Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы
реализации программы, формулировка основных проблем
и прогноз её развития.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 определено, что решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Муниципальное образование город-курорт Пятигорск - столица Северо-Кавказского федерального округа, один из крупнейших городов региона Кавказских Минеральных Вод, в котором проживает около 214 тыс. человек, сосредоточено около 1500 объектов экономики, 80 образовательных организаций; свыше 15 объектов культуры; 45 объектов здравоохранения (в том числе, объектов санаторно-курортного комплекса), большое количество финансово-кредитных учреждений. Отличительной особенностью является наличие на территории города объектов, в производственном цикле которых используются потенциально опасные для человека химические вещества, что обусловливает возможное наличие террористической угрозы.
Исходя из приоритетов экономического развития Ставропольского края, городу определена роль культурно-оздоровительного и туристско-рекреационного центра. Обеспечение безопасности города Пятигорска является необходимым условием обеспечения жизни и деятельности жителей, соблюдения их законных прав и свобод, эффективного функционирования системы управления, экономики, городского хозяйства, транспорта и связи, сохранения на необходимом уровне параметров среды обитания, развития социальной и духовной сфер общества.
Однако существуют проблемы, требующие решения программным методом, так как требуют комплексного, системного подхода.
1.1. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных террористическими актами, обеспечение пожарной безопасности муниципальных учреждений, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации или ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа, профилактика правонарушений
Одной из важных задач города Пятигорска является исполнение полномочий в области обеспечения безопасности населения и территории города от угроз различного характера. Их перечень определен статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Несмотря на относительно благополучную статистику последних лет, возросшую степень готовности городских и объектовых сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вероятность их возникновения остается достаточно высокой.
Приоритетным направлением работы в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, остается подготовка руководящего состава, обучение всех категорий населения, учащейся молодежи действиям в условиях возникновения опасностей.
За последние годы повысился уровень подготовки руководящего состава и специалистов Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) города. В учебно-методическом центре по гражданской обороне (далее - ГО) и чрезвычайным ситуациям (далее - ЧС) Ставропольского края ежегодно проходят обучение около 60 должностных лиц и специалистов ГО РСЧС, в Пятигорском филиале государственного образовательного учреждения "Учебно-методический центр по ГО и ЧС Ставропольского края" - 620 человек, в учебных группах по месту работы - около 68 000 человек.
В ходе штабных тренировок, тактико-специальных учений, которых ежегодно проводится более 200, рабочие и служащие организаций и учреждений, личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований отрабатывают практические навыки действий в условиях различных чрезвычайных ситуаций. Все учащиеся муниципальных образовательных учреждений города проходят обучение по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности".
Практика показывает, что заблаговременная подготовка людей и материально-технических средств к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, в значительной степени снижает вероятность гибели людей и потери материальных средств.
Сегодня основу сил и средств Пятигорского городского звена РСЧС Ставропольской краевой территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Пятигорское городское звено РСЧС), созданного в целях проведения единой политики по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей на территории города составляют: Пятигорский поисково-спасательный отряд муниципальное казенное учреждение "Служба спасения города Пятигорска", силы и средства нештатных аварийно-спасательных формирований предприятий жизнеобеспечения города, оснащенные специальной техникой, оборудованием, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
Учитывая, что время реагирования на чрезвычайную ситуацию, полнота и качество выполнения работ муниципальным казенным учреждением "Поисково-спасательная служба города Пятигорска" напрямую зависит от его оснащения техникой, спасательным инструментом и имуществом, необходимо уделить особое внимание данному вопросу. Отсутствие либо эксплуатация неисправной и выработавшей установленный ресурс спасательной техники (инструмента) не только ставит под сомнение своевременность и качество выполнения аварийно-спасательных работ, но и подвергает риску жизни и здоровье спасателей.
На территории города Пятигорска находится около 200 социально-значимых объектов, в том числе с массовым пребыванием людей, а также объекты, в производственном цикле которых используются потенциально опасные для человека химические вещества, что обусловливает возможное наличие террористической угрозы в городе.
Создание и совершенствование деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы города Пятигорска (далее - ЕДДС города Пятигорска), в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 956 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", позволяет постоянно повышать готовность администрации города Пятигорска и различных служб города к реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективность взаимодействия привлекаемых сил и средств организаций города при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий). В 2013 году в ЕДДС города Пятигорска поступило около 630 тысяч обращений, в том числе - 22 сообщения об обнаружении "бесхозных пакетов", по каждому сообщению к месту обнаружения пакетов были направлены службы городского звена РСЧС для действий по предназначению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. следует читать "N 958"
Повышение уровня реагирования пожарно-спасательных подразделений при возникновении чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) на социально значимых объектах с массовым пребыванием людей может быть достигнуто при использовании современных технических средств доведения сигнала о ЧС. Своевременный вызов экстренных служб позволит сократить время реагирования на ЧС, оперативно оказать помощь пострадавшим и снизить риск развития ЧС.
Важную роль в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера, играет аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"). В рамках реализации мероприятий предыдущих программ видеокомплексы установлены в районах "Подкова", "Лермонтовский разъезд", МБОУ СОШ N 12, МБДОУ детский сад N 31 "Заря", МБОУ ДОД Детская музыкальная школа N 1 им. В.И. Сафонова. Места для установки были отобраны с учетом их социальной значимости для города Пятигорска, включают в себя муниципальные образовательные и лечебные учреждения. Всего на пульт ЕДДС города Пятигорска выведено 30 камер видеонаблюдения.
Информация от камер видеонаблюдения поступает в ЕДДС города Пятигорска, что позволяет наиболее оперативно применять городское звено территориальной подсистемы РСЧС и силы экстренного реагирования для решения вопросов предупреждения и ликвидации последствий ЧС, снижая возможный ущерб.
Все элементы системы АПК "Безопасный город" требуют планового технического обслуживания, ремонта, усовершенствования программного обеспечения и серверного оборудования, дальнейшего развития сети камер видеонаблюдения.
В 2013 году в городе Пятигорске произошло 107 пожаров, в которых погибло 3 человека, травмы и ожоги различной степени тяжести получили 16 человек. Пожары и связанные с ними чрезвычайные ситуации являются факторами, отрицательно влияющими на социально-экономическое развитие города Пятигорска. Актуальность данного вопроса возрастает, когда речь идет об учреждениях с массовым пребыванием людей. Возникновение пожаров на данных объектах, как правило, приводит не только к значительным материальным потерям, но и к травматизму и гибели людей.
Реализация мероприятий предыдущих программ позволила повысить уровень противопожарной защиты муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта. В 2013 году на объектах муниципальной собственности пожаров не зафиксировано.
В результате проверок противопожарного состояния муниципальных объектов с массовым пребыванием людей, проводимых ОНД по городу Пятигорску УНД ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, было установлено, что на указанных объектах еще допускаются нарушения норм и правил пожарной безопасности, которые могут повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, а также значительный материальный ущерб.
Обеспечение пожарной безопасности в учреждениях с массовым пребыванием людей является одним из важных направлений в работе администрации города Пятигорска. Актуальность рассматриваемого вопроса по обеспечению обязательных требований пожарной безопасности и противопожарной защиты муниципальных учреждений социальной сферы остается стабильно высокой и требует принятия комплекса дополнительных мер. Решение проблемы обеспечения первичных мер пожарной безопасности на объектах муниципальной собственности можно обеспечить через реализацию мероприятий, намеченных в программе.
Проблемы профилактики правонарушений в городе Пятигорске, как и в целом по Ставропольскому краю, остаются предельно острыми и их безотлагательное решение в настоящее время жизненно необходимо. Целенаправленная деятельность органов местного самоуправления в тесном взаимодействии с правоохранительными органами и общественными организациями обеспечивает безопасность города и его жителей, позволяет стабилизировать ситуацию в целом. Статистические данные о состоянии преступности на территории города Пятигорска за 2013 год свидетельствуют о ее снижении в целом на 4,8% (в 2012 г. - 3201, за 2013 - 3046), однако анализ показывает:
- стабильно высокий уровень совершения правонарушений и преступлений в общественных местах (283 преступления в 2013 году против 266 в 2012 году (+6,4%);
- рост преступности в молодёжной среде и, особенно, среди несовершеннолетних, за 2013 год 84 преступления совершено с участием несовершеннолетних против 67 в 2012 году (+25,4%).
Криминогенная обстановка в городе Пятигорске ставит перед субъектами профилактики правонарушений новые задачи по реализации практических мер, направленных на предупреждение преступлений и правонарушений.
Решение проблемы профилактики правонарушений, в городе Пятигорске программным методом направлено на комплексное сдерживание криминальных процессов и недопущение роста криминальной напряженности путем организации мероприятий по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений и привлечения к обеспечению правопорядка всех групп населения.
По прогнозным оценкам реализация мероприятий программы окажет положительное влияние на обеспечение безопасности населения и объектов на территории города Пятигорска. Использование программно-целевого метода направлено на создание условий эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, с целью повышения эффективности выполнения программных мероприятий.
1.2. Разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории города Пятигорска, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Важной составляющей всей системы общественно-политических отношений в Пятигорске являются межэтнические отношения и этнокультурные процессы. Их содержание и формы связаны с общими процессами социально-экономического и политического развития Ставропольского края, Северо-Кавказского региона и Юга России.
Пятигорск исторически сформировался как полиэтничный и мультикультурный с участием таких субъектов межэтнических отношений, как русские, украинцы, белорусы, горские северокавказские народы, многочисленные этнические группы - диаспоры, представляющие ближнее и дальнее зарубежье. К наиболее многочисленным этническим группам относятся русские, армяне, украинцы, греки, осетины, кабардинцы, евреи, народы Дагестана, поляки и др. Результатом совместной исторической традиции стало формирование уникального сообщества народов, языков и религий - православия, католичества, лютеранства, ислама, иудаизма и др.
В городе действует множество национально-культурных организаций. Дом национальных культур как муниципальное учреждение культуры Пятигорска отличается большим конфессиональным разнообразием.
В настоящее время общественно-политическая ситуация в городе характеризуется стабильностью, положительной динамикой. Однако на состояние общественно-политических и в том числе этнополитических отношений в г. Пятигорске существенно влияют общие социальные и политические процессы, имеющие место в Ставропольском крае, Северо-Кавказском регионе и Юге России в целом.
На современном этапе развития особого внимания требует профилактика экстремизма в молодежной среде. Это обусловлено в первую очередь наличием в городе значительного количества высших и средних специальных учебных заведений, тем, что молодежь представляет собой особую социальную группу, которая, в условиях происходящих общественных трансформаций, чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения.
Проблемой также является недостаточная интеграция молодежи Северного Кавказа в российское общественно-политическое пространство, сохраняется политическая провинциальность, замкнутость внутри национальных границ. В тоже время проводимые в этом направлении мероприятия (совместные лагеря отдыха, фестивали, взаимные поездки и др.) показывают, что молодежь Северного Кавказа стремится интегрировать себя в жизнь страны, понимать и толерантно относиться к другим народам страны.
Предупреждение экстремистских проявлений должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают экстремизм, либо ему благоприятствуют. Данные профилактические мероприятия должны осуществляться на начальных стадиях развития негативных процессов.
Противостоять экстремизму можно лишь на основе взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления края, организаций независимо от форм собственности, а также общественных объединений и граждан с привлечением специалистов в области теологии, обществоведения, психологии, юриспруденции, средств массовой информации, в связи с чем, проблема противодействия экстремизму должна решаться с использованием программно-целевого метода.
1.3. Поддержка казачества
Как наиболее активная часть славянского населения, казачество города Пятигорска играет важную роль в межэтнических отношениях, активно содействует решению вопросов местного значения, исходя из интересов жителей города Пятигорска и учитывая исторические местные традиции. Во время проведения мероприятий с массовым пребыванием людей (новогодние и рождественские праздники, День Знаний, День города, последний звонок, выборы и др.) казаки на общественных началах принимают участие в охране общественного порядка.
С 2008 года в городе Пятигорске осуществляет деятельность муниципальная казачья дружина (далее - МКД), которая является добровольным формированием граждан Российской Федерации и сформирована из числа казаков Пятигорского районного казачьего войска. Совместно с сотрудниками ОМВД России по г. Пятигорску, члены МКД принимают участие в мероприятиях по обеспечению охраны общественного порядка на территории города Пятигорска, в том числе осуществляют патрулирование по согласованным в установленном законом порядке маршрутам, в составе конного патруля в вечернее время несут службу в районе горы Машук, на период купального сезона осуществляют патрулирование на территории имущественного комплекса "Новопятигорское озеро".
Целями государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества являются:
становление и развитие государственной и иной службы российского казачества;
возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи.
Для реализации государственной политики в отношении казачества в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством для органов местного самоуправления, в муниципальном образовании городе-курорте Пятигорске необходимо:
- создание условий для поддержки казачества в городе Пятигорске;
- осуществление мер поддержки казачества города Пятигорска, направленных на его духовное возрождение, развитие культуры, военно-патриотического воспитания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.