Постановление Главы администрации города-курорта Железноводска
от 27 февраля 2006 г. N 117
"Об организации обучения населения города Железноводска в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера"
Постановлением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 10 октября 2013 г. N 1054 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение федеральных Законов от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 15 сентября 1999 г. N 1040 "О мерах по противодействию терроризму" и постановления губернатора Ставропольского края от 4 августа 2001 г. N 529 "Об организации обучения населения Ставропольского края в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" постановляю:
Возможно, в дате вышеуказанного Постановления допущена опечатка.
См. Постановление от 4 сентября 2001 г. N 529
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Положение об организации обучения населения города Железноводска в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
См. Постановление администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 10 октября 2013 г. N 1060 "Об утверждении Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны на территории муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края"
1.2. Перечень должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, работников организаций, подлежащих обучению в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ставропольского края (далее - УМЦ по ГО и ЧС края), на курсах ГО и периодичностью повышения их квалификации.
1.3. Организационно-методические указания по подготовке населения города Железноводска в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы.
1.4. Программу обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (базовая подготовка).
2. Руководителю отдела по мобилизационной подготовке и чрезвычайным ситуациям администрации города Железноводска Баранову В.Н. при подготовке годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, руководствоваться настоящим постановлением.
3. Отделу по информационной политике администрации города Железноводска (Арефьева):
3.1. Осуществлять информационную политику администрации города по вопросам проведения обучения неработающего населения города в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.2. Обеспечить взаимодействие администрации города и средств массовой информации по трансляции методических материалов, предоставляемых отделом по мобилизационной подготовке и чрезвычайным ситуациям администрации города, предназначенных для подготовки населения.
3.3. Осуществлять контроль размещения типографских заказов, качества исполнения издательских проектов администрации города в области обучения неработающего населения города по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.
4. Отделу образования администрации города (Скороход):
4.1. Осуществлять контроль за организацией обучения учащихся учреждений общего образования по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее ОБЖ) по утвержденному министерством образования Ставропольского края количеству учебных часов.
4.2. Проводить учебно-методические сборы руководителей и преподавателей образовательных учреждений по вопросам обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в УМЦ по ГО и ЧС края и на курсах ГО в городе Минеральные Воды.
5. Помещения в жилых домах, расположенных по адресам:
город Железноводск, ул. Суворова, 55, цокольный этаж, позиция 10, площадь 10,3 кв. м;
город Железноводск, ул. Энгельса, 64, подвал, позиция 2, площадь 10,2 кв. м;
пос. Иноземцево, ул. Маяковского, 25, подвал, позиция 84, площадь 14,3 кв. м считать учебно-консультационными пунктами по обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
6. Директору муниципального унитарного предприятия "Жилищный комбинат" Кононову А.Н.:
6.1. Выделить указанные в пункте 5 помещения из общего баланса зданий жилых домов как помещения учебно-консультационных пунктов для обучения неработающего населения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
6.2. Представить в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города сведения по учебно-консультационным пунктам для внесения в реестр муниципального имущества.
7. Комитету по управлению муниципальным имуществом (Тенищева) учесть указанные в пункте 5 помещения в реестре муниципального имущества.
8. Руководителям предприятий, учреждений и организаций города:
8.1. Организовать обучение своих работников в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в УМЦ по ГО и ЧС края и на курсах ГО в г. Минеральные Воды, а также по месту работы.
8.2. Корректировать (с учетом особенностей деятельности организации) программы обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций своих работников и личного состава формирований.
8.3. Создать, оснастить и поддерживать в рабочем состоянии учебно-материальную базу (классы ГО) в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
9. Опубликовать настоящее постановление в еженедельной газете "Курортный край".
10. Постановление главы администрации города Железноводска от 19 ноября 2001 г. N 1059 "Об организации обучения населения города Железноводска в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" считать утратившим силу.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации (секретаря совета по экономической и общественной безопасности) города Г.П. Смирнова.
И.о. главы администрации
города Железноводска |
Н.Н. Мокрова |
Положение
об организации обучения населения города Железноводска
в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
(утв. постановлением главы администрации города Железноводска
от 27 февраля 2006 г. N 117)
См. постановление Главы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 23 июля 2008 г. N 764 "Об основных направлениях по повышению готовности к действиям органов управления и сил гражданской обороны"
См. постановление Главы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 15 июля 2008 г. N 726 "Об утверждении группировок сил обеспечения мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города-курорта Железноводска"
1. Настоящее Положение определяет основные задачи обучения населения города Железноводска в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также формы обучения.
2. Основными задачами обучения населения города Железноводска в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
изучение способов защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях, при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;
выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - формирования) приемами и способами действий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
выработка у руководителей и работников предприятий, учреждений и организаций города Железноводска навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);
практическое усвоение работниками в составе сил РСЧС своих обязанностей при действиях в чрезвычайных ситуациях.
3. Население города Железноводска, подлежащее обучению, подразделяется на следующие группы:
руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также руководители организаций;
личный состав нештатных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований;
работающее население, не входящее в состав формирований;
учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования;
неработающее население.
4. Обучение населения города Железноводска осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и проводится в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ставропольского края, на курсах гражданской обороны в г. Минеральные Воды, по месту работы, учебы и жительства, в том числе в учебно-консультационных пунктах города в объеме и сроки согласно утвержденному Положению "Об организации обучения населения города Железноводска в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
5. Обучение различных групп населения города Железноводска осуществляется с использованием следующих форм:
а) при подготовке должностных лиц гражданской обороны и РСЧС, руководителей и работников органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также руководителей организаций:
переподготовка и повышение квалификации в УМЦ по ГО и ЧС края и на курсах ГО;
участие в штабных и объектовых тренировках, командно-штабных и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также других мероприятиях по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
самостоятельная подготовка.
Первичная подготовка руководителей структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, созданных (назначенных) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны", осуществляется в УМЦ по ГО и ЧС края.
б) при подготовке личного состава формирований:
повышение квалификации руководителей формирований в УМЦ по ГО и ЧС края и на курсах ГО;
проведение занятий с личным составом формирований по месту их работы по программам подготовки формирований;
участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;
в) при обучении работающего населения, не входящего в состав формирований:
проведение занятий по месту работы;
участие в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях и при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для проведения занятий в структурных подразделениях организаций создаются учебные группы.
К проведению занятий привлекаются должностные лица, инженерно-технические работники организаций, руководители цехов, участков, члены комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также другие подготовленные лица. С руководителями занятий (учебных групп), назначенными приказами начальников гражданской обороны организаций, перед началом нового учебного года проводятся двухдневные сборы на базе курсов ГО, в ходе которых отрабатывается методика проведения занятий и тренировок по тематике обучения.
Руководители организаций оказывают методическую и организационную помощь руководителям занятий и осуществляют контроль за подготовкой к занятиям и их проведением.
Руководители организаций уточняют программы обучения с учетом специфики решаемых задач без сокращения общего количества часов, отводимых на подготовку.
г) при обучении учащихся учреждений общего образования:
обучение (в учебное время) по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ);
участие в учениях и тренировках по вопросам гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций, в том числе путем проведения полевых лагерей "Юный спасатель" и соревнований "Школа безопасности";
чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. В целях углубленного изучения курса ОБЖ, получения практических навыков и умений к действиям в ЧС, пропаганды и популяризации основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях создаются секции и кружки "Школа безопасности" и классы "Юный спасатель".
д) при обучении неработающего населения:
проведение занятий в учебно-консультационных пунктах по программе, утвержденной МЧС России;
посещение мероприятий, проводимых по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и другие);
чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
участие в установленном порядке в тренировках, комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций по месту проживания.
Заместитель главы
администрации города |
М.А. Загоскин |
Перечень
должностных лиц и работников гражданской обороны и единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, работников организаций, подлежащих обучению в УМЦ по ГО и ЧС
края, на курсах ГО и периодичностью повышения их квалификации
(утв. постановлением главы администрации города Железноводска
от 27 февраля 2006 г. N 117)
NN | Категория обучаемых | Объем обучения (в час.) |
Периодичность обучения |
1 | 2 | 3 | 4 |
в УМЦ по ГО и ЧС края | |||
1 | Глава администрации города Железноводска | 35 | При назначении на должность, в последующем - 1 раз в 5# |
2 | Председатель и члены комиссии по ЧС города Железноводска |
35 | При назначении на должность, в последующем - 1 раз в 5# |
3 | Председатель в члены комиссии по устойчивости, председатель эвакуационной комиссии города Железноводска |
35 | При назначении на должность, в последующем - 1 раз в 5 лет |
4 | Руководители организаций города Железноводска, за исключением указанных в п. 11 |
35 | При назначении на должность, в последующем - 1 раз в 5# |
5 | Председатели и члены комиссии по ЧС организаций города Железноводска, за исключением указанных в п. 10 |
35 | При назначении на должность, в последующем - 1 раз в 5 лет |
6 | Председатели и члены комиссий по устойчивости, руководители эвакуационных органов организаций города Железноводска |
35 | При назначении на должность, в последующем - 1 раз в 5 лет |
7 | Руководители и работники постоянно действующих органов управления РСЧС города Железноводска, специально уполномоченные на решение задач в области ГО |
72 | При назначении на должность, в последующем - 1 раз в 5 лет |
8 | Работники организаций города Железноводска, специально уполномоченные на решение задач в области РО и ЧС, исполняющие обязанности по совместительству |
35 | При назначении на должность, в последующем - 1 раз в 5 лет |
9 | Руководители нештатных аварийно-спасательных формирований (отрядов, команд) |
35 | При назначении на должность, в последующем - 1 раз в 5# |
На курсах ГО | |||
10 | Руководители организаций (с численностью не более 50 работников) |
35 | При назначении на должность, в последующем - 1 раз в 5# |
# | Председатели комиссии по ЧС организаций (с численностью не более 30 работников) |
35 | При назначении на должность, в последующем - 1 раз в 5# |
12 | Руководители нештатных аварийно-спасатель- ных формирований организаций (с численностью не более 50 работников) |
21 | 1 раз в 5 лет |
13 | Диспетчеры организаций, эксплуатирующие опасные производственные объекты |
35 | 1 раз в 5 лет |
14 | Учителя 1-4 классов образовательных учреждений |
14 | 1 раз в 5 лет |
15 | Руководители занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в организациях, инструкторы (консультанты) учебно-консультационных пунктов жилищно-эксплуатационных органов |
14 | ежегодно |
Заместитель главы
администрации города |
М.А. Загоскин |
Организационно-методические указания
по подготовке населения города Железноводска в области гражданской
обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной
безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы
(утв. постановлением главы администрации города Железноводска
от 27 февраля 2006 г. N 117)
Изучение и анализ результатов совместной деятельности Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления и организаций, определенной постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления губернатора Ставропольского края "Об организации обучения населения Ставропольского края в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 4 сентября 2001 года N 529 показывают, что задачи обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы в городе Железноводске в основном выполнены.
Вместе с тем существующая единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не в полной мере соответствует качественным изменениям всего спектра угроз безопасности жизнедеятельности населения. Продолжают иметь место недостатки, влияющие на комплексное и качественное решение задач обучения населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - безопасность жизнедеятельности).
В целях совершенствования и комплексного решения задач подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности главной задачей по подготовке населения города Железноводска в 2006-2010 годах в области безопасности жизнедеятельности считать развитие единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с учетом обучения населения вопросам пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, расширение ее возможностей, в том числе за счет создания и интеграции городской системы информирования населения города о чрезвычайных ситуациях в Общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, совершенствование организации подготовки населения на основе требований новых нормативных правовых актов.
Основные усилия в работе по выполнению главной задачи сосредоточить на:
обеспечении выполнения положений законодательных и нормативных правовых актов по подготовке населения в области безопасности жизнедеятельности;
соблюдении необходимой периодичности повышения квалификации руководителей всех уровней управления по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также внедрении при их обучении новых программ и современных технологий подготовки, в том числе дистанционного обучения;
уточнении программ обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом подготовки всех категорий населения по вопросам обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
создании и развитии современной учебной материально-технической базы для подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности;
разработке и принятии проекта по обеспечения населения информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей.
Обучение населения в области безопасности жизнедеятельности осуществлять в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проводить в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации, в УМЦ ГОЧС, на курсах ГО, по месту работы, учебы и жительства граждан.
В целях совершенствования организации и осуществления обучения населения в области безопасности жизнедеятельности в городском округе городе Железноводске:
организовать приведение нормативных правовых актов по организации обучения населения в области безопасности жизнедеятельности в соответствие с требованиями ст. 16, 40, 91, 96 федерального Закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, федеральных законов от 6 августа 1999 г. N 184-ФЗ, от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, а также постановлений Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 и от 4 сентября 2003 г. N 547;
Возможно, в дате вышеуказанного Закона допущена опечатка.
См. Закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
организовать ведение учета и планирования подготовки всех категорий обучаемого населения;
повысить ответственность руководителей всех уровней за организацию обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности и изучения в образовательных учреждениях курса ОБЖ и дисциплины БЖД. Активизировать работу по внедрению новых технических средств и технологий обучения в области безопасности жизнедеятельности - дистанционного обучения руководящего состава (руководствоваться Порядком использования дистанционных образовательных технологий, утвержденным приказом Минобр-науки# России от 6 мая 2005 г. N 137, зарегистрированным в Минюсте России 2 августа 2005 г. за N 6862);
планировать рассмотрение не реже одного раза в год на заседаниях городской комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности вопросов организации и хода обучения населения в области безопасности жизнедеятельности и осуществлять контроль за выполнением принятых решений;
обеспечить разработку ежегодного комплексного плана мероприятий по обучению неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности и его выполнение с привлечением муниципальных учреждений культуры, связи и информации, образования, здравоохранения, торговли, транспорта, коммунального хозяйства, а также организаций, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей на территории городского округа и мер по обустройству учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и всестороннему обеспечению их деятельности;
организовать эффективный контроль за организацией и ходом обучения населения, а также полнотой и качеством разработки организационных, планирующих и отчетных документов по подготовке населения;
в ходе учений и тренировок совершенствовать навыки в практических действиях городской и объектовых комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также должностных лиц ГО и РСЧС;
усилить контроль за выполнением на предприятиях, в учреждениях, организациях города перспективных планов совершенствования учебно-материальной базы по обучению всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности;
организовать обеспечение населения в необходимом объеме учебной литературой и наглядными пособиями по безопасности жизнедеятельности;
организовать предоставление имеющихся технических средств информации городского округа и времени вещания для решения вопросов обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, а также его своевременного информирования (совместно с заинтересованными органами и организациями обеспечить реализацию требований совместного приказа МЧС Pоссии, МВД России и ФСБ России от 31 мая 2005 г. N 428/432/321 "О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций", зарегистрированного в Минюсте России 9 июня 2005 г. за N 6700);
планировать и ежегодно проводить и принимать участие в соревнованиях "Школа безопасности" в рамках игры "Зарница" на местном и на краевом уровнях;
организовывать ежегодное проведение конкурса "Учитель года по курсу ОБЖ" и "Преподаватель года по дисциплине БЖД".
Руководителям организаций:
проанализировать вопросы организации и осуществления обучения работников организаций в области безопасности жизнедеятельности, в том числе и личного состава аварийно - спасательных формирований (далее - АСФ), определить задачи и мероприятия по их совершенствованию;
организовать ведение учета и планирования подготовки всех категорий обучаемого населения;
внести в программы обучения работающего населения и нештатных АСФ необходимые уточнения и дополнения с учетом особенностей деятельности организации, специфики решаемых задач, а также обучения их в области пожарной безопасности и безопасности на водных объектах. Базовую подготовку нештатных АСФ организовывать и осуществлять в соответствии с Примерной программой обучения нештатных АСФ (приложение 1);
основное внимание при обучении работников организаций и личного состава формирований направить на повышение уровня практических навыков по выполнению задач согласно предназначению, а также при действиях в чрезвычайных ситуациях и пожарах;
в ходе учений и тренировок отрабатывать приемы и способы действий в чрезвычайных ситуациях и при угрозе террористических акций, эвакуации работников, материальных и культурных ценностей, а также вырабатывать необходимые морально-психологические качества, требуемые в экстремальных ситуациях;
принять необходимые меры по оснащению и поддержанию в рабочем состоянии имеющейся учебно-материальной базы, а также по ее эффективному использованию и совершенствованию.
В целях совершенствования практических умений и навыков всех категорий населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, подготовки нештатных АСФ, планировать и проводить учения и тренировки с периодичностью и продолжительностью, определяемыми ежегодными организационно-методическими указаниями главы администрации города Железноводска по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При проведении учений и тренировок особое внимание уделять оценке реальности имеющихся планов гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработке практических вопросов действий обучаемых при чрезвычайных ситуациях, пожарах и угрозе террористических акций в учреждениях образования, здравоохранения и в местах массового пребывания людей.
Заместитель главы
администрации города |
М.А. Загоскин |
Программа
обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных
формирований (базовая подготовка)
(утв. постановлением главы администрации города Железноводска
от 27 февраля 2006 г. N 117)
I. Общие положения
См. Положение о порядке создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций городского округа города-курорта Железноводска, утвержденное постановлением главы города-курорта Железноводска от 20 июля 2006 г. N 287
Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - программа) составляет основу обучения в целях поддержания готовности нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - нештатных АСФ) к выполнению задач по предназначению, а также обеспечения мер безопасности. В программе изложены организация и методика обучения нештатных АСФ, тематика и расчет часов базовой подготовки, содержание тем занятий, а также требования к уровню знаний, умений и навыков личного состава нештатных АСФ, прошедших обучение.
II. Организация обучения
1. Подготовка нештатных АСФ организуется и осуществляется в соответствии с требованиями федерального Закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1479, постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", ежегодных организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Подготовка нештатных АСФ включает:
получение личным составом нештатных АСФ знаний по основам гражданской обороны и защиты от ЧС в ходе усвоения программы обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера;
первоначальную подготовку личного состава нештатных АСФ по соответствующим программам первоначальной подготовки спасателей и их аттестация в соответствии с требованиями Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1479;
повышение квалификации руководителей нештатных АСФ по программе обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
обучение личного состава нештатных АСФ по программе, разработанной в соответствии с требованиями настоящей программы;
участие нештатных АСФ в учениях и тренировках;
проверку готовности нештатных АСФ.
2. Настоящая программа предназначена для обучения личного состава нештатных АСФ умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий при подготовке и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях, совершенствования его умений и навыков в применении техники, инструментов, приборов и принадлежностей, состоящих на оснащении нештатных АСФ, а также поддержания необходимого уровня готовности нештатных АСФ к выполнению задач по предназначению.
3. Обучение личного состава нештатных АСФ планируется и проводится в рабочее время в объеме 20 часов.
Темы базовой подготовки личного состава нештатных АСФ отрабатываются в полном объеме (14 часов) как формированиями общего назначения, так и формированиями спасательных служб гражданской обороны. Замена тем, уменьшение общего количества часов для их отработки не допускается.
Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных АСФ. На их отработку отводится 6 часов. Конкретные темы специальной подготовки определяются руководителями организаций, создающими нештатные АСФ, по согласованию с руководителем отдела по мобилизационной подготовке и чрезвычайным ситуациям администрации города.
4. Основным методом проведения занятий с личным составом нештатных АСФ по темам базовой и специальной подготовки является практическая тренировка (упражнение).
Теоретический материал излагается путем рассказа или объяснения в минимальном объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения обучаемым практических приемов и действий.
5. Практические и тактико-специальные занятия с личным составом нештатных АСФ организуют и проводят руководители формирований, а на учебных местах - командиры структурных подразделений нештатных АСФ (групп, звеньев).
Руководитель нештатного АСФ одновременно является и руководителем занятий на одном из учебных мест, как правило, наиболее важном и сложном.
Руководителю занятия накануне проведения практического или тактико-специального занятия целесообразно провести инструктаж (инструкторско-методическое занятие) с командирами структурных подразделений нештатных АСФ, которые будут являться руководителями занятий на учебных местах.
6. Занятия с личным составом нештатных АСФ проводятся в учебных городках, на натурных участках или на объектах организации.
7. На тактико-специальные занятия нештатные АСФ выводятся в штатном составе с необходимым количеством техники, приборов, инструментов и принадлежностей. Весь личный состав на занятиях должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты.
Практические занятия с нештатными АСФ общего назначения разрешается проводить по структурным подразделениям (группам, звеньям).
8. Занятия по темам специальной подготовки с нештатными АСФ спасательных служб могут проводиться путем однодневного сбора под руководством начальника соответствующей спасательной службы.
9. Руководителям организаций, создающих нештатные АСФ, разрешается, исходя из местных условий, специфики деятельности организации, уровня подготовки личного состава нештатных АСФ, уточнять содержание тем и время на их изучение, а также вводить новые темы без уменьшения общего времени, отводимого на базовую и специальную подготовку.
10. Личный состав нештатных АСФ должен знать:
характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также способы защиты от них;
физико-химические и поражающие свойства аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ), применяемых на объекте, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);
предназначение своего формирования и свои функциональные обязанности;
производственные и технологические особенности своей организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР);
порядок действий по сигналу "Внимание всем!" и речевым информациям;
порядок оповещения, сбора и приведения нештатного АСФ в готовность;
место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения АСДНР;
назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;
порядок проведения специальной обработки;
уметь:
выполнять функциональные обязанности при проведении АСДНР;
поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять закрепленную штатную технику, механизмы, приборы и другое табельное имущество, а также средства индивидуальной защиты при проведении АСДНР;
оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;
работать на штатных средствах связи;
проводить санитарную обработку, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию техники, сооружений, территории, одежды и средств индивидуальной защиты.
III. Наименование тем и расчет часов базовой подготовки
NN тем |
Наименование тем | Вид занятия | Кол-во часов |
1 | Действия личного состава при приведении нештатных АСФ в готовность |
Тактико-специальное занятие |
2 |
2 | Действия личного состава нештатных АСФ при выдвижении в район выполнения АСДНР и подготовке к выполнению задач |
Тактико-специальное занятие |
2 |
3 | Оказание первой медицинской помощи раненым и пораженным и эвакуация их в безопасные места |
Практическое занятие | 2 |
4 | Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения, а также средств индивидуальной защиты |
Практическое занятие | 2 |
5 | Меры безопасности при проведении АСДНР | Практическое занятие | 2 |
6 | Действия личного состава нештатных АСФ при проведении специальной обработки |
Практическое занятие | 4 |
Итого: | 14 |
IV. Содержание тем базовой подготовки
Тема N 1. Действия личного состава при приведении нештатных АСФ в готовность
Предназначение формирования и функциональные обязанности личного состава. Понятие о готовности формирований, порядок их приведения в готовность. Порядок оповещения, получения табельного имущества, подгонки средств индивидуальной защиты и выдвижения в район сбора.
Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности нештатных АСФ.
Действия личного состава при практическом приведении формирований в готовность.
Тема N 2. Действия личного состава нештатных АСФ при выдвижении в район выполнения АСДНР и подготовке к выполнению задач
Уточнение задач личному составу, порядок выдвижения формирования в район выполнения АСДНР. Маршруты, рубежи (пункты) регулирования, порядок построения и выдвижения колонн. Организация и ведение разведки местности и очагов поражения.
Защита личного состава формирования на маршрутах выдвижения и в ходе АСДНР. Подготовка техники, приборов и инструмента к проведению АСДНР.
Порядок всестороннего обеспечения нештатных АСФ при выдвижении и в районах выполнения АСДНР. Организация взаимодействия с подразделениями войск ГО, других войск и формирований, привлекаемых для выполнения АСДНР.
Перегруппировка сил и уточнение задач на проведение АСДНР в других районах (очагах поражения).
Тема N 3. Оказание первой медицинской помощи раненым и пораженным и эвакуация их в безопасные места
Средства оказания первой медицинской помощи и правила пользования ими. Приемы и способы остановки кровотечений и наложения повязок на раны. Основные правила оказания первой медицинской помощи при переломах, вывихах и ушибах. Оказание первой медицинской помощи при ожогах (термических и химических). Оказание первой медицинской помощи при шоке, обмороке, поражении электрическим током, обморожении.
Первая медицинская помощь при отравлениях и поражениях отравляющими веществами. Методы элементарной сердечно-легочной реанимации. Проведение искусственного дыхания и массажа сердца.
Особенности оказания медицинской помощи при извлечении людей из завалов.
Порядок и способы эвакуации раненых и пораженных в безопасные места, в том числе с использованием подручных средств.
Тема N 4. Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения, а также средств индивидуальной защиты
Приборы радиационной разведки, их назначение и общее устройство, порядок подготовки приборов к работе и проверка их работоспособности. Определение уровней радиации на местности и степени радиоактивного заражения различных поверхностей.
Комплекты индивидуальных дозиметров, их назначение и общее устройство, порядок зарядки приборов и снятия показаний.
Организация радиационного контроля в нештатных АСФ, групповой и индивидуальный контроль. Порядок выдачи индивидуальных дозиметров и снятия показаний. Ведение журнала учета доз облучения личного состава. Представление донесения (информации) вышестоящему руководителю (начальнику) о дозах облучения личного состава, допустимые дозы облучения.
Назначение и общее устройство приборов химической разведки, подготовка приборов к работе, определение типа и концентрации отравляющих веществ (ОВ) в Воздухе, на местности, технике, в почве и сыпучих материалах. Особенности определения ОВ зимой.
Универсальный газоанализатор. Назначение, устройство и порядок работы при определении АХОВ (изучается при наличии на объекте).
Классификация средств индивидуальной защиты, порядок их использования, хранения и поддержания в готовности к выполнению АСДНР. Практическое применение средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания.
Примечание: Занятия проводятся с применением технических средств, имеющихся на оснащении нештатных АСФ согласно табелю оснащения.
Тема N 5. Меры безопасности при проведении АСДНР
Необходимые меры безопасности при проведении АСДНР на местности, зараженной радиоактивными и отравляющими веществами, при работе вблизи зданий и сооружений, угрожающих обвалом, в задымленных и загазованных помещениях, на электрических сетях, при тушении нефтепродуктов, при организации работ в зонах катастрофического затопления, в условиях плохой видимости.
Мероприятия по обеспечению безопасности и защиты личного состава формирований при действиях в зонах разрушений, завалов, пожаров, заражения и катастрофического затопления.
Тема N 6. Действия личного состава нештатных АСФ при проведении специальной обработки
Сущность и способы частичной и полной специальной обработки. Понятие о дезактивации, дегазации и дезинфекции, вещества и растворы, применяемые для этих целей.
Технические средства специальной обработки транспорта, сооружений и территорий, продуктов питания и воды, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты. Специальная обработка персонала объектов.
Действия личного состава при проведении частичной дезактивации, дегазации и дезинфекции техники, приборов, средств защиты, одежды, обуви.
Меры безопасности при проведении дезактивации, дегазации и дезинфекции транспорта, сооружений и территорий, продуктов питания и воды, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты.
Последовательность проведения частичной и полной санитарной обработки людей при заражении отравляющими и аварийно химически опасными веществами, биологическими средствами и радиоактивными веществами, применение табельных и подручных средств.
Развертывание пункта санитарной обработки в полевых условиях.
Заместитель главы
администрации города |
М.А. Загоскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 27 февраля 2006 г. N 117 "Об организации обучения населения города Железноводска в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Текст постановления опубликован в газете "Курортный край" от 29 марта 2006 г. N 13 ( 328 )
Постановлением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 10 октября 2013 г. N 1054 настоящее постановление признано утратившим силу со дня официального опубликования названного постановления