают свое развитие детско-юношеский спорт, трудовые объединения школьников, в том числе ученические производственные бригады, детские общественные объединения.
Большую роль в воспитании детей, выявлении талантливой молодежи, развитии их творческого потенциала играют учреждения дополнительного образования детей. В городе Георгиевске развита сеть учреждений дополнительного образования детей художественно-эстетической, спортивной, туристско-краеведческой, технической, эколого-биологической направленностей, что позволило, начиная с 2010 года увеличить количество школьников, получающих услуги дополнительного образования на безвозмездной основе (2010 год - 4459 детей (64 процента от общего числа обучающихся), 2011 год - 4024 детей (58 процентов), в 2012 году - 5166 детей (76 процентов), что выше среднекраевого показателя (48 процентов). Наблюдается увеличение охвата детей и подростков в городской общественной организации "Радуга" на 4,3 процента (2010 год - 3763 человека (53,3 процента), 2011 год - 3794 человека (56,3 процента), 2012 год - 3846 человек (57,6 процента).
Обеспечение доступного дополнительного образования в городе Георгиевске способствовало выявлению талантливой молодежи. Так, в 2010 - 2012 годах лауреатами премии Президента по направлению поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2010 - 2012 годах стали 10 школьников города (2010 год - 3 человека, 2011 год - 3 человека, 2012 год - 4 человека), в том числе 4 победителя и призера Всероссийской олимпиады школьников. По количеству лауреатов премии Президента в 2012 году город Георгиевск занимает 2 место среди городских округов.
Решение проблем, сложившихся в системе дополнительного образования детей и молодежи, будет осуществляться по следующим направлениям:
интеграция общего и дополнительного образования детей;
развитие социального партнерства в сфере творческого развития детей;
сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в процессе обучения, реализация образовательных программ по профилактике асоциального поведения, формированию основ здорового образа жизни;
поддержка талантливой молодежи;
развитие программ ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях, создание волонтерского движения;
развитие и совершенствование форм каникулярной занятости.
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
В городе существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В средних общеобразовательных школах N 3, 5, 7, 9 для детей с ограниченными возможностями здоровья открыты коррекционные классы. С 2010 года функционирует муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение Центр образования N 10, где открыты коррекционные классы VII и VIII видов для детей города.
На базе дошкольных учреждений функционируют 4 группы для слабовидящих детей, 1 группа - для слабослышащих детей, 1 группа - для детей с задержкой психического развития, 3 виражные группы и 13 логопедических групп.
В общеобразовательных учреждениях используются вариативные формы обучения: очная, индивидуальная (обучение на дому), дистанционная и экстернатная.
Сложившаяся система в целом обеспечивает потребности детей-инвалидов в обучении и реабилитации.
Всего в банке данных числится 477 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них - 368 детей школьного возраста и 109 детей дошкольного возраста, 18 детей-инвалидов дошкольного возраста и 46 детей-инвалидов школьного возраста.
Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Всего обучаются на дому 41 ребенок-инвалид, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья. Из них: 11 детей дошкольного возраста и 30 человек школьного возраста.
В рамках реализации подпрограммы "Право ребенка на семью в Ставропольском крае на 2011 - 2013 годы" краевой целевой программы "Развитие образования в Ставропольском крае на 2010 - 2013 годы" на базе муниципального образовательного учреждения Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции "ЛИРА" продолжает работу Служба ранней помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии, которая предназначена для оказания помощи семьям с детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, в возрасте от 1,5 до 4 лет.
В целях эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, предусмотрено развитие дистанционной формы их обучения.
С 2010 года в городе реализуются мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы. Данное мероприятие направлено на расширение доступа к образованию детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому.
Проблемы кадрового обеспечения отрасли образования, поддержка социального статуса учителя, совершенствование структуры и качества подготовки педагогов для образовательных учреждений с учетом современных тенденций развития образования, национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" - основные направления работы отдела образования администрации города Георгиевска.
В общеобразовательных учреждениях работают 472 педагога, 85,5 процента из которых имеют высшее профессиональное образование, в том числе 24 молодых педагога со стажем работы менее трех лет.
В то же время в городе остается проблема удовлетворения потребности отрасли образования в педагогических кадрах. Количество педагогических вакансий ежегодно составляет в среднем 10 педагогов. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических кадров осуществляются посредством совершенствования системы сопровождения непрерывного профессионального образования руководящих и педагогических работников в образовательных учреждениях. Задачам повышения статуса учителя, его социальной поддержки служит механизм внедрения новой системы оплаты труда педагогов. Дополнительно к плановому фонду оплаты труда педагогов установлена доплата молодым учителям.
Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования в 2011 - 2013 годах позволила значительно обновить общеобразовательные учреждения города современным учебно-лабораторным, компьютерным, медицинским оборудованием, модернизировать пищеблоки школьных столовых, обеспечить в полном объеме спортивные залы спортивным оборудованием и инвентарем; приобрести учебники и учебные пособия, заменить 525 оконных блоков. Однако материально-техническая база учреждений дополнительного образования детей, требует обновления и модернизации.
В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде:
размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти;
сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде;
распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи. Эта проблема является одной из серьезнейших проблем национальной безопасности.
Опыт реализации молодежной политики на территории города Георгиевска свидетельствует о том, что эффективным механизмом решения проблем в молодежной среде является программно-целевой подход, позволяющий комплексно осуществлять необходимые мероприятия и наиболее рационально и адресно использовать финансовые, кадровые и организационные ресурсы. Основной базовый подход к содержанию Программы заключается в смещении акцентов с проведения мероприятий для молодежи на разработку и внедрение инновационных подходов и технологий вовлечения молодежи в жизнедеятельность города.
Основные направления реализации Программы позволяют учесть основные аспекты развития системы образования и молодежной политики города Георгиевска и в рамках ее финансирования определить приоритетность тех или иных мероприятий Программы.
Переход от сметного финансирования к предоставлению субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг, обусловленного объема и качества позволит выявить ресурсы и перспективы для дальнейшего развития образовательных учреждений.
В целях снижения рисков невыполнения Программы возможна корректировка мероприятий Программы и их финансирования.
Наиболее вероятными прогнозными вариантами развития образования и молодежной политики в городе Георгиевске в период 2014 - 2016 годов являются: постепенное решение указанных выше проблем, выход на траекторию устойчивого развития системы образования, ориентация бюджетных расходов на обеспечение результативности деятельности образовательных учреждений, развитие конкуренции в сфере предоставления образовательных услуг, повышение эффективности и прозрачности государственного управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.