Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Белгородской областной Думы
от 27 апреля 2000 г. N 20
Программа
оздоровления экологической обстановки
в Белгородской области на 2000 - 2002 годы
Паспорт программы
Наименование Программы | Программа оздоровления экологической обстановки в Белгородской области на 2000 - 2002 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Решение комитетов Белгородской областной Думы от 20.03.1998 г. N 33 |
Дата ее утверждения | Программа утверждена постановлением Белгородской областной Думы от 27.04.2000 г. N 20 |
Государственный заказчик | Государственный комитет по охране окружающей среды Белгородской области |
Основной разработчик | Государственный комитет по охране окружающей среды Белгородской области с учетом предложений департаментов правительства администрации области, глав местного самоуправления городов и районов, природоохранных органов, научно - исследовательских и учебных институтов, предприятий и организации всех форм собственности |
Цели и задачи Программы | Стабилизация и улучшение экологического состояния области и принятие мер по поддержанию и благоприятной, для здоровья населения области, экологической обстановки. Программа разработана с учетом комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики области и охраны окружающей природной среды |
Сроки и этапы реализации Программы |
2000 - 2002 годы |
Перечень основных мероприятий |
Мероприятия по охране атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов, растительного мира, совершенствованию экологического мониторинга. |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Предприятия и организации области независимо от форм собственности, администрации городов и районов области |
Объемы и источники финансирования |
Всего 376,8 млн. руб., в том числе федеральный бюджет - 39,9 млн. руб.; областной бюджет - 146,6 млн. руб.; местные бюджеты - 40,1 млн. руб.; средства предприятий-144,2 млн.руб.; экологический фонд - 2,8 млн. руб.; внебюджетные источники - 6,0 млн.руб |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Значительное снижение техногенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения уменьшение степени экологического роста, снижение ущерба от загрязнения окружающей среды. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Государственный комитет по охране окружающей среди Белгородской области |
1. Анализ исходного состояния проблемы,
подлежащей решению на программной основе
Экологическая обстановка в области обусловлена природно - климатическими условиями, расширением хозяйственной деятельности населения, усилением антропогенных (техногенных) нагрузок на природную среду.
Загрязнение природной среды вредными веществами, выбрасываемыми сферу, водные объекты в результате производственной деятельности различных отраслей народного хозяйства, остается острой проблемой, имеющей социально - экономическое значение.
Белгородская область является приграничной. На юге и западе - протяженностью 540 км, она граничит с Луганской, Харьковской и Сумской областями Украины. Основные реки области являются трансграничными.
На реке Северский Донец (приток реки Дон) расположено Печенежское водохранилище - основной источник водоснабжения города Харькова, река Ворсило, приток Днепра питает город Полтава и другие города Украины. Это требует особого внимания к охране водных ресурсов, так как в случае загрязнения трансграничных водотоков необходимо возмещение ущерба Украине. В то же время западные ветры, на долю которых приходится 44 процентов дней в году, приносят на территорию области 23 тыс. тонн серы и 7 тыс. тонн азота в год.
На ряде предприятий существующие газоочистительные установки и сооружения по очистке сточных вод работают неэффективно. Во многих городах и районах области очистные сооружения канализации перегружены, отсутствует ливневая канализация.
Автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в проблеме охраны здоровья и природной среды в городах и районах области.
Проблемой остается размещение и утилизация отходов производства и потребления.
Сокращается финансирование и объемы строительства объектов природо - охранного назначения.
Предпринимаемые меры по стабилизации и оздоровлению среды обитания не приводят к желаемому эффекту, главным образом из-за недостаточного финансирования.
До настоящего времени полноценная законодательная база по обеспечению экологизации хозяйственной деятельности, не создана эффективный экономический механизм стимулирования ресурсосбережения, внедрения экологически чистых технологий и сокращения отходов производства.
Одним из главных резервов устойчивого развития области является сохранение окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.
Очевидной стала необходимость решения экологических задач в целях улучшения условий и качества жизни не только нынешнего, но и будущих поколений.
В этих условиях Госкомитетом по охране окружающей среды Белгородской области с привлечением широкого ряда организаций разработана "Программа оздоровления экологической обстановки в Белгородской области на 2000 -
2002 годы"
Общий объем выбросов вредных веществ в атмосферу составил в 1999 году 284 тыс. тонн, против 1998 года 273,6 тонн, в том числе от стационарных источников - 86,0 тыс. тонн, против 1998 г. 79,4 тыс. тонн, от автотранспорта 198,0 тыс. тонн против 1998 г. - 194,2 тыс. тонн. Доли выбросов автотранспорта от общего объема составляет 70 процентов.
Основное влияние на загрязнение атмосферного воздуха в области оказывают предприятия горнодобывающего и металлургического, строительного, топливно - энергетического комплексов, химической промышленности и транспорта.
Наибольшее влияние на качество атмосферного воздуха оказывают пыль, диоксид азота и серы, оксид углерода, аммиак, формальдегид.
В 1999 году превышение среднегодовых (предельно - допустимых концентраций) ПДК в городе Белгороде составило по аммиаку в 2 формальдегидам в 1,3 раза, в городе Старый Оскол по диоксиду азота в 1,25, формальдегидам а 3,3 раза, в городе Губкин по диоксиду азота в 1,5 раза, в городе Шебекино - по формальдегидам в 2,5 раза.
Напряженной остается экологическая обстановка в городах Белгород, Старый Оскол, Губкин, Шебекино, вдоль автомобильных дорог, вокруг крупных промышленных объектов, животноводческих ферм и комплексов, полигонов твердых бытовых отходов, шлаконакопителей и полей фильтрации.
Объем сбрасываемых загрязненных сточных вод в 1999 году составил 13.0 млн. куб.м.
Антропогенная нагрузка на водные объекты области остается высокой. Многие предприятия промышленности, сельского и коммунального хозяйства оказывают отрицательное воздействие на состояние водотоков и подземных водоносных горизонтов.
Так в 1999 году загрязнение основных рек области с превышением допустимых концентраций составило:
- р. Северский Донец: у с. Беломестное: БПК5 - 2,88 ПДК, - азотом аммонийным - 2,9 ПДК, азотом нитратов - 5,1 ПДК, железом общим - 2,3 ПДК;
на границе с Украиной: БПК5 -1,5 ПДК. азотом нитритов - 2ПДК, фосфатами - 3 ПДК, медью - 2 ПДК;
- р. Нежеголь: в г. Шебекино: БПК5 - 4,64 ПДК, азотом аммонийным - 5.8 ПДК, азотом нитритным -12 ПДК, фенолами - 3 ПДК, нефтепродуктами - 3,6 ПДК;
- р. Оскол: в г. Старый Оскол: БПК5 - 4.1 ПДК; в створе 25 км ниже г. Старый Оскол: азотом нитритным - 6,8 ПДК, фосфатами - 2,2 ПДК, медью - 2,46 ПДК, железом общим - 2,1 ПДК: в створе ниже городских очистных сооружений: азотом нитритным - 27,8 ПДК, фенолами - 2 ПДК, медью - 1,5 ПДК, железом общим - 3,1 ПДК, азотом аммонийным - 3.3 ПДК, БПК5 - 2,0 ПДК; на границе с Украиной: БПК5 - 1,2 ПДК, железом общим - 2,7 ПДК, медью - 2 ПДК.
- р. Осколец: в г. Губкин: БПК5 - 2.1 ПДК, фенолами - 2 ПДК, нефтепродуктами - 13 ПДК;
- р. Тихая Сосна: в г. Алексеевка: - БПК5 - 1.7 ПДК. азотом аммонийным - 1,5 ПДК, азотом нитритные - 7,5 ПДК, фонолами - 2 ПДК нефтепродуктами - 1,85 ПДК, железом общим- 2,3 ПДК.
Все земельные угодья Белгородской области составляют 2713,4 тыс.га. Значительная часть (более 70 процентов) - это черноземы. Основную площадь занимают сельхозугодья - 2005,1 тыс. га, из которых на пашню приходится 1538,5 тыс. га или 76,7 процентов от площади сельхозугодий.
Эрозионным процессам подвержено 80 процентов площадей сельхозугодий (1604 тыс. га), более 50 процентов сельхозугодий размещены на почвах с различной степенью кислотности. Снижается содержание гумуса в почвах. Ежегодно уменьшаются площади сельскохозяйственных угодий. Работы по защите почв от эрозии в последние годы сокращаются.
Вследствие интенсивного хозяйственного освоения территории, использования биологических ресурсов уменьшается численность и видовой состав диких животных и растений.
Без должного эколого - экономического обоснования ведется добыча железных руд и общераспространенных полезных ископаемых.
Отсутствуют схемы санитарной очистки и озеленения городов, не проведена оценка шумовой нагрузки, уровней электромагнитного излучения населенных мест.
Интенсивная эксплуатация природной среды привела к возникновению непростого экологического и санитарно - эпидемиологического состояния в области, деградации многих экологических систем, ухудшению здоровья населения. Положение усугубилось радиационным загрязнением части территории области вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Это потребовало разработки настоящей Программы, основанной целью которой является улучшение и стабилизация экологического состояния области для обеспечения физического, психологического и социального благополучия населения.
Программа оздоровления экологической обстановки, которая должна обеспечить экологическую безопасность дальнейшего развития области и предотвратить обострение социальных и экономических проблем определяет с основном практические мероприятия по вышеприведенным направлениям.
2. Социально - экономическое состояние области
Несмотря на кризис в финансовой и банковской сферах, в 1999 году удалось закрепить позитивную тенденцию развития промышленного производства. Если за 1998 год увеличение объема производства в 8 целом по отрасли обеспечено на 4 процента, то за 1999 год - на 9,9 процента. Промышленными предприятиями области произведено продукции на сумму 30,2 млрд. рублей.
Превысили уровень производства 1998 года предприятия черной металлургии на 10,9 процента, электроэнергетики - на 0,9 процента, химической и нефтехимической промышленности на 4,1 процента, промышленности строительных материалов - на 17,6 процента, медицинской на 24 процента, пищевой промышленности на 4,1 процента. Возрос выпуск проката готового на 11,1 процента, стали - на 17,4 процента, железой руды на 7,7 процента, стеновых материалов - на 15,7 процента, цемента - на 18,1 процента, масла животного - на 18,7 процента сахара - песка - на 27,3 процента.
Особое внимание уделяется наиболее перспективной и ведущей отрасли промышленности - черной металлургии. Усилия коллективов предприятий были направлены на выполнение мероприятий Президентской федеральной целевой Программы развитий горно - металлургических организаций Белгородской области на 1996 - 2000 годы.
В области изыскиваются пути эффективного функционирования агропромышленного комплекса. Принят курс на реформирование сельского хозяйства и совершенствование системы управления агропромышленным комплексом, кредитной политики, внедрение арендных отношений.
Определенного успеха удалось достичь в капитальном строительстве. Возросли объемы инвестиций, направленные на развитие экономики и социальной сферы. В 1999 году инвестиций, в основной капитал превысил 7 млрд. рублей, что на 3,4 процента больше, чем в 1998 году. В производственном строительстве основной объем инвестиций осуществляется на предприятиях горнорудного комплекса, строительной индустрии и пищевой промышленности. Не снижаются темпы строительства жилья. Практически выполнена областная программа газификации.
Вместе с тем не удалось приостановить спад производства продукции на предприятиях лесной, деревообрабатывающей, мукомольно - крупяной и комбикормовой промышленности.
В агропромышленном комплексе из - за диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию снижается плодородие почв, уменьшено приобретение семян, практически не обновляется техника в хозяйствах области.
Положение в финансовой сфере остается сложным. Практически не сокращается взаимная задолженность между предприятиями и организациями.
Сложившаяся ситуация в экономике области требует принятия в 2000 и в последующие годы конкретных и действенных мер для создания необходимых условий по дальнейшей стабилизации экономической и финансовой ситуации, оживления в сфере материального производства и улучшения положения социальной сферы.
3. Цели, задачи и эффективность программы
Программа направлена на поддержание благоприятной для здоровья, экологически безопасной среды для населения области, сохранение различных экологических систем в естественном разнообразии и равновесии, ориентация хозяйственной деятельности на достижение экологического благополучия в сочетании и экологической безопасностью, поэтому полная реализация Программы будет иметь природо - охранные, экологические и социальные эффекты, улучшение состояния природной среды, снижений антропогенного воздействия, уменьшение степени экологического риска.
4. Мероприятия и работы по реализации программы
Перечень конкретных мероприятии по всем разделам, сроки их исполнения, исполнители, источники финансирования и необходимые затраты приведены о приложениях к Программе.
Определены следующие направления деятельности:
- улучшение состояния атмосферного воздуха;
- улучшение состояния вод;
- улучшение состояния земель;
- улучшений состояния растительного мира;
- совершенствование мониторинга окружающей среды;
Настоящая Программа предусматривает:
1. Приоритет ресурсосберегающих мероприятий перед наращиванием мощностей энерго - тепло - и водоснабжения при развитии городов и районов области.
Снижение выбросов от предприятий горнодобывающего, металлургического, строительного, топливно - энергетического комплексов химической промышленности.
Осуществление комплекса мероприятий по снижению крайне негативного влияния автотранспортного на природную среду и здоровье населения:
- обеспечение автотранспорта нейтрализаторами выхлопных газов,
- мероприятия по совершенствованию организации движения;
- дальнейшая газификация автомобилей.
2. Проведение комплекса мероприятий и работ по охране и рациональному использованию водных ресурсов, в том числе:
- строительство, расширение и реконструкция очистных сооружений городов и поселков области;
- строительство ливневой канализации в южном микрорайоне города Белгорода, промышленно - дождевых сточных вод с территории предприятий;
- обустройство водоохранных зон малых рек;
- реализация проектов инженерной защиты населенных пунктов (городов Шебекино и Валуйки пос. Волоконовка) от подтопления грунтовыми водами.
3. Охрана земельных ресурсов:
Основная цель работ по охране земель: сохранение и повышения плодородия почвы. Для этого необходимо:
- стабилизировать содержание гумуса в почве;
- внедрять полезащитные системы земледелия с контурно - мелиоративной организацией территории;
- уменьшить долю пропашных культур в структуре посевных площадей на склоновых землях;
- организовать строительство гидротехнических сооружений и осуществление других противозррозионных мероприятий;
- обеспечить рекультивацию нарушенных земель.
4. Безусловное выполнение приоритетных направлений программ городов и районов области по сбору, утилизации и уничтожению бытовых и промышленных отходов:
- перво - очередное строительство предприятий по утилизации и уничтожению токсичных отходов;
- обустройство полигонов для захоронения твердых бытовых отходов;
- максимальное использование отходов в виде вторичных ресурсов;
- рекультивация городских свалок.
5. Охрана и восстановление растительного мира.
Основной целью охраны лесных ресурсов, другой растительности является обеспечение их воспроизводства и сохранение свойств, обеспечивающих природное равновесие.
Важное значение имеет программа лесовосстановления, направленная на компенсацию выбросов углекислого газа, улучшение состояния водных объектов и сельскохозяйственных угодий.
Предусматривается реализация следующих основных мероприятий:
- увеличение лесистости за счет лесопосадок;
- ежегодное проведение лесовосстановительных работ защитных лесных насаждений на эрозированных землях;
- дальнейшее выявление заказников, памятников природы;
- проведение работ по озеленению городов и населенных пунктов.
6. Охрана и восстановление животного мира.
Основная цель охраны мира обеспечение видового разнообразия исторически сформировавшейся фауны, сохранение условий, необходимых для воспроизводства видов.
7. Совершенствование мониторинга окружающей природной среды.
Программой предусматривается создание единой системы мониторинга состояния окружающей среды. Мероприятия направлены на повышение оперативности и достоверности информации о состоянии водного и воздушного бассейнов, предотвращение и ликвидацию последствий высоких уровней загрязнения природной среды.
8. Улучшение состояния здоровья и условий населения.
При условии выполнения мероприятий Программы экологическая обстановка в области стабилизируется и, как следствие, будет достигнут положительный социальный и экономический эффект за счет уменьшения экологически зависимой заболеваемости жителей.
9. Экологическое образование и воспитание.
Мероприятия, предусмотренные Программой в этой сфере, распространяются на все слои населения и реализуются в дошкольных учреждениях, школах и высших учебных заведениях.
Программа содержит основные, наиболее приоритетные данном этапе мероприятия областного значения.
Для решения экологических проблем функционирования отдельных предприятий и производств должны быть созданы экономические условия, нормативно - правовые и административные меры для "экологизации" производства.
Основные направления финансирования
мероприятий по программе (в ценах на 01.01.2000 г.)
N | Основные направления |
Всего, тыс.руб. |
в том числе по годам | ||
2000 | 2001 | 2002 | |||
1 |
Итого в том числе: Охрана атмосферного воздуха |
376778 3422 |
74423 890 |
161120 1862 |
141235 670 |
2 | Охрана водных ресурсов |
216050 |
20877 |
107863 |
87310 |
3 | Охрана и рациональное использование земель- ных ресурсов |
54641 |
21841 |
16400 |
16400 |
4 | Захоронение и перера- ботка отходов производства и потребления |
9800 |
1060 |
3940 |
48ОО |
5 | Охрана и восстанов- ление растительного мира |
86285 |
28755 |
28755 |
28755 |
6 | Мониторинг окружающей среды |
6600 |
1000 |
2300 |
3300 |
5. Механизм осуществления программы
Одним из основных принципов реализации Программы является организация взаимодействия департаментов и управлений правительства администрации области, органов местного самоуправления, предприятий и организаций по привлечению средств различных источников финансирования.
Программа может быть реализована при условиях скоординированного включения всех источников финансирования для ее выполнения и введения в структуру бюджета области отдельной статьи "Охрана окружающей среды".
Порядок реализации мероприятий включенных в Программу, будут определять заказчики и исполнители в зависимости от их актуальности и наличия средств для их выполнения.
6. Ресурсное обеспечение программы
Реализация программы требует значительных средств - 376,8 млн. рублей, которые планируется получить из различных источников финансирования, включая областные бюджеты, экологические фонды, средств предприятий и управлений.
Источники и объемы финансирования мероприятий
Программы оздоровления экологической обстановки
в Белгородской области на 2000 - 2002 годы
N | Источники финансирования |
Всего, тыс.руб. |
в том числе по годам | ||
2000 | 2001 | 2002 | |||
Итого | 376778 | 74423 | 161120 | 141235 | |
в том числе | |||||
1 | Федеральный бюджет | 39916 | 18416 | 12100 | 9400 |
2 | Областной бюджет | 145510 | 16227 | 64023 | 65550 |
3 | Местные бюджеты | 40074 | 7076 | 15964 | 17034 |
4 | Средства предприятий, управлений |
144204 |
288401 |
67303 |
48061 |
5 | Экологический фонд | 2760 | 650 | 9301 | 1180 |
6 | Внебюджетные источники |
60141 |
6014 |
7. Результаты реализации программы
Результатом выполнения основных мероприятий Программы должна стать стабилизация экологической обстановки в области, значительное снижение действия негативных факторов на окружающую природную среду, улучшение здоровья населения и повышение общего уровня его благосостояния.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Белгородской областной Думы от 27 апреля 2000 г. N 20 "О программе оздоровления экологической обстановки в Белгородской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.