Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
администрации области
от 28 января 2002 г. N 40
Областная целевая программа
"Развитие единой образовательной
информационной среды Белгородской области"
(утв. постановлением Главы Администрации Белгородской области
от 28 января 2002 г. N 40)
Паспорт
областной целевой программы
"Развитие единой образовательной информационной среды
Белгородской области"
Наименование разработки Основание для разработки Государственный Заказчик Основные разработчики Цели и задачи разработки Основные мероприятия разработки |
Развитие единой образовательной информационной среды Белгородской области Научная программа "Государственная поддержка региональной научно - технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала", подпрограмма 301 "Высшая школа как важнейший государственный ресурс развития научно - технического потенциала регионов", раздел 301.5. "Разработка региональных программ информатизации образования в целях формирования единой информационной образовательной среды Российской Федерации". Постановление главы администрации Белгородской области от 15.08.2000 г. N 510 "О создании единых центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "Одно окно" и совершенствование деятельности контролирующих организаций на территории области". Распоряжение главы администрации Белгородской области от 07.05.2001 г. N 167-р "О мерах по реализации распоряжения главы администрации области от 29.12.2000 N 666-р" Постановление главы администрации Белгородской области от 18.10.2001 N 659 "О создании комиссии по развитию информационно - телекоммуникационного пространства Белгородской области" Постановление главы администрации Белгородской области от 10.01.2002 г. N 19 "О мерах по созданию комиссии по развитию информационно - телекоммуникационного пространства Белгородской области" Министерство образования Российской Федерации Администрация Белгородской области Белгородская государственная академия строительных материалов; Управление образования и науки администрации Белгородской области; Управление информационного обеспечения и делопроизводства аппарата Главы Администрации Белгородской области; Белгородский государственный университет; Администрация Борисовского района Белгородской области; ОАО "Белгородэнерго", ОАО "Белсвязь", ОАО "Белрегионгаз". Главной целью разработки является создание единой Белгородского образовательной информационной среды (БИОС), представляющей собой интеграцию информационных инфраструктур органов управления образованием области, учреждений образования всех уровней и направлений, научных учреждений, учреждений социальной сферы, здравоохранения, библиотек, других бюджетных организаций для эффективного информационного обеспечения и развития образования области. Первоочередные задачи: 1) Построение интегрированной информационно - аналитической системы (АИАС) информационного обеспечения образования области как основной системообразующей части единой БИОС. 2) Создание условий для разовательных ресурсов области. 3) Создание современной телекоммуникационной инфраструктуры сферы образования на основе современных технологий. 4) Развитие сферы высокотехнологичных образовательных услуг распространению опыта использования информационных образовательных технологий в области. 5) Создание организационных механизмов и структур БИОС как сети районных (городских) информационных образовательных центров. 6) Повышение квалификации и переподготовки педагогических, административных и инженерно - технических кадров, включая разработку организационных форм (в том числе открытых) и программ переподготовки кадров. 7) Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации. 8) Организация системы технического обслуживания средств информатизации. 1) Развитие информационных технологий сферы образования Белгородской области; 2) Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно - технических кадров. 3) Оснащение учреждений образования средствами компьютерной техники и программным обеспечением. 4) Создание современной телекоммуникационной инфраструктуры сферы образования области. 5) Организация системы технического обеспечения и сервисного обслуживания образования Белгородской области. |
1. Основание для разработки программы
В настоящее время остро возросли потребности в объективной, достоверной и оперативной информации о положении дел и формировании адекватного представления о реальной ситуации в системе образования региона и принятия соответствующих эффективных управленчес ких решения в этой важнейшей в настоящее время сфере жизнедеятельности. Причем только многоуровневая и многоаспектная информация, получаемая из возможно большего числа прямых и косвенных источников, позволит путем сопоставления, интеграции и синтеза данных выявить реальную картину и подготовить правильные стратегические и тактические решения.
Основанием для разработки являются:
- Научная программа "Государственная поддержка региональной научно - технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала", подпрограмма 301 "Высшая школа как важнейший государственный ресурс развития научно - технического потенциала регионов", раздел 301.5. "Разработка региональных программ информатизации образования в целях формирования единой информационной образовательной среды Российской Федерации".
- Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 годы".
- Федеральная целевая программа "Электронная Россия на 2001 - 2010 годы".
- Концепция создания информационно - телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС) ФАПСИ.
- "Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов", одобренная решением Президента Российской Федерации от 22 ноября 1995 г. N Пр-1694.
- Постановление главы администрации Белгородской области от 15.08.2000 N 510 "О создании единых центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "Одно окно" и совершенствование деятельности контролирующих организаций на территории области"
- Постановление главы администрации Белгородской области от 18.10.2001 N 659 "О создании комиссии по развитию информационно - телекоммуникационного пространства Белгородской области".
- Распоряжение главы администрации Белгородской области от 07.05.2001 N 167-р "О мерах по реализации распоряжения главы администрации области от 29.12.2000 N 666-р".
- Постановление главы администрации Белгородской области от 10.01.2002 N 19 "О мерах по созданию и развитию единого информационно - телекоммуникационного пространства Белгородской области".
- Постановление главы администрации Белгородской области от 28.01.2002 N 40 "Об областной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды Белгородской области".
В современных условиях одним из стратегических направлений развития региональной инфраструктуры образования является создание информационно - коммуникационной среды образования области и интеграция в одно информационное образовательно - научное поле различных структур, имеющих точки взаимодействия с образовательными субъектами, результатом чего должно стать существенное повышение качества образования в Белгородской области.
Опыт развития региональных автоматизированных информационно - аналитических систем (АИАС) показывает, что без участия федеральных и региональных органов государственной власти создать единое информационно - телекоммуникационное образовательное пространство не представляется возможным. Поэтому при разработке данного документа основополагающим тезисом являлось то, что Министерство образования РФ и администрация Белгородской области должны выступить организующей, консолидирующей и направляющей силой в решении данной задачи.
2. Цели и задачи программы
Настоящий проект информатизации образования Белгородской области представляет собой систему положений, определяющих основные цели, задачи, направления и принципы организации работ по информатизации различных уровней системы образования области. Проект направлен на реализацию основных концепций государственной политики в области информатизации образования и разработан с учетом текущего состояния и особенностей новых общеобразовательных и профессиональных образовательных программ системы образования России.
Целью проекта является разработка организационного, методологического и технического обеспечения комплекса работ по информатизации сферы образования области, направленного на существенное повышение качества школьного, начального профессионального, средне - специального и высшего образования на основе использования новых информационных технологий.
Структура проекта включает следующие основные части:
1. Анализ состояния информационной среды системы образования Белгородской области на основе полученных статистических исследований с целью получения детализированного представления о степени информатизации образования региона, в том числе:
- общая характеристика состояния системы образования Белгородской области;
- общая характеристика учреждений образования всех уровней Белгородской области;
- оснащенность учебных заведений средствами информатизации и телекоммуникаций;
- анализ состояния существующей областной телекоммуникационной инфраструктуры и ее связность с магистральными телекоммуникационными сетями и сетью Интернет;
- анализ состояния и уровень использования информационных образовательных ресурсов области;
- анализ состояния и уровень подготовки преподавателей в области информационных технологий;
- наличие программ и проектов информатизации Белгородской области.
Материалы исследований представлены в виде beta - версии автоматизированной информационно - аналитической системы (АИАС) "Информационный образовательно - научный портал Белгородской области".
2. Анализ и разработка вариантов конкретных решений по подключению образовательных учреждений всех уровней к региональным телекоммуникационным сетям и сети Интернет. Разработка предложений по развитию существующей областной образовательно - научной сети с учетом особенностей расположения образовательных учреждений, существующей телекоммуникационной инфраструктуры и современных тенденций развития сетей телекоммуникаций.
В разделе представлены существующая телекоммуникационная инфраструктура области, перспективная система региональных магистральных оптоволоконных линий связи (на основе проектов ОАО "Белгородэнерго" и ОАО "Белэлектросвязь"), схема инфраструктуры телекоммуникаций с учетом подключения районных (муниципальных) информационно - образовательных центров и ведущих учебных заведений области, а также предложенной типовой структуры районной информационной образовательной сети.
3. Разработка конкретных вариантов оснащения образовательных учреждений области средствами компьютерной техникой, периферийным оборудованием, сетевыми средствами телекоммуникаций, презентационным оборудованием по годам реализации программы с указанием затрачиваемых федеральных, региональных и внебюджетных средств.
4. Разработка плана мероприятий и финансовых затрат по развитию областных образовательных информационных ресурсов, телекоммуникационной инфраструктуры образования и областного информационного образовательно - научного портала Белогорье (АИАС поддержки и управления учебным процессом и качеством образования в области, включающей электронные учебные материалы, областные хранилища образовательно - научных информационных ресурсов - централизованные и распределенных ресурсные центры и т. д. с учетом реальных возможностей доставки областных информационных ресурсов до конечных пользователей и обеспечением защиты от несанкционированного доступа).
5. Разработка предложений по созданию центров коллективного пользования уникальным лабораторным оборудованием в режиме удаленного доступа.
6. Разработка предложений по созданию системы сервисной службы для поддержания функционирования единой Белгородской информационной образовательной среды.
7. Разработка системы подготовки кадров для создания, развития и использования создаваемой Белгородской информационной образовательной среды, в том числе административно - управленческого персонала, учителей предметников, учителей информатики, инженерно - технического персонала, системных администраторов и пр.
8. Разработка предложений по интеграции Белгородской информационно - образовательной сети (БИОС) на межрегиональном уровне, с сетями и информационными ресурсами науки, культуры, здравоохранения и др. с соблюдением требований ее открытости и масштабируемости.
9. Разработка финансово - экономического обоснования схемы реализации проекта программы развития Белгородской информационной образовательной среды с обоснованием следующих затрат:
- на создание телекоммуникационной инфраструктуры БИОС;
- на поддержание и эксплуатацию БИОС, включая аренду каналов, зарплату обслуживающего персонала и пр.;
- на оснащение образовательных учреждений средствами вычислительной и учебной техники, включая их доставку и установку.
- на подготовку и переподготовку специалистов для создания, развития и использования создаваемой информационной среды;
- на создание региональных информационных образовательных ресурсов и средств поддержки учебного процесса, создание и содержание региональных информационных хранилищ;
- на создание и обеспечение функционирования системы сервисных центров (технического обслуживания).
3. Анализ состояния информатизации системы образования
Белгородской области
В Белгородской области проводятся активно работы по реализации программы развития единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 годы, направленной на решение вопросов информатизации образования и, прежде всего, компьютеризации сельских школ, с целью решения социальных вопросов преодоления "информационного неравенства" сельских и городских школьников.
Основными трудностями создания БИОС является отсутствие, на данный момент, развитой телекоммуникационной среды, необходимость привлечения больших финансовых средств и специалистов высокого класса в области новых информационных технологий способных, с одной стороны, вести телекоммуникационные проекты, с другой стороны, готовить соответствующий персонал для сопровождения телекоммуникаций и информационного наполнения. Отсутствие развитой образовательной информационной инфраструктуры, базирующейся на системе автоматизации управления, не позволяет осуществлять эффективное управление системой образования Белгородской области и повысить роль общественной составляющей в ее управлении на самых разных уровнях - от школы до районных и областного управлений образования.
Отметим приоритетные цели реализации программы:
- улучшение материально - технического оснащения учреждений образования (на первом этапе - сельских школ);
- обеспечение доступа в Интернет и к информационным ресурсам науки и высшей школы;
- методическое сопровождение учебного процесса с помощью электронных средств поддержки, организация сервисных служб;
- подготовка и переподготовка кадров за счет внедрения комплекса инновационных разработок, обеспечивающих повышение эффективности использования средств вычислительной техники.
Достижение отмеченных целей в масштабах области невозможно без координации усилий всех заинтересованных сторон по выполнению комплекса научно - технических работ в учреждениях образования. Для выполнения указанных работ необходимо:
- разрабатывать и реализовывать инновационные проекты, направленные на приоритетное решение проблем развития образования, придавая особое значение скорейшему оснащению всех сельских школ компьютерной и периферийной техникой, сетевым и телекоммуникационным оборудованием;
- внедрять интеллектуальную собственность ВУЗов Белгородской области (разработанные информационно - аналитические системы, СУБД, сетевые и телекоммуникационные проекты (распределенная информационно - аналитическая система "Школа", информационный образовательно - научный портал Белгородской области "Интернет - Белогорье" и т.д. ) в учреждениях образования Белгородского региона;
- разрабатывать территориальные нормативно - правовые документы в сфере информатизации образования и науки;
- повышать квалификацию и обеспечивать гибкую методическую поддержку преподавателей, в том числе, подготовку и переподготовку специалистов, необходимых для реализации программы развития единой образовательно - научной информационной среды.
При активном содействии Управления информационного обеспечения и делопроизводства, Департамента социальной политики, Управления образования и науки администрации Белгородской области в короткие сроки была предоставлена необходимая информация для разработки и реализации электронных баз данных по школам Белгородской области (на картографической основе).
С целью обработки и последующего анализа собранной статистической информации о состоянии образовательных учреждений всех уровней Белгородской области была разработана автоматизированная информационно - аналитическая система "Белгородский областной образовательно - научный портал", на основе которой была сформирована база данных, содержащая сведения о текущем состоянии системы образования Белгородской области (справочные данные об учебных заведениях области, состав обучающихся, количественный и качественный состав преподавательских кадров в разрезе государственных, негосударственных, городских, сельских учебных заведений). База данных позволяет оценить степень информатизации системы образования области на основе таких показателей как оснащенность компьютерным и периферийным оборудованием, состояние областной образовательной телекоммуникационной инфраструктуры, качественный и количественный анализ информационной подготовки педагогических кадров, наличия образовательных информационных ресурсов.
Разработанная автоматизированная информационно - аналитическая система "Белгородский информационный образовательно - научный портал" позволяет получать любую качественную и количественную информацию по состоянию системы образования области в зависимости от наличия априорной информации о состоянии объекта информатизации, в том числе, выводить различные количественные показатели и отношения, представлять требуемую информацию в виде диаграмм различных видов, в том числе с привязкой к картографическому представлению.
Формирование карты области с разбивкой по районам и выделением цветом в соответствии с данными из БД выполняется с помощью серверных компонентов. Цветом на карте выделено соотношение общего количества учеников на одного учителя по районам области.
В Приложении 1 показаны общие сведения о субъекте Российской Федерации - Белгородской области, качественные и количественные показатели в форме таблиц и диаграмм по количеству жителей в районах области и площади районов.
В Приложении 2 приведены общие сведения о состоянии собственно системы образования области и степени ее информатизации на момент выполнения проекта с привязкой к схеме области со всеми населенными пунктами, в которых имеются образовательные учреждения. С ведения представлены в разрезе области, административных образований, образовательных учреждений всех уровней и направлений с указанием численности учащихся и преподавателей и других соотношений и показателей, наиболее важных для решаемых в данном проекте задач.
В Приложении 3 дана общая характеристика системы образования для каждого административного образования области и степени ее информатизации с указанием официальной информации об органе управления образованием административного образования, перечнем учреждений образования всех уровней, расположенных на данной территории, данными об общем количестве учащихся и преподавателей, обобщенными сведениями о подготовке кадров и образовательных информационных ресурсах, а также имеющейся телекоммуникационной инфраструктуре.
В Приложении 4 представлены обобщенные характеристики учреждений образования любого уровня, расположенные на территории соответствующего административного образования. Для каждого учреждения образования показана привязка к соответствующему населенному пункту и получены следующие данные:
- официальная информация об образовательном учреждении;
- анализ состава учащихся и преподавателей (количество обучаемых по классам и курсам с разбивкой на половозрастной состав, качественные и количественные показатели по уровню образования преподавателей и степени подготовки в области информационных технологий);
- наличие компьютерной техники, сетевого оборудования и средств телекоммуникаций и их качественная оценка;
- имеющиеся образовательные информационные ресурсы;
- наличие доступа в глобальные информационные сети.
4. Основные направления работ в сфере информатизации
образования Белгородской области
Применение новых информационных технологий в сфере образования Белгородской области продиктовано необходимостью оперативного производства, мониторинга и использования информации для реализации задач образования и науки Белгородчины, ростом требований к качеству образования и его соответствия современному уровню. Это требует поиска новых форм и способов обмена информацией между субъектами образовательной среды, оперативного отслеживания конъюнктуры образовательного рынка, обеспечения доступа к федеральным и международным образовательным информационным ресурсам.
В качестве первоочередных направлений в сфере информатизации образования Белгородской области можно выделить следующие:
- создание единой информационной образовательной среды, интегрируемой в общероссийское и мировое информационное образовательное пространство;
- создание и тиражирование учебных информационных ресурсов для учреждений образования всех уровней;
- создание и развитие областных АИАС в сфере образования, обеспечение их совместимости и взаимодействия с федеральными и мировыми информационными системами;
- предоставление преподавателям и учащимся образовательных информационных услуг, преодоление информационного неравенства участников образовательного процесса, особенно в сельской местности;
- создание аппаратных и программных средств, телекоммуникационных систем, обеспечивающих формирование образовательных информационных ресурсов (ОИР) и доступ к ним.
- сопровождение процесса информатизации образования области исследованиями социологических, педагогических и других социальных аспектов информатизации и компьютеризации.
Для создания БИОС должны осуществляться государственные инвестиции в инфрастуктуру информатизации образования, формироваться государственный заказ на специализированные образовательные информационные услуги (для молодежи, предпринимательства, рынка труда и др. ), нормативное регулирование цен на услуги связи, содействие формированию областного образовательного сегмента глобальной сети Интернет.
Единая БИОС представляет собой совокупность образовательных информационно - аналитических систем, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, управляющих образовательными информационными ресурсами посредством телекоммуникационной среды как технологической основы транспортировки образовательными информационными ресурсами.
Белгородская информационная образовательная среда имеет структуру многоуровневой системы информационного обеспечения и взаимодействия всех учреждений образования и органов управления образованием действующих на территории области.
Современное состояние компьютерных и коммуникационных технологий в Белгородской области позволяет поставить важнейшую социально - экономическую задачу по созданию интегрированной АИАС "Белгородский информационный образовательно - научный портал". Создание БИОС следует рассматривать как важнейший фактор развития области, роста деловой и интеллектуальной активности населения, укрепление авторитета области в российском и международном образовательном сообществе.
На рисунке 1 представлена трехуровневая схема взаимосвязей информационных образовательных сред (ИОС): федеральная информационная образовательная среда (ФИОС) - Белгородская информационная образовательная среда (БИОС) - районная информационная образовате льная среда (РИОС). На разных образования и управления система должна предоставлять пользователям различные информационно - аналитические материалы. На муниципальном (городском, районном) уровне информация зачастую необходима в разрезе отдельных учебных заведений, на региональном - информация классифицируется как в разрезе сферы образования области как в целом, так и в разрезе отдельных городов и районов, на федеральном - информация собирается по отраслевому, территориальному признакам и в разрезе конкрет ных проблем.
С технической стороны, БИОС представляется как совокупность программно - аппаратных средств, коммуникационных сетей, прикладной информации о предметной области, организационно - методического обеспечения и предполагает:
- разработку стандартов и других нормативных документов, обеспечивающих развитие информатизации образования области в соответствии с федеральными стандартами;
- отработку вопросов интеграции ОИР, систематизацию и упорядочение информационных потоков, согласование протоколов обмена информацией субъектов пространства для создания БИОС;
- эффективное использование современных информационных Интернет - интранет технологий во всех сферах учебной, научной, административно - управленческой и других сферах жизнедеятельности;
- организационно - технические мероприятия по сбору, обработку и передаче достоверных данных между субъектами БИОС;
- интеграцию БИОС в российское и мировое информационное образовательное пространство;
- наполнение БИОС базами данных различного назначения и организация их связи с базами данных соответствующих министерств и ведомств;
- включение в систему дистанционного образования в рамках Федеральной программы дистанционного образования России;
- учебно - методическое обеспечение БИОС;
- создание единого образовательного телекоммуникационного узла БИОС с выходом в Интернет.
Сформулированные положения могут быть достигнуты только за счет создания единой технологической системы, которая станет структурно - образующим ядром Белгородской информационно образовательной системы.
Проведение согласованной технической политики участников БИОС в части использования средств компьютерной техники и информационных технологий, выбора технических и программных средств позволит сформировать организационные структуры и выбрать механизмы проектирования и поэтапного внедрения АИАС участников в БИОС, упорядочить вопросы технического, организационного и технологического обеспечения в области информатизации образования.
Организационная структура, регулирующая поведение субъектов информатизации образования в информационном, телекоммуникационном и экономическом пространстве области, должна быть адекватной действующим организационным структурам управления образованием области, способной достаточно быстро реагировать на постоянно меняющееся состояние информатизации области, оставаясь гарантом стабильности основных прогрессивных тенденций в информационной политике администрации Белгородской области.
Организационная структура управления процессом информатизации в качестве необходимых элементов должна включать структурные подразделения органов исполнительной власти, выполняющие функции Заказчика, и профильные структуры высших учебных заведений региона, прежде всего уполномоченных Министерством образования структур, а также общественных, профессиональных организаций и предпринимательских кругов.
Организационной основой развития белгородской информационной образовательной среды представляется создание организационных механизмов и структур как сети районных (городских) информационных образовательных центров, в состав которых войдут в качестве базовых;
- информационный образовательный телекоммуникационный узел;
- ресурсный информационно - методический центр;
- центр сервисного обслуживания средств компьютерной техники и телекоммуникационного оборудования;
- межшкольный компьютерный класс открытого доступа к образовательным информационным ресурсам с презентационным оборудованием, мультимедийными библиотеками и доступом в Интернет.
На рисунке 2 предложена схема функционирования АИАС обеспечения управления сферой образования Белгородской области.
Для повышения эффективности и качества принимаемых решений по стратегическим и оперативным задачам развития образования области необходимо обеспечить полноту, точность, достоверность и своевременность представления информации органам управления и учреждениям образования всех уровней, преподавателям и учащимся, независимо от их территориального размещения.
Структура ОИР коллективного использования является иерархической многоуровневой системой. Уровни этой системы совпадают с контурами управления образованием области, при этом, на каждом вышестоящем уровне системы информация имеет более агрегированный характер (по основаниям, соответствующим отраслевой принадлежности, контуру управления и т. д. ).
ОИР представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов в АИАС (библиотеках, архивах, фондах, базах данных, других видах АИАС). К ним относятся электронные учебно - методические материалы, электронные учебники мультимедийные лабораторные практикумы и т.д., содержащие нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и др. информацию по различным направлениям образовательной деятельности.
Законодательство РФ устанавливает правовой режим формирования и пользования ОИР. По возможностям защиты имущественных прав они приравнены к другим, в том числе и материальным ресурсам. В состав ОИР БИОС должны входить:
- интегрированная первичная база данных и документов в сфере образования;
- образовательные базы данных и документов АИАС;
- центральные хранилища информации;
- региональные хранилища информации;
- база метаинформации (описатели данных, входные и выходные формы документов, описатели информационных объектов др. );
- нормативно - справочная информация (словари значений, рубрикаторы, классификаторы и т. д. );
- лексико - семантическая база (тезаурусы предметных областей и др. ).
Все перечисленные ресурсы призваны обеспечить АИАС сферы образования качественной и своевременной информацией, создать условия, при которых эта информация может быть быстро найдена, проанализирована, оценена и представлена в удобном виде для любого уровня принятия решений.
С целью повышения надежности и снижения затрат на разработку информационных образовательных систем, предлагается типовой подход к проектированию АИАС Белгородской области, который предполагает:
- выделение базового состава функций, инвариантного к организационной структуре субъекта БИОС и обеспечивающего решение его основных задач;
- создание однородных баз данных участников субъектов БИОС, отвечающих требованиям единых информационных стандартов;
- применение однотипных систем управления базами данных (СУБД);
- использование единых технологических средств разработки прикладных программ;
- применение, по возможности, при разработке АИАС участников БИОС бюджетной сферы совместимых программно - аппаратных средств;
- поддержку предусмотренного нормативной базой документооборота между соответствующими образовательными учреждениями, территориальными органами управления образованием, министерствами, другими участниками информационного пространства.
Кроме того, типовой подход к проектированию АИАС учреждений образования обеспечит проведение единой технической и технологической политики при разработке систем и позволит:
- осуществить координацию разработок прикладного ПО, создание областного фонда образовательных информационных ресурсов, создание лаборатории их сертификации, тиражирование и внедрение наиболее перспективных разработок;
- обеспечить возможность централизованного обучения субъектов БИОС;
- снизить затраты на сопровождение и обеспечение устойчивой работы средств информатизации;
- уменьшить стоимость разработки АИАС конкретных образовательных учреждений за счет использования базового ядра программного и информационного обеспечения, готовых информационных систем и опыта других субъектов информационного образовательного пространства на взаимовыгодных условиях;
- снизить капитальные затраты при закупке и установке однотипного оборудования и программного обеспечения;
- использовать в качестве экспериментальных площадок для проведения апробации информационных и телекоммуникационных проектов площади, офисное, компьютерное и телекоммуникационное оборудование субъектов БИОС, специализирующихся в сфере информационных технологий;
- сократить собственные расходы на выполнение программ по информатизации Белгородской области за счет привлечения централизованных средств министерств и ведомств РФ;
- сохранить высококвалифицированные кадры в регионе, тем самым обеспечивая его будущее развитие.
С другой стороны, АИАС сферы образования строится как комплекс относительно самостоятельных информационных подсистем, имеющих различную организацию хранения и обработки данных. Важнейшим компонентом информационного обеспечения системы является ее содержа тельное наполнение в виде проблемно-ориентированных информационных подсистем, баз данных и ОИР, развитие на их основе механизмов предоставления информационных услуг участникам информационного пространства и всем заинтересованным пользователям.
При разработке проекта создания единой БИОС следует ориентироваться на перспективные технологии, обеспечивающие саморазвитие и длительное функционирование системы.
Автоматизированная информационно-аналитическая система БИОС должна строиться на основе корпоративных (интегрирующих) информационных и телекоммуникационных технологий. При проектировании системообразующих элементов необходимо ориентироваться на архитектур у открытых систем, что обеспечит масштабируемость и возможность сопряжения с другими информационными системами.
5. Методика расчета затрат на мероприятия
по информатизации образования Белгородской области
5.1. Существующая телекоммуникационная инфраструктура
Белгородской информационно - образовательной среды
Текущее состояние в области информатизации образования и развития телекоммуникационной составляющей представляет собой начальный этап создания Белгородской информационно - образовательной среды. Существуют телекоммуникационные структуры, обеспечивающие информационные потребности ВУЗов и отдельных научно - педагогических центров: Белгородская областная образовательно - научная сеть (БООНС) - Белгородский областной центр новых информационных технологий (БелЦНИТ) Белгородской государственной технологической академии (БелГТАСМ), опорная сеть Белгородского государственного университета (БГУ), опорная сеть Белгородского университета потребительской кооперации (БУПК), центр "Интернет - образование" и др. При этом отсутствует необходимая координация программ развития телекоммуникационных сетей для исключения ненужного дублирования и распыления ресурсов. В качестве консолидирующего фактора в решении данной проблемы может служить программа создания Белгородского информационно - телекоммуникационного пространства (БИТ-П) Белгородской области, принятая 7 декабря 2001 правительством Белгородской области и постановлением главы администрации области N 19 от 10.01.2002 г. "О мерах по созданию и развитию единого информационно - телекоммуникационного пространства Белгородской области". В разработке Программы активное участие принимали представители ведущих ВУЗов области - БелГТАСМ и БГУ.
Базой для построения БИОС является телекоммуникационная инфраструктура Белгородской области в целом. Особенность современного этапа развития телекоммуникаций области заключается в интенсивном развитии оптоволоконных магистральных и городских каналов связ и на основе региональных и городских SDH-сетей. Ведущими организациями в этом направлении - ОАО "Белгородэнерго" и ОАО "Белсвязь" представлена схема существующих магистральных ВОЛС (рис. 3). Следует отметить, что базовые точки доступа, указанные на схеме, совпадают с расположением проектируемых районных информационно - образовательных центров (РИОЦ) БИОС. На схеме представлены оптоволоконные направления с пропускной способностью секций от 622 до 2488 Мбит/сек. (в основном кольце).
5.3. Структура районной информационно - образовательной
сети и узла доступа
Для телекоммуникационного узла предполагается использовать следующие технологии:
- асинхронный доступ;
- выделенные линии, обеспечивающие передачу цифровых потоков (xDSL, ISDN);
- спутниковые каналы связи;
- асинхронные технологии;
- использование существующих аналоговых линий связи (ТЧ - каналов);
- использование средств радиодоступа на участке "последней мили";
- оптоволоконные технологии (ВОЛС).
Подключение по выделенному каналу наиболее полно отвечает интересам различных категорий пользователей районной информационно - образовательной сети (РИОС).
Подключение с использованием ВОЛС имеет ряд преимуществ. ВОЛС имеет огромный запас по полосе пропускания, которой достаточно не только для предоставления разнообразных телекоммуникационных услуг, но и для передачи программ телевидения, создания различных интерактивных систем и т. д. Оптические абонентские линии практически не нуждаются в обслуживании и служат достаточно долго. Недостатки такого решения определяются двумя причинами. Во-первых, необходимостью строительства, то есть трудовых и временных за трат на прокладку кабеля, а также дефицитом специалистов. Во-вторых, в отличие от медных линий, оптический кабель должен быть оборудован оконечным оборудованием приема-передачи и мультиплексирования, что увеличивает стоимость линии; применение оптоволокн а может быть экономически оправданно при строительстве магистральных каналов и при подключении большого числа сконцентрированных в одном месте, например в районах массовой застройки или в офисных зданиях, абонентов. В районах, где плотность абонентов нев ысока, ресурсы оптического кабеля используются лишь на 5 - 10%, поэтому экономически выгоднее уплотнить существующую кабельную сеть или использовать радиодоступ.
Подключение на базе xDSL оборудования к скоростным каналам является наиболее перспективным и позволяет обеспечить возможность передачи различных типов информации (голос, данные, мультимедиа) со скоростью до 7 Мбит/сек. Технологии xDSL позволяют значитель но увеличить скорость передачи данных по медным парам телефонных проводов, при этом, не требуя глобальной модернизации абонентской кабельной сети. Именно возможность преобразования существующих телефонных линий, при условии проведения определенного объем а подготовительных технических мероприятий, в высокоскоростные каналы передачи данных и является основным преимуществом технологий xDSL. Современные технологии xDSL дают возможность организовать высокоскоростной доступ к сети Интернет и базам данных БИОС для каждого небольшого предприятия, в том числе для муниципальных подразделений, превращая обычные телефонные кабели в высокоскоростные цифровые каналы.
Подключение с использованием технологий радиодоступа (Radio - Ethernet) в отличии от предыдущих вариантов позволяет обеспечить минимизацию текущих эксплутационных расходов по оплате стоимости каналов связи. В последнее время объединение территориально - распределенных компьютеров в единую радиосеть стало не только технически целесообразным, но и экономически выгодным.
Подключение по выделенной линии с использованием недорогих short - range модемов позволяет обеспечить скорость до 115 Кбит/с, на небольших расстояниях и является наиболее дешевым способом подключения по постоянному выделенному каналу.
Доступ по ТЧ - каналам предпочтительно организовать на базе оборудования Motorola, хорошо зарекомендовавшего себя для этих приложений. Серия модемов 3460 Fast'R является идеальным решением для организации связи с опорной сетью передачи данных. Устройства обеспечивают передачу информации в синхронном или асинхронном режиме по коммутируемым или выделенных 2-х или 4-х проводным каналам связи.
Подключение с использованием спутниковых каналов. С целью повышения пропускной способности асинхронных или ТЧ - каналов целесообразно использовать беспроводные технологии, и в частности - организацию обратного спутникового канала, позволяющего доводить до потребителя потоки со скоростями до 2Мбит/сек. Принцип построения таких систем заключается в передаче исходящего низкоскоростного потока данных от потребителя через существующие каналы ТЧ, в то время как входящий поток данных направляется через спутников ый канал с большой пропускной способностью.
Аппаратное и программное обеспечение районного узла удаленного доступа базируется на использовании современных программных средств, аналоговых и цифровых устройств, включая аппаратуру передачи данных. Используются базовые модели модемов Motorola и ЗСОМ/U SRobotics, xDSL Pairgain, Short Range модемы, маршрутизаторы доступа и серверы удаленного доступа и удаленного управления - в качестве сервера удаленного доступа используется комплекс программных и аппаратных средств, ядром которого является маршрутизаторы Cisco серий 2600 или 3600, серверы Internet/Intranet: WWW, Mail, News, HTTP - proxy, DNS, FTP. Программное обеспечение основывается на продуктах семейства Microsoft. В качестве базовых ОС используются MS Windows NT, Windows 2000 Server и Linux. Для упра вления сетью используются стандартные средства MS Windows, Linux, использующие SNMP - протокол, а также ПО Cisco Works.
Определяющими факторами при оценке стоимости узла являются возможности существующих магистральных каналов связи, экономические и демографические характеристики района.
Базовая конфигурация, рассчитанная на обслуживание до тысячи клиентов районного телекоммуникационного узла БИОС, предполагает одновременную работу до 32 удаленных (в асинхронном режиме), и до 200 - 400 сетевых пользователей. Данная конфигурация отвечает по требностям РИОЦ 3 уровня. В следующей таблице приведен примерный состав оборудования коммуникационного узла 2 и 3 уровней.
Таблица 1
Наименование | Кол-во | Цена (USD) | Сумма (USD) |
Маршрутизатор Cisco 3600 <*> | 1 | 9000-16000 | 9000-16000 |
Сервер приложений | 2 | 1200 | 2400 |
Рабочая станция <**> | 2-6 | 800 | 1600-4800 |
xDSL модем | 1 | 450 | 450 |
Модем USR Courier <***> | 16 | 200 | 3200 |
Оборудование обеспечения делопро- изводства и документооборота (ла- зерный, струйный принтер, сканер, кассовый аппарат и т.д. ) |
1 | 2000 | 2000 |
ИБП | 3 | 300 | 900 |
Программное обеспечение (ОС, СУБД, офисное ПО) |
1 | 4000 | 4000 |
Поддержка, сопровождение, внедре- ние ПО |
1 | 3000 | 3000 |
Итого: | 26550-36750 |
-------------------------------
<*> - Стоимость определяется в зависимости от числа модулей маршрутизатора;
<**> - Определяется уровнем РИОЦ;
<***> - От 16 до 32 входных портов.
Узлы 1 уровня оснащаются маршрутизаторами серии Cisco 4000 (стоимость в зависимости от комплектации 30000 - 40000 USD). Соответственно стоимость узла составит примерно 55000USD.
Стоимость узла 2-го уровня ориентировочно 25000 USD.
Стоимость узла 3-го уровня ориентировочно 35000 USD.
Узел областного уровня предполагается оснастить коммуникационными серверами (серия Cisco 5000) и системами доступа с повышенной плотностью портов (PairGain Avidia). Стоимость узла составит примерно 125000USD.
На рисунке 5 приведена схема районной информационно - образовательной телекоммуникационной сети (РИОТС).
В результате анализа информационных потоков РИОТС при оценке затрат на организацию узлов БИОС предлагается использовать два основных типа подключения учреждений образования к районным узлам:
- выделенная линия с использованием xDSL оборудования для школ в городах и районных центрах с числом учащихся не менее 300;
- асинхронное подключение (в отдельных случаях с организацией обратного спутникового канала) для остальных школ с числом учащихся больше 50.
При расчете затрат для конкретных РИОЦ (Приложение 8) использовались соответствующие статистические данные по образовательным учреждениям: стоимость базового оборудования узла в зависимости от уровня, стоимость асинхронного порта (150 у.е.); стоимость xDSL - порта (450 у. е. ); стоимость потока ВОЛС, представленная оператором связи.
5.4. Развитие информационных технологий сферы
образования
Глобальной задачей на данном направлении развития белгородского информационного образовательного пространства является создание виртуальной надстройки над сложившийся десятилетиями традиционной системы образования всех уровней с сохранением всех лучших российских образовательных традиций и устранением рудиментов в методологическом, методическом и содержательном аспектах образования, мешающих становлению высокообразованной и культурной личности. В условиях стремительно меняющейся окружающей действительности без использования современных информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности просто невозможно соответствовать требованиям сегодняшнего дня в профессиональном плане, потерять ориентацию в многократно возрастающем информационном потоке.
Поэтому образовательный процесс не мыслим без использования информационных технологий, без владения преподавателями и обучаемыми информационным инструментарием. В этой связи в первую очередь необходимо разработать и утвердить нормативно - правовые, нормативно - технические, нормативно - технологические, социально - психологические требования к электронным средствам поддержки и развития учебного процесса и выработать механизм их обязательной экспериментальной апробации.
Разработка электронных учебных материалов должна вестись в строгом соответствии с уровнями образования с учетом множества факторов. В соответствии с ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)" выделим основные элементы электронных учебных материалов;
- областные электронные библиотеки как средство накопления и распространения информационных и методических ресурсов;
- белгородский информационный образовательно - научный портал как средство межсетевого общения всех участников БОИС и глобальный ресурс поиска требуемой информации;
- медиатеки как средство обеспечения электронными учебными материалами всех заинтересованных пользователей, особенно в удаленных от центра учебных учреждений.
Задача создания электронных учебных материалов может быть решена только путем объединения усилий высокопрофессиональных специалистов различных направлений в сфере информационных и других современных технологий.
Необходимость создания системы дистанционного обучения предусматривает разработку принципов и механизмов использования технологий коллективной работы территориально распределенных групп обучаемых, интерактивность процесса обучения, создание областного центра коллективного пользования уникальным лабораторным оборудованием.
Для обеспечения качества обучения на основе информационных технологий необходимо создать нормативную базу по стандартизации и унификации образовательных информационных процессов с обязательным обеспечением требований информационной безопасности и защиты информации. В рамках проекта предложены основные направления работ по информатизации сферы образования Белгородской области (Приложение 5), включая организацию сети ресурсных центров на базе создаваемых образовательных информационных центров (ОИЦ) по схе ме: областной ресурсный центр (ОРЦ) и районные ресурсные центры (РРЦ) в каждом административном образовании. Дан подробный анализ стоимости создания ОИЦ, включающий организационно - эксплуатационные расходы с разбивкой по годам реализации программы и по источникам финансирования. Организационно - эксплуатационные расходы приведены с учетом мощности каждого ОИЦ пропорционально количеству учащихся в учебных заведениях с числом учащихся меньше 50.
5.5. Повышение квалификации и профессиональная
переподготовка кадров системы образования области
Внедрение в образовательных учреждениях всех уровней новых форм ведения образовательного процесса на базе современных информационных технологий невозможно без наличия подготовленных преподавателей, административно - управленческого персонала, инженерно - технических кадров. Поэтому для успешной реализации программы развития БОИС первостепенное значение приобретает направление повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров учреждений образования. Причем повышение квалификации должно включать не только обучение работе с компьютером, но и освоение новых методов в преподавании учебных дисциплин. В Приложении 6 приведен перспективный план повышения квалификации и переподготовки кадров учебных заведений Белгородской области на базе новых информа ционных технологий с указанием объема финансирования по годам реализации программы и указанием источников финансирования. Расчет производился на основе статистической информации об общем количестве преподавателей в учреждениях образования всех уровней, к оличестве преподавателей имеющих начальную подготовку по информационным технологиям и количеству преподавателей, нуждающихся в обучении. Расчетным коэффициентом служила среднестатистическая для Белгородской области величина затрат на подготовку одного сл ушателя в количестве 100 часов, включающая оплату труда преподавателя курсов, начисления на оплату труда, аренду помещения и средств компьютерной техники, прочих расходов и составила в среднем 3100 рублей на человека за 100 - часовые курсы информационных технологий. Представляется целесообразным рассмотрения предложения о подготовке преподавателей учреждений образования на базе компьютерных классов непосредственно в самой школе под руководством учителей информатики, которые должны пройти усиленную подгото вку. Очевидно, что это существенно сократит требуемые затраты на обучение.
5.6. Оснащение учебных учреждений средствами
компьютерной техники, периферийным оборудованием
и программным обеспечение
В Приложении 7 приведен подробный перспективный план оснащения образовательных учреждений средствами компьютерной техники, периферийным оборудованием, сетевыми и телекоммуникационными средствами с разбивкой по годам реализации ФЦП и указанием источников финансирования. Расчет (описание методики дается ниже) производился на основании статистической информации о состоянии компьютерной оснащенности учреждений образования всех уровней области, целеполагающих показателей ФЦП, предложенному базовому компьютерному комплекту с учетом программного обеспечения, периферийного, сетевого и телекоммуникационного оборудования и разработанной методики оценки потребности учебных заведений в компьютерной технике. Учитывались коэффициенты старения техники по годам реализации программы. Результаты получены в целом по области, для каждого района области и для каждого учреждения образования любого уровня. В таблице данные приведены в количественном и стоимостном выражениях. Для школ, не удов летворяющих достигаемому показателю количества учащихся на один компьютер, на базе районных (городских, областных) информационных образовательных центр создается межшкольный компьютерный класс (классы) открытого доступа, оборудованный современным компьют ерным, сетевым и телекоммуникационным оборудованием, презентационным оборудованием и другим специализированным компьютерным оборудованием, программно - техническими комплексами, мультимедийными библиотеками, библиотеками специальной литературы и доступом в Интернет.
Кроме того, необходимо учитывать готовность образовательных учреждений к приему и размещению поставляемой техники с учетом специальных требований.
В основу методики определения оснащенности учебных заведений вычислительной техникой (ВТ) положена интегральная оценка критериев производительности ВТ, оснащенности.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 630 от 28 августа 2001 г. "О федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)" в разделе "Ожидаемые результаты реализации Программы" в п.2 отмечено: "доведение числа компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения - 1 компьютер на 80 учащихся".
Учитывая сроки выполнения программы (2001 - 2005 годы), а также быстрое моральное старение средств ВТ (4 года), для анализа оснащенности учебных заведений средствами (ВТ) был предложен интегральный критерий числа компьютеров в одном учебном заведении, учитывающий уровень морального старения ВТ:
n
___
\
Nk = / Kk . N , (1)
--- i i
i=1
где Nk - интегральный критерий числа компьютеров в учебном заведении;
n - количество типов компьютеров;
Kki - интегральный коэффициент морального старения средств ВТ i-го типа;
Ni - количество компьютеров i-го типа.
Точность определения интегрального критерия числа компьютеров в учебном заведении (Nk) зависит от точности интегрального коэффициента морального старения средств ВТ (Kk). Данный коэффициент можно определить на основе экспертной оценки, что вносит некоторую субъективность в полученные результаты, или вычислить по предлагаемой методике:
n V
ci i
---- + --- n V
1000 128 ci i
Kki = ------------ = ---- + --- , (2)
2 2000 256
где n - усредненная тактовая частота для микропроцессоров
ci
средств ВТ i-го типа, в МГц;
V - объем оперативной памяти наиболее часто поставляемый в
i
качестве стандартной комплектации для средств ВТ i-го типа, в Мб.
В качестве стандартной комплектации для современного уровня средств ВТ был принят компьютер, содержащий микропроцессор с тактовой частотой 1 ГГц и 128 МБ оперативной памяти.
Исходные данные и результаты вычислений коэффициента Kk приведены в таблице 1.
Таблица 1
Исходные данные и результаты вычислений коэффициента Кк
для средств ВТ на основе семейства микропроцессоров
с системой команд х86 (фирмы Intel и клонов)
i | Микропроцессор | Диапазон тактовых частот, МГц |
Средняя частота (n ), ci МГц |
Типичный объем ОЗУ (V ), i Мб |
Интегральный коэффициент морального старения средств ВТ (Kk) |
1 | Pentium IV/Celeron, Pentium III/Celeron, Athlon/Duron, C3. |
266...2000 | ~=1000 | 128 | 1 |
2 | Pentium II/Celeron K6-2, K6-III |
233... 450 | 342 | 64 | 0,421 |
3 | Pentium MMX, K6 |
166... 233 | 200 | 32 | 0,225 |
4 | Pentium | 60... 200 | 130 | 16 | 0,128 |
5 | 486DX, 486SX | 25... 133 | 79 | 8 | 0,071 |
6 | 386DX, 386SX | 16... 40 | 28 | 4 | 0,030 |
7 | 286 | 6... 20 | 13 | 1 | 0,010 |
8 | 086, 186 | 4, 7..10 | 7 | 0,5 | 0,005 |
На основе интегрального критерия числа компьютеров в учебном заведении Nk, получаем интегральный коэффициент оснащенности учебного заведения вычислительной техникой:
N
y
R = -----, (3)
и.у.з. N
k
где R - интегральный коэффициент оснащенности учебного
и.у.з.
заведения средствами информатизации;
N - общее количество учащихся в учебном заведении;
y
N - интегральный критерий числа компьютеров в учебном
k
заведении.
Для удобства определения приоритетов распределения средств ВТ между учебными заведениями следует использовать обратную величину интегрального коэффициента оснащенности учебного заведения средствами ВТ(R )- рейтинг оснащенности учебного заведения и.у.з. средствами ВТ:
N
1 y
R = ------- = ----, (4)
y.з. R N
и.у.з. k
где R y.з. - коэффициент оснащенности учебного заведения средствами
ВТ;
R и.у.з. - интегральный коэффициент оснащенности учебного заведения
средствами ВТ;
N - общее количество учащихся в учебном заведении;
y
N - интегральный критерий числа компьютеров в учебном заведении.
k
Одной из задач разрабатываемого проекта ставиться достижение значения R и.у.з. <= 80 (согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 630). Для решения этой задачи предлагается комплектование учебных заведений классами имеющих число компьютеров позволяющих достичь показателя R и.у.з. <= 80 с точностью до 1 комплекта средств ВТ. Учитывая сложность прогнозирования развития средств ВТ на период до 2005 года, предлагается ввести стоимость одного условного комплекта средств информатизации, учитывающий средние затраты на 1 комплект средств ВТ, оборудование для организации локальной вычислительной сети, системное и прикладное программное обеспечение. Для вычисления усредненной стоимости предлагается вычислить стоимость трех типовых комплектов поставки по состоянию цен на ноябрь 2001 года. Комплекты включают рабочие места преподавателя и учащихся.
Рабочее место преподавателя в составе: Сервер: Процессор PIII - 1260 Мгц/ Материнская плата ASUS/ ОЗУ 256 Мб (рс - 133)/HDD 60 Гб/ FDD 3, 5"/CD - ReWriter 16x/8x/40x / Корпус АТХ / Монитор SVGA 17" ТСО 99 / Графический контроллер SVGA 64 Мб <AGP> / Колонки 16 Вт. / Микрофон / Клавиатура / "Мышь" + коврик / Карта Ethernet 10/100 Мбит / Факс - модем внешний USR Courier V90 56К / Источник бесперебойного питания 600 Вт/Сетевой фильтр/ Принтер лазерный HP LaserJet 1200.
Лицензия на использование Office XP Professional Win32 Russian AcademicEdition.
Лицензия на использование Windows Server 2000 Russian AcademicEdition.
Рабочее место студента, школьника в составе:
Рабочая станция: Процессор Celeron 1100 Мгц/ Материнская плата ASUS/ ОЗУ 128 Мб (pc - 133)/HDD 40 Гб/ FDD 3, 5" /CD - RWriter 16x/8x/40x / Корпус АТХ / Монитор SVGA 17" ТСО 99 / Графический контроллер SVGA 64 Мб <AGP> / Колонки 16 Вт. / Микрофон / Клавиатура / "Мышь" + коврик / Карта Ethernet 10/100 Мбит / Факс - модем внешний USR Courier V90 56К / Источник бесперебойного питания 600 Вт/Сетевой фильтр/ Принтер лазерный HP LaserJet 1200.
Академическая Лицензия на использование Office XP Win32 Russian.
Академическая Лицензия на использование Windows 2000 Professional (Russian)
Таблица 2
Перечень затрат на вычислительную технику и системное
программное обеспечение при оснащение одного
компьютерного класса со схемой
3 + 1 (одноранговая сеть)
N п/п | Наименование | Кол- во (шт) |
Цена за ед. (у.е.) <*> |
Сумма (у.е.) |
Приме- чания |
Итоговая сумма затрат, в том числе: |
4035,59 | ||||
1. | Затраты на технические и программные средства ВТ, в том числе: |
||||
1.1 | Комплектование техническими средствами ВТ, включая: |
||||
1.1.1 | АРМ учителя | 1 | 1509,30 | 1509,30 | |
1.1.2 | АРМ учащегося | 3 | 555,61 | 1666,83 | |
1.1.3 | Кабель Unshielded Twisted Pair, Level 5, 4 - pair BELDEN |
80 |
0,23 |
18,40 |
|
1.1.4 | Кабель Shielded Twisted Pair, Level 5, 4 - pair BELDEN |
80 | 0,50 | 40,00 | |
1.1.5 | RJ-45 Connector 8-pin 5 CAT | 8 | 0,35 | 2,80 | |
1.1.6 | RJ-45 Connector 8-pin 5 CAT SHIELD |
8 | 0,90 | 7,20 | |
1.1.7 | RJ - 45 Розетка 8 - pin Internal CRONE 5 CAT |
4 | 3,41 | 13,64 | |
1.1.8 | RJ - 45 Розетка 8 - pin Internal CRONE 5 CAT ДВОЙН |
2 | 7,20 | 14,40 | |
1.1.9 | Крепления | 400 | 0,05 | 20,00 | |
1.1.10 | Концентратор (Hub) E-net Dual Speed HUB Sport 10/100 Mbps <D-Link> DE-809TC (5UTP) |
1 | 41 | 41,00 | |
1.1.11 | Файловый сервер (комплект ВТ типа <Сервер>) |
- | 939,61 | 0,00 | Нет |
1.1.12 | Модем USR Courier EXT 56K | 1 | 162 | 162,00 | <**> |
1.2 | Комплектование программными средствами ВТ, включая: |
<***> | |||
1.2.1 | Программное обеспечение ОС, в том числе: |
||||
1) | Windows 2000 Professional OEM (Russian) |
1 | 141,90 | 141,90 | |
1л) | Windows Professional Russian SA OpenLicensePack NoLevel AcademicEdition |
3 | 30,00 | 90,00 | |
2) | Windows Server 2000 Russian AcademicEdition CD-ROM 5 Client |
- | 492,09 | 0,00 | |
2к) | Windows ClientAccessLicense 2000 Russian OpenLicensePack NoLevel AcademicEdition |
- | 8,00 | 0,00 | |
1.2.2 | Прикладное программное обе- спечение, включая приложе- ния и обучающие программы |
||||
1) | Office XP Win32 Russian AcademicEdition CD - ROM (BOX) |
1 | 99,94 | 99,94 | |
1л) | Office XP Enterprise Win32 Russian OpenLicensePack NoLevel AcademicEdition |
2 | 44,00 | 88,00 | |
2) | Office XP Professional Win32 Russian AcademicEdition CD - ROM (BOX) |
1 | 120,18 | 120,18 | |
2л) | Office XP Professional Enterprise Win32 Russian OpenLicensePack NoLevel AcademicEdition |
- | 53,00 | 0,00 |
-------------------------------
<*> - у.е. - условные единицы, 1 у.е. = 1$ (USD) по текущему курсу ММВБ;
<**> - Модем поставляется при подключении зала к глобальным сетям по коммутируемым линиям;
<***> - Приобретение программных средств предусматривает закупку одного полного комплекта и необходимого количества лицензий.
Таблица 3
Перечень затрат на вычислительную технику и системное
программное обеспечение при оснащение одного
компьютерного класса со схемой
7 + 1 (одноранговая сеть)
N п/п |
Наименование | Кол- во (шт) |
Цена за ед. (у.е.) <*> |
Сумма (у.е.) |
Приме- чания |
Итоговая сумма затрат, в том числе: |
6677,47 | ||||
1. | Затраты на технические и программные средства ВТ, в том числе: |
||||
1.1 | Комплектование техническими средствами ВТ, включая: |
||||
1.1.1 | АРМ учителя | 1 | 1509,30 | 1509,30 | |
1.1.2 | АРМ учащегося | 7 | 555,61 | 3889,27 | |
1.1.3 | Кабель Unshielded Twisted Pair, Level 5, 4 - pair BELDEN |
160 | 0,23 | 36,80 | |
1.1.4 | Кабель Shielded Twisted Pair, Level 5, 4-pair BELDEN |
160 | 0,50 | 80,00 | |
1.1.5 | RJ-45 Connector 8-pin 5 CAT | 16 | 0,35 | 5,60 | |
1.1.6 | RJ-45 Connector 8-pin 5 CAT SHIELD |
16 | 0,90 | 14,40 | |
1.1.7 | RJ - 45 Розетка 8 - pin Internal CRONE 5 CAT |
8 | 3,41 | 27,28 | |
1.1.8 | RJ - 45 Розетка 8 - pin Internal CRONE 5 CAT ДВОЙН |
4 | 7,20 | 28,80 | |
1.1.9 | Крепления | 700 | 0,05 | 35,00 | |
1.1.10 | Концентратор (Hub) E - net Dual Speed HUB 8 port <ELINE-6/508X-T> (8UTP-10&| | | | | 100Mbps) +Int Switch |
1 | 53 | 53,00 | |
1.1.11 | Файловый сервер (комплект ВТ типа "Сервер") |
- | 939,61 | 0,00 | Нет |
1.1.12 | Модем USR Courier EXT 56K | 1 | 162 | 162,00 | <**> |
1.2 | Комплектование программными средствами ВТ, включая: |
<***> |
|||
1.2.1 | Программное обеспечение ОС, в том числе: |
||||
1) | Windows 2000 Professional OEM (Russian) |
1 | 141,90 | 141,90 | |
1л) | Windows Professional Russian SA OpenLicensePack NoLevel AcademicEdition |
7 | 30,00 | 210,00 | |
2) | Windows Server 2000 Russian AcademicEdition CD-ROM 5 Client |
- | 492,09 | 0,00 | |
2к) | Windows ClientAccessLicense 2000 Russian OpenLicense- Pack NoLevel AcademicEdi- tion |
- | 8,00 | 0,00 | |
1.2.2 | Прикладное программное обеспечение, включая приложения и обучающие программы |
||||
1) | Office XP Win32 Russian AcademicEdition CD-ROM (BOX) |
1 | 99,94 | 99,94 | |
1л) | Office XP Enterprise Win32 Russian OpenLicensePack NoLevel AcademicEdition |
6 | 44,00 | 264,00 | |
2) | Office XP Professional Win32 Russian AcademicEdi- tion CD-ROM (BOX) |
1 | 120,18 | 120,18 | |
2л) | Office XP Professional Enterprise Win32 Russian OpenLicensePack NoLevel AcademicEdition |
- | 53,00 | 0,00 |
-------------------------------
<*> - у.е. - условные единицы, 1 у.е. = 1$ (USD) по текущему курсу ММВБ;
<**> - Модем поставляется при подключении зала к глобальным сетям по коммутируемым линиям;
<***> - Приобретение программных средств предусматривает закупку одного полного комплекта и необходимого количества лицензий.
Таблица 4
Перечень затрат на вычислительную технику и системное
программное обеспечение при оснащение одного
компьютерного класса со схемой
14 + 2 (сеть на основе сервера)
N п/п |
Наименование | Кол- во (шт) |
Цена за ед. (у.е.) <*> |
Сумма (у.е.) |
Приме- чания |
Итоговая сумма затрат, в том числе: |
13014,32 | ||||
1. | Затраты на технические и программные средства ВТ, в том числе: |
||||
1.1 | Комплектование техническими средствами ВТ, включая: |
||||
1.1.1 | АРМ учителя | 1 | 1509,30 | 1509,30 | |
1.1.2 | АРМ учащегося | 14 | 555,61 | 7778,54 | |
1.1.3 | Кабель Unshielded Twisted Pair, Level 5, 4-pair BELDEN |
320 | 0,23 | 73,60 | |
1.1.4 | Кабель Shielded Twisted Pair, Level 5, 4 - pair BELDEN |
320 | 0,50 | 160,00 | |
1.1.5 | RJ-45 Connector 8-pin 5 CAT | 32 | 0,35 | 11, 20 | |
1.1.6 | RJ-45 Connector 8-pin 5 CAT SHIELD |
32 | 0,90 | 28,80 | |
1.1.7 | RJ - 45 Розетка 8 - pin Internal CRONE 5 CAT |
16 |
3,41 |
54,56 |
|
1.1.8 | RJ - 45 Розетка 8 - pin Internal CRONE 5 CAT ДВОИН |
8 |
7,20 |
57,60 |
|
1.1.9 | Крепления | 1300 | 0,05 | 65,00 | |
1.1.10 | Концентратор (Hub) Dual Speed HUB 16port <3COM OfficeConnect 3C16751> 10/100Mbps (16 UTP) |
1 | 195 | 195,00 | |
1.1.11 | Файловый сервер (комплект ВТ типа <Сервер>) |
1 | 939,61 | 939,61 | АРМ учителя |
1.1.12 | Модем USR Courier EXT 56K | 1 | 162 | 162,00 | <**> |
1.2 | Комплектование программными средствами ВТ, включая |
<***> | |||
1.2.1 | Программное обеспечение ОС, в том числе |
||||
1) | Windows 2000 Professional OEM (Russian) |
1 | 141,90 | 141,90 | |
1л) | Windows Professional Russian SA OpenLicensePack NoLevel AcademicEdition |
14 | 30,00 | 420,00 | |
2) | Windows Server 2000 Russian AcademicEdition CD-ROM 5 Client |
1 | 492,09 | 492,09 | |
2к) | Windows ChentAccessLicense 2000 Russian OpenLicensePack NoLevel AcademicEdition |
10 | 8,00 | 80,00 | |
1.2.2 | Прикладное программное обеспечение, включая приложения и обучающие программы |
||||
1) | Office XP Win32 Russian AcademicEdition CD-ROM (BOX) |
1 | 99,94 | 99,94 | |
1л) | Office XP Enterprise Win32 Russian OpenLicensePack NoLevel AcademicEdition |
13 | 44,00 | 572,00 | |
2) | Office XP Professional Win32 Russian AcademicEdition CD-ROM (BOX) |
1 | 120,18 | 120,18 | |
2л) | Office XP Professional Enterprise Win32 Russian OpenLicensePack NoLevel AcademicEdition |
1 | 53,00 | 53,00 |
-------------------------------
<*> - у.е. - условные единицы, 1 у.е. = 1$ (USD) по текущему курсу ММВБ;
<**> - Модем поставляется при подключении зала к глобальным сетям по коммутируемым линиям;
<***> - Приобретение программных средств предусматривает закупку одного полного комплекта и необходимого количества лицензий.
Таблица 5
Перечень затрат на вычислительную технику и системное
программное обеспечение при оснащение
одного компьютерного класса
Тип класса | Цена за ед. (у.е.) <*> | Цена за ед., (тыс. руб.) <**> |
Схема 3 + 1 | 4035,59 | 120,8 |
Схема 7 + 1 | 6677,47 | 199,9 |
Схема 14 + 2 | 13014,32 | 389,5 |
-------------------------------
<*> - у.е. - условные единицы, 1 у.е. = 1$ (USD) по текущему курсу ММВБ;
<**> - по курсу ММВБ по состоянию на 24 ноября 2001 г. (1 у.е. = 29, 93 руб. )
Средняя стоимость одного компьютера с системным программным обеспечением: (4035,59 + 6677,47 + 13014,32)/(4 + 8 + 16) ~= 850 у.е. или 25,5 тыс. руб.
С учетом затрат на прикладное программное обеспечение (из расчета 380 у.е. на один компьютер), получим: 1230 у.е. или средняя стоимость одного условного комплекта средств информатизации - 36,93 тыс. руб.
5.7. Организация системы технического обслуживания
Организация системы технического обслуживания создаваемой БОИС имеет очень большое значение благодаря большому территориальному рассредоточению поставляемой техники, высокой технической сложностью средств телекоммуникаций, компьютерной техники и программ ного обеспечения. Организация технического обеспечения должна включать решение следующих задач:
- разработка организационных форм и принципов управления техническим обслуживанием на отраслевом, областном и муниципальном уровнях;
- создание нормативно - технического и методического обеспечения для организации технического обслуживания;
- создание материально - технической базы и подготовка кадров для центров технического обслуживания отраслевого, областного и муниципального уровней.
Представляется целесообразным создавать районные (городские центры технического обслуживания на базе районных (городских) информационно - образовательных узлов, что позволит консолидировать ресурсы и плотно координировать деятельность по эксплуатации, обсл уживанию и ремонту.
В Приложении 9 приведены ориентировочные цифры по стоимости создания таких сервисных центров с разбивкой по годам реализации и указанием источника финансирования.
Расчеты производились исходя из затрат на ФЦП пропорционально затратам на Белгородскую область, с учетом предполагаемого компьютерного парка к 2004 - 2005 годам. При расчете оплаты труда обслуживающего персонала считалось, что на 20 единиц средств ВТ приходится 1 сотрудник со средней месячной оплатой труда в 1,5 тыс. руб.
5.8. Оценка эффективности и социально - экономических
последствий развития Белгородской
информационно - образовательной среды
Результаты реализации программы создания Белгородского информационно - телекоммуникационного пространства будут заключаться в создании реальных предпосылок включения сферы образования Белгородской области в информационное общество как составной части общероссийского и мирового информационного общества.
В результате реализации программы значительно увеличится вклад информатизации в развитие сферы образования области, в повышение его качества. Существенно возрастет доля отраслей производства инфокоммуникационных технологий и объема инфо - коммуникационных услуг в объеме производства товаров и услуг Белгородской области. Повысится эффективности деятельности системы образования области на всех уровнях за счет развития системы электронного документооборота, доступа к необходимым информационным ресурсам и совершенствования системы информационного взаимодействия населения и органов государственной власти. Будут созданы благоприятные условия для вхождения Белгородской области в федеральное и мировое информационное сообщество и получит дальнейшее развитие белгородский сегмент федеральной сети. В области регулирования информационных отношений будет достигнут существенный прогресс за счет совершенствование и развитие информационного областного и федерального законодательства.
В социальной сфере предоставление широкого спектра информационных, компьютерных и коммуникационных услуг и развитие массовой домашней компьютеризации облегчит и расширит доступ граждан и организаций к отечественным и мировым информационным ресурсам, повысит эффективность системы дошкольного, школьного, высшего и профессионального образования. Будет достигнуто повышение занятости населения, в том числе лиц с ограниченной работоспособностью, вследствие внедрения новых форм работы на дому и совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.
Таким образом, реализация проекта программы развития БИОС будет означать конкретный вклад информатизации в проводимые в области экономические реформы и модернизацию системы государственного управления.
Государственная политика информатизации строится на двух базовых положениях: первое - оказывает всемерное содействие развитию отечественного производства средств информатизации, сферы инфокоммуникационных услуг и рынка инфокоммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг; второе - формирует единые "правила игры" для всех участников процесса информатизации за счет совершенствования и развития законодательной и нормативно - правовой базы информатизации.
В рамках БИОС предусматривается широкое привлечение муниципальных органов самоуправления, отраслевых и ведомственных структур к участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию благоприятных условий на местах развития информатизации.
Для обеспечения равноправного вхождения Белгородской области в федеральное и мировое информационное сообщество государственная политика информатизации должна быть согласована с федеральными и международными программами и проектами развития информатизации и построения информационного общества.
В результате реализации программы обеспечиваются условия для реализации конституционных прав граждан на современное образование всех уровней и ступеней посредством доступа к мировым информационным ресурсам и образовательным системам через региональные и глобальные сети и организацию системы дистанционного обучения. Формируется информационное пространство, ориентированное не только на образовательные нужды, но и на взаимодействие образовательных учреждений с социосредой. У учащихся формируется мировоззрение о роли информационных технологий. Решаются проблемы сельской школы по информатизации учебного процесса и обеспечению доступа к мировым образовательным ресурсам.
Программа ориентирует систему образования области на использование внутренних резервов ее образовательного, научного и инновационного потенциала, на структурную перестройку и поиск новых, более эффективных форм деятельности, на превращение вузовского сектора науки в крупную систему научно - технического комплекса области. Программа направлена на повышение роли и места научно - технического и инновационного комплекса системы образования в едином комплексе области.
Разработанный проект программы развития единой образовательной информационной среды Белгородской области является первым шагом выполнения собственно программы, которая позволит:
1) Сформировать основы единой областной системы информационного и научно - методического обеспечения развития образования;
2) Повысить качество обучения в образовательных учреждениях всех уровней, в том числе специфичных, за счет обеспечения доступа к ОИР;
3) Довести число компьютеров в области минимум 80 учащихся на 1 компьютер;
4) Обеспечить доступ профессиональных образовательных учреждений к глобальным информационным ресурсам по каналам связи от 512 Кбит/с до 2 Мбит/с.
5) Обеспечить создание и эффективное использование в учебном процессе мультимедийных, сетевых ОИР, электронных методических разработок и электронных книг, организованных в электронную библиотеку учебных материалов.
6) Развитие системы открытого образования путем апробации и внедрения новых форм дистанционного образования, в том числе, интерактивное дистанционное образование.
7) Создание нормативной базы поддержки всех направлений информатизации и т.д.
Созданы основы Белгородского информационного образовательно - научного портала, интегрирующего все процессы информатизации образования области с целью организации оптимального управления образовательной отраслью и обеспечения опережающих темпов развития этих процессов по сравнению с другими регионами России. К 2003 в каждый районный центр области по предварительным оценкам будет доведено от 622 Мбит/с и выше.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы Администрации Белгородской области от 28 января 2002 г. N 40 "Об областной целевой программе "Развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.