Постановлением Губернатора Белгородской области от 2 марта 2006 г. N 24 настоящее Постановление снято с контроля
Учитывая значимость системы образования в формировании гармонично развитой, социально - активной творческой личности, и в целях сохранения и дальнейшего развития отрасли "Образование" постановляю:
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие образования Белгородской области на 2002 - 2005 годы" (далее - Программа, прилагается).
2. Возложить функции координатора Программы на управление образования и науки администрации области (Тимофеев С.П.).
3. Департаменту финансов и бюджетной политики правительства администрации области (Боровик В.Ф.) выделение средств на реализацию программы производить в пределах ассигнований, предусмотренных законом области об областном бюджете на соответствующий год.
4. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области разработать аналогичные программы и принять меры к их выполнению.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на департамент социальной политики правительства администрации области (Худаев Д.В.).
О выполнении постановления информировать ежегодно к 15 декабря, срок представления итоговой информации - 1 февраля 2006 года.
Глава |
Е. Савченко |
Областная целевая программа
"Развитие образования Белгородской области на 2002 - 2005 годы"
(утв. постановлением Главы Администрации области от 4 февраля 2002 г. N 69)
Паспорт
областной целевой программы "Развитие образования Белгородской области на 2002 - 2005 годы"
Государственный заказчик - коор- динатор Программы Основной разработчик Исполнители программы Цели и задачи разработки Сроки реализации программы Перечень разделов системы программ- ных мероприятий Объемы и источни- ки финансирования Капитальные вложения (2002 год) |
Управление образования и науки администрации Белгородской области Управление образования и науки администрации Белгородской области Органы управления и учреждения образования, органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления городов и районов области Реализация программы развития образования обеспечит достижение следующих целей: - Получение гражданами общедоступного общего начального, основного, среднего образования, начального профессионального, а также на конкурсной основе бесплатного среднего и высшего профессиональ- ного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях - Формирование системы демократического, государ- ственно-общественного управления образованием, создание попечительских советов во всех образова- тельных учреждениях - Четкое разграничение функций между управлением об- разования и науки администрации области и органами управления образованием администраций городов и рай- районов - Совершенствование системы лицензирования, аттеста- ции и аккредитации образовательных учреждений и повы- шение на этой основе качества и эффективности образо- вания Для достижения целей, определенных Программой, будут решаться следующие задачи: - Обеспечение на практике гарантий приоритетности об- разования - Укрепление взаимосвязей образования, науки, культу- ры - Усиление связей образования и рынка труда - Сохранение и развитие общедоступной системы допол- нительного образования - Вовлечение всех детей школьного возраста в обучение - Усиление воспитательных (функции образовательных учреждений, направленных на воспитание гражданствен- ности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине - Повышение роли общественных объединений в нравственном становлении личности - Повышение качества управленческой деятельности ор- анов образования и образовательных учреждений - Формирование системы государственной и социальной защиты работников образования и обучающихся 2002 - 2005 годы "Механизмы управления системой образования", "Инфор- мационное обеспечение системы образования", "Дошколь- ное образование", "Общее среднее образование", "На- чальное профессиональное образование", "Высшее и среднее профессиональ ное образование", "Внешкольное дополнительное образование", "Воспитательная работа в учреждениях образования", "Социальная реабилитация и охрана здоровья детей, нуждающихся в помощи госу- дарства", "Кадровов обеспечение системы образования", "Аттестация кадров, лицензирование, аттестация и ак- кредитация учреждений образования", "Материальная ба- за образовательных учреждений". "Финансовое обеспече- ние программы" Федеральный бюджет - 179905,7 тыс. рублей Региональный бюджет (областной бюджет, бюджеты муни- ципальных образований, внебюджетные источники) - 210497,1 тыс. рублей Внебюджетные источники (федеральные) - 187677,6 тыс. рублей Всего: 578080,3 тыс. рублей Федеральный бюджет - 11000 тыс. рублей Областной бюджет - 145567,0 тыс. рублей Всего: 156567 тыс. рублей |
Введение
Назначение программы. Программа развития образования области в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании является организационной основой областной политики в области образования, определяет приоритетные направления развития системы образования на 2002 - 2005 годы. Она составлена с учетом федеральной программы развития образования и учитывает культурные, демографические, социально - экономические особенности Белгородской области.
Заказчик программы: управление образования и науки администрации области.
Исполнители: органы местного самоуправления и управления образованием, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения всех организационно - правовых форм, различных типов и видов.
Сроки реализации программы: 2002 - 2005 г.г.
Главная цель программы: развитие системы образования в интересах формирования творческой личности и усиления социально - экономического потенциала области на основе приоритетного развития образования.
Основные программные мероприятия
- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней;
- создание региональной законодательной и нормативной базы, предусматривающей развитие системы образования области;
- формирование содержания образования, отражающего передовой отечественный опыт работы образовательных учреждений;
- совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
- обеспечение контроля качества образования;
- упорядочение системы подготовки и переподготовки работников образования;
- разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и обучающихся;
- участие в значимых федеральных экспериментах по развитию системы образования;
- развитие материально - технической базы учреждений образования;
- создание в области единого информационного пространства.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Сохранение и развитие системы образования области, функционирование системы образования в интересах личности, общества, государства.
Состояние системы образования области
На начало 2001-2002 учебного года в области функционируют 594 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 41,7 тыс. детей; 800 учреждений общего образования (149 начальных, 185 основных, 458 средних школ, 8 вечерних (сменных)) общеобразовательных школ), в которых занимаются 203887 школьников, 30 профессиональных училищ и лицеев с контингентом обучающихся 16,8 тыс. человек, 111 учреждений дополнительного образования с охватом 143 тыс. детей и подростков.
Сельские образовательные учреждения составляют 76 процентов от всех образовательных учреждений области и в них занимаются 68,5 тыс. учащихся (33,6 процент).
В области 14 интернатных учреждений с численностью 3630 воспитанников, 1930 детей занимаются в учреждениях для детей с отклонениями в развитии.
В системе образования работают 33,5 тыс. педагогических работников.
Подготовку специалистов в области осуществляют 20 высших учебных заведений или их филиалов и 25 средних специальных учебных заведений, в которых работают 3507 преподавателей и обучаются более 70 тыс. студентов. Обучение ведется по 101 специальности в высших профессиональных учебных заведениях и 77 специальностям - в средних.
Основные проблемы образования
В течение последних десятилетий в образовательных учреждениях области осуществлялся поиск наиболее эффективных путей развития образования. За этот период система образования претерпела значительные изменения в ходе общих процессов демократизации общества и формирования рыночной экономики.
Развитие образования области происходит на фоне формирующихся экономических условий, демографических тенденций и существующей нормативно - правовой базы.
Главным фактором, тормозящим развитие образования, является хроническое недофинансирование образовательных учреждений всех типов и видов, что сдерживает процесс их модернизации, адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям.
Средняя заработная плата в системе образования ниже прожиточного минимума. По этой причине снижается престиж педагогического труда, что сказывается на профессиональном уровне педагогических работников.
Негативные тенденции коснулись всех сфер образования.
Значительным изменениям подверглось дошкольное образование. Особенно сократилась сеть этих учреждений в сельской местности. В целом за 5 последних лет число детских дошкольных учреждений сократилось на 149, а число дошкольников в них - почти на 8 тысяч. Сокращение ведомственной сети дошкольных учреждений существенно снизило поступление внебюджетных средств в дошкольное образование.
Учреждения общего образования финансируются из бюджетов муниципальных образований. Большинство муниципальных органов исполнительной власти не обладают достаточной налоговой базой для содержания образовательных учреждений на соответствующем уровне.
Сельские школьники изначально не имеют равных возможностей в получении образования, равного доступа к качественным образовательным услугам. Возникла острая необходимость решения вопросов компьютеризации и информатизации сельских школ. Низкий уровень материальной базы учреждений общего образования сказывается на содержании образовательно - воспитательного процесса. Значительное число школьников не осваивает школьную программу, часть подростков выбывает из школы, не получив основного образования.
К числу основных проблем начального профессионального образования следует отнести необходимость перехода на смешанное финансирование с целью привлечения средств работодателей к инвестированию этих учреждений.
В системе дополнительного образования есть тоже немало проблем. В отдельных территориях происходит необдуманная реорганизация учреждений этого профиля, из-за чего утрачиваются целые направления работы с детьми (например, эколого - биологическое). Здания, в которых расположены эти учреждения, требуют капитального ремонта, значительная их часть находится в аварийном состоянии.
Необходимо уделять больше внимания образованию детей с ограниченными возможностями и подготовке их к адаптации в обществе.
Накопилось немало проблем и в содержании работы самих образовательных учреждений. Возникла необходимость обновления содержания образования, повышения его качества, освоения педагогами технологий, которые формируют у учащихся навыки анализа информации, самообучения, повышают воспитательные функции всех образовательных учреждений.
Образовательным учреждениям всех типов и видов предстоит освоить здоровье сберегающие технологии, разработать систему противодействия негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании, криминогенности в детской и молодежной среде.
Вхождение новых поколений в открытое информационное пространство требует использования информационных технологий, компьютеризации образовательных учреждений, создания единой информационной среды образования.
Есть немало проблем в среднем и высшем профессиональном образовании. С каждым годом усугубляется проблема разрыва преемственности между средней и высшей школой. В финансировании высшего образования проявляется негативная тенденция переноса центра тяжести с бюджета на внебюджетные средства. Уменьшается прием студентов в промышленные и сельскохозяйственные вузы, а на экономические и юридические специальности вузов резко возрастает. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер. Ухудшается взаимодействие профессиональных учебных заведений с производством, опытными и экспериментальными базами, что снижает качество практической подготовки будущих специалистов.
Указанные проблемы являются основой для определения задач и целей областной программы развития образования.
Цели и задачи реализации программы
В результате реализации программы будут достигнуты следующие цели:
- получение гражданами общедоступного общего начального, основного, среднего образования, начального профессионального, а также на конкурсной основе бесплатного среднего и высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- формирование системы демократического, государственно - общественного управления образованием, создание попечительских советов во всех образовательных учреждениях;
- четкое разграничение функций между управлением образования и науки администрации области и органами управления образованием администраций районов и городов;
- совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений и повышение на этой основе качества и эффективности образования.
Для достижения целей, определенных Программой, будут решаться следующие задачи:
- обеспечение на практике гарантий приоритетности образования;
- укрепление взаимосвязей образования, науки, культуры;
- усиление связей образования и рынка труда;
- сохранение и развитие общедоступной системы дополнительного образования;
- вовлечение всех детей школьного возраста в обучение;
- усиление воспитательных функций образовательных учреждений, направленных на воспитание гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине;
- повышение роли детских общественных объединений в нравственном становлении личности;
- повышение качества управленческой деятельности органов образования и образовательных учреждений;
- формирование системы государственной и социальной защиты работников образования и обучающихся.
В Программу включены мероприятия, предусмотренные текущим финансированием и не предполагающие дополнительных средств на их реализацию.
1. Механизмы управления системой образования области
Основные направления развития:
- усиление целевой ориентации организационно - управленческой деятельности в региональной системе образования на разрешение приоритетных проблем ее функционирования и развития; использование в этих целях современных технологий программно - целевого управления;
- обеспечение рационального соотношения централизации и децентрализации, оптимального развития в системе взаимодействия органов управления образованием областного, муниципального и школьного уровней;
- совершенствование и развитие государственной системы контроля и оценки качества образования;
- формирование общественных механизмов управления качеством образования;
- совершенствование нормативно - правового регулирования инновационной образовательной деятельности, ее организационного и финансово - экономического обеспечения;
- повышение роли психолого - педагогической диагностики в регулировании и коррекции инновационных образовательных процессов;
- последовательное повышение роли маркетинговой составляющей в структуре анализа и прогнозирования состояния образования и управления его качеством;
- формирование эффективного механизма мотивации и стимулирования профессионального саморазвития и повышения уровня трудовых достижений работников системы образования;
- совершенствование финансирования и нормативного обеспечения организации научных исследований и научно - методических разработок по проблемам образования.
Программа деятельности
N п/п |
Мероприятия | Сроки проведе- ния |
Исполнители |
1. | Создание системы мониторинга реализа- ции Программы развития образования Белгородской области на 2002 - 2005 годы |
2002- 2005 годы |
Управление обра- образования и на- уки администрации области, органы управления обра- зованием админи- страций районов и городов |
2. | Разработка (корректировка) программ развития муниципальных систем образо- вания на 2002 - 2005 годы с учетом содержания региональной программы развития образования |
2002 год | Органы управления образованием ад- министраций рай- онов и городов |
3. | Разработка и реализация научно-методи- ческого обеспечения формирования прог- рамм развития муниципальных систем об- разования |
2002 год | Управление обра- зования и науки администрации об- ласти, областной научно-методичес- кий центр содер- жания образования |
4. | Разработка объективных и технологичных критериев и показателей результатов деятельности субъектов образовательно- го процесса и механизма их использова- ния в инспекционном контроле |
2002 год | Управление обра- зования и науки админинистрации области научно - методический центр содержания образования |
5. | Разработка и реализация технологий проведения аттестации образовательных учреждений различных типов и видов педагогических и руководящих работни- ков системы общего образования на основе нормативного установления кри- териев и показателей аттестации и оценки профессиональной компетентности аттестуемых |
2002 - 2003 годы |
Управление обра- зования и науки, областной научно- методический центр содержания образования, ор- ганы управления образованием ад- министраций рай- нов и городов |
6. | Разработка и обеспечение реализации технологий управления качеством обра- зования на региональном, муниципальном и школьном уровнях на основе использо- вания средств информатизации |
2003 - 2005 годы |
Управление обра- зования и науки, научно - методи- ческий центр со- держания образо- вания, областной методический центр информати- зационных техно- логий, органы уп- равления образо- ванием админи- страций районов и городов |
7. | Разработка и реализация концепции и механизма функционирования единой региональной системы мониторинга качества образования |
2003 - 2005 годы |
Управление обра- зования и науки, областной научно- методический центр содержания образования |
8. | Создание общественных и государствен- но-общественных объединений, комиссий, коллективов и групп, привлекаемых в качестве субъектов экспертной оценки качества образования |
2002 - 2005 годы |
Управление обра- зования и науки, органы управления образованием ад- министраций рай- онов и городов |
9. | Систематическое проведение социологи- ческих исследовании, ориентированных на выявление отношения населения области к инновационным изменениям в системе образования |
2003 - 2005 годы |
Управление обра- зования и науки администрации об- ласти, научно - методический содержания обра- зования, органы управления обра- зованием админи- страций районов и городов |
10. | Разработка пакета нормативных докумен- тов по созданию общественных механиз- мов управления качеством образования |
2003 год |
Управление обра- зования и науки, органы управления образованием ад- министрации рай- онов и городов |
11. | Разработка и реализация нормативно- правовой и программно - методической базы дистантного образования управлен- ческих и педагогических кадров |
2002 - 2003 годы |
Управление обра- зования и науки, органы управления образованием ад- министрации об- ласти, областной научно-методичес- кий центр содер- жания образования |
12. | Проведение областных и зональных семинаров - практикумов руководителей муниципальных органов управления обра- зованием по вопросам контроля и оценки качества образования |
2002 - 2005 годы |
Управление обра- зования и науки, администрации об- ласти, областной научно-методичес- кий центр содер- жания образования содержания |
13. | Повышение квалификации руководителей учреждений образования по проблемам организации стратегического управле- ния, освоения в управленческой практике педагогического менеджмента |
2002 - 2004 годы |
Институт повыше- ния квалификации БелГУ, областной научно-методиче - кий центр содер- жания образования |
14. | Обучение специалистов органов управле- ния образованием новым технологиям осуществления инспекционного контроля |
2002 - 2003 годы |
Управление обра- зования и науки, администрации об- ласти |
2. Информатизационное обеспечение системы образования Белгородской области в 2002 - 2005 г.г.
Основные направления деятельности:
1. Развитие единой информационной образовательной среды области.
2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно - технических кадров в области новых информационных технологий.
3. Оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой и средствами информатизации.
N п/п |
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Разработка электронных учебных материалов по изучаемым дисципли- нам, необходимых для методического обеспечения учебного процесса для различных уровней образования |
2003 - 2005 годы |
Областной методи- ческий центр ин- форматизационных технологий (далее ОМЦИТ) |
2. | Экспериментальная апробация разра- ботанных учебных материалов в учебном процессе |
2003 - 2005 годы |
Управление обра- зования и науки администрации области, органы управления обра- зованием админи- страций районов и городов, ОМЦИТ, учреждения обра- зования области |
3. | Организация экспериментальных пло- щадок для комплексной отработки моделей информатизации образования |
2002 - 2005 годы |
|
4. | Организация областного ресурсного центра, обеспечивающего информаци- онную и научно - методическую под- держку учебного процесса, обслужи- вание аппаратно - программных средств, оказание консультационных услуг |
2002 год |
Управление обра- зования и науки администрации области, ОМЦИТ |
5. | Профессиональная переподготовка педагогических кадров в области использования информационных техно- логий в учебном процессе; проведе- ние семинаров и интенсивных тренин- гов |
2002 - 2005 годы |
ОМЦИТ, Региональ- ный центр Федера- ция "Интернет - Образование" (далее ФИО) ИПК БелГУ, областной научно - методи- ческий Центр содержания обра- зования (далее ОНМЦСО), Старо- оскольский инсти- тут усовершен- ствования учи- телей (далее ИУУ) |
6. | Подготовка координаторов программ и повышение квалификации кадров по информационным технологиям |
2002 год |
Управление обра- зования и науки администрации области, ОМЦИТ, областное учреж- дение "Центр технической под- держки образова- тельных учрежде- ний" (далее ЦТПОУ) |
7. | Обеспечение образовательных учреж- дений компьютерной техникой |
2002 - 2005 годы |
|
8. | Обеспечение образовательных учреж- дений средствами информатизации, системным и прикладным программным обеспечением |
2002 - 2005 годы |
Управление обра- зования и науки администрации об- ласти, ОМЦИТ, ЦТПОУ |
3. Дошкольное образование
Основные направления развития дошкольного образования:
- сохранение существующей сети дошкольных образовательных учреждений и ее развитие за счет организации новых, экономически целесообразных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
- экономическое обеспечение сети дошкольных образовательных учреждений, совершенствование новых условий финансирования дошкольного образования;
- обеспечение оптимальных гигиенических основ образовательного процесса в детских дошкольных образовательных учреждениях;
- обеспечение системы работы по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием;
- приобщение детей к общечеловеческим, общекультурным ценностям, которые осуществляются, прежде всего, через приобщение детей к культуре и историческому наследию Белгородчины;
- совершенствование механизмов лицензирования, аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений, введение в действие государственных образовательных стандартов в системе дошкольного образования;
- создание условий для дошкольного образования детей с разным уровнем умственного, физического развития;
- содействие семье в воспитании детей дошкольного возраста;
- совершенствование профессионального уровня педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Программа деятельности
N п/п |
Мероприятия | Сроки ис- полнения |
Исполнители |
1. | Разработка финансово экономического механизма функционирования групп непол- |
2002 год |
Управление об- разования и на- уки администра- ции области |
2. | Создание инновационных дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) на основе типовых положений |
2002 - 2005 годы |
Органы управле- ния образовани- ем администра- ций районов и городов |
3. | Обеспечение ДОУ кадрами психологов, дефектологов |
2002 - 2005 годы |
Управление об- разования и на- уки администра- ции области, органы управ- ления образова- нием админист- городов области |
4. | Систематическое изучение качествен- ного уровня развития детей |
2002 - 2005 годы |
Управление об- разования и науки админист- рации области, органы управле- ния образова- нием админист- раций районов и городов области |
5. | Создание экспериментальной площадки по апробированию программы "Школа - 2000" (программа образования с дош- кольного возраста) |
2002 год |
Управление об- разования и науки админист- рации области, органы управле- ния образова- нием админи- страций районов и городов |
6. | Издание методических рекомендаций о лучшем опыте работы по дошкольному образованию |
2002 - 2005 годы |
Управление об- разования и науки админист- рации области, органы управле- ния образовани- ем администра- ций районов и городов |
7. | Организация коррекционных групп и групп для одаренных детей в детских дошкольных учреждениях |
2002 - 2005 годы |
Управление об- разования и науки админист- рации области, органы управле- ния образовани- ем администра- ций районов и городов |
4. Общее среднее образование
Основные направления развития общего среднего образования:
- дальнейшая оптимизация сети общеобразовательных учреждений, развитие инновационных учреждений (гимназий, лицеев, профильных школ различной направленности);
- обеспечение прав и гарантий молодежи на получение образования, в том числе образования по выбору
- дальнейшее развитие новых форм организации образовательного процесса;
- обновление содержания образования, обеспечение органичного сочетания федерального, областного и местных образовательных компонентов. Активное внедрение в образовательный процесс развивающих технологий обучения, передового педагогического опыта. Обеспечение на этой основе высокого уровня общеобразовательной подготовки учащихся;
- планомерное изучение и анализ качества знаний учащихся, внедрение новых форм этой работы (тестирование, мониторинг и т.д.).
- научное обеспечение образовательного процесса, организация исследовательской и экспериментальной работы. Обеспечение взаимодействия и сотрудничества с вузами;
- оказание помощи и поддержки негосударственным образовательным учреждениям;
- обеспечение взаимодействия и совершенствования деятельности всех звеньев управленческой вертикали.
N п/п |
Содержание деятельности | Срок ис- полнения |
Исполнители |
1. | Продолжить курс на вариативность образования. Предусмотреть еже- годное открытие инновационных образовательных учреждений с уче- том конкретных потребностей тер- риторий. Расширить сеть классов с углубленным изучением предметов. |
2002 - 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации об- ласти, органы управления образо- ванием администра- ций районов и городов, руково- дители общеобразо- вательных учреж- дений |
2. | Завершить переход на 4-х летнее обучение в начальной школе |
2002 - 2003 годы |
Управление обра- зования и науки администрации области, органы управления образо- ванием администра- ций районов и городов, руково- дители общеобразо- вательных учреж- дений |
3. | Обеспечить охват всех выпускников основной школы обучением в стар- ших классах общеобразовательной школы, в учреждениях среднего и начального профессионального образования |
2002 - 2005 годы |
Органы управления образованием адми- нистраций районов и городов, руково- дители общеобразо- вательных учрежде- ний |
4. | Осуществлять регулярное инспекти- рование организации деятельности муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений |
2002 - 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации об- ласти |
5. | Проводить ежегодный мониторинг качества знаний выпускников основной и средней (полной) школы |
2002 - 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации об- ласти, областной научно- методичес- кий центр содержания образо- вания, органы управления образо- ванием администра- ций районов и городов |
6. | Ежегодно проводить конкурсы профессионального мастерства "Школа года", "Учитель года" |
2002 - 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации об- ласти |
7. | Создать программу развития научно - исследовательской дея- тельности в учреждениях общего образования |
2002 год |
Управление образо- вания и науки администрации об- ласти |
8. | Продолжить работу по отбору и совершенствованию содержания образования. Обеспечить рацио- нальное сочетание федерального, регионального и школьного компо- нентов содержания образования |
2002 - 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации об- области, органы управления образо- ванием администра- ций районов и городов, общеобра- зовательные учреж- дения |
9. | Обеспечить выполнение государ- ственных образовательных стан- дартов всеми образовательными учреждениями с момента введения их в действие |
2002 - 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации об- области, органы управления образо- ванием админист- раций районов и городов, общеобра- зовательные учреж- дения |
10. | Принять участие в реализации фе- дерального эксперимента по совер- шенствованию структуры и содержа- ия образования |
2002 - 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации об- ласти, общеобра- зовательные учреж- дения (по согласо- ванию) |
11. | Разработать финансово - экономи- ческие механизмы перевода сельских образовательных учреж- дений в статус юридического лица |
2002 год |
Управление образо- вания и науки администрации об- ласти |
12. | Создавать инновационные сельские образовательные учреждения на ос- нове типовых положений, разрабо- танных Министерством образования Российской Федерации |
2002 - 2005 годы |
Органы управления образованием адми- нистраций районов и городов |
13. | Осуществить анализ соответствия профессиональной подготовки сель- ских школьников условиям многоук- ладной экономики села |
2002 - 2003 годы |
Управление образо- вания и науки администрации об- области |
14. | Последовательно расширять диапа- зон профессий, готовящих выпуск- ников школ к работе в сельскохо- зяйственном производстве |
2002 - 2005 годы |
Органы управления образованием адми- нистраций районов и городов |
15. | Систематически делать анализ состояния преподавания и качества знаний сельских школьников, рабо- ты с одаренными детьми |
2002 - 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации об- ласти, областной научно - методи- ческий Центр содержания образо- вания |
16. | Продолжить перевод всех сельских новостроек на режим учебно - вос- питательных комплексов |
2002 - 2005 годы |
Органы управления образованием адми- нистраций районов и городов, образо- вательные учрежде- ния |
17. | Изучить опыт работы сельских образовательных учреждений в области социального воспитания и издать рекомендации |
2004 год |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, научно - мето- дический Центр со- держания образо- вания |
18. | Обеспечить все сельские средние школы компьютерной техникой |
2002 - 2003 годы |
Управление образо- вания и науки администрации об- ласти, органы управления образо- ванием админист- рации районов и городов |
19. | Изучить организацию совместной деятельности детского дошкольного и общеобразовательного учреждения в режиме развития личности сель- ского школьника. Подготовить соответствующие рекомендации |
2004 год |
Управление образо- вания и науки администрации об- ласти, областной научно - методи- ческий Центр со- держания образова- ния |
20. | Открывать учебно - консультаци- онные пункты для обучения работа- ющей молодежи и обеспечить их полноценное функционирование |
2002 - 2003 годы |
Органы управления образованием адми- нистраций районов и городов |
21. | Создать попечительские советы во всех образовательных учреждениях |
2002 год |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, органы управ- ления образованием администраций рай- онов и городов |
5. Начальное профессиональное образование
Основные направления развития:
- удовлетворение потребностей личности в высококачественных профессиональных образовательных услугах, с одновременным повышением общеобразовательного уровня, включение молодежи в полноценный производительный труд;
- обеспечение потребностей области в квалифицированных рабочих кадрах по всем основным отраслям экономики;
- повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда;
- создание на базе учреждений начального профессионального образования консультационных пунктов для подготовки рабочих и повышения их квалификации;
- расширение перечня образовательных услуг, предоставляемых учреждениями начального профессионального образования по обучению и переподготовке незанятого населения;
- сохранение и развитие основных образовательных и воспитательных функций учреждений начального профессионального образования;
- создание механизма взаимодействия через производственные консорциумы с предприятиями - заказчиками рабочих кадров;
- обновление содержания образования на основе внедрения государственных стандартов, современных педагогических и производственных технологий;
- повышение профессионализма инженерно - педагогических работников;
- научно - методическое обеспечение начального профессионального образования;
- улучшение условий для качественного обучения, приобретения учащимися практических навыков, развития их творческих и профессиональных способностей;
- осуществление непрерывного повышения уровня профессиональных навыков инженерно - педагогических работников.
6. Высшее и среднее профессиональное образование
Основные направления развития:
Среднее профессиональное образование
- совершенствование сети учреждений среднего профессионального образования и содержания их работы;
- формирование механизма прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов среднего звена в соответствии с потребностями рынка труда и населения;
- развитие интегрированных процессов между средним профессиональным образованием и другими уровнями образования;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для среднего профессионального образования;
- обеспечение средних специальных учебных заведений учебной и учебно - методической литературой, техническими средствами обучения;
- развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области среднего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование
- сохранение потенциала и дальнейшее развитие структурных составляющих системы высшего и послевузовского профессионального образования;
- увеличение вклада системы профессионального образования в развитие фундаментальных научных исследований;
- развитие вузов, учреждений и организаций как учебно - научно - производственных комплексов;
- формирование отраслевых и региональных комплексов (объединений, ассоциаций) высших учебных заведении, учреждений, организаций;
- обеспечение условий для развития личности и творческих способностей студентов, индивидуализация форм, методов и систем обучения;
- совершенствование научно - исследовательской и научно - технической деятельности вузов;
- выполнение актуальных исследований в области общественных и гуманитарных наук;
- разработка мер по широкому привлечению студентов к научно - исследовательской работе;
- совершенствование мер по укреплению самостоятельности высших учебных заведений;
- расширение участия высших учебных заведений в международной деятельности в сфере профессионального образования.
Программа деятельности
N п/п |
Мероприятия | Сроки ис- исполнения |
Исполнители |
1. | Ввести новые государственные стан- дарты среднего профессионального образования и новые образователь- ные программы |
2002 год |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, руководители учебных заведений |
2. | Производить формирование в учреж- дениях среднего профессионального образования специальностей с уче- том потребности общества |
2002 - 2005 годы |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, руководители учебных заведений |
3. | Производить многоуровневое образо- вание в педагогических учебных заведениях |
2002 - 2005 годы |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, руководители учебных заведений |
4. | Рассмотреть вопрос о переоснащении и модернизации материальной базы образовательных учреждений, финан- сируемых из федерального бюджета, с соответствующими министерствами, управлениями и комитетами по науке и образованию |
2002 - 2005 годы |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, руководители учебных заведений |
5. | Ввести в средних профессиональных образовательных учреждениях спец- курсы и (факультативы по общению, профессиональной этике, эстетике и культуре |
2002 - 2003 годы |
Директора средних профессиональных образовательных учреждений |
6. | Осуществить постепенный перевод средних профессиональных образо- вательных учреждений на работу по системе "техникум - вуз", "колледж - вуз" или на единые учебные планы с вузом |
2002 - 2003 годы |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, директора средних профессио- нальных образова- тельных учреждений |
7. | Совершенствовать и реализовать формы, методы и способы интеграции образования, науки, культуры и производства |
2002 - 2005 годы |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, ректоры вузов, директора ссузов, управление куль- туры администрации области |
8. | Сформировать и реализовать прог- рамму содействия развитию научно - исследовательской работы студентов и научно - технического творчества молодежи |
2003 год |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, руководители профессиональных учебных заведений |
9. | Разработать и реализовать систему мер по созданию рабочих мест для студентов на период прохождения практики, предусмотренных учебными планами |
2003 год |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, ректоры вузов |
10. | Создать и обеспечить функциониро- вание некоммерческой информацион- но - телекоммуникационной сети образования, науки и культуры |
2003 год |
Управление образо- вания и науки администрации об- ласти |
11. | Осуществить мероприятия по совер- шенствованию социально ориентиро- ванной направленности областного стипендиального обеспечения |
2003 - 2005 годы |
Управление обра- зования и науки администрации об- ласти |
12. | Обеспечить развитие механизмов и форм набора и подготовки иностран- ных специалистов в профессиональ- ных учреждениях области |
2003 год |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, руководители образовательных учреждений |
13. | Укреплять взаимодействие профес- сиональных образовательных учреж- дений государств - участников СНГ по направлениям: - разработка программ совместных исследований по проблемам образо- вания; - реализация мероприятий по созда- нию единого межгосударственного информационного, информационно - аналитического центра в области образования |
2003 - 2005 годы |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, профессиональ- ные образователь- ные учреждения |
7. Внешкольное дополнительное образование
Основные направления развития
Развитие системы дополнительного образования будет осуществляться по следующим направлениям:
- расширение сети учреждений дополнительного образования в районах и городах области, имеющих 2 - 3 учреждения;
- расширение видов деятельности, организуемой учреждениями дополнительного образования, использование новых технологий в работе, развитие клубных форм в организации занятий учащихся;
- увеличение охвата учащихся кружками учреждений дополнительного образования в территориях с низким показателем;
- научно - обоснованная работа методической службы, ее укрепление научно - педагогическими кадрами;
- всестороннее развитие областных учреждений дополнительного образования как центров, обеспечивающих новаторский подход к системе дополнительного образования и являющихся организационно - методической базой обновления содержания образования.
Программа деятельности
N | Мероприятия | Срок исполне- нения |
Исполнители |
1. | Осуществлять постепенный переход областных и муниципальных учрежде- ний дополнительного образования на долгосрочные образовательные прог- раммы с целью выдачи обучающимся документов об окончании курса обу- чения |
2002 - 2005 годы |
Учреждения допол- нительного образо- вания всех уровней |
2. | Организовать стажировки для специ- алистов муниципальных учреждений дополнительного образования с целью повышения их квалификации на базе областных учреждений дополни- тельного образования |
2002- 2005 годы |
Областные учрежде- ния дополнительно- го образования |
3. | Ежегодно проводить районные и областной конкурсы педагогов до- полнительного образования "Сердце отдаю детям" |
2002 - 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации об- ласти |
4. | Продолжить работу по организа- ции школьного краеведческого и музейного дела в рамках Всероссий- ского движения "Отечество", обес- печить реализацию следующих прог- рамм: - Летопись родного края; - Памятники истории и культуры Белгородской области; - Путешествие по малым городам области, России и ближнего зару- бежья; - Военная история Отечества; - Этнография; - Школьные музеи; - Моя родословная; - Детско - юношеский туризм |
2002 - 2005 годы |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, областной Центр детского и юношеского туризма |
5. | Ежегодно проводить смотры, конкурсы, фестивали, выставки детского творчества |
2002- 2005 годы |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, учреждения до- полнительного об- разования детей |
6. | Ежегодно проводить областную спар- такиаду школьников по 10 видам спорта |
2002- 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации об- ласти |
7. | Создавать на базе станций юных техников кружки космического моде- лирования, робототехники, компью- терного творчества и др. |
2002- 2005 годы |
Органы управления образованием адми- нистраций районов и городов |
8. | С целью овладения учащимися мето- дикой самообразования развивать систему медиаобразования в учреж- дениях общего и дополнительного образования |
2002- 2005 годы |
ОМЦИТ |
9. | Ежегодно проводить областной кон- курс ученических и учительских видеофильмов, самодеятельных виде- опособий |
2002- 2005 годы |
ОМЦИТ |
10. | Ежегодно проводить областные слеты членов ученических производствен- ных бригад, школьных лесничеств, выставки детского декоративно - прикладного творчества, комнатных и цветочно - декоративных растений |
2002- 2005 годы |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, областной эколого - биологи- ческий Центр |
11. | Разработать и издать рекомендации по работе с детьми и подростками по месту жительства |
2002 год |
Областной Дворец детского творчест- ва |
12. | Создать творческие лаборатории педагогов дополнительного образо- вания: - гуманитарного цикла; - естественно - математического цикла; - музейной педагогики |
2002 год |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, областной Дво- рец детского твор- чества, областной Центр детско - юношеского туризма |
13. | Разработать концепцию "Школьный музей 21 века" и обеспечить ее реализацию |
2002 год |
Областной Центр детско-юношеского туризма |
14. | Разработать и издать методическое пособие "Музейные маршруты Бел- городской области" и ежегодную методическую серию в помощь музеям образовательных учреждений |
2002- 2005 годы |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти Областной Центр детско-юношеского туризма |
15. | Провести областной смотр школьных театральных коллективов, посвящен- ный 215-летию со дня рождения М.С.Щепкина |
2003 год |
Областной Дворец детского твор- чества |
16. | Провести серию детских творческих конкурсов, смотров, соревнований, посвященных 50-летию образования Белгородской области |
2004 год |
Областные и муни- ципальные учрежде- ния дополнитель- ного образования |
Основные направления организации воспитательного процесса:
- создание условий для повышения социального статуса воспитания в системе образования;
- создание областной воспитательной системы на основе имеющихся в области воспитательных традиций и современного опыта;
- укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений всех типов и видов, тесное взаимодействие школы и других субъектов воспитания;
- развитие гуманистических принципов воспитания на основе сочетания общечеловеческих и национально - культурных ценностей;
- усиление патриотического воспитания школьников и учащихся начального профессионального образования, воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной системы, истории страны, жизни и деятельности выдающихся личностей;
- усиление значимости досуговых мероприятий всех образовательных учреждений;
- создание условий для самореализации и развития личности в различных сферах;
- повышение роли психолого - педагогической службы в формировании школьных и классных коллективов, обеспечение профилактики социальной дезадаптации школьников и учащихся профессиональных училищ;
- развитие детских и молодежных объединений обучающихся на основе совместной с педагогами деятельности и разграничения компетенции сторон;
- организация работы с подростками по месту жительства, создание подростковых клубов, обеспечивающих содержательную и полезную деятельность учащихся во внеучебное время;
- развитие социальной практики школьников на основе расширения контактов школы с социумом, вовлечения родителей в совместную досуговую и творческую деятельность, создание и развитие культурно - образовательных Центров на селе;
- формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, нетерпимого отношения к наркотикам, алкоголизму, курению;
- повышение уровня правовой культуры несовершеннолетних, воспитание законопослушного поведения;
- развитие системы дополнительного образования и многообразной внеучебной деятельности, усиление их воспитывающих функций;
- стимулирование развития самоуправления обучающихся в решении задач по обеспечению условий для учебы и отдыха; утверждение отношений сотрудничества между учащимися и преподавателями образовательных учреждений.
Программа деятельности
N п/п |
Мероприятия | Сроки выполнения |
Исполнитель |
1. | Ежегодное проведение акций по вовлечению учащихся в движение за здоровый образ жизни |
2002- 2005 годы |
Управпение образо- вания и науки администрации области |
2. | Проведение олимпиад по правовым знаниям учащихся учреждений общего и начального профессионального образования |
2002- 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации области |
3. | Организация конкурсов профессио- нального мастерства классных руко- водителей "Самый классный клас- сный" |
2003 год |
Управление образо- вания и науки администрации области |
4. | Разработка действенной системы психолого - педагогической помощи детям. Направление в общеобразова- тельные учреждения не менее 30 практических психологов ежегодно |
2002- 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации области |
5. | Подготовка и издание рекомендаций по организации работы с учащимися по месту жительства |
2002 год |
Областной Дворец детского творчест- ва |
6. | Проведение лицензирования всех подростковых клубов по месту жи- тельства с целью определения их соответствия статусу учреждения дополнительного образования |
2002- 2003 годы |
Управление образо- вания и науки администрации области |
7. | Организация в каждом районном центре и микрорайоне города под- росткового клуба по месту житель- ства, создание в нем необходимых условий для организации досуга и занятий подростков |
2002- 2005 годы |
Органы управления образованием адми- нистраций районов и городов |
8. | Разработка и издание примерной программы деятельности детских общественных объединений по воспи- танию у учащихся любви к Родине |
2003 год |
Областной Дворец детского творчест- ва |
9. | Ежегодное проведение слетов акти- вистов детского общественного движения |
2002- 2005 годы |
Областной Дворец детского творчест- ва |
10. | Организация смотра школьных общественных организаций |
2003 год |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, областной Дворец детского творчества |
11. | Издание сборника материалов по опыту работы по проблеме взаимо- действия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности |
2003 год |
Областной научно - методический Центр содержания образо- вания |
12. | Обобщение опыта работы учреждений г. Старый Оскол по формированию гуманистической системы воспитания |
2002 год |
Областной научно - методический Центр содержания образо- вания |
13. | Подготовка ряда рекомендаций для родителей, учащихся и педагогов по профилактике наркомании в школьной среде |
2002- 2005 годы |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, областной Центр психолого - педагогической помощи детям |
14. | Проведение серии творческих кон- курсов школьников, посвященных 60-летию Победы в Курской битве и 60-летию Победы в Великой Отечест- венной воине |
2002- 2005 годы |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, органы управ- ления образованием администрации рай- онов и городов |
15. | Направление несовершеннолетних преступников в специальные учреж- дения закрытого типа |
2002- 2005 годы |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, управление внутренних дел |
16. | Создание сети служб социально - психологической помощи учащимся. Введение в штаты профессиональных училищ и лицеев психологов и соци- альных педагогов |
2002 год |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, руководители учреждений образования |
17. | Разработка методических рекоменда- ций по формированию социально активной личности учащегося в про- цессе занятий в объединениях дополнительного образования |
2002 год |
Управление образо- вания и науки администрации области |
18. | Разработка методических рекоменда- ций по вопросам профилактики и коррекции социально-педагогически запущенных учащихся |
2005 год |
Управление образо- вания и науки администрации области |
19. | Организация эксперимента по созда- нию общеобразовательных учрежде- ний, работающих в режиме "Школа здоровья" |
2002- 2003 годы |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, научно - методический Центр содержания образо- вания |
20. | Оказание совместно со службой за- нятости населения содействия несовершеннолетним в их трудоуст- ройстве в свободное от учебы время на работу |
2002 - 2003 годы |
Органы управления образованием адми- нистраций районов и городов, учреж- дения образования |
21. | Продолжение работы по включению всех учащихся 7-11 классов в лет- ние трудовые лагеря |
2002- 2003 годы |
Органы управления образованием адми- нистрации районов и городов, учреж- дения образования |
22. | Организация работы телефонов дове- рия по психолого - педагогическим проблемам во всех территориях области |
2002- 2003 годы |
Органы управления образованием адми- нистраций районов и городов, психо- логические службы |
23. | Проведение единых Дней здоровья и спорта в общеобразовательных учреждениях области |
Последняя суббота каждого месяца |
Органы управления образованием адми- нистраций районов и городов, учреж- дения образования |
24. | Организация через средства массо- вой информации пропаганды здоро- вого образа жизни детей и подрост- ков, приобщения их к спортивно - массовым и физкультурно - оздоровительным мероприятиям |
2002 - 2005 годы |
Органы управления образованием адми- нистраций районов и городов, учреж- дения образования |
Нумерация приводится в соответствии с источником
9. Социальная реабилитация и охрана здоровья детей, нуждающихся в помощи государства
Основные направления деятельности:
- предупреждение социального сиротства путем активизации работы по раннему выявлению неблагополучных семей и профилактической работы с ними;
- развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, приемные семьи, семейные детские дома, установление опеки и попечительства);
- развитие государственных и муниципальных интернатных учреждений, создание в них среды, близкой к семейной, предусматривающей более тесные взаимоотношения между взрослыми и детьми, а также детей между собой;
- восстановление и сохранение здоровья воспитанников, внедрение здоровьесберегающих технологий в жизнедеятельность учреждений;
- дальнейшее развитие социально - психологической и медико - педагогической службы помощи детям (создание центров психолого - педагогической помощи детям, социальных приютов, городских и районных медико - педагогических консультаций);
- обеспечение условий для интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, с нарушениями речи, опорно - двигательного аппарата) в общеобразовательных школах по месту их жительства;
- внедрение в практику коррекционно - реабилитационной работы образовательных учреждений вариативных форм индивидуального медико - психолого - педагогического сопровождения ребенка (индивидуальный план развития ребенка, организация его повседневной жизни, разработка методик регулярного контроля за его развитием);
- обеспечение условий для профессионального обучения воспитанников - выпускников интернатных учреждений с ограниченными возможностями здоровья путем расширения профилей обучения, создания филиалов профессиональных училищ непосредственно в названных учреждениях;
- обеспечение социальных гарантий детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (жилье, обучение, трудоустройство, положенные выплаты пособий, пенсий);
- внедрение инновационных технологий воспитания и обучения детей, нуждающихся в помощи государства.
Программа деятельности
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Содержание деятельности |Срок исполне-| Исполнители |
|п/п| | нения | |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 1.|Развитие и укрепление материальной| 2002- |Управление образо-|
| |базы государственных, муниципаль-| 2005 |вания и науки ад-|
| |ных и негосударственных образова-| годы |министрации облас-|
| |тельных учреждений для детей-сирот| |ти, органы управ-|
| |и детей, оставшихся без попечения| |ления образованием|
| |родителей, детей с ограниченными| |администраций рай-|
| |возможностями здоровья и трудно-| |онов и городов,|
| |стями в обучении и поведении | |руководители обра-|
| | | |зовательных учреж-|
| | | |дений |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 2.|Расширение семейных форм устрой-| 2002- |Управление образо-|
| |ства детей, оставшихся без попече-| 2005 |вания и науки ад-|
| |ния родителей: усыновление, прием-| годы |министрации облас-|
| |ные семьи, установление опеки и| |ти, органы управ-|
| |попечительства | |ления образовани-|
| | | |ем администраций|
| | | |районов и городов |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 3.|Развитие негосударственных детских| 2002- |Органы управления|
| |домов при предприятиях с целью| 2005 |образованием |
| |своевременного обеспечения детей -| годы |администраций |
| |сирот рабочими местами и жильем | |районов и городов |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 4.|Обеспечение выпускников образова-| 2002- |Органы управления|
| |тельных учреждений всех типов и| 2005 |образованием адми-|
| |видов из числа детей - сирот и де-| годы |нистраций районов|
| |тей, оставшихся без попечения ро-| |и городов |
| |дителей, жильем в соответствии с| | |
| |действующим законодательством | | |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 5.|Создание межведомственной постоян-| 2002 |Администрация |
| |но действующей психолого - медико-| год |г. Старый Оскол и|
| |педагогической консультации в| |Старооскольского |
| |г. Старый Оскол | |района |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 6.|Создание системы раннего выявления| 2001- |Управление образо-|
| |и ранней специальной помощи детям| 2005 |вания и науки|
| |с отклонениями в развитии на осно-| годы |администрации об-|
| |ве соответствующей Федеральной| |ласти, органы|
| |программы | |управления образо-|
| | | |ванием администра-|
| | | |ций районов и|
| | | |городов |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 7.|Разработка модели комплектования| 2002- |Управление образо-|
| |классов компенсирующего обучения | 2005 |вания и науки ад-|
| | | годы |министрации облас-|
| | | |ти, областной|
| | | |Центр содержания|
| | | |образования |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 8.|Дальнейшее развитие службы времен-| 2002- |Управление образо-|
| |ного и постоянного трудоустройства| 2005 |вания и науки|
| |детей - сирот и детей, оставшихся| годы |администрации |
| |без попечения родителей | |области, органы|
| | | |управления образо-|
| | | |ванием администра-|
| | | |ции районов и го-|
| | | |родов совместно со|
| | | |службами занятости|
| | | |населения |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 9.|Участие в проведении ежегодных| 2002- |Управление образо-|
| |областных и Всероссийских конкур-| 2005 |вания и науки ад-|
| |сов авторских программ по органи-| годы |министрации облас-|
| |зации воспитательной деятельности| |ти, органы управ-|
| |с детьми, нуждающимися в помощи| |ления образованием|
| |государства | |администраций рай-|
| | | |онов и городов |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
|10.|Развитие филиалов (групп) профес-| 2002- |Управление образо-|
| |сиональных училищ на базе интер-| 2005 |вания и науки ад-|
| |натных учреждений всех типов и| годы |министрации облас-|
| |видов | |ти, органы управ-|
| | | |ления образованием|
| | | |администраций рай-|
| | | |онов и городов |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
|11.|Создание условий для полного удов-| 2002- |Органы управления|
| |летворения потребности детей и ро-| 2005 |образованием адми-|
| |дителей в оздоровительных лагерях| годы |нистраций районов|
| |с дневным пребыванием на базе| |и городов, регио-|
| |образовательных учреждений области| |нальное отделение|
| | | |Фонда социального|
| | | |страхования РФ |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
|12.|Обеспечение отдыха и оздоровления| 2002- |Управление образо-|
| |детей - сирот и детей, оставшихся| 2005 |вания и науки|
| |без попечения родителей, на базе| годы |администрации |
| |загородных детских оздоровительных| |области |
| |и санаторных лагерей | | |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
|13.|Осуществление разработки и моди-| 2002- |Управление образо-|
| |фикации образовательных программ,| 2003 |вания и науки ад-|
| |ориентированных на предупреждение| годы |министрации облас-|
| |алкоголизма, наркомании и курения| |ти, управление|
| |среди учащихся общеобразовательных| |здравоохранения |
| |школ, детских домов, школ - | |администрации |
| |интернатов и учреждений начального| |области |
| |профессионального образования | | |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
|14.|Обеспечение сбалансированного| 2002- |Управление образо-|
| |общественного питания детей и под-| 2005 |вания и науки|
| |ростков по месту учебы за счет пе-| годы |администрации об-|
| |рехода на частичное самообеспече-| |ласти, органы|
| |ние продуктами питания и привлече-| |управления образо-|
| |ния к организации школьного пита-| |ванием администра-|
| |ния спонсоров и попечительских со-| |ции районов и|
| |ветов | |городов |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
|15.|Организация социальной рекламы в| 2002- |Управление образо-|
| |средствах массовой информации,| 2005 |вания и науки|
| |направленной на привлечение внима-| годы |администрации |
| |ния общественности к проблемам| |области, органы|
| |социального сиротства, защиты и | |управления образо-|
| |охраны здоровья детей | |ванием администра-|
| | | |ции районов и|
| | | |городов |
\-----------------------------------------------------------------------/--------------------------------------------------/
10. Кадровое обеспечение системы образования, повышение квалификации педагогических кадров
Потребность образовательных учреждений в педагогических кадрах с учетом демографической ситуации в области
Специальности | Потребность в педкадрах, годы | ||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Учитель начальных классов | 150 | 150 | 120 | 110 | 100 |
Учитель русского языка и литературы |
120 |
120 |
120 |
120 |
110 |
Учитель математики, информатики и физики |
125 |
125 |
125 |
125 |
125 |
Учитель иностранных языков | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Учитель биологии, химии и географии |
90 |
90 |
90 |
90 |
75 |
Учитель истории, государства и права |
55 |
55 |
55 |
55 |
50 |
Учитель физкультуры и ОБЖ (НВП) | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 |
Учитель музыки, хореографии | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 |
Учитель ИЗО и черчения | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 |
Педагог - психолог | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
Логопед | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
Учитель трудового обучения | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 |
Старшие вожатые | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
Воспитатели дошкольных учреждений |
120 |
120 |
110 |
100 |
90 |
Мастера производственного обучения |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Преподаватели спецдисциплин | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
Основные направления работы:
- совершенствование работы по подготовке кадров в педагогических учебных заведениях области с учетом целевой подготовки специалистов для конкретных территорий, педагогического коллектива;
- продолжение работы по дальнейшему совершенствованию системы непрерывного педагогического образования;
- проведение профориентационной работы среди школьников, повышение качества подготовки педагогических кадров, совершенствование послевузовского образования;
- корректировка учебных программ педагогическими учебными заведениями с учетом региональных компонентов;
- внесение содержательных изменений в систему повышения квалификации в соответствии с достижениями российской и мировой педагогической науки и практики;
- обеспечение условий для развития личности и творческого потенциала педагога, индивидуальных и коллективных форм, методов и систем обучения, в том числе на основе вариативных программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки специалистов);
- усиление организационно - методического обеспечения развития педагогического творчества, всемерное содействие приобщению учителей к опытно - экспериментальной работе в ходе освоения педагогических инноваций;
- ориентация методической работы на опережающую подготовку учителей для работы в инновационном режиме, оказание гибкой адресной помощи педагогам в совершенствовании их психолого - педагогической подготовки, овладении новыми эффективными технологиями обучения и воспитания школьников;
- создание банка педагогической информации с целью оперативного ознакомления учителей с содержанием новых программ, учебников, новыми педагогическими технологиями, приемами и методами обучения школьников.
Программа деятельности
/--------------------------------------------- -------------------\
| N | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
|п/п| | исполнения | |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 1.|Продолжение в педагогических учеб-| 2002- |Управление образо-|
| |ных заведениях области целевой| 2005 |вания и науки|
| |подготовки специалистов для обра-| годы |администрации об-|
| |зовательных учреждений на договор-| |ласти, педагоги-|
| |ной основе | |ческие учебные|
| | | |заведения |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 2.|Введение в педагогических учебных| 2002- |Управление образо-|
| |заведениях области подготовки спе-| 2005 |вания и науки ад-|
| |циалистов - дефектологов | годы |министрации облас-|
| | | |ти, Белгородский|
| | | |государственный |
| | | |университет |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 3.|Создание и развитие психологиче-| 2002- |Управление образо-|
| |ской службы в системе образования| 2005 |вания и науки|
| |области, осуществление подготовки| годы |администрации об-|
| |и введение и платы образовательных| |ласти, Белгород-|
| |учреждении социальных педагогов | |ский государствен-|
| | | |ный университет |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 4.|Разработка и внедрение новой моде-| 2002- |Управление образо-|
| |ли подготовки управленческих | 2005 |вания и науки|
| |кадров для системы образования| годы |администрации об-|
| |области | |ласти, областной|
| | | |научно - методи- |
| | | |ческий Центр|
| | | |содержания образо-|
| | | |вания |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 5.|Расширение перечня педагогических| 2002- |Управление образо-|
| |специальностей, необходимых обра-| 2005 |вания и науки|
| |зовательным учреждениям области | годы |администрации |
| | | |области, педагоги-|
| | | |ческие учебные|
| | | |заведения |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 6.|Разработка механизма совершенство-| 2002- |Учреждения допол-|
| |вания взаимодействия учреждений| 2003 |нительного профес-|
| |дополнительного профессионального| годы |сионального обра-|
| |образования (повышения квалифика-| |зования (повышения|
| |ции) и высших учебных заведений | |квалификации) |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 7.|Разработка и реализация мер по со-| 2002- |Учреждения допол-|
| |вершенствованию системы непрерыв-| 2005 |нительного профес-|
| |ного повышения квалификации педа-| годы |сионального обра-|
| |гогов на основе обогащения их| |зования (повышения|
| |общей и профессиональной культуры | |квалификации), |
| | | |органы управления|
| | | |образованием адми-|
| | | |нистраций районов|
| | | |и городов, образо-|
| | | |вательные учрежде-|
| | | |ния области |
|---+----------------------------------+-------------+------------------|
| 8.|Создание и регулярное обновление| 2002- |Управление образо-|
| |банка педагогической информации| 2005 |вания и науки|
| | | годы |администрации |
| | | |области |
\-----------------------------------------------------------------------/
Нумерация приводится в соответствии с источником
12. Материальная база образовательных учреждений
Основные направления развития:
- создание оптимальной сети образовательных учреждений разных типов и видов; максимальное сохранение действующих и открытие новых учреждений, соответствующих образовательным потребностям детей и запросу населения; при целесообразности осуществлять строительство новых зданий или организовать подвоз учащихся в действующие образовательные учреждения;
- завершение замены приспособленных и аварийных зданий образовательных учреждений;
- оснащение образовательного процесса оборудованием, мебелью учебно - наглядными пособиями, необходимыми для организации освоения учащимися основ наук на уровне государственных образовательных стандартов, пополнение парка ЭВТ компьютерными классами и персональными компьютерами современных модификаций;
- внедрение энергосберегающих технологий при эксплуатации зданий и сооружений объектов образования: установка счетчиков учета и приборов регулирования расхода энергоресурсов (воды, газа, тепла), перевод автотранспорта на использование газа в качестве топлива и др.
Программа деятельности
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки исполнения |
Исполнители |
1. | Развитие и укрепление материальной базы образовательных учреждений |
2002- 2005 годы |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, органы местно- го самоуправления районов и городов |
2. | Внесение предложений по строитель- ству и ремонту образовательных учреждений в администрацию области для формирования пообъектного титульного списка на реализацию местных программ администрации области |
2002- 2005 годы |
Управление образо- вания и науки ад- министрации облас- ти, органы местно- го самоуправления районов и городов |
3. | Обеспечение контроля за ходом проведения капитальных ремонтов в образовательных учреждениях об- ласти, подготовки к работе в учеб- ное время |
2002- 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации об- ласти, органы местного самоуп- равления районов и городов |
4. | Осуществление контроля по проти- вопожарному состоянию учреждений образования области во исполнение положений закона Белгородской об- ласти от 17 ноября 1998 года N 46 "О пожарной безопасности в Белго- родской области" |
2002 год |
Управление образо- вания и науки администрации области, органы местного самоуп- равления районов и городов |
5. | Подготовка ведомостей комплектации и осуществление контроля за ходом обеспечения пусковых объектов об- разования в соответствии с еже- годно принимаемыми распоряжениями главы администрации области по строительству объектов соцкульт- быта |
2002- 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации области, органы местного самоуп- равления районов и городов |
6. | Осуществление контроля за ходом строительства объектов образования |
2002- 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации области, органы местного самоуп- равления районов и городов |
7. | Организация работы по внедрению энергосберегающих мероприятий, ус- тановка счетчиков учета и приборов регулирования расхода энергоресур- сов |
2002- 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации области, органы местного самоуп- равления районов и городов |
8. | Организация работы по переводу автотранспорта на использование газа в качестве топлива |
2002- 2005 годы |
Управление образо- вания и науки администрации области, органы местного самоуп- равления районов и городов |
9. | Завершение работы про газификации котельных, отапливающих учреждения образования |
2002 год |
Управление образо- вания и науки администрации области, органы местного самоуп- равления районов и городов |
13. Финансовое обеспечение программы
Строительство общеобразовательных школ Белгородской области на период 2002 - 2005 годов согласно предложениям администрации районов и городов
Годы строительства |
Стоимость строительства, тыс. руб. |
||
В ценах 1991 г. | В ценах текущего года |
Рыночный коэффициент |
|
1 | 4 | 5 | 6 |
2002 | 23100 | 145567 | 22,0 |
2003 | 15400 | 346500 | 22,5 |
2004 | 13200 | 303600 | 23,0 |
2005 | 11000 | 258500 | 23,5 |
Итого: | 62700 | 1416800 |
Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)
Сроки реализации программы |
Источники финансирования | |||
Федеральный бюджет (тыс. руб.) |
Областной и муниципальный бюджеты, Внебюджетные источники области (тыс. руб.) |
Внебюджетные источники (федеральные) (тыс. руб.) |
Всего (тыс. руб.) |
|
2002 г. | 9746,8 | 5296,1 | 8359,7 | 23402,6 |
2003 г. | 16391,0 | 72598,7 | 57581,2 | 146570,9 |
2004 г. | 80241,0 | 68970,5 | 51678,9 | 200890,4 |
2005 г. | 73526,8 | 63631,7 | 70057,8 | 207216,3 |
Итого по программе |
179905,7 |
210497,1 |
187677,6 |
578080,3 |
2002 год - финансирование осуществляется в пределах утвержденного годового бюджета.
2003 - 2002 годы финансирование предполагается в пределах утверждаемого бюджета на текущие годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Белгородской области от 4 февраля 2002 г. N 69 "Об областной целевой программе "Развитие образования Белгородской области на 2002 - 2005 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля