Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы реализации программы, в том числе формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Программа разработана в соответствии с Перечнем муниципальных программ города Ессентуки планируемых на 2015 - 2017 годов", утвержденных Постановлением администрации города Ессентуки от 25 июня 2014 г. N 1579 "Об утверждении перечня муниципальных программ города Ессентуки планируемых на 2015 - 2017 годов", Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Ессентуки, утвержденным Постановлением Администрации города Ессентуки от 21 октября 2013 г. N 2304 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Ессентуки" и Методическими указаниями по разработке и реализации муниципальных программ города Ессентуки, утвержденных Распоряжением администрации города Ессентуки Ставропольского края от 01 октября 2013 года N 197-р "Об утверждении методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ города Ессентуки".
Современная градостроительная и архитектурная деятельность направлена на решение целого комплекса задач, связанных с проектированием, строительством, землепользованием и обустройством территории. В связи с этим, возникает целый ряд проблем, связанных с комплексной застройкой и территориальным планированием города.
Серьезной проблемой, присущей не только городу Ессентуки, но и всем остальным субъектам, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа в равной степени является низкий уровень обеспечения жильем населения. На конец 2012 г. в крае этот показатель составляет 22,1 кв. м, в 2011 г. этот показатель был равен 21,8 кв. м на одного жителя, что говорит о положительной динамике в области строительства (в Ессентуках на одного жителя приходится 21,4 кв. м).
С 2011 года в Ессентуках выполняется ряд программ по осуществлению национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", что способствует повышению уровня обеспеченности населения жильем. О положительных сдвигах в рассматриваемой области также говорит увеличение введения в эксплуатацию общей площади жилья. В 2013 г. в городе Ессентуки этот показатель составил 88,021 тыс. кв. метров, что на 10,791 тыс. кв. метров больше по сравнению с предыдущим годом (в 2012 г. этот показатель составил 77,23 тыс. кв. метров). Также можно отметить увеличение строительных площадок, в 2011 г. их было - 40, в 2012 г. - 45, а уже в 2013 г. этот показатель вырос практически вдвое и составил 87 площадок, однако на строительство жилых домов 2013 г. из них предназначено только 23.
Невысокие темпы жилищного строительства в городском округе связаны с множеством факторов. Во-первых, низкая платежеспособность населения, во-вторых, неразвитый рынок кредитования, в том числе ипотечного, и, в-третьих, высокая стоимость жилья.
Невысокие темпы жилищного строительства в городе Ессентуки также связаны с ограничением земель, пригодных для строительства. Город Ессентуки признан курортом федерального значения, он расположен на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды, в связи с этим увеличение нового строительства окажет пагубное влияние на экологию, а также повысит техногенные нагрузки на особо охраняемые горно-санитарные зоны города.
Решением Совета города N 138 от 25 декабря 2007 года был утвержден генеральный план города Ессентуки со сроком реализации до 2026 года (разработчик - ФГУП РоссНИПИ Урбанистики - г. Санкт-Петербург) (далее Генплан). Однако при разработке Генплана и проведении демографического расчета изменения численности жителей города, численность населения к 2026 году должна была составлять 85,00 тысяч жителей, в 2013 г. численность населения города Ессентуки равна 102,68 тыс. человек, что на 17,68 тыс. больше запланированного. Такое изменение численности населения требует изменения социальных, жилищных, экономических и других направлений развития города, а это влечет за собой внесение значительных изменений Генплана, а следовательно, и корректировку Правил землепользования и застройки.
Существующая застройка города Ессентуки размещена на левом берегу р. Подкумок и имеет регулярную планировочную структуру. Центральная часть Ессентуков представлена крупным комплексом санитарно-курортных учреждений, двумя лечебными парками, кварталами исторической казачьей застройки, вокзальной площадью и административными зданиями. Территория центра разделена железной дорогой.
В целом, для застройки Ессентуков характерна однородность - преобладающим типом застройки является усадебная, преимущественно расположенная на прибрежных территориях реки Подкумок и северо-западной части городской территории. Также существует ряд территориально разобщенных, исторически сложившихся жилых образований: Белый Уголь, Южный, Заполотнянский, Северный, Капельная Балка, Золотушка.
В связи с этим можно выделить следующие архитектурно-композиционные недостатки территориального развития Ессентуков:
- расчлененность города на несколько обособленных районов при недостаточно развитых транспортных связях городских образований;
- наличие железнодорожной магистрали, пересекающей центр города, что требует строительства дорогостоящих путепроводов;
- ограничения территориального роста в западном направлении, так как городские земли заняты под коллективные садоводства;
- отрезанность города от берега реки Подкумок усадебными участками и коммунальными предприятиями.
Решение обозначенных проблем с помощью разработки единой системы последовательных, взаимно-согласованных документов градостроительного регулирования и территориального планирования позволит сформировать современный и единый архитектурный облик города.
Город Ессентуки обладает разнообразными гидроминеральными ресурсами, уникальной исторической ценностью и индивидуальным ландшафтным каркасом, что привлекает большие потоки туристов на территорию города. Для повышения туристической привлекательности городского округа, а также с целью сохранения и развития традиционной народной культуры и приобщения молодежи к культурно-историческим ценностям казачества Северного Кавказа в 2012 г. было положено начало для проектирования и строительства на территории парка Победы культурно-этнографического комплекса "Этническая станица Терских казаков". Однако недостаток финансовых средств привел к приостановке работ по данному проекту.
В то же время для поддержания пространственной индивидуальности и неповторимости города Ессентуки, а также повышения качества архитектурных и градостроительных решений необходимо ведение и усовершенствование единой информационной базы. С этой целью в рамках "Программы социально-экономического развития муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки на 2011 - 2015 годы" УАиГ г. Ессентуки были проведены работы по созданию и введению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Ессентуки. Данная система позволяет получить достоверные сведения об объектах недвижимости, состоянии транспортной и инженерной инфраструктуры и другой градостроительной информацией необходимой для осуществления строительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности города.
Еще одной немало важной проблемой города является высокая доля ветхого и аварийного жилья. Наибольшая доля ветхого жилищного фонда расположена в центральной части муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки. Неблагоустроенный и непригодный для проживания жилищный фонд сохранился на территориях, требующих больших капитальных вложений на инженерную подготовку территории - в основном это территории со сложными инженерно-геологическими условиями и пересеченной местностью.
Проживание в ветхом жилищном фонде, постоянно сопряжено с риском для здоровья и жизни граждан в результате чего снижается качество жизни населения не только в городе, но и в крае. В связи с этим Администрацией города Ессентуки Ставропольского края, была разработана и реализована муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, основной целью которой являлось организационное и финансовое обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. Однако ограниченность финансовых ресурсов по расселению из ветхого жилищного фонда требует дальнейшего применения программно-целевых методов по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем данной категории граждан.
Таким образом, анализ существующего положения в области градостроительства, строительства и архитектуры говорит о множестве проблем, требующих решения на протяжении нескольких лет, и привлечении средств из разных уровней бюджета, что определяет целесообразность применения Программных методов для их решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.